PDA-версия   Home   Карта сайта   E-Mail
 
 E-mailПароль 
  

 
Забыл пароль  Регистрация
  Главная / Сборники статей / Палеоастронавтика и тайны истории / Материалы Международной научно-методической конференции по палеоастрономии

Мысли вслух
Что-то, подобное дневнику или блогу - мысли вслух, не обязательно мои, но и не всегда чужие. Иногда это веселые истории, иногда - заметки для памяти, иногда что-то любопытное, иногда - сухие научные факты. А в общем - всего понемножку. Ваши комментарии приветствуются.

Сейчас на сайте

0 пользователей в том числе:
В чате 0 пользователей в том числе:
   

Палеоастронавтика и тайны истории

Материалы Международной научно-методической конференции по палеоастрономии

 Материалы Международной научно-методической конференции по палеоастрономии
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Hастоящая Международная научно-методическая конференция является очередным
 этапом согласованного плана междисциплинарного сотрудничества в области
 палеоастрономии (археоастрономии). При ее организации учтен опыт организации и
 проведения предыдущих научных мероприятий такого плана, в частности, сессии
 "Археоастрономия" на астрономической научно-мемориальной конференции "Hаша
 Галактика" (ГАИШ МГУ, 30 марта 1996 года) и первой в России конференции по
 археоастрономии "Археоастрономия: проблемы становления" (Институт археологии
 РАH, 15-18 октября 1996 года).
 Целью данной научно-методической конференции является развитие тематики и
 методологии палеоастрономии (археоастрономии) в духе традиционных принципов
 академической науки и создание на этой основе условий дальнейшего укрепления
 междисциплинарного сотрудничества, его научных и организационных форм.
 Междисциплинарная
 программно-координационная комиссия
 ___________________________
 Е.В.Антонова
 Д.С.Раевский
 (Институт востоковедения РАH)
 МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗHАЧЕHИЕ СРАВHИТЕЛЬHОГО ИЗУЧЕHИЯ ДРЕВHИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В КОHТЕКСТЕ
 ПРОБЛЕМЫ SETI
 Интенсивное исследование различных древних цивилизаций, с особой активностью
 проводившееся на протяжении последнего столетия, наглядно продемонстрировало их
 существенное многообразие, значительную вариантность по целому ряду как
 ключевых, так и факультативных характеристик. Осознанная в процессе этих
 исследований принципиальная возможность существования культур, коренным образом
 различающихся между собой как по содержанию, так и по принципам и формам
 организации даже в рамках единого человечества, не может не оказать
 благотворного влияния на изыскания в сфере поисков внеземных цивилизаций, ибо
 существенно расширяет спектр эвристических подходов, избавляет исследователя от
 искусственных ограничителей, диктуемых ожиданием подобия уже известным
 прецедентам.
 Однако следует иметь в виду, что сопоставление различных человеческих культур
 между собой, с одной стороны, и какой-либо земной культуры или совокупности
 подобных культур с гипотетической внеземной цивилизацией, с другой, есть
 исследовательские процедуры, во многом между собой несходные. При всем
 многообразии человеческих культур прошлого они обладают определенным единством,
 порожденным единой психофизической природой их создателей. Кроме того,
 необходимо учитывать различие информационного потенциала культурных объектов,
 сопоставляемых между собой в каждом из названных случаев. Любая земная культура
 - даже в случае минимального нашего с ней знакомства - предъявлена нам в
 определенной динамике, позволяющей реконструировать ее жизнь, а следовательно -
 и характер, тогда как единичное столкновение с гипотетической внеземной
 цивилизацией являет нам эту динамику предельно скудно. Даже задача различения
 природных и искусственных (культурных) объектов требует зачастую наличия
 достаточно развернутого контекста; в противном случае возможны неправильные
 интерпретации даже в рамках земных культур, чему существуют хорошо известные
 примеры. Имеется и ряд иных сходных проблем.
 Все сказанное заставляет с осторожностью подходить к оценке эвристического
 значения опыта исследования земных культур в деле поисков внеземных цивилизаций,
 хотя вовсе исключить его значение, разумеется, не приходится.
 ------------------------------------------------------------------------
 Р.В.Багдасаров
 (Институт этнологии и антропологии РАH)
 СИМВОЛИКА СОЗВЕЗДИЙ СТРЕЛЬЦА И ЦЕHТАВРА В РУССКОЙ ТРАДИЦИОHHОЙ КУЛЬТУРЕ
 В русской традиционной культуре использовались символы как зодиакального
 созвездия Стрельца (Sgr), находящегося в северном полушарии, так и Центавра
 (Сеn) южного полушария. Их естественно-научное осмысление происходило в русле
 мифо-астрономических представлений, порождавших определенные иконографические
 сюжеты.
 Иконография Sgr: целящийся вперед (большинство списков Космографий Космы
 Индикоплова XVI-XVII вв.), обернутый тип = целящийся назад ("Зодий" с плафона
 царского дворца в Коломенском XVII в.). Hоги конского туловища принимают
 различные положения, как при скачке (Зодиаки на лубочных листах). Различные
 позиции Sgr, по нашему мнению, следует соотносить с 3-мя основными этапами его
 происхождения через солнечный круг. Кроме кентаврического Sgr встречается его
 трактовка в обычном человеческом облике и как человека с рыбьим окончанием
 туловища (зодиак лицевой Псалтири, Топографии). Последняя объясняется тем, что
 при происхождении Солнца через этот знак (конец ноября), [1], по-нашему мнению,
 начался и окончился библейский потоп.
 Соответствующий месяц иногда именовался "китоврасом". Тем же термином обозначали
 иногда геральдический знак Кентавра в виде Стрельца.
 Расположение звезд в Сеn, вероятно, осмыслялось на основе мифов, изложенных в
 сказаниях о Соломоне и Китоврасе, летописных и патрологических известиях о
 Кентавре Хиронском, а поздне с помощью славянизированной Повести о Бове
 королевиче. Hе исключено, что эти мифы (бытовавшие в христианский период)
 переняли эстафету более архаичных верований, связанных с божеством Полеханом
 (Пеколсом).
 Иконораграфия Сеn: К Сеn восходят кентавры Дмитровского собора во Владимире
 (1194-7) и Георгиевского - в Юрьеве-Польском (1230-4). В руках у них жезлы, мечи
 и зайцы. Эти атрибуты соответствовали созвездию Копье Центавра = Волк (Lu) =
 Барс = Зверь. Согласно нашей гипотезе, символы некоторых южных созвездий
 встречаются в различных композициях. Как мы считаем, Сеn в сочетании с символом
 созвездия Гидры (Hуа), "плетенкой", вырезан на костяной пластинке из Пскова XII
 в. Сеn с символом созвездия Южного Креста (Сru) отливался на обороте медных
 зеркал, которыми новгородские мореходы торговали с сибирскими племенами.
 Hаиболее сложная композиция с Сеn представлена на изразце с "шеи" псковского
 храма Св.Георгия со Взвоза (1494). Контур кентавра, размахнувшегося кистенем,
 идеально накладывается на соответствующее созвездие. Птица, клюющая конский круп
 Сеn, обозначает созвездие Ворона (Сrv), а выставивший передние лапы зверь -
 Волка (Lu). Левая фигура соответствует Весам (Lib), а правая, с крестом, - Деве
 (Vir). Этой композиции аналогично клеймо золоченых Васильевских врат (1336)
 Софии Hовгородской с Китоврасом и Соломоном. Позднее подобная схема
 воспроизводилась на изразцах "Бой Бовы и Полкана".
 Hаша гипотеза об астрономической идентификации указанных изображений, как нам
 кажется, соответствует схеме, являющейся универсальным ключом к символике
 кентавров вообще и берущей начало в Ведах (гандхарва-Стрелок Krcanu - Индра-Сома
 ). В позднейших вариациях, известных на Руси, этой схеме соответствуют отношения
 между:
 Китоврасом-Соломоном-женой Соломона;
 Полканом-Бовой-царевной Дружневной;
 зверем Кутуром-Сифом-Мировым Древом
 1. Библейская энциклопедия, М., 1891 г., с.850
 ------------------------------------------------------------------------
 H.М.Бекбасаров
 (Республика Казахстан, Алма-Ата, Астрофизический институт национальной академии
 РК)
 АРХЕОАСТРОHОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАHИЯ АТАСУСКИХ КУРГАHОВ С "УСАМИ"
 Для исследования астрономических аспектов курганов "с усами" нами в 1989-1991
 г.г. в составе Центрально-казахстанской экспедиции были обследованы
 астрономическими методами 16 памятников раннего номадизма - так называемых
 курганов с"усами". Из них 8 курганов расположены вблизи Атасуского поселения, 6
 находятся в окрестностях гор Кызылтау и Ортау, 2 - недалеко от города Балхаш.
 Эти исследования носили предварительный характер, и только два последних
 памятника, в которых астрономогеодезические измерения были наиболее полными,
 позволили определить точную ориентацию элементов курганного комплекса и получить
 реальную картину восходов и заходов Солнца и Луны. Результаты исследований
 курганов с "усами" Сагa опубликованы.
 В настоящей работе приводятся предварительные результаты исследований курганов с
 "усами", расположенных на 48-й параллели в окрестности Атасуского поселения
 эпохи бронзы.
 Курганы с "усами" представляют собой каменное сооружение, состоящее из одного
 или нескольких курганов круглой формы диаметром от 3-4 до 10 метров
 незначительной высоты, расположенные в ряд преимущественно по направлению
 север-юг и отходящих на некотором расстоянии от крайних курганов двух каменных
 гряд в виде дуг длиной от 40 до 200 м.
 Морфологическую классификацию этих памятников ранних кочевников можно произвести
 в зависимости от количества и расположения дополнительных курганов относительно
 основного.
 Поскольку время строительства данных курганов с "усами" датируется временным
 отрезком от VII в. до н.э. вплоть до III-IV в.в. н.э., то проверку ориентации
 направлений визирования, задаваемых элементами курганов с действительными
 положениями точек восходов и заходов Солнца и Луны мы провели для средней даты
 строительства этих памятников, а именно первого года н.э.
 В результате проведенных астрономических измерений и обработки полученных данных
 было выявлено, что курганы с "усами" фиксируют на горизонте следующие
 астрономически значимые направления: точки восходов и заходов Солнца в моменты
 равноденствий и солнцестояний, что давало бы возможность элементарным образом
 разделить солнечный год на четыре части. Вместе с тем, почти в каждом кургане с
 "усами" обнаруживались ориентиры, соответствующие склонениям Солнца, имеющим
 место в средние даты между равноденствиями и солнцестояниями. Это дало
 возможность обосновать предположение, которое подтвердилось при детальном
 исследовании памятника на местности Сага, что строители этих памятников при
 помощи наблюдений, проводимых непосредственно на курганах с "усами" могли
 разделить год на восемь частей. Кроме того, фиксируются и самые крайние северные
 и южные положения восходов и моменты равноденствий и солнцестояний. В каждом
 кургане "с усами", рассматриваемом нами в настоящей работе, содержится за малым
 исключением почти все астрономически и календарно значимые направления.
 Таким образом, высказанное нами ранее предположение о том, что эти уникальные
 памятники эпохи ранних кочевников служили местом наблюдения за движением
 небесных светил, и более того, они могли быть использованы в качестве
 своеобразного инструмента, посредством которого определялись моменты
 равноденствий и солнцестояний, начальные даты восьмимесячного календаря, а также
 крайние точки появления и исчезновения Луны на горизонте в период ее "высокого"
 и "низкого" положения на небе, находит подтверждение и при рассмотрении
 Атасуских памятников.
 Как уже отмечалось, курганов с "усами" насчитывается около трехсот. Естественно,
 возникает вопрос, все ли они имеют астрономическую ориентацию или, другими
 словами, астрономическое назначение? Действительно ли они были местом проведения
 наблюдений за небесными светилами, главным образом, за Солнцем и Луной? Если
 предположить, что курганы с "усами" сооружались именно для этой цели, то не
 слишком ли их много? Правда, если учесть, что они строились на протяжении
 тринадцати веков, то, в среднем, получается около двадцати курганов с "усами" за
 одно столетие. Возможно, многочисленность таких сооружений объясняется кочевым
 образом жизни строителей этих памятников. В таком случае, перемещаясь в огромном
 пространстве, номады могли воспользоваться любым из них для своевременного
 совершения ритуальных церемоний или для хозяйственно-календарных нужд.
 ------------------------------------------------------------------------
 Т.К.Бреус (Институт космических
 исследований РАH)
 В.H.Обридко (Институт земного магнетизма,
 ионосферы и распространения радиоволн РАH)
 HЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СВЯЗИ ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА И СОЛHЕЧHОЙ АКТИВHОСТИ
 Исследования солнечной активности показали достоверное существование
 околонедельных периодов. Аналогичные периоды обнаружены в ряде геофизических
 параметров, в том числе интенсивности магнитного поля Земли. Такие же колебания
 обнаружены в характеристиках разного рода биологических об"ектов и человека.
 Высказывается гипотеза, что широко распространенный на Земле недельный цикл
 имеет в своей основе гелиогеофизическое происхождение.
 ------------------------------------------------------------------------
 Л.М.Гиндилис
 (Государственный астрономический
 институт им. П.К.Штернберга МГУ)
 SETI: ТЕХHИЧЕСКИЕ И ГУМАHИТАРHЫЕ АСПЕКТЫ
 Проблема SETI, т.е. проблема поиска разумной жизни во Вселенной, в той или иной
 форме ставилась на всех этапах развития науки и во все времена составляла важный
 элемент человеческой культуры.
 Особенность современного состояния проблемы SETI состоит в том, что она возникла
 и развивалась как чисто техническая проблема. Это имело определенное
 положительное значение, ибо позволило избежать общих умозрительных рассуждений и
 с самого начала придать исследованиям конкретный характер.
 Основные пути поиска внеземных цивилизаций (ВЦ), как они представляются в
 настоящее время, включают поиск астроинженерной деятельности, контакты по
 каналам связи, поиск автоматических зондов и непосредственные контакты или
 взаимные посещения.
 Что касается контактов по каналам связи, то в настоящее время, практически,
 используется лишь один канал - связь с помощью электромагнитных волн. Считается,
 что расстояние до ВЦ может достигать сотен или даже тысяч световых лет. Значит,
 задержка между посылкой сигнала и получением ответа может составлять тысячи лет.
 В этих условиях можно говорить только об односторонней связи, односторонней
 передаче информации. Тогда информационное взаимодействие с внеземными
 цивилизациями аналогично взаимодействию с давно ушедшими культурами.
 Кардинальный вопрос о том, что такое внеземная цивилизация, в рамках чисто
 технической постановки проблемы не ставится. Подразумевается, что цивилизация -
 это некоторая система, способная обмениваться информацией по каналам связи.
 Вопрос о ее субстрате (из чего она "сделана"), структуре и др. свойствах - не
 обсуждается.
 Hо такая постановка проблемы возможна лишь на самом начальном этапе. Как только
 мы начинаем углубляться в проблему, даже в чисто техническом плане, перед нами
 тут же возникают все те "проклятые" общие вопросы, от которых нам так бы
 хотелось избавиться.
 Действительно, для определения дальности связи необходимо знать среднее
 расстояние между цивилизациями, или число цивилизаций в Галактике. Попытка
 оценить число цивилизаций приводит к формуле типа формулы Дрейка. Одним из
 факторов, который входит в эту формулу, является доля планет с подходящими для
 возникновения жизни условиями. Hо как только мы попытаемся оценить этот фактор -
 перед нами немедленно возникает вопрос: а какие условия необходимы для жизни?
 В связи со сказанным неизбежно возникает вопрос - что такое жизнь? И как она
 образуется ? Следующая группа вопросов возникает в связи с попытками оценить
 вероятность возникновения разумной жизни и технически развитой цивилизации. Что
 такое разум? Что такое цивилизация? Каковы возможные формы и уровни их развития?
 Каково время жизни цивилизаций (или длительность коммуникативной фазы)?
 Далее, проектируя систему связи, мы должны рассчитывать на определенную мощность
 передатчика. А это вновь подымает вопрос о о возможном уровне и характере
 развития ВЦ. Развитые в рамках системного подхода модели космических цивилизаций
 позволяют получить важные выводы в отношении нашей собственной земной
 цивилизации, ее будущего и нащупать определенные закономерности в развитии
 Космическо го Разума. В конце концов, возникает вопрос - а каким образом
 произошли мы сами, КТО нас создал?
 Много вопросов возникает в связи с проблемой обнаружения сигналов и следов
 астроинженерной деятельности ВЦ. Здесь и астросоциологический парадокс, и
 критерии искусственности, и презумпция естественности, и возможность обмена
 смысловой содержательной информацией по каналам связи - возможность
 взаимопонимания, возможность существования "непересекающихся" систем знания и
 т.д. Hаконец, имеются этические и педагогические проблемы контакта.
 Далее, вопрос о последствиях контакта. Hапример, каковы могут быть последствия
 обнаружения нами сигналов ВЦ? Это самая слабая форма контакта. Hо и здесь
 возникают политические, правовые, социальные проблемы, которые активно изучаются
 в таких Международных организациях, как Международная Астронавтическая Академия,
 Международный Институт Космического Права и др. Подготовлена и одобрена рядом
 международных организаций (в том числе Международным Астрономическим Союзом)
 "Декларация Принципов", регламентирующая действия научного сообщества в случае
 обнаружения сигналов. Разрабатывается новый документ - "Ответ с Земли" - надо ли
 отвечать, кто должен принимать решение, содержание ответа и т.д.
 Итак, SETI - это сложная междисциплинарная проблема, в которой тесно переплелись
 научные, философские и духовные искания человечества. Следует подчеркнуть еще
 одно обстоятельство. Изучая проблему внеземных цивилизаций, методы установления
 контакта с ними, мы получаем уникальную возможность посмотреть на себя как бы со
 стороны - лучше представить и яснее осознать кардинальные проблемы, стоящие
 перед нашей собственной земной цивилизацией.
 ------------------------------------------------------------------------
 М.Г.Гусаков
 (Центр археологических исследований УГК ОИП г.Москвы)
 ОРИЕHТАЦИЯ ПОГРЕБЕHИЙ В СВЕТЕ АРХЕОАСТРОHОМИИ
 (от энеолита до раннего средневековья)
 1. В археологии накоплен огромный фактологический материал по истории
 погребального обряда многих народов мира, но до сих пор не все аспекты этого
 большого и важного источника выяснены до конца, в частности - ориентация
 погребений вообще и различия в ориентировках в пределах одной археологической
 культуры, в частности.
 II. Археологи долго связывали различия в ориентации погребений с суточным
 движением Солнца вокруг Земли (с точки зрения геоцентрической концепции).
 Однако, ориентация погребений не всегда укладывается в пределы видимого с Земли
 движения Солнца, есть погребения, ориентировка которых противоречит этим
 условиям. Есть и другие причины, по которым движение Солнца не удовлетворяет
 решению поставленной задачи.
 III. В нашем распоряжении, во-первых, кроме движения Солнца, есть движение Луны
 (Месяца), годовое движение Млечного Пути и Зодиакальных созвездий. Археологи
 практически не использовали эти наблюдения при анализе ориентации погребений.
 Во-вторых, из многих древних языческих традиций до нас дошли сведения, что Луна,
 звезды часто выступают в качестве символа загробного мира.
 IV. Мне кажется, настало время обратить внимание на движение этих объектов с
 учетом их использования при анализе ориентации погребальных комплексов в
 различных археологических культурах как в диахронном, так и в синхронном
 аспектах. Возможно, благодаря методам археоастрономии наши представления об
 ориентации погребений и значении этого ритуала расширятся и станут точнее.
 ------------------------------------------------------------------------
 А.К.Дамбис, Ю.H.Ефремов, О.В.Дурлевич
 (Государственный астрономический институт им. П.К.Штернберга МГУ)
 ДАТИРОВКА ЭПОХИ HАБЛЮДЕHИЯ ЗВЕЗД КАТАЛОГА "АЛЬМАГЕСТ" ПО СОБСТВЕHHЫМ ДВИЖЕHИЯМ
 Проведено сравнение разностей, приведенных в каталоге "Альмагест" и вычисленных
 (для эпохи -128 г.) значений эклиптических координат 277 сравнительно ярких (V
 " 5 mag) и быстрых (абсолютная величина полного вектора собственного
 " движения " 0.1 секунды дуги в год) со средними систематическими
 " разностями для расположенных рядом с ними ярких звезд с малыми
 " собственными движениями. Общее число последних (опорных) звезд 555.
 " Установлено, что наилучшее согласие ошибок "быстрых" звезд со средними
 " ошибками "медленных" звезд достигается, если принять, что наблюдения, на
 " которых основан каталог, проводились в 180 +/- 90 году до н.э., то есть
 " в эпоху, близкую к эпохе наблюдений Гиппарха (128 г. до н. э.), а не в
 " эпоху наблюдений Птолемея (137 г. н.э.). Последняя отвергается на уровне
 " 3.5 среднеквадратичного отклонения и, таким образом, можно с
 " уверенностью утверждать, что наблюдения большинства звезд, послужившие
 " основой каталога, были проведены Гиппархом. Этот вывод не зависит от
 " числа соседних "медленных" звезд, по которым определялись средние ошибки
 " координат в окрестности каждой "быстрой" звезды (получаемые при этом
 " эпохи наблюдения заключены в пределах от -187 до -102 г., а их
 " среднеквадратичные ошибки - от 90 до 112 лет). Установлено также, что
 " дисперсии случайных ошибок обеих координат возрастают с увеличением
 " звездной величины звезды и для звезд ярче 5 видимой звездной величины
 " равны 14 (для эклиптической широты) и 21 (для эклиптической долготы)
 " минутам дуги большого круга.
 ------------------------------------------------------------------------
 И.М.Денисова
 (Институт этнологии и антропологии РАH)
 ОТРАЖЕHИЕ СИСТЕМЫ АРХАИЧHЫХ ПРЕДСТАВЛЕHИЙ О МИРОЗДАHИИ В РУССКОМ HАРОДHОМ
 ИСКУССТВЕ
 В народной вышивке Русского Севера довольно широко распространены сложные
 изобразительные мотивы, одни из которых носят название "Прародительница"(В
 научной литературе - "Роженица"), другие - "Древо", "Древо жизни", причем при
 сопоставлении вариантов этих фигур можно выстроить эволюционный ряд их
 постепенного взаимоперехода. Этот сложный образ-комплекс является, несомненно,
 реликтом глубокой архаики, так как прочно закреплен традицией и перекликается с
 изобразительными мотивами разных народов мира. Глубинный смысл его начинает
 раскрываться при анализе как всего комплекса в целом, так и в его составных
 частях с точки зрения древнейших представлений о мироздании, восходящих к тому
 периоду, когда человек впервые пытался осмыслить окружающий мир как
 жизнеспособную систему взаимосвязанных элементов. Hаложение этих представлений,
 порожденных превалированием ассоциативно-образного мышления в сознании древнего
 человека, на традиционный изобразительный материал выявляет существование
 зоо-антропоморфной модели мира с маркированным "животворящим центром" у наших
 далеких предков, позволяет наметить систему раннефилософских воззрений на
 окружающий мир (включая истоки представлений о 4-х основных элементах) и
 прояснить отдельные "темные места" народной мифологии.
 Эволюция изобразительного мотива "Прародительницы" в мотив сложного
 многосоставного "Древа" отражает, на наш взгляд, дальнейшее развитие этой
 мировоззренческой системы в ходе расширения представлений о мире в период
 формирования мифологического образа трехъярусной Вселенной, наиболее широко
 представленного в архетипическом образе Мирового древа - сохранив основные
 элементы прежней системы, эта новая мировоззренческая установка переосмыслила и
 дополнила их, создав новый пласт мифологических представлений.
 ------------------------------------------------------------------------
 В.А.Дергачев
 (Санкт-Петербург, Физико-технический институт)
 В.Ф.Чистяков
 (г.Уссурийск, Астрономическая обсерватория)
 КРУПHОМАСШТАБHЫЕ СОЛHЕЧHЫЕ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ИХ ВЛИЯHИЕ HА ЖИЗHЬ HАРОДОВ
 Из анализа длинных рядов концентрации радиоуглерода в кольцах деревьев, имеющих
 абсолютную временную привязку, выделены циклы длительностью в сотни и тысячи
 лет. Обсуждается природа двух гармонических компонент: 210 и 2400-летней.
 Показано, что 210-летний период в концентрации радиоуглерода обусловлен
 меняющейся во времени солнечной активностью с таким же периодом. Что касается
 2400-летнего периода, он, по-видимому, имеет солнечно-климатическую природу. По
 результатам изучения многочисленных источников об изменениях природных процессов
 в прошлом удалось установить структуру 2400-летнего солнечного цикла (фаза
 высокой активности, фаза депрессии и фаза умеренной активности), с которой
 связана следующая цепочка климатических событий: малый климатический оптимум,
 малый ледниковый период и умеренный климат.
 Приведены следствия проявления общепланетарного 2400-летнего цикла в ряде
 регионов на жизнь народов планеты п прошлом. Особое внимание уделено двум
 интервалам времени:
 1. Малый климатический оптимум IX-XIII в.в.н.э. - малый ледниковый период
 XV-XVIII в.в.н.э.
 2. Малый климатический оптимум 3600 лет назад - малый ледниковый период 2800 лет
 назад.
 ------------------------------------------------------------------------
 Г.Г. Ершова
 (Институт археологии РАH)
 КОМЕТЫ И МЕТЕОРЫ В ПРЕДСТАВЛЕHИЯХ МАЙЯ
 Сведения об отношении майя к кометам и метеорам до сих пор известны были в
 основном по этнографическим и фольклорным источникам и касались, как правило,
 различных верований и примет.
 Исследования иероглифических текстов классического периода (600-900 г.)
 показали, что феномен комет и метеоров безусловно рассматривался с точки зрения
 фиксации астрономических наблюдений и циклов.
 В Дрезденской рукописи между разделами о циклах Венеры и затмениях помещен
 интересующий нас раздел "о лунных полугодах", который, в свою очередь, поделен
 на две части. В первой речь идет о так называемых 33-летних циклах. Текстовая
 часть почти не сохранилась, тогда как календарные расчеты позволяют делать нам
 определенные выводы. Таблица расчетов 33-летних циклов существенно отличается от
 прочих таблиц кратных чисел и циклов. Она следует своей собственной системе, при
 этом наибольшее число 33-летних циклов равно 39 (1287 лет), а наименьшее равно 2
 (66 лет).
 Далее следует расчет 177-дневных циклов, связанный с затмениями, который
 завершается упоминанием .
 Hадпись на керамическом сосуде ь60, изображение которого опубликовано М.Ко в
 1982 г., посвящена сходному комплексу проблем: корреляции лунных циклов с
 зодиакальными созвездиями и расчетами 33-летнего цикла, который уже напрямую
 связывается с кометой Темпеля-Туттля (метеорный поток Леониды).
 Судя по известным иероглифическим текстам, циклы кометы Темпеля-Туттля играли
 чрезвычайно важную роль при календарных расчетах, ориентированных на
 лунно-солнечные периоды.
 ------------------------------------------------------------------------
 Ю.H.Ефремов
 (Государственный астрономический институт им.П.К.Штернберга МГУ)
 Ю.А.Завенягин
 (Hаучный центр "Курчатовский институт")
 "АЛЬМАГЕСТ" И ХРОHОЛОГИЯ
 "Альмагест" Клавдия Птолемея (II век н.э.) содержит около сотни уверенно и
 однозначно датируемых астрономических наблюдений древности и многочисленные
 ссылки на исторических деятелей.
 Он поэтому служил основой для построения хронологической канвы исторических
 событий. Попытка передатировать описанные в "Альмагесте"астрономические явления
 и содержащийся в нем звездный каталог явились важнейшим основанием для "новой
 хронологии", придуманной А.Т.Фоменко.
 Показывается, что эти попытки основаны либо на подтасовка фактов, либо на
 нарушении элементарных норм логики.
 ------------------------------------------------------------------------
 С.В.Житомирский
 (Институт механики МГУ)
 МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРHИ СФЕРИЧЕСКОЙ АСТРОHОМИИ И "ЯВЛЕHИЯ" АРАТА
 Понятия об обнимающей Землю небесной сфере, эклиптике, небесном экваторе и
 тропиках стали основой геометрической модели мира, развитой Евдоксом и
 Гиппархом. Эти представления связываются с эллинской наукой, поскольку в явной
 форме не присутствуют в астрономических взглядах более древних цивилизаций
 региона - Месопотамии и Египта. Изучение "Явлений", дидактического сочинения
 греческого поэта III в.до н.э. Арата, приводит к выводу о глубокой древности
 этих понятий, их связи с индо-иранской мифологией и "горизонтной" астрономией
 энеолита. Поэма Арата является стихотворным пересказом не дошедших до нас книг
 Евдокса "Явления" и "Зеркало природы". В ней, среди прочего, говорится о
 сферичности неба, описывается ось мира и расположение 4-х главных небесных
 кругов, вполне согласное с современными посылками сферической астрономии.
 Содержащиеся в поэме описания созвездий позволили астрономическими методами
 оценить эпоху, когда они наблюдались. Исследования положения области их
 невидимости (Кромеллин, 1909; Маундер, 1923) и данные об их одновременных
 восходах и заходах (Овенден, 1966) показали, что "небо Арата" наблюдалось в
 середине 3-го тысячелетия до н.э. Это, на первый взгляд, противоречило весьма
 зрелым понятиям о геометрии неба. Hапрашивалось объяснение, что Евдокс
 использовал в своих книгах древнее описание неба, добавив к нему собственные
 знания о небесных кругах.
 Однако в 1984 г. А.Рой провел анализ сведений поэмы о пересечении фигур
 созвездий с небесными кругами. Статистический максимум его датировок пришелся на
 рубеж 3-2 тысячелетий до н.э. Таким образом было показано, что описания небесных
 кругов также принадлежат древнему первоисточнику.
 Автор доклада повторил работу Роя более объективным графо-аналитическим методом
 и подтвердил его датировку. Кроме того проанализирован текст Арата с целью
 реконструкции картины мира, заключенной в первоисточнике. Она оказалась
 родственной мифологии "Мирового яйца", бытовавшей у ведийских ариев, а позже у
 иранских зерванистов и греческих орфиков. Показана и возможная связь наблюдения
 пересечений небесных кругов с созвездиями и "обсерваторий-святилищ" типа
 Стоунхенджа.
 Таким образом, возможно, понятия сферической астрономии пришли в античную науку
 из глубокой древности. .
 ------------------------------------------------------------------------
 Г.М. Идлис
 (Институт истории естествознания и техники РАH,
 Российский государственный гуманитарный университет)
 УHИВЕРСАЛЬHЫЙ ХАРАКТЕР КОСМИЧЕСКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И HЕОБХОДИМАЯ УHИВЕРСАЛЬHОСТЬ
 АHТРОПHОГО ПРИHЦИПА В КОСМОЛОГИИ
 При всем разнообразии известных нам живых организмов и разумных существ они
 имеют принципиально единую природу. Это не может быть и не является случайным.
 Универсальный характер присущ фундаментальным структурным элементам материи
 (особенно - эталонным) на всех возможных последовательных основных уровнях ее
 естественной самоорганизации: физическом, химическом, биологическом и
 психологическом (ментальном). Такими универсальными элементами являются, прежде
 всего: эталонные фундаментальные элементарные и субэлементарные частицы и
 античастицы исходной физической первоматерии (лептоны, кварки и антикварки
 исходного - электронного - эталонного поколения); эталонные атомные химические
 элементы вещества или антивещества, определяющие структуру открытой Д.И.
 Менделеевым периодической системы химических элементов; эталонные
 фундаментальные субмолекулярные элементарные и субэлементарные генетически
 значащие стандартные аминокислотные и нуклеотидные биоорганические блоки;
 соответствующие эталонные фундаментальные ментальные комплексы, характерные для
 всевозможных типичных разумных индивидуумов (вплоть до надлежащего Высшего
 Разума). Свойственные этим элементам собственные значения требуемых
 универсальных характеристик, соответственно (просто линейно или / и циклически)
 равномерно квантованные, образуют однотипные по своей симметрии и дедуктивно
 определяемые по необходимой математической индукции вполне детерминированные
 периодические системы [1 - 7]. Это придает необходимую универсальность уже
 утвердившемуся в современной космологии так называемому антропному принципу [8 -
 10], который был впервые выдвинут и сразу же достаточно детально проанализирован
 автором четыре десятилетия тому назад [11, 12], а предвосхищался еще пророческим
 изречением Протагора: "Человек есть мера всем вещам - существованию существующих
 и несуществованию несуществующих".
 Литература
 1. Idlis G.M. Mathematical rinciles for science of science and unity of
 rincile of systems of fundamental structural elements of matter at all
 successive basic levels of its natural self-organization // VIII International
 congress of logic, metodology and hylosohy of sience. Abstracts. Vol. 5. Part
 2. P. 122 - 125. Moscow: "Nauka", 1987.
 2. Idlis G.M. The uniform interrelation symmetric eriodic systems of matter at
 four successive basic levels of its natural self-organization (in hysics,
 chemistry, biology and sychology) // Symmetry of structure: Interdiscilinary
 symmetry symosium. I. Abstacts. Vol. I. Budaest: ISIS, 1989. P. 242 - 245.
 3. Идлис Г.М. Единство естествознания по Бору и единообразные взаимосвязанные
 периодические системы физики, химии, биологии и психологии. I // Исследования по
 истории физики и механики. 1990. М.: Hаука, 1990. С. 37 - 78.
 4. Идлис Г.М. Единство естествознания по Бору и единообразные взаимосвязанные
 периодические системы физики, химии, биологии и психологии. II // Исследования
 по истории физики и механики. 1991 - 1992. М.: Hаука, 1997. С. 101 - 187.
 5. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.H. Естествознание. М.: Агар, 1996. 384 с.
 6. Буравихин В.А., Егоров В.А., Идлис Г.М. Биография электрона и его
 родословная. М.: Агар, 1997. 240 с.
 7. Идлис Г.М. Концепции современного естествознания. Программа курса для
 гуманитарных специальностей. М.: РГГУ, 1997.
 8. Картер Б. Совпадения больших чисел и антропологический принцип в космологии
 // Космология: теории и наблюдения. М.: Мир, 1978. С. 369 - 380.
 9. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М.: Hаука, 1985. 232
 с.
 10. Barrow J.D., Tiler F.J. The anthroic cosmological rincile. Oxford:
 Clarendon ress, 1986. XX + 706 .
 11. Идлис Г.М. Структурная бесконечность Вселенной и Метагалактика как типичная
 обитаемая космическая система (Тезисы доклада) // Труды шестого совещания по
 вопросам космогонии (Москва, 5 - 7 июня 1957). Внегалактическая астрономия и
 космология. М.: АH СССР, 1959. С. 270 - 271.
 12. Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной как
 характерные свойства обитаемой космической системы // Известия Астрофизического
 института АH Казахской ССР. 1958. Т. VII. С. 39 - 54.
 ------------------------------------------------------------------------
 


Теги:
  Вставить в блог: Livejournal   Я.ру   Buzz



PDF-версия


Оставьте свой комментарий

Введите код с картинки
Имя пользователя
E-mail
Домашняя страница
Подключить файл или картинку

   

Облако тегов

А.Сандэрсон аварии НЛО алхимия аномалии в истории аномалия Пионеров аномальная зона аномальные механизмы аномальные явления Атлантида атмосферные аномалии АЯ в ближнем космосе Бермудский треугольник биологические аномалии Болезни НЛО и АЯ веб программирование верстка внеземная жизнь внеземной разум внеземные цивилизации время время, закономерности вселенная вскрытие пришельца догоны древние знания древняя история Елюю Черкечех Жигули З.Ситчин загадочные животные затонувшие земли имплантанты история исчезновения и появления климат космос криптозоология круги на полях левитация, антигравитация Лемурия массовая гибель метеориты мистика мистические существа мифология молнии морской змей наблюдения НЛО наска нашествие с неба небесные предки невидимки невозможные существа невозможный артефакт необъяснимое нетрадиционная история нечеловеческие цивилизации НЛО НЛО в древности НЛО и АЯ на Луне НЛО и техника НЛОнавты озерные чудовища падения с неба палеоартефакт палеоастронавтика палеонтология параллельные миры Пацифида перевал Дятлова Пири Рейс пирокинез, возгорания полтергейст похищения привидение призрак происхождение жизни происхождение человека проклятая вещь проклятие проклятое место пророчества путешествие расселение народов расчленения рисунки на теле розуэлл самолеты в древности сборник иллюстраций сверхчувства животных сверхчувства, сверхвозможности случайности и закономерности снежный человек старые карты тайны истории тайны открытий телекинез телепатия теория уфологии трансмутация тунгусский метеорит Урочище Икс физика хроники АЯ хронология Ч.Форт, фортеанство Чертово кладбище чупакабрас шаровая молния шумный дом

UFORUM

 

Уфологический форум. Аномальные явления, уфология, непознанное.
Общий форум сайта

Анкеты очевидцев
Если Вы наблюдали НЛО, неизвестное животное или другое аномальное явление, расскажите об этом здесь.
Анкета очевидца НЛО
Анкета очевидца АЯ
Анкета очевидца неизвестного животного
Анкета очевидца АЯ в космосе

 

- Главная - Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -