Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Кирилл Михайлович Королев Античная мифология. Энциклопедия.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|
ЭГЕРИЯ

В римской традиции пророчица-нимфа ручья в посвященной богине Карменте роще. Из этого ручья весталки черпали воду для храма Весты. По преданию, Эгерия была советчицей римского царя Нумы Помпилия в государственных делах. ЭГИДА

В греческой мифологии:

1) У Гомера — изготовленный Гефестом щит, потрясая которым Зевс наводит ужас на врагов.

2) В послегомеровских сказаниях — шкура козы Амалфеи, кормилицы Зевса. В титаномахии Зевс натянул на щит шкуру Амалфеи и прикрепил к нему голову Горгоны Медузы. По другому варианту мифа Эгида — демон, порожденный Геей, изрыгавший пламя и опустошавший своим дыханием целые страны. Афина убила чудовище и его шкуру сделала своим щитом.

В классической мифологии эгида считается постоянным атрибутом Зевса и Афины. ЭГИСФ

В греческой традиции обольститель Клитемнестры и ее сообщник в убийстве Агамемнона. После семи лет царствования в Микенах Эгисф был убит вместе с Клитемнестрой выросшим в изгнании Орестом, сыном Агамемнона. ЭДИП

В греческой мифологии сын фиванского царя Лая. Так как Лаю была предсказана Аполлоном смерть от руки собственного сына, он велел жене бросить новорожденного на горе Киферон. Однако пастух, получивший ребенка от царицы Иокасты и не знавший истинной причины такого решения, сжалился над новорожденным и отдал его коринфскому пастуху, с которым встречался на горных выгонах. Тот отнес ребенка своему бездетному царю Полибу, воспитавшему его как родного сына.

Повзрослев и случайно узнав о том, что он — подкидыш, Эдип отправился в Дельфы, чтобы спросить оракула Аполлона о своем происхождении. Оракул вместо ответа дал прорицание, что Эдипу суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который считал своей родиной, Эдип отправился искать счастье на чужбине. По пути из Дельф ему повстречался знатный мужчина на колеснице в сопровождении слуг. В завязавшейся дорожной ссоре незнакомец ударил Эдипа по голове тяжелым скипетром, и разъяренный юноша дорожным посохом убил нападающего, его возницу и всех, как ему казалось, слуг. Однако один человек из свиты Лая (ибо это был царь Фив) спасся, вернулся в Фивы и рассказал, что царь погиб от рук разбойников. Эдип, продолжая путь, подошел к Фивам и отгадал загадку обосновавшейся у городских стен чудовищной Сфинкс. В благодарность за избавление Фив от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали в жены вдову Лая.

Около 20 лет Эдип и Иокаста жили в счастливом супружестве. По прошествии длительного срока, когда Фивы были поражены моровой язвой и дельфийский оракул потребовал изгнания из Фив неразысканного убийцы Лая, Эдип, выясняя все обстоятельства убийства, сумел установить, чей он сын, кого убил и с кем находился в браке. Он выколол себе глаза золотой застежкой, снятой с платья повесившейся Иокасты и со временем был изгнан из Фив.

Сопровождать слепого отца вызвалась преданная ему дочь Антигона. После долгих скитаний Эдип дошел до священной рощи Эвменид в аттическом поселении Колон, где ему, по давнему предсказанию, суждено проститься с жизнью. Ведомый силой свыше, Эдип нашел путь к месту своего успокоения и был поглощен разверзшейся землей. ЭЙРЕНА (ИРЕНА)

Греческая богиня мира. Гесиод называет Эйрену в числе трех Гор, родившихся от союза Зевса и Фемиды и ведавших сменой времен года и плодородием полей. Как богиня мира Эйрена стала почитаться в Афинах с середины V в. до н. э.

В Риме с Эйреной отождествлялась богиня Пакс. ЭЛЛИН (ГЕЛЛЕН)

В греческой традиции царь Фессалии, внук Прометея, сын Девкалиона, родоначальник эллинов, эпоним Эллады; его сыновья и внуки — эпонимы основных греческих племен. ЭМПУСА (ЭМПУЗА)

В греческой мифологии чудовище из свиты богини Гекаты. Эта богиня считалась богиней колдунов и привидений, она скиталась ночами по земле, сопровождаемая всевозможными чудищами.

Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» описывает эмпусу так: «Звавшиеся эмпусами мерзкие демоны были детьми Гекаты и носили на ослиных ногах медные башмаки, если, разумеется, не правы те, кто утверждает, что у них одна нога была ослиная, а вторая — бронзовая. Они любили пугать путников, но и их самих можно было легко отпугнуть бранным словом, заслышав которое они, визжа, обращались в бегство. Эмпусы могут принимать вид сук, коров или прекрасных девушек, причем именно в образе дев они соблазняли мужчин, делили с ними ложе ночью или во время дневного сна и сосали из них жизненные силы до тех пор, пока те не умирали». ЭНЕЙ

В античной традиции сын Анхиса и Афродиты (Венеры). Во время осады Трои Эней доблестно сражался с ахейцами, был побежден Диомедом и Ахиллом и готов был погибнуть на развалинах города, но получил божественное знамение, предрекавшее, что ему назначено судьбой сохранить царский род Дардана. По Вергилию, в последнюю ночь Трои Эней покинул город вместе с престарелым Анхисом и малолетним сыном Асканием (Юлом). Захватив с собой священные изображения троянских богов, Эней в сопровождении спутников на 20 кораблях отправился на поиски новой родины. По пути он побывал во Фракии и Македонии, на Крите и остров Делосе, в Лаконии и Аркадии, на островах Ионийского моря и в Эпире; дважды его занесло в Сицилию, где умер Анхис, и в Карфаген, где в Энея влюбилась царица Дидона. Наконец он достиг италийского города Кумы и, совершив с помощью кумской сивиллы нисхождение в царство мертвых, получил предсказание о своей судьбе и будущем своих потомков.

Затем Эней прибыл в Лаций; местный царь Латин готов отдать ему руку своей дочери Лавинии и предоставить место для основания нового города, но для этого Энею приходится вступить в тяжелую борьбу с Турном — вождем местного племени рутулов, также претендующим на руку Лавинии. Эней победил в поединке Турна, и троянские божества получают новое пристанище на италийской земле, которая становится преемницей славы троянцев.

В Риме имя Энея приобрело особую популярность в связи с тем, что потомками его сына Аскания (Юла) считали себя представители рода Юлиев (в том числе Юлий Цезарь и Август). ЭННЕАДА

В египетской мифологии девять богов Гелиополя, считавшихся первыми царями Египта. Это Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Впоследствии в каждом городе стали возникать свои эннеады. ЭОЛ

В греческой мифологии:

1) Родоначальник племени эолийцев, сын Эллина, внук Девкалиона и Пирры, правнук Прометея.

2) Повелитель ветров, обитавший на острове Эолия, отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. У Гомера Эол, владыка ветров, вручает Одиссею завязанный мешок с бурными ветрами. ЭОС

Греческая богиня утренней зари, дочь титана Гипериона, сестра Гелиоса и Селены. Эос с Астреем породили ветры: Борея, Нота и Зефира, также звезды. Афродита отомстила Эос за то, что та разделила ложе с Аресом, и вселила в нее постоянное плотское желание. ЭПИГОНЫ

В греческой традиции сыновья вождей, выступивших в поход против Фив и погибших под стенами этого города. Эпигоны отправились в новый поход на Фивы, чтобы отомстить за смерть отцов. Принято считать, что интервал между походом Семерых и походом эпигонов составлял десять лет.

Непременными участниками похода, по разным источникам, являются возглавляющий его Алкмеон (сын Амфиарая), Эгиалей (сын Адраста), Ферсандр (сын Полиника), Диомед (сын Тидея), Сфенел (сын Капанея). Фиванцы по совету прорицателя Тиресия послали к аргивянам вестника для переговоров о мире, а сами под прикрытием ночи покинули город. Обнаружив это, эпигоны разорили Фивы город и отправили в Дельфы захваченную ими дочь Тиресия Манто с частью добычи. ЭПИКЛЕСА

В греческой мифологии постоянный эпитет, священное прозвище богов. Например, Афина-Эргана («Работница»), Афина-Промахос («Воительница»), или Аполлон-Ликимний («Волчий»), Аполлон-Феб («Блистающий») и т. п. ЭРЕБ

Греческое божество мрака, сын Хаоса и брат Ночи (Никты). Вместе с Эребом Ночь породила Гемеру (День) и Эфир. ЭРИДА

Греческая богиня раздоров, дочь Никты и сестра Ареса. Согласно мифу, Эрида, узнав о том, что ее не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, бросила среди гостей золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». В спор за это яблоко вступили богини Гера, Афродита и Афина; принимать решение выпало царевичу Парису. Это «яблоко раздора», подброшенное Эридой, и явилось непосредственным поводом к троянской войне. ЭРИДАН

В греческой мифологии река, рожденная Океаном и Тефидой, протекающая на крайнем западе, где побывал Геракл. По Эридану, в который впадает Родан, плыли аргонавты, вдыхая ужасный смрад от пожара, вызванного падением в Эридан Фаэтона. Эридан славится янтарем, в который превратились то ли слезы Аполлона, потерявшего Асклепия, то ли слезы Гелиад, сестер Фаэтона.

Позднее греки отождествляли Эридан с рекой По, Родан — с рекой Рона. ЭРИННИИ (ЭРИНИИ)

В греческой мифологии богини мести, которые родились от Матери-земли Геи, впитавшей кровь оскопленного бога Урана. Эринний три — Алекто, Тисифона и Мегера. Они обитают в аиде, но время от времени появляются среди людей, чтобы возбудить месть и злобу. Эсхил в «Эвменидах» вкладывает в уста Аполлона, изгоняющего Эринний из храма, такие слова:

Вон, вам повелеваю! Изыдите вон

Из сих чертогов! Прочь от прорицалища!

Неровен час — ужалит, с тетивы златой

Спорхнув, змея — летунья среброкрылая:

Изрыгнете от боли с пеной черною

Все сгустки крови, слизанной со свежих ран.

Тут храм, не место лобное, где плетью бьют,

Выкалывают очи, рубят головы,

Камнями поражают, четвертуют, рвут,

Скопят, увечат, с долгим воем корчатся

Посаженные на кол. Вот, где праздник вам, —

Вот в чем веселье ваше, — что являет нам

Ваш нрав, столь ненавистный! И таков ваш вид!..

Гнездиться бы в пещере кровожадных львов

Вам, кровопийцы![69]

По Эсхилу, Эриннии примирились с новыми богами и получили имя эвмениды, то есть «благомыслящие». А. Ф. Лосев замечает, что «образ Эринний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка».

В римской мифологии Эринниям соответствуют фурии. ЭРИХТОНИЙ (ЭРИХФОНИЙ)

В греческой традиции один из первых аттических царей, автохтон, рожденный землей Геей от семени Гефеста и имевший наполовину змеиное, наполовину человеческое тело. Спрятанный в ларец Афины, он был отдан на хранение дочерям Кекропа, однако те заглянули в ларец и пришли в ужас от чудовища. Разгневанная Афина наслала на них безумие.

Эрихтоний был воспитан самой Афиной. Возмужав, он и воцарился в Афинах и на акрополе воздвиг деревянную статую Афины, а также установил Панафинеи. ЭРОТ (ЭРОС)

Греческий бог любви. По Гесиоду, Эрот — одно из четырех космогонических первоначал, наряду с Хаосом, Геей и Тартаром. У Парменида Эрот — древнейшее божество, которое создала Афродита. У орфиков он Протогон («перворожденный»), Фанет («явленный»), Фаэтон («сияющий»); Эрот — смелый стрелок, крылатый, многоискусный, владыка ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и Тартара. По Ферекиду, сам Зевс, создавая мир, превратился в Эрота.

Традиция классической поэзии делает Эрота сыном Зевса, порождением Ириды и Зефира, сыном Афродиты и Ареса, благодаря чему он постепенно принимает черты «златокрылого», «золотоволосого», «подобного ветру» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому, капризному Эроту эллинистической поэзии. У Аполлония Родосского это хитроумный, но жестокосердный малыш, помыкающий Афродитой, своей матерью.

У Платона Эрот — сын Бедности и Богатства, зачатый в день рождения Афродиты и получивший в наследство от родителей жажду обладания, стойкость, отвагу, бездомность.

По Павсанию в Феспиях (Беотия) Эроту поклонялись в образе необработанного камня; в Феспиях же находились изваянные Праксителем и Лисиппом статуи Эрота, изображавшие его в виде прекрасного юноши. ЭСКУЛАП

Римское имя греческого бога врачевания Асклепия. ЭФИОПЫ

В греческой мифологии чудесный народ, обитающий у южных пределов земли. Эфиопы, подобно гипербореям, любезны богам, которые нередко пируют вместе с ними. Войско эфиопов помогало Приаму защищать Трою против ахейцев.

Гомер в «Одиссее» упоминает о Посейдоне, который гостил у эфиопов:

Но в то время он был в отдаленной стране эфиопов

(Крайних людей, поселенных двояко: одни, где нисходит

Бог светоносный, другие, где всходит), чтоб там от народа

Пышную тучных быков и баранов принять гекатомбу.

Там он, сидя на пиру, веселился… ЭХИДНА (ЕХИДНА)

В греческой мифологии чудовище, внучка Матери-земли Геи. Это полузмея-полудева, она обитала в подземной пещере и хватала всех, кто осмеливался проходить мимо входа в пещеру. От Тифона и великана Гериона Эхидна породила множество чудищ — Орфа, Кербера, лернейскую гидру, Химеру, Сфинкс… По свидетельству Аполлодора, Эхидна погибла от руки стоглазого великана Аргуса: «Он отличался необыкновенной силой и убил опустошавшего Аркадию быка, а шкуру его надел на себя. Он убил также и Сатира, притеснявшего жителей Аркадии и отнимавшего у них скот. Говорят также, что он убил похищавшую путников Ехидну, дочь Геи и Тартара, застав ее спящей».

<p>Ю ЮВЕНТА

Римская богиня юношей, делавших взнос в ее кассу по достижении возраста мужей. Почиталась на Капитолии вместе с Юпитером, что символизировало вечную молодость Рима.

У греков Ювенте соответствовала богиня Геба. ЮНОНА

Римская богиня брака, материнства, женщин и женской плодовитости, супруга Юпитера. Считалось, что каждая женщина имеет свою юнону (как каждый мужчина — своего гения). У Юноны множество эпиклес: Регина («царица»), Луцина («светлая»), Соспита («помогающая»), Календария — богиня начала каждого месяца (календ), Румина («кормилица»), Фульгура («молниемечущая»), Монета («советница»), в храме которой чеканились деньги, Оссипага («дающая скелет зародышу»).

Вместе с Юпитером и Минервой Юнона входила в капитолийскую триаду, которой был посвящен храм на Капитолии. Женскими праздниками считались посвященные Юноне Луцине Матроналии и ноны Капротины. Юнону призывали при заключении браков, ей приносили благодарственные жертвы после родов, а приближавшиеся к ее храму не должны были иметь на себе узлы, как затрудняющие роды.

Овидий в «Фастах» говорит:

Чтите богиню цветами! Цветы желанны богине!

Нежным цветочным венком все обвивайте чело.

Так говорите: «Ты нам, Луцина, свет жизни открыла»,

Так умоляйте: «Ты нам муки родов облегчи».

А коль беременна ты, умоляй, волоса распустивши:

«Дай мне без боли родить плод мой, что я понесла».

В поздней античности имена Юноны и греческой Геры употреблялись без различия. ЮПИТЕР (ЙОВИС, ДИСПАТЕР)

Римский бог неба, дневного света, грозы, царь богов, отождествленный с греческим Зевсом. По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер — индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер—Марс—Квирин.

Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда, перед посевом Юпитеру устраивали трапезу, он считался гарантом верности клятве; как Юпитер Термин — хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер — защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель Юпитер был богом войны и победы. С триумфом и победами были связаны и посвященные Юпитеру Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из божеств «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли.

Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. С эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) Юпитер стал богом римского государства, его власти и мощи. При империи Юпитер почитался как покровитель императоров. ЮСТИЦИЯ

Римская богиня правосудия, культ которой установился в Риме со времени императора Тиберия (I в.).

<p>Я ЯБЛОКО РАЗДОРА

В греческой мифологии золотое яблоко, подброшенное богиней Эридой на свадьбе Пелея и Фетиды с надписью «прекраснейшей» и ставшее причиной ссоры Геры, Афины и Афродиты. ЯНУС

Римский бог входов и выходов, дверей и всякого начала (первого месяца года, первого дня всякого месяца, начала жизни человека). При обращении к богам имя Януса призывалось первым. Он считался первым царем Лация, жившим на холме Яникул, научившим людей кораблестроению, возделыванию земли и выращиванию овощей. Он принял у себя Сатурна и разделил с ним власть.

Янус изображался с ключами, 365 пальцами по числу дней в году, который он начинал, и с двумя смотрящими в разные стороны лицами, откуда его эпитет «двойной» (Geminus). Так же называлась и посвященная Янусу царем Нумой Помпилием двойная арка на форуме, крытая бронзой и опиравшаяся на колонны, образуя ворота, которые должны были отпираться во время войны и запираться во время мира. Янус считался также богом договоров, союзов. Его двуликость объясняли тем, что двери ведут и внутрь, и вовне дома, а также тем, что он знает и прошлое, и будущее.

По Овидию, Янус — первобытный хаос, из которого возник упорядоченный космос, а сам он при этом из бесформенного шара превратился в бога и стал блюстителем порядка, мира, вращающим его ось.

По Ливию, Нума Помпилий воздвиг храм Янусу-Квирину; последний призывался жрецами-фециалами при объявлении войны. ЯСОН (ИАСОН)

В греческой традиции герой, правнук повелителя ветров Эола, сын царя Иолка Эсона, участник калидонской охоты, предводитель аргонавтов.

Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь козней узурпатора, отдал Ясона на воспитание кентавру Хирону, который научил его искусству врачевания. Согласно Пиндару, Ясон, когда ему исполнилось 20 лет, вернулся в Иолк и предъявил права на престол. Пелий обещал возвратить царство, но сказал, что прежде (для искупления тяготевшего над родом Эолидов проклятия) надо вернуть из Колхиды в Иолк Золотое руно.

Чтобы помочь Ясону добыть руно, собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, названный в честь его строителя «Арго», и участники похода стали называться аргонавтами. Испытав множество приключений, аргонавты с помощью покровительствовавших им богинь Геры и Афины достигли Колхиды, где правил царь Ээт. Царь согласился отдать Золотое руно, если Ясон запряжет в плуг медноногих изрыгающих пламя огромных быков (дар Гефеста), вспашет поле и засеет его зубами дракона. Бог любви Эрот по просьбе Афины и Геры вселил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к герою. Ясон обещал Медее жениться на ней и с ее помощью выполнил все требования Ээта. Хотя Ясон сумел засеять поле зубами дракона и перебить выросших из них воинов, Ээт не отдал руна, а замыслил сжечь «Арго» и убить аргонавтов. Однако Медея усыпила охранявшего Золотое руно дракона и помогла похитить руно.

Медея со своим братом Апсиртом и аргонавтами бежала из Колхиды. Дорогой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата и разбросала куски его тела по морю. Сраженный горем Ээт прекратил погоню, чтобы собрать части тела сына и предать их погребению. Вернувшись в Иолк, Ясон узнал, что за время его отсутствия Пелий убил его отца и всех родственников. Благодаря хитрости Медеи, убедившей дочерей Пелия, что для возвращения отцу молодости его следует разрубить на части, Ясон жестоко отомстил обидчику.

Ясон и Медея были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили 10 лет. У них родились два сына. Когда Ясон решил вступить в новый брак с дочерью царя Креонта Креусой, возмущенная изменой Медея прислала в дар новобрачной отравленное одеяние, и та умерла в страшных мучениях. Малолетних сыновей Ясона Медея убила, а сама унеслась на колеснице, запряженной крылатыми конями. Ясон же покончил жизнь самоубийством; по другой версии, он погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго».

<p>Библиография Источники

Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 1994. Аполлоний Родосский. Арогонавтика. — Александрийская поэзия. М., 1972.

Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.

Аристофан. Облака. — Аристофан. Комедии. М., 1954.

Вергилий. Энеида. — Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.

Геродот. История. М., 1993.

Гесиод. Теогония. — Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Гесиод. Труды и дни. — Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Гомер. Илиада. М., 1980. Гомер. Одиссея. М., 1981.

Гомеровские гимны. — Эллинские поэты в переводах В. Вересаева. М., 1963.

Еврипид. Трагедии. М., 2001. Содержание: Алкеста. Вакханки. Гекуба. Геракл. Гераклиды. Ион. Ипполит. Ифигения в Авлиде. Ифигения в Тавриде. Киклоп. Медея. Мелеагр. Орест. Рес. Троянки. Электра.

Ливий Тит. История Рима от основания города. М., 1993.

Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. СПб., 1999.

Овидий. Метаморфозы. — Овидий. Сочинения. СПб., 1994.

Овидий. Фасты. — Овидий. Сочинения. СПб., 1994.

Павсаний. Описание Эллады. М., 1994.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

Платон. Собрание сочинений. М., 1983.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994.

Проперций. Элегии. — Катулл. Тибулл. Проперций. М., 1963.

Софокл. Трагедии. М., 1988. Содержание: Царь Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. Трахинянки. Аякс. Филоктет. Электра.

Страбон. География. 1994.

Цицерон. О природе богов. — Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

Эллинские поэты. М., 1999. Содержание: Гесиод. Киклические поэмы. Эпические поэты VIII–V вв. Гомеровские гимны. Парменид. Эмпедокл. Поздний эпос. Архилох. Тиртей. Семонид. Мимнерм. Солон. Феогнид. Ксенофан. Каллимах. Алкман. Стесихор. Сапфо. Алкей. Ивик. Анакреонт. Гимны богам.

Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М. 1963. Содержание: Гомеровские гимны. Гесиод. Архилох. Сапфо. Семонид. Алкей. Феогнид. Ивик. Анакреон.

Эсхил. Трагедии. М., 1971. Содержание: Просительницы. Персы. Семеро против Фив. Прометей прикованный. Агамемнон. Жертва у гроба. Эвмениды. Использованная литература

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1987.

Гаспаров М. Занимательная Греция. М., 1995.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб., 1995.

Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1957.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Дуров В. История римской литературы. СПб., 2000.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

Зелинский Ф. Из жизни идей. СПб., 1998.

Зелинский Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993.

Зелинский Ф. Религия эллинизма. Томск, 1996.

Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1996.

История Древней Греции. М., СПб., 1999.

История Древнего Рима. М., СПб., 1998.

Киплинг Р. Стихотворения. СПб., 1994.

Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Королев К. Македонский гамбит. М., СПб., 2002.

Королев К. Энциклопедия символов. М., СПб., 2003.

Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ. М., СПб., 2002.

Коростовцев М. Религия древнего Египта. М., 1976.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. М., 1990.

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975. Латышев В. Очерк греческих древностей. СПб., 1899. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Источники античного символизма и мифологии. М., 1930. Лосев А. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. М., 1953.

Луна, упавшая с неба. М., 1977.

Матье М. Древнеегипетские мифы. [Исследование и перевод текстов с комментариями]. М., 1956.

Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

Мифологический словарь. М., 1990.

Мифологии древнего мира. М., 1977.

Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1982.

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1997.

Нейхардт А. Легенды и сказания Древнего Рима. М., 1987.

Нильссон М. Греческая народная религия. СПб., 1999.

Ницше Ф. Избранные сочинения в 2 тт. М., 1990.

Словарь античности. М., 1994.

Топоров В. Эней — человек судьбы. М., 1993.

Тронский И. История античной литературы. Л., 1946.

Успенский Б. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого. — Успенский Б. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994.

Ферреро Г. Величие и падение Рима. СПб., 1998.

Циркин Ю. Мифы Финикии и Угарита. М., 2000.

Шифман И. Цезарь Август. Л., 1990.

Штоль Г. В. Мифы классической древности. М., 1899–1904.



0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|
Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua