Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Кирилл Михайлович Королев Античная мифология. Энциклопедия.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|

Гермесу посвящались Анфестерии — праздник пробуждения весны и памяти умерших.

В римской мифологии почитался под именем Меркурия — покровителя торговли. ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

Иначе — Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес-Тот.

Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории — божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый — от лета, тяжелый — от зимы и средний — от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом [священным писцом], обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он — автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).

Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» — греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.

В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист — «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он — обладатель чудесного жезла-кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.

С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:

— «Поймандр Гермеса Трисмегиста»;

— «Вселенская речь»;

— «Священное слово Гермеса»;

— «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;

— «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;

— «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;

— «О том, что величайшее зло для людей — неведение Бога»;

— «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;

— «О мышлении и ощущении»;

— «Ключ Гермеса Трисмегиста»;

— «Ум к Гермесу»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;

— «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;

— «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;

— «Определения Асклепия царю Аммону»;

— «О волнениях тела, сковывающих душу».

Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека — небо, глаза — Солнце и Луна, грудь — воздух, живот — земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума.

Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно — вплоть до Ньютона). ГЕРОЙ

Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой-архетип «персонифицируется» в легендарных воинах (характерная черта героя — ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.

В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно — вместе с божествами — или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).

Как универсальная категория, образ героя имеет три «разновидности»:

— собственно герой (Ахилл);

— культурный герой (Прометей);

— герой-творец (демиург — Ильмаринен).

Демиург создает элементы мироздания, культурный герой добывает для людей различные жизненно необходимые предметы, устанавливает правила социальной организации, обучает ремеслам и так далее. Наиболее известный культурный герой — Прометей, похитивший у богов небесный огонь и, по Эсхилу, даровавший людям «все искусства», в том числе и искусство мыслить. (В греческой мифологии героями именовались сыновья и прочие потомки по мужской линии от союза божества со смертной женщиной. Обычно герои наделялись огромной силой и удивительными способностями, однако встречались среди них и «интеллектуалы» — искусный мастер Дедал, певец Орфей, прорицатель Тиресий). Свою добычу культурный герой, как правило, либо находит, либо похищает. Иногда он также сражается со стихийными силами, (чудовищами, демонами и пр.), которые олицетворяют первоначальный хаос, и способствует тем самым торжеству космоса, то есть установленного миропорядка. Вспомним наделенного чертами культурного героя Геракла, который одолел таких хтонических — «принадлежащих земле» — чудищ, как немейский лев, лернейская гидра, стимфалийские птицы, и даже осмелился вступить в борьбу с божеством подземного мира Аидом.

Мотив сражений с чудовищами сближает культурного героя с собственно героем. Характерная черта последнего — неуемная тяга к путешествиям и приключениям. Илья Муромец, мифологизированный герой русского былинного эпоса, едва обретя силушку, отправляется странствовать — «мир посмотреть и себя показать». Борьба с теми, кто мешает богам и людям жить своей жизнью, является основной задачей собственно героя; иными словами, тут снова возникает персонифицированная идея вечной вражды между Космосом (Порядком) и Хаосом.

С «превращением» мифа в эпос мифологические герои становятся королями и князьями, хтонические чудовища и демоны — иноплеменниками, иноверцами. А в сказке, которая также «наследует» мифу, образ героя как бы обезличивается: возникают условные фигуры царевичей, принцев, крестьянских сыновей, объединяющие в себе черты как собственно героя, так и героя культурного. Например, Иванушка-дурачок из русских народных сказок отправляется «не знаю куда», чтобы добыть «не знаю что», попадает во множество переделок, но в итоге добивается своего — когда силой, когда хитростью, а когда и при содействии чудесного помощника (Серого волка).

Герой-символ связан с эстетической категорией «героического», которая представляет собой «проявление прекрасного и возвышенного в их единстве». Героическое как категория подразумевает совершение выдающегося по своему значению деяния, требующего от человека высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Героическое совершается в силу крайней необходимости, оно требует предельных и запредельных условий. «Именно поэтому героическое занимает одно из высоких мест в шкале общечеловеческих ценностей, через него человек наглядно познает меру, точнее, безмерность своих возможностей, через него он создает себя в качестве общезначимой личности» (Ю. Борев). ГЕСПЕР

Греческое божество вечерней звезды, отец Гесперид и брат Атланта. В римской мифологии почитался под именем Луцифера. ГЕСПЕРИДЫ

В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем западе. Там растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере матерью-землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки. ГЕСТИЯ

Греческая богиня домашнего очага, старшая дочь Кроноса и Реи, покровительница неугасимого огня, целомудренная и безбрачная. С Гестией не связано мифологических сюжетов. В Риме Гестии соответствовала Веста. ГЕФЕСТ

Греческий бог огня и кузнечного дела, олимпийское божество малоазийского происхождения, сын Зевса и Геры (или же сын только Геры, рожденный ею в отместку Зевсу). Гефест хром на обе ноги и безобразен, однако является супругом прекраснейшей из богинь Афродиты. Аполлоний Родосский в «Аргонавтике» рассказывает, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, — молока, вина, масла и воды.

Классический образ Гефеста — кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы — механические служанки. Он кует Ахиллу оружие и великолепный щит, равно как и медных быков царя Ээта, опочивальню Геры, венец Пандоры. Гомеровский гимн объединяет Гефеста и Афину, обучивших людей ремеслам.

Гефест преимущественно почитался в Афинах, где был богом ремесла.

В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан. ГЕЯ

Греческая богиня земли, Мать-земля. По Гесиоду, Гея родилась вслед за Хаосом и сама из себя породила Урана-небо и взяла его в супруги. Вместе с Ураном Г. породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители Зевса. Ее порождения также — Понт, горы, трое киклопов и трое сторуких. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести, решила пресечь плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, Эриннии) и прекрасная Афродита. Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи — титанами победили последних, сбросив их в Тартар, и поделили между собой мир.

Гея не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но часто дает им мудрые советы. Она советует Рее, как спасти Зевса от прожорливости Кроноса, и сообщает о том, какая судьба ожидает Зевса. По ее совету Зевс освобождает сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала Зевсу начать Троянскую войну. У Эсхила Гея отождествляется с Фемидой как хранительница вековечной мудрости. ГИАДЫ

В греческой мифологии нимфы, дочери Атланта и Плейоны, одной из океанид. После гибели на охоте их брата Гиаса (его растерзали львы) Гиады умерли от горя и Зевс превратил нимф в звезды созвездия Тельца. По другой версии мифа, Гиады воспитывали Диониса на горе Ниса и Зевс превратил их в звезды. ГИАКИНФ (ГИАЦИНТ)

В греческой традиции сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. Был любимцем Аполлона, который нечаянно убил Гиакинфа, попав в него во время метания диском. Из крови Гиакинфа выросли цветы-гиацинты, как бы обагренные кровью, на их лепестках вырисовывается восклицание «ай, ай» — предсмертный стон прекрасного юноши.

На знаменитом троне Аполлона из Амикл изображалось шествие Гиакинфа на Олимп; по преданию, основание статуи Аполлона, восседающего на троне, представляло собой жертвенник, в котором был похоронен Гиакинф. ГИГАНТЫ

В греческой мифологии сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю. По Аполлодору, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Подробно история рождения гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом — густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной. Они бросили вызов олимпийским богам. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве героев (смертных), которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве героя Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили гигантов. Аполлодор упоминает имена сраженных 13 гигантов (вообще насчитывают до 150). Геракл сразил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Зевс — Порфириона, Аполлон — Эфиальта, Дионис — Эврита, Геката — Клития, Гефест — Миманта, Афина обрушила на Энкелада остров Сицилия, содрала кожу с еще живого Палланта и использовала ее как панцирь. Посейдон поверг Полидора, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, мойры — Агрия и Тоона. Остальных поразил перунами Зевс. Геракл добивал гигантов своими стрелами. ГИГИЕЯ

Греческая богиня здоровья, дочь Асклепия. ГИДРА

В греческой мифологии девятиглавая морская змея, дочь Эхидны и дракона Тифона. Она обитала в Лернейском болоте, откуда выползала лишь затем, чтобы пожрать домашний скот и отравить посевы своим ядовитым дыханием. Среди ее девяти голов одна была бессмертной. Вторым подвигом Геракла была как раз победа над Гидрой, и эта победа далась ему с большим трудом. Стоило герою отрубить чудовищу одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Геракл победил, прижигая обезглавленные шеи горящими головнями. Отрубив же бессмертную голову, он закопал ту в землю и придавил сверху камнем. После чего разрубил тело гидры и обмакнул свои стрелы в ее ядовитую кровь. ГИМЕНЕЙ

Греческий бог брака, сын Диониса и Афродиты, прекрасный юноша, певец и музыкант, который на свадьбе Диониса с одной из его возлюбленных внезапно скончался; по другой версии, внезапно потерял голос. Чтобы увековечить его имя, Гименея возглашали на свадьбах, и торжественная песнь в честь новобрачных называлась гименеем. Орфики утверждали, что Асклепий воскресил Гименея. ГИМН

Торжественная песнь в честь божества. Пеаны исполняли в честь Аполлона, дифирамбы — в честь Диониса и т. д. ГИПЕРБОРЕИ

В греческой мифологии чудесный народ, обитающий на крайнем севере, любимцы бога Аполлона. Время от времени Аполлон садится на колесницу и отправляется к гипербореям, чтобы отдохнуть среди них. Гипербореи живут блаженной жизнью, пируют и веселятся, поют и танцуют. Смерть они воспринимают как избавление от пресыщенности жизнью: испытав все возможные наслаждения, гипербореи бросаются в море. ГИПНОС

Греческий бог сна, сын Ночи и брат Смерти (Танатоса), богинь судьбы мойр, богини мести Немесиды. По Гомеру, Гипнос обитает на острове Лемнос. Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле, где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает родник забвения. ГИППОКРЕНА (ИППОКРЕНА)

В греческой мифологии источник вдохновения, который возник от удара копыта крылатого коня Пегаса на горе муз Геликон. Искупавшись в водах этого источника, Музы водят хороводы и поют чудесные песни. ГОРАЦИИ

В римской традиции три брата-близнеца, сразившиеся во время войны с Альба Лонгой при царе Тулле Гостилии с тремя Куриациями, своими двоюродными братьями из Альба Лонги, чтобы кончить этим поединком войну. Двое Горациев пали в битве, третий — Публий — убил Куриациев, доставив победу Риму. Когда он возвращался в город, его сестра, невеста одного из Куриациев, увидев в руках Публия вытканный ею для жениха плащ, поняла, что жених погиб, и стала его оплакивать. Публий, сочтя печаль сестры по врагу Рима преступлением, убил ее. Народ приговорил его к смерти, но по просьбе отца и из уважения к его подвигу помиловал при условии, что он очистится от убийства, пройдя под укрепленным над дорогой брусом, и что род Горациев будет отправлять культ Юноны Сорории («сестринской») и Януса Куриация; впоследствии этот культ стал государственным. ГОРГОНИОН

Голова Медузы Горгоны, отрубленная Тесеем. Афина прикрепила эту голову на свой щит. ГОРГОНЫ

В греческой мифологии чудовища, внучки Матери-земли Геи. Горгоны — сестры, их трое — Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие сестры бессмертны, а Медуза — смертна. Они обитали на крайнем западе, на берегу реки Океан, по соседству с Гесперидами и грайями. Горгоны — крылатые существа, покрытые чешуей; вместо волос у них змеи; взгляд Горгон обращает в камень. Горгону Медузу победил Персей, который глядел на ее отражение в медном щите. Из крови Медузы родился крылатый конь Пегас. ГОР-ПА-ХЕРД

В египетской мифологии одна из ипостасей Гора, Гор — сын Исиды и Осириса. Изображался мальчиком с «локоном юности», держащим палец у рта. Древние греки, называвшие Гор-па-херда Гарпократом, истолковывали этот жест как знак молчания. Культ Гор-па-херда как олицетворения восходящего солнца был особенно широко распространен в эпоху эллинизма. ГОРЫ (ОРЫ)

Греческие богини времен года, три дочери Зевса и Фемиды: Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость»), Эйрена («мир»); сестры мойр и харит. В Афинах их называли иначе: божество роста — Ауксо, цветения — Талло, зрелого плода — Карпо.

У Гомера горы стерегут облачные ворота Олимпа, заботятся о колеснице Геры и кормят ее коней:

Гера немедля с бичом налегла на коней быстроногих;

С громом врата им небесные сами разверзлись при Горах,

Страже которых Олимп и великое вверено небо,

Чтобы облак густой разверзать иль смыкать перед ними. ГРАЙИ

В греческой мифологии сестры Горгон, омерзительные старухи, седые от рождения. На троих у них один зуб и один глаз, которыми они поочередно обмениваются. Герой Персей обманом похитил у них глаз и зуб. Грайи стали умолять его, чтобы он вернул им сокровища. Персей согласился, в обмен на то, что грайи указали ему дорогу к нимфам, которые «имели крылатые сандалии и заплечную сумку», а также шапку-невидимку. ГРАЦИИ

В римской мифологии божества, соответствующие греческим харитам. ГРИФОН

В классической мифологии чудесное животное, обитающее в Индии или в Африке. У грифона львиное тело, голова, шея, крылья и когти орла. Размерами грифон ввосьмеро больше льва и обладает необыкновенно острым слухом. Его когти высоко ценятся, ибо обладают замечательной способностью менять цвет, если на них капнуть ядом. В своих золотых гнездах грифоны хранят несметные сокровища, а самки грифонов откладывают яйца из агата.

По свидетельству Эсхила, грифоны стерегут золото в стране гипербореев.

<p>Д ДАЙМОНИЙ

Благодетельное божество, по Платону помогавшее Сократу. Ксенофонт причислял сократовского даймония к предзнаменованиям, Платон толковал его как совесть. ДАКТИЛИ

В греческой мифологии демонические существа, спутники богини Реи-Кибелы. Именно дактили открыли способ обработки железной руды, а также учредили, по мнению Павсания, Олимпийские игры в Элиде: «Относительно Олимпийских состязаний… рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка идейским Дактилам, которых также называли и Куретами… Во время шуток и игр Геракл (один из дактилей), как старший по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины… Идейскому Гераклу первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских». Дактилей нередко отождествляют с куретами, корибантами и тельхинами. ДАНАИДЫ

В греческой мифологии 50 дочерей царя Даная, бежавшие вместе с отцом от преследования своих двоюродных братьев, домогавшихся любви Данаид. Покоряясь силе, Данай вынужден был дать согласие на брак, распределив невест по жребию между женихами. Он дал дочерям кинжалы и потребовал, чтобы Данаиды в брачную ночь закололи спящих мужей. Повиновались все дочери, кроме Гипермнестры. После этого Данай устроил гимнастические состязания и в награду победителям отдал своих дочерей. Позднее Данаиды и их отец были убиты мужем Гипермнестры Линкеем, мстившим за братьев.

В аиде Данаиды несут вечное наказание, наполняя водой дырявый сосуд. ДАНАЯ

В греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия. Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерег ее. Однако Зевс проник в терем золотым дождем, и Даная родила сына Персея. По приказу отца Данаю с сыном в заколоченном ящике бросили в море. Ящик прибило к острову Сериф. Царь острова Полидект, влюбившись в Данаю, решил услать возмужавшего Персея за головой Горгоны, чтобы от него не было помех. По возвращении на остров с головой Горгоны Персей нашел мать у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову Горгоны, Персей обратил его в камень. По другой версии, Полидект женился на Данае и воспитывал Персея. Даная вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия. ДАРДАН

В греческой традиции сын Зевса и плеяды Электры. По наиболее распространенной версии мифа, Дардан родился на острове Самофракия и оттуда переселился во Фригию, где был принят местным царем Тевкром, выдавшим за него свою дочь. Здесь Дардан основал одноименный город, который Гомер локализует в предгорьях горы Ида, более же поздние источники отождествляют с исторически существовавшим на восточном берегу Геллеспонта городом Дардан. После смерти Тевкра Дардан стал царем всей области, получившей название Дардании, а жители стали называться дарданянами. По генеалогии, изложенной в «Илиаде» и принятой с дополнениями в поздних источниках, Дардан является дедом Троса и прямым предком Лаомедонта, Приама, Анхиса и их сыновей, в том числе Энея.

Поскольку через Энея Дардан оказался предком римлян, существовал италийский вариант сказания, по которому Дардан происходил из этрусского города Кортона и оттуда переселился во Фригию. ДАФНА

В греческой мифологии нимфа, дочь земли Геи и бога реки Пеней. История любви Аполлона к Дафне рассказана Овидием. Аполлон преследует Дафну, давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной. Дафна взмолилась отцу о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон, сделавший отныне лавр своим излюбленным и священным растением. ДЕВКАЛИОН

В греческой традиции прародитель людей, сын Прометея, муж дочери Эпиметея и Пандоры Пирры. Когда разгневанный на людей «медного века» Зевс решил уничтожить всех людей и наслать на землю потоп, правивший городом Фтия в Фессалии Девкалион и его жена Пирра оказались единственными праведниками, которым царь богов разрешил спастись. По совету Прометея Девкалион построил большой ящик, на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего все человечество. На десятый день Девкалион увидел гору Парнас и высадился на ней. Принеся жертвы Зевсу-Фиксию («Дающему убежище»), Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род. Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову «кости праматери». Догадавшись, что «костями праматери» божество называет камни — кости всеобщей матери людей Земли, Девкалион выполнил приказ. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, Пиррой — женщины.

По Аполлодору, у Девкалиона и Пирры также родились дети Амфиктион, Протогенея и Эллин, ставший родоначальником греческих племен. ДЕВОЦИИ

У римлян обеты подземным богам: добровольно жертвуя жизнью, солдаты и полководцы просили у богов уничтожения вражеского войска. ДЕДАЛ

В греческой мифологии внук афинского царя Эрехфея, изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. После того как он сбросил с акрополя своего ученика и племянника Талоса, чье мастерство вызывало у Дедала зависть, ему пришлось искать убежища на Крите у царя Миноса. На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рожденного женой Миноса Пасифаей от быка, — а затем помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея. Узнав о пособничестве Дедала бегству Тесея, Минос заключил его вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья (склеив перья воском), Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, так как солнечный жар растопил воск. ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

Святилище Аполлона в Фокиде, самое знаменитое прорицалище древности, общегреческий религиозный центр у подножья Парнаса. Древнейший храм возник в середине IX в. до н. э. Согласно мифу, Аполлон сам избрал место своего святилища, после того как убил здесь Пифона, огромного змея, преследовавшего Лето (мать Аполлона). В сокровенную часть храма, где находился оракул, никто не мог входить, кроме жрицы-вещательницы (пифии), которая отпивала глоток воды из священного ручья Кассотиды, жевала листья лавра (дерева, посвященного Аполлону) и садилась на золотой треножник на расселиной скалы. Впав в экстатическое состояние, пифия выкрикивала бессвязные слова, которые потом жрецы истолковывали как волю Аполлона. ДЕМЕТРА

Греческая богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Благожелательная к людям, Деметра наполняет амбары земледельца запасами. К ней взывают, чтобы зерна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Иасионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия. Она также научила Триптолема, сына элевсинского царя, засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

В Гомеровском гимне Деметре рассказывается о похищении дочери богини, Персефоны, царем подземного мира Аидом. Богиня долго странствовала в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, она пришла в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея. Ее приветливо встретили, и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывала царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амброзией и закаляла в огне. Но после того как супруга царя случайно увидела эти магические манипуляции, богиня удалилась, открыв свое имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нем и воссела Деметра, горюя по дочери. На земле наступил голод, люди стали умирать, и Зевс приказал вернуть Персефону матери. По решению Зевса две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду.

Деметре посвящался праздник Фесмофорий, где ее чествовали вместе с Персефоной; их именовали «двумя богинями» и клялись именем «обеих богинь». Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, ее странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мертвым миром, физическое и духовное очищение.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Аркадии, где рядом соседствовали мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса.

В римской мифологии Деметре соответствует Церера. ДЕЯНИРА

В греческой мифологии дочь Ойнея, царя Калидона, сестра героя Мелеагра и супруга Геракла. Геракл, спустившись в царство мертвых за Кербером, встретил там Мелеагра, который просил его взять в жены Деяниру. Соперником Геракла был речной бог Ахелой. Отломив Ахелою, принявшему облик быка, один рог, Геракл одержал над ним победу и женился на Деянире; от Геракла она родила сыновей Гилла, Ктесиппа, Глена, Онита и дочь Макарию. При переправе Геракла и Деяниры через реку Эвен кентавр Несс посягнул на ехавшую на нем верхом Деяниру. Геракл поразил Несса стрелой, и кентавр, умирая, посоветовал Деянире собрать его кровь — она якобы поможет сохранить любовь Геракла. Узнав, что Геракл собрался жениться на захваченной им в Эхалии Иоле, Деянира пропитала кровью Несса хитон и послала его Гераклу. Однако кровь Несса, погибшего от смазанной желчью лернейской гидры стрелы Геракла, превратилась в яд, от которого Геракл и погиб. По Софоклу, Деянира, узнав о случившемся, закололась мечом. ДИАНА

Римская богиня растительности, олицетворение луны. Ее отождествляли с Артемидой и Гекатой, отчего она получила эпитет Тривия — «богиня трех дорог», толковавшийся и как знак тройной власти Дианы: на небе, земле и под землей. Диана считалась богиней-покровительницей Латинского союза, и с переходом главенства в этом союзе к Риму царем Сервием Туллием был основан на Авентине храм Дианы; годовщина основания храма считалась праздником рабов — servorum dies.

Известны святилища Дианы в Кампании и в роще на озере Неми. С храмом Дианы на Авентине связано предание о корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву Диане в этом храме, обеспечит своему городу власть над Италией. Царь Сервий Туллий, узнав об этом предсказании, хитростью завладел коровой, принес ее в жертву и прикрепил ее рога в храме.

В римских провинциях под именем Дианы почитались туземные богини — «хозяйки леса», богини-матери, подательницы плодородия. ДИВИНАЦИЯ

Предсказание на основе знамений, посылаемых божествами наяву (полет и поведение птиц, погодные явления и т. п.) и во сне. Античные дивинации подробно описаны Цицероном в трактате «О дивинации». ДИДОНА

В римской традиции основательница и царица Карфагена. По Вергилию, когда корабли Энея по пути из Трои прибыли в Карфаген, Дидона по воле Венеры стала любовницей Энея. Однако Юпитер послал к Энею Меркурия с приказом плыть в Италию, где ему было предназначено стать предком основателей Рима. Не перенеся разлуки с Энеем, Дидона покончила с собой, взойдя на костер и предсказав вражду Карфагена с Римом. ДИКЕ (ДИКА)

Греческая богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды. «Неумолимая» Дике, по Пармениду, хранит ключи от ворот, через которые пролегают пути дня и ночи. Платон называет ее вершительницей справедливости в круговороте душ. По Павсанию, Дике была изображена душащей и избивающей несправедливость на знаменитом ларце Кипсела, тирана Коринфа (VII в. до н. э.). ДИОМЕД

В греческой традиции:

1) царь Фракии, сын Ареса, кормивший своих коней мясом захваченных чужеземцев. Геракл одолел Диомеда и бросил его на съедение коням-людоедам, которых потом привел к царю Эврисфею.

2) Сын этолийского царя Тидея, участник разорения Фив и похода ахейцев к Трое. Под Троей он совершил множество ратных подвигов, убил множество троянцев, напал на Энея, которого спасла от гибели Афродита, а затем обрушился и на саму богиню и ранил ее. Покровительство Афины помогло Диомеду одолеть и Ареса. Вместе с Одиссеем Диомед проник в осажденную Трою и похитил статую Афины (палладий), обладание которой предвещало победу над троянцами.

Диомед — один из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся домой из-под Трои; в поздних источниках приводится предание об измене жены Диомеда Эгиалы, вследствие чего он был вынужден бежать из Аргоса и окончить свою жизнь в Италии.

Щит Диомеда с культовым изображением Афины находился в храме богини в Аргосе. По Павсанию, Диомеду приписывалось основание храма Афины «Остроглядящей» и храмов богини в Мессении и на Кипре. ДИОНА

В греческой мифологии дочь Геи и Урана. У Гомера Диона — супруга Зевса и мать Афродиты; одно из имен Афродиты — Диона. ДИОНИС (БАХУС, ВАКХ)

Греческий бог плодородия, растительности, виноградарства, виноделия. Божество восточного (фракийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно, но причисленное к олимпийскому пантеону. Как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, Дионис постоянно противопоставлялся Аполлону — божеству порядка и гармонии. Символом Диониса как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

Архаические ипостаси Диониса — Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы на бедре, а потом отдал мальчика на воспитание нисейским нимфам или сестре Семелы Ино. Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он вернулся в Грецию, в Фивы. Во время плавания на остров Наксос Диониса похитили морские разбойники, однако бог привел их в ужас своими удивительными превращениями: они заковали Диониса в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук божества; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис принял облик медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. На острове Наксос Дионис встретил Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где появлялся, Дионис учреждал свой культ и везде обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса участвовали вакханки, сатиры, менады с тирсами, увитыми плющом. С воплями «Вакх, эвое!» они славили Диониса, били в тимпаны, упивались кровью растерзанных диких зверей, высекали из земли своими тирсами мед и молоко, вырывали с корнем деревья и увлекали за собой толпы женщин и мужчин.

В Дельфах Дионис почитался наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивались оргии в честь Диониса. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой старшего архонта. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. τραγοδία, букв. «песнь о козле» или «песнь козлов», т. е. козлоногих сатиров), возникла древнегреческая трагедия. В Аттике Дионису были посвящены Великие Дионисии, Ленеи, Малые Дионисии.

В эллинистическое время культ Диониса слился с культом фригийского бога Сабазия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха или Бахуса. ДИОНИСИИ

Аттические праздники в честь бога Диониса. Сельские (Малые) Дионисии справлялись в ноябре-декабре, Городские (Великие) — в феврале-марте. ДИОСКУРЫ

В греческой мифологии близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды, братья Елены и Клитемнестры. По Аполлодору, Полидевк и Елена — от Зевса, Кастор и Клитемнестра — от спартанского царя Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор — смертным).

Диоскуры участвовали в нескольких героических предприятиях: они участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. По мифу, Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына. У Гомера в «Илиаде». Бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.

В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей — двух крепко соединенных друг с другом бревен.

В римской мифологии Диоскуры носят имена Кастор и Поллукс. ДИСПАТЕР

Римский бог подземного мира. Ему были посвящены устраивавшиеся раз в сто лет «секулярные игры» с искупительными ночными жертвоприношениями; особенно торжественно (вместе с празднествами в честь Аполлона и Дианы) они отмечались в 17 г. до н. э. Августом. ДИФИРАМБ

Древнегреческая хоровая песнь, связанная с культом Диониса (название получила от призыва «Thriambe Dithyrambe»). Дифирамб первоначально считался песней, посвященной Дионису, как пеан — Аполлону. ДОДОНА

Самый знаменитый — после Дельф — религиозный центр Греции. В Додоне находился оракул Зевса, изречения которого давались жрицами по шелесту листьев священного дуба. В поздней античности покровителем Додоны считался Додон — сын Зевса и Европы. ДОЛИХЕН

В римской традиции сирийский бог Ваал из Долихии, отождествленный римлянами с Юпитером. При императоре Антонине Пие ему посвятили храм на Авентинском холме. Изображался стоящим на быке; в правой руке он держал двойной топор-лабрис, в левой — молнию. ДРИАДЫ

В греческой мифологии нимфы, живущие в деревьях и погибавшие, когда эти деревья умирали. ДУМУЗИ (ТАММУЗ, ДАОННОС)

Шумеро-аккадское божество, персонаж мифа о любви к богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире. Думузи — супруг-возлюбленный богини любви и плодородия Инанны; божество, отданное богиней в подземный мир как выкуп за нее; олицетворение весеннего плодородия степи и божество плодородия в широком смысле слова.

<p>Е ЕВРОПА

В греческой традиции дочь финикийского царя Агенора. Влюбившийся в Европу Зевс похитил ее, превратившись в прекрасного белого быка, на котором Европа переплыла море и попала на Крит, где Зевс разделил с ней ложе, после чего она родила сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта. Потом она стала супругой бездетного критского царя Астерия, усыновившего и воспитавшего ее детей от Зевса. ЕЛЕНА

В греческой традиции спартанская царица, прекраснейшая из женщин, дочь Зевса и Леды. В юности Елена была похищена Тесеем, но, пока тот спускался в преисподнюю за Персефоной, Диоскуры освободили Елену и вернули ее в Спарту. Слухи о красоте Елены распространились по всей Греции; к девушке сватались несколько десятков знатнейших героев Эллады (Менелай, Одиссей, Диомед, Сфенел, оба Аякса, Филоктет, Патрокл, Протесилай и др.). «Земной» отец Елены Тиндарей отдал предпочтение Менелаю — вероятно, не без влияния его старшего брата Агамемнона, женатого на дочери Тиндарея Клитемнестре.

Некоторое время спустя Афродита, выполняя обещание, данное Парису — сыну троянского царя Приама, привела его в дом Менелая, Елена увлеклась юным красавцем и бежала с Парисом в Трою, захватив с собой сокровища и много рабов (по другой версии мифа, восходящей к Гесиоду, Зевс или Гера подменили подлинную Елену ее призраком, за который и шла Троянская война). Прибыв в Трою, Елена своей красотой снискала симпатии многих троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.

По Аполлодору, Елена помогла Одиссею и Диомеду похитить из Трои статую Афины. Отчасти именно поэтому после взятия города ахейское войско, готовившееся побить Елену камнями, отказалось от этой мысли.

В Спарту Елена и Менелай вернулись к моменту похорон Эгисфа и Клитемнестры, павших от рук Ореста. «Одиссея» изображает Елену примерной женой Менелая. По Павсанию, после смерти она была перенесена на остров Левка в устье Дуная, где соединилась вечным союзом с погибшим в Троянской войне Ахиллом.

<p>З ЗАГРЕЙ

В греческой мифологии одна из архаических ипостасей Диониса, сын Зевса Критского и богини Персефоны, с которой Зевс вступил в брак в образе змея. Посланные богиней Герой титаны напали на Загрея, но он устрашил их, превратившись в дракона, тигра и быка. Гера своим свирепым мычанием побудила титанов к действию, и они растерзали Загрея. Зевс сбросил титанов в Тартар, опалил мать титанов землю страшным пожаром, а затем послал на нее потоп. Орфики превратили миф о Загрее в мистериальные таинства. ЗЕВС (ДИЙ)

Греческое верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов. Зевс — сын Кроноса и Реи. Отец Зевса, боясь быть низложенным своими детьми, проглатывал каждый раз только что рожденного Реей ребенка. Рея обманула мужа, дав ему проглотить вместо родившегося Зевса завернутый камень, а младенец втайне от отца был отправлен на Крит на гору Дикта. Согласно другому варианту, Рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи.

В Дельфах почитался архаический фетиш омфал («пуп земли») — камень, проглоченный Кроном, или камень как пуп младенца Зевса.

Возмужавший Зевс вывел своих братьев и сестер из утробы Кроноса, напоив его по совету Метиды зельем. За это другие боги отдали во владение Зевсу громы и молнии. В титаномахии, продолжавшейся десять лет, Зевсу помогали гекатонхейры; киклопы выковали ему гром, молнию и перун. Побежденные титаны были низвергнуты в Тартар.

Три брата Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой власть. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, Аиду — царство мертвых. Против Зевса восстала Гея и наслала на него свое порождение — Тифона, но Зевс поразил его огненными молниями. Но Гея породила новых детей — гигантов; разразилась гигантомахия.

Зевсу также пришлось бороться со своими ближайшими родственниками, против него восстали Гера, Посейдон и Афина (по другой версии, Аполлон). С помощью Фетиды и гекатонхейров Зевс устрашил заговорщиков. По совету Геи и Урана Зевс проглотил свою первую супругу Метиду, чтобы избежать рождения от нее сына, который будет сильнее отца. Фемида, дочь Геи, открыла Зевсу тайну, что такой же сын родится от Фетиды. Отказавшись от брака с Фетидой и выдав ее за героя Пелея, Зевс способствовал возникновению Троянской войны. Вторая супруга Зевса — богиня справедливости Фемида. Их дочери Горы сообщают жизни богов и людей размеренность и порядок, а мойры, богини судьбы, как бы продолжают волю Зевса. Третья по счету, но первая по значению жена Зевса Гера — богиня законного супружества и покровительница брачных законов.

Среди потомков Зевса также Хариты, богини радости и веселья; Музы; Аполлон и Артемида. Другие потомки Зевса — герои: Персей, Геракл, Диоскуры, Сарпедон, знаменитые цари и мудрецы Минос, Радамант и Эак.

Атрибуты Зевса — эгида, скипетр, иногда молот. В честь Зевса Олимпийского устраивались панэллинские Олимпийские игры в Олимпии.

У римлян Зевсу соответствует Юпитер. ЗЕФИР

В греческой мифологии один из сыновей Астрея и зари Эос, брат Борея и Нота, бог западного ветра. С гарпией Подаргой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. По велению Эрота Зефир унес Психею в его владения.

<p>И ИАКХ

Греческое божество, связанное с Деметрой, Персефоной, Дионисом и Элевсинскими мистериями. Иакх — сын Деметры или ее питомец, либо сын Персефоны и Зевса, одна из ипостасей Загрея, то сын Диониса и нимфы Ауры.

Иакха призывали во время Элевсинских мистерий, и священный возглас превратился в имя божества. ИДА

1. Гора на Крите, с пещерой, в которой родился Зевс.

2. Гора в Малой Азии, на вершине которой сочетались священным браком Зевс и Гера. На этой горе также состоялся суд Париса. ИКСИОН

В греческой традиции царь лапифов. Допущенный к трапезе богов на Олимпе, Иксион посмел домогаться любви Геры; Зевс создал ее образ из облака, которое от соединения с Иксионом родило на свет чудовищное потомство — кентавра (или кентавров). Когда же Иксион начал похваляться своей победой над Герой, Зевс повелел привязать его к вечно вращающемуся колесу и забросить в небо. ИЛ

В греческой традиции сын Троса и отец Лаомедонта, основатель Трои (Илиона). ИЛИФИЯ

Греческая богиня-покровительница рожениц, дочь Зевса и Геры. Илифия посылает роженицам острые боли, но и освобождает их от страданий. ИНДИГЕТЫ

Римские божества, хранители городов, «отечественные боги», хранящие Рим вместе с Ромулом и Вестой. Также считалось, что индигеты — обожествленные герои, почитавшиеся в конкретной местности: по Ливию, Эней почитался под именем Юпитера Индигета. ИНО

В греческой традиции одна из дочерей Кадма, вторая супруга беотийского царя Афаманта. Ино взяла на воспитание младенца Диониса, сына своей погибшей сестры Семелы, и всюду провозглашала его божественность. За это ревнивая Гера наслала на нее безумие. Вместе со своим сыном Меликертом Ино бросилась в море, где была превращена в благодетельное морское божество по имени Левкофея, а ее сын стал божеством по имени Палемон. Оба они помогают морякам и терпящим бедствие путникам.

В Риме Ино почиталась под именем Матер Матута, а Палемон как Портин, помогающий морякам благополучно достичь гавани. ИРИДА

В греческой мифологии крылатая вестница богов, сходящая на землю по радуге. По Гесиоду, Радуга — пояс Ириды. ИСИДА

Египетская богиня плодородия, воды и ветра, покровительница семейной верности и богиня мореплавания. В греко-римском мире ее называли «та, у которой тысяча имен». Исида — дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга) и Сета, мать Гора. Основные повествования об И. тесно переплетены с мифом об Осирисе.

Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром ее культа был город Буто. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами на голове.

По Диодору Сицилийскому, Исида научила людей жать, растирать зерна; поэтому греки отождествляли ее с Деметрой.

Ни одно египетское божество (за исключением Сераписа) не получило такой широкой популярности в греко-римском мире, как Исида. В IV в. до н. э. храм Исиды был построен в Пирее, во II в. до н. э. на острове Делос. Известны также святилища Исиды в близ Дельф, около Коринфа и других местах Греции. В Италии культ Исиды распространялся начиная со II в. до н. э.; известны храмы Исиды в Риме, Помпеях, Беневенте и других городах. Об Исиде писали многие античные авторы (Плутарх, Апулей, Лукиан, Ювенал). ИТАЛ

В римской традиции царь сикулов. Уйдя из Сицилии, поселился на реке Тибр и назвал эту страну Италией. ИХОР

В греческой мифологии кровь богов.

<p>К КАБИРЫ

В греческой мифологии демонические существа, дети бога Гефеста и нимфы. От отца они унаследовали божественную мудрость. Кабиры присутствовали при рождении Зевса, а впоследствии входили в свиту Великой Матери.

По замечанию Страбона, «…обряды кабиров имели мистический характер», а «название свое кабиры… получили от горы Кабира в Берекентии». КАДМ

В греческой традиции сын финикийского царя Агенора, брат Европы, основатель Фив (в Беотии). Посланный отцом вместе с другими братьями на поиски Европы, Кадм после долгих неудач во Фракии обратился к дельфийскому оракулу Аполлона и получил указание прекратить поиски и следовать за коровой, которая ему повстречается при выходе из святилища; там, где корова ляжет отдохнуть, Кадм должен основать город. В указанном месте К. пришлось вступить в борьбу с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище камнями, Кадм по совету Афины засеял поле его зубами, из которых выросли вооруженные люди (спарты), тут же вступившие в единоборство друг с другом. Пятеро оставшихся в живых стали родоначальниками знатнейших фиванских родов в основанной Кадмом крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.

Так как убитый Кадмом дракон был сыном бога Ареса, Кадму пришлось в течение восьми лет нести искупительную службу у бога, после чего Арес по воле Зевса выдал за Кадма свою дочь Гармонию и пригласил на их свадьбу всех богов. От этого брака у Кадма родились сын Полидор и четыре дочери: Автоноя, Ино, Агава и Семела.

В историческое время К. приписывали изобретение греческого письма. КАДУЦЕЙ (КЕРИКЕЙОН)

Золотой (первоначально деревянный — из лавра или оливы) жезл, оплетенный змеями и увенчанный двумя крыльями или крылатым шлемом: изготовлен для Гермеса божественным кузнецом Гефестом — или получен Гермесом от Аполлона в обмен на свирель. «Прообразом» кадуцея, вероятно, послужил витой змеиный жезл шумерского божества-целителя Нинурты, изображено которого присутствует, в частности, на жертвенной чаше царя Лагаша; переплетенные змеи в Междуречье считались символом здоровья. В Греции кадуцей стал атрибутом Гермеса как бога вестей и проводника душ умерших (этот жезл обладал свойством открывать врата загробного мира). Гермес «унаследовал» свой жезл от жезлов глашатаев — прутьев, перевитых плющом или виноградными лозами, и служивших эмблемой миролюбия — по закону магического сходства между лозой и змеей.

Свои кадуцеи были также у бога врачевания Асклепия (с одной змеей) и богини-вестницы Ириды. В римской традиции кадуцей стал атрибутом бога торговли Меркурия и именно в качестве эмблемы торговли вошел в международную эмблематику. КАЙРОС

Греческое божество благоприятного момента, почитавшееся в Олимпии. Кайрос изображали в облике крылатой женщины с весами в руках. КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

В греческой традиции охота на вепря Артемиды. По мифу, царь Калидона в Этолии Ойней, собрав обильный урожай и принеся после этого жертвы всем богам, забыл Артемиду и тем самым оскорбил ее. Разгневанная богиня наслала на Калидон огромного и свирепого вепря, который опустошал поля, с корнем вырывал садовые деревья и убивал прячущихся за городские стены жителей. Ойней решил устроить охоту на вепря и пригласил участвовать в ней самых отважных героев Эллады, пообещав тому, кто убьет вепря, в награду шкуру зверя. Во главе охотников встал сын Ойнея Мелеагр. В «Мифологической библиотеке» Аполлодора перечислены свыше 20 участников охоты, среди них — Диоскуры, Тесей, Ясон, Амфиарай и единственная женщина — участница охоты Аталанта. По Овидию, в охоте участвовали более 50 героев, в том числе Лаэрт (отец Одиссея), Нестор и другие. Когда собаки выгнали вепря из леса, зверь бросился на охотников. Многие пали жертвой острых клыков, а некоторые погибли от ран, нанесенных друг другу случайно в пылу охоты. Решающий удар вепрю нанес Мелеагр, и ему по праву принадлежал почетный трофей.

Тогда Артемида вызвала жестокую войну за охотничий трофей между калидонцами и родственными им жителями Плеврона. В этой войне калидонцы сперва сражались успешно, но когда Мелеагр убил брата своей матери Плексиппа, та прокляла сына и пожелала ему смерти. Оскорбленный Мелеагр отказался участвовать в дальнейших битвах, и плевронцы стали одерживать победы. Когда они были уже на стенах Калидона, раскаявшаяся мать, отец и все жители стали уговаривать героя встать на защиту родного города, но Мелеагр отказывался, пока жена Клеопатра не попросила его взяться за оружие. Мелеагр отразил натиск врагов, но и сам погиб в сражении.

У Овидия встречается мотив любви Мелеагра к Аталанте. На пиру, предшествовавшем охоте., некоторые заявили, что не хотят идти на охоту вместе с женщиной, но сразу же влюбившийся в Аталанту Мелеагр принудил их примириться с приглашением прекрасной аркадянки. Охотница первой ранила зверя, поразив его стрелой в спину, и добивший вепря Мелеагр с радостью уступил ей почетный трофей — шкуру и голову кабана. Это послужило причиной ссоры между Мелеагром и его дядьями. Они отобрали у охотницы добычу. За это разгневанный Мелеагр убил своих дядьев. КАМЕНЫ

В римской мифологии нимфы ручья в роще у Капенских ворот в Риме. Из ручья камен весталки черпали воду для храма Весты. Со временем камен стали отождествлять с греческими музами, поскольку их имя напоминает глагол «canere» — «петь». Вергилий в «Буколиках» говорит:

В очередь будете петь — состязания любят Камены. КАМПА

В греческой мифологии нимфа Тартара. У нее женское тело и пятьдесят змей вместо головы. Правда, Овидий в «Фастах» утверждает, что облик кампы иной:

Было Землей рождено чудовище страшного вида —

Спереди было быком, сзади же было змеей.

В черных лесах его Стикс заключил по завету трех Парок

И оградил его там крепко тройною стеной.

В Тартаре кампа сторожила киклопов. Согласно Аполлодору, после того как Зевс десять лет сражался с титанами, «Гея предсказала Зевсу победу, если он привлечет в качестве союзников тех, кто был низвергнут в Тартар. Тогда Зевс, убив сторожившую их Кампу, освободил их от оков».

По другой версии мифа, изложенной Овидием, победа была предсказана тем, кто сумеет сжечь бычье тело кампы:

По предсказанию тот, кто нутро у быка в силах выжечь,

Смог бы потом одолеть и вековечных богов.

Рушит быка Бриарей секирою из адаманта

И уж вот-вот он нутро в пламя низвергнет его, —

Нет! Юпитер велит его выхватить птицам, и коршун

Вырвал его, и за то в небе сияет звездой. КАРМЕНТА

Римская богиня-родовспомогательница. Ее помощницы (или сестры) Прорса и Постворта получили свои имена от названий двух положений ребенка при родах. Карменте был посвящен праздник Карменталий. Имя Карменты производилось также от слова «carmen» (песня): считалось, что в песнях она предсказывает судьбу новорожденным; Кармента предрекает события, а ее сестры Постворта и Антеворта видят как прошедшее, так и будущее. КАРНА

Римская богиня подземного мира. В праздник Карнарий ей приносилась в жертву бобовая каша, а могилы родных украшались цветами. По Овидию, Карна — нимфа-охотница, заманивавшая влюбленных в темные пещеры и затем скрывавшаяся. Ее перехитрил, благодаря способности видеть происходящее позади себя, Янус и, став ее любовником, даровал ей власть над дверными петлями и колючую ветвь. Кармента считалась также защитницей детей и хранительницей внутренних органов человека. КАРНЕИ

Праздник в честь Аполлона Карнейского, справлявшийся дорийцами (в особенности спартанцами). КАССАНДРА

В греческой традиции троянская пророчица, дочь Приама и Гекубы. Даром провидения наделил Кассандру домогавшийся ее любви Аполлон; когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. Кассандра первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлек на Трою. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного, но ее прорицаниям опять не поверили.

В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины. По Аполлодору, ею насильно овладел Аякс Оилид. Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитемнестры, увидевшей в ней соперницу.

По Павсанию, в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктрах) указывали могилу и храм Кассандры. КАСТАЛЬСКИЙ КЛЮЧ

Источник на горе Парнас, посвященный Аполлону и Музам. В воде Касталии очищались паломники, приходившие в Дельфы. В современном языке выражение «Кастальский ключ» означает источник вдохновения. КАТОБЛЕПАС

В греческой мифологии огромное животное, обитавшее в Эфиопии. Имя катоблепаса в переводе означает «тот, кто смотрит вниз» и объясняется тем, что у зверя очень тяжелая голова: он не в силах держать ее прямо, а потому его голова все время лежит на земле. Катоблепас, подобно василиску, способен убивать взглядом или дыханием, ибо он питается ядовитыми травами, один аромат которых может оказаться роковым для человека. Когда катоблепас особенно голоден, он принимается пожирать собственные лапы. КВИРИН

Римский бог сабинского происхождения, вошел в римский пантеон после заключения Ромулом мира с царем сабинян Титом Тацием. Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов»; ипостась Марса (мирный Марс).

Позднее Квирин был отождествлен с Ромулом — учредителем важнейших институтов римской общины. Известен также храм Януса-Квирина как бога, ведавшего войной и миром. Фламин Квирина наряду с фламинами Юпитера и Марса принадлежал к высшему рангу в иерархии жрецов и участвовал в культе Робиго — божества, отвращавшего от гибели урожай и другие грозившие гражданской общине бедствия, — и в культе Акки Ларентии как благодетельницы римского народа. КЕКРОП

В греческой традиции афинский царь-автохтон (рожденный землей), получеловек-полузмей. Став первым царем Аттики, Кекроп назвал страну по своему имени: Кекропия. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой; состязаясь в дарах жителям Аттики, Посейдон выбил источник воды, а Афина посадила оливу. КЕНТАВРЫ

В греческой мифологии полулюди-полукони, обитающие в горах и лесных чащах. Кентавры — существа дикие, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Пиндар в «Пифийских гимнах» излагает миф о рождении кентавров:

И в просторах великой опочивальни

Он (Иксион) дерзнул на Диеву жену.

Но всякая мера — по мерщику!

Непутное ложе

В гущу горя ввергло наложника:

Он спал с тучей,

Он ловил сладкую ложь,

Незрячий!

Видом она была, как небесная Кронова дочь,

А восставила ее в хитрость ему Зевсова ладонь —

Красную пагубу!

И четыре спицы гибельно захлестнули его в узлы,

И рукам и ногам его не уйти от пут,

И что сказано ему — то сказано всем.

Не стояли Хариты вокруг,

Когда был рожден ему сын — не сын,

Единственный от единственной,

Не в чести меж людей, ни в уставах богов,

И вскормившая назвала его Кентавром.

Он смешался с магнесийскими кобылицами

У круч Пелиона,

И от них рождено чудное полчище,

Схожее с обоими, —

Снизу как мать, сверху как отец.

Кентавры воспитывали героев (Ясона, Ахилла) — и сражались с ними. Они смертны, бессмертен лишь наставник Ахилла Хирон.

Но и он, страдая от раны, нанесенной Гераклом, жаждет смерти и потому отказывается от бессмертия в обмен на освобождение Прометея.

Вот что сказано у Аполлодора: «Четвертым из подвигов Эврисфей назначил принести живым Эриманфского вепря. Этот зверь опустошал окрестности города Псофиды… Проходя через Фролою, Геракл был радушно принят кентавром Фолом… Когда Геракл попросил вина, Фол ответил, что боится открыть общую, принадлежавшую всем кентаврам бочку. Тогда Геракл посоветовал ему быть смелее и сам открыл эту бочку. Вскоре привлеченные запахом вина кентавры сбежались к пещере Фола, схватив кто огромный камень, кто целую сосну». Геракл прогнал кентавров, и они тогда бросились к Хирону, а Геракл погнался за ними. «Целясь из лука в кентавров, столпившихся вокруг Хирона, Геракл выпустил стрелу, но она, пронзив плечо кентавра Элата, засела в колене Хирона. Глубоко огорченный этим, Геракл подбежал и, вытащив стрелу, приложил к ране лекарство… Но рана была неизлечимой, и кентавр удалился в пещеру, желая там умереть. Однако умереть он не мог, так как был бессмертен; тогда Прометей предложил себя Зевсу в обмен, тот сделал его бессмертным, а Хирон скончался».

Наиболее известный мифический сюжет, связанный с кентаврами, — так называемая кентавромахия, или битва кентавров с лапифами. Эта битва разгорелась из-за того, что кентавры попытались похитить себе жен у своих соседей-лапифов. Подробный рассказ об этом сражении, завершившемся победой лапифов, можно найти в «Метаморфозах» Овидия. КЕРБЕР (ЦЕРБЕР)

В греческой мифологии чудовищный пес, страж аида. Это трехглавое чудовище со змеиным хвостом; его туловище усеяно головами змей. Кербер — одно из порождений Эхидны и Тифона (другие — лернейская гидра и немейский лев). Совершая свой двенадцатый подвиг, Геракл связал Кербера и вывел его из аида, но затем вернул обратно. По рассказу Овидия, Медея, чтобы покончить с Тезеем, варила аконит — цветок, выросший из пены Кербера:

Чтобы его извести, аконит заварила Медея, —

Ею он был привезен когда-то со скифских прибрежий.

Произвели же его, как о том говорится в преданье,

Зубы Ехиднина пса. Пещера с отверстием черным

Есть при дороге крутой, по которой тиринфянин храбрый

Цербера-пса, что идти упирался, глаза от сверкавших

Солнца лучей отвратив, на цепи адамантовой к свету

Вывел. А тот, разъярясь, возбуждаемый бешеной злобой,

Громким лаем тройным одновременно воздух наполнил

И по зеленым лугам разбросал белесую пену.

Пена пустила ростки, говорят, и, влагу впивая

Из плодоносной земли, получила зловредную силу.

Этот живучий цветок, растущий на твердых утесах,

Жители сел аконитом зовут. КЕРКОПЫ

В греческой мифологии братья, за постоянную ложь превращенные Зевсом в обезьян. Овидий в «Метаморфозах» говорит:

Древле родитель богов, рассердясь на обманы керкопов,

На нарушение клятв, на коварные их преступленья,

Этих людей превратил в животных уродливых, — чтобы

Были несхожи они с человеком, но вместе и схожи.

Члены он их сократил; опустил и приплюснул им ноздри;

Избороздил им лицо, стариковские придал морщины

И, целиком все тело покрыв им рыжею шерстью,

В этих местах поселил; предварительно речи способность

Отнял у их языков, уродившихся для вероломства:

Жалобы лишь выражать дозволил им хрипом скрипящим.

По другой версии мифа, изложенной Аполлодором, керкопы — уродливые существа, разбойники, убивавшие путников. Их победил Геракл. КЕРЫ

В греческой мифологии демонические существа, дети Ночи. Они приносят людям несчастье и смерть. В «Илиаде» керы описаны так:

Рыщут и Злоба, и Смута, и страшная Смерть между ними:

Держит она то пронзенного, то не пронзенного ловит,

Или убитого за ногу тело волочит по сече;

Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.

В битве, как люди живые, они нападают и бьются,

И один пред другим увлекают кровавые трупы. КИБЕЛА

Греческая богиня фригийского происхождения, отождествлявшаяся с Реей. Мифы о Кибеле связаны с историей юного Аттиса. Богиня требует от своих служителей полного подчинения, забвения в безумном восторге и экстазе, когда жрецы Кибелы наносят друг другу кровавые раны или когда неофиты оскопляют себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини. Изображалась на золотой колеснице с зубчатой короной в виде башни на голове, в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер.

Культ Кибелы в Риме был введен в 204 г. до н. э. в конце 2-й Пунической войны и слился с римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. После этого Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Другие имена Кибелы: Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. КИКЛОПЫ (ЦИКЛОПЫ)

В греческой мифологии трое сыновей Урана и Геи, исполины с одним глазом посреди лба. Киклопы принадлежали к древнейшему поколению богов. Уран сбросил их в Тартар, но Зевс освободил киклопов, чтобы они помогли ему в борьбе с титанами. Аполлодор сообщает, что киклопы «дали Зевсу гром, молнию и перун, Аиду шлем, а Посейдону трезубец». Позже киклопы погибли от руки Аполлона. По Вергилию, киклопы, будучи подручными Гефеста, выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея.

Гомер изображает киклопов жестокими великанами, племя которых обитает в пещерах, питаясь плодами земли. Единственное богатство киклопов — стада. Широко известен миф о том, как киклоп Полифем пытался сожрать Одиссея и его спутников, но хитроумный Одиссей обманул Полифема, ослепил его и благополучно покинул остров вместе со спутниками. КИММЕРИЙЦЫ

В греческой мифологии чудесный народ, обитающий на крайнем севере. Гомер описывает их страну в таких выражениях:

Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммериян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос…

Ночь безотрадная там искони окружает живущих. КЛИТЕМНЕСТРА (КЛИТЕМЕСТРА)

В греческой традиции дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. В браке Клитемнестра родила трех дочерей (Ифигению, Хрисофемиду и Электру) и сына Ореста. Когда Агамемнон отплыл с ахейским флотом под Трою, его отсутствием воспользовался Эгисф, который давно домогался любви Клитемнестры. Возвратившийся после победы в Троянской войне Агамемнон был убит Эгисфом.

Позднее в литературной традиции в сюжете убийства Агамемнона возрастает роль Клитемнестры. У Эсхила уже она сама изображается непосредственной убийцей мужа.

По Пиндару, Клитемнестра пошла на убийство Агамемнона, боясь разоблачения в его глазах. Впоследствии сын Клитемнестры и Агамемнона Орест отомстил матери за смерть отца, убив ее и Эгисфа. КОНКОРДИЯ

Римская богиня согласия между гражданами, народом и сенатом, в эпоху империи — между императорами и их соправителями. Первый храм Конкордии был открыт на Форуме в 387 г. до н. э. по случаю примирения патрициев и плебеев; после подавления движения Гракхов храм подновили и снова освятили. В эпоху империи Конкордия Августа (воплощение согласия в войске, между провинциями и Римом и пр.) часто изображалась на монетах и имела святилища в разных частях римского мира. КОНС

Римский аграрный бог, почитавшийся вместе с богиней Опс, страж зерновых запасов, убиравшихся на зиму в подземные хранилища. Его подземный алтарь открывался только дважды в год (21 августа и 15 декабря) в праздник Консуалий, когда богу приносились жертвы, устраивались бега, состязались пастухи, украшались венками лошади, мулы, ослы. По преданию, во время Консуалий были похищены дочери приглашенных Ромулом на праздник сабинян. КОРА

В греческой традиции «мистериальное» имя богини Персефоны. КОРИБАНТЫ

В греческой мифологии спутники Великой Матери богов. Аполлодор сообщает, что корибанты — дети Аполлона и музы Талии. Страбон же замечает, что по одним источникам «корибанты были некими демонами — детьми Афины и Гелиоса. Согласно другим, корибанты — дети Кроноса; наконец, еще некоторые писатели считают их сыновьями Зевса и Каллиопы и утверждают их тождество с кабирами». Чуть раньше тот же Страбон характеризует корибантов в таких выражениях: «по одним сказаниям, корибанты, кабиры, Идейские Дактили и тельхины отождествляются с куретами, в других — эти племена изображаются родственными, с некоторыми незначительными отличиями между собой. Говоря кратко, их всех считают чем-то вроде людей, боговдохновенных и пораженных вакхическим безумием, которые в образе служителей божества при совершении священных обрядов устрашают людей военной пляской, исполняемой в полном вооружении под шум и звон кимвалов, тимпанов и оружия в сопровождении флейты и воплей». КОТИТТО (КОТИС)

Греческая богиня фракийского происхождения, покровительница растительности и плодородия. Ее культ был распространен в основном в Коринфе. КРОНОС (КРОН)

В греческой мифологии один из титанов, сын Урана и Геи. По наущению своей матери оскопил серпом Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость. Воцарившись вместо отца, Кронос взял в супруги свою сестру Рею. По предсказанию Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Кронос тотчас проглатывал их. Однако Рея обманула Кроноса, подложив ему вместо младшего сына Зевса запеленутый камень. Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Возмужав, он по совету Метиды опоил Кроноса волшебным питьем, благодаря которому Кронос изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса.

Под предводительством Зевса дети Кроноса объявили войну титанам, длившуюся десять лет. Побежденные титаны вместе с Кроносом были сброшены в Тартар и находились там под стражей гекатонхейров.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua