Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

А Скляров Обитаемый остров Земля

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|

Установление однозначного соответствия графических конфигураций и всех существующих в языке структур повышает выразительность письма до уровня выразительных возможностей устной речи. Все, что может быть выражено в слове, может быть также фиксировано в письменной форме. Кроме того, письменная речь стала гибким инструментом выражения и передачи всех новообразований мыслительной деятельности. Эти замечательные свойства обусловлены комбинаторным принципом использования алфавитных систем письменности, так как комбинирование знаков делает систему конструктивной: можно образовать бесконечное число комбинаций, объединив их в более или менее длинные цепочки слов. Трудности обучения письменности при этом сколь-нибудь заметно не возрастают. То, что техническим условием письма и чтения является заучивание всего лишь двух или трех десятков простых символов, представляется, учитывая гигантский выразительный потенциал письменности, настоящим чудом».

Уф-ф-ф!.. Пока закончили с цитированием...

* * *

Не знаю, как Вас, уважаемый читатель, но меня с некоторого времени начали настораживать слова типа «очевидно», «только», «единственный вариант» и т.д. и т.п. Реальная жизнь в ее многообразии весьма ощутимо отличается от «единственно возможной столбовой дороги» и довольно часто демонстрирует нам, что «очевидные выводы» на деле могут оказаться банальными заблуждениями...

Действительно ли столь «несовершенна» пиктографическая и иероглифическая письменность?.. Столь ли неоспоримы «преимущества» и «достоинства» алфавитного письма?.. Настолько ли «неизбежна» была та эволюция письменности, которая имела место быть?..

Попробуем в этом усомниться и посмотрим на разные виды письменности с несколько иных позиций…

РћРґРЅР° РёР· основных функций письменности – передача информации. Р? именно РЅР° этой функции акцентирует внимание Р¤.Кликс. Однако Рё Сѓ письменности, Рё Сѓ разговорного языка есть также Рё РґСЂСѓРіРёРµ задачи!

«Обычно говорят, что язык есть «средство человеческого общения», не задумываясь о пустоте такой формулировки. А зачем же все-таки общаться? Более детально общение может быть раскрыто как организация социального взаимодействия, координация деятельности. В этом заключается коммуникативная функция языка...» (В.Курдюмов, «О сущности и норме языка»).

Заметим, что для решения какой-либо практической задачи, например – строительство башни, обеспечение координации совместной деятельности приобретает основное значение...

Р? РІРѕС‚ тут-то РІСЃРµ становится РЅРµ столь СѓР¶ «однозначным» Рё «очевидным».

В«...само явление многообразия языков (термин заимствован Сѓ Вильгельма Гумбольдта) выглядит весьма загадочно. Р’ самом деле, почему РІ РјРёСЂРµ так РјРЅРѕРіРѕ языков? Р?С… 5-6 тысяч, согласно подсчетам этнологов. Теория эволюции Дарвина, СЃ ее механизмом приспосабливаемости Рє окружающей среде РІ С…РѕРґРµ естественного отбора, РІ данном случае ничего РЅРµ объясняет, так как обладание чрезмерным количеством языков РЅРµ только РЅРµ РїСЂРёРЅРѕСЃРёС‚ пользы человечеству, РЅРѕ, наоборот, ему вредит. Так, если, например, рассмотреть ситуацию РІ рамках только РѕРґРЅРѕР№ лингвистической РіСЂСѓРїРїС‹, то легко заметить, что качество языкового обмена РІ ее пределах зависит РѕС‚ степени развития лишь своего, «родного», языка. Что же касается выхода РЅР° уровень международных контактов, то Рё здесь РІСЃСЏРєРѕРµ «языковое расточительство» (РїРѕ выражению Стейнера) становится ненужным Рё лишь мешает взаимопониманию» (Рџ.Рикер, «Парадигма перевода»).

Если лингвистическая РіСЂСѓРїРїР° мала (например, РІ небольшой стране), то серьезных проблем РЅРµ возникает. Рђ если страна большая, Рё РІ разных ее регионах жители разговаривают РЅР° разных диалектах?.. РўРѕРіРґР° качество языкового обмена, очевидно, будет тем хуже, чем сильнее диалектное разнообразие. Р? здесь задача координации деятельности ложится РІ первую очередь уже РЅР° письменность, которая РІ некоторой степени нивелирует диалектные различия. Осуществляется же это Р·Р° счет введения определенных дополнительных правил РїРёСЃСЊРјР°, РІ котором РІ итоге складывается РґРІР° противоречивых принципа. Р’ соответствии СЃ РѕРґРЅРёРј РёР· принципов алфавитного РїРёСЃСЊРјР° слова должны писаться так, как РѕРЅРё произносятся; РІ соответствии СЃ РґСЂСѓРіРёРј – слова должны писаться РїРѕ некоей «традиции», закрепляемой РІ правилах орфографии.

Но при общении между разными народами не спасает и это – слишком велико различие языков...

В целом: в вопросе решения задачи коммуникации современная алфавитная система письменности вынуждена идти на всевозможные «ухищрения» от специально разрабатываемых правил орфографии до целой индустрии перевода.

Однако с этой же задачей гораздо эффективней в ряде случаев способны справляться другие формы письменности, построенные на кардинально иных принципах. Речь идет в первую очередь об идеографии, одной из разновидностей которой является иероглифика.

Термин «идеография» соответствует такому письму, знаки которого (идеограммы или логограммы) отображают не звучание, а значение слова. Эта привязка не к звуку (фонетике), а к значению (смыслу) слов дает идеографии целый ряд преимуществ.

«Прежде всего, идеографическое письмо передает достаточно полно и точно содержание любого словесного сообщения независимо от степени его конкретности или отвлеченности. Кроме этого, передаются (хотя и неполно) элементы структуры высказывания (словопорядок, словесный состав, некоторые грамматические формы и т.д.)» (О.Завьялова, «Лабиринты иероглифа. От древних гадательных костей до современного киберпространства»).

Р?деографическое РїРёСЃСЊРјРѕ пользуется строго фиксированными, устойчивыми РїРѕ начертанию наборами знаков, РІ начертании которых может сохраняться некоторое, хотя Р±С‹ символическое сходство СЃ изображаемым предметом.

Кроме того, отсутствие привязки идеограмм к звуку позволяет сохранять неизменными знаки письменности даже при значительных изменениях разговорного языка весьма длительное время. Так, как это имеет место, например, в уже упомянутом ранее Китае (некоторые ученые считают, что китайские иероглифы существуют уже около 6000 лет).

«Логично, что для передачи, предположим, понятия «птица», человек ее просто нарисует. РўРѕ есть РЅР° скале (папирусе, пергаменте, глине) РѕРЅ фиксирует понятие, Р° РЅРµ Р·РІСѓРєРё, которыми это понятие передается. Это принцип иероглифического РїРёСЃСЊРјР°, принятого РІ Древнем Египте Рё РґРѕ сегодняшнего РґРЅСЏ используемого РІ китайском языке. Его очевидное достоинство – независимость РѕС‚ произношения. Современный (грамотный) китаец СЃ легкостью понимает тексты, написанные пару тысяч лет назад. Р?ероглифическая письменность объединяет Китай: различие северных Рё южных диалектов очень существенно. Р’ СЃРІРѕРµ время вождю Рё учителю китайского пролетариата Мао Цзэдуну, который был СЂРѕРґРѕРј СЃ Юга, требовался переводчик (!) для агитации РІ Харбине Рё северных провинциях» (там же).

«Существует большое количество диалектов китайского языка. Рћ точном РёС… числе СЃРїРѕСЂСЏС‚ специалисты. Всего лингвисты насчитали семь диалектных РіСЂСѓРїРї, каждая РёР· которых делится РЅР° несколько РїРѕРґРіСЂСѓРїРї. (Насчитывается РґРѕ 730 диалектов). Диалекты СЋРіР° Рё севера отличаются так сильно, что жители Шанхая Рё Пекина РЅРµ РїРѕР№РјСѓС‚ РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°: иероглифы понимают одинаково, РЅРѕ РїСЂРѕРёР·РЅРѕСЃСЏС‚ РїРѕ-разному. Р’ РѕРґРЅРѕРј лишь Пекине насчитывается три диалекта – Западного РіРѕСЂРѕРґР°, Восточного РіРѕСЂРѕРґР° Рё районов Рє СЋРіСѓ РѕС‚ проспекта Чанъанъ дацзе! Р?ероглифы же, связанные лишь СЃРѕ значением слов, позволяют пекинцу объясниться РЅРµ только СЃ гуанчжоусцем, РЅРѕ даже СЃ корейцем или японцем, языки которых имеют совсем РЅРµ китайскую грамматику» (там же).

В«...иероглифы РІ Китае – это РЅРµ только СЃРёРјРІРѕР» древней культуры. Р?СЃРїРѕРєРѕРЅ веков РѕРЅРё обеспечивали единство нации РІРѕ времени Рё пространстве. Даже РІ начале РҐРҐ столетия иероглифическая письменность позволяла всем образованным людям читать древние изречения Конфуция Рё сочинять стихи РїРѕ средневековым образцам. РћРЅР° же всегда связывала воедино множество китайских диалектов-языков. Р?С… несхожесть настолько велика, что жители разных областей Срединного государства либо устно объяснялись РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј через «переводчиков», либо «писали» РЅР° ладони иероглифы, читая РёС… СЃРѕ СЃРІРѕРёРј диалектным произношением» (там же).

РџСЂРёСЂРѕРґР° столь высокой эффективности китайской письменности РІ решении задачи коммуникации РїРѕ сравнению СЃ письменностью алфавитной кроется РІ принципиальном отличии базовых принципов РІ РѕСЃРЅРѕРІРµ РґРІСѓС… вариантов передачи информации – смысловом Рё фонетическом (отображение Р·РІСѓРєР°, Р° РЅРµ смысла). Представляется достаточно тривиальным вывод, что РїСЂРё использовании смыслового принципа проблем между языками нет, Р° РїСЂРё использовании фонетического принципа неизбежно возникает прямая зависимость РѕС‚ сходства разговорных языков. Р? Китай подтверждает этот вывод...

Мы же настолько привыкли к использованию фонетического принципа, что считаем его совершенно «естественным» и «неизбежным», иногда даже приписывая им «неразрывное единство». В одной из книг мне попалось даже такое определение: «Письмом называют систему начертательных знаков, используемых для фиксации звуковой речи»... Уже в самом определении по умолчанию закладывается связь с фонетикой!.. Ясно, что и переход письменности к фонетической основе в этих условиях может показаться (вслед за Ф.Кликсом) вполне «естественным» и «неизбежным», а Китай – лишь «отставшей в развитии» страной...

Однако более внимательный взгляд на некую «естественность» фонетизации (то есть перехода к опоре на звук, а не на смысл) письменности способен обнаружить целый ряд «шероховатостей», «нестыковок» и «странностей».

Если столь тесна и естественна связь письменности со звуками устной речи, то зачем и почему длительное время сохраняется различие между буквами алфавита и звуками, которые эти буквы отображают? Еще всего сто лет назад алфавит в русском языке читался как «аз, буки, веди, глагол, добро, есть...» и так далее. На протяжении многих столетий буква (то есть знак письменности), которая (по теории) должна была нести звучание, отображала на самом деле некоторое понятие!.. Причем отголоски данного факта прослеживаются во многих языках до сих пор. Например, в английском языке буква «R» сама по себе читается как удлиненное русское «а», но в слове имеет совершенно иное звучание: после согласных произносится как «р», а после гласных – вообще «исчезает», лишь изменяя звучание предыдущей гласной буквы. Где же здесь фонетическая привязка?..

А с упомянутым «исчезновением» букв вообще загадочная картина. В том же английском языке в слове «night» (и массе других подобных слов) при прочтении пропадает целых две буквы «g» и «h»!.. Французы же достаточно часто «глотают» гораздо больше букв – иногда слово в 6-8 букв произносится всего парой (!) звуков.

Обычно эти «странности» объясняют либо некоей «традицией», либо требованиями орфографии (что тоже по сути – своеобразная «традиция»).

Вполне, впрочем, понятно, «откуда здесь ноги растут». Если в условиях высокой изменчивости устного разговорного языка строго придерживаться фонетического базового принципа, то есть следовать девизу «как слышица, так и пишица», то очень быстро представители разных регионов (говорящие на схожих, но все-таки разных диалектах) просто перестанут понимать друг друга. А решая задачу коммуникации (то есть ухода от непонимания друг друга) путем соблюдения некоей «традиции» или правил орфографии, мы на самом деле идем на прямое нарушение принципа фонетического построения письма!..

Другой немаловажный момент. Обычно в качестве «доказательства несовершенства» другого подхода к построению письменности приводится большое количество знаков пиктографии и иероглифической письменности.

«В основе китайской письменности лежат особые знаки – иероглифы, отдельно или вместе с другими выражающие смысл и очень часто (но не всегда!) представляющие отдельное слово. Большинство иероглифов остаются неизменными уже более 2000 лет. Некоторые возникли из рисунков, например иероглифы «солнце», «человек», «дерево». Другие представляют собой сочетание нескольких знаков, например два «дерева» означают «лес». Однако большинство знаков – это абстрактные композиции.

Общее число иероглифов точно не известно. Для чтения газет достаточно знать 3000 знаков. В среднем словаре насчитывается 8000, а большой словарь XVII в. включает в себя 47000 иероглифов.

При произношении их помогает лишь прилежное заучивание, так как никакой связи между знаком и его звучанием нет. Каждому знаку соответствует отдельный слог. Однако число слогов невелико, их всего 420. Поэтому разные иероглифы могут звучать совершенно одинаково. Чтобы различать их, существуют тона разной высоты. В литературном китайском языке различают 4 тона, а в региональных диалектах и говорах их число значительно больше. Так, в кантонском диалекте – 8 тонов» (там же).

Казалось бы, действительно: попробуй-ка выучи все это!..

Однако есть здесь все-таки определенное «лукавство»...

Сколько времени РјС‹ учим алфавит?.. РќСѓ, пару-тройку месяцев. Несомненно, это – гораздо быстрее, чем выучивание тысяч знаков иероглифики. РќРѕ чем РјС‹ занимаемся потом еще целый десяток лет?.. Учим грамматику, орфографию, синтаксис... Массу правил СЃ кучей исключений... РџСЂРё этом очень часто эти «правила» Рё «исключения» РЅРµ поддаются никакой разумной логике, Рё РёС… приходится «тупо зазубривать»... Так чем это «легче» выучивания нескольких тысяч иероглифов СЃРѕ значительно более упрощенной грамматикой?.. Р? что РјС‹ выигрываем РїСЂРё явных потерях РІ решении задач коммуникации?!.

В качестве еще одного аргумента «прогрессивности» именно алфавитной письменности (построенной на фонетическом принципе) часто приводят некие «затруднения» пиктографии и иероглифической письменности, когда необходимо отобразить новое или абстрактное понятие. Но, во-первых, еще в Древнем Египте вполне справлялись с задачей отображения абстрактных понятий (которые даже выделяли в отдельную категорию). А во-вторых, ну и что с того, что я смогу по звучанию написать, например, слово «дескриптор»?!. Без помощи толкового словаря или иного «первоисточника», без уточнения смысла данного термина через другие более «простые» и известные слова я не смогу решить элементарную задачу коммуникации – донести содержание своей идеи даже до человека, говорящего на том же языке (за исключением лишь тех, кому смысловое наполнение данного термина уже известно).

(В данном случае из энциклопедического словаря можно узнать, что дескриптор – лексическая единица (слово, словосочетание) информационного-поискового языка, служащая для выражения основного смыслового содержания документов. Вот ирония судьбы – сначала хотел привести в пример другое слово, но открыл словарь для уточнения формулировки его содержания и на глаза попался именно «дескриптор».)

Весьма показательна в этом отношении многочисленная так называемая «специальная» литература, содержимое которой «неспециалист» зачастую вынужден в буквальном смысле слова переводить на более привычный язык – выполнять работу, которая требует порой отнюдь не меньше усилий, чем перевод с иностранного языка.

Р? наоборот, РІ пиктографической Рё иероглифической письменности введение РІ РѕР±РёС…РѕРґ РЅРѕРІРѕРіРѕ символа уже вполне может сопровождаться пояснением смысла его содержания Р·Р° счет использования каких-то уже более известных символов РІ качестве составных частей РЅРѕРІРѕРіРѕ символа.

Так у какой системы письменности здесь реальное преимущество?..

Р?РЅРѕРіРґР° РІ качестве «недостатков» иероглифического РїРёСЃСЊРјР° (например, китайской письменности) указывается наличие нескольких значений Сѓ РѕРґРЅРѕРіРѕ Рё того же символа, что затрудняет чтение, поскольку нужно выбрать какой-то РѕРґРёРЅ РёР· нескольких возможных смыслов знака. Дескать, алфавитная система письменности позволяет устранить этот «недостаток». РќРѕ так ли СѓР¶ позволяет?..

Нужно ли пояснять Рё иллюстрировать тот момент, что «поле» РІ сельском хозяйстве РІРѕРІСЃРµ РЅРµ РѕРґРЅРѕ Рё то же, что «поле» РІ физике, РіРґРµ даже понятие «поле сил» отличается РїРѕ смысловому содержанию РѕС‚ понятия «силовое поле». Если же учесть РґСЂСѓРіРёРµ смысловые значения термина (точнее: буквосочетания) «поле», то РёС… можно сосчитать СЃ десяток!.. Р? РІ поисках аналогичных примеров РІРѕРІСЃРµ РЅРµ надо далеко ходить...

Кто-то может возразить: дескать, мы же легко ориентируемся в выборе конкретного смыслового значения слова по самому тексту. Но что это значит?.. Это значит, что для определения смысла «многозначных» слов мы используем какие-то соседние слова. Тогда чем это отличается, скажем, от использования в иероглифической письменности в аналогичных целях специальных знаков – детерминативов в Древнем Египте или фонетических ключей, определяющих тональность чтения и конкретное смысловое содержание китайских иероглифов?..

Р?так, алфавитная система письменности оказывается РІРѕРІСЃРµ РЅРµ лишенной тех СЏРєРѕР±С‹ «недостатков», которыми обладает пиктографическая Рё иероглифическая письменности. Рђ есть ли Сѓ алфавитной системы какие-то особые «преимущества»?..

Возьмем цитату, которая преображаясь и модифицируясь, курсирует из источника в источник в качестве одного из основных «иллюстрирующих примеров преимущества» алфавитной системы.

«Знатный финикийский купец оставался дома, а все торговые дела вел хозяин судна. Возвращаясь домой, он должен был отчитаться перед купцом о проданных и купленных товарах, о всех расходах и приходах, о прибылях. Запомнить все невозможно, нужно тут же на месте записать все сделанное. Поэтому хозяин судна должен уметь писать. Также необходимо и купцу быть грамотным, ведь он проверяет все записи и отчеты, а иногда и сам едет на корабле со своими товарами, сам ведет счета.

Р?менно поэтому РІ финикийских городах начали создавать такую систему РїРёСЃСЊРјР°, которую можно легко выучить. РќРё египетская, РЅРё ассиро-вавилонская письменность РЅРµ подходила для этого. Писцы Египта, Вавилона Рё РђСЃСЃРёСЂРёРё РјРЅРѕРіРѕ лет обучались РІ школах. Для этого Сѓ финикийцев РЅРµ было времени. Да Рё слишком большое количество писцов потребовалось Р±С‹ для массы торговых СЃСѓРґРѕРІВ» (Р .Рубинштейн).

Непонятно, почему для этих целей нельзя было использовать иероглифы или пиктограммы?.. Тем более, что сама суть торговых операций не требует большого количества терминов. Для быстроты же записи удобнее использовать не буквенные слова, а символьное обозначение – недаром стенографисты уходят от «чисто» буквенной записи в сторону использования определенной системы специальных символов, фактически возвращаясь к своеобразной «иероглифике».

Более того, общение финикийцев с разными народами требовало именно универсализации знаков (то, что имеет место в иероглифической и пиктографической, а вовсе не алфавитной письменности), дабы нивелировать различие между языками!..

А ведь нужно еще учесть, что поселения самих финикийцев были разбросаны по всему побережью Средиземного моря. Это неизбежно приводило к тому, что на язык какого-то города-порта оказывал влияние язык аборигенов. Следовательно, сам финикийский язык должен был иметь множество местных наречий, что только затрудняло бы взаимопонимание даже в рамках единого финикийского языка при алфавитном подходе в письменности...

С учетом всех этих соображений, потребности финикийцев должны были привести к прямо противоположному результату – возврату к пиктографо-иероглифическому письму.

Между прочим, китайцы были не менее искусными мореходами (чему есть масса свидетельств) и также очень много торговали. Но ведь они так и не пошли по пути перехода к фонетической структуре письменности!..

В целом: традиционное объяснение появления алфавита никуда не годится, и нужно искать какой-то вообще иной источник алфавитного письма и причины его возникновения.

Р? наконец, есть еще РѕРґРёРЅ косвенный «аргумент РІ пользу» общепринятой точки зрения. Дескать, сложность иероглифической письменности привела Рє тому, что РѕРЅР° оставалась достоянием лишь немногих «избранных»; Рё только переход Рє алфавиту СЃРјРѕРі сделать письменность общедоступной.

Но так ли уж однозначно связаны между собой форма письменности и количество грамотных?..

Скажем, Китай, не меняя в целом своей письменности, демонстрирует нам в своей истории как периоды «ограниченной доступности» письменности, так и периоды «массовой грамотности населения». В России же всего менее ста лет назад пришлось проводить кампанию по ликвидации неграмотности, хотя уже тысячу лет в ней имелись алфавитные формы письменности...

Но и в древности есть примеры, заставляющие усомниться в утвердившейся официальной точке зрения.

«Среди рунических знаков, которыми сделаны приблизительно четыре тысячи ныне известных надписей, немало букв, похожих на латинские, на греческие и этрусские. Германцы, которые после вторжения римлян не раз видели написанные латиницей документы, со временем, вероятно, переделали древние руны, приблизив их к четкой и стройной форме латинского письма. Рунами пользовались до тех пор, пока принятие христианства не узаконило латинскую азбуку как официальное письмо для церковной литературы... Пунктированными рунами пользовались по всей Скандинавии – даже для частных записей. Хотя руны так и не стали знаками всенародной письменности» (Р.Рубинштейн)

А ведь руны имеют фонетическую основу!..

С другой стороны для иероглифической письменности есть прямо противоположные примеры:

«По мнению доктора Рќ.Грубе, большинство народа майя хотя Р±С‹ частично владела грамотой. Р?ероглифы, обозначающие монарха, Р±РѕРіРѕРІ Рё цифры, могли понимать даже крестьяне» («Письменность майя»).

«Астеки, имея тяжелый опыт полудиких, унижаемых всеми маргиналов, придавали большое значение уровню образования всех членов общества. Существовала целая система «искусства воспитания и обучения людей», называвшаяся тлакаупауалицли. О реализации программы обучения заботились общеобразовательные школы, называвшиеся тельпочкалли. Все юноши по достижении 15 лет и независимо от социального положения должны были пройти курс обучения. В элитарные школы – кальмекак – поступали отпрыски знатных семей и особо талантливые дети, успевшие проявить себя в тельпочкалли. Для них это был шанс повысить свой социальный статус. В этих «высших» школах готовились не только жрецы, но и математики, астрономы, писцы и толкователи текстов, учителя и судьи. В учебные планы входили такие предметы как религия, философия, культура речи, ораторское искусство, математика, астрономия и астрология, история, основы морали и права, распорядок личного и общественного поведения» (Г.Ершова, «Древняя Америка: полет во времени и пространстве»).

Р? чем, собственно, это отличается РѕС‚ ситуации РІ современном обществе?.. Читать умеют почти РІСЃРµ, Р° грамотно писать – гораздо меньше...

Значит, причины доступности знания письменности и ее распространенности лежат вовсе не в ее форме, и их надо искать совсем в другой области...

Р?так, РёР· всего вышесказанного следует, что РЅРµ было практически никаких объективных предпосылок перехода РѕС‚ письменности РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ смыслового наполнения символов Рє фонетическому принципу ее построения, однако такой переход РІСЃРµ-таки произошел. Рђ раз так, то какие-то причины РІСЃРµ-таки были.

Что же произошло?..

* * *

Всемирный Период Хаоса и Война Богов

Ранее уже упоминалось, что к концу IV тысячелетия до нашей эры и шумерское, и протоэламское пиктографическое письмо уже находилось в стадии распада, за которым и совершился переход к фонетическому принципу письма. Аналогично и в Древнем Египте приблизительно в то же самое время происходит «звуковое наполнение» письменных знаков...

К этому же и чуть более раннему периоду относятся весьма значимые события, которые произошли в Европе. По сути, речь идет о том, что в какой-то момент времени в диапазоне с середины V до рубежа IV-III тысячелетия до нашей эры развитая сельскохозяйственная «общеевропейская культура» (связанная в том числе и с ранее упоминавшейся трипольской культурой, обладавшей письменностью) фактически прекращает свое существование. Археологические свидетельства указывают на то, что общество в это время меняется не только по своему укладу, но и по доминирующей идеологии. Хотя М.Гимбутас, «по традиции», пытается объяснить произошедшие перемены массовыми миграциями каких-то «пришельцев с востока», реальные причины столь кардинальных перемен так и остаются для историков неясными. Между тем народы Европы оказываются явно отброшенными назад в своем развитии.

Заметим попутно, что так поражающая археологов и историков высочайшим для своего времени уровнем развития крито-минойская цивилизация – с ее многоэтажным строительством, канализацией и даже централизованной подачей в дома горячей воды – судя по всему, вполне могла быть чудом сохранившимся «осколком» этой «общеевропейской культуры», канувшей в лету…

Гораздо восточнее практически в тот же период V-III тысячелетия до нашей эры (данные исследователей сильно разнятся в определении точного времени событий) «совершенно непостижимым образом» и без видимых причин гибнет древняя индийская культура Хараппы и Мохенджо-Даро. Гибнет без остатка...

Заметим, что первоначальная версия гибели хараппской цивилизации в результате нашествия так называемых «ариев» в последнее время всерьез уже и не рассматривается, так как обнаруживает массу противоречий и с археологическими данными, и с предполагаемой датировкой такого «нашествия»…

Р? именно РЅР° рубеже IV-III тысячелетий РґРѕ нашей СЌСЂС‹ буквально «из ничего» РІРґСЂСѓРі «возникают» мощнейшие цивилизации Древнего Египта Рё Междуречья; причем РѕР±Рµ – сразу СЃ полностью сформированной развитой структурой СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё Рё общественного устройства.

Не слишком ли странная череда «совпадений»?...

Любопытно, что по сведениям того же Манефона непосредственно перед династическим правлением – возникшим как раз все на том же на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры – Древний Египет пережил 350-летний «Период Хаоса».

Если это так, то вполне возможно, что «чудодейственное возникновение» величественного династического Древнего Египта «из ничего» является просто иллюзией – следствием этого самого «Периода Хаоса», за названием которого скрываются некие драматические события в истории египетской цивилизации, закрывшие от наших глаз непроницаемым покрывалом более ранний период этого региона.

РќРѕ что это Р·Р° события?.. Р? только ли Египта РѕРЅРё коснулись?..

* * *

Р’ 1922 РіРѕРґСѓ РёРЅРґРёР№СЃРєРёР№ археолог Р . Банарджи обнаружил РЅР° РѕРґРЅРѕРј РёР· островов реки Р?РЅРґ древние СЂСѓРёРЅС‹. Р?С… назвали Мохенджо-Даро, что РІ переводе означает «Холм мертвых». Р СѓРёРЅС‹ оказались остатками древнего РіРѕСЂРѕРґР°, который поражал степенью своей организации. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: РѕРґРЅРё шли строго СЃ севера РЅР° СЋРі, Р° РґСЂСѓРіРёРµ – СЃ запада РЅР° восток. РџРѕ всем улицам протянулись арыки, РІРѕРґР° РёР· которых подавалась РІ РґРѕРјР°, выстроенные РёР· обожженного кирпича. РќРѕ что еще важнее – каждый РґРѕРј был связан СЃ системой канализации, проложенной РїРѕРґ землей РІ трубах РёР· обожженного кирпича Рё выводящей РІСЃРµ нечистоты Р·Р° РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ черту.

Были обнаружены Рё РґСЂСѓРіРёРµ аналогичные поселения РІ этом регионе, которые историки РІ итоге объединили позднее РІ единую «хараппскую цивилизацию». Р? хотя центр этой цивилизации соотнесли СЃ более крупным РіРѕСЂРѕРґРѕРј Хараппой (количество его жителей, РїРѕ некоторым оценкам, доходило РґРѕ 80 тысяч человек), Мохенджо-Даро так Рё продолжал оставаться РѕРґРЅРёРј РёР· основных объектов исследований…

До СЃРёС… РїРѕСЂ никто РЅРµ знает, что стало причиной гибели хараппской цивилизации. Объясняли это РїРѕ-разному: сильное наводнение, резкое ухудшение климата, масштабная эпидемия, нашествие врагов. Однако версию СЃ наводнением РІСЃРєРѕСЂРµ исключили, поскольку РЅРё РІ руинах РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РЅРё РІ слоях почвы РЅРµ было обнаружено никаких следов РІРѕРґРЅРѕРіРѕ катаклизма. РќРµ подтвердились версии Рё РѕР± эпидемиях. Р?сключалось Рё завоевание, так как РЅР° скелетах жителей Хараппы отсутствовали следы применения холодного оружия. Очевидно было только РѕРґРЅРѕ – внезапность бедствия, РІ результате которого перестала существовать целая культура…

Р? тут именно Мохенджо-Даро преподнес РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ СЃСЋСЂРїСЂРёР·.

Р’ 1979 РіРѕРґСѓ англичанин Дэвид Девенпорт (исследователь культуры Рё языков Древней Р?РЅРґРёРё) Рё итальянец Этторе Винченти обнародовали версию Рѕ том, что Мохенджо-Даро РїРѕРіРёР± РІ результате мощного взрыва, напоминающего ядерный!..

Р’ качестве РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· вещественных доказательств исследователи приводили «черные камни», которыми были усеяны улицы РіРѕСЂРѕРґР°. Р’ Р РёРјСЃРєРѕРј университете Рё РІ лаборатории Национального совета исследований (Р?талия) были проведены анализы этих образцов, которые показали, что «черные камни» – это осколки глиняной РїРѕСЃСѓРґС‹, спекшиеся РїСЂРё температуре РїРѕСЂСЏРґРєР° 1400-1600 градусов РїРѕ Цельсию, Р° потом затвердевшие. Такая температура РЅРµ могла возникнуть РІРѕ время обычного пожара. Тем более РЅР° открытом пространстве улиц, РіРґРµ были подобраны исследованные образцы…

В ходе осмотра руин города авторы столь непривычной для историков версии, пришли к заключению, что тут имеется четко очерченная область – эпицентр, в котором все строения как будто сметены каким-то шквалом. При этом разрушения от центра к периферии постепенно уменьшаются, и максимально сохранились строения на окраине. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Развивая СЃРІРѕСЋ версию, Девенпорт Рё Винченти высказали предположение, что те жители, которые оказались РІ эпицентре, мгновенно испарились. Р? это – причина того, почему археологи РЅРµ находили там скелетов.

А в некоторых источниках, упоминающих про версию Девенпорта и Винченти, утверждается, что у обнаруженных (где-то вне эпицентра) останков людей радиоактивность превышала норму более чем в 50 раз…

Мне, к сожалению, не удалось найти ни подтверждения этих заявлений, ни какой-либо (пусть хотя бы и сомнительной) информации о том, кто именно и когда проводил исследования останков на радиоактивность.

К несчастью, сейчас представляется практически невозможной и проверка заключений Девенпорта и Винченти о взрывном характере разрушений в Мохенджо-Даро, поскольку в результате тщательной «реставрации», проведенной в последние десятилетия, внешний вид города значительно изменился – кирпичные развалы разобрали, стены отстроили. Так что теперь тут можно увидеть лишь очередной «диснейлэнд для туристов»…


Рис. 199. Современный вид Мохенджо-Даро

Девенпорт считает, что выдвинутая версия подтверждается и древним индийским эпосом «Махабхарата», где можно найти описание сражения, в ходе которого был произведен некий «взрыв», вызвавший «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились».

Могло ли быть атомное оружие Сѓ хараппской цивилизации?.. Конечно, нет. Ведь между простыми арыками СЃ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ канализацией Рё ядерными технологиями – целая пропасть. Зато инопланетная цивилизация, освоившая межзвездные перелеты, ядерное оружие вполне могла иметь. Р? РЅРµ только ядерное.

Комментируя текст «Махабхараты», Девенпорт говорил следующее:

«В основе этого описания разрушительного сражения, вероятно, кроется какая-то тайна. Еще большее удивление вызывают те места, где говорится о странном оружии не общими словами, а конкретными терминами».

Дело в том, что в «Махабхарате» упоминаются такие слова как «моха» – оружие, приводящее к потере сознания; «шатании» – оружие, убивающее одновременно сотни людей; «тващар» – средство, рождающее хаос в рядах противника; «варша-на» – средство, вызывающее проливные дожди.

В «Маусола Парва» (одна из частей «Махабхараты») есть еще более странное описание:

«Это неизвестное оружие, железная молния, гигантский посланец смерти, превратило в пепел все племя Вришнис и Андхакас. Обугленные трупы даже невозможно было опознать. Волосы и ногти выпадали, горшки разбивались без видимой причины, птицы становились белыми. Через несколько часов вся пища становилась ядовитой. Молния превращалась в тонкий порошок».

А далее – чуть более знакомая картина атомного взрыва:

«Пукара, летая на борту виманы высокой мощности, бросил на тройной город только один снаряд, заряженный силой Вселенной. Раскаленный добела храм, похожий на десять тысяч солнц, поднялся в его сиянии…»

Между прочим, РёРЅРґРёР№СЃРєРёРµ тексты, упоминая РѕР± оружии большой разрушительной мощности, РїСЂСЏРјРѕ указывают РЅР° то, что РѕРЅРѕ принадлежало богам, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ летающим РЅР° СЃРІРѕРёС… «виманах» как РїРѕ небу, так Рё между звезд, – то есть представителям инопланетной цивилизации. Р? хотя это оружие применялось РїРѕСЂРѕР№ для уничтожения земных РіРѕСЂРѕРґРѕРІ, РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью были РІСЃРµ-таки РЅРµ люди, Р° те же самые Р±РѕРіРё. Боги воевали РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј!..

* * *

Упоминания о применении столь же разрушительного оружия можно встретить в текстах и другого региона – в Междуречье. Эти тексты принято называть «плачами». Правда, описания в них гораздо менее информативны и существенно более размыты, нежели в «Махабхарате», хотя и тут можно найти сходство со взрывами атомных бомб.

«Два «воинственных сына» – Нинурта и Нергал – выпустили на волю «порожденьем единым» семь видов страшного оружия, созданных Ану, и на месте взрыва все было «вырвано с корнем, сметено с лица земли». Древние описания красочностью и точностью не уступают рассказам современного очевидца ядерного взрыва. Когда с небес были сброшены «страшные орудия», тотчас последовала ослепительная вспышка: «они на все четыре стороны земли разлили яркие лучи, сжигая все, как пламенем», говорится в одном из текстов. В «плаче» по Ниппуру рассказывается об «урагане, вспышкой молнии рожденном». Потом в небе вырос ядерный гриб – «туча густая, что окутала мраком все небо» – и «поднялся ветра порыв… буря, яростно рвущая небо». Затем ветры… начали сносить облако к Месопотамии: «тьму несет из города в город, тучи густые несет, что окутали мраком все небо» (З.Ситчин, «Войны богов и людей»).

В других плачах нет упоминаний непосредственно ядерного взрыва, но есть описание его вторичных последствий в виде радиоактивного облака, осадки из которого поражали людей лучевой болезнью.

«Люди умирали не от руки врага, их подстерегала невидимая смерть, «что по улицам бродит, по дорогам скитается; станет с кем рядом – и не видно ее; в дом войдет, и никто не узнает». Никто не мог защититься от этого «зла, что на землю набросилось, привидение будто… Через самые стены высокие, через самые толстые стены сочится оно, как вода; никакая дверь его не удержит, и запор не остановит его; через дверь, как змея, вползает оно, сквозь щели, как ветер, внутрь залетает». Кто прятался за дверьми, умирал в доме; кто спасался на крыше, умирал на крыше; кто бежал по улице, падал замертво на землю: «Мокроты и кашель грудь ослабляли, рот наполнялся слюною и пеной… сонливость и немота напали на них, странное оцепененье… страшные мученья, головная боль… дух тело покидал». Люди умирали мучительной смертью: «Люди, напуганные, едва могли дышать; Злобный Ветер зажал их в тиски, дня одного еще он им не даст… Рты увлажнились кровью, головы кровью сочатся… От Злобного Ветра бледнеет лицо». Невидимую смерть принесло облако, появившееся в небе Шумера и «покрывшее землю плащом, как покрывало, окутало все». Коричневатого цвета облако при свете дня «солнце на горизонте тьмой заслонило». А ночью оно светилось по краям («смертоносным сияньем опоясанное, заполонило всю землю широкую») и закрывало луну: «луна на восходе исчезла». Смертоносное облако двигалось с запада на восток – «окутанное ужасом, сеявшее страх» – и было принесено в Шумер воющим ветром, «великим ветром, который проносится в вышине, злобным ветром, разоряющим землю» (там же)

«Когда были найдены первые таблички с текстом «плачей», ученые считали, что разрушен был лишь один Ур… Но затем, по мере того как количество найденных текстов увеличивалось, стало ясно, что Ур не только не был единственным уничтоженным городом, но и не находился в центре катастрофы. Обнаружились схожие поэмы, оплакивающие участь Ниппура, Урука, Эриду, а в некоторых текстах даже приводились списки пострадавших городов: они цепочкой протянулись по югу Месопотамии с юго-запада на северо-восток. Совершенно очевидно, что города погибли внезапно, а не один за другим, как было бы в случае вторжения чужеземной армии» (там же).

«Весь юг Месопотамии опустел, почва и вода были отравлены Злым Ветром: «На берегах рек Тигра и Евфрата лишь чахлые растения росли; в болотах поднимались вяло камыши, гнилые на корню… В садах и городах все умерло, ничто не прорастает… Никто не засевает пашни и зерна не бросает в землю, и на полях не слышно песен». Пострадали и дикие – «в степи зверей почти не видно, все живые твари извелись» – и домашние животные: «по загонам гуляет ветер… не слышно звуков маслобойки… стада не дают масла и сыра… Нинурта лишил Шумер молока… Ураган пронесся, смел все с лица земли; он проревел, как вихрь бурный, над землею, и никому спасенья нет… Все опустели города, пустые стоят дома; никто по улицам не ходит, никто не бродит по дорогам». Разорение Шумера было полным» (там же).

Р?так, Древний Шумер пережил СЃРІРѕР№ «период хаоса». Р? так же, как Рё РІ случае СЃ Египтом, вполне возможно, что именно этот «период хаоса» создает Сѓ нас иллюзию появления высоко развитой шумерской цивилизации «мгновенно Рё РІРґСЂСѓРі РёР· ничего» РЅР° рубеже IV-III тысячелетий РґРѕ нашей эры…

Как и «Махабхарата», шумерские предания указывают на то, что за всем этим стояли боги, воевавшие между собой. Более поздний ассирийский текст «Миф об Эрре», найденный в библиотеке Ашурбанипала в Ниневии, указывает и конкретную причину конфликта – борьбу за верховную власть среди богов, а также называет имена соперников.

«…на Совете Богов Нергал заявил, что для низложения Мардука следует применить силу. Древние тексты свидетельствуют, что споры были жаркими и продолжались «весь день и всю ночь без перерыва». Особенно ожесточенным было столкновение между Нергалом и Энки, в котором Энки выступил на стороне своего первенца. Зачем Эрра упорствует, спрашивал он, когда Мардук вновь возвысился и люди второй раз поддержали его. В конечном итоге Энки вышел из себя и приказал Нергалу удалиться.

Взбешенный Нергал вернулся РІ СЃРІРѕРё земли. Поразмыслив, РѕРЅ решил применить «грозное оружье»: «Сокрушу СЏ страну, обращу РІ СЂСѓРёРЅС‹, РіРѕСЂРѕРґР° разрушу, превращу РІ пустыню, РіРѕСЂС‹ унесу, уничтожу РёС… живность, РјРѕСЂСЏ всколыхну, истреблю РёС… богатства… ниспровергну людей, испарю РёС… души, РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ оставлю, даже РЅР° семя!В» Р?Р· текста, известного РїРѕРґ каталожным номером СТ–XVI44/46, РјС‹ узнаем, что Гибил… предупредил Мардука Рѕ коварных планах Нергала. Ночью, РєРѕРіРґР° великие Р±РѕРіРё отправились отдохнуть, Гибил передал Мардуку слова Нергала Рѕ том, что тот собирается применить семь РІРёРґРѕРІ мощного оружия, созданного РђРЅСѓ. Встревоженный Мардук СЃРїСЂРѕСЃРёР» Гибила, РіРґРµ хранится это оружие, РЅР° что Гибил отвечал, что РѕРЅРѕ спрятано РїРѕРґ землей: «Те семь РѕСЂСѓРґРёР№, РІ РіРѕСЂРµ РѕРЅРё лежат, РІ пещере РїРѕРґ землей РѕРЅРё хранятся. Оттуда устремятся вперед РѕРЅРё РІ СЃРёСЏРЅСЊРё, РѕС‚ земли РґРѕ неба РѕС‚ страха РІСЃРµ оцепенеют»…» (там же).

Р? чем это РЅРµ ракеты РІ подземных шахтах?..

* * *

Другой регион, который часто вспоминают в связи с применением мощного оружия в древности, находится на Ближнем Востоке и соотносится с библейским текстом о Содоме и Гоморре. Тут уже ни какой войне между богами не говорится, а все связывается с исключительной порочностью жителей этих городов. Впрочем, оно и понятно – ведь согласно Библии, Бог один. Не может же он воевать сам с собой…

«Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Бытие.19:24–25).

Были уничтожены также два других города – Адма и Севоим, а пятый – Сигор – Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми.

«Содомское пятиградие» (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор) находилось, согласно Ветхому Завету, в районе Мертвого моря, на юго-восточной границе Ханаана, в низменной долине Сиддим, однако точное место сейчас неизвестно.

Уже РЅРµ РѕРґРёРЅ раз объявлялось РѕР± «обнаружении» РЎРѕРґРѕРјР°, Рё РІСЃСЏРєРёР№ раз РІ РёРЅРѕРј месте – РІ Р?зраиле Рё Р?ордании, РЅР° берегу Рё даже РЅР° РґРЅРµ Мертвого РјРѕСЂСЏ. РќР° протяжении 1965-1967 Рё 1973-1979 РіРѕРґРѕРІ было проведено пять экспедиций, РІ результате которых месторасположение этого РіРѕСЂРѕРґР° так Рё РЅРµ было четко определено.

У юго-западной оконечности Мертвого моря возвышается скала, состоящая в основном из кристаллической соли; арабы называют ее Джебель-Усдум, то есть «гора Содома». Эта соляная глыба (высотой около 30 метров) в результате эрозии и выветривания превратилась в скалу, напоминающую человеческую фигуру. Библейская и мусульманская традиции, также путешественники древности и наших дней отождествляют ее с женой Лота, которая ослушалась мужа, оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп...

Стивен Коллинз, руководивший исследованиями СЂСѓРёРЅ древнего комплекса РІ местечке Телль-эль-Хаммам РІ Р?ордании, считает, что останками РЎРѕРґРѕРјР° РјРѕРіСѓС‚ быть как раз эти СЂСѓРёРЅС‹. Проведя химический анализ обнаруженного тут пепла, ученые пришли Рє выводу, что РѕРЅ РјРѕРі образоваться только РІ условиях «серного дождя». Этот пепел представляет СЃРѕР±РѕР№ твердый снаружи Рё более РјСЏРіРєРёР№ внутри сильно уплотненный материал, который РїРѕРґ механическим воздействием превращается РІ порошок. Р’ нем была найдена редкая форма серы – серные шарики. РћРЅРё уникальны тем, что имеют круглую форму, белый цвет Рё консистенцию компактной РїСѓРґСЂС‹. Эти серные шарики Рё эффект расслоения кристаллизовавшегося пепла, явившийся последствием термической металлизации, свидетельствует Рѕ температуре горения 2700-3500РѕРЎ, возможной, например, РІ условиях извержения вулкана. Поэтому археологи, РЅРµ склонные воспринимать библейский текст дословно, считают причиной гибели четырех РіРѕСЂРѕРґРѕРІ какой-то мощный катаклизм, сопровождавшийся землетрясением Рё извержениями вулканов.

Р’ качестве возможных кандидатов РЅР° роль погибших РіРѕСЂРѕРґРѕРІ указывают Рё РґРІР° РґСЂСѓРіРёС… поселения, найденных РЅР° территории современной Р?ордании, – Бад-СЌРґ-Дхра или Нумейра. Р’ средствах массовой информации сообщалось, что РІ С…РѕРґРµ раскопок там были обнаружены останки полумиллиона человек (РІ достоверности данных РЅРµ уверен – Рђ.РЎ.), скончавшихся практически одновременно РІ результате какого-то РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ катаклизма.

Однако РІ 2000 РіРѕРґСѓ археологическая экспедиция РїРѕРґ руководством британского ученого Майкла Сандерса решила резко изменить регион РїРѕРёСЃРєРѕРІ СЃ южной окраины Мертвого РјРѕСЂСЏ РЅР° его северо-восточную акваторию. Такое решение основывалось РЅР° фотоматериалах СЃ американского космического корабля «Шаттл», который зафиксировал аномалии РЅР° РґРЅРµ Мертвого РјРѕСЂСЏ Сѓ берегов Р?ордании РІ этом районе…

Как бы то ни было, точное определение место положения погибших городов еще впереди. Так же как и выявление причины их гибели и поиск ответа на вопрос, имеет ли данный регион какое-либо отношение к Войне Богов. А пока лишь обращают на себя внимание сообщения о том, что в районах, примыкающих к Мертвому морю, обнаруживаются следы радиоактивных элементов…

* * *

В декабре 1932 года Патрик Клейтон, инспектор из египетского геологического исследовательского общества, проезжая по барханам Ливийской пустыни близ плато Саад в Египте, услышал вдруг необычный хруст под колесами. Когда он остановился, чтобы выяснить причины странного звука, то обнаружил на песке большой кусок желто-зеленого стекла. Его находка привлекла внимание геологов по всему миру и стала одной из крупнейших современных научных загадок под названием «ливийские тектиты».

Тектиты – это, говоря простым языком, расплавленный и затем вновь застывший песок. Обычно они образуются при падении достаточно больших метеоритов, когда частицы грунта в месте падения расплавляются под воздействием тепла, которое выделяется в момент взрыва метеорита при столкновении с поверхностью земли. Эти расплавленные частицы разлетаются  при взрыве в разные стороны и застывают в полете. Поэтому они чаще всего довольно небольшого размера и нередко имеют каплевидную форму.

Однако с ливийскими тектитами есть целый ряд проблем.

Прежде всего – рядом нет кратера, который должен был образоваться при падении метеорита. Самое тщательное обследование местности как визуально, так и с помощью снимков со спутника не выявило абсолютно никаких признаков какого-либо кратера. Это привело к версии, что метеорит взорвался в воздухе.

РџСЂРё этом однако приходится предполагать, что взрыв произошел РЅР° такой высоте, какой хватило, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, чтобы РЅРµ оставить после себя никаких РІРѕСЂРѕРЅРѕРє, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ – чтобы нагреть верхний слой пустыни как РјРёРЅРёРјСѓРј РґРѕ температуры 1800 градусов РїРѕ Цельсию (температура плавления песка). Р? тут возникает следующая проблема – ливийские тектиты  представляют РёР· себя, РїРѕ сути, довольно толстую «корку», расколовшуюся РЅР° отдельные плоские пластины. Для образования такой РєРѕСЂРєРё мощность взрыва должна быть колоссальной. РќРѕ почему же РїСЂРё РїРѕРґРѕР±РЅРѕР№ мощности взрыва РЅРµ осталось никакого кратера?..

Более того, тектиты в Ливийской пустыне образуют на поверхности вовсе не одну, а сразу две явно выраженные обособленные области!.. Если для одного метеорита еще как-то могли сложиться столь уникальные условия «падения», то вероятность взрыва по соседству на одной и той же высоте сразу двух метеоритов чрезвычайно мала.

Р? РІ довершение всего: стекло Ливийской пустыни имеет степень прозрачности Рё чистоты 99 процентов, что абсолютно РЅРµ характерно для обычных тектитов, Рє которым примешивается вещество упавших метеоритов. Рђ здесь получается, что метеорит (точнее – РґРІР° метеорита!) РїСЂРё падении умудрился взорваться так, что РѕС‚ него РЅРµ осталось РЅРё малейших следов даже РІ РІРёРґРµ включений составлявших его элементов РІ состав образовавшихся тектитов!..

Между тем, аналогичное «стекло» образуется еще в одном случае – при взрыве ядерных и водородных бомб. Еще один из первых выпускников инженеров  Массачусетского технологического института, Альбион У. Харт, заметил, что куски стекла, образовавшие в ходе ядерных испытаний, были идентичны тектитам, которые он наблюдал ранее в Ливийской пустыне. Только количество ливийских тектитов таково, что мощность взрыва здесь должна была быть в тысячи раз больше, чем мощность «стандартного» заряда при полигонных испытаниях ядерного оружия.

Кто же взорвал две такие бомбы (или нечто подобное) над Ливийской пустыней много тысяч лет назад?..

Ведь в том, что это было именно так давно, сомневаться не приходится, поскольку из ливийского тектита выполнен жук-скарабей, расположившийся на одном из украшений, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (XIV век до н.э.)!..


Рис. 200. Скарабей из ливийского стекла на украшении Тутанхамона

* * *

Но с гораздо более явными следами Войны Богов мы столкнулись в ходе экспедиции в Южную Америку осенью 2007 года. Это было тем более неожиданно, что до сих пор никто о возможности подобного не упоминал, и на стадии подготовки к поездке мы даже не планировали искать что-либо специально по этой теме. Но как бы то ни было, столкнуться со следами масштабных боевых действий в глубокой древности нам пришлось…

На плато Альтиплано на территории современной Боливии стоит древний комплекс Тиауанако. Руины его мегалитических сооружений находятся в двух обособленных зонах – основная часть комплекса с целой группой построек и отдельно расположившийся объект под названием Пума-Пунку. Подавляющая часть туристов посещает только основную часть комплекса, а в Пума-Пунку даже не заглядывает, хотя до него всего-то метров восемьсот. Организованных экскурсий сюда не водят, так что Пума-Пунку чаще всего пустует. А зря!.. Ведь тут находятся, пожалуй, самые впечатляющие примеры высоко технологичной обработки гранита.


Рис. 201. Гранитные блоки в Пума-Пунку

Пума-Пунку просто поражает качеством обработки поверхностей, граней, внешних и внутренних углов. Даже с точки зрения возможностей современной промышленности, трудно представить как были сделаны некоторые блоки. Вырезы всевозможной формы, ниши, фигурные уступы и прочие весьма непростые элементы выполнены с великолепным качеством. Мастеров абсолютно не смущало, что они работают со столь твердой породой – тут просто виртуозная техника работы с камнем. Формы настолько поразительны, что временами возникает ощущение отливки из бетона.

Если б было так, то и вопросов не возникало бы… Однако могу лишь расстроить многочисленных сторонников ставшей ныне весьма популярной бетонной версии – тут именно работа по камню. При макросъемке заметны следы явной механической обработки – более твердые включения срезаны вместе с остальным материалом чем-то типа пилы или фрезы. Если бы речь шла об отливке бетона в специальные формы, то твердые вкрапления не имели бы таких надрезов, а просто опускались бы вглубь раствора, сохраняя свою целостность.


Рис. 202. Срезанные твердые вкрапления в блоках Пума-Пунку

Так что это РІРѕРІСЃРµ РЅРµ бетон, Р° андезит – местная разновидность гранита, который доставлялся РёР· каменоломен РІ полусотне километров отсюда. Р? если учесть, что андезит – весьма твердая горная РїРѕСЂРѕРґР°, качество обработки – фантастическое Рё нередко даже превышает возможности современных технологий.

Тут мы имеем совершенно явные признаки присутствия высоко развитой в техническом отношении древней цивилизации. А великолепная сохранность граней и углов на многих каменных блоках обуславливается тем, что все это время они не подвергались разрушительному воздействию эрозии благодаря тому, что находились под землей – их только недавно откопали археологи.

Однако изначально блоки явно составляли какие-то вовсе не подземные, а наземные конструкции. Под землей же они оказались вследствие разрушения этих конструкций. Причем разрушения довольно сильного – Пума-Пунку производит впечатление не просто руин, а результат мощнейшего тотального уничтожения исходного сооружения.


Рис. 203. Хаос разрушения на северной стороне Пума-Пунку

Холм (по некоторым предположениям, искусственного происхождения), на котором располагались основные сооружения Пума-Пунку был обложен по периметру каменными блоками. Часть этой кладки (преимущественно на южной стороне) археологи восстановили, чтобы дать возможность туристам полюбоваться исходной ее формой, а часть – оставили, то что называется, «in situ», то есть в том положении, в каком ее и обнаружили (например, на северной стороне холма). Для того, чтобы сохранить положение блоков, они даже оставили под ними своеобразные «столбики» грунта, на которых ныне блоки и удерживаются. Благодаря этому археологи сохранили картинку всего того хаоса, в котором застыли останки древнего сооружения.

Аналогичный хаос разрушения просматривается и там, где сделан раскоп в центре холма на его вершине. Большой каменный блок так и остался тут лежать посередине раскопа в том состоянии, в каком и оказался как будто после кульбитов в воздухе. А из стен раскопа выглядывают части блоков, которые также лежат в хаотически беспорядочном положении.


Рис. 204. Раскоп в центре холма Пума-Пунку

Что могло вызвать такие масштабные разрушения?..

Человек не стал бы устраивать хаос подобного уровня. После его действий остались бы достаточно компактные груды развалин, которые археологи довольно легко восстанавливают, а тут они даже не берутся за какую-либо реконструкцию, поскольку огромная степень разрушений уничтожила практически все следы каких-либо начальных форм (за исключением разве что кладки по периметру холма).

Аналогичные «компактные» последствия были бы и при землетрясении. Даже при довольно крупном. Холм тут очень невысокий, и при подвижках земли блокам просто некуда особо падать.

Р?Р· естественных причин остается только воздействие какого-то мощного РІРѕРґРЅРѕРіРѕ потока. Например, РІ С…РѕРґРµ событий Всемирного Потопа, РєРѕРіРґР° РЅР° Южную Америку СЃРѕ стороны РўРёС…РѕРіРѕ океана обрушилась огромная цунами, следы которой нам попадались РІ Ольянтайтамбо Рё РІ окрестностях плато Наска (СЃРј. ранее).

Археологи достаточно давно обнаружили Рё РІ этом регионе свидетельства какой-то глобальной катастрофы, похожее РЅР° воздействие мощного селя. Находимые РёРјРё фрагменты скелетов людей Рё животных нередко лежали РІ хаотическом беспорядке вместе СЃ обработанными камнями, инструментами, озерным песком Рё простой щебенкой. Р? исследователи давно уже обратили внимание РЅР° то, что РІСЃРµ выглядит так, как будто РІСЃРµ это волокла, ломала Рё сваливала РІ кучу какая-то сила, похожая РЅР° потопную цунами, которая дошла СЃСЋРґР° СЃРѕ стороны РўРёС…РѕРіРѕ океана. РќР° эти же события указывает Рё наличие РІ озере Титикака представителей РЅРµ только пресноводной, РЅРѕ Рё РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флоры Рё фауны. Р? даже высота почти РІ четыре километра тут особым препятствием РЅРµ является, ведь цунами вполне могла достигать нескольких километров РІ высоту Рё прорваться СЃСЋРґР° через РіРѕСЂРЅСѓСЋ цепь РїРѕ перевалам...

Так что на Всемирный Потоп можно было бы списать и разрушения в Пума-Пунку. Однако этому мешает сразу два момента.

Во-первых, согласно местным преданиям, Тиауанако – столица Виракочи. Бога, который правил тут не до, а после Потопа.

Рђ РІРѕ-вторых, СЃСѓРґСЏ РїРѕ всем имеющимся тут геологическим признакам, плато Альтиплано как таковое образовалось именно РІ С…РѕРґРµ событий Всемирного Потопа. Цунами, прорвавшая СЃСЋРґР°, принесла СЃ СЃРѕР±РѕР№ массу обломочного материала, земли Рё глины. Р’СЃРµ это застряло между РґРІСѓРјСЏ горными цепями Рё осело РІРЅРёР·, образовав РІ дальнейшем плоскую поверхность Альтиплано. Рђ РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ стоит как раз РЅР° этой поверхности. Р? более того: сооружения РёР· каменных блоков были размещены РЅР° холме, который состоит РёР· того самого селевого материала, принесенного потопной цунами. Так что послепотопное происхождение данного сооружения несомненно.

Впрочем, не проходит тут и версия какого-то иного – более позднего – водного катаклизма, поскольку картина разрушений в Пума-Пунку имеет ряд деталей, которые не согласуются с воздействием водного потока.

Прежде всего: в общей картине разрушений нет ни малейших признаков перекоса в конкретную сторону, которая соответствовала бы направлению движения воды. В Ольянтайтамбо (см. ранее) такой перекос буквально бросается в глаза, а тут его нет – в Пума-Пунку блоки разбросаны практически равномерно в разные стороны, между тем водный поток неизбежно сносил бы их по ходу своего движения. Все гораздо больше напоминает последствия не водного катаклизма, а взрыва!..

Р? особенно это заметно РІ восточной части поверхности холма, РіРґРµ располагается платформа РёР· громадных блоков, вес которых РґРѕС…РѕРґРёС‚ РґРѕ четырехсот тонн. Эта платформа испытала СЏРІРЅРѕ какое-то точечное воздействие, эпицентр которого легко определяется РїРѕ «провалу» чуть Рє СЋРіСѓ РѕС‚ центра. Здесь РѕС‚ многотонной плиты, ранее составлявшей часть платформы, ныне остался только РєСѓСЃРѕРє, который выглядывает РёР· земли РїРѕРґ наклоном примерно РІ 45 градусов Рє горизонту.


Рис. 205. «Провал» в платформе с наклонившимся блоком

Если бы было воздействие водного потока – он снес бы все. Если б было землетрясение – сдвинулись бы все блоки платформы. Здесь только один из блоков вырван из общей кладки, а остальные так и остались на своем месте. Подобные последствия могли быть только при взрыве. Причем – если учесть вес блоков платформы и положение оставшегося куска – при взрыве весьма немалой мощности!..

РЎСѓРґСЏ РїРѕ всему, эта платформа служила фундаментом какого-то сооружения, обломки которого разбросаны РІРѕРєСЂСѓРі. Р? если исходить РёР· того, что здесь (как Рё РІ РґСЂСѓРіРёС… местах РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ) археологи работали СЃ минимальным нарушением первоначального положения камней, то взрыв РЅРµ только разрушил сооружение, РЅРѕ Рё отбросил составлявшие его блоки РЅР° значительное расстояние. Р’РѕРєСЂСѓРі разрушенной части платформы нет РЅРё блоков, РЅРё РёС… осколков – РѕРЅРё РІСЃРµ чуть поодаль Рё расположены фактически РєСЂСѓРіРѕРј РІРѕРєСЂСѓРі эпицентра, как Рё должно быть РїСЂРё взрыве.

Если же оценивать картину разрушений в целом, то взрыв (или даже несколько взрывов) полностью разнес конструкции, находившиеся на холме, и практически не повредил кладку по его периметру. Все очень сильно напоминает последствия прицельного точечного ракетного удара!..

* * *

Что же находилось на столь мощной платформе в Пума-Пунку?..

РЈ историков Рё археологов, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё сталкиваются СЃ мегалитическим сооружением, ответ заранее готов – это был храм или какая-то другая постройка культового назначения. Р?РЅРѕРіРѕ РѕРЅРё Рё предположить РЅРµ могут…

Однако если мы ведем речь о высочайших технологиях в обработке твердых пород камня и ракетных ударах, версия храма представляется по меньшей мере не очень уместной. Для цивилизации реальных живых богов – а тем более для инопланетной цивилизации – нужно подыскивать все-таки что-то другое…

Вследствие сильного разрушения, разбросавшего блоки конструкции по большой площади, восстановить первоначальный вид сооружения, стоявшего некогда на платформе, не представляется возможным. Но зато можно высказать некоторые соображения о его функциональном назначении…

Внимание исследователей уже давно привлекает весьма необычная форма некоторых блоков, находящихся РІ непосредственной близости РѕС‚ платформы. Р? особенно тех, которые напоминают Р±СѓРєРІСѓ «Н». Мало того, что РѕРЅРё имеют ниши СЃРЅРёР·Сѓ Рё сверху – РІ центре этих РЅРёС€ сделаны еще дополнительные углубления, которые, РЅР° первый взгляд, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґСЏС‚ впечатление СЃСѓРіСѓР±Рѕ декоративных элементов.


Рис. 206. Блоки с двусторонними нишами

Пожалуй, тут проблема даже не в том, что изготовление этих ниш с «декоративными» углублениями требует очень немалых трудозатрат. Древние мастера могли делать и не такое, явно не испытывая особых затруднений с обработкой таких твердых пород камня – примеров тому предостаточно.

Дело в том, что для основной массы мегалитических сооружений в Южной Америке характерна так называемая полигональная кладка, в которой чуть ли не каждый блок имеет свой размер и свою форму. Возводить кладку из подобных «разношерстных» блоков для древних строителей было делом не только обычным, но и целесообразным, поскольку обеспечивало высокую сейсмоустойчивость сооружений. А в Пума-Пунку мы сталкиваемся с принципиально иным подходом, где присутствует явная стандартизация и унификация – блоки в форме буквы «Н» чрезвычайно похожи друг на друга не только по форме, но и по размерам (как в целом, так и в деталях).

Поскольку эти блоки сильно напоминают детский конструктор (или игрушку «Лего», как его принято сейчас называть), постольку исследователи уже давно высказывали предположение, что они использовались для создания каких-то составных конструкций. Но каких?..

Р? тут возникала дополнительная проблема: РїРѕ всем соображениям, РІ ниши СЏРІРЅРѕ что-то вставлялось (эта версия буквально напрашивается), однако того, что могло Р±С‹ РІ РЅРёС… входить – то есть так называемых ответных частей конструкции – РІ РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ нет. Причем нет вообще ничего хоть сколь-РЅРёР±СѓРґСЊ похожего РЅР° такую ответную часть.

Вдобавок, для варианта с ответной частью из того же камня (что также напрашивается в первую очередь) абсолютно не ясна функция «декоративных» углублений в нишах. Вроде бы они могли служить для сцепления с ответной частью, у которой в таком случае должны были быть соответствующие по форме выступы, но тогда процесс монтажа должен был сопровождаться фронтальным совмещением двух блоков. Между тем при внимательном осмотре ниш обнаруживается, что их боковые стенки вовсе не перпендикулярны поверхности блока, а чуть расширяются вглубь. Такое увеличение ширины ниши вполне целесообразно в том случае, если ответная часть имеет соответствующую форму с чуть «скошенными» боковыми поверхностями, поскольку в этом случае обеспечивается дополнительная сцепка блоков. Но вот беда – при обеспечении этой дополнительной сцепки блоки не могут перемещаться во фронтальном направлении (которое необходимо для сцепки блоков за счет «декоративного» углубления и ответного выступа), и ответная часть должна заходить в нишу не с фронтальной стороны, а с торца!.. Получается, что один функциональный элемент противоречит другому. Либо не нужно увеличение ширины ниши, либо лишними оказываются «декоративные» углубления… Но есть-то оба элемента!.. Как быть?..

На самом деле ответ находится довольно легко, если отказаться от идеи, что ответная часть была из камня и вообще была монолитной. Эта ответная часть действительно имела форму, которая соответствовала именно расширяющейся вглубь нише, и вставлялась с торца. Но на тыльной (задней) стороне ответной части был пружинный замковый механизм, который соответствовал по форме «декоративному» углублению и действовал по принципу всем знакомого замка на сумках и портфелях – при нажатии на замок он утапливался вглубь, и ответную часть можно было вставлять с торца в нишу блока с формой буквы «Н», а при достижении замком «декоративного» углубления пружина распрямлялась, и замок заходил в углубление, обеспечивая таким образом фиксацию ответной части и предотвращение ее от самопроизвольных торцевых перемещений. А если сделать замок чуть скругленным с краев, то ответная часть будет не только вставляться в «букву Н», но и при необходимости выниматься оттуда, если приложить к ней соответствующее усилие…

Аналогичный принцип конструкции используется сейчас, например, в военной технике, когда сложная аппаратура и оборудование собирается на специальной раме (или корпусе) из отдельных блоков, которые при необходимости быстро снимаются и вставляются в стандартизированные места крепления…

Р? тогда РІСЃРµ сходится. Блоки РІ форме Р±СѓРєРІС‹ «Н» (располагавшиеся, скорее всего, «лежа РЅР° Р±РѕРєСѓВ», Р° РЅРµ так, как РёС… сейчас поставили археологи) выполняли роль рамы или РєРѕСЂРїСѓСЃР° для аппаратуры стандартизированных габаритов. Ниша служила для помещения РІ нее этой самой аппаратуры. Расширение ниши предотвращало выпадение аппаратуры РёР· «рамы». Рђ «декоративные» углубления были РІРѕРІСЃРµ РЅРµ декоративными, Р° выполняли функцию ответной части замка, окончательно фиксирующего аппаратуру РЅР° положенном ей месте.

Потому-то мы и не находим сейчас никаких ответных частей в Пума-Пунку, что оборудование, явно имевшее какую-то ценность, отсюда давно увезли, а «монтажную раму» в виде каменных блоков с формой буквы «Н» бросили за ненадобностью – никакой ценности эта «рама» явно не представляла.

Кстати, попутно можно получить и версию объяснения того, что такие блоки сконцентрированы именно возле платформы – нигде в других местах Пума-Пунку их нет. Основное оборудование – как это часто практикуем и мы – было собрано в одном месте.

Р?так, РјС‹ получаем версию, что РІ РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ находилось какое-то сооружение, напичканное сложной аппаратурой. Что именно это была Р·Р° аппаратура – РјС‹ можем только гадать. Точно так же как можем лишь гадать Рѕ том, чем было сооружение РІ РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ – пунктом космической СЃРІСЏР·Рё, станцией слежения, вычислительным центром, научной лабораторией или чем-то еще. Как Р±С‹ то РЅРё было, этот объект представлял некий стратегический интерес РІ Р’РѕР№РЅРµ Богов, поскольку был СЏРІРЅРѕ целенаправленно полностью уничтожен РІ С…РѕРґРµ боевых действий.

* * *

Наверняка, опять найдется читатель, который скажет: «Ну зачем придумывать какой-то ракетный удар?.. Прилетел простой метеорит – разнес РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ. Р? РІСЃРµ!..В»

Однако это – далеко не единственный объект в Южной Америке со следами целенаправленных взрывов. Причем за следующим примером даже не надо далеко ходить – всего-то пройти те самые восемьсот метров, которые отделяют Пума-Пунку от основного комплекса Тиауанако.


Рис. 207. Макет основного комплекса Тиауанако

Один из главных объектов Тиауанако – так называемая пирамида Акапана. По сути, это – холм неправильной формы, облицованный каменными блоками.

Отличительной особенностью Акапаны является то, что РЅР° ее вершине имеется внушительное углубление – несколько десятков метров РІ диаметре. Р?сторики решили, что индейцы (которых РѕРЅРё Рё считают создателями пирамиды) сделали тут специальный РїСЂСѓРґ для каких-то СЃРІРѕРёС… ритуальных РѕР±СЂСЏРґРѕРІ. Эту идею Рё запечатлели РЅР° макете, который разместили неподалеку  РѕС‚ РІС…РѕРґР° РІ комплекс…

Но, во-первых, нигде в мире ничего подобного больше нет. Никто и никогда не делал ничего аналогичного. Во-вторых, зачем бы индейцам понадобилось делать пруд именно на вершине пирамиды, когда его можно было сделать внизу и не мучиться с подъемом воды?..

РќР° самом деле, это углубление гораздо больше похоже РЅР° РІРѕСЂРѕРЅРєСѓ РѕС‚ взрыва. Р?менно РЅР° такие мысли наводят Рё огромные каменные блоки, которые валяются РІРѕРєСЂСѓРі РІРѕСЂРѕРЅРєРё РІ таком же хаотическом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, как Рё блоки РЅР° РџСѓРјР°-РџСѓРЅРєСѓ. Вдобавок, качество обработки блоков указывает РЅР° РёС… изготовление РІРѕРІСЃРµ РЅРµ индейцами, Р° высоко развитой РІ техническом отношении цивилизации…


Рис. 208. Воронка на вершине пирамиды Акапана

Еще можно как-то представить себе метеорит, случайно попавший абсолютно точно в древнее сооружение Пума-Пунку. Но когда два метеорита попадают ровно по центру двух сооружений, отстоящих друг от друга всего на километр – это просто фантастика!.. Подобные «совпадения» не могут быть случайностью. Речь может идти только о сознательном и целенаправленном разрушении.

Тем более, что и на территории соседней страны – в Перу – также есть объекты, которые подверглись целенаправленному разрушению, имеющему признаки взрывов…

* * *

В местечке Силустани, которое расположено неподалеку от озера Титикака почти на границе между Перу и Боливией, находятся остатки нескольких десятков так называемых чульп – цилиндрических конструкций, чем-то напоминающих по форме шахматную ладью. Некоторые из чульп совершенно неожиданно поразили нас качеством кладки и размерами блоков, которые порой достигают нескольких тонн весом. А выделяющаяся своей формой «квадратная чульпа инкского периода» вдобавок была сложена с применением полигональной кладки. Есть тут много и гораздо более простых конструкций из небольших обломков необработанного камня, однако весьма похоже, что это были более поздние попытки повторить совершенные формы, к которым инки вряд ли реально имели отношение.


Рис. 209. Чульпы Силустани

Согласно ныне принятой историками версии, чульпы являлись могилами инкских вождей и знати. А разрушили их будто бы испанцы, которые пытались добраться до «сокровищ в захоронениях». Однако вот что странно – блоки разрушенных чульп, несмотря на порой весьма внушительный вес, не лежат рядом с «захоронениями», а разбросаны на значительной площади и находятся на расстоянии аж в десятки метров от чульп. Зачем испанцам было бы прилагать столько усилий на растаскивание блоков, если перед ними стояла задача лишь добраться до содержимого «захоронений»?!.

Нет поблизости и никаких поселений, для которых могли бы понадобиться стройматериалы с «захоронений» столь оригинального вида…

Да и захоронения ли это были изначально?..


Рис. 210. Развалы блоков в Силустани

Буквально в нескольких километрах от этого места нам попались сооружения почти точно такой же формы, но уже современные. Это были печи для обжига кирпичей!..

В центр печи закладывается топливо, вокруг него располагаются сырые кирпичи, а затем идут собственно стенки печи. После укладки всех ингредиентов топливо поджигается через небольшое отверстие внизу, которое далее обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения.

Но у чульп в Силустани – по крайней мере у тех, что сделаны наиболее качественно и из самых больших блоков – есть точно такие же отверстия в самом низу!.. Так что это были вовсе не могилы, а печи!..

Правда, следов использования обожженных кирпичей в Южной Америке в доиспанский период не обнаружено, но ведь эти же конструкции вполне могли служить и плавильными печами!..


Рис. 211. Отверстие в кладке квадратной чульпы

Сейчас остатки чульп забиты внутри обычными камнями. Р?спанцам это делать РЅРµ было никакого смысла. Археологам тоже. Остаются только РёРЅРєРё. Р? получается, что РёРЅРєРё уже РЅРµ понимали изначального назначения чульп РІ качестве плавильных печей!.. РўРѕРіРґР° РѕРЅРё действительно могли просто использовать РёС… для захоронения СЃРІРѕРёС… вождей Рё знати.

РќРѕ кто тогда РІСЃРµ-таки разрушил качественные чульпы РёР· больших блоков, разбросав РёС… РїРѕ значительной площади?.. Р?меет ли это разрушение СЃРІСЏР·СЊ СЃ Р’РѕР№РЅРѕР№ Богов?.. Дать какой-то определенный ответ РЅР° этот РІРѕРїСЂРѕСЃ нельзя. РќРѕ общая картина разрушений СѓР¶ очень напоминает результат серии целенаправленных взрывов. Рђ РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹ плавильное производство обычно относят Рє категории стратегических объектов Рё стремятся его уничтожить…

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|

Rambler's Top100 informer pr cy http://ufoseti.org.ua