Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Николай Владимирович Белов Русский народный календарь

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|

9 сентября. Анфиса-рябинница

Именины: Анфиса, Ливерий, Кукша, Осия, Пимен, Савва.

Православный календарь: День преподобных Пимена Великого, Кукши и Пимена Печерских; святителя Ливерия, папы Римского; мученицы Анфисы (Анфусы).

Народные приметы: Если на рябине много ягод, то зима будет суровая.

Народные поверья и обычаи: В этот день «славили» рябину. Старались собрать как можно больше кистей рябины и подвесить их на жерди под крышей – это должно принести счастье в дом. Примечали, что птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

10 сентября. Моисей Мурин и Анна-скирдница

Именины: Анна, Агафон, Анатолий, Арсений, Афанасий, Григорий, Денис, Ефим, Захар, Иов, Илларион, Инесса, Иосиф, Карл, Касьян, Лаврентий, Леонтий, Лукьян, Макар, Моисей, Нестор, Павел, Панкрат, Пимен, Савва, Сильван, Софрон, Тит, Федор, Феодосий.

Православный календарь: День преподобного Моисея Мурина; преподобных Иова Почаевского, Саввы Крыпецкого; праведной Анны пророчицы.

Народные приметы: Если осенью березы желтеют с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

Народные поверья и обычаи: На Анну-скирдницу спешили необихоженные снопы в скирды убрать, опасались наступления сентябрьского ненастья: «Красно поле снопами, а гумно – скирдами». Вывозили снопы с полей, складывали в склады, «славили» урожай. С этого дня начинались веселые зазывные ярмарки.

10 сентября также день исцеления от пьянства, прозрения и очищения. Моисею Мурину молятся об избавлении от пьянства, от блудной страсти.

Кондак преподобному Моисею Мурину, глас 2-й.

«За любовь Господню, преподобный, покоя желание возненавидел еси, пощением дух твой просветивши: крепко бо звери победил еси: но молитвами твоими противных шатание разори».

11 сентября. Иван Постный, пролеток

Именины: Анастасий, Иван.

Православный календарь: День Усекновения главы Иоан на Предтечи. Строгий пост.

Народные приметы: День завершает лето: Иван Постный пришел, лето красное увел. С Постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана. Иван Полетовщик доводит красное лето. Иван Постный – осени отец крестный. Иван Предтеча гонит птицу за море далече. Иванов день гонит птицу за море. Если с Ивана Постного журавли потянули на юг, то осень будет короткая, а зима – ранняя. С 11 сентября начинается «бабье лето», которое продлится до 22 сентября.

Народные поверья и обычаи: В этот день совершается поминовение всех православных воинов, убиенных на поле брани. Это поминовение установлено в Русской Православной Церкви при императрице Екатерине II (по указу 1769 г.), во время войны с турками.

День 11 сентября отмечен строгим постом. Отсюда и название дня «Иван Постный». С библейской легендой, лежащей в основе этого праздника, связаны запреты на еду всего круглого, на пение и пляски. Нельзя употреблять в пищу не только скоромное, но и яблоки, картофель, капусту, репу, арбузы, лук – все, что напоминает голову; считалось грехом брать в руки нож и резать что бы то ни было. Даже хлеб в этот день ломали руками. Не принято в этот день есть борщ и щи из свежей белокочанной капусты. Нельзя в этот день петь и плясать потому, что иродова падчерица плясками и песнями выпросила голову Иоанна Предтечи.

До XIX века соблюдался в этот день такой торжественный обряд: собиралась молодежь со всего села к околице; приносилась туда глиняная, одетая в холщевый саван, безголовая кукла; эту куклу поднимали две молодые девушки и бережно несли к реке, где на самом крутом берегу клали свою ношу наземь. Толпа, сопровождавшая девушек, начинала причитать над куклой, как над настоящим покойником. Затем оплаканного глиняного покойника поднимали на руки двое молодых парней и с размаху бросали в воду. День этот отмечали широко, угощали родных, близких и обязательно – бедных, нищих, странников: «На Ивана Постного – хоть и пост, да разносол». Даже строго придерживающемуся заветов старины хозяину есть чем угостить гостей. Хозяйка пекла «кулагу» (пареное соложеное тесто с калиной).

Обрядовое блюдо «Кулага»

Кулага – родная сестра солодухи. Даль дает такой обстоятельный рецепт кулаги: «… замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу и ставят на холод».

Кулагу готовили из ржаного солода. По внешнему виду кулага напоминала кашу, она настолько густа, что ее резали ножом. Цвет кулаги – от золотисто-розоватого до темно-коричневого, вкус – кисло-сладкий, аромат – медовый. Известно много вариантов приготовления кулаги. Чаще всего кулагу готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. Кулагу варили или попросту заваривали кипятком, заквашивали или ели пресной. Если кулага готовилась из солода, то она сама по себе имела сладковатый вкус. А кулага, приготовленная из муки, немного подслащивается медом. Ягоды в кулаге просто необходимы. Самая подходящая – калина. Ее вкус и аромат прекрасно сочетаются с ржаным солодом.

Русская кулага.

Русская кулага приготавливается из ржаного солода и ржаной муки, калины, без добавок сладких пищевых продуктов (сахара, меда).

Развести солод кипятком, дать настояться 1 час, затем ввести вдвое большее количество ржаной муки, замешать тесто и дать ему остыть до температуры парного молока, после чего заквасить ржаной коркой и после закисания теста поставить в протопленную печь – обычно с вечера до утра, на 8—10 часов. При этом посуду плотно закрыть и замазать тестом для полной герметизации. А спустя сутки добавить такое же количество размятой и протертой через сито пареной калины. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым нагреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы В, которые в сумме с другими компонентами обеспечивают продукту приятный вкус и пользу. В народе кулагу применяли для лечения простудных, нервных, сердечных, почечных, желчнокаменных заболеваний. Этот лечащий эффект и вкус были результатом исключительно особых условий приготовления.

Белорусская кулага.

1 кг ягод, 1 л кипятка, 80 г ржаной муки, 200 г сахар, 60 г меда. Посуду под кулагу (глиняный горшок) заполнить наполовину ягодами калины, наполовину водой и варить. Когда ягоды разварятся, к ним подсыпать ржаную муку и помешивать ее до тех пор, пока она не приобретет консистенцию киселя. Но прежде чем кулага будет готова, в середине варки, после подсыпания муки, заправить ее медом. В этом случае доля муки увеличивается на 1–3 столовые ложки, в зависимости от консистенции кулаги, которая должна напоминать кашу-размазню.

12 сентября. Свытник

Именины: Александр, Арсений, Афанасий, Гавриил, Григорий, Даниил, Денис, Ефрем, Иван, Игнатий, Корнилий, Леонид, Макар, Никодим, Павел, Савва, Спиридон, Федор, Ферапонт, Христофор, Яков.

Православный календарь: День благоверных князей Да ни ила Московского, Александра Невского; преподобного Александра Свирского.

Народные приметы: Если в лесу много рябины, то осень будет дождливая.

Народные поверья и обычаи: На Руси в этот день праздновался «Свытник». До этого дня крестьяне оставляли на корню на ниве ячменные стебли еще с августовской жатвы: «Вот и последнее стелище на льны приспело» . А в этот день «завивали» ячменные стебли вместе с льняными и овсяными, заговаривая ниву на будущий урожай.

Святому Александру Свирскому молились о рождении младенца мужского пола.

13 сентября. Киприан. Журавлиное вече

Именины: Геннадий, Василиск, Киприан.

Православный календарь: День священномученика Киприана, епископа Карфагенского; святителя Геннадия, патриарха Цареградского.

Народные приметы: Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают», будет стоять хорошая осень.

Народные поверья и обычаи: На Киприана начинается журавлиный отлет. Примечали, что «на Куприянов день журавли на болоте собираются «уговор держать», каким путем-дорогою на теплые воды лететь». После этого дня ходили по клюкву: «Прежде срока ягодуклюкву брать – тьме угождать». Начинали копать корнеплоды: «Всяк корешок в своей норе».

14 сентября. Семен-летопроводец. Церковное новолетие

Именины: Аммоний, Ангел, Гермоген, Иисус, Каллиста, Мелетий, Марфа, Семен.

Православный календарь: День преподобного Симеона Столпника. Начало индикта – церковного новолетия.

Народные приметы: В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая. Если на Семендень сухо, то и вся осень будет сухая. Если на Семеновы осенины много тенетника, то осень будет долгая и ясная. Если на Семен-день ветер из-под солнца, то зимой ветры будут с севера.

Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают, то осень будет протяжная и сухая. Если гуси улетают на Семен-день, то жди ранней зимы. Если бабье лето ненастно, то осень будет сухая. Много паутины на Семенов день – к ясной осени и холодной зиме.

Народные поверья и обычаи: С XIV века по 1700 год, до известного Указа Петра I, перенесшего празднование Но во го года на 1 января, день святого Симеона был первым днем нового года и «судным днем». В Москву съезжались «ставиться на суд» в присутствии государя и бояр. Судебное выражение: «копиться жалобным людям» на судебный день в Москву – известно со времен великого князя Иоанна Васильевича. Такими же «судными днями» для монастырских людей и крестьян, как видно из грамот царей Михаила Федоровича и Алек сея Михайловича, были Рождество Христово и Троицын день.

Как конец одного года и начало другого, день Симеона Столпника, по установившемуся обычаю, считался «срочным днем» и являлся сроком уплаты оброков, податей и пошлин. К этому моменту оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми. Так, в писцовых книгах об отдаче в наем земли, рыбных ловель и других угодий, говорилось: «Платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца». Особое место занимал Семенов день у крестьян.

Обряд «Осенины». Первая встреча осени.

С этим днем связывался конец лета и начало осени: «Семен лето провожает». Совершался обряд «Осенины», первая встреча осени. Начиналось настоящее, или «старое» бабье лето: «Семен бабье лето наводит». «Старое» бабье лето продолжалось до 21 сентября – дня Рождества Богородицы. Эта неделя называлась на Руси «Семенскою». Об этом времени говорили: «Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина – матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!» С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что «пироги напечены и мед наварен». Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую «пиво варить», которая начиналась песней:

«Ай, на горе мы пиво варили,

Ладо мое, Ладо, пиво варили!

Мы с этого пива все вкруг соберемся;

Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!»

Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур: «Семен-день – семена долой» , т. е. семена сами выпадают из колосьев; завершали посев ржи: «В Семенов день севалка с плеч», «В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй». С Семенова дня нельзя засевать семена.

По народному поверью, в Семенов день нельзя выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса, так как на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда «семь городов наперед обойдешь – никакой яствы не найдешь», да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли и по направлению прыжков определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем святой Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.

Кроме того, считалось, что в Семенов день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались к нему и их нельзя было увидеть. С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы. Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что «от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи» .

Обряд «Засидки».

С Семенова дня начинались «засидки» – работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником, и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст. В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: «Переходы в Семен-день на новоселье – счастье и веселье».

Обряд «Похороны мух». В Семенов день девки бегали «мух хоронить»: «В Семендень зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме», «Убьешь муху до Семенадня – народится семь мух; убьешь после Семена-дня – умрет семь мух» . Девушки надевали свои лучшие наряды, делали небольшие гробики из сухих листьев, репы, брюквы, моркови, свеклы или капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в щепных гробиках). Затем укладывали туда пойманных насекомых, закрывали их и с «шутливой торжественностью», иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы и зарывали в землю. Во время выноса гробиков кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо штанами (что в некоторых случаях считалось более действенным методом) и приговаривал: «Муха по мухе, летите мух хоронить», «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Обряд сопровождался песнями:

«Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увязил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком —

Правым боком:

Ребро вывихнула.

Клопы подымали,

Живот надорвали».

Смысл обряда заключался не только в уничтожении и изгнании насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время «мушиных похорон» девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что «с Семена-дня до Гурия (28 ноября) – свадебные недели».

Обряды «Постриг» и «Сажание на коня».

Ко дню Симеона приурочивались обряды «Постриг» и «Сажание на коня»: «На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай». Его совершали над мальчиками, чаще всего первенцами, «при переходе от младенчества», обычно по исполнении им трех лет. Обряд совершался не только над крестьянскими, но и над великокняжескими детьми. В последнем случае ритуал происходил в церкви и совершался епископом. Бояре и простые люди исполняли обряд дома, в присутствии родных.

Производил постриг крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку; их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка с крыльца и передавал куму, который вручал крестника куме – «из полы в полу» с поклонами. Кума отводила его к матери. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручали подарки крестнику. За обедом кум с кумою разламывали на голове крестника пирог с пожеланиями богатства и счастья.

15 сентября. Мамонт-овчарник. Федот и Руфина

Именины: Альфред, Антон, Демид, Иван, Леонид, Мамант, Руфина, Федор, Федот, Филипп, Юлиан.

Православный календарь: День мучеников Маманта, Феодота и Руфины; святителя Иоанна постника, патриарха Царе градского; преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Народные приметы: Если день ясный, то осень будет теплая.

Народные поверья и обычаи: Святой Мамант считался покровителем овец и коз. В этот день убирали двор, сарай, где овцы и козы стоят: утыкали мхом, одымляли вереском. А коз и овец выгоняли днем на выгон. Об этом дне говорили: «На Федота и Руфину не выгоняй поутру скотину, если выгонишь, беду нагонишь», «Велес трубит в пастуший рог, заповедует осенней влаге наполнить следы-копытца живительной силой».

После окончания всех полевых работ парням, на долю которых выпало идти в рекруты, давалась полная свобода. До самого набора (обычно в ноябре) они освобождались от работ. Парни гуляли в нарядной, праздничной одежде, ходили друг к другу в гости.

16 сентября. Домна доброродная

Именины: Аникий, Анфим, Аристон, Василиса, Виталиан, Дом на, Дорофей, Зенон, Ефим, Иван, Иоанникий, Кон стан тин, Петр, Феоктист, Феофил, Харитон.

Православный календарь: День священномученика Анфима, епископа Никомидийского; мучеников Феофила, До ро фея; мучениц Домны девы, Василисы Никомидийской; святителя Иоанникия II, патриарха Сербского; блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца.

Народные приметы: Если гремит гром, то будет долгая и теплая осень.

Народные поверья и обычаи: День Домны – «прибиранье рухляди в доме». Считается, что для того, чтобы приобрести благополучие на осень, нужно прибрать в доме, в амбаре, в сарае. Хозяйки в этот день жгли всякую рухлядь, изношенные вещи: «А что уже не впрок стало – Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала».

17 сентября. Луков день. Вавила Вилопразн

Именины: Афанасий, Вавила, Донат, Иосаф, Кион, Мои сей, Федор, Юлиан.

Православный календарь: День священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии; пророка боговидца Моисея, святителя Иоасафа, епископа Белгородского; первомученика Афанасия Брестского. Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина».

Народные приметы: Если орехов много, а грибов мало, то зима будет снежная и суровая. Может быть раннее выпадение снега (среднее – 12 октября, позднее – 7 ноября).

Народные поверья и обычаи: Икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» считается хранительницей от пожаров и молнии. В день ее празднования заказывали молебны о сохранении домов от пожара, а людей от всяческих болезней (антонова огня, огневицы).

18 сентября. Захарий и Елисавета

Именины: Авдей, Глеб, Давид, Денис, Елизавета, Захар, Ираида, Максим, Раиса, Сарвил, Федор, Фивея.

Православный календарь: День пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи; мученицы Раисы (Ираиды); мученика Авдия; благоверного князя Глеба.

Народные приметы: В этот день судили о зиме: если рано пожелтели листья на рябине, то будет ранняя осень и ранняя холодная зима.

Народные поверья и обычаи: Святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа, потому день этот считается удачным для предсказаний, гаданий и других заветных, тайных дел. Пророку Захарии и праведной Елисавете молились о зачатии и рождении ребенка.

Молитва о зачатии и рождении ребенка. «О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшеся на земли, восприяли есте на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтим святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь».

19 сентября. Михайлов день

Именины: Архип, Авив, Амалия, Андрей, Кирилл, Кириак, Давид, Зенон, Евдоксий, Макар, Михаил, Ромил, Фекла, Феоктист.

Православный календарь: День мучеников Евдоксия, Макария, Зинона, преподобного Архиппа, священномученика Ки рилла, епископа Гортинского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила.

Народные приметы: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. С этого дня прихватывают землю морозом михайловские утренники: Михаил заморозком землю прихватил.

Народные поверья и обычаи: На Михайлов день справлялась первая «братчина». Братчина, братовщина, братовщины – мирские сходки, на которых решались семейные и частные дела. После сходки-примирения предлагались взаимные угощения, переходящие в само празднество. Зимой праздновались две главные братчины: Михайловские (19 сентября) и Никольские (19 декабря). По народному поверью, на Михайлу не позволялось работать – Бог накажет.

20 сентября. Лука

Именины: Иван, Лука, Макар, Савва, Серапион, Созонт.

Православный календарь: День мучеников Созонта, Макария Каневского; преподобного Серапиона Псовского; святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, преподобного Луки.

Народные приметы: На Луку по луковице гадали о зиме: обилие шелухи на луковицах – к холодной зиме.

Народные поверья и обычаи: На Луку убирали пчел, собирали лук. В этот день «девицы вплетали лук в косицы», а ведунья приговаривала: «Косы будут шелковы и туги – от луковой мокрети и от луковой шелухи». Знахари лечили распаренным луком кожные болезни, нарывы: «Лук избавляет от сема недуг!»

21 сентября. Рождество Богородицы. Спожинки

Православный календарь: Рождество Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии. Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) – народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви – Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Народные приметы: Если погода хорошая в этот день, то и осень будет хорошая.

Народные поверья и обычаи: День Богородичности Руси. День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: «Величаем Тя, Пресвя тая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название «Богородичны», они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, «вознесенная в мир божественный», с другой – она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них. Народный культ Богородицы выразился в многочисленных эпитетах: «Пресвятая», «Пречистая», «Владычица», «Царица неба и земли», «Избавительница от скорбей», «Скорая помощница», «Небесная заступница», «Целительница от болезней и страстей», «Защитница от бед, нечистой силы, напастей и страданий». Так как в народных представлениях Богородица виделась утешающей, милосердной, отзывчивой к любому несчастью и облегчающей боль, к ней нередко обращались с заговорами, молитвами

и заклинаниями в разных случаях жизни: «Богородица пречистая, избави от маеты, надсады от души отведи, мое житье-бытье освети!»

Богородица считалась заступницей детей на этом и том свете. По русским поверьям, мать, «заспавшая» своего ребенка (придавившая его во время сна), должна была несколько ночей подряд одна молиться в церкви в очерченном кругу. Тогда в первую ночь Богородица показывала матери ее ребенка, находящегося в крови, во вторую ночь крови становилось меньше и так далее до полного очищения.

Нередко призывалась Матушка Пресвятая Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней.

Заговор от болезней. «Встану я раба (имярек) по утру рано, умоюсь я водой ключовой, утрусь господней пеленой и помолюсь я Спасу образу, Матушке Пресвятой Владычице, Пречистой Богородице. На море-океане, на реке Иордани, на камне Алатыре стоит Матушка Пресвятая Богородица, возле нее 77 ангелов, 77 архангелов. 1-й ангел Михаил архангел, 2-й ангел Гавриил архангел, третий ангел Кузьма и Дамьян. Не стрельби раба (имярек), а отлетайте вы, глазии, от раба (имярек) из дверей в двери, из ворот в ворота, по мохам, по болотам, к сенным покосам. Аминь, аминь, аминь».

Праздник «Спожинки». Этот день известен и как «Спожинки» – окончание и празднование конца жатвы, праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем дольше длился праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательно приглашали молодых к тестю и теще, вместе со свекром и свекровью. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.

Обряд «Осенины». Вторая встреча осени.

По русскому народному календарю 21 сентября – вторая встреча осени (первая на Семен-день – 14 сентября, третья – на Воздвижение – 27 сентября). В этот день праздновали «Осенины».

Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку-Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни, после чего разламывали хлеб на куски по числу присутствоваших и кормили им домашний скот. С Осенин начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни:

«Вейся ты, хмель,

Перевейся

На нашу сторонку.

Как на нашей сторонке

Приволье большое!

А приволье-то большое,

Мужики богаты!

Что мужики-то богаты,

Каменны палаты!

Двери золотые,

Что маковки литые!»

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь, детей обливали на пороге водой.

22 сентября. День Акима и Анны. Поднесеньев день

Именины: Анна, Афанасий, Иосиф (Осип), Иоаким, Марин, Никита, Севр, Северьян, Стратоник, Стратор, Фео до сий, Феофан, Харитон.

Православный календарь: День праведных Иоакима и Анны, родителей Богоматери; мученика Севериана; преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца; святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

Народные приметы: День осеннего равноденствия. Ночь равняется с днем и будет увеличиваться: все короче день, все длиннее вечера. Много тенетника – к ясной осени и холодной зиме. Народные поверья и обычаи: День Акима и Анны – Божьих прародителей. Эти праведники считаются помощниками рожениц и бездетных. В этот день чествовали солнце, молили его «накопить сил и отогнать подступающую к воротам потемь». В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, поэтому этот день назывался еще «Поднесеньев день».

«Поднесеньев день».

К новобрачным сходились все родные и знакомые «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье и поучить их уму-разуму». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. Гости, по обычаю, должны были хвалить и учить уму-разуму. Все это сопровождалось поднесением пива с прибауткой: «Поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте – хозяйского добришка не жалейте!»

23 сентября. Именины Рябины

Именины: Андрей, Апеллий, Каллиник, Касьян, Климент, Лукий, Минодора, Митродора, Нимфодора, Павел, Петр, Пульхерия.

Православный календарь: День мучениц Минодоры, Митродоры, Нимфодоры; благоверной Пульхерии, царицы Греческой; преподобных Павла Послушливого, Петра; преподобного князя Андрея (Иоасафа) Спасокубенского.

Народные приметы: Если мало рябины, то осень будет сухая, если много, то будет суровая зима.

Народные поверья и обычаи: Этот день – именины рябины. Крестьяне говорили: «Рябина прозябла, провяла, сахару набрала», «Зовут Петр и Павел-рябинники покислиться, рябиной впрок запастись. На повети убрать, место нечистой силе заступить».

По народному поверью, рябина могла защитить от нечистой силы: «Коли тебя нечисть мучит, сна не дает, к груди подступает, душит, то возьми ветку рябины, очерти ею вкруг себя – и сгинет нечисть». Поэтому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями, а принесенными с мороза ягодами рябины избавлялись от головной боли.

24 сентября. Федора

Именины: Герман, Демид, Дидим, Димитриан, Диодор, Дмитрий, Еванфия, Ефросин, Зенон, Исидор, Ия, Лев, Роман, Сергей, Силуан, Федора.

Православный календарь: День преподобной Феодоры Александрийской; преподобных Сергия, Германа, Валаамских чудотворцев; преподобного Силуана Афонского; мучеников Димитрия, жены его Еванфии.

Народные приметы: Сильные всходы озимых – к доброму урожаю в будущем году.

Народные поверья и обычаи: С этого дня заканчивалось осеннее тепло: «Бабье лето до Федоры не дотянет», «Федора осенние грязи зачинает». Святую Феодору считали покровительницей озимых хлебов, поэтому в этот день ходили в поле смотреть озимые.

25 сентября. Артамон. Автоном. Змеиный день

Именины: Автоном, Альберт, Афанасий, Вассиан, Даниил, Македон, Никодим, Семен, Федор, Юлиан.

Православный календарь: День священномученика Автонома, епископа Италийского; преподобного Вассиана Тиксненского; праведного Симеона Верхотурского; мученика Иулиана.

Народные приметы: Если лист с березы и дуба опадет не чисто, то жди суровую зиму.

Народные поверья и обычаи: В народе примечали: «На Автонома день с ночью равняется, а змеи уходят в спячку». В этот день змеи вереницей ползут по лесу. «Артамон последний раз змей на волю отпускает. А после зазывает их в норы и затворяет в глубинах земных на замок». На Автонома собирали рябину. Было поверье: срубить рябину – к голоду, т. е. лишить себя на зиму природного лекарства и оставить без пропитания птиц. Хозяйки заготовляли рябину впрок, делали рябиновый квас, помогавший от воспалений, готовили угощения из рябины на меду.

Красноплодная рябина на меду.

На 400 г ягод – 200 г меда.

Рябину после первых морозов оборвать с веточек, перебрать. Каждую ягоду проколоть, опустить в кипяток, накрыть кастрюлю крышкой и держать до тех пор, пока рябина не отмякнет. Затем откинуть ягоды на сито, вскипятить мед, всыпать рябину и варить до густоты, снимая пену.

26 сентября. Корнилов день

Именины: Валериан, Гордиан, Ерофей, Изот, Илья, Корнилий, Корнид, Леонтий, Лукьян, Петр, Юлиан.

Православный календарь: День мучеников Корнилия сотника, Кронида, Серапиона и Леонтия, Илин, Зотика, Лукиана, Валериана.

Народные приметы: Если луна покраснела, то жди ветра-пострела. Дождь к земле припадает – землю целить начинает.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «С этого дня корень в земле не растет, а зябнет». Поэтому крестьяне старались до Корнилова дня убрать все корнеплоды: «Корнилий святой – из земли корневище долой».

27 сентября. Воздвижение

Именины: Иван.

Православный календарь: Воздвижение Животворящего Креста Господня – один из важнейших православных и христианских праздников, относится к двунадесятым. Установлен в IV веке в память об обретении в Иерусалиме величайших святынь христианского мира – Святого Креста и орудия Страстей Господних.

Народные приметы: Воздвижение тепло сдвинет, а холод надвинет. На Воздвижение птица в отлет двигается. Если гуси летят в Воздвижение высоко – к высокому половодью, если низко – к малому.Если на Воздвижение северный ветер, то лето будет теплое. Воздвиженье – последняя копна с поля двинулась. Пришло Воздвижение – кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась.

Народные поверья и обычаи: По народному преданию, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято». Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Крес та Господня. Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным:

«Хоть на воскресный день придись Воз движенье, а все на него – пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью – Кресту Христову, – на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина – тот все свои молитвы убивает».

Этот день именовался также «Ставровым днем» (с греческого «крест»). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви – по обещанию, в честь праздника. И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли клали крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали кресты, чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед.

Существовало также поверие, что в день Воздвижения не стоит начинать никакого важного и значительного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

По народным замечаниям, на праздник Воздвижения «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны». Туда же улетают и ласточки. По этому мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие в вырей, не заползли по ошибке во двор. По этой же причине старались не ходить на Воздвижение в лес: «На Воздвижение в лес ходить нельзя, так как тогда уже в вырей гады идут».

Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. По народному поверью, лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой. При этом они могли причинить вред подвернувшемуся им человеку. Кроме леших важен был этот день и для овинника – духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воз движение отмечались «овинные именины». Овин «отдыхал» – его не разрешалось топить. Не работали и молотильщики. Если овин был уже «насажен», в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что «рассаживает» овин, вынимая два верхних снопа. В этот день хозяйка расстилала на «садиле» – овинном окне – вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и «овинному хозяину».

«Капустник». Третья встреча осени.

С этого дня начиналась череда веселых осенних вечеринок – «капустников», «капустниц», которые длились две недели, и справляли их не только крестьяне, но и городские. В этот день девушки, принарядившись в цветное праздничное платье, ходили из дома в дом рубить капусту. Женихи высматривали себе невест – «капустниц».

Вечером, когда капуста была уже порублена, повсюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся на Покров. Существовало поверье, что если, собираясь на воздвиженский капустник, девушка семь раз прочитает особого рода заговор, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота : «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, девице красной (имя), чтобы этой любови не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

На капустенские вечерки приглашались соседки: «И плохая баба о Воздвиженье – капустница». Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты, как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение с главным блюдом – «хлебальным пирогом». Вечер оканчивался плясками и играми.

28 сентября. Никита-гусепролет

Именины: Акакий, Валериан, Виссарион, Герасим, Иван, Клементина, Леонид, Макар, Максим, Мария, Никита, Порфирий, Степан, Федот.

Православный календарь: День великомученика Никиты; первомученика Стефана, мученика Порфирия; святителя Акакия, епископа Мелитинского.

Народные приметы: Если высоко летят гуси – к высокому половодью, низко – к малому. Если перелетные гуси часто садятся на землю, если еще не спешат с отлетом скворцы, то жди сухой и теплой осени.

Народные поверья и обычаи: Об этом дне говорили: «Гуси на хвосте зиму тащат», «Гусарь батюшке водяному кланяется, чтобы в царстве своем не гневался на птичий род». Святого Никиту считали в народе защитником детей от болезней. В этот день знахари лечили детские болезни своими заговорами. Детей умывали крещенской водой, давали им попить ее.

Заговор на здоровье ребенка.

«Человек родился, крест водрузился, а сатана связался сильнее, и Бог прославился, во имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь! Святый Отец Никита, поставь его, Господи, раба Божия (имя) на святое место, про Божие думать и Божие делать: Святый Дух найдет на него и вся небесная воссияет на него, и вся вышняя мимо идет его, Спасова рука, Христова печать, Божией Матери Крест, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Аминь! Аминь!

Как Господь Бог, Иисус Христос, установил источники, реки и потоки, тако утеши болезнь и недуг в рабе Божием (имя) молитвами Пречистая Богородица и Присно дева Мария и все Святые и Небесные Силы. Во веки веков. Аминь! Аминь! Аминь!»

«Сама мати носила, сама приносила, сама бабила, сама ладила своего дитя. Заговаривала все 12 жил: носовую, ушную, глазную, поповую, чешовую, пятовую, брюшную, спинную, ручную, позвоночную, паховую, ноготную».

29 сентября. Ефимия. Птичья костка

Именины: Виктор, Дорофей, Ефимия, Киприан, Людмила, Мелитина, Прокопий, Ренат, Себастьяна.

Православный календарь: День великомученицы Евфимии всехвальной; мученицы Людмилы, княгини Чешской; мученика Виктора; святителя Киприана Московского.

Народные приметы: Если на Ефимию гром гремит, то зима будет короткая, мягкая и бесснежная.

Народные поверья и обычаи: На Ефимию разглядывали птичью костку и по ней узнавали: какой выдастся зима? Не выморозит ли в суровое время семена и корни трав, озимые хлеба? Птичья костка – утки или курицы – своей твердостью, жировым оплывом как бы давала ответ: если костка толстая и на ней много жира, то зима будет холодная. Это один из примеров многолетних примет наших предков.

30 сентября. Вера, Надежда, Любовь, Софья. Всесветные бабьи императрицы (именины)

Именины: Вера, Надежда, Любовь, Софья, Зенон, Илья, Лукия, Нил, Том, Феодотия.

Православный календарь: День мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Народные приметы: Если полетят журавли в этот день, то на Покров будет мороз, если нет, то холод наступит позднее. Народные поверья и обычаи: В день «Всесветных бабьих императриц» всем женщинам разрешалось не работать и мужчины поздравляли их с праздником. Было принято чествовать, угощать пирогами женщин и девочек, которых звали Софьей, Верой, Надеждой и Любовью. Именины праздновали обычно три дня в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей. <p>Октябрь

1 октября. Арина-журавлиный лет

Именины: Ариадна (Арина), Аркадий, Евмений, Ефросинья, Ирина, Кастор, Софья, Тереза.

Православный календарь: День преподобного Евмения, епископа Гортинского; мучениц Ариадны, Софии, Ирины.

Народные приметы: Если на Арину журавли полетят, на Покров надо ждать первого мороза. Если в этот день журавлей не видно, то раньше Артемьева дня (2 ноября) мороз не ударит. Если бурьяны выросли очень высокие – будет много снега.

Народные поверья и обычаи: Этот день еще называют «Арина Шиповница», так как с 1 октября собирали плоды шиповника. Собранные плоды складывали в небольшие корзины и быстро доставляли к месту сушки. Они не должны содержать примесей листьев, незрелых, загрязненных или испорченных плодов, поэтому сортировали их при сборе, а не перед сушкой, когда плоды легко деформируются и слегка увлажнены. Из плодов шиповника готовили целебные отвары, которые можно пить без ограничений.

2 октября. Зосим и Савватей. Трофимовы вечерки

Именины: Давид, Доримедонт, Зосима, Игорь, Кон стан тин, Макар, Савватий, Трофим, Федор.

Православный календарь: День мучеников Трофима, Савватия Доримедонта, Зосимы пустынника; благоверных князей Феодора Смоленского и детей его Давида и Кон стан тина; благоверного великого князя Игоря Черниговского.

Народные приметы: В этот день по пчелиному лету судили и о предстоящей зиме: если пчелы осенью плотнее леток залепляют, то будет холодная зима, а если оставляют леток открытым, то зима будет теплая.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Пришел Зосима – пора ульи ставить в омшаник, праздник меда править». «Зосим и Савва, заступники пчел, ульи в омшаник ставят, торопятся убрать погреб, где ульям зиму стоять». «Зосим и Савва – покровители пчел – печеньем на меду домочадцев потчуют». С этого дня начинается пчелиная девятина. Что ни утро – ложку меда полагалось съедать: «с медком и дело проглотишь» . По народному поверью, особенно в эти дни надо «подсобить нашему желудку» . Старые люди напоминали: «Без живота тягла не потянешь». При боли в желудке они советовали есть растворенный в воде мед до завтрака и после ужина. Примечали, что растворенный мед унимает боль в желудке, тошноту, изжогу; укрепляет силы, избавляет от бессонницы.

В эти дни начинались молодежные вечерки – трофимовские вечерины. Парни выбирали невест по сердцу: парни и девушки, собравшись вместе, за шутками и песнями приглядывались к своим избранникам.

3 октября. Астафий

Именины: Анастасий, Агап, Евстафий (Астафья), Иван, Илларион, Михаил, Олег, Федор, Татион, Татьяна.

Православный календарь: День великомученика Евста фия Плакиды, мучеников Михаила, князя Черниговского и Федора, его болярина; преподобного и благоверного князя Олега Брянского.

Народные приметы: На Астафия примечали погоду по ветру: если ветер северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к ведру. Если ветер с юга – будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год. Если на Астафия туман и тепло, летит белая длинная паутина, то осень будет погожая, снег не скоро выпадет.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, Астафьев день мог навредить своими ветрами. В этот день чуть свет вставала старшая в доме женщина, кидала в печь горящие уголья со словами: «К доброму хлебу, гори!» , а после выходила на крылечко. В этой рани, по поверью, мог подняться ветер-листобой. Он обнажал деревья, мог с бабьего или девьего лица красоту сорвать, золу вырвать да разметать по сорной траве, на подворье. Так что баба ветер заговаривала: «Ветер-листобой, ты лети за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, не тронь мого следа, с лица – зори, подыми перо воронье, суховерть да веревку-удавку, да отнеси ты назальное за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, а то заступлю твои следы, поветочкой осиновой забью!» Верила она, что тут ветер-листобой «зла не учинит». Осиновой веточкой, что была еще ввечеру воткнута у крыльца, баба хлестала наотмашь и бросала горсть зерна: «Иди к добрым людям!»

Пока топила баба печь, мужик шел из-под коровы навоз выбрасывать. Полагалось землю «назмить, чтобы глада на землю не было, чтобы жито другим летом умножалось, чтобы овощи и хлеб уродились».

4 октября. Кондрат

Именины: Андрей, Агния, Васса, Даниил, Дмитрий, Евсевий, Зенон, Иосиф (Осип), Ипатий, Исаакий, Кондратий, Лав рентий, Мелетий, Нестор.

Православный календарь: День апостола от семидесяти Кондрата; святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

Народные приметы: Примечали, что погода этого дня продержится без изменений четыре недели. Если ясно и дует резкий северо-восточный ветер, то будет холодная зима.

Народные поверья и обычаи: Считается, что Димитрий Ростовский помогает при лечении грудных болезней, надо только заказать молебен святому Димитрию.

Молитва святителю Димитрию Ростовскому.

«О святителю Дмитрие, великий угодниче Христов, златоусте Российский! Услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к Человеколюбцу Богу о рабах Божиих (имена). Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Даруй нам богоугодно прейти поприще временныя жизни: избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий в селения праведных; подаждь нам твое архипастырьское и святое благословение, да оным осенями, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякой бедю и напасти. Услыши моление наше, отче Дмитрие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в трех Ипостасех, Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков». У кормящих женщин лечили грудницу (мастит) заговорами.

Заговор от грудницы.

Для этого брали скорлупу от вылупившихся цыплят, варили ее в святой воде, при этом мешали тремя ножами и читали: «Как Христос воскрес в светлое Воскресенье, так бы и раба Божья (имя) восстала с одра болезненного. Аминь. Как пасхаль ное яичко гладко без изъяна, так бы у рабы Божьей (имя) с груди ушли бы язвы и пупыри, и слизи, и дурны крови, и все, чем ра ба Божья страдает, в какой хвори пребывает, все бы на борозду святой земли пошли, легли бы в нее и остались там. Аминь».

Воду давали выпить больной, а скорлупу закапывали в борозде на чистом поле.

5 октября. Фока ветроградарь. Листопадник

Именины: Александр, Иона, Исаакий, Кузьма, Мартин, Николай, Петр, Фока.

Православный календарь: День пророка Ионы; священномученика Фоки, епископа Синопийского; преподобного Ионы пресвитера, отца святых Феофана и Феодора Начертанных; преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца; праведного Петра, бывшего мытаря.

Народные приметы: Если с березы лист не опал, то снег ляжет поздно. Осина лист роняет, осени уступает.

Народные поверья и обычаи: Этот день в народном календаре посвящен осине: « На Фоку одна ягода – горькая рябина, одно дерево – горькая осина». По народному поверью, осина считалась «пагубным деревом», защищающим от нечисти и принимающим печаль. В деревнях был такой обычай: чтобы на скот, на избу нечисть не позарилась, ставили по углам двора осиновые колья. К верейному столбу, к которому крепились ворота, тоже привязывался осиновый кол. «Чтобы в ворота нечисть войти не смела, чтобы ворота вкривь и вкось не пошли и отпугивали всякую неведомую силу, идущее от двора ко двору горе, крестьяне ставили кол, остро отесанный с обоих концов».

Больные лихорадкой, если хватает силы, шли в лес, находили осину, кланялись ей и говорили: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу» , после того перевязывали осину своим поясом.

Есть поверье, что убитую змею непременно надо повесить на осине, «а то оживет змея, по следу людскому найдет того, кто ей смерть учинил, и укусит».

6 октября. Ираидин день. Оберег уголья печного

Именины: Андрей, Антонин, Иван, Иннокентий, Ни ко лай, Ираида, Петр, Поликсена.

Православный календарь: День мученицы Ираиды. Зачатие Иоанна Предтечи.

Народные приметы: В этот день иногда бывает тепло, но редко и ненадежно. Если орехов много, а грибов мало, то зима будет суровой.

Народные поверья и обычаи: В этот день заговаривали уголье печное: «Печеным, матушка, пособи, с бабьей долей поровни! Уголь, золу и печинку на поде сохрани!» Пекли «наливушки». Для этого картошку толкли, сдабривали яйцом и молоком, наливали на ржаную лепешку. А по краям лепешку чуть заворачивали. Наливушки особенно нравились ребятишкам.

7 октября. Фекла-заревница. Запрядальная

Именины: Авраамий, Антон, Владислав, Галактион, Да вид, Дмитрий, Евсевий, Никандр, Степан, Фекла.

Православный календарь: День первомученицы равноапостольной Феклы; преподобных Никандра Псковского, Галактиона Вологодского; святителя Владислава Сербского.

Народные приметы: Если птицы летят ниже к земле – быть ранней и холодной зиме.

Народные поверья и обычаи: С Феклы дни быстро убывают, ночи темнеют, а зори становятся багряными. В этот день праздновались «замолотки». Крестьяне начинали по утрам молотить в натопленных овинах. А перед этим собирались вокруг «именинного» огня с песнями и угощеньями. От неосторожности нередки были пожары, спалившие не один овин. Если это случалось, то хозяйки голосили, «ревели». Отсюда и название «Заревница»: «На Заревницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок».

8 октября. Сергий

Именины: Афанасий, Герман, Евгений, Евстафий, Ефросинья, Лаура, Максим, Николай, Павел, Пафнутий, Прохор, Роман, Сергей, Феодосий, Феодулия, Феофил.

Православный календарь: День преподобных Евфросинии Александрийской, Евфросинии Суздальской; святителя Германа, архиепископа Казанского; первомученика Пафнутия. Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея Руси чудотворца.

Народные приметы: Если на Сергия ляжет первый снег, то зима установится на Михайлов день (21 ноября). Если первый снег упадет, когда на вишне нет листа, то зима скоро придет. Если первый снег ляжет сухой, то и лето будет сухое. Если снег падает на ущербе луны, да на мокрую землю, то зима скоро ляжет. Если хорошая погода, то стоять ей целых три недели. Народные поверья и обычаи: На Сергия крестьяне били кур на продажу, рубили и квасили капусту.

Квашение капусты В России к капусте с давних времен относились с почтением, а уж квашение капусты на Руси стало практически народным обычаем. Народных способов квашения капусты множество. Даже в разных областях России заготавливают ее по-разному. Традиционно же капусту квасили в деревянных бочках. При этом она получается гораздо вкуснее и лучше сохраняет витамины.

Подготовка бочек к солению овощей. Подготовка бочки – ответственная процедура. На юге России было принято перед засолкой капусты или огурцов бочку вымыть, трижды изнутри натереть чесноком и окурить сухим чабром. В отдельных регионах России чистые бочки запаривали. Кадку хорошенько промывали. Клали в нее несколько можжевеловых веток, а ветки эти ошпаривали кипятком, чтобы их дух пропитал древесину кадки. Затем кадку накрывали ватным одеялом, чтобы можжевеловый пар не выходил наружу. Приподняв одеяло, кидали в кадку сильно раскаленные камни. При этом вода должна была шипеть и глухо урчать под одеялом, а новая порция можжевелового аромата впитываться кадушкой. Это делалось не только ради можжевелового аромата. Таким образом осуществляется дезинфекция – а это залог того, что соленья зимой не прокиснут и не будут плесневеть. В степной зоне России, на Дону и Кубани, где можжевельник трудно найти, для запаривания кадушек использовали сибирьковые веники, ароматную голубоватую зелень полыни. При запаривании в кадушку бросали стебли мяты и сухого укропа.

Квашеная капуста.

На 10 кг капусты поздних сортов (белокочанной): 1 кг яблок, 750 г моркови, 200–250 г соли, клюква, брусника по вкусу.

Перед квашением капусту освободить от дефектных и зеленых листьев, нашинковать ее длинными красивыми, лапшеподобными кусочками. Морковь нарезать длинными ломтиками или кружочками. Яблоки можно взять целые или нарезать кружочками. Подготовленные капусту, морковь и яблоки перемешать с клюквой или брусникой, пересыпать солью и уложить в хорошо промытую и ошпаренную кипятком кадушку или другую посуду. Плотно утрамбовать.

Как гнет можно использовать камни. Лучше всего валуны по 5–6 кг весом. Перед посолом капусты камни нужно тщательно вымыть, ошпарить кипятком со всех сторон и высушить на солнце. Утрамбованную в кадке капусту накрыть марлей, положить на нее деревянные дощечки, повторяющие открытую поверхность засоленной капусты (кружки), и сверху придавить все гнетом. Накрыть кадушку чистой тканью.

На начальной стадии для удаления газов, когда происходит выделение сока и газообразование, капусту нужно несколько раз проткнуть чистой острой палкой. Иначе она будет горчить. Вы де ляющуюся пену следует удалять. Брожение капусты продолжается 3–4 дня при температуре около 20 °C. После этого кадушку можно вынести в прохладное место, где она и будет храниться. Через 2–3 недели капуста готова к употреблению.

При желании капусту можно заквасить и целыми кочанами. Для этого нужно разрезать кочан пополам или на 4 части, удалить кочерыжку, обсыпать солью и уложить в бочку, пересыпая слои кочанов шинкованной капустой. Готовая квашеная капуста не нуждается в приправах. Она сама по себе ароматная и аппетитная.

9 октября. Иван Богослов. Путник

Именины: Гедеон, Ефрем, Иван, Тихон.

Православный календарь: День святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси; преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Народные приметы: Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день.

Народные поверья и обычаи: К этому дню крестьяне заканчивали озимые посевы. Те, кто родился на Ивана Богослова, плели из соломы, моченной в семи водах, тонкую веревку («ходовое путце») – символ жизненного пути. Этой веревкой они подпоясывались. По народному поверью, «у рожденного в этот день путь-то есть, да жизнь неволит, рвет этот путь. И надобно его вновь зачинать, вновь обретать, что ни год» .

Иван Богослов – наставник живописцев, иконописцев.

10 октября. Савватей-пчельник

Именины: Аристарх, Вениамин, Виктор, Дорофея, Зина, Игнатий, Каллистрат, Марк, Савватий, Феврония, Фи ли мон, Флавиан.

Православный календарь: День мученика Каллистрата; преподобных Савватия Соловецкого, Игнатия; апостолов от семидесяти Марка, Аристарха и Зины.

Народные приметы: Если идет дождь со снегом, то в январе будут сильные оттепели, а июнь будет дождливый и холодный.

Народные поверья и обычаи: С этого дня убирали в омшаник ульи с пчелами: « Уносит пчелиная матка ключики от лета в далекие теплые края». Последний день пчелиной девятины. Про пчелу сложено в народе: «Не девка, не вдова, не мужняя жена. Детей водит и людей питает».

Пчеловоды молились святому Савватию вместе с детьми – наследниками промысла, так как пчелиный промысел считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед Богом, а дети до 12 лет считаются безгрешными.

11 октября. Харитонов день

Именины: Александр, Антон, Афанасий, Алексей, Анастасий, Анатолий, Анисим, Валентин, Василий, Вячеслав, Григорий, Демьян, Ефрем, Зосима, Иван, Иродион, Илья, Исаакий, Кирилл, Лаврентий, Лука, Макар, Марк, Матвей, Мария, Поликарп, Прохор, Савва, Сергей, Сильвестр, Симон, Спиридон, Степан, Тит, Федор.

Православный календарь: День преподобных Харитона Исповедника, Иродиона Илоезерского, схимонаха Кирилла и схимонахини Марии; благоверного князя Вячеслава Чешского.

Народные приметы: Если лист с березы и дуба опадает нечисто, то жди суровой зимы.

Народные поверья и обычаи: Про этот день говорили: «Харитон – в избе урон». Жених и невеста тайно приносили ведунье пирог и горшок с медом, чтобы та «ненароком свадьбу не расстроила, чтобы не наслала на бабье чрево пустоты».

12 октября. Феофан. Кириак-отходник

Именины: Агрикола, Альфред, Киприан, Кириак, Петрония, Феофан.

Православный календарь: День преподобных Кириака отшельника, Феофана Милостивого.

Народные приметы: Про этот пасмурный день говорили: «Феофан накинул на солнце кафтан». Возможен первый снегопад.

Народные поверья и обычаи: На Феофана смотрели на звезды с полуночи и говорили: «У нас под окошком полно репы лукошко». По народному поверью, в этот день только звезды могли дать благодатный свет.

13 октября. Григорьев день

Именины: Акакий, Гаяния, Григорий, Михаил, Стратоник.

Православный календарь: День священномученика Григория епископа, просветителя Армении; преподобного Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца; святителя Михаила, первого митрополита Киевского.

Народные приметы: Если снег упадет, то зима не скоро настанет.

Народные поверья и обычаи: По народному поверью, перед Покровом перестают бродить по лесам лесные хозяева, лешие. Они ломают деревья, вырывают с корнями кусты, пугают зверей, а затем на Ерофея (17 октября) и сами проваливаются сквозь землю до самой весны. В канун Покрова они целый день воют, стараюсь перекричать ветер. И ни мужик, ни баба, ни ребятишки не подойдут и близко в эти дни к лесу: «Леший – не свой брат, переломает косточки не хуже медведя!» Поэтому на Григория старались защититься от болезней, порчи, сглаза. Молодые женщины сжигали в овине свои старые соломенные постели и читали заговор, таким образом они старались уберечь себя и детей от «призора недоброго глаза». Для предохранения от зимней простуды маленьких детей обливали на пороге дома водою сквозь решето. Старухи сжигали изношенные за лето лапти, считая, что, исполнив это, они «прибавят себе ходу на зиму».

Заговор от сглаза ребенка.

«Умываю я красну девицу (имя) из загорного студенца ключевою водою, стираю я с красной девицы (имя) увсе уроки с призороками».

Зажигают лучинку и опускают ее в воду со словами: «Сглаженный, изгаженный, скинь, опрокинь на того, кто тебя сглаживал и изгаживал». Этой водой умывают дитя.

14 октября. Покров

Именины : Александр, Ананий, Вера, Григорий, Дигна, Домнин, Донат, Иван, Михаил, Петр, Роман, Савва, Фавстина, Януарий.

Православный календарь: Покров Пресвятой Богородицы, один из самых чтимых в народе праздников. Праздник установлен в честь события, происшедшего в Кон стан ти но поле, где в 910 году святой блаженный Андрей и его ученик Епифаний во время богослужения были свидетелями явления Божией Матери, простиравшей свой покров (головное покрывало – омофор, или мафорий) над молящимися в знак своего материнского заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и шлет им любовь и радость, подкрепляет их дух и силу, помогает, когда трудно, а также исцеляет от болезней и недугов.

Народные приметы: Если снег до Покрова упадет, то зима не скоро настанет. Если на Покров ветер дует с востока или с севера, то зима будет холодной. Если в Покров выпал снег, то и Дмитриев день (8 ноября) будет снежный. Покров наголе, то и Екатерина (7 декабря) наголе. Каков Покров, такова и зима. Если журавли успели улететь до Покрова, то зима будет ранняя и студеная. Если белка до Покрова хорошо вылиняла, то зима будет хорошая.

Народные поверья и обычаи: В народе существовало несколько преданий, объясняющих происхождение праздника. Вот одно из них: «Праздник Покрова повелся с давних пор, еще когда Богородица странствовала по земле. Случилось ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и о всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег – нигде ее не пустили, везде слышала она один ответ: «Мы не пускаем странников!» Услышал эти жестокосердные слова проезжавший по небесной стезе над деревнею Илья-Пророк. Не смог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии, – и на отказавших Божественной страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненные и каменные стрелы, посыпался град величиной с человеческую голову, полил ливень, грозивший затопить всю деревню. Взмолились испуганные нечестивцы – и пожалела их Богородица. Развернула она покров свой и прикрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления. Дошла благодать неизреченная до сердца грешников, растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными».

На Руси Богородица считается покровительницей земледелия, поэтому праздник в честь этой небесной Заступницы постепенно вытеснил древнеславянские празднества в честь окончания полевых работ. К Покрову заканчивалась уборка хлеба – увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов. Начиналась зимняя работа: мужчины запасались дровами на зиму, да поправляли избу, «загоняли тепло» – приваливали завалинки, конопатили пазы мхом или паклей, промазывали рамы. Они также занимались ремеслами, а женщины шили, пряли, ткали. Говорили: «Захвати тепла до Покрова», «Чини шубу до По крова – не то не будет тепла». Скотину выпускали последний раз в поле. Покров – последний день сбора плодов и грибов: груздей и рыжиков.

В этот день в первый раз топили в жилых горницах печи. По этому случаю пекли «блинцы», что называлось «запекать углы». Истоки обычая печь на Покров блины довольно глубоки и связаны с культом предков, с почитанием всех усопших прародителей. Осенью, когда из летних помещений переходили жить в теплую зимнюю избу, то считалось, что нужно горячими блинами помянуть усопших предков как хранителей благополучия домашнего очага. По некоторым старым представлениям считалось, что души предков как бы незримо обитают в углах дома, охраняя его. Хозяйки, затапливая печь в горнице, приговаривают особые слова: «Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров». Считали, что если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло. К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Для празднования Покрова готовили угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.

Празднование Покрова.

С Покрова дня начинались свадьбы. Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, спозаранку бежали в церковь и ставили праздничную свечу. Существовало поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет. Девушки обращались к Богородице с такими словами: «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленною – идти на чужую сторону». Прежде только девушка могла ходить с непокрытой головой, для замужней женщины быть простоволосой считалось большим грехом. Ведь и в наши дни невеста во время венчания стоит покрытая фатой. Так в сознании народа переплелись брачное покрывало невесты, нетленная пелена (мафорий Богородицы) и снежный покров земли. Девушки старались провести праздник Покрова весело, так как считалось, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь» . В этот день они не работали, одевались в нарядную одежду, собирались в специально снятом для этого доме, танцевали: «барыню», «восьмерку», «русскую», «кадриль», «польку»; пели песни:

«Покров праздничек приходит,

Что-то нам он приготовит?

С другом милым ли венчанье,

С нелюбимым ли страданье?

Иль велит в девках остаться,

Замуж больше не собираться…»

Кроме танцев и песен устраивались игры. Иногда устраивалось угощенье, часто оно носило характер складчин – девушки сходились на общий ужин, имеющий название – «петухов варить». Для чего собирали по всему селению различные продукты: молоко, масло, муку, пшено. Пекли блины, варили пшеничную кашу. Взрослые говорили: «Теперь девки женихов будут ждать». На Покровскую вечерку к девушкам часто приходили парни, приносили конфеты, пряники, орехи. На подобных вечерках замечали, какой парень за какой девушкой ухаживает. Удачливой считалась та девушка, которая получала в праздник Покрова от парня какой-нибудь подарок, за исключением ножниц и иголки.

Гадания. Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и клали их на колосники – положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися». При этом девушка должна молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали из овина хлеб и лен, которые теперь имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

Посиделки.

Покров – конец хороводам, начало посиделкам. На посиделки, вечерки, беседы молодежь собиралась поочередно в тех домах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь «беседный» период нанимали специальную избу: «Весело Покров проведешь – дружка найдешь», «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua