Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Кирилл Михайлович Королев Античная мифология. Энциклопедия.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|

По орфической традиции Кронос примирился с Зевсом и стал править на Островах блаженных, отсюда возникло понятие о царствовании Кроноса как счастливом и благодатном времени. Народная этимология сблизила имя Кроноса с наименованием времени — Хроносом.

В римской мифологии Кронос известен под именем Сатурна, который воспринимался как символ неумолимого времени. КУЛСАНС (АНИ)

В этрусской мифологии божество, соответствующее римскому Янусу. Имел четыре лица, которые символизировали четыре небесных региона. КУМАРБИ

В хурритской мифологии «отец богов», сын Ану, отец Тешуба. Почитался как бог зерна. На наскальном рельефе близ Богазкея изображен с колосом в руке.

Важнейший миф, в котором действует Кумарби, — о смене поколений богов (Кумарби сменяет на небесном престоле Ану; Тешуб, в свою очередь, свергает Кумарби). КУПИДОН

Римское божество любви. Соответствует римскому Амуру и греческому Эроту. КУРЕТЫ

В греческой мифологии демонические существа, входившие в свиту Великой матери богов и заглушавшие бряцанием оружия и криками плач младенца Зевса — чтобы не услышал кровожадный Кронос. Куреты — дети матери-земли Геи или же Афины и Гелиоса. Они учили людей приручать животных, строить дома и т. д.

<p>Л ЛАБРИС

Двухлезвийный топор, важнейший символ критской культуры. Эмблема Великой Богини, инструмент жертвоприношений — лабрис укрепляли на верхушке длинного шеста, под которым приносили в жертву богине животных.

Изображения лабриса найдены не только на Крите, но и во Франции, и на камнях Стоунхенджа. ЛАВИНИЯ

В римской традиции дочь царя Латина и Аматы. По желанию Аматы была помолвлена со своим двоюродным братом Турном. Однако, повинуясь предсказанию оракула, отец решил отдать ее в жены Энею, и это привело к войне между Турном и Энеем. Победив, Эней женился на Лавинии и построил город, названный в ее честь Лавинием. После смерти Энея Лавиния, преследуемая пасынком Асканием-Юлом, бежала в лес и родила сына Сильвия (ставшего родоначальником царей основанной Асканием Альба Лонги; по другой версии, Сильвий был сыном Аскания). ЛАМИЯ

В греческой мифологии чудовище, наполовину человек, наполовину животное. Ее тело покрыто чешуей, у нее человеческие руки и козлиные копыта вместо ног, а голова и грудь — женские.

Согласно Аполлодору, греческая Ламия была царицей Ливии. Ее соблазнил бог Зевс, а ревнивая Гера, его супруга, убила детей Ламии, а саму царицу превратила в животное с телом змеи, лошадиными копытами и львиным хвостом. Это чудовище бродило по ночам (Гера вдобавок лишила ее сна), похищая и пожирая детей. Зевс сжалился над Ламией и даровал ей возможность вынимать глаза из глазниц: вынув глаза, Ламия засыпала и становилась безвредна.

Образ ламии в средневековом западноевропейском фольклоре отличается от традиционного. В западноевропейском фольклоре известна не одна ламия, а сразу несколько. Это прекрасные девушки с длинными волосами. Они соблазняют молодых людей и пьют их кровь, то есть ведут себя подобно инкубам. Южные славяне считали ламию чудовищным змеем с головой собаки; эта змея пожирала все, что вырастало на полях и в садах.

Английский поэт-романтик Джон Китс описывал ламию в таких словах:

Сто лун серебряных на теле гибком

То растворялись вдруг в мерцанье зыбком,

То вспыхивали искрами, сплетясь

В причудливо изменчивую вязь.

Была она сильфидою злосчастной,

Возлюбленною демона прекрасной

Иль демоном самим? Над головой

Змеиною сиял созвездий рой…[67] ЛАОМЕДОНТ

В греческой традиции царь Трои, сын Ила и Эвридики. Когда Аполлон и Посейдон построили для Лаомедонта стены Трои, он отказал им в обещанной плате. За это Аполлон наслал на Трою чуму, а Посейдон — морское чудовище, пожиравшее жителей. Чтобы избавиться от него, Лаомедонт должен был принести ему в жертву свою дочь Гесиону, но девушку спас Геракл, убив чудовище. Однако Лаомедонт снова не сдержал слова, отказавшись отдать Гераклу обещанных ему в награду волшебных коней. Спустя некоторое время Геракл пошел походом на Трою, разорил город и убил Лаомедонта и всех его сыновей, кроме Подарка, известного затем под именем Приама. ЛАПИФЫ

В греческой традиции фессалийское племя, обитавшее в горах и лесах Оссы и Пелиона. Они вели свое происхождение от Пенея (бога одноименной реки в Фессалии), дочь которого Стильба родила от Аполлона сына Лапифа. Лапифы отличались диким воинственным и независимым нравом, который проявился во время их сражения с кентаврами, приглашенными на свадьбу Пирифоя с Гипподамией. Царь лапифов Пирифой дерзнул отправиться вместе с Тесеем похитить богиню Персефону и за это был навеки прикован к скале. Сын царя лапифов Флегия — Иксион — покушался на богиню Геру. ЛАРВЫ

В римской мифологии злые духи (души умерших), которые преследуют людей — или мучают грешников в подземном мире. Чаще всего ларв отождествляли с лемурами. ЛАРЫ

В римской мифологии божества-покровители семей, общин и принадлежащих им земель. К ларам, которых связывали с культом предков, обращались за помощью. Считалось, что они строго блюдут традиции и обычаи; рабы искали у домашних ларов защиты от жестоких хозяев. Как правило, лары изображались в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой у ног (шкуры и собака символизировали неусыпную бдительность ларов).

Изображения ларов ставились на очаге; иногда их помещали в нише поблизости, откуда вынимали в дни праздников и совершали им жертвоприношения и возлияния.

Овидий в «Фастах» так объясняет праздник Ларалий:

В мая календы алтарь был воздвигнут хранителям-Ларам

И изваяния с ним малые этих богов…

Имя «хранителей» им потому присвоено было,

Что охраняет их взор все, за чем смотрят они.

Нас они берегут, соблюдают и города стены,

С нами всегда, и во всем помощь они подают.

Но у подножия Ларов стоит из камня собака —

Как объяснить, почему вместе здесь Лары и пес?

Вместе хранят они дом и оба хозяину верны;

За перепутьем следит Лар, и собака следит.

Оба сгоняют воров — и Лар, и Дианина стая,

Бдительны Лары всегда, бдительны также и псы. ЛАТИН

В римской традиции сын Фавна, царь Лаврента, или, по греческой версии, сын Одиссея и отец Лавинии; эпоним латинян, якобы образовавшихся из слияния аборигенов и троянцев (по Ливию). После гибели в бою Латин был обожествлен под именем Юпитера Латиариса; его святилище, общее для всех латинян, построенное римскими царями после разрушения Альбы, находилось на Альбанской горе. ЛЕВКОФЕЯ

Греческое морское божество, в которое превратилась Ино, бросившись в море. ЛЕДА

В греческой традиции супруга спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были близнецы-Диоскуры, Клитемнестра и Елена. Последняя считалась дочерью Зевса, который соединился с Ледой в образе лебедя; от этого союза она родила яйцо, и из него появилась Елена. По другой версии мифа, Леда только сберегла у себя яйцо, снесенное богиней Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, Леда воспитала ее как собственную дочь. ЛЕМУРЫ

В римской мифологии зловещие призраки, души мертвецов, не погребенных в соответствии с обычаем, умерших насильственной смертью, а также души преступников и т. д. Они ночами бродят по земле и насылают на людей безумие. Девятого, одиннадцатого и тринадцатого мая отмечались Лемурии — дни лемуров, когда закрывались все храмы и не совершалось ни единого брака.

Чтобы изгнать лемуров, требовался особый обряд. Глава семьи вставал ночью и, трижды совершив омовение рук, брал в рот черные бобы, а затем принимался бросать их через плечо и повторял девять раз, что этими бобами искупает себя и своих близких. После чего девять раз стучал в медный таз и требовал от лемуров покинуть дом. По свидетельству Овидия, обряд изгнания лемуров (которых поэт иногда отождествляет с манами) берет свое начало в глубокой древности:

Прежде короче был год, очищений февральских не знали,

Месяцев не был вождем Янус с двояким лицом, —

Но и в то время дары приносили пред прахом усопших

И почитали своих дедов умерших сыны.

Месяц назначен был май для помина предков покойных,

И сохранился досель этот отчасти обряд.

В полночь, когда тишина наступала, и все засыпали,

Лай умолкал собак и щебетание птиц,

Помнящий древний обряд и умеющий бога бояться

Тут поднимается, сняв обувь свою, босиком;

Пальцами знак он дает, прижимая их к пальцу большому,

Чтобы бесплотная тень не повстречалася с ним.

После же, руки свои омыв проточной водою,

Он, отвернувшись, берет черные в руку бобы;

Бросив их, он говорит: «Бобы я эти бросаю

Чтобы себя и своих ими от вас уберечь!»

Девять раз говорит он так без оглядки; считают,

Что подымает их тень, следом незримо идя.

Снова коснувшись воды, он в темесскую медь ударяет

И умоляет уйти тень из-под крова его.

Девять раз повторив: «Уходите вы, отчие маны!»,

Он, обернувшися, свой этим кончает обряд.

Но почему этот день название носит Лемурий,

Мне невдомек; это мне может лишь бог объяснить.

Считалось, что Лемурии учредил Рем, призрак которого явился Акке Ларентии, кормилице Рема и Ромула, и ее мужу Фаустулу. Первоначально, по некоторым сведениям, праздники назывались не Лемуриями, а Ремуриями, то есть днями Рема. ЛЕНЕИ

Зимнее празднество в честь Диониса, проходившее в священной местности Леней. ЛЕСТРИГОНЫ

В греческой мифологии чудесный народ, великаны-людоеды, с которыми столкнулся Одиссей во время своих скитаний. Гомер устами Одиссея рассказывает об этой встрече так:

Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые

Прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов, Ламосу…

Двух расторопнейших самых товарищей наших я выбрал

(Третий был с ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы

Людям, вкушающим хлеб на земле плодоносной, достигли?

Гладкая скоро дорога представилась им, по которой

В город дрова на возах с окружающих гор доставлялись.

Сильная дева им встретилась там; за водою с кувшином

За город вышла она; лестригон Антифат был отец ей…

К ней подошедши, они ей сказали: «Желаем узнать мы,

Дева, кто властвует здешним народом и здешней страною?»

Дом Антифата, отца своего, им она указала.

В дом тот высокий вступивши, они там супругу владыки

Встретили, ростом с великую гору — они ужаснулись,

Та же велела скорей из собранья царя Антифата

Вызвать; и он, прибежав на погибель товарищей наших,

Жадно схватил одного и сожрал; то увидя, другие

Бросились в бегство и быстро к судам возвратилися; он же

Начал ужасно кричать и встревожил весь город; на громкий

Крик отовсюду сбежалась толпа лестригонов могучих;

Много сбежалося их, великанов, не людям подобных.

С крути утесов они через силу подъемные камни

Стали бросать; на судах поднялася тревога — ужасный

Крик убиваемых, треск от крушенья снастей; тут злосчастных

Спутников наших, как рыб, навязали на колья и в город

Всех унесли на съеденье. В то время как бедственно гибли

В пристани спутники, острый я меч обнажил и, отсекши

Крепкий канат, на котором стоял мой корабль темноносый,

Людям, собравшимся в ужасе, молча кивнул головою,

Их побуждая всей силой на весла налечь, чтоб избегнуть

Близкой беды…

Выплыл корабль мой; другие же все невозвратно погибли. ЛЕТО

В греческой мифологии дочь титанов, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. В Гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучалась Лето в тяжелых схватках. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью появляется на свет Аполлон. Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там, под пальмами Лето родила своих детей.

Согласно Атенею, на Делосе находилось древнейшее изображение Л. — грубый фетиш в виде неотделанного полена. По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето, на острове Родос ей была посвящена роща.

В римской мифологии Лето известна под именем Латоны. ЛИБЕР

Римский бог плодородия и оплодотворяющей силы, затем виноградарства, отождествлявшийся с Вакхом-Дионисом. Его женская параллель — Либера. Либер, Либера и Церера как «плебейская триада» богов противопоставлялись «патрицианской триаде» (Юпитер, Юнона и Минерва). Впоследствии Либер стал богом свободных самоуправляющихся городов (по созвучию имени со словом libertas, «свобода»).

В посвященный богу праздник Либералий граждане собирались на перекрестках, наряжались в маски из коры и листьев, раскачивали сделанный из цветов фаллос, совершали всякие «веселые непристойности» и пели шуточные песни, ставшие одним из истоков римской комедии. ЛИБЕРТАС

Римская богиня свободы, имевшая храм на Палатинском холме. ЛИБИТИНА

Римская богиня похорон. По преданию, царь Сервий Туллий приказал вносить в святилище Либитины по монете на каждые похороны, чтобы знать число умерших. Впоследствии Либитина слилась с богиней Лубентией и на основе ее имени (lubido, «страсть, вожделение») с Венерой. ЛИМНАДЫ

В греческой мифологии нимфы озер и болот. ЛОТОФАГИ

В греческой мифологии чудесный народ, к которому во время своих скитаний попал Одиссей. Их прозвище означает «поедатели лотоса». Гомер устами Одиссея рассказывает о встрече с лотофагами в таких выражениях:

Девять носила нас дней раздраженная буря по темным

Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,

Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас.

Вышед на твердую землю и свежей водою запасшись,

Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.

Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я

Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий

С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли

Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.

Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим

Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской

Встретив, им лотоса дали отведать они; но лишь только

Сладко-медвяного лотоса каждый отведал, мгновенно

Все позабыл и, утратив желанье назад возвращаться,

Вдруг захотел в стране лотофагов остаться, чтоб вкусный

Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я

Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же

Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,

Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый,

Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.

Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды. ЛУНА

Римская богиня ночного света. Культ Луны был вытеснен культом Дианы. ЛУПЕРКАЛИИ

Римский праздник очищения и плодородия в честь бога Фавна. Жрецы-луперки в шкурах закланных на алтаре козлов обегали вокруг Палатинского холма. ЛУЦИНА

Римская богиня-покровительница брака, тождественная греческой Илифии. Ее имя стало со временем эпитетом богинь-покровительниц женщин — Юноны и Дианы.

<p>М МА

Римская богиня каппадокийского происхождения, божество плодородия (во время мира) и смерти (во время войны). В празднества в честь богини ее жрецы наносили друг другу раны обоюдоострыми топорами. МАГНА МАТЕР

Римское имя богини Кибелы. МАЙЯ

Греческая горная нимфа гор (ореада), старшая из семи Плеяд — дочерей Атланта. По Гесиоду, в гроте аркадской горы Киллена Майя сошлась с Зевсом, от которого родила Гермеса. По Аполлодору, она также воспитывала сына Зевса и нимфы Каллисто Аркада.

Римляне отождествляли Майю с италийской богиней Майестой, покровительницей плодоносной земли, по имени которой назван месяц май.

В эллинистическо-римскую Майя эпоху считалась супругой Вулкана и матерью Меркурия. МАНИЯ

Греческая богиня безумия, насылаемого на людей, преступивших установленные законы и обычаи. По Павсанию, на дороге из Аркадии в Мессению, там, где Орест лишился разума в наказание за убийство матери, был храм Мании.

У римлян Мания — также богиня безумия. МАНТИКА

Искусство гадания и умение предсказывать будущее. Мантика подразделялась на ауспиции (гадание по поведению и полету птиц), гаруспиции (предсказания по внутренностям животных), инкубацию (откровения во сне), индукцию (толкование божественных знамений); к той же области верований относилось и предсказание будущего по погодным и атмосферным явлениям. Люди, наделенные прорицательским даром, пользовались в античном обществе огромным уважением.

Наиболее значительными (и значимыми) оракулами в античности признавались оракулы Дельф, Додоны и Эпидавра. МАНЫ

Римские божества загробного мира; также — обожествленные души предков и хранители гробниц. В отличие от лемуров, манов считали добрыми богами, однако с ними была связана богиня Мания, насылавшая безумие, поэтому их слегка опасались.

Овидий в «Фастах» описывает обряд поклонения манам:

Честь и могилам дана. Ублажайте отчие души

И небольшие дары ставьте на пепел костров!

Маны немногого ждут: они ценят почтение выше

Пышных даров. Божества Стикса отнюдь не жадны.

Рады они черепкам, увитым скромным веночком,

Горсточке малой зерна, соли крупинке одной,

Хлеба кусочку в вине, лепесткам цветущих фиалок:

Все это брось в черепке посередине дорог.

Можно и большее дать, но и этим ты тени умолишь,

И помолись ты еще у погребальных костров. МАРС (МАВОРС, МАРСПИТЕР)

Римский бог, один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер — Марс — Квирин).

«Первоначальная природа» Марса неясна: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны.

Как божественный отец Ромула, Марс считался родоначальником и хранителем Рима. Символом Марса было копье, хранившееся в жилище царя — регии, где также висели двенадцать щитов, один из которых (Анкил) упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник. Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копье и щиты, взывая к Марсу. Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное движение щитов. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса двенадцать щитов и исполнявших в честь божества воинские пляски.

В поздней традиции Марс стал исключительно богом войны и как таковой был отождествлен с греческим Аресом. Женой Марса считалась, по Авлу Геллию, отождествлявшаяся с Венерой и Минервой богиня Нерио, или Нериене, первоначально «Доблесть Марса».

В честь Марса получил свое название месяц март. МАТЕР МАТУТА

Римская богиня женщин; в ее честь справлялся праздник Матралий, во время которого женщины молились за детей своих сестер.

По Ж. Дюмезилю, Матер Матута изначально являлась богиней зари. МАХАОН

В греческой традиции полубог, сын Асклепия, унаследовавший от отца искусство врачевания. Вместе с братом Подалирием Махаон как претендент на руку Елены участвовал в Троянской войне. Под Троей он излечил многих героев, но сам был ранен стрелой Париса. Оправившись от ранения, Махаон участвовал во многих других битвах; погиб он от руки царицы амазонок Пентесилеи. МЕДЕЯ

В греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды Ээта, внучка Гелиоса, возлюбленная и супруга Ясона. Миф о Медее связан с мифом об аргонавтах.

За обещание жениться Медея помогла Ясону преодолеть испытания, которым его подверг в Колхиде Ээт. Усыпив волшебным зельем сторожившего золотое руно дракона, Медея помогла Ясону овладеть сокровищем и вместе с Ясоном бежала из Колхиды. Чтобы задержать преследовавшего беглецов Ээта, Медея убила бежавшего с ней малолетнего брата Апсирта, а затем разбросала куски его тела по морю, рассудив, что отец прекратит погоню, чтобы собрать части тела сына для погребения. Когда аргонавты с руном вернулись в Иолк, Медея помогла Ясону отомстить узурпатору Пелию, после чего их с Ясоном изгнали из Иолка и они поселились в Коринфе, где Медея родила Ясону двух сыновей.

Когда Ясон решил жениться на дочери коринфского царя Креусе, Медея послала сопернице пропитанный ядом пеплос, надев который Креуса сгорела заживо. После этого, убив своих детей, Медея улетела на колеснице, запряженной крылатыми конями. По Аполлонию Родосскому, после смерти Медея оказалась на Островах блаженных, где стала женой Ахилла. МЕЛИАДЫ (МЕЛИИ)

В греческой мифологии нимфы-ясени, которые выросли, вместе с гигантами и Эринниями из упавшей на землю-Гею крови оскопленного Урана. Мелиады считались прародительницами человечества. МЕЛИКЕРТ

В греческой мифологии младший сын Ино, вместе с которым обезумевшая мать бросилась в море. Боги превратили Меликерта в божественного помощника моряков, терпящих бедствие, по имени Палемон.

В Риме Меликерт почитался под именем Портун. МЕЛЬКАРТ

В западносемитской мифологии верховный бог города Тира, почитавшийся в Финикии и за ее пределами как покровитель мореплавания.

В греческой традиции отождествлялся с Гераклом и как таковой часто изображался в львиной шкуре. МЕНАДЫ (ВАКХАНКИ, БАССАРИДЫ)

В греческой мифологии спутницы Диониса, которые следуют за божеством, полуобнаженные, украшенные виноградными листьями и плющом, и сокрушают все на своем пути тирсами. Они увлекают за собой женщин, приобщая их к служению Дионису. МЕНЕЛАЙ

В греческой традиции герой, брат Агамемнона. Менелаю, избранному из нескольких десятков знатнейших героев всей Эллады в супруги Елены Прекрасной, спартанский царь Тиндарей вскоре уступил царскую власть в Спарте. Совместная жизнь Менелая и Елены продолжалась около десяти лет; затем в Спарту прибыл троянский царевич Парис и похитил Елену. Узнав о похищении Парисом царских сокровищ и жены, Менелай призвал на помощь всех бывших женихов Елены, связанных совместной клятвой оберегать честь ее супруга. До начала войны, по Аполлодору, Менелай вместе с Одиссеем отправились послами в Трою в попытке уладить конфликт мирным путем, но Парис и его сторонники отказались вернуть Елену и сокровища, и война стала неизбежной.

Под Троей Менелай сразился в поединке с Парисом, и только вмешательство Афродиты спасло его соперника от гибели. Он также доблестно оборонял от троянцев тело убитого Патрокла и входил в число греческих воинов, укрывшихся в деревянном коне; в ночь падения Трои Менелай убил троянского царевича Деифоба, ставшего мужем Елены после смерти Париса.

После победы Менелай вместе с Еленой отплыл на родину, но у берегов Пелопоннеса попал в страшную бурю, которая отбросила его к берегам Крита. Он скитался восемь лет, побывал на Кипре, в Финикии и Египте, где приобрел, по Гомеру, много сокровищ.

По возвращении в Спарту Менелай как зять Зевса (божественного отца Елены) удостоился поселения на Елисейских полях.

По Павсанию, в Аркадии находился старый платан, посаженный Менелаем, когда он собирал войско для похода под Трою, а в Спарте показывали дом, в котором некогда жили Менелай с Еленой. МЕНРВА

Этрусская богиня материнства, покровительница рожениц. Позднее почиталась как покровительница ремесла и ремесленников, воительница и защитница этрусских городов. Изображалась в полном вооружении и с копьем в руке. Вместе с Тином и Уни Менрва входила в этрусскую триаду богов (у римлян Юпитер — Юнона — Минерва). МЕРКУРИЙ

Римский бог торговли, прибыли и обогащения. Матерью Меркурия считалась Майеста. Верили, что Меркурий может обеспечить не только торговую прибыль, но и указать зарытый клад.

Отождествление Меркурия с греческим Гермесом привело к усложнению образа, он стал проводником душ в мире мертвых, вестником и прислужником богов, покровителем искусств и ремесел, знатоком тайн магии и астрологии. МЕТАМОРФОЗЫ

Способность божеств и чародеев самих превращаться в различные предметы и животных и превращать людей — также в предметы, животных, растения, созвездия и камни. Метаморфозам посвящена, в частности, знаменитая одноименная поэма Овидия. МЕТИДА (МЕТИС)

Греческая богиня мудрости, первая супруга Зевса, проглоченная им после предсказания, что она должна родить сына, который свергнет своего отца. МИНЕРВА

Римская богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в так называемую «капитолийскую триаду», которой был посвящен храм на Капитолии.

Минерву почитали как покровительницу ремесел и искусств, писателей и актеров, музыкантов, врачей и учителей. Поздняя традиция отождествила Минерву с греческой Афиной, что сообщило Минерве черты богини мудрости и войны и покровительницы городов. МИНОС

В греческой традиции один из трех (наряду с Сарпедоном и Радамантом) сыновей Зевса и Европы, рожденных ею на Крите и усыновленных критским царем Астерием. Минос царствовал на Крите после смерти Астерия. Женой Миноса была Пасифая (дочь бога Гелиоса), которая навлекла на Крит бедствия, породив чудовищного Минотавра. Минос заключил Минотавра в лабиринт.

Позднее Минотавра убил с помощью Ариадны (дочери Миноса) герой Тесей. После смерти Минос оказался в аиде. По мифу, раз в девять лет в Идейской пещере он беседует с Зевсом, а в аиде он вместе с Радамантом и Эаком судит умерших, держа в руках золотой скипетр.

Позднегреческая крито-микенская основа мифа настолько возобладала над архаическими чертами, что Минос стал восприниматься как полуисторическое лицо. МИНОТАВР

В греческой мифологии чудовище, получеловек-полубык, рожденный Пасифаей, дочерью бога Гелиоса, от быка, посланного богом Посейдоном (или от самого Посейдона). Минотавр охранял подземный лабиринт на острове Крит; ему в жертву каждые семь лет приносили по семь юношей и девушек — это была плата афинян за убийство сына критского царя Миноса. В очередную семерку вошел по доброй воле и царевич Тесей.

Аполлодор сообщает: «Тесея причисляют к тем, кого отдавали на съедение Минотавру. Но, как сообщают некоторые, Тесей предложил себя по собственной воле… Когда он прибыл на Крит, в него влюбилась Ариадна, дочь Миноса, и сказала, что будет помогать Тесею, если он согласится взять ее в жены и увезти в Афины. Тесей согласился, подтвердив клятвой свое согласие, и тогда она попросила Дедала показать, как можно выйти из лабиринта. По совету Дедала она дала Тесею, вошедшему в лабиринт, нитку. Тесей привязал ее к двери и стал тянуть за собой, двинувшись в глубь. Найдя Минотавра в самой отдаленной части лабиринта, Тесей набросился на него с кулаками и убил его; держась за нить, он вышел обратно наружу». МИРМИДОНЯНЕ

В греческой традиции ахейское племя в Фессалии, получившее свое название получили от Мирмидона — сына Зевса и Эвримедусы, к которой Зевс явился в образе муравья (греч. «мирмекс»). По Гомеру, мирмидоняне сражались под Троей, выполняя все повеления своего вождя Ахилла. МИТРА (МИФРА)

Древне-иранский бог договоров и божество солнца (последним объясняется появление в поздней мифологической традиции таких синкретических персонажей, как Митра-Гелиос и Митра-Гефест).

Культ Митры был заимствован римлянами и получил широкое распространение в Римской империи. Римская традиция трактовала Митру как олицетворение силы и мужества (Митра — победитель быка). Известны ритуалы в честь Митры (митраические мистерии) и многочисленные ритуальные сооружения в честь этого божества (митрейоны). Особую популярность Митра приобрел у римских легионеров, от Евфрата до Рейна. В 307 г. Митра был объявлен в Риме Sol Invictus, то есть «непобедимым солнцем»; день его рождения справлялся 25 декабря.

Ксенофонт писал о поклонении Митре персидского героя Кира Младшего, Ктесий — о жертвоприношениях Митре, совершаемых персидскими царями, Курций Руф — о поклонении Дария III Митре, солнцу и вечному огню. В эллинистическую эпоху прослеживаются, в первую очередь на территории восточных государств, следы «комбинации» образов Геракла и Митры. МОЙРЫ

Греческие богини судьбы. По разным источникам, Мойр либо одна, либо трое (последнее — наиболее распространенный вариант). Имена Мойр — Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая») и Атропос («неотвратимая»); Лахесис назначает человеку жребий еще до рождения, Клото прядет нить его судьбы, а Атропос неумолимо приближает будущее.

Платон в своем трактате «Государство» описывает устройство загробного мира. По его словам, на веретене Ананке, богини необходимости и матери Мойр, «сидят, каждая на своем престоле… Мойры… во всем белом, с венками на головах… Лахесис воспевает прошлое, Клото — настоящее, Атропос — будущее. Время от времени Клото касается своей правой рукой наружного обода веретена, помогая его вращению, тогда как Атропос своей левой рукой делает то же самое с внутренними кругами, а Лахесис поочередно касается рукой того и другого».

Хотя Мойры — богини судьбы, в мифах не раз подчеркивается, что судьбы определяет и решает сам верховный бог Зевс. Так, у Гомера он взвешивает человеческие судьбы на золотых весах; вдобавок, Зевса нередко именуют Мойрагетом, то есть «водителем мойр». Однако, по замечанию Павсания, Зевс лишь «знает человеческие дела и все то, что назначили Мойры».

Гесиод приписывает Мойрам (наравне с Керами) кровожадность и подчеркивает в их облике когтистые лапы, которые они запускают в тела раненых на поле битвы.

В римской мифологии Мойрам соответствуют парки. МОЛИ

В античной традиции чудесное растение, лучшее средство против злых чар и враждебных человеку потусторонних сил. МОМ

Греческий бог злословия, сын Никты, брат Танатоса, Гипноса, Гесперид, Мойр, Немесиды и Эриды. Именно по совету Мома Зевс начал Троянскую войну, чтобы, истребив человеческий род, облегчить бремя земли.

В конце концов Зевс изгнал Мома с Олимпа за его постоянное злословие против богов. МОРФЕЙ

Греческий бог сна, один из сыновей Гипноса. Морфей способен с легкостью менять обличия и формы и являться людям во сне. МУЗЫ

В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы — богини поэзии, искусств и наук. Эрато — муза лирической поэзии, Каллиопа — поэзии эпической, Клио — муза истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — религиозной поэзии, Терпсихора — танца, Талия — комедии, Урания — астрономии, Эвтерпа — эротической поэзии. Как правило, Музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».

Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.

Среди потомства Муз — корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

<p>Н НАЯДЫ

В греческой мифологии нимфы источников, ручьев и родников. Всего их насчитывается до трех тысяч; как сказано у Гесиода:

все имена их назвать никому из людей не под силу.

Знает названье потока лишь тот, кто вблизи обитает.

Наяды охраняют воды своих обиталищ; эти воды обладают целительным действием, и купание в них может излечить хворь. Павсаний сообщает: «Стадиях в пятидесяти от Олимпии находится поселение элейцев, Гераклея; около него протекает река Кифера. В реку тут впадает источник, а у источника есть святилище нимф… Купающиеся в этом источнике получают исцеление от всяких болезней и недугов». Страбон упоминает наяд вместе с корибантами, тельхинами и куретами, что позволяет предположить древнейшую хтоническую природу этих нимф. НЕКТАР

В греческой мифологии напиток богов, который поддерживал вечную юность божеств и обеспечивал им бессмертие. НЕМЕСИДА (НЕМЕЗИДА, АДРАСТЕЯ)

Греческая богиня справедливости, дочь Никты. Она карает тех, кто преступает закон, немедленно запоминает любую человеческую несправедливость. По одному из мифов, Немесида — наложница Зевса и мать Елены. Спасаясь от преследований бога, она превратилась в гусыню, тогда как Зевс стал лебедем. Снесенное Немесидой яйцо было найдено пастухом, принесено Леде, спрятавшей его в ларец. Из этого яйца и вылупилась Елена.

Наиболее известен храм Немесиды близ Марафона, где находилась статуя богини, изваянная Фидием. НЕМИ

Озеро в Альбанских горах, поблизости от которого находились святилище и священная роща Дианы. НЕПТУН

Римский бог водных просторов и воды (влаги) вообще. Морскому Нептуну поклонялись моряки, рыбаки и те, кто отправлялся в морское путешествие. В поздней традиции Нептун был отождествлен с греческим Посейдоном.

Супруга Нептуна — Салация (salum, «движение моря»); она отождествлялась с греческой Фетидой. НЕРЕИДЫ

В греческой мифологии морские божества, дочери бога моря Нерея. Аполлодор сообщает: «От Нерея и Дориды, дочери Океана, родились нереиды…» По Аполлодору, нереид сорок пять. Они благосклонны к людям и помогают им. К нереидам принадлежала Фетида, мать героя Ахилла. Она, в частности, провела корабль аргонавтов мимо Скиллы и Харибды и мимо скал Планктов, «над которыми было видно огромное пламя и тучи дыма, поднимавшиеся кверху». НЕРЕЙ

Греческий бог моря, отец нереид, «морской старец», сын Геи и Понта. Он обладает даром предвидения, но для того чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно морской стихии, меняет свой облик. НЕСТОР

В греческой традиции царь Пилоса. «Илиада» изображает Нестора старцем, славящимся мудростью и житейским опытом, к нему обращаются за советом самые храбрые вожди. НИКЕ (НИКА)

Греческая богиня победы, изображавшаяся в облике крылатой женщины с победным венком на голове. НИКТА (НИКС)

Греческая богиня ночи, дочь Хаоса, сестра Эреба. Никта породила Танатоса (Смерть), Гипноса (Сон), Мойр, Гесперид, Эриду, Эфира, Гемеру (день), Немесиду и Мома. Жилище Никты расположено в бездне Тартар Гесиод говорит:

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись…

Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.

Смерть родила она также и Сон, и толпу сновидений.

Мома потом родила и Печаль, источник страданий,

И Гесперид — золотые прекрасные яблоки холят

За океаном они на деревьях, плоды приносящих.

Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих…

Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных,

Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье,

Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.

Античность воспринимала ночь как амбивалентный символ, что вполне подтверждается приведенным выше отрывком. С одной стороны, Ночь — «страшная», она порождает смерть, раздор, обман, старость; с другой стороны, от Ночи происходят день, то есть свет, справедливость (Немезида), плодородие и бессмертие (Геспериды с их золотыми яблоками). То есть ночь означает и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание дня, обещание дневного света. НИМФЫ

В греческой мифологии божества природы. Нимфы делятся на водных (наяды, нереиды, океаниды, лимнады), горных (агростины, ореады), древесных (дриады, гамадриады, альсеиды, мелиады) и др. Главными среди нимф считаются водные. От браков нимф с богами рождаются герои (так, от брака Зевса и Эгины родился герой Эак). Как правило, нимф изображали в образе прекрасных полуобнаженных девушек.

Ф. Жерар. Купидон и Психея. Холст (1798 г.).

Гомер в «Одиссее» так описывает грот нимф на острове Итака:

В самой вершине залива широкосенистая зрится

Маслина; близко ее полутемный с возвышенным сводом

Грот, посвященный прекрасным, слывущим наядами нимфам.

Много в том гроте кратер и больших двоеручных кувшинов

Каменных: пчелы, гнездяся в их недре, свой мед составляют;

Также там много и каменных длинных станов; за станами

Сидя, чудесно одежды пурпурные ткут там наяды;

Вечно шумит там вода ключевая; и в гроте два входа:

Людям один лишь из них, обращенный к Борею, доступен;

К Ноту ж на юг обращенный богам посвящен — не дерзает

Смертный к нему приближаться, одним лишь бессмертным открыт он. НОРТИЯ

Этрусская богиня судьбы, изображалась молодой женщиной с крыльями за спиной и гвоздем в руке. НОТ

Греческий бог южного ветра, сын Эос, брат Борея, Зефира и Эвра. Изображался обычно с бородой и крыльями. НУМА ПОМПИЛИЙ

В римской традиции второй царь Рима, установитель законов. По Ливию, Нума ввел религиозные обряды и установил жреческие и ремесленные коллегии. Возлюбленной и советчицей Нумы в государственных делах считалась нимфа Эгерия.

<p>О ОГДОАДА

В египетской мифологии восемь богов города Гермополя. Огдоаду составляли четыре пары божеств, из которых возник мир. Эти боги изображались с головами лягушек, а богини — с головами змей. В Огдоаду входили: Нун и Наунет (вода), Ху и Хаухет (пространство), Амон и Амаунет (сокрытое), Кук и Каукет (мрак). Впоследствии, когда Амон стал главным богом египетского пантеона, возник миф о появлении Огдоады в Фивах. ОДИССЕЙ

В греческой традиции герой, царь острова Итака, сын Лаэрта (Сисифа) и — по материнской линии — внук Гермеса, «унаследовавший» хитроумие и изобретательность своего деда (отсюда его постоянный эпитет — «многоумный Одиссей»).

По Гомеру, Одиссей не хотел участвовать в походе на Трою и притворился безумным, однако был изобличен Паламедом (которому впоследствии отомстил) и все же отплыл к Трое с другими ахейскими вождями. Он помог ахейцам найти Ахилла, вместе с Менелаем вел в Трое мирные переговоры, после смерти Ахилла получил доспехи погибшего героя; захватив троянского прорицателя Гелена, Одиссей узнал от него, что одно из условий победы ахейцев — овладение статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в храме богини в Трое. Под видом нищего Одиссей проник в осажденный город и похитил палладий.

Когда очередной штурм Трои окончился неудачей, именно Одиссей подал ахейцам мысль о постройке деревянного коня.

После падения Трои Одиссей, как и другие ахейские вожди, отправился домой, но волей богов его возвращение на Итаку затянулось. Он побывал у лотофагов, у киклопов, ослепил киклопа Полифема, который призвал на Одиссея проклятие своего отца бога Посейдона, чей гнев преследовал Одиссея до самого возвращения на родину. Дальнейшие скитания и подвиги Одиссея включают в себя схватку с великанами-лестригонами, пребывание на острове волшебницы Кирки (она превратила в свиней половину спутников Одиссея, и та же участь постигла бы и самого героя, если бы Гермес не вооружил его чудодейственным корнем «моли», отвращающим действие всякого волшебства), посещение подземного царства (от тени прорицателя Тиресия Одиссей узнал об опасностях, ожидающих его по пути на родину и в собственном доме на Итаке), благополучный проход мимо острова сирен (Одиссей заткнул спутникам уши воском, а сам привязался к мачте) и между Скиллой и Харибдой, заключение в гроте нимфы Каллипсо и т. д.

По прибытии на Итаку Одиссей узнал, что его считают погибшим и что к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, бесчинствующие в ее доме. По внушению Афины Пенелопа устроила для женихов состязание в стрельбе из лука, принадлежавшего Одиссею, и никто из них не смог даже натянуть тетиву, Одиссей же, завладев луком и стрелами, вместе со своим сыном Телемахом и с помощью Афины убил всех женихов. Афина с согласия Зевса установила мир между Одиссеем и родственниками убитых, и Одиссей остался мирно царствовать на Итаке.

Ф. Приматиччио. Одиссей и сирены. Холст (ок. 1550 г.).

Одиссей и Скилла. Иллюстрация к «Легендам Греции и Рима» (1930 г.).

По Аполлодору, некоторое время спустя на Итаку прибыл Телегон — сын Одиссея и Кирки, посланный матерью на розыски отца. В стычке Телегон, прежде чем противники успели узнать имена друг друга, Телегон смертельно ранил отца.

Погребен Одиссей на острове Кирки. ОЙКУМЕНА

В античных представлениях освоенный человеком мир. ОКЕАН

1. Греческий бог одноименной реки, омывающей землю, титан, сын Урана и Геи, брат и супруг Тефиды, с которой породил три тысячи дочерей — океанид — и столько же сыновей — речных потоков. Океан не участвовал в битве титанов против Зевса и сохранил свою власть, а также доверие олимпийцев. Он отец Метиды — первой супруги Зевса.

2. Мировая река, окружающая обитаемую землю, граница между миром жизни и смерти. В Океане берут начало все морские течения, из него восходят и в него опускаются солнце, луна и звезды (кроме созвездия Большой медведицы). ОКЕАНИДЫ

В греческой мифологи нимфы, дочери бога Океана. ОЛИМП

В греческой мифологии гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают богини Горы. ОЛИМПИЙСКИЕ БОГИ (ОЛИМПИЙЦЫ)

В греческой мифологии божества младшего поколения, победители титанов и гигантов. Прозвище богов связано с местом их обитания — горой Олимп. К олимпийским богам причисляли Зевса, Геру, Посейдона, Деметру, Гермеса, Афину, Аполлона, Артемиду, Пана, Гестию, Гефеста и Афродиту (реже — Диониса, Геракла и др.). ОПС

Римская богиня плодородия, богатой жатвы, посевов.

С III в. до н. э. Опс стали отождествлять с Реей и считать женой Сатурна. По Макробию, окружавшая культ Опс таинственность вызвала представление о богине как о покровительнице Рима, имя которой табуировано. ОРАКУЛ

В античной традиции место, в котором получали ответ божества на заданный вопрос, а также само предсказание. Оракулы-предсказания давались в различных формах — в знамениях, снах, при помощи жребия, в форме изречений, по полету птиц и др.; существовали также оракулы мертвых.

Наиболее известные греческие оракулы — Дельфийский, Додонский и оракул в Эпидавре. ОРГИЯ

В античной традиции священнодействия в мистериях Деметры и Диониса. От последних, с присущими им безумствами, исступлением и разнузданностью, это слово и приобрело свое современное значение. ОРЕАДЫ

В греческой мифологии нимфы гор и лесов. ОРЕСТ

В греческой традиции сын Агамемнона и Клитемнестры. После смерти отца бежал из родного дома и рос на чужбине. Достигнув совершеннолетия, Орест получил от дельфийского оракула приказ отомстить за смерть отца. Он вернулся в Микены и убил Клитемнестру и ее любовника Эгисфа. По Эсхилу, преследуемый за пролитие крови матери Эринниями, Орест по совету Аполлона обратился за помощью к Афине, которая передала дело об убийстве Клитемнестры на рассмотрение суда афинских старейшин на холме Ареса в Афинах. Благодаря заступничеству Афины, голоса судей разделились поровну, что по условиям афинского суда означало оправдание. ОРФ (ОРТ, ОРТР)

В греческой мифологии двуглавый пес великана Гериона, порождение Тифона и Эхидны, брат Кербера. Кроме двух собачьих голов, у Орфа еще семь голов дракона. Он сошелся со своей матерью, которая родила от него Сфинкс (Сфингу).

Аполлодор рассказывает о подвигах Геракла: «Десятым подвигом Эврисфей назначил ему привести коров Гериона из Эритеи. Эритея была остров, расположенный вблизи океана… На этом острове обитал Герион… Он обладал телом, сросшимся из трех человеческих тел, соединенных между собой до пояса, но разделявшихся от подреберья и бедер. Ему принадлежали красные коровы, которых… сторожил двуглавый пес Ортр, порожденный Эхидной и Тифоном…

Обжигаемый лучами солнца во время похода, Геракл направил свой лук против бога Гелиоса, и тот, пораженный его мужеством, дал ему золотой кубок, в котором Геракл и переплыл Океан. Прибыв в Эритею, Геракл расположился для ночлега на горе Абанте. Собака, учуяв его, кинулась к нему, но Геракл отразил ее дубиной и убил пастуха… прибежавшего ей на помощь». ОРФЕЙ

В греческой традиции сын Аполлона и музы Каллиопы, певец и музыкант, искусством которого восхищались не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов. Когда жена Орфея Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, он отправился за ней в царство мертвых и покорил своей музыкой и песнями Кербера, Эринний, Персефону и самого Аида. Последний обещал вернуть Эвридику на землю, если Орфей исполнит его просьбу — не смотреть на жену, прежде чем войдет в свой дом. Орфей согласился, но не смог преодолеть искушение, обернулся — и Эвридика навсегда осталась в царстве смерти.

Орфей не почитал Диониса и называл величайшим богом Гелиоса. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад, которые растерзали Орфея и разбросали повсюду части его тела, собранные и погребенные затем Музами. Тень Орфея спустилась в аид, где соединилась с Эвридикой, а голова певца оказалась на острове Лесбос, где пророчествовала и творила чудеса. По Овидию, вакханки, растерзавшие Орфея, были превращены в дубовые деревья.

По Еврипиду, Орфей — учредитель вакхических оргий, а по Аристотелю — основатель древних религиозных обрядов, посвященный в Самофракийские мистерии.

С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), сложившаяся в VI в. до н. э. в Аттике. ОСИРИС (УСИР)

В египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат и муж Исиды, отец Гора. Он был четвертым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ.

Обычно Осириса изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила в нем сохраняется всегда, даже в мертвом.

Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимался судьей загробного мира. Считалось, что покойный предстает перед Осирисом, когда его сердце взвешивается на весах: на одной чаше изображение богини истины Маат, на другой — сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.

В эллинистический период культ Осириса слился с культом священного быка Аписа; новый бог Серапис (Осирис-Апис) приобрел широкую известность за пределами Египта. В Греции и Риме культ Осириса слился с культами других восточных богов умирающей и воскресающей природы — Аттиса, Адониса, Таммуза. ОСТРОВА БЛАЖЕННЫХ (ЭЛИЗИЙ)

В античной традиции страна на западном краю земли, где обитают души смертных, чья жизнь была признана судьями загробного мира (Миносом, Эаком и Радамантом) праведной и благочестивой. На Островах блаженных царствует Кронос. Здесь царит вечная весна. Души праведников проводят время в беседах и гуляют по Елисейским полям — прекрасному лугу неувядающих цветов, окруженному лесом.

<p>П ПАКС

Римская богиня мира, культ которой был введен императором Августом, посвятившим Пакс алтарь на Марсовом поле. Пакс изображалась женщиной с кадуцеем, рогом изобилия, колосьями или оливковой ветвью. ПАЛАТИН

Один из римских холмов, древнейшая обитаемая часть Рима, где и находился основанный Ромулом так называемый «квадратный Рим» (Roma quadrata). ПАЛЕС

Римское пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохранились посвящения Палес и как женскому, и как мужскому божеству; впрочем, женских все-таки больше.

По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палес, поэтому богиню считали тайной покровительницей Рима и причисляли ее к пенатам. В праздник Палилий богине приносили мед и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла, разжигали из серы и разных трав костры, между которыми проводили для очищения стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили Палес защитить людей, скот, собак, снять с пастухов и животных скверну, навлеченную невольной провинностью против сельских святилищ, рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от фавнов и нимф.

В период империи Палилии справлялись и как день рождения Рима. ПАЛИКИ

В греческой мифологии демонические существа, близнецы, сыновья Зевса и музы Талии. По мифу, они наказывали клятвопреступников и помогали несправедливо обиженным. ПАЛЛАДИЙ

Статуя Афины Паллады со щитом и поднятым копьем. Эта статуя считалась покровительницей города, в котором хранилась. Наиболее известен троянский палладий, упавший с неба. Перед гибелью Трои его похитили Одиссей и Диомед.

По римскому преданию Эней, прибыв в Рим, привез троянский палладий с собой. Он хранился в храме Весты. ПАН

Греческий бог стад, полей и лесов, сын нимфы и Гермеса. Отца и других богов-олимпийцев вид козлоного младенца развеселил, и они нарекли его Паном («понравившийся всем»).

Вместе с сатирами и силенами Пан входил в свиту Диониса. Он был известен своим пристрастием к вину и веселью. Многие мифы повествуют о преследовании Паном нимф. Пан умеет наводить на людей беспричинный, панический, страх, особенно во время летнего полдня.

Пана особенно почитали в Аркадии, где находилась его священная гора. Известно также святилище Пана в пещере на склоне афинского акрополя.

В предании, изложенном Плутархом, о смерти Пана этот бог выведен как символ уходящего античного мира.

В римской мифологии Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов). ПАНАФИНЕИ

Главный праздник в честь богини города Афины, учрежденный Тесеем. Праздновался раз в четыре года, в середине лета. ПАНДОРА

В греческой мифологии первая женщина, созданная Афиной и Гефестом по приказу Зевса. Гефест слепил ее, смешав землю с водой, Афина одела Пандору в серебряное платье и увенчала золотым венцом. По замыслу Зевса, она должна была принести людям соблазны и несчастья.

По Гесиоду, Пандору одарили Хариты и Горы, а Гермес вложил ей в грудь лживую и хитрую душу. Пандора соблазнила Эпиметея — брата Прометея (последний уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса). Когда Пандора открыла сосуд, врученный ей богами, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как Пандора захлопнула крышку; так люди оказались лишены даже надежды на лучшую жизнь. ПАРЕНТАЛИИ

В римской традиции праздник памяти умерших — манов. Отмечался в феврале. ПАРИС (АЛЕКСАНДР)

В греческой традиции троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Парис воспитывался вдалеке от дома, на горе Ида, где и состоялся «суд Париса» над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой.

Воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, Парис похитил его жену — красавицу Елену и царские сокровища. Коварный поступок Париса послужил причиной Троянской войны. При осаде Трои от стрелы Париса, направляемой Аполлоном, погиб Ахилл, но и сам П. не смог избежать отравленной стрелы ахейца Филоктета. ПАРКИ

В римской мифологии богини судьбы. Авл Геллий говорит: «…Древние римляне… считали, что в соответствии с природой роды у женщин происходят не иначе, чем на девятом или десятом месяце, поэтому они трем Судьбам и дали имена от названия рождения, а также от девятого и десятого месяцев». Геллий указывает, что Парка — имя собственное и означает «рождение»; по другим источникам, парок звали Нона, Децима и Морта (то есть «смерть»). Иногда парок называли фатами. ПАРНАС (ПАРНАСС)

В греческой мифологии место обитания Аполлона и муз, гора в Фокиде. У подножия Парнаса находились города Криса и Дельфы с оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ — источник поэтического вдохновения. Пещеры горы считались местом обитания нимф. На Парнасе, по Овидию высадился спасшийся от потопа Девкалион. ПАТРОКЛ

В греческой традиции герой, соратник Ахилла в Троянской войне. Когда Ахилл отстранился от участия в боях и положение греков стало критическим, Патрокл надел доспехи своего друга и на его колеснице, запряженной бессмертными конями, обратил троянцев в бегство, сразив свыше 20 троянских воинов, в том числе героя Сарпедона. Увлеченный боем, он преследовал троянцев до самых стен Трои и там погиб от руки Гектора, которому помог Аполлон.

В завязавшейся схватке над убитым Гектору удалось совлечь с него доспехи, тело же Патрокла ахейцы, возглавляемые Менелаем и обоими Аяксами, отбили и унесли в лагерь. Здесь Ахилл устроил Патроклу торжественные похороны. По Павсанию, боги даровали Патроклу бессмертие; он был перенесен на остров Левка, где после смерти обитал и Ахилл. ПЕАН (ПЭАН)

В греческой традиции торжественная песнь в честь Аполлона. Название происходит от эпиклесы (прозвища) Аполлона — Пеан («помощник в беде»); Аполлона призывали возгласами «иэ Пеан».

В классическую эпоху появились пеаны, обращенные к другим богам и даже к людям. ПЕГАС

В греческой мифологии крылатый конь, возник из крови Горгоны Медузы, убитой Персеем. Аполлодор сообщает: «Подойдя близко к спящим сестрам, Персей, руку которого направляла богиня Афина, отвернулся, глядя в медный щит, где видел отражение Горгоны, обезглавил Медузу. Как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуза родила их от бога Посейдона».

Пегас — могучий конь, белый, с золотыми крыльями; у него шелковистая грива, а его дыхание распространяет аромат цветов. По Гесиоду, Пегас приносит Зевсу громы и молнии. Пиндар, впрочем, утверждает, что Пегаса пленил герой Беллерофонт, накинув на него золотую уздечку:

…Многое претерпел,

Взнуздывая над бьющими ключами

Исчадие змеистой Горгоны —

Пегаса,

Пока меченную золотом узду

Не подала ему дева Паллада.

В вещем сне она молвила ему:

«Ты спишь, сын Эола?

Конская чара — вот она…»

…Ринувшись, схватил,

Кроткой чарою оттянув ему челюсть,

Сильный Беллерофонт — крылатого коня,

И в пляске,

Меднодоспешный, взлетел ему на хребет.

Отсюда,

С пустого лона холодного эфира,

Сыпал он стрелы на воинство лучниц-амазонок,

Отсюда поразил он Солимов

И Химеру, дышащую огнем…[68]

Когда же Беллерофонт попытался взлететь на Пегасе на небо, боги посмеялись над его дерзостью и сбросили героя с заоблачной высоты, а его коня Зевс впряг в свою колесницу.

Ударом копыта Пегас выбил на горе Геликон источник Гиппокрена. Павсаний сообщает: «Если от рощи муз подняться кверху стадий на двадцать, то там есть источник, называемый Гиппокрена (Ключ коня). Говорят, что его сделал конь Беллерофонта, ударив копытом в землю». Этот источник славен тем, что поэты черпают из него вдохновение. ПЕЙТО

Греческая богиня убеждения, постоянная спутница Афродиты. ПЕЛАСГ (ПЕЛАЗГ)

В греческой традиции герой, рожденный землей (или сын Зевса), прародитель племени пеласгов — коренного населения Греции. ПЕЛИЙ

В греческой традиции царь Иолка. По настоянию Пелия его племянник Ясон отправился в поход за Золотым руном. За время отсутствия Ясона Пелий погубил его семью. Жена Ясона волшебница Медея покарала Пелия: по ее наущению дочери царя зарезали отца и сварили его в котле, поверив Медее, что Пелий после этого воскреснет омоложенным. Когда Пелий погиб, Медея и Ясон были изгнаны, а в Иолке воцарился сын Пелия Акает. ПЕЛОП (ПЕЛОПС)

В греческой мифологии герой, сын Тантала. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и подал им угощение, приготовленное из тела сына. Разгневанные боги, отвергнув нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены П. в котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой. Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно.

От имени Пелопа получил свое название Пелопоннес («остров Пелопа»). С именем Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. В Олимпии находился священный участок Пелопа, где совершались ежегодные обряды и жертвоприношения. ПЕНАТЫ

Римские божества-хранители. Они охраняют дом и особенно запасы продовольствия. Иногда пенатов отождествляли с ларами. Кроме пенатов домашних и семейных, были пенаты «государственные», всего римского народа. Эти пенаты считались залогом непобедимости и вечности Рима. ПЕНЕЛОПА

В греческой традиции двоюродная сестра Елены, супруга Одиссея. По Гомеру, Пенелопа — верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа, который отсутствовал двадцать лет. Несмотря на домогательства многочисленных женихов, Пенелопа всячески уклонялась от выбора нового мужа. По внушению Афины она пообещала выйти замуж за победителя в состязании в стрельбе из лука Одиссея. С помощью этого лука женихов убил сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме.

По Аполлодору, после смерти Одиссея Пенелопу взял в жены Телегон, сын Одиссея и Кирки, случайно убивший своего отца. Кирка даровала им обоим бессмертие и перенесла на Острова блаженных.

Известно также предание, что Пенелопа изменяла Одиссею и родила от Гермеса бога Пана. ПЕРСЕЙ

В греческой традиции герой, сын аргосской царевны Данаи и Зевса, который проник к его матери золотым дождем. Повзрослев, Персей отправился на розыски Горгоны Медузы. Он достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали грайи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их грайям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Получив от нимф эти дары и вооружившись острым ножом, подарком Гермеса, Персей поднялся в воздух на крылатых сандалиях и отрубил голову Медузе (при этом он смотрел в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень). От других горгон П. скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку.

В Эфиопии Персей спас Андромеду, царскую дочь, отданную на съедение морскому чудовищу, и взял Андромеду в жены. Дары, с помощью которых он совершил подвиги, были возвращены Гермесу и нимфам, а голову Медузы водрузила на свою эгиду Афина. ПЕРСЕФОНА (КОРА)

Греческая богиня царства мертвых, дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который похитил ее с разрешения Зевса. В Гомеровском гимне к Деметре рассказывается, что Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых. Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид дал Персефоне вкусить зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Треть года богиня находится среди мертвых, а две трети проводит с матерью, радость которой возвращает земле изобилие.

Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону у Аида. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых.

Особую роль играет Персефона в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она родила Загрея, впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.

В римской мифологии Персефоне соответствует Прозерпина. ПИГМЕИ (ПИХИЕИ)

В греческой традиции племя карликов, обитавшее к югу от Египта или во Фракии (варианты: в Малой Азии, в Индии). Размером пигмеи, по Страбону, от муравья до мартышки.

В греческих мифах наиболее известные деяния пигмеев — гераномахия и геракломахия. Гераномахия — война пигмеев с журавлями, которую пигмеи ведут каждый год, верхом на куропатках, баранах или козлах, с целью похитить или разбить яйца журавлей. Нападение пигмеев на Геракла, отдыхавшего после убийства Антея (брата пигмеев) получило название геракломахии. Геракл собрал пигмеев в шкуру немейского льва и отнес к Эврисфею. ПИЕТАС

Римская богиня долга (детей перед родителями, граждан перед государством и т. п.) ПИК (ПИКУС)

Римский бог лесов, дававший оракулы, супруг Помоны и возлюбленный Кирки; последняя превратила его в дятла за то, что он отверг ее любовь. По Овидию, Пик — отец Фавна.

У римских авгуров Пик-дятел как священная птица бога Марса считался особенно пригодным для гадания. ПИЛУМН И ПИКУМН (ПИЛУМН И ПИТУМН)

Римские боги брака и рождения. Перед домом роженицы этим богам ставилось ложе, убиравшееся после того, как отец признает новорожденного. Считалось, что Пилумн вместе с богинями Интерцедоной и Деверрой защищают роженицу и младенца от бога дикой природы Сильвана.

По Сервию, Пилумн и Пикумн — цари Лаврента. Первый изобрел пест для дробления зерна, а Пикумн ввел унавоживание полей. ПИФИЯ

Жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Впадая в экстатическое возбуждение, пифия давала от имени божества предсказания, которые жрецы затем переводили в стихотворную форму. ПИФОН (ДЕЛЬФИНИЙ)

В греческой мифологии чудовище, гигантский змей, отпрыск Матери-земли Геи. Павсаний, рассуждая о том, откуда взялось название города Дельфы, который также называли Пифоном, сообщает: «…сказание, которое особенно широко распространено среди людей, говорит, что тот, кто был здесь поражен стрелой Аполлона, сгнил и что от этого дано городу название Пифон… Убитого же Аполлоном поэты считают драконом и говорят, что он был поставлен Геей-Землей сторожем прорицалища». Аполлон, убив Пифона, основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры. ПИЭРИДЫ

В греческой мифологии другое название муз. Павсаний сообщает, что это прозвище музы получили от имени некоего Пиера: «С течением времени… прибыл сюда Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне… Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми муз, были внуками Пиера». Правда, Овидий в «Метаморфозах» приводит несколько отличный вариант мифа:

И удивленной рекла богине богиня: «Недавно

Птиц приумножили сном побежденные в споре сороки.

Их же богатый Пиер породил на равнине пеллейской…

Вот возгордилась числом толпа тех сестер безрассудных.

Множество градов они гемонийских прошли и ахайских,

К нам пришли и такое состязанье затеяли речью:

„Полно вам темный народ своею обманывать ложной

Сладостью! С нами теперь, феспийские, спорьте, богини,

Если себе доверяете вы! Ни искусством, ни звуком

Не победить нас. Числом на столько же. Иль уступите,

Сдавшись, Медузы родник заодно с Аганиппой гигантской,

Иль эмафийтские вам мы равнины уступим до самых

Снежных пеонов, — и пусть нам нимфы судьями будут“».

Музы приняли вызов дочерей Пиера и вступили в состязание, которое завершилось их победой.

Старшая наша сестра ученую кончила песню.

Хором согласным тогда геликонским победу богиням

Нимфы судили. Когда ж побежденные стали в них сыпать

Бранью, сказала она: «Для вас недостаточно, видно,

От посрамленья страдать; к вине прибавляете ругань

Злобную, но и у нас иссякло терпенье; вступим

Мы на карающий путь, своему мы последуем гневу».

Лишь засмеялись в ответ Эмсафиды, презрели угрозы.

Вновь пытались они говорить и протягивать с криком

Наглые руки свои; но увидели вдруг, что выходят

Перья у них из ногтей, что у них оперяются руки.

Видят, одна у другой, как у всех на лице вырастает

Жесткий клюв, а в лесу появляются новые птицы.

В грудь хотят ударять, но, руками взмахнув и поднявшись,

В воздухе виснут уже — злословие леса — сороки.

В птицах доныне еще говорливость осталась былая,

Резкая их трескотня и к болтливости лишней пристрастье. ПЛЕЯДЫ

В греческой мифологии семь дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. Плеяд преследовал охотник Орион, пока они не превратились в голубей. Зевс вознес их в виде созвездия на небо. По другому варианту мифа Плеяды превратились в созвездие после смерти их брата Гиада и сестер Гиад. ПЛУТОН

В греческой мифологии одно из имен бога Аида — владыки царства мертвых. ПЛУТОС

Греческий бог богатства, сын Деметры и Иасиона, родившийся на Крите. Он дарует людям обилие запасов и стад. Под влиянием элевсинского культа Деметры Плутоса стали отождествлять с Плутоном (Аидом): бог мертвых мыслился обладателем несметных подземных богатств. По Аристофану Плутос — слепой старец, не ведающий справедливого распределения богатства. ПОДАЛИРИЙ

В греческой традиции сын бога Асклепия, унаследовавший вместе с братом Махаоном от отца искусство врачевания. В историческое время почитался как герой-целитель. ПОРТУН

Римский бог дверей, входа в реку или море, гаваней. ПОСЕЙДОН

Греческое божество, один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми поделил господство над миром. Он получил в удел море, Зевс — небо, Аид — подземное царство.

В мифах многократно описывается буйный и непокорный нрав Посейдона: он участвовал в мятеже против Зевса, он возражал против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, он насылает бури, топит корабли и т. п. Постоянный атрибут Посейдона — трезубец, наделенный магической силой. В споре с Афиной Посейдон выбил этим трезубцем источник, даровав его жителям Аттики. Посейдон живет не на Олимпе, а в роскошном дворце на дне моря.

Супруга Посейдона — нереида Амфитрита, от которой у него сын Тритон — владыка морских глубин. Кроме того, у Посейдона множество детей, по большей части чудовищных, стихийных: великаны Сарпедон, Орион и Алоады, Антей, киклоп Полифем, Хрисаор и Пегас, конь Арейон, Минотавр. При этом, по Платону, единственная страна, где царили Посейдон и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие, — остров Атлантида.

Посейдона почитали прежде всего как владыку моря. По Страбону, родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм Посейдону Асфалию — «дарующему безопасность». В Аргосе, по Павсанию, был храм Посейдона Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и Посейдона, когда отвергнутый аргосцами Посейдон наслал на Арголиду море.

В римской мифологии Посейдон отождествлялся с Нептуном. ПРИАМ

В греческой традиции последний царь Трои, сын Лаомедонта, глава многочисленного семейства, насчитывающего 50 сыновей и 12 дочерей.

Во время Троянской войны Приам потерял большинство своих сыновей, в том числе старшего и самого храброго из них — Гектора. В ночь взятия Трои Приам пытался вооружиться и выйти в бой, но его уговорили искать спасения у домашнего алтаря Зевса. Здесь Приама настиг и убил ахеец Неоптолем.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua