PDA-версия   Home   Карта сайта   E-Mail
 
 E-mailПароль 
  

 
Забыл пароль  Регистрация
  Главная / Сборники статей / Криптозоология / Пушкарев В. ЧТО ЖЕ ЭТО - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Мысли вслух
Что-то, подобное дневнику или блогу - мысли вслух, не обязательно мои, но и не всегда чужие. Иногда это веселые истории, иногда - заметки для памяти, иногда что-то любопытное, иногда - сухие научные факты. А в общем - всего понемножку. Ваши комментарии приветствуются.

Сейчас на сайте

0 пользователей в том числе:
В чате 0 пользователей в том числе:
   

Криптозоология

Пушкарев В. ЧТО ЖЕ ЭТО - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

 Пушкарев В. ЧТО ЖЕ ЭТО - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
  Тайны веков. Книга третья. Сборник. М. "Молодая Гвардия" 1983
  Новые свидетельства
  "В старое-старое время, когда еще на берегах Печоры и Ижмы жили полу-
 дикие чудские племена, в дремучем лесу, окружающем одно из чудских селений,
 появился человек необыкновенный. Ростом он был с добрую сосну, по голосу, по
 виду дикий зверь. Лицо обросло черною как смоль бородою, глаза, налитые
 кровью, дико сверкали из-под густых бровей, одевался он в косматую одежду из
 невыделанной медвежьей шкуры..."
  В 1972 году я работал в низовьях Печоры, бывал и на Ижме, где роди-
 лась эта старая легенда, и так уж вышло, что она надолго приковала к себе мое
 внимание.
  Герой ее - Яг-морт в отличие от Верса, сказочного лешего, выступает
 как реальное существо. Да и название его в дословном переводе не что иное, как
 "лесной человек".
  Я занялся сбором рассказов и легенд о Яг-морте. Меня поразила не
 только их свежесть, но и очень реалистическое описание наружности и поведения
 Яг-морта.
  Вот одна из историй, рассказанная ветераном Отечественной войны Булы-
 гиным Ефимом Ивановичем, русским по национальности, жителем села УстьЦильма:
 "В 20-м году, мне тогда было 15 лет, косили мы сено на реке Цильме, километ-
 рах в десяти отсюда.
  Я, еще человек шесть мальчишек и двое взрослых в трехстах метрах от
 реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где мы жили во времена сенокоса.
 Вдруг на противоположном берегу появились две непонятные фигуры. Один ма-
 ленький, черный, другой огромного роста (больше двух метров), серый, белесый.
 Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали сразу, что это не люди, и
 смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бегать вокруг большой ивы. Бе-
 лесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде играли. Бегали очень быстро.
 Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось несколько минут, а потом
 они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в избу и целый час не реша-
 лись выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив ружье, поплыли на лодке
 туда, где они бегали.
  Там нашли следы и большого и маленького. Особенно много их было вок-
 руг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел
 хорошо. Они были очень большими, как от валенок. Резко выделялись пальцы. Их
 было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на человеческий, но
 плоский, как у медведя, а пальцы не прижаты, как у человека, а немного рас-
 ставлены в стороны".
  Ефим Иванович рассказывает это тихо, немного смущаясь, будто боясь,
 что я не поверю. Его жена, Мария Ивановна, тоже помнит эту историю. Ефим Ива-
 нович по памяти нарисовал странные следы, будучи уверенным во всех деталях
 своего рисунка.
  Подобные рассказы я слышал из уст Вокуевой Марии Николаевны из села
 Трусова, Тороповых Ивана Федоровича и Ульяны Ивановны из села Медвежка и мно-
 гих других. Встреча с загадочными обитателями леса произошла и у супругов Хар-
 ламовых из города Жигулевска Куйбышевской области, людей заезжих и случайных в
 этом крае, больших любителей туристских походов.
  Во время одного из них, в 1956 году, на речке Айюва в Коми АССР, им
 встретились необычные существа, похожие на человека, которые по внешнему виду
 очень напоминали виденных Булыгиным. Странные лесные обитатели, по их описа-
 нию, отличались великолепным телосложением, высоким ростом, отсутствием одеж-
 ды, длинными черными волосами, звонким нечеловеческим хохотом. Внезапно появи-
 лись и так же внезапно исчезли, стремительно переплыв под водой реку, и подня-
 ли шум уже на другой ее стороне.
  Тайна Югорской земли
  В августе 1975 года я был в нижнем течении Оби. С Лукой Васильевичем
 Тынзяновым меня познакомила председатель Васяковского сельсовета Евдокия Федо-
 ровна Костила, рекомендовав его как надежного и умелого проводника, человека,
 на которого можно положиться всегда и во всем. Лука Васильевич и поведал мне
 одну из загадочных тайн древней Югорской земли. Его рассказ приведен дословно:
  "Году в 60-61-м я шел вечером из Яраскогорта в Васяково по берегу Гор-
 ной Оби. Со мной были две собаки. Они вдруг ощерились, залаяли и бросились
 вперед. Потом вернулись, потом опять убежали вперед и опять вернулись. Боязли-
 во прижались ко мне и больше не лаяли. И сразу же из леса вышли два куля. Один
 высокий, больше двух метров, другой пониже. Я тоже испугался, потому что гла-
 за у них горели, как два фонаря, темно-красным цветом. Они шли мне навстречу,
 и, поравнявшись, вдруг посмотрели на меня, только глаза сверкнули. Одежды сов-
 сем не было, на теле густая шерсть, но недлинная, короткая. И лицо и тело -
 все черное. Лицо выдвинуто вперед, руки довольно длинные, длиннее, чем у чело-
 века, и они как- то странно размахивали руками. Походка у них была какая-то
 необычная, не такая, как у людей. Они немного выворачивали ноги при ходьбе.
 Когда кули прошли, собаки сразу бросились в поселок".
  Мы слушали его с Викторией Пупко - доцентом Московского инженер-
 но-строительного института и делали вид, что совсем не удивляемся.
  - А кто этот куль, по-вашему? - спрашиваем в конце рассказа.
  - Не знаю, - пожимает плечами проводник. - Утэнехти-аген - в лесу ко-
 торый бродит. Я его четыре раза видел. Два раза после войны сразу и два раза
 лет 15 назад.
  На Нижней Оби, на реках Сыпя и Войкар подобные рассказы знает каждый,
 но не каждый станет их рассказывать первому встречному. Ханты - простой, до-
 верчивый народ, очень осторожный и чуткий ко всякого рода прямолинейным рас-
 спросам и насмешкам.
  Характерно, что рассказывали о лесном человеке не столько профессио-
 нальные сказители, сколько самые обычные люди - рыбаки и оленеводы, не знаю-
 щие никаких иных "преданий старины глубокой".
  В городе Салехарде мы познакомились с замечательной русской женщиной
 вдовой прославленного революционера, устанавливавшего на обском Севере Совет-
 скую власть, Марфой Ефимовной Сенькиной.
  В прошлом сельская учительница, Марфа Ефимовна отдала много сил борьбе
 с неграмотностью местного населения, и поэтому услышать рассказ, проливающий
 свет на интересующую нас тайну, из ее уст было особенно важно.
  "До революции я с отцом постоянно ездила на промыслы по всему обскому
 Северу и полуострову Ямал. Было мне тогда 20 лет, и постоянно мы жили в Сале-
 харде. Нередко останавливались у одного старого ханты недалеко от селения Пуй-
 ко.
  Помню, начался сентябрь, ночи были уже темные, и по ночам часто лаяли
 наши собаки. Однажды этот лай стал особенно ожесточенным. На вторую ночь та-
 кой остервенелый лай собак повторился. Я спросила нашего хозяина-ханты, на ко-
 го они так лают, и он шепотом сказал, что это приходит Землемер.
  - Какой Землемер? - не поняла я.
  - Этой ночью я покажу тебе, - пообещал он. - Но только смотри на него
 осторожно - сквозь пальцы.
  В полночь мы вышли из чума. Уже висела луна, большая, красная. Ждали,
 наверное, с час. И вдруг снова лай собак. В нескольких десятках метров я уви-
 дела необычайно высокого человека. Наши чумы окружал двухметровый тальник. Го-
 лова и плечи человека возвышались над ним. Он шагал очень быстро, крупно, нап-
 ролом через заросли. Глаза его горели, как два фонаря. Такого страшного и та-
 кого высокого человека я никогда не встречала. Собаки с лаем бросились к нему.
 Одна, воодушевившись нашим присутствием, подбежала совсем близко. Человек нак-
 лонился и, схватив ее, бросил далеко в сторону. Мы услышали только короткий
 визг и мелькнувшее в воздухе тело. Человек быстро удалился, ни разу не обер-
 нувшись.
  - Это что, леший? - спросила я старика.
  - Не смей говорить этого слова, - испугался тот. - Ты позовешь его.
 Зови просто Землемер. Он приходит сюда каждый год в это время.
  Одной собаки мы наутро недосчитались".
  Мы познакомились с десятками людей, лично видевших в разное время за-
 гадочное лесное существо, похожее на человека и в то же время ведущее стран-
 ный, скрытный образ жизни. Но кто же он?
  "Березовское чудо"
  "Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед
 Обыль в урмане убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту ар-
 шин трех, глаза - один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шер-
 сти, потонее собольной, скулы голым, у рук имеете пальцев когти, у ног пальцев
 не имел, мужеска пола.
  Отставной урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года до-
 ношение в Березовский земский суд". Ежегодник Тобольского губернского музея,
 Тобольск, 1907 год.
  Так начинается одно из самых странных, неразгаданных дел, которые ког-
 да-либо велись в уголовной практике царской России. Документы о нем хранились
 в городе Салехарде в архиве краеведческого музея. Дело было донесено то-
 больскому губернатору и губернскому правлению. Далее следуют объяснения учас-
 тников происшествия.
  Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище,
 облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 са-
 женей сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оное чудовище, которое и
 пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия при нем никакого не было,
 "ростом 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках,
 шерсть густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты
 востроватые, у рук персты с костями, для испытания разрезывали тело, которое
 имеет вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего оставили без пре-
 дохранения на том месте".
  Земскому исправнику дано приказание найти тело существа, но местные
 жители долго отказываются показать место, где оно убито, а потом приводят на
 поляну, на которой не было никаких следов. Так и осталось дело под названием
 "Березовское чудо" нераскрытым.
  В Салехарде три специальных средних учебных заведения. В них учатся
 юноши и девушки со всего ЯмалоНенецкого национального округа, выросшие в
 семьях оленеводов, не один год кочевавшие с родителями по бесконечным просто-
 рам тундры. И вот провожу анкетный опрос будущих педагогов, фельдшеров, зоо-
 техников.
  На первый вопрос анкеты: "Встречался ли у вас в тундре дикий
 человек?", из 60 опрашиваемых 48 отвечают утвердительно. 12 учащихся отвечают:
 "Не знаю".
  Вопрос второй: "Как ненцы называют дикого человека?" На этот раз оди-
 наково ответили все 60: "Тунгу".
  Вопрос третий: "Кто сам или из близких родственников встречал его в
 недавнее время?" (Имелись в виду 60-70-0 годы.)
  Четверо видели тунгу своими глазами, но на значительном расстоянии, в
 густых сумерках. Детали облика описать не могут.
  У 10 учащихся его видели отец, дед или братья.
  Вопрос четвертый: "Как описывают тунгу те, кто видел?" "Очень высокий
 и тонкий. Мохнатый, наверное, в шкуре. Оглушительно свистит и очень быстро бе-
 гает".
  Встречали его практически по всему Северу от Оби до Енисея, и в тун-
 дре Гыданского полуострова, и значительно южнее, в лесах по Надыму и Тазу. В
 поселке Ныла Надымского района, где я продолжал опрос уже среди опытных олене-
 водов и рыбаков, не было ни одного, кто бы отрицал его существование.
  Почему-то здесь все одинаково утверждали, что тунгу часто встречался
 еще 15-20 лет назад, а лет 10 уже совсем не встречается.
  "Куда-то ушли, наверное, в леса, которые южнее",
 - говорили старики.
  Вот типичный, обобщающий рассказ старого оленевода, пенсионера Евге-
 ния Григорьевича Тога:
  "Тунгу - дикий человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре.
 Очень высокий - два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать
 не умеет, только свистит и кричит: "Ру-ру-ру". Иногда подходит к чумам, чтобы
 украсть девушку, В 62-м году к нам в чум кидал песок и свистел. Но никто не
 вышел к нему. Все боялись. Еще раньше, в 29-м году, в августе, я видел следы.
 Они длинные и узкие. Тунгу бегает быстрей оленя".
  Характерно, что ненцы никогда не смешивают народность тунгусов (эвен-
 ков) и диких тунгу. Из опроса старых оленеводов Надымского района и из анкет-
 ного опроса учащихся Салехарда выяснилось, что встречи с тунгу были достаточ-
 но частыми еще в начале 60-х годов.
  Если рассказы о тунгу считать правдивыми, то конец встречам положило
 бурное освоение этого края геологами и идущими по их следам строителями. Внеш-
 нее описание дикого человека - тунгу не позволяет его смешивать ни с одной из
 народностей Севера. Необычные, но характерные для него черты поведения - от-
 сутствие речи, оглушительный свист, удивительная быстрота бега и исключи-
 тельная, доведенная до совершенства адаптация в условиях северной и полярной
 природы - говорят за то, что перед нами новый, особый вид, чем-то похожий на
 человека и в то же время отличный от него.
  Но откуда и когда неизвестный дикий человек пришел в эти суровые се-
 верные края? Как это произошло?
  Якутская быль
  Отправимся за пять тысяч километров от просторов Оби в просторы Яку-
 тии. Аналогичные исследования мы проводили здесь летом 1974 года и тогда так-
 же услышали удивительные рассказы о диком лесном человеке, именуемом здесь чу-
 чунаа.
  В Якутии они имеют резко очерченный район распространения. Это горные
 массивы, расположенные к востоку от реки Лены и в междуречье рек Яны и Инди-
 гирки, но особенно Верхоянский и Полоустный хребты.
  Вот типичный для южного Верхоянья рассказ, записанный нами на речке
 Хобойотту, в одной из оленеводческих бригад, со слов Татьяны Ильиничны Захаро-
 вой, 55 лет, эвенки по национальности:
  "После революции, в 20-х годах, жители нашего села встретили чучунаа,
 собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а
 когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, говорят,
 больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на
 голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был ма-
 ленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий, го-
 раздо больше, чем у человека. А так похож на человека, только намного выше
 ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая пос-
 ле каждого третьего шага".
  В Центральной и Западной Якутии про чучунаа чаще вообще не знают, а
 если знают, то упрямо прописывают в далеком Верхоянье. Когда же мы приехали в
 селение Хайысардах Сайды-Верхоянского района, поехали на горные пастбища к
 оленеводам, рассказы о чучунаа посыпались на нас как из рога изобилия. И чем
 больше мы их слышали, тем образ чучунаа проявлялся все яснее, превращаясь из
 сверхъестественного во что-то почти реальное...
  То он могучий, крепкий, ростом больше двух метров, страшный и опасный
 для человека, то очень высокий и очень худой - "наверное, больной", говорили
 очевидцы.
  Поражает строгая приуроченность появлений чучунаа и к определенному
 времени. По всем рассказам, его особенно часто встречали в конце прошлого и
 начале этого столетия. В 20-З0-е годы встречи с ним стали значительно реже, а
 в 50-х годах нами зарегистрировано всего две встречи с чучунаа в районе реки
 Алычи. Чем объяснить, что этот район самый "урожайный" на рассказы о чучунаа?
 Здесь их количество возрастает в несколько раз. Прадеды современных оленево-
 дов наблюдали даже детенышей чучунаа, переплывавших в ледоход реки и воровав-
 ших у них пищу.
  И везде, во всех рассказах, удивляет подробное, чуть ли не анатомичес-
 кое описание его внешности - внешности человекообразного существа, необычайно
 ловкого, сильного, приспособленного к суровым условиям жизни на Севере.
  Полистаем "Уранхай Сахалар" - труд известного советского историка и
 этнографа Ксенофонтова Г.В. Вот что он пишет: "Чучунаа - человек. Питается
 охотой на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя цели-
 ком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на себя.
 Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный, хриплый и
 трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма редко,
 часто видят убегающим... Лицо у чучунаа черное, в нем нельзя разобрать ни но-
 са, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бывает". Ни в
 собранных нами рассказах, ни в описании известного советского ученого чучунаа
 не обладает фантастическими чертами, а выглядит скорее вполне земным сущес-
 твом. Ко всему сказанному следует добавить, что наряду с рассказами о чучунаа
 в Верхоянье ходят рассказы о редких находках скелетов человека необычайно
 большого размера, чаще всего адресуемых в бассейн реки Алычи. Что же является
 фактом из всего перечисленного? То, что в четырех совершенно разных огромных
 районах, разделенных между собой тысячами километров и естественными преграда-
 ми в виде больших рек и гор, ходят были и совершенно свежие рассказы о непо-
 нятном диком лесном существе, похожем на человека.
  Факт и то, что эти рассказы существуют у народов, относящихся к совер-
 шенно разным этническим группам, с совершенно различными языком и культурой.
  Не только внешний облик таинственного обитателя леса идентичен в бы-
 тующих рассказах всех четырех районов. То же можно сказать и о его повадках,
 образе жизни. Это существо не владеет речью, но очевидцы отмечают его свист,
 раскатистый хохот, громкие нечленораздельные крики. Особенно характерна стро-
 гая приуроченность встреч с ним к определенным территориям.
  В Коми АССР - это Усть-Цилемский район, верховья рек Пижмы и Цильмы; в
 Западной Сибири - труднодоступное пространство между Полярным Уралом и Обью,
 далее Надымский и Тазовский районы ЯмалоНенецкого национального округа; в Яку-
 тии - Верхоянские горы и их отроги, уходящие к востоку. В соседних областях
 живут люди той же национальности, того же рода занятий и той же степени обра-
 заванности, но подобных рассказов они не знают, а если и слышали, то адресуют
 их все в те же упомянутые районы.
  В Якутии таинственного чучунаа встречали исключительно в летнее время,
 что при допущении правдивости рассказов говорит о его миграциях в теплый пе-
 риод года.
  На Печоре и особенно в Зауралье встречи с "лесным великаном" отмечают-
 ся круглый год, за исключением двух самых морозных зимних месяцев. Эти удиви-
 тельные закономерности проявляются и в том, что жители селений, расположенных
 между Обью и Уралом, встречали его периодически в 1951-1953 годах, 1959-1962
 годах и, наконец, в 1967-1968 годах. Эта периодичность сразу бросалась в гла-
 за при сравнении тех 50 рассказов, которые мы собрали в этом районе с Викто-
 рией Пупко. Рано делать конкретные выводы, но в заключение хочется сказать,
 что наш бескрайний суровый Север таит не меньше загадок и тайн, чем привлекаю-
 щие к себе внимание снежные склоны Гималайских гор.
  Владимир ПУШКАРЕВ, геолог
 


Теги: снежный человек  
  Вставить в блог: Livejournal   Я.ру   Buzz



PDF-версия


Оставьте свой комментарий

Введите код с картинки
Имя пользователя
E-mail
Домашняя страница
Подключить файл или картинку

   

Облако тегов

А.Сандэрсон аварии НЛО алхимия аномалии в истории аномалия Пионеров аномальная зона аномальные механизмы аномальные явления Атлантида атмосферные аномалии АЯ в ближнем космосе Бермудский треугольник биологические аномалии Болезни НЛО и АЯ веб программирование верстка внеземная жизнь внеземной разум внеземные цивилизации время время, закономерности вселенная вскрытие пришельца догоны древние знания древняя история Елюю Черкечех Жигули З.Ситчин загадочные животные затонувшие земли имплантанты история исчезновения и появления климат космос криптозоология круги на полях левитация, антигравитация Лемурия массовая гибель метеориты мистика мистические существа мифология молнии морской змей наблюдения НЛО наска нашествие с неба небесные предки невидимки невозможные существа невозможный артефакт необъяснимое нетрадиционная история нечеловеческие цивилизации НЛО НЛО в древности НЛО и АЯ на Луне НЛО и техника НЛОнавты озерные чудовища падения с неба палеоартефакт палеоастронавтика палеонтология параллельные миры Пацифида перевал Дятлова Пири Рейс пирокинез, возгорания полтергейст похищения привидение призрак происхождение жизни происхождение человека проклятая вещь проклятие проклятое место пророчества путешествие расселение народов расчленения рисунки на теле розуэлл самолеты в древности сборник иллюстраций сверхчувства животных сверхчувства, сверхвозможности случайности и закономерности снежный человек старые карты тайны истории тайны открытий телекинез телепатия теория уфологии трансмутация тунгусский метеорит Урочище Икс физика хроники АЯ хронология Ч.Форт, фортеанство Чертово кладбище чупакабрас шаровая молния шумный дом

UFORUM

 

Уфологический форум. Аномальные явления, уфология, непознанное.
Общий форум сайта

Анкеты очевидцев
Если Вы наблюдали НЛО, неизвестное животное или другое аномальное явление, расскажите об этом здесь.
Анкета очевидца НЛО
Анкета очевидца АЯ
Анкета очевидца неизвестного животного
Анкета очевидца АЯ в космосе

 

- Главная - Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -