Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Мария Павловна Згурская Древний египет

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|

Картер принял единственно правильное, с научной точки зрения, решение: вскрыть замурованную дверь лишь тогда, когда в передней комнате будет завершена вся работа и ее полностью освободят. Ничего не может быть взято или сдвинуто с того места, где находилось в момент открытия, пока не будет точно зафиксировано на плане и сфотографировано, а в случае необходимости и зарисовано. Особенно хрупкие предметы следует подвергнуть тут же предварительной консервации.

Первый же беглый и поверхностный осмотр показал, что многие предметы уникальны. «Любой из всех этих достойных восхищения предметов способен вознаградить за целый сезон раскопок», – писал Г. Картер.

Помимо всего прочего, в комнате стояли три больших ложа, под одним из которых Картер обнаружил небольшую дыру, которая вела в боковую комнату, также до отказа заполненную сокровищами. Но толком пробраться в кладовую было просто невозможно: ее сплошь загромождали самые разнообразные предметы – жрецы, пытавшиеся придать передней комнате некоторый порядок после вторжения грабителей, здесь все оставили в беспорядке, в который ее привели злоумышленники. Естественно, что заняться кладовой можно было также только после того, как будет очищена передняя комната.

29 ноября 1922 года состоялось торжественное открытие гробницы в присутствии ответственных лиц. Но тут Картер принял странное решение: вместо того чтобы продолжить изучение гробницы, он распорядился ее засыпать и, как он сам говорил, уехал в Каир для «организационной работы». Допустим, на месте действительно чего-то не хватало для дальнейших исследований, нужно было купить материалы, оборудование, нанять ассистентов и рабочих. Но зачем, обеспечив надежную охрану гробницы, Картер распорядился засыпать уже откопанную гробницу? Что касается лорда Карнарвона, то он тоже вел себя не очень логично – вернулся в Англию, как он пишет в частном письме: «надеясь позднее вновь приехать в Египет» (но эта надежда так и не осуществилась: в 1923 году лорд Карнарвон неожиданно умер). Казалось бы, найдена сенсационная гробница, в открытие которой он вложил целое состояние, но Карнарвон не присутствует при систематизации и описании находок (это он-то, увлеченнейший коллекционер!).

В середине декабря Картер вернулся в Долину царей и с 18 числа принялся за работу. Теперь он получил возможность не торопясь всесторонне ознакомиться с захоронением. Раскопки гробницы Тутанхамона продолжались целых пять лет.

Что же было в гробнице Тутанхамона? Поскольку Говард Картер тщательно описывал каждый предмет, фиксировал его на плане и фотографировал, мы можем теперь с точностью понять, что находилось в каждой комнате.

В передней комнате были найдены алебастровые сосуды для возлияний, погребальные букеты, великолепно расписанный по гипсовой грунтовке деревянный ларец. В ларце находились беспорядочно перемешанные сандалии, парадная одежда царя и другие вещи. У северной стены по бокам запечатанной двери высились черные статуи, завернутые в льняные покрывала, символизирующие Ка фараона. Были найдены три разборных ложа со скульптурными головами зверей: льва, коровы и фантастического животного, несколько напоминающего зубастого гиппопотама. Также здесь стояла кровать из черного дерева с резными изображениями бога домашнего очага и веселья Беса. На кровати лежали колчан со стрелами, луки и посохи, часть из которых грабители разбросали по комнате. Любопытно, что металлические наконечники стрел оказались похищенными.

Везде лежали в беспорядке самые разнообразные предметы. Подставки для светильников из золота и бронзы, большой скарабей и скипетр из золота и голубого стекла, воротники и ожерелья из фаянсовых бус, массивные золотые кольца и инкрустированный бирюзовым фаянсом и золотом ларец со жреческим облачением царя из шкуры леопарда с вышивкой. В еще одном сундуке из черного и красного дерева с украшениями из слоновой кости хранились сосуды из алебастра и стекла, ларец с позолоченной змеей, детское креслице Тутанхамона со спинкой тонкой работы из эбенового дерева, слоновой кости и золота, складные скамеечки, также отделанные слоновой костью, и резная алебастровая шкатулка с красками. На ложе с головами коров стояла еще одна деревянная кровать, а на ней два табурета, один из них – из слоновой кости и красного дерева. Под кроватью лежали резное кресло и два систра[27]. Наваленные внизу овальные белые коробки с жареными утками и другими яствами предназначались для пропитания фараона в потустороннем мире. Рядом с ложами стояли ларцы. На одном лежали воротник, связка золотых колец и небольшие табуреты и скамеечки.

Под одним из лож стоял парадный трон фараона. Тот самый, что ныне воспроизводится во всех изданиях, посвященных искусству Египта. И не удивительно: это подлинный шедевр, одно из величайших достижений художественного мастерства великой древней цивилизации. Трон инкрустирован стеклом, фаянсом, цветными камнями и покрыт золотом. Его ножки в виде кошачьих лап завершаются львиными головами. Подлокотники имеют форму крылатых змей, увенчанных коронами. Между поддерживающими спинку брусьями извиваются шесть кобр (как на уреях) из позолоченного дерева. Но больше всего поражает изображенная на спинке трона сцена, на ней запечатлен тот краткий период, когда религия Атона еще уживалась с восстановленным культом Амона. Солнце изображено с отходящими от диска лучами, они переходят в человеческие ладони. Так его изображали при Эхнатоне. Но имя Атона уничтожено и заменено именем Амона.

Вот как описывает И. С. Кацнельсон в книге «Тутанхамон и сокровища его гробницы» роспись на спинке трона царя: «В одном из залов дворца (возможно, еще Ахетатона), колонны которого обвиты гирляндами цветов и украшены фризом из изображений священных кобр – уреев, в кресле в непринужденной, даже несколько небрежной позе сидит Тутанхамон. Падающие сверху лучи солнца озаряют его и Анхесенпаамон. Она, видимо, умащает супруга благовониями из сосуда, который держит в руке. Подобные интимные сюжеты, передающие сцены повседневного быта, чрезвычайно характерны для искусства того времени, так же как и утонченность, плавность, мягкость линий. Цветовая гамма, несмотря на первоначальную – сейчас она несколько потускнела – яркость и обилие тонов, также говорит о тонком вкусе и чувстве гармонии. Обнаженные части тела и лица фараона и его жены выполнены красной стеклянной пастой, головные уборы – бирюзовым фаянсом, а одежда – серебром. Все это, так же как и инкрустированные украшения и орнамент, наложено на золотой фон».

У южной стены находился другой примечательный предмет – маленький ковчег. Со всех сторон он обшит довольно толстыми золотыми листами с выбитым на них барельефом, несколько грубовато и упрощенно передающим различные эпизоды семейного быта Тутанхамона. И здесь имя Атон заменено на Амон. Дверцы ковчега, имевшего очертания небольшого храма или часовни, были раскрыты, внутри находилась подставка для статуэтки, но сама статуэтка, судя по всему золотая, исчезла бесследно. Ожерелье из огромных золотых, сердоликовых и стеклянных бусин с золотой подвеской, лежало рядом. Тут же находились еще один сундук и части разобранного балдахина, а за ними до самого входа, занимая остальную часть южной стены и отрезок восточной, стояли также разобранные на детали четыре колесницы. Покрывающие их украшения были сорваны, а затем в полном беспорядке брошены грабителями. Эти колесницы потребовали тщательной и трудоемкой реставрации.

Здесь же было разбросано множество разнообразных мелких предметов: алебастровые сосуды, посохи, луки, сандалии, четыре опахала из лошадиных хвостов, позолоченные ручки которых венчались львиными головками. Всего в передней комнате, по предварительным подсчетам, находилось шестьсот-семьсот предметов, и, для того чтобы сохранить многие из них – это было ясно с первого взгляда, – требовались недели тяжелого, кропотливого труда. Как говорил Говард Картер: «Наша жизнь в это время напоминала кошмар». Следовало учитывать и фактор времени. Если, например, для изделий из золота или поделок из камня века и тысячелетия никакого значения не имели, то для других материалов, например, ткани или кожи, они оказывались гибельными.

Под полевую лабораторию для временной консервации и реставрации приспособили одну из соседних гробниц. Естественно, что при таких условиях дело продвигалось очень медленно и требовало полной отдачи времени, сил и нервов археологов. К тому же самые невероятные слухи о немыслимых сокровищах, обнаруженных Картером, распространились по всей округе и далеко за ее пределами. Они возбуждали алчность любителей легкой наживы. Была усилена охрана, работа велась только сотрудниками экспедиции.

Что выглядело странно, так это поведение и логика древних грабителей, посетивших и частично разграбивших гробницу. Конечно, понять, что же именно было ими унесено, можно только частично, например, по надписям на сундуках. Прочее утрачено безвозвратно. Но что удивительно, в содержимом ларцов, перечисленном в надписях, указаны сосуды и другие предметы, которых нет, похищены и прочие явно не драгоценные вещи, а золотые и из сплава золота с серебром переложены в другие сундуки, но не взяты. Переложили в другие ларцы фаянсовые чаши, два бумеранга, резную шкатулку из слоновой кости, а также одеяния и части парадного панциря, состоявшего и нескольких тысяч золотых, фаянсовых и стеклянных деталей. Очень, повторимся, странное поведение для грабителей…

Исследуя обнаруженные в передней комнате предметы, их взаиморасположение и некоторые следы, оставленные расхитителями, Говард Картер смог в общих чертах восстановить события, происшедшие здесь три тысячи лет назад. В первый раз грабители проникли сюда года через три-четыре после захоронения Тутанхамона. Возможно, и даже вероятно, что среди грабителей находился человек (или несколько человек), хорошо знакомый с расположением помещений гробницы. Ход в кладовую, несмотря на то что замурованную дверь заслоняло ложе, пробили точно в надлежащем месте.

После того как был обнаружен взлом, проход, ведущий от первой двери ко второй, засыпали. Найденные на полу и в нижних слоях щебня обломки сосудов и различных предметов говорят о том, что до этого времени этот проход был свободен.

Когда впоследствии другая шайка решила туда пробраться, ворам уже пришлось прорывать узкий лаз сквозь заполненный щебнем коридор. Проползти через него могли только субтильные грабители, да и то с трудом. Поэтому им пришлось довольствоваться лишь мелкими предметами.

В самой кладовой грабители все перевернули, ее пол был усеян вещами сплошным слоем. Когда гробницу приводили в порядок, сюда, должно быть, никто из служителей некрополя не заглянул. Опять же из-за особенностей прохода: чтобы попасть в эту комнату, пришлось бы проползти на животе под ложем в узкий лаз.

Что же касается передней комнаты, то ей постарались придать надлежащий вид. Конечно, до полного порядка в ней было далеко. Сначала можно было подумать, что небрежность в размещении вещей допущена служителями еще во время захоронения фараона: ведь, с их точки зрения, все равно никто не посмел бы нарушить вечный покой усопшего царя. Но впечатление это было обманчиво. Грабители хозяйничали здесь, видимо, так же, как и в кладовой.

Когда воры сквозь проломы в обеих дверях проникли внутрь, они с лихорадочной торопливостью занялись поисками ценной добычи, но такой, чтобы ее удобно было вынести и спрятать. Освещение у них было, естественно, не электрическое, а светильники или факелы с тусклым светом. Они быстро рылись в сундуках, выбрасывая все, что не представляло для них интереса, и отшвыривая в сторону ненужные предметы. Иногда в спешке грабители ошибались, принимая позолоченное дерево за драгоценный металл. Поэтому оказались выломанными многие резные украшения мебели, покрытые позолотой. Но кое-что второпях воры просто не заметили, поэтому некоторые весьма ценные золотые изделия, на радость археологам, уцелели. Воры так торопились, что даже позабыли явно приготовленные для выноса массивные золотые кольца, завернутые в платок. Это доказывает, что люди, приводившие помещение в порядок, хотя и не отличались аккуратностью, зато были, безусловно, честными, ведь похитить такой сверток ничего не стоило.

Как полагает Говард Картер, возможно, что грабителей удалось захватить на месте преступления или несколько позднее и украденные ими вещи вернули обратно. Поэтому очень многие ценные предметы все же сохранились. Но тогда остается непонятным, почему же немало вещей все-таки исчезло. Если грабителей поймали сразу, то при них должны были найти и всю добычу. Если же их арестовали позднее, когда кое-что они успели продать, то возникает вопрос: на какое время усыпальница оставалась открытой?

Так или иначе, служители некрополя вновь замуровали вход в переднюю комнату и поставили на нем печати с изображением шакала и девяти связанных пленников. Прорытый в коридоре ход засыпали щебнем. Точно так же был замурован и опечатан наружный вход. Как удалось оградить гробницу от новых посягательств – сказать трудно. Может быть, ее завалили землей и утрамбовали. Во всяком случае, во времена правления XIX династии и первых фараонов XX династии в гробницу никто не проникал. А затем ее надежно скрыли лачуги рабочих, строивших усыпальницу для Рамсеса VI. Никто из этих рабочих, конечно, не подозревал, какие сказочные сокровища таятся под полом их лачуг.

На восстановление отдельных вещей ушли многие недели кропотливого труда. Изделия из дерева, покрытые росписями по грунтовке, начинали деформироваться, а повреждение грунтовки нанесло бы непоправимый ущерб живописи или листовому золоту, украшавшему эти предметы. Пострадали и ткани. Особое опасение внушали узоры из бус и розеток, которыми они были расшиты. Кожа превратилась в труху. Иногда сразу же на месте приходилось нанизывать бусину за бусиной на новую нитку или в том же порядке переносить на покрытый тонким слоем парафина лист картона или фанеры, с тем чтобы в более удобных условиях окончательно закрепить вышивку, ожерелье или какое-либо иное украшение. Приходилось и заменять безнадежно поврежденные от времени детали, например истлевшее дерево, для того, чтобы сохранить весь предмет в первоначальном виде.

Летом сезон раскопок завершился – работать в это время года в Долине царей из-за неимоверной жары невозможно. Следовало подвести итоги и заняться упаковкой и перевозкой всех найденных вещей в музей Каира. Всего к отправке было подготовлено 89 ящиков. По специально проложенной узкоколейной железной дороге их перевезли к берегу Нила. Наконец 15 мая 1923 года все ящики погрузили на баржу. Под охраной солдат, сопровождавших бесценный груз, она через неделю благополучно достигла Каира.

Передняя комната была пуста и готова для вскрытия запечатанной двери. Говард Картер продолжил работы и, соблюдая максимальную осторожность, вскрыл замурованную дверь в усыпальницу. В ней оказался огромный саркофаг (5 м в длину, 3,3 м в ширину и 2,73 м в высоту), облицованный золотом. Он почти полностью заполнял погребальный покой, как назвали это помещение. Что касается самого погребального покоя, то его площадь равнялась 6,40 на 4,03 м. Таким образом, для прохода оставался лишь узкий промежуток. Золотая облицовка сплошь покрывала ковчег. Монохромность его поверхности нарушали только пластинки из блестящего синего фаянса с изображением магических символов. Вокруг ковчега располагались всевозможные эмблемы и магические знаки, которые должны были обеспечить фараону посмертный покой и безмятежное пребывание в загробном мире, а в северном углу лежали семь весел, которыми ему следовало воспользоваться при переправе через потоки потустороннего царства. Из всех помещений гробницы только стены погребального покоя были расписаны фресками и сопровождающими их надписями. Хотя на внешнем саркофаге не было печатей, они были обнаружены на втором, находящемся внутри внешнего. Убедившись, что печати на втором саркофаге не тронуты, Картер облегченно вздохнул: здесь грабители не тронули ничего. Хотя это было удивительно: найти богатейшее захоронение, позолоченный саркофаг и не снять его облицовку, не открыть его, зная, что внутри наверняка окажется множество драгоценных предметов небольших размеров, которые легко унести…

Тем временем Картер и его сотрудники продолжили осмотр погребального покоя. И вновь – неожиданность. В восточной части помещения оказалась низкая дверь, которая вела в небольшую камеру, по площади примерно равную кладовой комнате. Камера эта получила название «сокровенная сокровищница».

В глубине ее также стоял саркофаг, но значительно меньших размеров. Его венчал карниз из изображений уреев – священной кобры, олицетворения богини Уаджит, отгоняющей зло от царя. Широко раскинув в стороны руки, четыре статуэтки богинь-хранительниц – Исиды, Нефтиды, Нейт и Селкит – стояли с четырех сторон ковчега, словно охраняя его. В этом ковчеге хранились вынутые при бальзамировании и помещенные в специальные сосуды внутренние органы покойника. Вход оберегал распростертый на постаменте бог-шакал Анубис, за ним стояла голова коровы Мехурет, воплощение богини Хатор. Эти образы связаны с загробным миром. В сокровенной сокровищнице находилось еще множество других прекрасных вещей. Но даже при первом, беглом осмотре стало очевидным, что и сюда проникли воры. Какой ущерб они здесь нанесли, предстояло выяснить в дальнейшем.

После этого исследования вновь были приостановлены, и к вскрытию саркофага ученые приступили с опозданием. Задача, стоявшая перед археологами, была очень нелегка и весьма ответственна: им предстояло разнять и извлечь тяжелые позолоченные саркофаги. Эти огромные «контейнеры» уникальны, других подобных памятников не сохранилось. Надо полагать, что и остальные фараоны того времени были захоронены точно таким же образом. Поэтому изучение этих вместилищ позволило бы наиболее полно восстановить обряд погребения эпохи Нового царства. Следовательно, надо было принять все меры предосторожности, чтобы ничего не повредить.

Как выяснилось в дальнейшем, саркофагов, изготовленных из дубовых досок, было четыре. Дерево покрывала грунтовка с нанесенной на нее позолотой. Наружные стороны украшали рельефные изображения богов и разных символов, их сопровождали столбцы иероглифических текстов. Каждый из саркофагов имел символическое значение. Внутренний, четвертый, олицетворял дворец фараона, третий и второй – дворцы Южного и Северного Египта, а первый, с двойной выгнутой крышкой, – горизонт, место восходов и заходов Солнца, символ границы между миром мертвых и миром живых.

Печати сохранились и на дверях остальных ковчегов, вскрытых Картером один за другим. За последней дверью был огромный желтый саркофаг из кварцита. Но прежде чем вскрыть его, предстояло еще разобрать и вынести из погребального покоя оставшиеся три деревянных саркофага, на что ушло восемьдесят дней. При этом удалось установить, как древнеегипетские мастера собирали ковчеги. Им приходилось трудиться в тесноте и духоте и к тому же при очень слабом освещении. Они, no-видимому, вначале внесли части первого саркофага и расставили их вдоль стен в той последовательности, какая им требовалась для сборки; затем, соответственно, части второго, третьего и четвертого. Естественно, что сначала был собран внутренний, четвертый. Стремясь облегчить работу, древние плотники и столяры аккуратно перенумеровали детали и отметили ориентировку. Но в темноте и в спешке – а ее следы видны во всем – рабочие перепутали ориентировку боковых стенок по отношению к сторонам света. Поэтому двери саркофагов обращены не на запад, как того требует ритуал и где, по представлениям египтян, находилась обитель мертвых, а на восток. Видимо, во все времена существовала категория работников, которые делали порученное спустя рукава, особенно если «заказчик» уж точно ничего не скажет: молотком или каким-то другим инструментом повреждена при сборке позолота, кое-где даже отбиты детали, осталась неубранной стружка.

Желтый кварцитовый саркофаг имел размеры 2,75 м в длину, 1,5 м в ширину и 1,5 м в высоту. Углы монолитной нижней части опирались на алебастровые подставки. Саркофаг перекрывала плита из розового гранита, окрашенная в желтоватый цвет. Для того чтобы ее приподнять, пришлось подготовить целую систему блоков – ведь весила она около 1250 кг.

Наконец наступил долгожданный момент, когда можно было вскрыть саркофаг и поднять плиту. Под ней были покровы из полотна. Но когда их сняли, снова ослепительно засверкало золото. Под полотном была крышка деревянного покрытого золотой фольгой гроба с изображением Тутанхамона. Распростертые крылья богинь Исиды и Нефтиды заключали его в свои объятия. Скрещенные на груди руки царя, сжимавшие скипетр и кнут – символы власти фараона, были сделаны, как и его голова, из золота. Глаза, выполненные из арагонита и обсидиана, имели живое выражение. Специально подобранным сплавом золота художник стремился как можно точнее воспроизвести цвет тела. Лоб фараона венчали две эмблемы – коршун и кобра – символы Нехбет и Уто, богинь Верхнего и Нижнего Египта, покровительниц власти царя. На них был надет маленький сплетенный из васильков венок, как предполагает Говард Картер, последний дар юной вдовы Анхесенпаамон своему безвременно умершему супругу. Венки из гробницы исследовал доктор Швейнфурт – специалист по погребальным атрибутам Древнего Египта.

Интересно, что на основании обнаруженных представителей флоры некоторые современные авторы «новых хронологий» и «альтернативных историй» заявляют: «Некоторые растения, найденные в гробнице Тутанхамона, не росли в Египте при его жизни» (А. Т. Фоменко и Г. В. Носовский «Империя. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет, Новая математическая хронология древности»), а, стало быть, классические историки во всем ошибаются. Например, приводится цитата из первоисточника, книги самого Г. Картера: «Василек (Centaure depressa)… не был местным египетским растением».

Но Говард Картер дословно писал следующее: «Василек (Centaure depressa) – это был один из цветков, наиболее часто применявшихся древнеегипетскими цветоводами при плетении венков, и многие образцы его сохранились в гирляндах, датируемых периодом от XVIII династии до греко-римского включительно. Он не был местным египетским растением, но попал в Египет из Западной Азии или из материковой Греции. А затем стал культивироваться в фиванских садах».

По поводу другого известного растения можно встретить такое «выдергивание из контекста»: «Олива (Olea europa)… выращивается лишь в немногих садах Верхнего Египта». Но у Картера написано следующее: «Олива (Olea europa) – это дерево в настоящее время выращивается лишь в немногих садах Верхнего Египта, но достоверно засвидетельствовано, что оно должно быть широко распространено в древние времена по всей нильской долине».

И так далее. Безусловно, в недобросовестном цитировании и передергивании мало загадочного, но на такой плодородной почве произрастают в изобилии разные «таинственные легенды» и прочие «секреты во тьме веков». Но вернемся в гробницу Тутанхамона и к ее загадкам.

На стенных фресках погребального покоя изображены религиозные сюжеты и сцены погребения Тутанхамона. Из них особенно примечательна одна – на северной стене. Преемник Тутанхамона – престарелый Эйе – в полном облачении фараона и с царскими регалиями совершает обряд «отверзания уст» так, как это, согласно мифам, проделал некогда бог Гор со своим отцом Осирисом, которому уподоблен Тутанхамон. На других фресках умерший фараон представлен вместе с богами и богинями – Осирисом, Анубисом, Нут, Исидой и др. На восточной стене изображена похоронная процессия.

Второй сезон работ продолжался только четыре месяца и был надолго прерван в связи с «неожиданными обстоятельствами». В апреле 1923 года лорд Карнарвон скончался. Его смерть по степени связанных с ней тайн и слухов соперничала со смертью Тутанхамона. Кончина Карнарвона послужила основанием для возникновения легенды о «проклятии фараона». Легенда легендой, но заметим попутно, что главный «виновник осквернения могилы» Говард Картер всегда говорил о гробнице как о «самом безопасном месте на свете». Он на семнадцать лет «пережил» свое открытие и умер в 1939 году в возрасте 65 лет.

Смерть лорда Карнарвона сразу же повлекла за собой финансовые затруднения, которые, однако, были быстро преодолены, так как наследники покойного согласились оплачивать дальнейшие расходы. Правда, кроме этого очень много проблем создавала ненужная реклама. Огромный, непрекращающийся интерес, вызванный во всем мире открытием гробницы Тутанхамона, создал тяжелую, нервную обстановку вокруг Говарда Картера и его сотрудников. Толпы высокопоставленных и влиятельных посетителей, вооруженных рекомендательными письмами, полчища репортеров и просто любопытных туристов буквально осаждали гробницу, желая видеть сокровища. Все это угрожало сохранности находившихся в ней памятников, не говоря уже о том, что затрудняло работу и замедляло ее темпы.

Как это почти всегда происходит, меркантильные соображения вышли на первый план, всякий участник увидел в этом деле возможность пополнить свои доходы. Лорд Карнарвон, имевший тенденцию, вопреки мнению Картера, рассматривать гробницу как свою личную собственность, уступил за приличную сумму (в целях покрытия немалых расходов) монопольное право первых публикаций газете «Таймс». Это вызвало протесты не только других газет, но и некоторых членов правительства Египта, вынужденных обращаться за информацией о событиях в своей собственной стране к английской прессе.

Впрочем, стоявшие у власти политики тоже не прочь были использовать гробницу как источник обогащения. В результате возникших весьма резких трений Говарда Картера отстранили от дальнейших изысканий, гробницу закрыли. Дело передали в суд. Только после довольно скандального процесса удалось достигнуть соглашения. Правда, права признавались лишь за наследниками Карнарвона, к которым перешла концессия. На решение всех этих проблем ушло немало времени – более двух лет.

В итоге вскрытие первого антропоидного (то есть в виде человеческой фигуры) гроба состоялось лишь в 1925 году. Когда открыли крышку, показался покрытый тонкой пеленой второй антропоидный гроб – также деревянный и позолоченный. Пелену устилали гирлянды из листьев ивы и оливы, перемежающихся с лепестками лотосов и васильков. На венчающем лоб урее также висел веночек. Второй антропоидный гроб изображал Тутанхамона в образе Осириса. Инкрустированный разноцветным стеклом, передающим цвета яшмы, бирюзы и лазурита, этот гроб во многом напоминал первый. Его украшал орнамент из перьев, а вместо богинь-хранительниц Исиды и Нефтиды были изображения змеи Уто и коршуна Нехбет.

Оба гроба так точно и плотно прилегали один к другому, что разнять их оказалось чрезвычайно трудно. На решение этой задачи у археологов ушло несколько дней. Под крышкой второго гроба оказался третий – он также изображал умершего фараона в облике Осириса. До уровня шеи его скрывал полотняный покров красноватого цвета. Когда его сняли, оказалось, что весь гроб сделан из массивного золота, он весил 110,4 кг. Лицу постарались придать портретное сходство с Тутанхамоном. На золотой поверхности крышки, сделанной способом перегородчатой эмали, выделялись красочные фигуры Исиды, Нефтиды, Уто и Нехбет.

Но и этот гроб извлечь стоило больших усилий по причине того, что при погребении на него вылили смолистые благовония в таком количестве, что, застыв, они намертво склеили его со вторым гробом. После того как крышку золотого гроба приподняли, в сердцевине этой «матрешки» показалась наконец тщательно обернутая, подобно гигантскому кокону, погребальными пеленами мумия фараона с сияющей золотой маской. Портретная маска Тутанхамона – одно из величайших творений египетских художников-ювелиров. Она выкована из чистого золота и весит 9 кг. Глаза юного фараона обведены синим контуром и устремлены вперед, взгляд выразителен и спокоен. Голову покрывает клафт – род ритуального полосатого платка с опускающимися на плечи и грудь концами. Лоб венчают символы царской власти – коршун Нехбет и змея Уто. Грудь украшает ожерелье из тройного ряда разноцветных бусин с головками сокола на концах.

Детальное обследование мумии началось 11 ноября 1925 года. Полотняный покров вдоль тела перекрывали ленты, состоящие из золотых пластинок, скрепленных связками бус. На пластинках столбцы иероглифов содержали слова богов к умершему фараону. Вдоль боков мумии, от плеч до ног, тянулись такие же ленты, украшенные магическими знаками, уреями и картушами фараона. При их детальном рассмотрении выяснилось любопытное обстоятельство – оказалось, что часть пластинок, составляющих эти ленты, первоначально предназначалась для Сменхкара, так как в тексте на обороте имеется его имя. Кроме того, на мумии между слоями покровов находилось множество различных украшений, амулетов и всевозможных магических символов, всего сто сорок три предмета. Каждое из них представляло из себя удивительное произведение искусства. Был найден великолепный золотой кинжал интересного происхождения. Весьма примечательны в этом оружии были ножны, на одной стороне которых в технике высокого рельефа изображены вырезанные из камня лев, нападающий на козла, собака, преследующая теленка, леопард и лев, схватившие козленка. Хотя на кинжале имеется картуш Тутанхамона, сопровождаемый хвалебными эпитетами, академик Б. Б. Пиотровский, в противоположность мнению Говарда Картера, приписывающего его египетским мастерам, полагает, что он был изготовлен либо где-то в Малой Азии, либо малоазийскими умельцами, проживающими в долине Нила. Впрочем, и сам Картер отмечает их «родство с эгейским миром или с островами Средиземного моря» Как бы то ни было, этот памятник – примечательное свидетельство культурных связей Египта с окружающим миром.

Там же находился еще один кинжал – не менее удивительный, чем первый, но по иной причине. Его рукоять заканчивалась шишкой из горного хрусталя, а лезвие оказалось железным (видимо, оно было изготовлено из железа метеоритного происхождения, известного в Египте). Это третье из обнаруженных в гробнице железных изделий. На нем, если не считать нескольких пятнышек, не имелось следов ржавчины. В Египте бронзового века железо было еще столь редким, что изделия из него считались очень ценными и входили в число сокровищ, которые складывали к фараону для обеспечения его в царстве мертвых.

Как выглядел Тутанхамон при жизни? В ответе на этот вопрос была большая проблема – окисляясь, смолистые вещества благовоний обуглили полотняные покровы, которые стали хрупкими и рассыпались при каждой попытке отделить их друг от друга. Благовония повредили не только внешние слои повязок, но и, проникнув вглубь, в буквальном смысле слова приклеили мумию ко дну гроба. В конце концов их пришлось отбивать с помощью долота целыми кусками. Действовать надо было с большой осторожностью, так как пострадали не только повязки и бинты, но и останки фараона.

В небольших нишах, выдолбленных в стенах погребального покоя, стояли магические фигурки. На них начертаны заклинания, долженствующие «отразить врага Осириса, в каком бы виде он ни появился». Хотя и не вполне, но задачу свою они выполнили: мумия Тутанхамона оставалась непотревоженной на протяжении почти трех тысячелетий.

Сокровенная сокровищница подробно была исследована в 1927 году. Хотя она и подверглась нападению грабителей, в ней сохранилась масса интереснейших предметов. Была утрачена большая часть золотых изделий, но не тронуты личные вещи фараона (палетки для письма с текстами, одежда, посохи, оружие и др.), амулеты и предметы погребального ритуала, статуэтки, вмещавшие все это ларцы с изображениями богов и иероглифическими текстами. Сохранились разобранные колесницы и лодки, а также кровати, кресла, табуреты, скамейки для ног, алебастровые и глиняные сосуды, луки и стрелы, ларцы и многие другие вещи.

Считалось, что покойник, принадлежавший при жизни к господствующим слоям общества, а тем более фараон, должен был располагать в загробном мире достаточным количеством слуг или рабов, которые обеспечивали бы ему такое же лишенное всяких забот существование, какое он имел при земном своем бытии. Для этого в гробницу помещали статуэтки «ушебти». В шестой главе «Книги мертвых» говорится, что «когда человек обязан возделывать поля, орошать пастбища или переносить песок с востока на запад», то предстают ушебти, и тогда говорят они: «Здесь я!», – отсюда их название («ушебти», как мы уже упоминали, в переводе означает «ответчики»). Обычно они изображались с мотыгами или заступами в руках. Иногда же модели этих орудий труда, равно как модели всевозможных сосудов для воды, предназначенных для орошения полей царства мертвых, помещали отдельно. Так как ушебти служили для подмены умерших, то в лучших экземплярах стремились передать портретное сходство с теми, взамен кого они должны были трудиться, – в данном случае с Тутанхамоном. Всего в деревянных ящиках было обнаружено 413 статуэток «ответчиков» и 1866 моделей их орудий труда.

У северной стены Говарда Картера ожидала находка, поныне заставляющая ломать головы историков и вдохновляющая их на различные, порой достаточно фантастические, гипотезы. Это открытие нарушило обычные представления о традиционном «комплекте» погребального инвентаря. И. С. Кацнельсон так описывает эту находку: «На ящиках, в которых хранились статуэтки „ответчиков“, лежал черный антропоидный гроб, опоясанный позолоченными полосами с начертанными на них магическими заклинаниями, обращенными к богам и духам-хранителям покойного. В длину он имел 0,75 м. Внутри него находился второй гроб – также деревянный, но целиком позолоченный и напоминающий по убранству гробы фараонов. В нем был третий маленький деревянный гробик, рядом с которым лежала вычеканенная из массивного золота статуэтка, изображающая фараона Аменхотепа III сидящим на земле. Ее высота всего 5,4 см. Она привлекала всеобщее внимание филигранностью и чистотой работы мастера, ее создавшего. На голове у фараона – парадный шлем, в правой руке – царские регалии: скипетр и плеть, левая – опущена на колено. К шее прикреплена цепочка, с помощью которой фигурка подвешивалась как брелок. Статуэтка эта была завернута в погребальную пелену. В третьем гробу помещался антропоидный четвертый гробик – всего лишь 12,5 см длиной. Он был также деревянный. На нем были начертаны титулатура и имя царицы Тийи, а внутри лежала обернутая в полотне прядь каштановых волос. Предметы эти, особенно прядь волос, имеют характер интимный, семейный, а то, что их поместили в гробницу Тутанхамона, доказывает кровное родство его по прямой линии и с Аменхотепом III и с Тийи».

Но неожиданности на этом не закончились. Еще одной сенсацией стало обнаружение мумий возможных потомков Тутанхамона и Анхесенпаамон. Рядом с гробом в деревянном ящике лежали два маленьких антропоидных гробика, покрытых слоем блестящей черной смолы и опоясанных лентами позолоченных надписей, обращенных к богам, но без указания имени покойного. В каждом из них оказался второй позолоченный гробик, где покоились мумии двух мертворожденных детей (поэтому не было и надписей на лентах), очевидно, близнецов, отцом которых, по всей вероятности, был Тутанхамон.

Значительный интерес вызывают предметы, оставшиеся в почти пустом ларце, стоявшем рядом, – это модели инструментов чрезвычайно малых размеров, всего 2,7 см в длину. Дело в том, что все они железные. Форма их разнообразна: два имеют вид ланцета, два – слегка изогнутых на конце резцов, остальные – долота различных типов. Предметы эти загадочны, так как неясно, какие представления или обряды были с ними связаны. Как уже говорилось, железо в Египте было тогда редкостью, и только этим обстоятельством, по мнению Говарда Картера, можно объяснить присутствие их в гробнице.

В сокровищнице среди сваленных в кучу разрозненных деталей колесниц находился кнут с надписью на рукоятке: «Сын фараона, предводитель отряда, Тутмос». Кто был этот отпрыск царской семьи? Чей он был сын – Тутмоса IV или Аменхотепа III? И сколько ему было лет, если он еще не скончался в год погребения Тутанхамона? И почему принадлежащий ему кнут попал в гробницу? Все эти вопросы еще ждут ответа.

В гробнице были найдены игральные доски, хотя некоторые детали их – кости и пешки – грабители забросили в переднюю комнату. Доски различались по размерам. Ими снабдили умершего фараона не только потому, что они составляли его личную собственность и, подобно другим вещам, должны были служить ему в загробном мире, но также в силу каких-то не совсем для нас ясных мифологических представлений, о которых упоминается в одной из глав «Книги мертвых». Одна из этих игральных досок – самая большая и, пожалуй, наиболее примечательная – в свое время демонстрировалась в Советском Союзе.

Эта доска имеет длину 53,5 см и установлена на столике из черного дерева с выдвижными ящиками, где хранились фигурки и игральные кости. Все они не сохранились, но, судя по тем, что уцелели, были сделаны из золота, серебра или слоновой кости. Собственно игральной доской служила столешница, разделенная на тридцать клеток, по десять в каждом ряду. Ящики и боковины столика опоясывает полоса позолоченного иероглифического текста, содержащая титулатуру и имена фараона. Столик укреплен на подставке, сделанной в виде маленького стула с ножками в форме львиных лап, стоящего на полозьях. Когти лап и помещенные под ними «подушечки» также позолочены.

Как называлась эта игра и каковы были ее правила – неизвестно. Мы знаем лишь, что игроки получали по пять «пешек»: один – черного цвета, другой – белого. Они передвигались в зависимости от количества очков, определяемого с помощью двух игральных костей.

К сожалению, гробница Тутанхамона почти ничем не обогатила скудные сведения о перипетиях истории и политики того времени. В ней не обнаружено ни исторических текстов, ни даже папирусов религиозного содержания. То, что удалось установить путем изучения отдельных предметов и изображений, а также в результате обследования мумии царя, в конце концов касается только частностей. Можно судить о его личных вкусах и склонностях, но мы продолжаем оставаться почти в полном неведении о важнейших событиях его царствования, кроме того, что на него пришелся закат солнечного бога Эхнатона. Загадки пока остаются практически без ответов.

<p>Таинственное «Проклятие фараонов»

Как мы уже упоминали, с именем Тутанхамона и историей открытия его гробницы неизменно связан загадочный феномен «проклятия фараонов», или «проклятия гробниц». На самом деле он возник еще в связи с находками в Долине царей, но «второе дыхание» получил после открытия гробницы Тутанхамона. Точнее, после череды странных смертей ее первооткрывателей. За 15 лет ушли из жизни 20 человек, спускавшихся в усыпальницу или исследовавших мумию в Каире.

Самыми первыми в усыпальницу великого правителя вошли Говард Картер и лорд Карнарвон. Один из участников исследований, Артур Вейгалл, вспоминал об атмосфере веселого и бесшабашного торжества, которая царила в дни вскрытия усыпальницы: наконец-то нашли! Прибывший из Лондона лорд Карнарвон в ажиотаже предложил даже организовать концерт в самой гробнице. На это Вейгалл трагически воскликнул: «Если он спустится в усыпальницу в таком настроении, я лично даю ему не более шести недель жизни!»

Этой реплике, по некоторым свидетельствам, предшествовало одно событие. Дело в том, что перед вскрытием могилы лорд получил в Лондоне послание от английского ясновидящего, мистика графа Хеймона, известного под именем Чейро. Последний предупреждал Карнарвона, чтобы гробницу фараона не вскрывали – это смертельно опасно из-за «рокового проклятия». К письму, написанному в конце 1922 года, Чейро приложил текст, который он якобы получил свыше: «Лорд Карнарвон не должен входить в гробницу. Непослушание ведет к смерти. Сначала болезнь, от которой он не оправится. Смерть заберет его в Египте».

И тогда Карнарвон сказал, что он «решил бросить вызов темным силам веков». Экспедиция отбыла в Египет, и 16 февраля 1923 года гробница была вскрыта. А через 6 недель, 5 апреля, лорд Карнарвон неожиданно скончался. Говорилось о воспалении легких, о «заражении крови вследствие ранения бритвой» или даже «таинственном укусе москита». Перед смертью он якобы произнес: «Я слышу зов пустыни, он призывает меня». Незадолго до возвращения Карнарвона домой среди многочисленных украшений в усыпальнице был найден медальон с изображением звероподобных существ и странной надписью: «Я тот, кто зовом пустыни обращает в бегство осквернителей могил. Я тот, кто стоит на страже гробницы Царя». Впрочем, следы этого медальона теряются. По одной из версий, его сразу же после смерти лорда и его супруги купил некий частный коллекционер, оставшийся неизвестным. По другой, наследники лорда в страхе избавились от него, за бесценок отдав неизвестному лицу, или даже уничтожили.

После этого слух о «проклятии фараонов» попал на страницы газет. В газетах того времени сообщалось, что на стене гробницы была выгравирована надпись, которая предвещала следующее наказание для святотатцев: «Каждого, кто проникнет в гробницу с нечистыми помыслами, я окольцую, словно птицу», или «быстрокрылая смерть настигнет того, кто потревожит покой фараона». Но впоследствии почему-то никаких следов этой надписи ни в первом, ни во втором ее варианте так и не было обнаружено. Скорее всего, она родилась в сознании журналистов: для них теория, согласно которой каждый, кто потревожит прах древних египетских фараонов, обречен умереть мучительной смертью, оказалась просто «золотым дном».

В разное время гробнице Тутанхамона приписывали следующие смерти:

Лорд Карнарвон умер в Каире от неизвестной болезни вскоре после вскрытия гробницы. Ходили слухи, что и его любимый фокстерьер испустил дух одновременно со своим хозяином в его родовом имении.

Арчибальд Дуглас Рейд, делавший рентгеновский анализ мумии, скончался сразу же по прибытии на родину, в Англию.

Скоропостижно ушли из жизни египтологи Артур Вейгалл и Жорж Бенедит. Молодой лорд Вестбурн – секретарь Говарда Картера, был найден мертвым в своей постели. Скончался в скором времени в Англии и его отец, Вестбрун-старший, – он выбросился из окна.

Умерли от странных болезней после открытия гробницы промышленник Джоэль Вуд, распрощавшийся с жизнью на пароходе по дороге домой, и археолог Артур Мейс – впавший в кому и умерший, не приходя в сознание, в той же гостинице, где и лорд Карнарвон. Леди Карнарвон умерла от укуса москита. И вскоре покончил с собой сводный брат Карнарвона Орбей Герберт – якобы в припадке безумия. «Страх овладел Англией» – писала одна из газет того времени.

«Проклятию фараонов» приписывали и смерти, последовавшие спустя десятки лет после открытия гробницы, а также преждевременную гибель других людей, пусть даже косвенно связанных с этим событием. Мохаммед Ибрагим, директор археологического ведомства Египта, в 1966 году был сбит машиной. Его преемник Гамаль Мехрез в 1972 году умер от сердечной недостаточности после того, как золото фараона отправили на выставку в Лондон. Пилот Рик Лоури, перевозивший маску Тутанхамона в Англию, умер от инфаркта.

Шестеро преступников в 1978 году пытались выкрасть из Каирского музея посмертную маску Тутанхамона, но были пойманы. Двое внезапно умерли еще до суда, трое – в тюрьме. Лишь некий Адольф Зенгер вышел на свободу. Через несколько лет его нашли в каирском отеле – в луже крови и со следами тяжких телесных повреждений. На столе лежал листок: «Проклятие настигло меня. Догонит оно и других – всех, кто осмелился прикоснуться к саркофагу фараона Тутанхамона».

Но при всем при этом следует отметить, что многие исследователи считают «проклятие фараонов» вымыслом и фикцией. Марк Нельсон из Мельбурнского университета проследил жизненный путь людей, павших жертвами так называемого «проклятия». По его мнению, которое он выразил на страницах «British Medical Journal», причина смерти этих людей «скорее физического, нежели метафизического характера». Доктор Нельсон не обнаружил каких бы то ни было свидетельств, которые говорили бы о том, что «проклятие фараонов» обладает «действенной силой». На самом деле большинство этих людей дожило в среднем до 65–70 лет. Среди них Говард Картер, который, собственно, открыл гробницу фараона и, по идее, должен был пасть первой жертвой проклятия Тутанхамона. Доктор Нельсон предлагает более простое объяснение. По его мнению, «скорее всего, это досужая выдумка обязана своим происхождением журналистам конкурирующих газет, отлученным от находки века, исключительные права на которую были предоставлены лондонской „Таймс“».

Марк Нельсон изучил биографии «проклятых» людей, всех тех, кто входил в гробницу фараона в тот самый февральский день 1923 года, тех, кто присутствовал при вскрытии саркофага в феврале, тех, кто наблюдал за вскрытием гробов в октябре 1926 года, и, наконец, тех, кто исследовал мумию в ноябре 1926 года. Всего он насчитал 26 «обреченных», каждый из которых нес на себе бремя от одного до четырех «проклятий».

Ученый сравнил судьбу «проклятых» с судьбой тех людей, которые побывали в Египте, но не присутствовали ни на одном из вышеозначенных мероприятий. Сопоставив их биографии, он не обнаружил следов серьезного влияния «проклятия» на «проклятых» людей, чья средняя продолжительность жизни – около 70 лет. «Невинные» в среднем жили до 75 лет, что, со статистической точки зрения, ничего не доказывает.

«Все здравомыслящие люди не должны серьезно относиться к подобным выдумкам», – считает Нельсон. Тем не менее, он со всеми возможными предосторожностями взял пробы воздуха и соскобы со стен гробницы Тутанхамона. Все пробы на поверку оказались «абсолютно стерильными».

Но как бы то ни было, результаты доктора Нельсона пытаются оспаривать. В 1962 году доктор биологии Каирского университета Эзеддин Таха обнаружил некий патогенный грибок, который встречается в останках животных и людей, если те долго хранятся в закупоренных помещениях. Он попадает в органы дыхания и становится причиной сильных воспалительных процессов. Возможно, что за три тысячелетия в гробнице Тутанхамона развился такой грибок. Это объясняет, в частности, то, что первым умер лорд Карнарвон, страдавший от астмы.

В 1999 году немецкий микробиолог Готтард Крамер из Лейпцигского университета попытался научно обосновать магические проклятия мумий. Он проанализировал более 40 мумифицированных тел и обнаружил, что многие из них покрыты невидимым невооруженным глазом слоем плесени. В основном эти микроорганизмы безвредны, однако иногда они бывают ядовитыми. Плесень способна сохраняться тысячи лет, естественно, при определенных условиях. «Если иммунная система человека ослаблена, – комментирует микробиолог, – то плесень, попавшая в дыхательные пути, очень опасна». По мнению ученого, именно она и явилась причиной смерти участников экспедиции.

Существуют гипотезы, что древние жрецы владели тайной изготовления неких ядов, действие которых не смогли ослабить три тысячелетия. Правда, современные токсикологи относятся к существованию таких ядов с определенным скепсисом. Есть также версия, что жрецы использовали смолу с высокой радиоактивностью. То есть тех, кто спускался в гробницу и работал там, погубила радиация. Но в таком случае не очень понятно «избирательное» действие излучения. Алан Гардинер, который переводил надписи в усыпальнице, дожил до 84 лет. Дерри, исследовавший мумию фараона, – до 87, археологи Дж. Брэстед – до 70 лет, Н. Дэвис – до 71 года, Г. Уинлок – до 66 лет. И, наконец, Говард Картер, который более других «виновен» в нарушении вечного покоя мумии, умерший естественной смертью в 1939 году в возрасте 65 лет. Да и разговор о «быстрой смерти» тоже притянут за уши. Ведь все участники экспедиции умирали не сразу, а на протяжении нескольких лет. Какое же это возмездие?

Можно ли сказать, что мистическая история раскрыта?

Однако есть и такие, кто, несмотря на все опровержения, продолжает верить в «проклятие Тутанхамона». Примечательно, что после того как вышеупомянутый Э. Таха рассказал о своем открытии патогенных грибков, он через неделю погиб в автокатастрофе.

А у сотрудников музея норвежского города Берген вызвали ужасный страх ушебти, правда, извлечены они были не из погребения Тутанхамона, а из других гробниц. По словам профессора Хенрика фон Акена, его коллеги не любят работать здесь по ночам. Дело в том, что статуэтки загадочным образом смещаются в своих стеклянных витринах. «Они повели себя странно после того, как мы сняли их со стенда», – сказал охранник музея Ричард Сауре. Он первым заметил, что маленькие каменные статуэтки непохожи на другие экспонаты. «Они были аккуратно упакованы в коробке, когда мы их перенесли. Когда же мы пришли на работу утром, они были разбросаны по всем углам, кроме двух ушебти, оказавшихся подделками, – утверждал Сауре. – Эти маленькие статуэтки сдвигаются, причем некоторые из них повернулись на 90 градусов. Они стоят в опечатанных и закрытых футлярах из стекла, но это можно видеть по следам в пыли. Я скептик, но обязан верить в то, что вижу. Я этого не понимаю. Если это происходит из-за сотрясений пола, как утверждают некоторые, то почему другие объекты не движутся?» Профессор фон Акен не стал ничего добавлять, чтобы уменьшить таинственность происходящего: «Кто-то их сделал и положил в могилу. Теперь они извлечены из темноты погребения. Что они принесли с собой? Если бы мы могли их спросить…»

Кстати, некоторое время назад некий суеверный гражданин Германии вернул Египту похищенные из гробницы в Луксоре древние артефакты. К ним он приложил письмо, в котором рассказал, что эти камни «навлекли проклятие на его отчима». Как оказалось, в 2004 году он во время путешествия в Египет посетил несколько гробниц в Долине царей в Луксоре. В одной из них он отколол от стены несколько камней с цветными росписями и затем вывез их в Германию. После чего, якобы, на пожилого немца одно за другим посыпались разнообразнейшие несчастья.

Подвести черту под историями о «проклятии фараонов», наверное, можно словами Ольги Томашевич, египтолога кафедры истории Древнего мира МГУ, исследовавшей предметы из захоронения Тутанхамона: «Я пять лет работаю на раскопках в Египте, и ничего ужасного с моими коллегами не случалось. В любой гробнице человек испытывает естественный страх. Во время раскопок все время думаешь: нехорошо вторгаться в чужие кости, в могилы лезть. С другой стороны, древние верили, что, если живые губы прочтут надпись о жертвоприношении, душа покойного не будет голодать в загробном мире. А надписи с проклятиями грабителям есть на многих древних погребальных памятниках. Так что Тутанхамона мы не боимся. Прочитаем молитву Осирису – и продолжаем работать».

<p>«А был ли мальчик?»

В последнее время выдвигаются различные гипотезы, суть которых сводится к экстраординарному и крамольному, казалось бы, выводу: никакого фараона по имени Тутанхамон никогда не существовало, а феноменальные находки были умело сфальсифицированы Говардом Картером и лордом Карнарвоном. То есть находка знаменитой гробницы Тутанхамона – одна из самых масштабных фальсификаций в истории археологии.

Аргументы в пользу этого приводятся в изобилии, но это скорее не факты, а трактовки событий. Например, то, что Картер несколько раз откладывал окончательное откапывание гробницы, о чем писалось выше; то, что власти Египта были материально заинтересованы в масштабных находках для стимуляции туристического бизнеса; плохая сохранность мумии фараона и хорошая – многих предметов (преимущественно металлических, фаянсовых и стеклянных). В общем, слишком долго раскапывали, слишком странно исследовали, чересчур много разнородных предметов. И, наконец, «проклятие Тутанхамона» – это не что иное, как способ, которым коварный и жадный Картер убирал лишних свидетелей!

Да, к моменту начала экспедиции в Долине царей многие специалисты действительно сомневались, что здесь можно обнаружить что-либо значимое. А Картер и Карнарвон были непоколебимо уверены в том, что не все найдено. С другой стороны, правительство Египта и впрямь получало немалый доход от толп туристов, жаждавших увидеть следы древних цивилизаций. Кроме того, официальный Каир не отличался особой щепетильностью, периодически продавая крупнейшим музеям мира предметы старины, на поверку оказывавшиеся подделками.

И вот авторы сенсации о «поддельном фараоне» предполагают, что Картер отправился в Каир, чтобы предложить египетскому правительству смелый план о создании и последующей «находке» гробницы. Деньги были выделены, после чего началась подготовка фальсификации, длившаяся вплоть до 1922 года. Несколько доверенных лиц тайно подготавливали гробницу к «великому археологическому открытию». Вроде бы фальсификаторы заказали у различных подпольных ремесленников, специализировавшихся на подделках а-ля Древний Египет, золотые украшения, настенные барельефы с фрагментами из истории царствования фараона, предметы обихода и несколько саркофагов. Мумию же попросту купили, достать ее при наличии средств в Египте не представляет труда и сегодня. Конечно, это была мумия вовсе не фараона, мумификацию производили по более простой технологии, чем это делалось с телами правителей. Вот почему ее состояние и было значительно хуже, чем у любой другой царской мумии.

Правда, не очень понятно, каким образом фальсификаторы умудрились спрятать все это под явно не тронутые хижины строителей гробницы Рамсеса, на территории, которую регулярно посещали туристы. И почему до сих пор никто из исследователей предметов из «фальсифицированной могилы» не обнаружил в возрасте находок разницу в тысячелетия? А их изучали не только египтяне или англичане, их, например, и в Советский Союз привозили, и в другие страны. Неужели все были «в доле»?

Действительно, впоследствии Картер неоднократно заявлял, что собирался отыскать гробницу именно Тутанхамона. Но об этом говорил уже после того, как откопал множество тайников с предметами, явно принадлежавшими Эхнатону, Тийи и другим членам семьи. Или это тоже подложные находки?

Большой временной разрыв между 1917-м и 1922 годом, который, по данной версии, нужен был для заполнения фальшивой гробницы подделками и для изготовления самих подделок, объяснялся тем, что, как уже говорилось выше, Картер и Карнарвон не могли перекупить концессию на права раскопок, и вообще, не нужно забывать о том, что шла Первая мировая война.

Как бы то ни было, если проанализировать все обстоятельства раскопок и обнаружения гробницы Тутанхамона, то действительно возникает много вопросов и нестыковок. Например, почему гробница практически не была разграблена, хотя было видно, что в ней дважды побывали грабители? Почему она была небольших размеров, что нехарактерно для захоронения фараона? Но для объяснения этих странностей вряд ли стоит привлекать такие экзотические теории, которые можно к тому же и несложно опровергнуть анализом найденного.

Что касается «поддельной мумии», то и здесь ученые подтвердили ее подлинность и принадлежность. В течение длительного времени специалисты из США, Франции и Египта трудились над тем, чтобы восстановить облик правителя по его посмертным маскам. И наконец им это удалось. Более того, исследователи занимались данными изысканиями раздельно и, тем не менее, пришли к идентичным результатам.

В воссозданных изображениях различаются лишь кончики ушей и носа. В остальном же (по форме лица, черепа, посадке глаз) созданные на основе фотографий черепа (они были сделаны при помощи специального рентгеновского сканера) портреты совпадают. Уже неоднократно упоминавшийся нами Захи Хавасс сообщил, что форма лица и черепа чрезвычайно похожи на известный детский портрет Тутанхамона. Надо отметить, что французские и египетские ученые знали, что они работают над воссозданием облика египетского фараона, а вот американские исследователи – нет. К тому же подтвердилось семейное сходство с сохранившимися изображениями членов его семьи.

В ноябре 2007 года впервые за три тысячи лет люди смогли представить себе, каким было «лицо» легендарного фараона Тутанхамона. «Вы увидите красивое лицо, – заявил на церемонии первой демонстрации Захи Хавасс. – Он – красивый юноша, с хорошей улыбкой и ровными зубами».

Сейчас мумия Тутанхамона установлена за стеклянной витриной в левой части усыпальницы «золотого фараона» в Долине царей под Луксором. Ее извлекли на свет божий не столько для привлечения новых туристов, сколько для сохранения целостности – в стеклянном «саркофаге» поддерживается оптимальный уровень влажности и температуры воздуха. «В гробнице мумия могла просто рассыпаться по причине сильной влажности, загрязнения атмосферы и из-за увеличивающегося числа посетителей», – отметил Захи Хавасс. Скоро начнется реставрация гробницы Тутанхамона, которая никогда не проводилась с момента ее обнаружения в 1922 году.

За последнее время мир многое узнал о фараоне Тутанхамоне, о его эпохе, разгаданы многие тайны, которые хранила его гробница, – египтология не стоит на месте, и, возможно, в самом ближайшем будущем мы получим ответы на вопросы, которые раньше считались безнадежно неразрешимыми.

<p>Легенда о фениксе и таинственный камень Бен Бен

Легенда о Фениксе переходит из столетия в столетие и от поколения к поколению, и ее происхождение теряется в дымке… Аббат-Паша, «Египетский Феникс»

Одним из самых странных и загадочных мифов Древнего Египта является легенда о Фениксе – чудесной птице, которая живет вечно, погибая, вновь возрождается из своего пепла. Египтяне очень серьезно относились к идее Вечности, постоянного обновления (круговорот Солнца, разливы Нила) и вечной жизни. Искомое они стремились обрести в монументальных изваяниях, каменных пирамидах и нетленных мумиях. Поэтому вполне закономерно, что именно в Египте возник миф о бессмертной, возрождающейся птице, хотя последующая разработка образа совершена греками и римлянами. Собственно, со слов античных писателей Феникс и вошел в нашу культуру.

<p>Информация к размышлению

Обычно считалось, что Феникс – единственная, уникальная особь, а не некий мифологический вид птиц. В «Книге вымышленных существ» Хорхе Луис Борхес сводит воедино упоминания античных и более поздних авторов о чудесной птице: «Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс (benu) – это покровитель юбилеев, или больших временных циклов; Геродот в знаменитом пассаже (II, 73) излагает, с оговорками о своем недоверии, первоначальную версию легенды: „Есть там другая священная птица, которую я видел только нарисованной, и имя ей Феникс. Увидеть ее вживую удается редко, настолько редко, что, коли верить жителям Гелиополиса, прилетает она в Египет один раз в пятьсот лет, а именно – когда погибает ее отец. Ежели по величине и форме она такова, как ее описывают, то ее облик и стать весьма напоминают орла, а перья у нее частью золотистые, частью красные. Чудес же о ней рассказывают столько, что, хотя, на мой взгляд, они не слишком заслуживают доверия, я должен о них написать. Дабы перенести тело своего отца из Аравии в Храм Солнца, птица Феникс прибегает к следующему способу: прежде всего она лепит шар из мирры, по величине такой, чтобы у нее хватило сил его нести, и потому, пока его лепит, все время пробует на вес, справится ли с ним; затем она выгребает из него середину, пока углубление не вместит тело ее отца, которое она там закрепляет комками мирры, заполняя ими полость, пока вес шара вместе с трупом не сравняется с тем весом, когда он было сплошным. Затем, залепив отверстие, кладет получившееся яйцо себе на спину и летит с ним в Египет в Храм Солнца. Вот такое рассказывают об этой птице, правда ли это или ложь“.»

Через пятьсот лет после Геродота Тацит и Плиний подхватили чудесную историю: первый честно признал, что «всякая древность темна, но, судя по легенде, срок жизни Феникса тысяча четыреста шестьдесят один год» («Анналы», VI, 28). Также и второй автор занимался продолжительностью жизни Феникса; он отметил, что, согласно Манилию[28], Феникс живет Платонов, или Великий год. Платонов год – это время, за которое Солнце, Луна и пять планет возвращаются в изначальное положение; Тацит в «Диалоге об ораторах» определяет его как 12 994 обычных года. Древние верили, что по истечении этого астрономического цикла мировая история повторится во всех подробностях, ибо повторятся влияния планет; таким образом, Феникс становится как бы символом или образом Вселенной. Для большего сходства стоики учили, что мир погибает в огне и возрождается в огне и что этому процессу не будет конца и не было начала.

С годами представления о механизме рождения Феникса упростились. Геродот упоминает о яйце, Плиний – о червяке, а Клавдиан[29] в конце IV века уже описывает в стихах бессмертную птицу, возрождающуюся из пепла, наследницу самой себя и свидетеля многих веков.

Миф о Фениксе – один из самых распространенных в истории литературы. К уже упомянутым авторам можно добавить Овидия («Метаморфозы», XV), Данте («Ад», XXIV), Шекспира («Генрих VIII», V, 4), Пельисера[30] («Феникс и его естественная история»), Кеведо[31] («Испанский Парнас», VI), Мильтона («Самсон-борец»). Упомянем также латинскую поэму «De Ave Phoentice» («О птице Фениксе»), приписываемую Лактанцию[32], и англосаксонское подражание этой поэме VIII века. Тертуллиан[33], святой Амвросий[34] и Кирилл Иерусалимский[35] приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти.

Безусловно, самая популярная и известная нам версия легенды о Фениксе была записана Геродотом, посетившим Египет. Собственно, Геродот и назвал египетскую птицу-прототип греческим словом Феникс (возможно, от греч. φοίνιξ – «пурпурный, багряный»). Но кроме упоминавшихся выше авторов Феникс оставил свой след и в других произведениях.

В конце XVII века немецкий ученый Ф. Вольф собрал вместе все известные сведения о Фениксе. Итог поисков был опубликован в труде с замысловатым названием «Удивительный сад дикой природы, или О неразумности животных»: «Птицу Феникс считают самой удивительной из всех птиц небесных. Одни пишут, что живет она в Аравии, другие говорят об иных местах. Птица эта не размножается, как другие птицы, но возрождается после смерти из собственного пепла. Живет она 160 лет, а некоторые ученые утверждают что и дольше. Еще говорят о ней, что она единственная во всех землях, поэтому видят ее очень редко. Отсюда и пошла поговорка: „Более редкостный, чем птица Феникс“. Величиной Феникс с орла, шея блестящая, золотистая, в хвосте же есть розовые перья, лицо круглое, на голове хохолок. В отличие от всех других птиц, рождается Феникс без спаривания. Происходит это так. Когда птица доживает до преклонного возраста и чувствует приближение смерти, она устраивает гнездо из трав и редких дорогих растений, таких как кофе, мирра, алоэ, которые легко воспламеняются. Потом садится в гнездо и ждет, когда оно загорится. И вместе с гнездом сама сгорает дотла. После того как Феникс сгорит, появляется сначала червячок, а из этого червячка вырастает потом похожий на прежнего Феникс. Об этом писал Овидий. Далее эта новая птица устраивает сгоревшей удивительные похороны: переносит пепел сгоревшего гнезда в известный город Гелиополь (в Египте) и возлагает его там на алтарь. Делает она это следующим образом: 1) сплетает из пальмовых ветвей яйцевидный сосуд; 2) пробует, сможет ли его поднять; 3) тщательно выравнивает сосуд и наполняет его пеплом сгоревшего гнезда; 4) аккуратно закрывает отверстие; 5) возлагает свою ношу на алтарь в храме Солнца в Гелиополе. Фениксы вроде бы бывают только одного пола – мужского».

Еще одно описание Феникса оставлено нам в VI веке в апокрифе «Откровения Варуха»[36]. На вопрос Варуха: «Что это за птицы?», ангел ответил: «Это хранительница мира… Если бы не прикрывала она огненный зрак солнца, то не был бы жив ни род человеческий, ни вся тварь на земле от жары солнечной». Таким образом, Феникс спасает людей от испепеляющего взгляда светила. Возможно, в реальности речь шла о каком-то явлении на Солнце, например о сильных вспышках его активности с выбросами протуберанцев. Впрочем, взаимоотношения Фениксов и космических явлений – это одна из интригующих загадок их (Фениксов) бытия, ее мы попробуем раскрыть чуть ниже.

Есть описание Феникса в старинном «Физиологе»[37]: «Голова его украшена венцом, а на ногах сапоги, как у царя.

Обитает же Феникс… около Солнечного города. Возлежит он 500 лет на кедрах ливанских без еды. Питается же от Святого Духа… Бьет в урочный час колокол, и Феникс в церкви на алтаре обращается в пепел. А наутро находят [птицу] на прежнем месте в виде птенца, а еще через день – взрослою».

Средневековые бестиарии описывали Феникса либо в унисон с версией Геродота, либо на более «современный» манер. В мире существует только один Феникс, он живет ровно 500 лет, а после этого собирает для себя погребальный костер из мирры, корицы, алоэ и прочих благовоний, самовозгорающийся от солнца (по другой версии, Феникс клювом высекает искры из камня), раздувает его крыльями и кремирует себя заживо. Плиний говорит о возрасте в 540 лет, а также о выползающем из пепла сладко пахнущем (после такого количества ароматических дров это немудрено) червяке, который должен вырасти «до размеров цыпленка» и совершить над сгоревшими костями особый ритуал, чтобы самому стать Фениксом.

Алхимики средневековой Европы считали Феникса символом воскрешения Христа, возрождения. Для них он также означал очищающий и преобразующий огонь, серу как химический элемент и красный цвет. Феникса также относят к стихии хаоса (видимо, из-за частой способности перерождаться).

В эпоху Возрождения некоторые источники стали упоминать о Фениксе как о редчайшем деликатесе (редчайшем, потому что на свете может жить только один Феникс).

Шекспир в заключение «Генриха VIII» написал следующие строки:

Как девственница – Феникс, чудо птица,

Себя сжигая, восстает из пепла

Наследником, прекрасным, как сама.

Сейчас истории про Феникса сильно «помолодели» – он стал частым гостем детских сказок, начиная от малоизвестных, типа «Феникс и ковер» Эдит Несбит или «Дэвид и Феникс» Дэвида Ормондройда и заканчивая циклом книг о Гарри Поттере.

А что же нам говорят по поводу таинственной птицы египетские первоисточники? Феникс Геродота – это египетская птица Бенну (Бену, Вену, Бен Бен), считавшаяся душой солнечного бога Ра. В «Книге мертвых» об этом говорится так: «Я – птица Бенну, душа и сердце Ра, проводник богов через Дуат». Название связано со словом «вебен», означающим «сиять». По одной из легенд, Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра и символизировала она солнечное начало. По другой версии, Бенну вырвалась из сердца Осириса.

В своем физическом воплощении Бенну выглядела как цапля белого, серого, пурпурного или синего цвета с длинным клювом и хохолком из двух перьев. Иногда птицу изображали в виде желтой трясогузки или орла с красно-золотыми перьями. Редко Бенну представала в облике человека с головой цапли, облаченного в сине-белые одежды. Бенну изображали как в белой короне Осириса, украшенной двумя перьями, так и с солнечным диском Ра. Именовали Феникса «Та, что зародилась сама по себе» и «Возвышающаяся». Вполне логично, что Бенну олицетворяла воскресение из мертвых и ассоциировалась с ежегодными разливами Нила и восходами Солнца, а также была связана с календарем (храмы Бенну славились устройствами, измеряющими время). Существовало поверие, что появление Феникса в Гелиополе означает наступление нового цикла, или начало новой эры. Бенну (подобно южноамериканской птице кецаль) ассоциировалась с планетой Венерой, сияющей на ночном небе. Венеру древние египтяне называли не иначе как «лодка Бенну-Асара» (Осириса).

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua