PDA-версия   Home   Карта сайта   E-Mail
 
 E-mailПароль 
  

 
Забыл пароль  Регистрация
  Главная / Сборники статей / Теория / Вилинбахов В. КОСМОС И МИФЫ - ЗАШИФРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

Мысли вслух
Что-то, подобное дневнику или блогу - мысли вслух, не обязательно мои, но и не всегда чужие. Иногда это веселые истории, иногда - заметки для памяти, иногда что-то любопытное, иногда - сухие научные факты. А в общем - всего понемножку. Ваши комментарии приветствуются.

Сейчас на сайте

0 пользователей в том числе:
В чате 0 пользователей в том числе:
   

Теория

Вилинбахов В. КОСМОС И МИФЫ - ЗАШИФРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

 Вилинбахов В. КОСМОС И МИФЫ - ЗАШИФРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.
  ВАДИМ ВИЛИНБАХОВ, кандидат исторических наук, Ленинград
  ТМ 6/82
  "Я слышал, что ученых сегодня интересуют легенды и мифы разных на-
 родов как материал для выяснения того, какими знаниями обладали наши пред-
 ки. Не могли бы вы рассказать об этом? И. МИТРОХИН, г. АБАКАН".
  На ХVI чтениях, посвященных разработке научного наследия и разви-
 тию идей К. Э. Циолковского, с большим интересом были встречены доклады В.
 Вилинбахова "Представления о внеземных цивилизациях в мифологическом созна-
 нии" и И. Лисевича "Мифы и гипотеза о космических контактах". Эти ученые
 давно занимаются "расшифровкой" мифов и легенд, рассматривая их как доку-
 менты, свидетельствующие об определенной трансформации древних знаний в ли-
 тературные произведения. Статьи В. Вилинбахова на эту тему печатались в
 научных сборниках "Русский фольклор". Работа И.Лисевича "Древние мифы гла-
 зами человека космической эры" недавно опубликована в сборнике "Проблемы
 поиска внеземных цивилизаций". Мы попросили ученых ответить на вопрос наше-
 го читателя. Сопровождаем их статьи иллюстрациями, свидетельствующими о
 пристальном внимании первобытного человека к космическим явлениям.
  Как известно, в архаических обществах мифология представляла собой
 некую основу духовной культуры, пронося через столетия самые первичные, са-
 мые начальные, стихийные "формулировки" сложнейшего внешнего мира, которые
 неявным образом широко отражают реальные черты бытия. И при всем том миф
 создает иную, новую литературную "высшую реальность", которая воспринимает-
 ся носителями мифологической традиции как первоисточник и идеальная основа
 сущего. Естественно, что в развитых мифологиях значительное место принадле-
 жит космогоническим гипотезам, тесно связанным с представлениями о первоп-
 редках - демиургах (культурных героях) и актах творения (мифы о порождении
 всех тех объектов, из которых состоит мир). Казалось бы, в этом нет ничего
 удивительного.
  Но тут-то и начинаются загадки.
  Прежде всего, оказывается, в архаическом творчестве многих народов,
 абсолютно независимо от ведущих мировых религиозных учений, мелькают мысли
 о населенности космоса и известных им планет.
  Так, например, в "Попул Вух", священной книге американских индей-
 цев кише, говорится о бесконечно древней цивилизации, обладавшей знаниями о
 туманностях и солнечной системе. В Перу еще в доинковские времена бытовала
 легенда о том, что на далеких звездах "живут существа, подобные людям.
 Африканские догоны убеждены, что вселенная населена различными живыми су-
 ществами. Архаичные эсты верили, что на. небесных телах живут "некие люди".
 В одном из преданий новозеландских маори - "Восхождение Рупе на небо" -
 упоминается о всеобщей заселенности космоса. Более чем удивительны астра-
 космические мифологические Представления жителей острова Пасхи. Среди них,
 в частности, такое: "Жители Юпитера установили связь между планетами..."
  Согласно воззрениям сибирских кетов космос населен "небесными
 людьми", которые дают тому или иному человеку шаманский дар. Верховный мир
 выглядит как система из семи кругов, расположенных над Землей; "небесные
 люди" обитают между ними. Чем выше круг, тем больше их сила и активность.
 Причем "ес"деи" (небесные люди) обладают человеческим обликом...
  Заселяя космические пространства человекоподобными и иными разумны-
 ми существами, архаическое сознание по каким-то причинам особенно выделяло
 определенный участок вселенной - созвездие Плеяд.
  Еще майя считали себя "детьми Плеяд", Племена североамериканских
 индейцев хранят очень похожие легенды о Плеядах. С доинковских времен в Пе-
 ру бытуют предания о том, что "боги" прибыли с этого созвездия. По мифам
 ибанов острова Калимантан, в древние времена человек по имени Раджа Тиндит
 стал мужем одной из звезд созвездия Плеяд.
  Ученые-этнологи чрезвычайно удивились, обнаружив, что полностью
 изолированные племена Южной Америки и аборигены Австралии имеют обширный и
 сходный фольклор о Плеядах и называют созвездие "Семь сестер", точно так
 же, как это делали древние европейские и средневосточные народы. Многие из
 этих независимых фольклорных текстов утверждают, что Плеяды являлись роди-
 ной "людей с Неба".
  Финно-угорский Вейнемейнен, совершив на Земле многочисленные подви-
 ги, улетел на "золотой ладье", пообещав вернуться, когда народу очень это
 потребуется. При этом любопытно то, что его именем финны называют созвез-
 дия Орион ("Коса Вейнемейнена") и Плеяды ("Лапти Вейнемейнена").
  Древние народы знали поименно все звезды и созвездия. Библия перио-
 дически упоминает о "Семи сестрах", а в неканоническом тексте "Книги Иова"
 мы встречаем загадочный вопрос: "Можно ли считать благотворным влияние
 Плеяд или широкой ленты Ориона?"
  "Звездные цивилизации" представляются мифологическому сознанию как
 "культуры" гораздо более высокого плана. Именно там прародина человечества,
 оттуда прибыли прапредки и демиурги, научившие жителей Земли различным зна-
 ниям. Так, древние германцы утверждали, что их предки прибыли на "летающих
 башнях". В славянской сказке из Подолии рассказывается, что человек впер-
 вые появился не на Земле, а в другом мире. Многие африканские народы убеж-
 дены в том, что первая чета людей сошла с неба. Южноамериканские тораджа и
 по сей день полагают, что они спустились с неба и что их предки, пуанчи,
 первоначально имели в своих венах белую кровь, которая стала красной от
 смешения с "земной". Так же думает и племя урос, живущее на камышовых ос-
 тровах озера Титикака.
  Инки Тиахуанка оставили легенду о ""золотом корабле", прибывшем со
 звезд. Им командовала женщина по имени Орьяна, ставшая прародительницей ро-
 да человеческого. На руках и ногах у нее было по четыре пальца с перепонка-
 ми между ними. Она родила на Земле 70 детей, после чего снова "вернулась к
 звездам".
  Айны, обитающие на севере Японии и на Сахалине, считают, что они
 произошли от небесных предков. Согласно мифам новогвинейских мае структура
 общества на небе и Земле изоморфна, что объясняется генетически: заселение
 Земли происходило с неба. Легенды аборигенов Новогебридских островов также
 утверждают, что земляне являются потомками "сыновей неба".
  Число подобных мифов велико.
  В самой тесной связи с ними находятся предания о демиургах, спус-
 тившихся с неба и научивших нас мастерству и премудростям высшей культуры.
  У древних китайцев широко и повсеместно бытовали сказания о "сы-
 новьях неба". Наибольший след в китайской мифологии и литературной тради-
 ции оставил Хуан-ди, якобы появившийся в бассейне реки Хуанхэ в ХХVI веке
 до н. э.
  В сказаниях о Хуан-ди много чудесного. Он наделен магическими спо-
 собностями, совершает фантастические путешествия к Солнцу, вершинам Кун-лу-
 ня. Герой непохож, однако, на божество. В его деятельности присутствует
 удивительный рационализм, легко просматривающийся через мифологические нап-
 ластования.
  Хуан-ди и его помощники много знали. Они научили людей множеству
 полезных вещей: делать лодки и упряжь для волов, рыть колодцы и изготов-
 лять музыкальные инструменты, возводить оборонительные стены и лечиться иг-
 лоукалыванием. Хуан-ди правил в Китае сто лет и даже более, после чего сог-
 ласно "Жизнеописанию", включенному в даосский канон, он, "поднявшись в не-
 бо и став повелителем Единого Величайшего, превратился опять в звезду
 Сяньюань".
  Японская книга "Сей-то-ки" утверждает, что в Корее с неба в 2300
 году до н. э. спустился Божественный человек, который правил народом тыся-
 чу лет.
  В корейской легенде "Тангун основатель страны Чосон" рассказывает-
 ся, что "замыслил Хванун жить среди людей и не раз хотел спуститься с не-
 бес на Землю... Наконец он совершил это... Хванун повелевал духами Ветра,
 Дождя и Туч, указывал сроки всякому злаку, ведал людскими судьбами, исце-
 лял хворь, отмерял наказания, учил отличать добро от зла. Словом, вершил он
 делами каждого из трехсот шестидесяти дней годовых, наставляя людей на ис-
 тинный путь в этом мире".
  На островах Королевы Шарлотты хранятся воспоминания о великих муд-
 рецах, которые прибыли со звезд на "огненных кораблях". А индейцы племени
 навахо (Северная Америка) говорят об учителях, которые "прибыли с неба,
 долго оставались на Земле и потом возвратились в свой мир".
  В штате Вайоминг (США) у подножия горы Бих-Хорн можно увидеть древ-
 нее магическое "колесо", выложенное из камней. Индейцы утверждают, что его
 соорудили их предки в память о колесе, прибывшем с неба в подарок от Сол-
 нца, а также для того, чтобы гости с неба могли без труда определить место
 их прежнего приземления во время предстоящего возвращения. Повествуется об
 этом событии так: "Много лун назад, во время древнейших отцов, с неба прип-
 лыло большое колесо. По его краям пылали ослепительные языки пламени, а на
 его щите сверкали звезды. Оно село на вершину Шаманской горы, причем был
 слышен шум многих ветров. Люди из деревни в панике разбежались. Потом со
 скоростью испуганной птицы колесо улетело, исчезло, и никто с тех пор его
 не видел. Люди вернулись к своим опустевшим тепе и выложили камни по форме
 того колеса. Много лун спустя шаман рассказал о визите Матату Вакана, кото-
 рый прибыл с неба. Много недель спустя охота и сборы были исключительно
 удачными, и все верили, что все это по воле благосклонных богов".
  В Центральной Америке сохранилось предание о некой могучей владычи-
 це, прозванной "Летающей тигрицей", которая принесла людям знания. А через
 какое-то время приказала отнести себя на вершину горы, где "исчезла среди
 грома и молний". Мифы инков рассказывают, что люди некогда были дикарями,
 но Солнце послало на Землю двух своих детей; они-то и научили людей "раз-
 ным знаниям".
  В 1952 году исследователи впервые установили контакт с индейским
 племенем каяапов в верховьях Амазонки. А через некоторое время записали
 миф: "Много поколений назад ближайшая гора сотряслась и покрылась дымом и
 огнем, от которого жители бежали в деревню. Через некоторое время молодые
 охотники набрались мужества и попытались убить пришельца, появившегося из
 этой бебен (что такое "бебен" - установить не удалось). Но отравленные
 стрелы, палицы и копья отскакивали от него. Он высмеял храбрых воинов. По-
 том остался на некоторое время в деревне, жители привыкли к его пребыванию
 и научились у него языку. Тогда он научил их применять оружие для охоты,
 создал школу и обучил законам земледелия. Себя он называл "Бенкоророти",
 что означает "Я прибыл из Вселенной".
  Согласно тибетским легендам Ньятри-Цэнпо пришел с неба, чтобы спас-
 ти людей от смут:
 Он прибыл с горных высот, с неба богов,
 Господин бескрайнего неба,
 Потомок шести владык, богов прародителей,
 Обладающих троном Ньятри-Цэнпо,
 Господин страны предков
 Явился на лоно земли,
 Он пролился на землю как дождь
  Согласно мифологическому циклу догонов "Бледный Лис", их главный ге-
 рой, "спустился в ковчеге со звезды По (Сириус) и обучил людей многому"
 (см. "ТМ", 1980, 10) Мифы африканских ганда циклизуются вокруг царя Кинту -
 посланца неба, пришедшего, чтобы перестроить жизнь людей и научить их раз-
 ным знаниям...
  Наконец, отметим группу мифов, повествующих о прибытии на Землю
 инопланетных переселенцев и основании ими древних колоний.
  И. Блумрих, крупный специалист НАСА, в докладе "Каскара и тайна се-
 ми миров", прочитанном на VII Всемирной конференции Общества палеокосмонав-
 тики в Мюнхене (июнь 1979 г,), среди прочего говорил: "В преданиях и ритуа-
 лах хопи сохраняются прочные воспоминания о длительном влиянии со стороны
 инопланетян, оказавшем формирующее воздействие на их историю и духовный
 мир. Анализ обнаруживает значительное соответствие этих преданий современ-
 ным научным знаниям... Кроме того, все духовные источники указывали на су-
 ществование вплоть до 1-го тысячелетия н. э. колонии инопланетян".
  Добавим, что индейцы Миннесоты и Канады рассказывают: "До появле-
 ния европейцев здесь летали круглые бесшумные колесницы, которые могли са-
 диться на море. С прибытием европейцев летающие корабли их пилоты исчезли,
 заверив людей, что они потом вернутся".
  Любопытно мифологическое сознание индейцев пуэбло, живущих в Аризо-
 не (США). Для контакта с "богами" они и сегодня используют маленькие кра-
 сочные куклы "качинас". Эти "качинас" считаются главными посредниками меж-
 ду естественным и сверхъестественным мирами.
  Когда-то "качинас" были видимыми существами; прибывшими со звез-
 дной системы с 12 планетами, удаленной от Земли "так далеко, что. неизвес-
 тно, где она есть".
  "Качинас" могли с огромной скоростью летать на свою родную планету,
 приземляться в любой точке, пользуясь летательными аппаратами.
  "Качинас" имели человеческий образ и поведение, хотя и превосходи-
 ли "земное племя" во многом. Они научили древних людей кузнечному ремеслу и
 перевозке огромных каменных блоков.
  Легенды из района Тиахуанко (Перу) сообщают о "красивых" людях,
 приземлившихся на гигантском блестящем корабле. "Давнымдавно около Тамоан-
 хана на побережье Юкатана с кораблей, сверкавших, как чешуя змеи, высади-
 лись люди с белой кожей. Чужеземцы были высокими, светловолосыми и носили
 странную одежду со "змеей" вокруг лба".
  У новогвинейских мае записаны мифы о войне между небесными и земны-
 ми людьми, начавшейся из-за того, что Аувара, вождь первых, "рассердился на
 земных людей, срубивших посланные им пальмы раньше, чем они стали давать
 плоды".
  Островитяне Пасхи "чтили богов" как хозяев мирового пространства.
 Среди них Манемаке - "бог жителей воздуха". В одной из легенд говорится о
 "летающих людях", которые приземлились и зажгли огонь...
  Итак, мифологическое сознание архаических народов хранит в памяти
 целый ряд "космических происшествий". Оно считает, что бескрайние просторы
 вселенной населены различными живыми существами, многие из которых идентич-
 ны земным, что боги обладают многочисленными знаниями и во многом превосхо-
 дят людей, что Земля и вселенная прочно связаны между собой, жизнь занесе-
 на на Землю из космоса, а развитие Человеческого общества контролируется
 "небожителями".
  Все это весьма поразительно. И сразу возникает вопрос: какая объек-
 тивная реальность породила "странные" представлениями.
  Исследования показывают, что основные сюжеты мифов и легенд "архаи-
 ков" аналогичны мифологическим сюжетам более поздних народов. И хотя взаи-
 мосвязь эта пока еще плохо выявлена, уже имеются все основания для того,
 чтобы говорить о существовании какого-то еще более древнего мифологическо-
 го слоя, наложившего отпечаток на более поздние представления.
  Распространенность "космических" мотивов в самых различных, незави-
 симых друг от друга географических и этнических ареалах свидетельствует о
 том, что в их основе лежат какие-то объективные и реальные прототипы, пере-
 конструированные мифологическим мировосприятием.
  И хотя архаическое мышление не знает отвлеченных понятий, это вов-
 се не означает, что оно мифично. Действительность является определяющим
 фактором любого мышления, а уж оно-то в силу своего развития образно отра-
 жает ее. Архаический человек весьма приблизительно понимает действи-
 тельность, конкретные представления его еще далеко не обобщены, но он умеет
 различать предметы схематически, приблизительно и без частностей.
  Нерасчлененность мышления порождала такие явления, как тождество
 разнородных предметов; в языке архаического человека противоположные явле-
 ния назывались одним и тем же словом. Мышление носило пространственный,
 конкретный характер: каждая вещь воспринималась чувственно (в философском
 смысле), и образ воспроизводил только внешнюю сторону предмета то, что бы-
 ло видно и ощутимо.
  Пространственные, ограниченные внешней зрительной данностью однок-
 ратные и неподвижные представления порождали аддитивные "образы", в кото-
 рых, при всей их суммарности, не содержалось ни доли обобщения. Простран-
 ственно-чувственное восприятие отливалось в форму необыкновенной, но кон-
 кретной предметности.
  Несмотря на всю сложность расшифровки мифологического символизма,
 далеко еще не понятого нами, мы можем с полным основанием предполагать, что
 "дыма без огня не бывает", что в основе всех этих, приведенных выше, удиви-
 тельных и притягательных сюжетов лежит НЕЧТО, о чем стоит задуматься... За-
 думаться над тем, что же все-таки происходило некогда и породило странную
 фантазию, воплощенную в мифе. Необходимы исследования. Статью В. Вилинбахо-
 ва комментирует Игорь ЛИСЕВИЧ, доктор филологических наук
  Вопросы, над которыми предлагает задуматься в своей статье автор,
 конечно, очень увлекательны, но в то же время чрезвычайно сложны. Они свя-
 заны с решением кардинальной проблемы - насколько конкретным было отраже-
 ние действительности в древних мифах и эпосе. Возможно ли отождествить
 древних героев с реальными историческими прототипами, или же их судьба
 - это обобщенная судьба племени, и сами они только олицетворение происхо-
 дивших в нем процессов? На эту тему в начале нашего столетия в среде
 фольклористов велись ожесточенные споры и в ходе дискуссии историческая
 школа потерпела поражение.
  Однако в то время, как торжествовал гиперкритицизм, наука медленно
 накапливала факты, свидетельствовавшие о реальной исторической основе неко-
 торых мифов и сказаний. Самым разительным открытием была, конечно, находка
 Трои Генрихом Шлиманом - немецким археологом-любителем, с детских лет уве-
 ровавшим в реальность гомеровского эпоса. Начатые им работы были продолже-
 ны другими и явили нашим современникам немало из того, о чем пелось в
 "Илиаде". Затем историк Артур Эванс раскопал на Крите колоссальный Кнос-
 ский дворец - прообраз знаменитого Лабиринта, места действия мифа о Тезее и
 прекрасной Ариадне. А в ходе раскопок в Месопотамии другому английскому ис-
 следователю, Роберту Болдуэю, удалось обнаружить основание гигантского зик-
 курата - той самой "Вавилонской башни", о сотворении которой так эмоцио-
 нально повествуется в Библии.
  Были и совсем недавние находки. В 1960 году норвежец Хельге Ингстад
 обнаружил на мысе Ланс-оМидоуз в Канаде затянутые толстым слоем дерна руи-
 ны поселения викингов, которые обосновались там приблизительно тысячу лет
 назад. Так подтвердилась правдивость исландских сказаний "Саги о Гренлан-
 дии" и "Саги об Эйрике Рыжем", повествовавших о плавании норманнов в Амери-
 ку ("страну Винланд"). В 1967 году раскопки Хосе Гаранджа на Новых Гебри-
 дах подтвердили достоверность легенды, связанной с кончиной "Великого вож-
 дя" Рои Мате, происшедшей, как показал радиокарбонный анализ, еще в XII -
 XIII веках.
  Впрочем, нет нужды отправляться так далеко, чтобы доказать, что
 фольклор может хранить память о давних событиях. Верность преданий жизнен-
 ной правде, порой даже в характеристиках отдельных героев, неожиданно под-
 твердилась при вскрытии гробницы киевского князя Ярослава Мудрого. Жену
 Ярослава, варяжку Ингегерд, скандинавские саги именовали "злой" и "бешеной"
 - и вот теперь, спустя тысячу лет, рентгеноскопия останков княгини показа-
 ла, что для этого имелись основания: особенности строения черепа должны бы-
 ли вызывать у Ингегерд в минуты раздражения сильные боли, заставлявшие ее
 терять контроль над собой. Там же, в Софийском соборе, где была захоронена
 с мужем Ингегерд, при расчистке стен был найден "граффити" - автограф одно-
 го из героев русских былин, Ставра Годиновича. С достоверностью установлен
 реальный прототип другой былинной героики, Апраксны-королевичны, которым
 послужила сестра Владимира Мономаха, Евпраксия, изгнанная императрица Свя-
 щенной Римской империи.
  Бывали случаи, когда исследование произведений устного творчества
 подводило к вещам почти невероятным. Взять хоти бы миф о двух (или нес-
 кольких) солнцах, одновременно взошедших на небосводе и причинивших людям
 неисчислимые бедствия, который известен у многих народов. Долгое время к
 нему относились как к плоду безудержной фантазии древних. Однако в 1912 го-
 ду среди вавилонских клинописных табличек был обнаружен своеобразный звез-
 дный каталог, восходивший еще к шумерам, - в нем упоминалась ныне неизвес-
 тная "гигантская звезда" на границе двух южных созвездий Паруса и Кормы.
 Каково же было изумление ученых, когда в 1968 году австралийские астрономы,
 направив свой радиотелескоп в этот район неба, нашли там пульсар (РР
 0833-45) - след колоссального небесного взрыва сверхновой звезды! Находясь
 сравнительно близко от Земли и довольно низко над горизонтом, это внезапно
 вспыхнувшее светило в течение месяцев вполне могло соперничать с солнцем по
 своей величине и яркости. Таким образом, здесь миф сохранил память о собы-
 тиях, происходивших от 6 тысяч до 8 тысяч лет назад, и есть предположения,
 что "глубина фольклорной памяти" может быть даже большей.
  Встреча первобытного человека с иным, более высоким разумом произ-
 водила на него обычно не меньшее впечатление и также фиксировалась в раз-
 личных мифах, легендах и песнях. В этой связи мне вспоминается старинная
 гавайская песня, записанная в прошлом веке и повествующая о таинственных
 божествах, явившихся островитянам из вод морских.
  "На рассвете глазам моим предстали две плавучих острова, - расска-
 зывает безымянный автор песни. - Приблизившиеся, они показались мне больши-
 ми домами, выстроенными на воде, - однако же на них росли прямые деревья
 без листьев... На островах обитали боги, весьма отличные от нас: они ели и
 пили кровь, бросали в море куски толстой зеленой кожи, освобожденные от мя-
 са, другие же раздували огонь и выпускали дым ртом и ноздрями, У всех были
 ослепительно белые лица, блестящие глаза, туловища же их были покрыты ко-
 жей разного цвета. В боку у них были дыры, в которые они могли вложить ру-
 ку... в эти, отверстия они клали великое множество вещей - казалось, те бы-
 ли полны богатств..."
  Вероятно, читатель уже почувствовал в этом тексте нечто знакомое -
 и действительно, песня мифологична только по форме. Перед нами не что иное,
 как достаточно полное, с точки зрения дикого островитянина, конечно, описа-
 ние прибытия на Гавайи экспедиции знаменитого капитана Кука. Двумя плавучи-
 ми островами показались никогда не видавшим подобных судов гавайцам кораб-
 ли Кука, растущие на этих островах голые деревья с прямыми стволами - это
 всего-навсего мачты; белокожие "боги" с блестящими от возбуждения глазами -
 Кук и его команда, которые поразили островитян тем, что пили вино, казав-
 шееся гавайцам кровью, курили, свои неизменные трубки, выпуская клубы дыма
 изо рта, и ели фантастический плод - арбуз, бросая в воду толстые зеленые
 корки.
  Но, вероятно, самое большое впечатление на полуголых островитян
 произвел европейский костюм с карманами; можно представить, что ощущал
 неискушенный гаваец, наблюдавший, как божество засовывало руку в дырку в
 собственном боку и извлекало из себя целую кучу удивительнейших предметов
 начиная от вожделенного ножа и кончая таинственными часами...
  Не менее фантастично было истолковано тлинкитами Северной Америки
 прибытие к ним в 1786 году кораблей капитана Лаперуза члены его экспедиции
 тоже были восприняты как боги. Пример этот в качестве аналогии контакта со
 внеземной цивилизацией приводили в своей совместной книге член-корреспон-
 дент АН СССР
 И. Шкловский и один из руководителей программы НАСА, Карл Саган. Есть и
 совсем недавние случаи, например, возникновение после второй мировой войны
 на одном из ткхоокеанских островков своеобразного культа "небесных при-
 шельцев", в котором легко угадываются воспоминания о самолетах союзников,
 делавших промежуточную посадку на этом острове, - сходство объектов покло-
 нению со старенькими бипланами достаточно очевидно.
  Однако аналогия еще не доказательство. Если говорить серьезно, то
 все перечисленные факты, равно как и те, что приводятся В. Вилинбаховым,
 свидетельствуют только о возможности. В мифах может присутствовать конкрет-
 ная историческая основа, они, могут говорить о встрече с иной цивилизацией,
 но подтвердить, что эта возможность осуществилась, в состоянии только всес-
 тороннее научное исследование. К сожалению, в плане так называемой "гипоте-
 зы о космическом палеоконтакте" (предполагаемом посещении Земли в прошлом
 представителями иных цивилизаций) достаточно доказательных исследований по-
 ка нет. Это справедливо и по отношению к таким работам о мифах догонов, как
 книги Гриоля и Темпля.
  Надо сказать, что вообще гуманитарным наукам в какой-то степени не
 повезло - они обладают иллюзией общедоступности; в отличие, скажем, от фи-
 зики элементарных частиц или теории сопротивления материалов здесь свое
 мнение может высказать каждый. Между тем любая из гуманитарных наук имеет
 свою специфику и требует достаточно сложной методики исследования. Именно
 поэтому, когда ракетостроитель И. Блумрих вторгается в область мифологии и
 этнографии, специалисты просто не принимают это всерьез. Да, история сегод-
 ня многим обязана "посторонним": любителями были и Шаман, открывший Трою, и
 Колдуэй, раскопавший Вавилонскую башню. Однако историки помнят, какой не-
 поправимый ущерб нанес Шлиман с его увлеченностью дилетанта самой Трое,
 стремясь как можно скорее достичь цели. Поспешность вредна везде, в науке -
 тем более. Мифы о звездных пришельцах хорошо известны ученым, и в системе
 современной мифологии имеют свое объяснение. Нужно, следовательно, дока-
 зать, что это объяснение неверно, и твердо обосновать правомерность новой
 гипотезы. Для этого необходима строгая методика, ведущая исследование на
 стыке нескольких наук.
  Нам известно множество интригующих фактов из области мифологии, но
 не очень ясны те законы, но которым зерно реальности прорастает в миф.
 Экспериментальные исследования человеческой фантазии только еще начинаются.
 Очень хотелось бы надеяться на его величество случай, который может неожи-
 данно подарить нам решающее доказательство новой гипотезы, но надежнее по-
 лагаться на труд. Пора уже, видимо, выделить из многочисленных сообщений
 те, которые в какой-то степени поддаются проверке, и постараться поставить
 их исследование на строгую научную основу. Такова, например, легенда дого-
 нов о втором спутнике Сириуса - в конце концов, установить факт его сущес-
 твования возможно даже с помощью обычного солнечного коронографа, а это
 сделало бы гораздо более весомым. и другие, связанные с Сириусом, сообще-
 ния. Не дожидаясь очередного запуска автоматической станции на Марс, можно,
 например, сопоставить присланные "Викингом" снимки марсианских "пирамид" и
 "головы марсианина" со снимками околоземных спутников - и если найдется
 что-либо подобное, попытаться определить характер объекта и т. д. Вообще,
 видимо, стоит попытаться перейти от слов к делу, так как это единственный
 путь разрешить все сомнения.
 


Теги: древние знания   мифология   палеоастронавтика  
  Вставить в блог: Livejournal   Я.ру   Buzz



PDF-версия


Оставьте свой комментарий

Введите код с картинки
Имя пользователя
E-mail
Домашняя страница
Подключить файл или картинку

   

Облако тегов

А.Сандэрсон аварии НЛО алхимия аномалии в истории аномалия Пионеров аномальная зона аномальные механизмы аномальные явления Атлантида атмосферные аномалии АЯ в ближнем космосе Бермудский треугольник биологические аномалии Болезни НЛО и АЯ веб программирование верстка внеземная жизнь внеземной разум внеземные цивилизации время время, закономерности вселенная вскрытие пришельца догоны древние знания древняя история Елюю Черкечех Жигули З.Ситчин загадочные животные затонувшие земли имплантанты история исчезновения и появления климат космос криптозоология круги на полях левитация, антигравитация Лемурия массовая гибель метеориты мистика мистические существа мифология молнии морской змей наблюдения НЛО наска нашествие с неба небесные предки невидимки невозможные существа невозможный артефакт необъяснимое нетрадиционная история нечеловеческие цивилизации НЛО НЛО в древности НЛО и АЯ на Луне НЛО и техника НЛОнавты озерные чудовища падения с неба палеоартефакт палеоастронавтика палеонтология параллельные миры Пацифида перевал Дятлова Пири Рейс пирокинез, возгорания полтергейст похищения привидение призрак происхождение жизни происхождение человека проклятая вещь проклятие проклятое место пророчества путешествие расселение народов расчленения рисунки на теле розуэлл самолеты в древности сборник иллюстраций сверхчувства животных сверхчувства, сверхвозможности случайности и закономерности снежный человек старые карты тайны истории тайны открытий телекинез телепатия теория уфологии трансмутация тунгусский метеорит Урочище Икс физика хроники АЯ хронология Ч.Форт, фортеанство Чертово кладбище чупакабрас шаровая молния шумный дом

UFORUM

 

Уфологический форум. Аномальные явления, уфология, непознанное.
Общий форум сайта

Анкеты очевидцев
Если Вы наблюдали НЛО, неизвестное животное или другое аномальное явление, расскажите об этом здесь.
Анкета очевидца НЛО
Анкета очевидца АЯ
Анкета очевидца неизвестного животного
Анкета очевидца АЯ в космосе

 

- Главная - Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -