Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Мария Павловна Згурская Древний египет

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|

В начале XX века австрийский инженер Артур Познански высказал мнение, что главные монументы Тиауанако были построены за 15 000 лет до н. э., – факт, интересный в контексте гипотезы о древнейшей цивилизации «просветителей». Примерно за 10 000 лет до н. э. город был уничтожен катастрофическим наводнением, а выжившие жители рассеялись по американскому континенту, распространяя цивилизацию на своем пути. Необыкновенные достижения культур майя, ольмеков и инков, в особенности их изощренные астрономические календари и мастерство обработки огромных каменных блоков, удивляют и остаются необъяснимыми до сих пор. Возможно ли, что строители Тиауанако, легендарные виракочи и древние «просветители» были одним и тем же народом? И реально ли, что представители гипотетической развитой цивилизации плавали по морям и закладывали основы будущих колоний? Например, они могли прибыть в Африку, где как будто есть убедительные доказательства присутствия древней высокоразвитой культуры. Египтяне ведь тоже верили, что все науки и искусства были получены ими от богов.

Античные историки с удивлением отмечали, что египетская цивилизация очень быстро достигла расцвета, внезапно появившись около 3400 года до н. э. – с письменностью, монументальной архитектурой и «поразительно развитыми искусствами и ремеслами», по словам профессора Уолтера Эмери, египтолога из Лондонского университета. Кем были ее предшественники и были ли они вообще? Была ли египетская цивилизация основана кем-то еще?

Грэхем Хэнкок отвечает на этот вопрос утвердительно. Он также считает, что наиболее ранние следы «основателей», например Сфинкс, чьи черты он сравнивает с чертами ольмекских каменных голов, были оставлены задолго до официально принятого большинством египтологов времени возникновения египетской цивилизации. В 1991 году бостонский геолог, профессор Роберт Шох после изучения следов эрозии на статуе Сфинкса выдвинул предположение, что она была создана на несколько тысяч лет раньше официальной даты – XXV в. до н. э. А Хэнкок со своим коллегой Эдрианом Джилбертом считает, что с помощью астрономических расчетов дату создания Сфинкса можно перенести еще дальше в глубь времен – примерно к 10 500 годам до н. э.

<p>Сфинкс и потоп, <p><emphasis>или</emphasis> <p>Опять древняя цивилизация. Загадка водной эрозии

Начиная с 1950-х годов в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Гидрологи, исследовавшие древний памятник, объявили о возможной новой сенсации. Утверждалось, что нижняя часть Сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. На статуе у основания пьедестала, в том числе и на обработанной поверхности, были обнаружены следы от большого потока воды. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в додинастический период или даже ранее. Как предполагается, мощный поток, сопоставимый даже не с разливом Нила, а по меньшей мере с библейской катастрофой – Всемирным потопом, двигался с севера на юг.

Впрочем, в классической научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами – эрозией от ветра и песка, вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка и подобными «сухими» причинами. В настоящее время, правда, все основание Сфинкса и его лапы подвергли основательной реконструкции, так что следов эрозии увидеть практически невозможно.

Истоки дискуссий о причинах эрозии восходят к концу 1970-х годов, когда американский исследователь Джон Энтони Уэст занимался изучением туманных и трудных для понимания работ талантливого французского математика и символиста Р. А. Шваллера де Любича. Он наиболее известен работами, касающимися Луксорского храма, но в своем более общем труде «Священная наука» (впервые опубликованном в 1961 году) де Любич так говорит об археологических последствиях климатических условий и наводнений, которые последний раз имели место в Египте более 12 000 лет тому назад: «По-видимому, мощным потокам воды, которые прокатились по Египту, предшествовала великая цивилизация; мы приходим к выводу, что уже тогда существовал Сфинкс, тот самый, чье скульптурное изображение высечено из скалы в западной части Гизы, чье львиное тело, за исключением головы, демонстрирует бесспорные слезы водной эрозии».

Этот простой факт, на который до этого, по-видимому, никто не обращал внимания, явно бросал вызов общепринятой точке зрения египтологов, согласно которой Сфинкс изображал Хафру и относился к эпохе 2500 года до н. э. Что же касается Уэста, то он понял, что теория водной эрозии предлагает способ пересмотреть и изменить общепринятую хронологию истории Древнего Египта. «Если бы удалось подтвердить факт водной эрозии Сфинкса, – писал Уэст, – то тем самым была бы перечеркнута вся общепринятая хронология истории цивилизации и пришлось бы полностью пересмотреть допущения, связанные с так называемым „прогрессом“, на которых базируется вся современная система образования. Трудно найти другой столь же простой вопрос, который имел бы столь же серьезные последствия».

Что касается последствий, Уэст вполне прав. Если можно доказать, что эрозия поверхности Сфинкса вызвана водой (а не ветром и песком, как настаивают другие египтологи), то возникают очень серьезные проблемы с принятой хронологией.

Чтобы понять почему, достаточно вспомнить, что климат Египта не всегда был сухим, как сегодня, а характер эрозии является уникальным для архитектурного комплекса в «контексте Сфинкса». Исходя из общего характера эрозии (который очень отличается от наблюдаемого у других памятников некрополя Гизы), можно сделать вывод, что сооружения, образующие этот комплекс (три пирамиды и Сфинкс), были построены в одну эпоху. Но в какую именно?

Первоначально мнение Уэста сводилось к следующему: «В принципе нельзя возразить против возможности водной эрозии Сфинкса, поскольку все согласны, что в прошлом Египет подвергался резким изменениям климата и периодически затапливался – как морем (причем в не слишком далекие времена), так и сильными разливами Нила. Последние, как считают, соответствовали таянию льдов последнего ледникового периода. Согласно современным взглядам, оно имело место около 15 000 года до н. э. Впрочем, экстремальные разливы Нила периодически случались и позднее, вплоть до примерно 10 000 года до н. э. Отсюда вытекает, что если Великий сфинкс подвергался водной эрозии, то он был сооружен до соответствующего наводнения или наводнений».

В принципе, эта логика разумна. На практике же, как пришлось позднее признать Уэсту, наводнение или наводнения не могли вызвать тот вид эрозии, который мы наблюдаем на Сфинксе: «Проблема в том, что Сфинкс подвергся эрозии вплоть до уровня шеи. Для этого потребовался бы подъем воды по всей долине Нила на 18 метров (как минимум). Так что если и есть причина водной эрозии – то это сильные дожди, вызвавшие аномально большой разлив Нила.

Трудно представить себе наводнение такого масштаба. Более того, если эта гипотеза справедлива, то пришлось бы признать, что аналогичным образом произошла эрозия известняковых блоков кладки так называемого Храма мертвых в конце дороги, идущей от Сфинкса; а для этого потребовалось бы наводнение, достигающее подножия пирамид, то есть подъем воды еще метров на 30 или около того».

Следовательно, наводнение не могло вызвать эрозии Сфинкса? Но тогда что же?

В 1989 году Джон Уэст обратился к профессору Роберту Шоху из Бостонского университета. Этот весьма уважаемый геолог и палеонтолог специально занимался выветриванием мягких пород известняка, характерных и для плато Гизы.

Поначалу Шох скептически воспринял версию о том, что Сфинкс намного старше, чем думали. Однако после того, как ученый в 1990 году побывал на месте, он изменил свою точку зрения. Хотя ему не удалось пробраться в котлован, окружающий Сфинкса, Шох достаточно смог увидеть с туристской смотровой площадки, чтобы убедиться, что монумент действительно выглядит так, как будто подвергался водной эрозии, причем эта эрозия происходила под воздействием не наводнений, а осадков.

«Иными словами, – объясняет Уэст, – ответственность за эрозию Сфинкса несет дождевая вода, а не наводнения… Это воздействие происходило в ходе одного цикла. Источники, которыми я пользовался, говорят об этих наводнениях в связи с длительными периодами дождей, но мне, не геологу, не приходило в голову, что действующим началом, агентом, были именно дожди, а не периодические наводнения».

После этого при поддержке декана Бостонского университета Шох обратился с официальным заявлением к Египетской организации древностей, в котором просил разрешение произвести надлежащее геологическое исследование эрозии Сфинкса. Было принято положительное решение; тем самым создавалась прекрасная возможность раз и навсегда разобраться в данном вопросе.

Джон Уэст немедленно начал формировать научный коллектив, в состав которого вошли архитектор, фотограф, два геолога, профессиональный геофизик доктор Томас Добецки, океанограф и близкий друг Джона Уэста кинопродюсер Борис Сэд. При помощи Сэда Уэсту удалось организовать видеосъемку хода работ, что представляло очень большой общественный интерес: «Поскольку мы не могли ожидать от академических египтологов и археологов ничего, кроме оппозиции, необходимо было найти способ донести информацию до общественности, если и когда Шох решит, что гипотеза получила полное геологическое подтверждение. В противном случае ее бы просто похоронили».

Как вспоминает Уэст, получив официальный допуск в котлован и осмотрев его, Шох пришел к следующему выводу: «Глубоко выветренные Сфинкс и окружающая его стенка котлована и слабо выветренные либо явно подвергнутые ветровой эрозии могилы Древнего царства, расположенные южнее и датируемые эпохой Хафры, высечены в одной и той же скале. Но геологически невозможно отнести все эти сооружения к одному времени создания. Наши ученые пришли к согласию. Только вода, причем конкретно – в виде атмосферных осадков, могла привести к наблюдаемой нами картине эрозии».

Но когда у членов экспедиции впервые стало формироваться независимое геологическое описание Сфинкса, возмутился Захи Хавасс, без которого в деле исследования египетских древностей нельзя сделать и шага. Он обвинил американцев в том, что те разрушают памятники: «Я обнаружил, – заявил Хавасс, – что их работа состоит в установке эндоскопов в теле Сфинкса и съемке фильмов обо всех этапах работы, причем в пропагандистском, а не научном духе. Поэтому я приостановил работу этой ненаучной группы и подготовил доклад, который был представлен постоянной комиссии; последняя запретила последующую работу группы». Однако вмешательство Хавасса произошло слишком поздно и не смогло помешать американцам собрать необходимые геологические данные.

О чем же говорили эти данные? Когда шли дожди? Вернувшись в Бостон, Шох окунулся в работу в своей лаборатории. Результаты были убедительными, и через несколько месяцев он был готов безоговорочно отстаивать гипотезу о том, что Сфинкс подвергся дождевой эрозии – со всеми вытекающими отсюда историческими последствиями. Говоря вкратце, позиция Шоха, которую полностью поддерживают палеоклиматологи, основана на том, что сильные дожди, необходимые для того, чтобы вызвать наблюдаемую эрозию Сфинкса, перестали выпадать в Египте за тысячи лет до 2500 года до н. э., когда, как утверждают египтологи, Сфинкс был сооружен. То есть, по самым осторожным геологическим оценкам, сооружение Сфинкса относится как минимум к периоду между 7000 и 5000 годами до н. э. В то же время, согласно традиционной истории Древнего Египта, между 7000 и 5000 годами до н. э. долина Нила была заселена лишь племенами эпохи неолита, чьи «инструменты» ограничивались заостренными кусками кремня и палками. Если Шох прав, то из этого следует, что Сфинкс является результатом работы некоей неизвестной древней, но развитой цивилизации?

Между Уэстом и Шохом начались расхождения в определении точного времени постройки Сфинкса. Джон Уэст чувствовал, что Шох как геолог слишком осторожен и умерен в своих «минимальных оценках», относя создание Сфинкса к 7000–5000 годам до н. э.: «Здесь мы с Шохом расходимся, или, скорее, интерпретируем одни и те же данные по-разному. Шох придерживается наиболее консервативной оценки, вытекающей из этих данных… Я же убежден, что Сфинкс должен быть не моложе конца последнего ледникового периода». То есть это означает – любое время до 15 000 года до н. э. По мнению Уэста, такая датировка вытекает из того, что какие-либо сведения о высокоразвитой культуре Египта в период 7000–5000 годов до н. э. полностью отсутствуют. «Если бы Сфинкс возник не позднее 7000–5000 годов до н. э., – настаивает американский ученый, – думаю, что в нашем распоряжении были бы хоть какие-то свидетельства египетских источников о цивилизации, которая его создала». А поскольку такие свидетельства отсутствуют, Уэст делает вывод, что цивилизация, создавшая Сфинкса и рядом расположенные храмы, исчезла задолго до 7000–5000 годов до н. э.: «Возможно, что отсутствующие свидетельства похоронены глубже, чем кто-либо искал, и (или) в местах, которые никто пока не исследовал – например, на берегах древнего русла Нила, которое удалено от нынешнего на километры, либо вообще на дне Средиземного моря, где была суша во время последнего ледникового периода».

Несмотря на свой «дружеский спор» по поводу того, свидетельствует ли эрозия Сфинкса о его создании в период 7000–5000 годов до н. э. или более ранний, Шох и Уэст решили представить сообщение о результатах своего исследования в Гизе на суд Геологического общества Америки, реакция которого их воодушевила. Несколько сотен геологов согласились с логикой их рассуждений, и несколько десятков из них предложили свою практическую помощь и советы для продолжения исследования.

Еще более вдохновляющей была реакция средств массовой информации мира. Статьи появились в десятках газет, вопрос о возрасте Сфинкса широко обсуждался на телевидении и радио. Что же касается расхождения во мнениях по вопросу датировки памятника, Уэст честно признает, что «вопрос могут разрешить лишь дальнейшие исследования». Французские археологи, например, сделали любопытные замечание: датировка египетского водного потока совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону! Так что простор фантазии открыт.

На мегалитах Храма долины (около Сфинкса) тоже наблюдается водная эрозия в точности такого же характера, как на самом Сфинксе. При этом интересно отметить, что сохранившиеся блоки гранитной облицовки обработаны таким образом, что их внутренняя поверхность в точности повторяет форму несущих известняковых блоков, которые к этому времени уже подверглись основательной эрозии. Поскольку гранитная облицовка выглядит так же, как другие египетские архитектурные сооружения эпохи Древнего царства (а известняковые блоки заметно отличаются), это можно считать дополнительным подтверждением гипотезы, согласно которой подвергшееся сильной эрозии сооружение было восстановлено и обновлено фараонами Древнего царства.

С учетом изложенного можно представить последовательность событий по версии Роберта Шоха так. Около 12,5 тысяч лет назад неведомые зодчие воздвигли комплекс пирамид, закодировав в его плане соединение трех планет Солнечной системы, а в ориентации статуи Сфинкса – дату, когда оно имело место быть. Время разрушило пирамиды, но Сфинкс, выдолбленный из монолитной скалы и, возможно, засыпанный песком, устоял. Спустя 8000 лет, в эпоху правления фараонов IV династии, остальные сооружения восстановили. Не исключено, впрочем, что и Сфинкс подвергся реставрации: Шох допускает, что изначально он изображал просто льва, а человеческую голову – если конкретно, голову фараона Хефрена (напротив пирамиды которого он стоит) – ему приделали, собственно, при Хефрене.

Наиболее вероятной причиной сильного выветривания было сочетание нескольких факторов, главным образом химической эрозии, возможно, в дождевой воде была сильная концентрация едких соединений. Проливные дожди тоже могли сыграть свою роль, хотя период проливных дождей, с точки зрения многих климатологов, продолжался как минимум до 2300 года до н. э. Его окончание вполне могло быть внезапным, совпав по времени с резкой переменой климатического режима всего Средиземноморья и Ближнего Востока.

Какова была реакция египтологов на эти сообщения? Мягко говоря, скептической. Ведь при более тщательном рассмотрении новые доказательства более ранней датировки Сфинкса как-то «расползаются». «Астрономические соответствия очень туманны, а геологические обоснования весьма сомнительны. Складывать их вместе, как делают многие современные авторы, – все равно, что строить карточный домик», – говорят специалисты из Великобритании. Им вторит Питер Ленковара, заместитель начальника египетского отдела Бостонского музея изящных искусств: «Тысячи ученых веками изучали эту проблему, в результате чего сложилась система хронологии. И мы не ждем никаких больших открытий». Столь же отрицательно настроены и другие ученые. Кэрол Рэдмонт, археолог из Калифорнийского университета в Беркли, писала: «Это просто не может быть правдой. У обитателей этого региона не было необходимой техники, административных структур, да и вообще желания построить подобную систему за тысячи лет до правления Хафры».

Тем временем Сфинкс продолжает хранить свои тайны. Мы по-прежнему не знаем ни причин, ни точной даты его постройки. Но именно поэтому усилия Уэста и его последователей нельзя назвать совершенно бесплодными. Старые взгляды подвергались сомнению, египтологам пришлось выложить свои карты на стол, и доказательства, которые последний раз серьезно рассматривались в начале XX века, ныне подвергаются критическому анализу. Новые методы и новые подходы всегда интересны, хотя некоторые из них, как это обычно бывает, не дают однозначных ответов. Дальнейшее научное исследование Сфинкса в один прекрасный день может дать конкретное объяснение необычного эрозионного рисунка на его поверхности.

В контексте «водной эрозии» Сфинкса совершенно новую гипотезу выдвинул в 1998 году историк Роберт Темпл. Обратив внимание на то, что египтяне любили искусственные пруды и озера, ученый предположил, что Сфинкс был специально построен так, чтобы большая его часть находилась под водой. Канава вокруг Сфинкса, разумеется, тоже была заполнена водой. Эта едва ли не шутливая гипотеза еще подлежит обсуждению, однако стоит отметить один возможный довод в ее поддержку. Дренажный канал от мостовой пирамиды Хефрена ведет к канаве вокруг Сфинкса; независимо от того, заполнялся ли он водой специально или нет, это означало, что канава вокруг Сфинкса периодически подвергалась затоплению. При наивысшей отметке уровня лишь голова и плечи Сфинкса – наименее эродированные части скульптуры – выступали над водой.

<p>Можно ли решить проблему возраста сфинкса?

Почему же возникают столь различные точки зрения относительно древнего монумента, наиболее известного в мире и интенсивно изучаемого?

Многие люди ошибочно полагают, будто для определения возраста Сфинкса можно воспользоваться известным радиоуглеродным методом. Однако это не так: метод применим только к органическим материалам, поскольку основан на измерении количества изотопа углерода-14, распавшегося после смерти организма. Поскольку Сфинкс высечен непосредственно из природной скалы, датировать его этим методом невозможно. На сегодняшний день действительно не существует объективного теста, при помощи которого можно было бы точно датировать монументы, высеченные из скал.

Каменные монументы можно датировать с разумной точностью, если существуют современные ему тексты, в которых идет речь об их сооружении. В случае Сфинкса было бы идеально, если бы, скажем, имелась надпись, высеченная во времена IV династии, где бы прямо устанавливалась связь монумента с Хафрой. Или с кем-то другим – в соответствующей эпохе.

Однако все не так просто. Загадка атрибуции Сфинкса (ко временам Хафры или к другим доказуемым эпохам) стала выглядеть еще более таинственной, когда исследователи подняли письменные источники, в которых упоминался Сфинкс.

В дошедших до нас и исследованных древних папирусах, относящихся к эпохе постройки Великих пирамид, о Сфинксе нет ни слова. И это странно, если вспомнить, что древние египтяне, как и многие современные им народы, фиксировали вначале на глиняных табличках, а позднее на папирусе события, связанные с хозяйственной, строительной и дипломатической деятельностью. Иероглифы донесли до нас имена строителей пирамид, архитекторов, создавших посмертные храмы фараонов, хранилища и другие постройки, но авторы Сфинкса неизвестны, он вообще не упоминается в документах, относящихся к тому времени. Лишь спустя четыре века после постройки великих пирамид появляются тексты, в которых упоминается этот памятник.

Если принять, что Сфинкс датируется эпохой IV династии, то почему мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства?

Достоверно известно, что в Египте существовало довольно многочисленное сословие писцов, пользовавшееся большим почетом и уважением. Храмовые писцы вели специальные «книги», где дотошно регистрировали доходы и убыль, расходы на строительство культовых и ирригационных сооружений, на празднества, пропитание рабов и т. д. Слуги фараонов подробно расписывали все расходы, связанные со строительством пирамид и сопутствующих построек. Учитывали вес и количество камней, длину дорог, по которым их доставляли. Но ни одного документа, относящегося к возведению Сфинкса, археологи не нашли.

О значении, которое придавалось таким записям, говорит хотя бы то, что египетская библиотека Аменхотепа III, ассирийская Ашшурбанипала, критская, финикийская и многие другие хранились в царских сокровищницах. Наиболее же выдающиеся деяния увековечивались на скалах и памятниках. Геродот, например, сообщает, что на пирамиде Хуфу «египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие» (строители пирамиды). На пирамиде, на царской гробнице, равной которой не видел мир! В свете этого по меньшей мере странно, что ни один хозяйственный документ, касающийся строительства Сфинкса, сооружения, несомненно, незаурядного, до нас не дошел.

Египтяне, как правило, украшали стены заупокойных храмов надписями, повествующими о деяниях усопшего. Текст мог быть подробным, а мог – кратким. Таковой обнаружен в гробнице зодчего Инени, строителя усыпальницы Тутмоса I и Карнакско-Луксорского храмового комплекса: «Я один управлял всеми работами, когда в скале высекали гробницу для Его Величества, так что никто ничего не видел и никто ничего не слышал». Любопытно здесь следующее. Тутмос I правил много веков спустя после Хафры, когда технические возможности строительства далеко опередили примитивные приемы создателей первых пирамид. Инени же, на счету которого было немало грандиозных сооружений, пишет о возведении гробницы как о чем-то сверхвыдающемся. Так вот, мог ли Хафра проигнорировать такое событие, как превращение скалы в уникальную скульптуру? Но ни на самом Сфинксе, ни в пирамиде Хафры о строительстве нет ни малейшего упоминания.

В Египте в разное время побывало немало греческих и римских историков и географов. Изучая, например, записки Геродота о Египте, нельзя не удивиться. «Отец истории», путешествовавший по Египту примерно в 445 году до н. э., даже не обмолвился о Сфинксе. В своей «Истории» он перечислил малейшие детали Великих пирамид, назвав их «первыми чудесами света», поведал, в течение какого времени воздвигались гигантские мавзолеи, сколько рабов трудилось на их строительстве. И в то же самое время великий историк ни словом не обмолвился о Сфинксе.

Гекатей Абдерский, автор «Истории Египта», живший на рубеже IV и III веков до н. э., также ничего не говорит об этой скульптуре. Географ Страбон тоже бывал в Гизе, но и он не «заметил» Сфинкса.

Единственный раз упоминает о скульптуре Плиний Старший в своей «Естественной истории». Он сообщает нам, что в его время Сфинкс в очередной раз был очищен от песков, нанесенных с запада из пустыни.

Таким образом, следует честно признать, что в Гизе находится некий «анонимный» монумент, высеченный из недатируемой скалы, относительно которого, как писал в 1949 году видный египтолог Селим Хассан, «неизвестно никаких определенных фактов».

Что за странный многовековой заговор молчания? Тот, кто читал сочинения упомянутых выше античных историков, знает, как подробны и обстоятельны их записи. Не заметить Сфинкса они как будто бы не могли. Сфинкса, с именем которого связаны трагичнейшие страницы греческой мифологии и который уже в силу этого не мог не вызвать естественного любопытства греков. Вывод может быть только один: они его не видели.

В III веке до н. э., при жизни Гекатея Абдерского, греки составили список семи «чудес света». Он широко варьировался, но неизменно открывался хорошо известными пирамидами. В список включались иногда и другие египетские «чудеса»: водяные часы клепсидра, колоссы (в том числе широко известные колоссы Мемкона), Меридово озеро, Лабиринт и другие. Сфинкс – никогда. Тоже не видели?

Известно, что со времени правления Хуфу и до смерти Хафры жрецам было запрещено проводить богослужения. Роль верховных жрецов исполняли сами фараоны, и они предпочитали наполнять не храмовую казну, а собственный карман. Отправление культа восстановилось только при преемнике Хафры Менкауре, имена же его безбожных предшественников были преданы проклятию. «Египтяне так ненавидят этих царей, что с большой неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса, который в те времена пас свои стада в этих местах», – писал Геродот. Может быть, жрецы по этой причине скрывали Сфинкса от чужеземцев? Вряд ли. Служители культа и местные жители, с которыми Геродот беседовал, даже не сделали попытки что-либо от него скрыть, рассказали ему о весьма незначительных храмах, статуях и фараонах. Ему любезно показали чуть ли не все пирамиды, поведали историю их создания и историю царствования фараонов-еретиков. Объяснили методы строительства, назвали количество камней, даже количество съеденных рабами кусков мяса, лепешек и чеснока. И ни слова об уникальном, единственном в мире сооружении?

Все эти «чудеса египетские» заставляют задуматься над главным. Почему, собственно, египтологи считают Сфинкса портретным изображением Хафры? И почему его строительство относят ко времени правления этого фараона, то есть к XXVIII веку до н. э.? Существуют ли достаточные основания для такой атрибуции? Можно ли как-то ответить на эти вопросы? Скорее да, чем нет.

Фараон, как известно, считался живым богом. Поэтому после смерти его тело помещали в пирамиду – грандиозную усыпальницу, свидетельствующую о мощи и величии покойного. Пирамиды можно было видеть на много километров кругом. Их складывали из известняка, а позднее из кирпича. Однажды освоенная техника строительства совершенствовалась и оттачивалась веками, но в основе своей оставалась неизменной – такой, какой ее узаконили жрецы.

Так продолжалось до XII династии, когда в Египте произошла какая-то крупная катастрофа. Вот как описал ее жрец Ипувер: «Вся страна бедствует… Все залито кровью… Почва вращается подобно гончарному кругу… Кажется, что Земля хочет окончить свое существование в буре и пламени, чтобы прекратилось это бедствие». Восстание стихий дополнялось восстанием людей. В Египте «свершилось невозможное» – народ сверг фараона. В обессиленную страну ворвались гиксосы. После их почти 200-летнего господства пирамиды строить перестали. Теперь фараоны высекали свои усыпальницы в скалах, облюбовав для этой цели местность на левом берегу Нила, названную позднее Долиной царей. Для создания их требовалось освоить новую технику обработки мощных каменных массивов, по сравнению с которой технические приемы строителей первых пирамид выглядит примитивными. Исследование техники обработки камня в Древнем Египте указывает, что при Хефрене обработка скал в такой мере еще не была известна.

Но при чем здесь Сфинкс? А вот при чем. Во времена Хафры обработка скал была неизвестна: в ней не было необходимости. Редки даже скальные рельефы. Вряд ли египтяне могли осилить постройку гигантской скульптуры.

Итак, во времена III династии и позднее возводили пирамиды, с XVIII династии – скальные гробницы, требующие совершенно иной техники обработки материала. Своего расцвета она достигла во времена XVIII династии, когда прежние пирамиды сменились подземными гробницами, высеченными в скалах. В период правления этой династии техника рельефного скального строительства становится обыденной. Именно в этих условиях превращение громадной глыбы камня в замечательную статую было вполне закономерным.

Стоит также помнить, что при IV династии невозможно было создать что-либо, противоречащее строго определенным правилам, увековеченным позднее в «Предписаниях для стенной живописи и канона пропорций» – особых и достаточно строгих руководствах для древнегреческих зодчих и художников. Регламентировались позы, одежда, атрибуты, раскраска – буквально все. Во времена же XVIII династии в египетском искусстве происходят коренные изменения. Именно в этот период в архитектуре начинаются поиски необычного, нового, получившего наивысшее воплощение в храмах Карнака и Луксора. Большой же Сфинкс бесспорно уникален.

Как мы уже упоминали, сфинксы изготовлялись и при других династиях, например при XII и XVIII. Аллея сфинксов была установлена у храма царицы Хатшепсут, ряды сфинксов с бараньими головами (символ бога Амона) соединяют Карнакский храм с берегом Нила. Как же объяснить гигантский разрыв во времени между постройкой Большого сфинкса (2700-е годы до н. э.) и первыми сфинксами XII династии (конец 1900-х годов до н. э.)? Именно с этого времени «сфинксостроение» становится вполне привычным явлением. Скорее всего, Большой сфинкс действительно был создан не в XXVII, а в XV веке до н. э.

Если такое своеобразное в художественном и техническом отношении произведение, как Большой сфинкс, относить к XXVIII веку до н. э., то становится совершенно непонятным, почему в дальнейшем не делалось никаких попыток его повторить. Лишь семь веков спустя после предполагаемой даты начинается массовое производство статуй сфинксов, которое достигает своего апогея при XVIII и XIX династиях. Что касается технической проблемы, то также непонятно, почему, добившись неожиданного успеха в обработке скал, египетские мастера утратили этот секрет на долгие годы. Далее, если относить создание Большого сфинкса к XXVIII веку до н. э., остается неясным, почему только в Новом царстве, более чем 1000 лет спустя, скульпторы Древнего Египта начинают создавать статуи, равные или почти равные по величине Большому сфинксу, например колоссы Мемкона (Аменхотепа III) или Рамсеса II. Для Древнего и даже Среднего царства такие размеры были недостижимы.

Стремление четко соблюдать историческую перспективу заставляет учитывать уровень развития техники. Ведь если относить Большого сфинкса ко времени Раннего, Древнего и даже Среднего царства, то придется признать этот памятник уникальным и совершенно изолированным, долгое время не имеющим аналогов. Напротив, принимая датировку XV века до н. э., мы ставим памятник в один ряд с другими колоссами, характерными для времени XVIII и XIX династий, когда стремление к созданию грандиозных творений, прославивших египетских каменотесов и художников, не ограничивается сферой архитектуры, но распространяется и на скульптуру. Усиление египетской рабовладельческой державы, сокровища завоеванных стран, укрепление власти фараонов создавало для этого экономические возможности, а усовершенствование орудий (бронзовых, затем железных) облегчало техническую задачу. С другой стороны, при отнесении Большого сфинкса ко времени Нового царства становится вполне понятным, почему до XV века до н. э. о нем нет никаких упоминаний. Прежние письменные источники не могли о нем говорить, ибо его не было.

Какому именно фараону посвящен памятник – сказать однозначно трудно. Почти полное отсутствие письменных источников заставляет нас отложить на будущее решение загадки.

Однако остается еще один вопрос – почему о Сфинксе не сохранилось этих самых письменных источников в то время, когда он был создан? По поводу этого можно высказать следующее предположение. Возможно, Сфинкс – своеобразная одиночная «проба пера» зодчих и скульпторов периода XVIII династии, поиск возможности обработки огромных скальных массивов. Иными словами, он был сделан «между делом», и если это так, то становится понятным отсутствие хозяйственных документов – ведь фиксировалось только официальное строительство. Сфинкса же, видимо, отнесли в разряд обычной, портретной, скульптуры, учет которой не велся.

Вопрос «почему его не видели путешествующие историки?», возможно, имеет простой ответ. Обратимся вновь к надписи на стеле. Тутмос уснул в тени, отбрасываемой Сфинксом. Во сне ему было сказано, что он должен очистить Сфинкса от песка. Следовательно, «монумент» был полузанесен или почти занесен. Иначе с какой стати такое торжественное пророчество?

А ведь памятник заносило песком постоянно! В последнее время археологи получили сведения, что Сфинкса откапывали из песка во времена ига гиксосов (1640–1520 гг. до н. э.). Затем его еще раз освободили из плена песков саисские[17] правители в VII веке до н. э. Его откапывали при водарении династии Птолемеев в Египте, при римских императорах (Септимий Север в начале III века н. э.) и арабских правителях. Собственно, и в наши дни после продолжительных песчаных бурь памятник приходится очищать, хотя песка сейчас значительно меньше, чем раньше. В последний раз такие раскопки производились Египетской организацией древностей в 1925–1926 годах. Не потому ли его не заметил ни один путешественник вплоть до Плиния? Ответ можно увидеть в произведении Плиния: «очищен от песка». Сколько же было таких «откапываний»? Получается, что Геродот и другие не увидели Сфинкса, так как тот находится под слоем песка. На самом деле, зачем Геродоту или Страбону упоминать бесформенный песчаный холм, коих много в пустыне? Да и жрецы, множество поколений которых сменилось со времени сооружения Сфинкса, могли забыть о нем. Вполне вероятно, что изваяние обнаружили случайно, после прочтения какого-нибудь забытого папируса, который потом погиб при пожаре Александрийской или Храмовой библиотеки.

Исследовав скульптуру, археологи пришли к выводу, что она действительно время от времени скрывалась под слоем песка, несшегося из жаркой Ливии. Раньше не умели возводить на его пути защитные лесные полосы, и Сфинкса, по-видимому, действительно приходилось периодически откапывать. Это и подтверждает найденная стела, на которой был обнаружен текст о сне фараона Тутмоса, знамении и пророчестве – если он очистит Сфинкса от песка, то царствование его будет долгим и благополучным. А окончательно статуя была очищена от песка только в середине 1920-х годов.

Значит, можно достоверно считать, что Сфинкс создан после Хафры? Английский археолог А. Борхардт считает, что Сфинкс действительно может оказаться гораздо моложе, чем кажется. У Борхардта есть своя точка зрения на то, почему более «молодому» монументу придали сходство с древним фараоном. Ученый обследовал несколько найденных статуй фараона Хафры. Учитывая стиль исполнения, характер и качество обработки камня, он отнес эти скульптуры не к IV династии, а к эпохам XXV и даже XXVI династий, в которые проявлялся необычайный интерес к истории Египта.

Именно тогда в большом количестве с особой тщательностью и любовью изготовлялись скульптурные изображения фараонов первых династий. Так что Сфинкса можно считать данью некоей ностальгической моде на «ретро».

Кстати, в начале XX века, между прочим, тоже существовали гипотезы, которые твердо относили Сфинкса к XII династии, но, правда, считали портретным изображением Аменемхета III (Среднее царство) и неплохо все это аргументировали. В общем, сходство нетрудно отыскать там, где есть на то желание.

<p>Загадочные тоннели под сфинксом

В систему доказательств датировки Великого сфинкса постоянно вносят коррективы археологические находки. Такие как, например, система тоннелей, обнаруженная под постройками. Что интересно, еще до того, как эти тоннели были обнаружены, то и дело появлялись истории о таинственных проходах под пирамидами.

Известный археолог Джон Киннаман перед своей смертью в 1961 году рассказал об удивительном приключении, случившемся с ним в молодости. По его словам, в 1924 году он вместе с известнейшим египтологом сэром Флиндерсом Питри побывал в неизвестном ранее тоннеле под пирамидой Хеопса. Ученый утверждал, что после тоннеля он попал в помещение, заполненное многочисленными механизмами неизвестного назначения.

В 1945 году, спустя 20 лет после приключения Киннамана, сын короля Египта принц Фарук бродил около пирамид. Случайно он нажал на какую-то плиту у основания Сфинкса, после чего неожиданно сработал скрытый механизм и открылся вход в тоннель, который вел вниз к большим комнатам. Там, по словам принца, стояли… роботы. Были ли они фантазией августейшей особы, или он реально видел что-то подобное? Принц Фарук так и не показал этого входа. Поэтому, несмотря на громкое имя, к его сенсационному свидетельству в научной среде отнеслись скептично.

Но Сфинкс эпохи XVIII династии и пирамиды III и IV династий (в частности, пирамида Хеопса) действительно связаны между собой системой вполне реальных, но малоисследованных тоннелей, построенных, как предполагается, во время возведения пирамид (а не Сфинкса). Каким образом факт подземных ходов стыкуется с гипотезой принадлежности Большого сфинкса к гораздо более раннему времени и факту его сокрытия в песках? Как могли древние строители пробивать толщу камня скульптуры, о которой они не знали? С этими странными тоннелями тоже связано немало вопросов. Осталось только добраться до них и узнать ответ на очередную загадку Сфинкса.

Варианты происхождения и назначения загадочных ходов предлагаются самые разнообразные. Например, американский экстрасенс и «великий ясновидец» Эдгар Кейси утверждал, что часть жителей легендарной Атлантиды поселилась в Египте, где и хранится история исчезнувшей в водах Атлантики страны. Атланты привезли с собой копии всех государственных документов и спрятали их в специальном «Зале летописи», который когда-нибудь люди найдут и обнаружат в нем музыкальные инструменты, украшения храмов, таблицы, печати, лекарства, льняные ткани и золото. Тогда, возможно, будут получены ответы на многие тайны Древнего Египта и мы лучше поймем смысл загадочной фигуры Сфинкса. Кейси писал, что важнейшая для современного человечества информация (капсула с посланием) должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса – дескать, она там заложена. Тоннели под Сфинксом, пока не известные потомкам, тоже несут в своих конфигурациях информационную нагрузку. Правда, предсказанная Эдгаром Кейси дата – 1998 год, – когда под лапой Сфинкса будет сделана сенсационная находка, проливающая свет на историю и назначение пирамид и тайну мироздания в частности, давно прошла. А Сфинкс и ныне там.

Однако тоннели под Сфинксом действительно были найдены. Аварийное состояние скульптуры вызвало беспокойство у ЮНЕСКО и других организаций, сейчас Сфинкс очень подвержен разрушительным воздействиям, едкий дым каирских заводов и выхлопы многочисленных автомобилей разрушают камень. В 1988 году, например, от шеи Сфинкса откололась и упала огромная глыба весом 350 килограммов. Начался ремонт, который вызвал новый интерес к загадкам Сфинкса и возможность заново исследовать грандиозную скульптуру. И открытия не заставили себя ждать.

В 1998 году между Сфинксом и пирамидой Хефрена, в 250 метрах от основания пирамиды, была обнаружена таинственная шахта, заполненная водой. Эта шахта стала источником для многих слухов и легенд; некоторые люди утверждали, что она соединяет Великую пирамиду и Сфинкса. Захи Хавасс и его группа провели ее детальное исследование. После откачки воды и расчистки первого уровня шахты, расположенного на глубине 9 метров от поверхности земли, был найден вход во второй уровень помещений, находящихся на глубине 15 метров. Там были обнаружены шесть высеченных в скале помещений с большими гранитными саркофагами в двух комнатах. Во время раскопок были найдены остатки кости, дерева и керамики, приблизительно датированные XXVI династией (около VII–VI вв. до н. э.). Третий уровень, лежащий на глубине 25 метров, был полностью заполнен водой. В глубине вод были видны остатки четырех столбов с огромным саркофагом между ними. К востоку от саркофага был обнаружен иероглифический знак «дом».

Возможно, именно об этом помещении пишет в своей «Истории» Геродот, говоря о том, что Хуфу был захоронен в большом саркофаге на острове, окруженном водой, неподалеку от Большой пирамиды. «Отец истории», конечно же, никогда не спускался в шахту сам, но слышал о ней от местных рассказчиков.

На третьем уровне был найден и кенотаф – символическая гробница бога Осириса, погребенного в саркофаге в своем дворце, который символически изображают четыре столба. Он окружен водой и растительностью.

В 1998 году японские археологи во главе с профессором Сакудзи Йосимура при помощи специальных приборов исследовали сначала массив пирамиды Хеопса, а затем и камни Сфинкса. Вывод был поразительным: обработанные камни скульптуры гораздо древнее, нежели блоки пирамид. То есть выходит, что Сфинкс ни много ни мало древнее пирамид Гизы.

Второй результат был еще более сенсационен: используя сейсмографическое оборудование и роботов, исследователи обнаружили под передними лапами камеру, из которой выходил тоннель.

Кстати, у японского профессора был предшественник. Первый интересный результат был получен еще в 1993 году американским геофизиком Томасом Добецки, который провел вокруг Сфинкса сейсмографические исследования. Сложное оборудование, которое он привез с собой, зафиксировало на глубине 5 м большие подземные помещения и многочисленные «аномалии и полости в скале между лап и по бокам Сфинкса». Одну из этих полостей ученый описывает следующим образом: «Она довольно велика, имеет размеры примерно 9 м на 12 м и находится на глубине менее 5 метров. Ее правильная форма – прямоугольная – маловероятна для полостей естественного происхождения… Поэтому есть основания предполагать, что она – дело рук человеческих. Скорее всего, это коридоры гробницы или хранилища».

Электронная аппаратура Сакудзи Йосимура обнаружила под левой лапой Сфинкса узкий ход, ведущий в сторону пирамиды Хеопса и Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше проследить его оказалось невозможно, но профессор Йосимура не оставляет надежд продолжить исследования. О «капсуле с посланием потомкам» так ничего пока и неизвестно.

Дальнейшие исследования египетские власти тут же запретили. И их в этом случае, как и в других подобных ситуациях, в принципе можно понять. Как-то так вышло, что у многих сложилось мнение, что египетские пирамиды стоят в пустыне и, казалось бы, копай себе на здоровье, а если кто-то что-то запрещает, то сразу же следуют обвинения в «чиновничьем беспределе». Но на самом деле ситуация выглядит отнюдь не так однозначно. Пирамиды находятся на окраине Каира, в жилом массиве, который и называется Гиза. Египтяне, так или иначе, имеют представление, что и где в них находится. Странно было бы думать, что они просто сидят и ждут, когда умные японцы, американцы или французы откроют их секреты. Пирамиды регулярно ремонтируются, реставрируются, и египетским ученым известно все, что публикуется на эту тему в мире, все теории, гипотезы и фантазии. Получить разрешение на проведение экспедиции – большая проблема. В очереди стоят десятки всемирно известных университетов. И часто бывает, что экспедиция по разным причинам откладывается, хотя в заявке и указывается, что она действительно способна привести к разгадке тайн. Причин для таких отказов может быть несколько.

Первая – самая простая: туризм – основная статья доходов Египта, а пирамиды и Сфинкс – магнит для туристов.

Другая причина менее очевидна: предания о прямой связи открытия тайны Сфинкса и пирамид с концом света – «Когда будет разгадана последняя загадка Сфинкса, он расхохочется и мир прекратит свое существование…». Легенда легендой, но в Египте к ней многие относятся достаточно серьезно.

Есть и технические сложности: египетские ученые прекрасно знают, как быстро превращаются в прах ценнейшие находки, кроме, наверное, золота и драгоценных камней, если их сразу же на месте не законсервировать. Пока это слишком сложно. Так или иначе, пирамиды, Сфинкс и все, что в них находится, – все это принадлежит Египту, и ему решать, что и когда показывать миру, как бы кому ни хотелось удовлетворить любопытство.

<p>Кто разрушал сфинкса?

Время пощадило этот великий памятник древней истории, но люди отнеслись к нему гораздо менее почтительно. Не считая естественной эрозии, самый серьезный вред причинил Сфинксу человеческий фактор.

По поводу отсутствия носа чаще всего можно услышать, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время битвы войск Наполеона с турками у пирамид (1798 год); в других версиях легенды место Наполеона занимают мамелюки, которые отбили Сфинксу нос выстрелом из пушки (мусульмане крайне негативно относились к изображению человека), или англичане. На ошибочность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого Сфинкса еще в 1737 году. Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), более правдоподобным представляется приведенное ранее объяснение каирского историка аль-Макризи о мусульманском фанатике, обезобразившем идола.

Сфинкс дошел до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды в форме куба либо завитых косичек. Правда, борода Сфинкса была приделана к нему через несколько столетий после его создания, поскольку она стала неотъемлемым атрибутом фараонов только в период Нового царства. Англичане отбили каменную бороду Сфинкса и увезли ее в Британский музей.

<p>Астрономические загадки сфинкса

Интересной темой являются гипотезы о зодиакальной символике Сфинкса. Сфинкс символизирует астрономическую эру Льва (по иной версии – Тельца). Исходя из этого, Сфинкса датируют соответствующими периодами. Как аргумент приводится так называемый Дендерский зодиак (о нем немного позже), где присутствуют и Лев, и Водолей, и другие зодиакальные символы.

Гипотеза вроде бы красивая. Египтяне действительно обладали потрясающими познаниями в астрономии. Но, во-первых, нет никаких доказательств, что они проявляли интерес к двенадцати знакам зодиака в их нынешнем виде примерно до 200 года до н. э. Во-вторых, сам зодиак и привычные имена созвездий – Лев, Телец, Скорпион и другие – дело рук, а точнее фантазии (потому что без нее очень трудно увидеть в нескольких сверкающих точках близнецов или фигуру, занимающуюся стрельбой из лука) тех, кто жил значительно позже: эти названия распространились во времена, более близкие нам. Хотя расположение двенадцати созвездий по зодиакальному кругу происходит из Древнего Вавилона (южный Ирак), где эта концепция зародилась, по-видимому, не ранее XV века до н. э. Несмотря на то что после этой даты мы находим тысячи вавилонских астрономических записей на глиняных табличках, понятие о двенадцати знаках зодиака как об отдельной группе вряд ли имело важное значение до начала эллинистической эпохи (323 год до н. э. и далее), когда греческая культура распространилась на территории Ближнего Востока. Именно в этот период представление о двенадцати знаках зодиака приобрело широкую популярность и впервые попало в Египет – возможно, через греческих астрологов. Наиболее ранние египетские изображения знаков зодиака появляются на потолке храма в Дендере, построенного около 200 года до н. э. Дендерский зодиак принадлежит к эпохе Птолемеев, а Сфинкс, при всех разногласиях в его датировке, все-таки намного старше. Можно сказать, что египтяне о зодиаке в то время точно не знали, и, следовательно, зодиакальных эр в то время не было, а значит, все разговоры о зодиакальной символике Сфинкса мягко говоря, притянуты и несерьезны.

<p>У сфинкса была пара?

Интересное открытие было сделано при помощи орбитальных съемок, они показали (и тем подтвердили предположения археологов), что справа от Сфинкса, перед Храмом Долины, под песком находится еще одна похожая статуя. Выдвигаются предположения, что это – пара знаменитого Большого сфинкса, то есть жена фараона, которому он посвящен. Возможно, эта статуя поможет более точно идентифицировать Большого сфинкса. По оценкам ученых, она ушла в песок на глубину примерно пяти метров. В ближайшее время исследователи обещают ее откопать.

Главным идеологом теории о существовании второго сфинкса стал египетский археолог, исследователь и специалист по искусству эпохи фараонов Басам Рудван аш-Шамаа. По его мнению, «если принимать во внимание образ мышления древних египтян, твердо следовавших принципу симметрии, то наличие в Гизе одинокой фигуры сфинкса кажется очень странным». Археолог утверждает, что параллельно ныне известной одинокой статуе Большого сфинкса должна стоять аналогичная по размерам (примерно 73 м в длину и около 20 м в высоту) и форме статуя сфинкса-женщины.

Аргументов у этой гипотезы существует несколько. Во-первых, отмечает исследователь, «Отец ужаса» охраняет покой Храма Сфинкса, расположенного у его подножия. Но параллельно Храму Сфинкса находится еще один храм, названный Храмом Долины. Если следовать принципу симметрии, его также должен охранять сфинкс.

Во-вторых, поверхность земли в районе, где предположительно должна находиться «Мать ужаса», на несколько метров возвышается по сравнению с тем местом, где стоит Большой сфинкс. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – говорит аш-Шамаа.

Кроме этих двух аргументов существуют и другие доказательства существования памятника, почерпнутые из исторических источников.

Один из них – гранитная стела, расположенная между передними лапами Большого сфинкса и повествующая о первой реставрации статуи. «На стеле, в верхней части, изображены две статуи сфинкса, а не одна, как было бы логично предположить. Кроме того, в тексте есть иероглиф, обозначающий разрушение или безвозвратную утрату чего-либо. Речь, скорее всего, идет о сфинксе, изображенном слева на стеле, голову которого венчает металлическая корона», – делает свои предположения Басам аш-Шамаа. По мнению археолога, именно эта корона и стала причиной разрушения и забвения памятника.

Второй исторический источник, в котором говорится о некогда существовавшей статуе и ее разрушении, – это текст известняковой таблички, найденной на раскопках близ пирамид (ныне она хранится в Национальном музее Египта). «Речь в этом письменном памятнике идет о том, что в статую сфинкса ударила молния и разрушила ее. Голову второго, утерянного ныне, сфинкса украшала корона из металла, что, кстати, подтверждается и изображением на стеле. Попавшая в корону молния разрушила голову статуи. Она обвалилась на передние лапы и повредила их», – сообщает египетский археолог. По его словам, разрушенную по «воле небес» статую древние египтяне решили не восстанавливать из-за суеверного страха перед небесной карой.

Последними аргументами исследователя стали снимки, сделанные с американского космического спутника. Как раз в предполагаемом месте расположения статуи, указываемом аш-Шамаа, то есть параллельно Большому сфинксу и за Храмом Долины, на фотоснимках отчетливо зафиксировано наличие в почве некого известнякового тела, по-видимому, обработанного человеком.

Наличие довольно внушительных аргументов оставляет надежду, что второй сфинкс будет найден. Но то, что он окажется «женского пола», пока лишь предположение. Все-таки чаще всего в египетском искусстве, согласно принятому канону, сфинксы изображались как существа мужского пола (да и само египетское слово, обозначающее сфинкса, мужского рода, в отличие от принятого греческого аналога). Кроме того, ничто в известных источниках не указывает на то, что разрушенная статуя имела какие-либо признаки женственности.

<p>Сфинкс и греки

Еще один интересный и загадочный вопрос – при каких обстоятельствах образ Сфинкса перешел к грекам и стал символом загадочного существа? Сфинкс, правда, в несколько трансформированном виде, попал в мифологию, вошел во множество сказок, преданий и легенд.

В Грецию легенды о сфинксах пришли в VII веке до н. э. Греки добавили Сфинксу крылья и превратили его в женское существо, тогда как в Египте он считался божеством мужского пола. Вероятно, это произошло под влиянием хеттов, от которых до нас дошли скульптурные изображения сфинксов с женскими лицами и грудью. В отличие от египтян, которые всегда считали Солнце мужским божеством, хетты почитали богиню Солнца.

Правда, первоначально греческий Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Легенды приписывали ему необычайную мудрость и скверный нрав, он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Но в более поздних сказаниях мы встречаем его уже в образе крылатого чудовища с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями грифона. Обитала эта особа, именуемая Сфинга (в переводе с греческого – «душительница»), близ Фив и душила недостаточно сообразительных проходящих путников, которые не могли разгадать ее трудные загадки.

Если верить поэту Гесиоду, Сфинкс приходился, точнее говоря, приходилась дочерью чудовищной Химере и двуглавому псу Орфу (по другой версии – Тифону и Ехидне). Древние греки всегда изображали ее прямосидящей (и никогда – лежащей, стоящей на задних лапах или летящей). Это не причуда художников, а служебная обязанность данного существа: Сфинкс была сторожем. Однажды боги Гера и Арес призвали ее из Эфиопии к окраинам города Фивы. Там она должна была сидеть на большой дороге и задавать каждому прохожему одну-единственную загадку: «Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?»

Сфинкс убивала всякого, кто не мог ее решить. Когда же Эдип дал правильный ответ, что это – человек (который ползает на четырех конечностях ребенком, ходит прямо в расцвете сил и с палкой в преклонном возрасте), Сфинкс бросилась в море с обрыва. По мнению К. Г. Юнга, эта легенда отражает исчезновение матриархата во времена, когда мужская физическая сила стала преобладающей.

<p>«Сородичи» сфинкса из Гизы

В заключение хочется напомнить, что не так далеко от нас (ближе, чем Египет, во всяком случае), на берегу Невы, хранятся два подлинных сфинкса, не уступающих по художественным достоинствам колоссу на Гизе. Высечены они из розового гранита, обработка которого требует приемов особого совершенства и сложности. Сфинксы надежно датированы благодаря сохранившимся на их постаментах иероглифическим надписям. Они были созданы по приказу фараона Аменхотепа II, правившего в 1408–1372 годах до н. э. Вообще Санкт-Петербург – это настоящий «заповедник» для сфинксов и их «родичей», коих у сфинксов немало. К примеру, Банковский мост украшен статуями грифонов – легендарных животных с телом льва и головой и крыльями орла. Чаще всего грифонов изображают с довольно длинными «ослиными» ушами.

В средневековых бестиариях[18] описаны многочисленные существа, явно состоящие в родстве со сфинксами. Например, мантикора – вполне наглядный пример родства. Существо с львиным телом и человеческими чертами лица, иногда рогатое, с серыми глазами, тремя рядами стальных зубов и драконьим, реже – ядовитым скорпионьим хвостом. Оно покрыто красной шерстью, издает трубный рев и в ряде случаев даже умеет летать (некоторые авторы «приделывают» к ней крылья). Родина этого зверя – Персия. Слово «мантикора» состоит из двух персидских корней: «мартийя» (человек) и «кхвар» (пожирать), что недвусмысленно говорит о «гастрономических пристрастиях» этого зверя. Греки-в частности ученый Ктесий[19] – упоминали мантикору в рассказах об Индии. С легкой руки Плиния Старшего это чудовище встало в один ряд с единорогом, грифоном и прочими химерами. Однако некоторые древние авторы проявляли умеренный скепсис, Павсаний[20], к примеру, критиковал Ктесия за популизм и утверждал, что мантикора – это обычный лев.

Так как лев считается царем зверей, а орел – царем воздуха, грифон занимает особое место в иерархии обитателей средневековых бестиариев. Греки утверждали, что грифоны живут в далекой Скифии, рядом с пещерой северного ветра Борея. Они строили гнезда, но откладывали в них не яйца, а драгоценные агаты. Грифоны якобы охраняли золотые рудники и воевали с лошадьми. В геральдике упоминается женская особь – «кейтон», лишенная крыльев. Скифы всячески поддерживали миф о грифонах, охраняющих их золото от иноземцев, и предъявляли в доказательство их существования огромные высушенные кости (сейчас высказываются предположения, что это могли быть кости динозавров, часто встречающиеся в этом регионе).

В аккадской мифологии были добрые демоны шеду – крылатые быки (или львы – ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные резьбой с заклинаниями.

Были также и симурги, волшебные птицы с телом некоего млекопитающего (об этом говорится весьма смутно, известно лишь то, что они кормили своих детенышей молоком) и иногда – с человеческим лицом. Симурги вили гнезда около воды и враждовали со змеями. Если верить легендам, они были так стары, что видели конец света три раза и обладали абсолютным знанием об окружающих вещах. * * *

Итак, можно считать, что некоторые тайны Большого сфинкса уже разгаданы. Но все ли? Помните: «Когда Сфинкс расхохочется, мир прекратит свое существование»? Пока он продолжает лишь улыбаться…

<p>Тайны Тутанхамона

Тутанхамон, наверное, на сегодняшний день – самый известный и при этом самый таинственный из египетских фараонов. Его судьба и при жизни, и спустя века после смерти подобна захватывающему роману.

<p>Информация к размышлению

Надо сказать, что, в отличие от прочих египетских правителей, всеобщая известность пришла к этому фараону довольно поздно. До открытия его гробницы о Тутанхамоне практически ничего не было известно. Даже в самых подробных обзорах истории Египта ему уделяли не более двух-трех абзацев, а иногда ограничивались лишь упоминанием его имени. И это не удивительно. Что тогда имелось? Стела, возвещающая о восстановлении при нем культа верховного бога страны Амона, на которой имя Тутанхамона было заменено именем правившего за ним фараона Хоремхеба. Скульптурная группа, где он изображен вместе с этим богом (причем голова Тутанхамона отбита). И несколько предметов и амулетов с его именем. Вот, собственно, и все.

Насыщенные бурными и во многом для нас неясными событиями годы царствования Тутанхамона также отнюдь не благоприятствовали сохранению памяти о нем, тем более, что для этого были приняты соответствующие меры. Тысячелетие спустя, в конце IV века до н. э., Манефон даже не упомянул Тутанхамона в перечне былых владык, когда писал историю Египта, хотя этот историк фундаментально изучил прошлое своей родины.

Что же сегодня мы знаем о Тутанхамоне, последнем фараоне XVIII династии? Стоит сразу же сказать, что большую часть этих фактов историки узнали именно благодаря знаменитой гробнице фараона, которая не была разграблена, точнее, почти не разграблена искателями сокровищ.

Тутанхамон – зять Аменхотепа IV (Эхнатона), двенадцатый и последний фараон XVIII династии, его тронное имя – Тутанхатон Хекаиунушема Небхепрура (до своего вступления на трон Тутанхамон носил имя Тутанхатон, что означает «Живой образ Атона»). Он правил всего девять лет: примерно с 1361-го по 1352-й, или, по другим версиям, с 1334-го по 1325 г. до н. э. Тутанхамон вступил на престол в детском возрасте после непродолжительного царствования фараона Сменхкара.

На протяжении своей недолгой жизни Тутанхамон находился в окружении незаурядных личностей: он был наследником фараона-еретика Эхнатона и воспитанником легендарной Нефертити, пережил как революционную реформу солнечной религии, так и ее крах и возврат к старым богам. Одно только то, что при нем были отменены преобразования Эхнатона, дает повод считать Тутанхамона значительной фигурой среди исторических деятелей древнеегипетской истории.

К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего восемь или девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который был его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Юный фараон все время находился в центре замысловатых политических интриг, которые плели вокруг трона искушенные царедворцы Эйе и Хоремхеб, власть все время его правления фактически находилась в руках Эйе и прочих высокопоставленных вельмож. Под этим влиянием молодой фараон вынужден был отменить религиозную реформу Эхнатона и восстановить культ Амона-Ра. Статус столицы был возвращен Фивам, и, покинув Ахетатон (столицу Эхнатона), Тутанхамон вместе с семьей и двором перебрался в Фивы.

Умер Тутанхамон девятнадцати (по данным различных антропологов – от 18 до 20) лет от роду и был погребен на западном берегу Нила в традиционном месте захоронения фараонов XVIII династии – Долине царей, недалеко от Фив. Развесистое древо XVIII династии, чьим последним и бесплодным побегом стал Тутанхамон, пресеклось. Тутанхамон был последним фараоном этой династии, состоящим в родственной связи со своими предшественниками. Существует, кстати, гипотеза, что верховный жрец и тронный преемник Тутанхамона также имел некую степень родства с царской семьей, но более далекую. Супруга фараона Анхесенпаатон после смерти Тутанхамона вышла замуж за Эйе и скоро умерла при невыясненных обстоятельствах. Престол перешел к Хоремхебу, который и стал основателем новой, XIX династии.

Вот, пожалуй, и все факты, которые достоверно известны. Далее начинаются версии, гипотезы, предположения и вопросы.

<p>Вопросы без ответов

Происхождение Тутанхамона неясно, загадочны также перипетии его судьбы, уже один перечень событий, которые произошли в его очень недолгой жизни, свидетельствует о том, что еще много вопросов осталось не разрешенными. Как пришел к власти молодой фараон? Почему правил так недолго, и могла ли его смерть быть результатом чьей-то злой воли?

Отдельную загадку представляет собой зловещая (или все-таки благородная?) фигура Эйе. Кто он – «серый кардинал», заговорщик или просто свидетель трагической цепочки роковых событий? Готовил ли он трон для себя или старался сохранить XVIII династию?

Загадочна и трагична судьба молодой вдовы Анхесенпаатон – дочери Эхнатона и Нефертити, хранительницы царской крови и преемственности династии. Она должна была выйти замуж за жреца Эйе, вероятного убийцу ее мужа. Анхесенпаатон ненадолго пережила Тутанхамона. Но и Эйе вскоре тоже умер. Что стояло за этой чередой смертей?

Ошеломляющей сенсацией стало обнаружение английским археологом Говардом Картером[21] в 1922 году гробницы Тутанхамона с прекрасно сохранившейся мумией фараона и большим количеством нетронутых сокровищ: ритуальных предметов, личных вещей, произведений ювелирного искусства поразительной красоты. Эта находка стала пищей для волны слухов и легенд, множество которых окружало имя Тутанхамона и историю обнаружения его «наследства». В частности, неоднократно говорилось о проклятии Тутанхамона, которое падет на каждого, кто, так или иначе, потревожит покой мумии. Загадочные смерти участников экспедиции Картера и людей, имеющих отношение к исследованию находок, вроде бы указывают на то, что была некая причина таких трагических совпадений. Существует ли в действительности роковая тайна, связанная с гробницей?

<p>Предыстория. Что оставил Аменхотеп IV своему преемнику?

Понять, что же представляла из себя жизнь Тутанхамона, невозможно без анализа сути деяний 17-летнего правления его знаменитого предшественника – фараона Эхнатона, «еретика», или «преступника из Ахетатона», как называли его впоследствии, чтобы не произносить преданное проклятию имя. Кем же был и что же такого исторически значимого сделал Эхнатон?

Эхнатон не возник из ниоткуда, он был в системе причинно-следственных связей своего времени, исторической ситуации и своей династии. В общем – «дитя эпохи». XVIII династия началась с того, что ее основатель – правитель Фив фараон Яхмос I – победоносно завершил дело своих предшественников и около 1560 года до н. э. окончательно изгнал из пределов Египта племена кочевников-гиксосов, которые почти два века властвовали над Египтом. В борьбе с гиксосами Яхмос как истинный правитель объединил отдельные области – разобщенные многолетними смутами и иноземным игом «номы» (так греки называли территориальные единицы Египта). Сплотив страну, Яхмос I, преследуя отступающих гиксосов, вторгся со своими отрядами в Южную Палестину и восстановил господство египтян на юге – в Куше (Северной Нубии).

Этим было положено начало Нового царства в истории Египта. Преемники Яхмоса I – его внук Тутмос I, царица Хатшепсут и Тутмос III – оказались достойными продолжателями начатого дела. В результате многолетних походов они подчинили Египту все примыкающие страны, от южных районов Малой Азии – начала западной излучины Евфрата – до четвертого порога Нила. Владения фараонов простерлись на 3200 км с севера на юг.

Египет вновь превратился в сильную державу. В Фивы – столицу Египта – стекались несметные богатства. Небывалая роскошь господствовала при дворе «повелителей Верхнего и Нижнего Египта». В годы правления Аменхотепа III (1455–1424 гг. до н. э.), правнука Тутмоса III, Египет достиг такого могущества, какого не имел ни до ни после этого. Никто не решался противостоять сильнейшему из владык. Цари окружающих стран обращались с подобострастными посланиями в Фивы, униженно восхваляя их правителя, заверяя в своей верности и покорности и выпрашивая подачки. Письма шли от правителей Сирии и Палестины, от царей Вавилона и нередко сопровождались просьбами о присылке золота. «Пусть брат мой пришлет золото в очень большом количестве, без меры, и пусть он пришлет мне больше золота, нежели моему отцу, ибо в стране моего брата золото все равно что пыль», – так писал грозный Душратта, царь Митанни[22], перед которым трепетало все Двуречье.

Аменхотеп III был сыном Тутмоса IV, не самым старшим, и, возможно, в юности ему не прочили престола, но он его все-таки занял. Женой фараона стала некая Тийи (Тийя, Тия), по-видимому, принадлежавшая к провинциальной знати. Тем самым была нарушена давняя традиция: обычно фараоны для сохранения чистоты крови женились на своих ближайших родственницах, которые получали титул «главной супруги», а их сыновья наследовали престол.

Но Аменхотеп III пренебрег обычаем предков и возвысил Тийи над всеми своими женами, тем самым нарушив установленную традицию. По дошедшим до нас свидетельствам, Тийи была женщиной умной и энергичной и, должно быть, оказывала большое влияние на своего царственного супруга. Все это, вместе взятое, видимо, вызывало недовольство в придворных кругах, где отношение к Тийи и ее сыну, будущему фараону Аменхотепу IV (впоследствии – Эхнатону), скорее всего, было недоброжелательным. Во всяком случае, Аменхотеп III счел необходимым подтвердить права своей главной жены, поставив ее имя рядом со своим на некоторых надписях.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua