Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Марсель Гриоль Жермена Дитерлен Суданская система Сириуса

0|

СУДАНСКАЯ РЎР?СТЕМА РЎР?Р Р?РЈРЎРђ Рњ. Триоль, Р–. Дитерлен

Примечание Р. Темпла: Эта статья переведена и публикуется без каких-либо сокращений. Она была написана для профессиональных антропологов и этнографов и предназначена для читателя, который заинтересуется темой в достаточной мере, чтобы обратиться к первоисточникам. Ее информация носит, таким образом, «факультативный» характер, и читатель, желающий просто следовать ходу рассуждений автора книги, спокойно может ее пропустить. От переводчика: Статья «Суданская система Сириуса», английский перевод которой опубликован в книге Р. Темпла, для русского издания этой книги была переведена с французского оригинала и сверена с английским переводом.

Введение

Знания Рѕ системе РЎРёСЂРёСѓСЃР°, изложенные РІ этой статье, получены РѕС‚ четырех суданских народов: РґРѕРіРѕРЅРѕРІ РІ Бандиагара, бамбара Рё Р±РѕР·Рѕ РІ Сегу[455] Рё РјРёРЅСЊСЏРЅРєР° РІ Кутиала. Среди РґРѕРіРѕРЅРѕРІ, Сѓ которых РІ период СЃ 1946 РїРѕ 1950В Рі. проводилось главное исследование, основными информаторами были: Р?ннекузу Доло, женщина 65–70 лет, аммай-ана («жрица Аммы») Рё предсказательница, живущая РІ РѕРєСЂСѓРіРµ Дозиу-Орей Нижнего Огола Верхней Санги; Онгнонлу Доло, 60–65 лет, патриарх деревни Го, недавно основанной частью племени ару РЅР° СЋРіРѕ-западе Нижнего Огола. Язык: санга; Йебене, 50 лет, жрец Бину Йебене Верхнего Огола, живущий РІ Бара (Верхняя Санга); Манда, 45 лет, жрец Бину Манда, живущий РІ РћСЂРѕР·РѕРЅРіРѕ РІ Вазуба. Племя: РґРёРѕРЅ. Язык: вазуба. Систему РІ целом описал Онгнонлу; РґСЂСѓРіРёРµ информаторы существенно дополнили его сведения. Хотя Онгнонлу Рё РЅРµ отвечал Р·Р° составление календаря РЎРёРіРё, РѕРЅ был знаком СЃ его принципами Рё РјРѕРі получать дополнительную информацию РѕС‚ ару РІ Йуго Догору Рё РѕС‚ управляющего верховного вождя ару РІ РђСЂСѓ-близ-Р?Р±Рё.[456] Онгнонлу является патриархом семьи, РёР· которой РЅР° следующем празднике изберут РЅРѕРІРѕРіРѕ носителя этого титула. Сведения, которые сообщил Онгнонлу, дают лишь начальное — или, пользуясь выражением бамбара, «поверхностное» — представление РѕР± этой исключительно тайной области знания, Рё это обстоятельство следует учитывать. Непосвященные РІРёРґСЏС‚ самую СЏСЂРєСѓСЋ звезду неба — РЎРёСЂРёСѓСЃ — Рё полагают, что именно эта звезда играет главную роль РІ вычислениях РЎРёРіРё. Аналогичным образом, законы системы РЎРёСЂРёСѓСЃР°, открываемые РЅР° первом этапе посвящения, РІ чем-то намеренно упрощены, Р° РІ чем-то — усложнены, чтобы отвлечь внимание РѕС‚ еще более тайных построений. Необходимо, таким образом, понимать, что описанная здесь система — это лишь РѕРґРёРЅ РёР· этапов посвящения людей, которые занимают высокое положение, РЅРѕ РЅРµ несут РїСЂСЏРјРѕР№ ответственности Р·Р° вычисления, связанные СЃ этой частью неба. Собранные нами сведения РЅРµ позволили выдвинуть какой-либо гипотезы РѕР± РёС… происхождении. РњС‹ также РЅРµ проводили специальных исследований РІ этом направлении. Эти сведения были просто скомпонованы таким образом, чтобы объединить сообщения четырех основных информаторов. Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, как люди, РЅРµ располагавшие никакими оптическими инструментами, смогли узнать Рѕ движении практически невидимых звезд Рё определить некоторые РёС… характеристики, РЅРµ только РЅРµ был решен, РЅРѕ даже РЅРµ ставился. РџСЂРё данных обстоятельствах более уместно представить РЅР° рассмотрение сами исходные документы. Определение момента РЎРёРіР°

Каждые 60 лет[457] РґРѕРіРѕРЅС‹ РїСЂРѕРІРѕРґСЏС‚ церемонию РЎРёРіРё. Ее целью является обновление РјРёСЂР°, Рё РѕРЅР° была РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ описана РёРјРё, начиная СЃ 1931 РіРѕРґР°.[458] Начав это исследование, РјС‹ столкнулись СЃ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРј, какой метод используется для вычисления периода, разделяющего РґРІРµ церемонии РЎРёРіРё. Согласно бытующему мнению, восходящему Рє мифу Рѕ творении, РІ РіРѕРґ, предшествующий церемонии, разлом РІ скале Йуго, расположенной РІ центре деревни Йуго-Дого-СЂСѓ,[459] загорается красным светом. Р’ этом разломе находятся различные алтари, РІ частности бюсты андумбулу (РёРјСЏ, данное людям маленького роста, которые РєРѕРіРґР°-то жили РІ скалах) Рё наскальные изображения, именуемые амма бара, «бог помогает», Рє которым РјС‹ вернемся ниже. РљСЂРѕРјРµ того, еще РґРѕ появления этого свечения место, расположенное Р·Р° пределами деревни, покрывается продолговатыми тыквами, которые никто РЅРµ сеял. РљРѕРіРґР° эти знаки замечены, осуществляется РЅР° первый взгляд простая процедура, причем только обитателями Йу-РіРѕ-Догору, принадлежащими Рє племени ару:[460] совет виднейших жителей деревни определяет интервал, основываясь РЅР° подсчете тридцати попоек, состоявшихся Р·Р° истекшее время. РќР° этих пиршествах, раз РІ РґРІР° РіРѕРґР°, пьется РїРёРІРѕ, изготовляемое РёР· РїСЂРѕСЃР°; Рё старейший РёР· членов совета отмечает каждое пиршество раковиной каури. Пиршества длятся около месяца перед первыми дождями, РёРЅРѕРіРґР° РІ мае или РёСЋРЅРµ, РїРѕРґ навесом, установленным Рє северу РѕС‚ деревни.[461] РќРѕ это правило чисто теоретическое: между последним РЎРёРіРё, состоявшимся РІ начале столетия, Рё 1931 РіРѕРґРѕРј[462] было только РѕРґРЅРѕ пиршество, РІ середине этого периода; тем РЅРµ менее каури были сосчитаны Рё собраны РІ кучу, представляющую первые тридцать лет. РЎ 1931 РіРѕРґР° пиршества устраивались каждые РґРІР° РіРѕРґР°. РљРѕРіРґР° вторая куча РёР· пятнадцати каури будет собрана, состоится второй РЎРёРіРё двадцатого столетия.[463] РџРѕ словам жреца Манда, момент РЎРёРіРё определяется СЃ помощью РґРІСѓС… фигур, которые рисуются РїСЂРѕСЃСЏРЅРѕР№ кашей над дверью святилища Бину Рё представляют Р±РѕРіР° РђРјРјСѓ Рё его сына РќРѕРјРјРѕ, Руководителя РЅРѕРІРѕРіРѕ РјРёСЂР°.[464] Первая фигура состоит РёР· вертикального овала — РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ яйца — Рё его большой РѕСЃРё. Это РђРјРјР° РІ изначальной темноте. Р’ правой половине каждый РіРѕРґ отмечается точкой, РІ последовательности СЃРЅРёР·Сѓ вверх. Р’ конце седьмого РіРѕРґР° снаружи рисуется нечто РІСЂРѕРґРµ трезубца, продолжающего последовательность точек РўРѕ же самое делают затем РЅР° левой стороне, РІ последовательности сверху РІРЅРёР·. Таким образом отсчитываются четырнадцать лет: семь парных лет, РІ течение которых был сотворен РјРёСЂ, плюс единица, символизирующая целое.[465] Фигура схематически изображает последний жест Р±РѕРіР°, поднявшего РѕРґРЅСѓ СЂСѓРєСѓ Рё опустившего РґСЂСѓРіСѓСЋ, тем самым показывая, что небо Рё земля созданы. Это изображение повторяется четыре раза, благодаря чему становится возможным подсчет периода РІ 60 лет; РѕРЅРѕ сопровождается фигурой Руководителя,[466] составленной РёР· РґРІСѓС… вертикально расположенных РЅРѕРі, поддерживающих голову РЅР° длинной шее. Р’ течение первых тридцати лет, отмечаемых РґРІСѓРјСЏ овалами, Сѓ фигуры есть только правая РЅРѕРіР°. Р’ течение второго тридцатилетнего периода левую РЅРѕРіСѓ удлиняют таким образом, что Рє моменту наступления РЎРёРіРё РѕРЅР° имеет ту же длину, что Рё правая. Р?менно намекая РЅР° эту фигуру, РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РЎРёРіРё «становится РЅР° РЅРѕРіРёВ» РІ течение этого последнего периода. Подсчет церемоний РЎРёРіРё

Когда наступает время для проведения Сиги, старейшины, собравшись под навесом тана тоно, красной охрой рисуют на скале (фиг. I) маску канага,[467] которая представляет бога Амму. Углубление, сделанное в грунте ниже рисунка, символизирует Сиги и, тем самым, Амму в мировом яйце. На самом деле эти два знака должны «читаться» в обратном порядке: Амма, во мраке мирового яйца (углубление), являет себя людям (красное изображение) в своей творящей позе (маска изображает заключительный жест бога, демонстрирующего вселенную).[468]

Фиг. I. Знак Канага, означающий церемонии Сиги, в Йуго-Догору (туземная живопись). Углубление также интерпретируется как лунка для семян. С этой точки зрения их упорядочивают сериями по три лунки, которые обозначают три Сиги и помещаются под знаками трех зерен, по имени которых они названы. Так, Сиги в начале нашего века назывался эмме сиги, «Сиги сорго»; следующий будет называться йу сиги, «просяной Сиги»; а следующий за ним — ну сиги, «фасолевый Сиги». Таким образом, теоретически можно было бы фиксировать церемонии Сиги, используя этот простой метод. На практике же углубления сглаживаются, а изображения чаще всего подновляют, вместо того чтобы воспроизводить и формировать таким образом серию для подсчета. Но есть другая фигура, рисуемая на фасаде святилищ и содержащая более точные сведения; она именуется сиги лугу, «вычисление Сиги», и состоит из треугольников, окрашенных попеременно в черный, красный и белый цвета, причем каждый цвет соответствует какому-либо зерну: первый — просу, второй — фасоли и третий — сорго (фиг. II). Эта последовательность может читаться двумя способами: либо с использованием только одного указателя (например, левого); в таком случае каждый треугольник эквивалентен двадцати годам, а тот, на который выпадает Сиги, переносится в следующую серию; либо с использованием всей фигуры и отсчетом каждого треугольника, независимо от его положения (правая колонка на фиг. II); здесь треугольник, на который приходится Сиги, учитывается дважды.

Фиг. II. Подсчет РЎРёРіРё. Более надежным свидетельством празднования РЎРёРіРё служит большая деревянная маска, изготовление которой — РѕРґРЅР° РёР· основных целей церемонии. Эта маска — обычно значительных размеров[469] — используется редко Рё хранится РІ каком-либо укрытии или тайнике РІ скалах, вместе СЃ теми масками, которые были вырезаны РІРѕ время предыдущих церемоний. Благодаря заботе, СЃ которой обращаются СЃ этими масками, — РёР±Рѕ РІ каком-то смысле РѕРЅРё являются архивами деревни, — можно встретить серию РёР· трех или четырех масок, самые старые РёР· которых относятся соответственно РєРѕ времени около 1780 Рё 1720В РіРі.[470] Р’ исключительных случаях, РєРѕРіРґР° укрытие хорошо выбрано Рё РїСЂРё постоянном надзоре, серии РјРѕРіСѓС‚ быть еще большими; так, РІ Р?Р±Рё РІ 1931В Рі. насчитывалось девять шестов, которым, СЃСѓРґСЏ РїРѕ всему, предшествовали еще три. РћС‚ последних сохранились РіСЂСѓРґС‹ пыли Рё несколько фрагментов, для которых РІ конце укрытия были выделены специальные места, прекрасно защищенные РѕС‚ сырости, насекомых Рё животных. Самые старые РёР· этих девятишестов, демонстрирующих РІСЃСЋ гамму изменений, происходящих СЃ течением времени,[471] датируются, таким образом, началом пятнадцатого столетия; Р° если принять РІ расчет три РґСЂСѓРіРёС…, остатки самого раннего относятся Рє первой половине тринадцатого столетия.[472] Нелегко встретить более древние материальные свидетельства, чем остатки этих шестов РІ Р?Р±Рё. РќРѕ есть еще РѕРґРёРЅ объект, существующий РІ единственном экземпляре, который изготавливается РІРѕ время церемоний РЎРёРіРё Рё также может быть использован для подсчета. Р’ преддверии празднества каждый местный РћРіРѕРЅ, так же как Рё высший РћРіРѕРЅ РёР· РђСЂСѓ, приказывает сплести РёР· баобабовых волокон емкость для закваски. Эта емкость используется РІ приготовлении первого ритуального РїРёРІР°, которое распределяется РІ небольших количествах среди всех семей. Затем его добавляют РІ напитки, Рё таким образом гарантируется однородность РїРёРІР°, выпиваемого общиной. РџРѕРјРёРјРѕ этого, РІСЃРµ РґСЂСѓРіРёРµ подобные емкости связываются, посредством соприкосновения, СЃ главной, которая исключительно велика: ее центральная часть имеет диаметр РІ 40В СЃРј, Р° четыре «помпона» имеют размер обычного объекта. Р’ результате РѕРЅР° может поместиться только РІ очень большие кувшины. Эти плетеные емкости хранятся РІ РґРѕРјРµ РћРіРѕРЅР°, РіРґРµ РѕРЅРё РІРёСЃСЏС‚ РЅР° РѕРґРЅРѕР№ перекладине, образуя, таким образом, устойчивую последовательность. Онгнонлу видел шесть или семь таких емкостей РІ официальной резиденции РћРіРѕРЅР° района Санга; последний, РѕРґРёРЅ РёР· старейших людей Страны РґРѕРіРѕРЅРѕРІ, утверждает, что его прадед видел восемь РґСЂСѓРіРёС…, предшествовавших самому старому объекту РІ этой серии.[473] Если общее количество больших емкостей для закваски, сделанных РІ районе Санга, равно четырнадцати, это значит, что первая РёР· РЅРёС… — которая РІСЂСЏРґ ли была сплетена для первой церемонии, состоявшейся РІ этом районе, — относится Рє двенадцатому столетию, РїСЂРё условии, что период между РґРІСѓРјСЏ РЎРёРіРё Рё ранее составлял 60 лет. Онгнонлу также насчитал восемь подобных емкостей РІ РґРѕРјРµ верховного РћРіРѕРЅР° ару, РІ РђСЂСѓ-близ-Р?Р±Рё. РћРЅ, однако, добавляет, что число РёС… «должно бы» составлять 24, хотя Рё РЅРµ может объяснить, имеется ли РІ РІРёРґСѓ некая идеальная серия, или же емкостей Рё РІ самом деле было 24, РЅРѕ часть РёР· РЅРёС… РЅРµ сохранилась.[474] Описанные выше приемы для фиксации праздников РЎРёРіРё Рё для вычисления интервалов между РЅРёРјРё просты Рё хорошо запоминаются. Для посвященных РѕРЅРё заменяют иные, более сложные навыки Рё знания, связанные СЃ системой РЎРёСЂРёСѓСЃР°. Догонское название этой звезды — РЎРёРіРё mono, звезда РЎРёРіРё,[475] или Йазиги толо, звезда Йазиги,[476] — убедительно свидетельствует Рѕ ее тесной СЃРІСЏР·Рё СЃ этой церемонией обновления РјРёСЂР°, отмечающейся раз РІ 60 лет. РќРµ РЎРёСЂРёСѓСЃ, однако, является основанием этой системы: РѕРЅ — только РѕРґРёРЅ РёР· центров орбиты маленькой звезды Дигитария, РџРѕ толо,[477] или звезды Йуругу,[478] Йуругу толо, которая играет главную роль Рё РЅР° которой поэтому концентрируется РІСЃРµ внимание мужчин-посвященных. Эта система небесных тел столь важна, что, РІ отличие РѕС‚ систем, находящихся РІ РґСЂСѓРіРёС… частях неба, РѕРЅР° РЅРµ принадлежит никакой отдельной РіСЂСѓРїРїРµ людей. Племена РѕРЅРѕ Рё РґРѕРјРјРѕ управляют звездами, первое — включая восходящую Венеру, последнее — включая Щит РћСЂРёРѕРЅР°. Солнце должно Р±С‹ принадлежать самому сильному племени, ару; РЅРѕ РІРѕ избежание эксцессов ару передали солнце племени РґРёРѕРЅ, которое РЅРµ столь влиятельно, Рё сохранили Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ луну. Что же касается звезды Дигитария Рё системы, Рє которой РѕРЅР° принадлежит, то РѕРЅРё представляют СЃРѕР±РѕР№ общее достояние всех людей. Орбита Дигитарии

Орбита, описываемая звездой Дигитария вокруг Сириуса, перпендикулярна к горизонту, и на эту позицию намекает одна из песен, обычно исполняемых в церемониях с использованием масок: лаба озу по озуга по йа. (Дорога маски (есть) прямая (вертикаль) эта дорога идет прямо.) Но если принять во внимание известную посвященным игру слов между по[479] «прямой» и по «Дигитария» — перевод становится следующим: Дорога маски (есть звезда) Дигитария, эта дорога идет (подобно) Дигитарии. Рисунок, сделанный просяной кашей (фиг. III) в комнате с помостом в доме Огона ару, выражает идею этой траектории, которая нарисована горизонтально: овал (продольный размер которого составляет около 100 см) содержит в своей левой части маленький кружок, Сириус (S), над которым другой круг (DP) с точкой в центре показывает Дигитарию в ее ближайшей к Сириусу позиции. На другом конце овала небольшая группа точек (DL) представляет звезду, когда она находится дальше всего от Сириуса.

Фиг. III. Траектория звезды Дигитария вокруг Сириуса. Когда Дигитария близка к Сириусу, она становится ярче; когда она максимально далека от Сириуса, Дигитария начинает мерцать, так что наблюдателю кажется, что там находятся несколько звезд.[480] Эта траектория символизирует эксцизию и обрезание — операцию, которая представлена ближайшим и самым далеким прохождением Дигитарии около Сириуса. Левая часть овала — это крайняя плоть (или клитор), правая часть — это нож (фиг. IV). Эта символика присутствует также в изображении, используемом для других ритуалов[481] (фиг. V). Горизонтальная фигура опирается на вертикальную ось, которая соединяет между собой два круга: S (Сириус) и D (Дигитария). Центром горизонтальной фигуры является круг Т, который представляет траеторию Дигитарии. Линия Е — это половой член, крючок В — крайняя плоть. Две прямые, отходящие от окружности, воспроизводят две части траектории (ср. фиг. IV): А — нож, В — крайнюю плоть. Таким образом, система Сириуса ассоциируется с ритуалом обновления людей и соответственно — в согласии со складом ума африканцев — с церемониями, отмечающими обновление мира. Период орбиты умножают на два, получая сто лет,[482] так как праздники Сиги объединяются в пары «близнецов»; тем самым подчеркивается основной принцип близнеч-ности.[483] Поэтому траектория называется муну, от корня мони — «воссоединять», от которого произошло слово му-но, являющееся титулом сановника, отметившего (соединившего) два Сиги.

Фиг. IV. Символика траектории звезды Дигитария: S — Сириус; А — нож; В — крайняя плоть. Фиг. V. Символика Дигитарии: S — Сириус; D — Дигитария; Т — траектория Дигитарии; А — нож; Е — половой член; В и В' — крайняя плоть. Согласно догонской мифологии, перед открытием Дигитарии верховный вождь был принесен в жертву в конце седьмого года его правления (седьмой урожай). Это единственное известное в данном случае вычисление; год как единица времени тогда еще не был установлен. Чтобы возродить жертву, ее духовные и материальные принципы были переданы Дигитарии — чье существование было известно, но чьи характеристики не были еще открыты человеку, так как звезда оставалась невидимой. Это правило сохранялось в течение 49 лет, для первых семи вождей, которые таким образом питали звезду и давали ей возможность периодически обновлять мир. Но, открыв звезду, восьмой вождь решил избежать судьбы своих предшественников: с помощью сына он симулировал смерть, заснул на несколько месяцев и вновь появился перед вождем, который наследовал ему. Восьмой вождь объявил, что он был у Дигитарии, узнал ее секреты и что теперь и в будущем каждый Огон будет править 60 лет — период, который позже стал отделять один Сиги от другого.[484] Вернувшись к должности, он поднял уровень неба, которое до этого было так близко к земле, что его можно было коснуться,[485] и полностью изменил методы счета и измерения времени. До этой реформы церемонии обновления мира проводились каждый седьмой урожай;[486] Огон положил в основание вычислений пятидневную неделю, сохраняющуюся по настоящее время, и период из пяти урожаев. А поскольку он был восьмым по счету, то отсчитал восемь таких периодов, другими словами — сорок лет, и число 40 стало основанием вычислений: месяц состоял из сорока дней, год — из сорока недель (по пять дней каждая). Но Огон жил 60 лет, и это число было интерпретировано как сумма сорока (основание счета) и двадцати (20 пальцев на руках и ногах, символизирующие человека — то есть, прежде всего, вождя). Так 60 стало основанием для вычислений,[487] и с помощью этого числа установили период, разделяющий два Сиги. Хотя период обращения Дигитарии составляет приблизительно 50 лет, что соответствует первым семи правлениям по семь лет, он тем не менее определяет срок в 60 лет, которые разделяют две церемонии.[488] Двигаясь в пространстве, Дигитария также вращается с периодом в один год, и в честь этого вращения проводится ритуал бадо. В этом случае она выбрасывает из своих трех спиральных витков существа и вещи, которые там содержатся. Этот день называется бадиу — «угрюмый отец», т. к. он отмечен общим движением мира, которое приводит людей в замешательство и ставит их в неустойчивые отношения с самими собой и с другими людьми. Происхождение и характеристики звезды Дигитария

Восьмой Огон рассказал своему народу о характеристиках этой звезды и всей системы Сириуса. Сириус кажется глазу красным, Дигитария же — белая звезда. Она лежит в основании вещей. «Бог сотворил Диги-тарию раньше всех прочих звезд».[489] Это — бесконечно маленькое «яйцо мира», адуно тал, в своем развитии давшее рождение всему, что существует, видимому и невидимому.[490] В ней содержатся три из четырех основных элементов: воздух, огонь и вода. Элемент земля заменен металлом.[491] Вначале существовало только семя Digitaria exilis,[492] по, эвфемистически именуемое кизеузи, «маленькая вещь».[493] Оно состояло из центрального ядра, выбрасывавшего другие семена в коническом спиральном движении (фиг. VI). Первые семь семян или ростков графически представлены семью линиями возрастающей длины, внутри овальной оболочки, символизирующей яйцо мира.

Фиг. VI. Происхождение спирали творения (туземный СЂРёСЃСѓРЅРѕРє РІ натуральную величину). Р’СЃСЏ работа Дигитарии изображена РЅР° СЂРёСЃСѓРЅРєРµ, различные части которого выполняются РІ следующем РїРѕСЂСЏРґРєРµ.[494] Р?Р· овала появляется вертикальная линия — первый росток, выходящий РёР· оболочки. Затем его пересекает второй росток, образуя вместе СЃ первым четыре основных направления. Прямота этих РґРІСѓС… сегментов символизирует сохраняемость вещей, РёС… способность оставаться РІ РѕРґРЅРѕРј Рё том же состоянии. Наконец последний, третий росток занимает место первого, придавая ему форму овала, открытого РІ нижней части, Рё окружает основание вертикального сегмента. Кривая форма, как противоположная РїСЂСЏРјРѕР№, предполагает трансформацию Рё прогресс вещей. Полученный образ РЅРѕСЃРёС‚ название «жизнь мира». Это существо сотворенное Рё творящее, РјРёРєСЂРѕРєРѕСЃРј, воплощающий РІ себе вселенную. Р’ своем качестве тяжелого СЌРјР±СЂРёРѕРЅР° РјРёСЂР° Дигитария представлется РІ Вазуба либо РІ РІРёРґРµ точки, либо РІ РІРёРґРµ оболочки, окруженной десятью точками (восемь РќРѕРјРјРѕ-предков Рё первоначальная пара РќРѕРјРјРѕ). Постоянное движение Дигитарии РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ существ, чьи души возникают РІ интервалах между точками Рё направляются Рє звезде РЎРѕСЂРіРѕ,[495] которая, РІ СЃРІРѕСЋ очередь, посылает РёС… Рє РќРѕРјРјРѕ. Это движение имитируется СЂРѕРјР±РѕРј, который разбрасывает творение Йуругу РІ пространстве. Шесть фигур располагаются РІРѕРєСЂСѓРі РєСЂСѓРіР°, как Р±С‹ выбрасываемые РёР· него (фиг. VII):[496] — двухзубцовая вилка: деревья; — черенок СЃ четырьмя наклонными линиями: маленькое РїСЂРѕСЃРѕ; — четыре точки, расположенные РІ РІРёРґРµ трапеции: РєРѕСЂРѕРІР°, чья голова обозначена короткой линией;[497] — четыре расходящиеся линии, начинающиеся РѕС‚ основания изогнутого черенка: домашние животные; — четыре точки Рё линия: РґРёРєРёРµ животные; — прямая СЃ четырьмя точками, попарно расположенными около нее: растения Рё РёС… листва.[498] Процесс творения символизируется также РєРѕСЂР·РёРЅРѕР№ для процеживания жидкостей, сделанной РёР· соломы Рё именуемой РЅСѓРЅ РіРѕСЂРѕ, «фасолевый колпак». Остов этой РєРѕСЂР·РёРЅС‹ имеет форму спирали, идущей СЃРЅРёР·Сѓ.[499] Витки спирали поддерживают сеть двойных радиусов.[500] Спираль символизирует первоначальное вихревое движение РјРёСЂР°; радиусы обозначают внутреннюю вибрацию вещей. Р?значально, таким образом, Дигитария есть материализованное творящее движение. РћРЅРѕ породило исключительно тяжелую субстанцию, которая вышла Р·Р° пределы ограниченного пространства, представленного описанной выше РєРѕСЂР·РёРЅРѕР№.[501] Эта масса напоминала ступку, РїРѕ размерам РІ РґРІР° раза превышающую ту, которая обычно используется женщинами.[502] РџРѕ версии, которую излагают мужчинам, эта ступка имеет три отделения: РІ первом содержатся существа, живущие РІ РІРѕРґРµ, РІРѕ втором — живущие РЅР° земле, РІ третьем — живущие РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ. Действительно, звезда изображается РІ РІРёРґРµ овала, РёР· которого выходит спираль СЃ тремя витками (три отделения).

Фиг. VII. Звезда Дигитария (туземный СЂРёСЃСѓРЅРѕРє РІ натуральную величину[503]). РџРѕ версии же, которую излагают женщинам, отделений четыре, Рё РѕРЅРё содержат зерна, металл, растения Рё РІРѕРґСѓ. Каждое отделение РІ СЃРІРѕСЋ очередь состоит еще РёР· двадцати отделений; РІСЃРµ РѕРЅРё вместе содержат 80 основных элементов. Эта звезда — резервуар Рё источник всего: «Она — амбар для всех вещей мира».[504] Содержимое звезды-хранилища выбрасывается центробежной силой, РІ форме бесконечно малых частиц, сравнимых СЃ семенами Digitaria exilis, Рё быстро развивающихся: «Вещь, которая идет, [которая] выходит РёР· [звезды] каждый день увеличивается РЅР° саму себя».[505] Другими словами, то, что выходит РёР· этой звезды, каждый день возрастает РІ объеме РІ РґРІР° раза. Р?Р·-Р·Р° этой роли звезда, считающаяся самой маленькой, является Рё самым тяжелым небесным телом: «Дигитария — самая маленькая РёР· всех вещей. РћРЅР° — самая тяжелая звезда».[506] РћРЅР° состоит РёР· металла сагала,[507] который немного более блестящ, чем железо, Рё столь тяжел, «что РІСЃРµ земные существа, объединившись, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ ее поднять». Р’ действительности вес звезды равен весу 480 ослиных РЅРѕС€[508] (около 38 000В РєРі), или весу всех семян, или же весу всего железа РЅР° земле», хотя РІ теории РѕРЅР° имеет размер растянутой бычьей шкуры или ступки.[509] Местоположение Дигитарии

Орбита Дигитарии расположена в центре мира, «Дигитария — это ось всего мира»,[510] и, если бы не ее движение, другие звезды не могли бы удержаться на своих местах. Это значит, что Дигитария управляет положением небесных тел, в частности — положением Сириуса, самой непокорной из звезд. Дигитария отделяет его от других звезд, окружая своей траекторией. Другие звезды в системе Сириуса

РќРѕ Дигитария — РЅРµ единственный спутник РЎРёСЂРёСѓСЃР°: звезда Эмтейа, Женское РЎРѕСЂРіРѕ, больше ее, РІ четыре раза легче Рё движется РІ том же направлении РїРѕ более протяженной траектории, РїСЂРѕС…РѕРґСЏ ее Р·Р° то же время (50 лет). Р?С… взаимное расположение таково, что СѓРіРѕР» между РёС… радиусами является прямым. Позиции этой звезды определяют различные праздники РІ Йуго Догору. Р’ звезде Женское РЎРѕСЂРіРѕ хранятся женские души всех живущих Рё будущих существ.[511] Это единственная звезда, лучи которой тождественны солнечным лучам, РёР±Рѕ РѕРЅР° является «солнцем женщин», ниан наи, или «маленьким солнцем», наи даги. Ее сопровождает спутник, именуемый «звезда Женщин», Ниан толо, или РљРѕР·РёР№ Пастух, enegirin (буквально: вожак РєРѕР·), термин, являющийся РёРіСЂРѕР№ слов emme girin (буквально: вожак СЃРѕСЂРіРѕ). РЎСѓРґСЏ РїРѕ этому названию, спутник должен быть руководителем звезды Женское РЎРѕСЂРіРѕ, РЅРѕ РЅР° самом деле последняя важнее. РљСЂРѕРјРµ того, есть некоторая путаница СЃ СЏСЂРєРѕР№ звездой РљРѕР·РёР№ Пастух, которая знакома каждому. Звезда Женщин изображается РІ РІРёРґРµ креста[512] — это динамический знак, говорящий Рѕ движении всей системы РЎРёСЂРёСѓСЃР° (фиг. VIII).

Фиг. VIII. Звезда женщин. Женское Сорго изображается посредством трех точек (мужского символа власти), окруженных семью точками. Последние представляют женскую и мужскую души: 4 — женщина, 3. — мужчина (фиг. IX).

Фиг. IX. Звезда Женское Сорго. Взятая в целом, система Женского Сорго изображается в виде окружности, содержащей крест (четыре главных направления), в центре которого расположено круглое пятно (сама звезда) и который служит хранилищем мужских и женских душ всех существ. Эта фигура, именуемая «рисунок Женского Сорго», Эмме йа тону, занимает один из центров эллипса, именуемого «рисунок людей», анам тону. Последний состоит из сплошной линии, которая называется «дорога козьего пастуха», и из двух пунктирных линий, внешняя из которых — это дорога мужских душ, а внутренняя — дорога женских душ (фиг. X).

Фиг. X. Система звезды Женское Сорго. Система Сириус-Дигитария-Сорго представлена «рисунком Сиги», сиги тону, состоящим из овала (мир), один из центров которого занимает Сириус. На двух концентрических окружностях, нарисованных вокруг Сириуса, отмечены две чередующиеся позиции Дигитарии во время Сиги и позиции Женского Сорго в тот же момент. Система Сириуса как целое рисуется в Санга различными способами, в частности при церемонии бадо. На фасаде резиденции великого Огона ару и внутри официальных зданий, предназначенных для Огонов племени дион, движение этих звезд представлено «рисунком хозяина звезды Сапожника», диан толо бана тону (фиг. XI). Это изображение состоит из вертикальной оси с выпуклостью S, расположенной на 2/3 ее высоты (Сириус). Нижняя часть оси сломана и выступает влево под прямым углом, указывая направление движения звезды Сапожника (С). Вверху ось завершается полуовалом; точка соединения (D) символизирует Дигитарию, а правая часть полуовала (F) — направление ее движения. Одновременно эта часть полуовала представляет звезду Женщин, а левая часть — Женское Сорго (Е). То обстоятельство, что участок SC длиннее участка SD, напоминает о том, что Сапожник (С) дальше, чем Сириус, от других звезд и вращается в противоположном направлении.

Фиг. XI. Движение звезд в системе Сириуса. Во время той же церемонии бадо самая старая женщина семьи создает у входа в дом «рисунок мира женщин», ниан адуно тону,[513] или «рисунок верха и низа мира», адуно дале донуле тону (фиг. XII).

Фиг. XII. Система Сириуса. Она состоит из овала — яйца мира, содержащего девять знаков: Da — Дигитария. Открытая кривая справа означает, что звезда приняла все субстанции и вещества, помещенные в нее Творцом. Db — Дигитария в своей второй позиции. Открытый снизу овал означает выход материи, которая распространяется по миру, А и В также обозначают крайние позиции Дигитарии по отношению к Сириусу. Е — звезда Женское Сорго, двойник Дигитарии. Поскольку она является «солнцем женщин», она помещена в центр яйца, как Солнце в центр Солнечной системы. Рядом с овалом нарисованы четыре маленькие вертикальные линии, символизирующие лучи, которые испускает эта звезда. S — Сириус, «звезда Сиги» или «звезда Йазиги». Размещенный таким образом знак выражает связь между Сириусом и двумя звездами, описанными выше. Его форма напоминает букву X, прямая часть которой — муравей, кей, — пересекает кривую. Нижний участок последней — это Йазиги, а верхний — часть органа, который удаляется при эксцизии. Хотя муравей здесь и женского пола, он изображен прямой линией, как если бы это был мужчина. Это означает его доминирование над женственностью искалеченной им Йазиги. R — Йуругу. Крючок, состоящий из дуги и прямой линии, означает, что вначале Йуругу двигался по кривой, огибающей небо; не достигнув цели, он спустился вертикально, как это показано правым сегментом, который представляет собой также кусок украденной плаценты.[514] Действительно, Дигитария как яйцо мира (см. выше) разделилась на две двойные плаценты, каждая из которых должна была дать рождение паре Номмо-Руководителей. Случилось, однако, так, что из одной из этих плацент преждевременно появилось единственное существо мужского пола. Чтобы найти своего близнеца, это существо оторвало кусок своей плаценты, который стал Землей. Это вмешательство нарушило порядок творения. Нарушитель был превращен в животное — Бледного Лиса, йуругу,[515] и передал свою нечистоту Земле, которая от этого стала сухой и бесплодной. Чтобы исправить положение дел, пришлось принести в жертву одного из Номмо-Руководителей, который вышел из другой плаценты, и отправить его близнеца на Землю с оплодотворяющим и очищающим дождем.[516] Судьба Йуругу — преследовать своего женского близнеца до скончания времен; этот близнец одновременно является его женской душой. На мифическом уровне Дигитария рассматривается, таким образом, как Йуругу, неустанно вращающийся вокруг Сириуса, другими словами — вокруг Йазиги, но никогда не достигающий ее. N — фигура Номмо, состоящая из вертикального сегмента — собственно Номмо, — на который, чуть ниже его верхнего конца, опирается линия, разделенная на три неравные части. Первая часть — это хранилище будущих женских душ; вторая — хранилище душ мертвых; третья — хранилище душ живых. Fa — звезда Женщин, Ниан толо. Маленькая спираль напоминает о том, что это — спутник Женского Сорго. Fb — «знак женщин», ниан тону. Он состоит из наклонной черты, обозначающей мужчину и перерезанной линией, которая заканчивается выпуклой кривой, обозначающей женщину. Этот знак символизирует контакт между полами.[517] Стержень выпрямился от изумления при виде творения, которое началось с женщин. Fc — Половые органы женщины изображены в виде овала, открытого в нижней части — это матка-мир, готовая к зачатию и отверстая вниз для распространения семян. Система Сириуса у бамбара

Бамбара называют РЎРёСЂРёСѓСЃ «звездой основания» — СЃРёРіРё РґРѕ-ло, что совпадает СЃ термином, который используют РґРѕРіРѕРЅС‹. Звезду Дигитария РѕРЅРё именуют фини доло.[518] Обычно Рє этой звезде применяют выражение фа доло фж — «две звезды знания», потому что «она представляет РІ небе невидимое тело Фаро», зачатое как пара близнецов.[519] Это наименование также РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рѕ том, что данная звезда служит хранилищем всех знаний. Система РЎРёСЂРёСѓСЃР° изображена РЅР° клетчатом одеяле, именуемом РєРѕСЃРѕ вала — «пестрая картинка». РћРЅРѕ состоит РёР· десяти последовательностей, РІ каждой РёР· которых примерно РїРѕ тридцать прямоугольников, окрашенных попеременно РІ цвет РёРЅРґРёРіРѕ Рё белый, что символизирует, соответственно, темноту Рё свет, землю Рё небо Рё, РІ мифологии бамбара, Пембу Рё Фаро. РџРѕ всему полю разбросаны 23 прямоугольника, попеременно цвета РёРЅРґРёРіРѕ, белые Рё красные. Р?Р· РЅРёС… двадцать представляют СЃРѕР±РѕР№ звезды или созвездия, Р° три РґСЂСѓРіРёС… — радугу, град Рё дождь. Пятая последовательность, находящаяся РІ центре, РІ которой нет цветных прямоугольников, символизирует Млечный Путь. Девятая последовательность содержит пять черных (РЅРµ РёРЅРґРёРіРѕ) прямоугольников, обозначающих «пятое творение, РІ темноте, которое произойдет, РєРѕРіРґР° РїСЂРёР±СѓРґСѓС‚ грядущие воды».[520] РЎРёРіРё доло вначале изображается РѕРґРЅР° «в холодное время РіРѕРґР° Рё РІ нечистоте» девятью прямоугольниками (третья последовательность). Затем РѕРЅР° изображается РїРѕ соседству СЃ фа доло фла (РґРІРµ красные линии) РІ пятнадцатом прямоугольнике (восьмая последовательность).[521] Р’ мифологии бамбара РЎРёСЂРёСѓСЃ представляет СЃРѕР±РѕР№ РњСѓСЃСЃРѕ РљРѕСЂРѕРЅРё РљСѓРЅРґРёРµ — близнеца Пембы, творца Земли, мифическую женщину, которую РѕРЅ преследовал Рё РЅРµ РјРѕРі поймать. РњСѓСЃСЃРѕ РљРѕСЂРѕРЅРё РљСѓРЅРґРёРµ РІРѕ всех отношениях РїРѕРґРѕР±РЅР° Йазиги.[522] РћРЅР° ввела обрезание Рё эксцизию, Рё поэтому РЎРёСЂРёСѓСЃ является звездой обрезания Рё для бамбара, Рё для РґРѕ-РіРѕРЅРѕРІ. Система РЎРёСЂРёСѓСЃР° Сѓ Р±РѕР·Рѕ

Эта система известна также и бозо, которые называют Сириус сима каине (буквально: сидящие брюки), а его спутник — тоно налема (буквально: глаз-звезда).

MacGowan R. A., Ordway F. I. Intelligence in the Universe. New Jersey: Prentice-Hall, 1966, pp. 242–244. 455 РћРґРёРЅ РёР· бамбара, живущих РІ Бандиагара, также подтвердил важнейшие детали этой системы. 456 Часть этой информации была получена непосредственно РѕС‚ жителей Йуго-Догору РІ 1931, 1936, 1948, 1949 Рё 1950В РіРі. 457 РњС‹ приняли эту цифру РІ 1931В Рі. Рё РїРѕРєР° РЅРµ имеем оснований ее пересматривать. 458 РЎРј.: Рњ. Griaule. Masques Dogons. Travaux et Memoirs de l'lnstitut d'Etnologie de l'Universitft de Paris. Vol. XXXIII (1938), chapitre I. 459 РџРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРµ описание этого разлома РІ скале СЃРј.: Ibid., СЂ. 167 ff. 460 Догоны делятся РЅР° четыре племени, каждое РёР· которых РєРѕРіРґР°-то выполняло СЃРІРѕСЋ функцию. Эти племена: ару (предсказатели), РґРёРѕРЅ (земледельцы), РѕРЅРѕ (торговцы) Рё РґРѕРјРјРѕ (которых путали РІ этом отношении СЃ РѕРЅРѕ). 461 Это место называется тана тоне; СЃРј.: Рњ. Griaule. Op. cit, p. 171. 462 Р?ли 1933В Рі. 463 Вероятно, РІ 1961 или 19Р±Р— Рі., если расчет верен. (Эта информация получена РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ жителя Йуго, РІ возрасте 55–60 лет.) Общеизвестно, что следующий РЎРёРіРё будет праздноваться РЅРµ раньше чем через десять лет (нам говорили РѕР± этом РІ конце 1950В Рі.). 464

Эти фигуры описаны РІ работе: Рњ. Griaule, G. Dieterlen. Signes graphiques soudanais. L'Homme, 3 (Paris: Hermann). 465 Догоны РіРѕРІРѕСЂСЏС‚ Рѕ неделе РёР· пяти дней как Рѕ шести РґРЅСЏС…. Сходным образом РІРѕ французском языке семидневная неделя называется «восемь дней». 466 Обсуждение образа РќРѕРјРјРѕ СЃРј. РІ РєРЅРёРіРµ: Рњ. Griaule. Dieu d'eau. Paris, Edition du РЎРїРєРїРµ, 1948. 467 Описание маски СЃРј. РІ работе: Masques Dogons, p. 470 ff. 468 Эта информация получена РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ жителя Йуго-Догору. Посвященные утверждают, что маска канага изображает, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, описанный выше статический жест Р±РѕРіР°, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ — свастику, повторяя тот же жест РїРѕРґ углом 90В° Рє предыдущему. Вторая фигура представляет Р±РѕРіР° кружащимся, РєРѕРіРґР° РѕРЅ СЃС…РѕРґРёС‚ РЅР° землю, чтобы преобразовать РјРёСЂ. 469 Самый большой известный образец имеет длину десять метров. РћРЅ был вывезен Миссией Дакар-Джибути Рё передан Музею Человека РІ Париже; СЃРј.: Рњ. Griaule. Masques Dogons, p. 234 ff. 470 Так, убежище Йендумман Дамма содержит три образца, Йен-думман Банама — четыре, Йендумман Да — три, Варна — четыре, Нижний Эннгель — три. РЎРј.: Рњ. Griaule. Masques Dogons. P. 242 ff. 471 Ibid., p. 245 ff. 472 Рћ РґСЂСѓРіРѕРј указателе, позволяющем установить минимальный возраст некоторых деревень, СЃРј.: Рњ. Griaule. Le Verger des Ogol (Soudan francais). Journal de la Societe des Africanistes, XVII, pp. 65–79. 473 РћРіРѕРЅ района Санга, который вступил РІ должность РІ 1935В Рі., был самым старым человеком РІ этой области РІ это время (С‚.В Рµ. самым старым РёР· племени РґРёРѕРЅ). Если РјС‹ примем, что РѕРЅ родился около 1855В Рі., его прадед, который, как РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РћРіРѕРЅ, был очень стар, РєРѕРіРґР° РѕРЅ сам был молодым пастухом, родился, вероятно, между 1770 Рё 1780В РіРі. Каждая емкость для закваски служит свидетельством РѕР± РѕРґРЅРѕРј РЎРёРіРё, для которого РѕРЅР° была сплетена. Это значит, что последовательность таких емкостей рассматривается доганами как нечто большее, чем просто числовая последовательность. 474 Период, выраженный такой серией, составил Р±С‹ Рє следующему РЎРёРіРё 1440 лет. РћРЅ соответствовал Р±С‹ последовательности правлений шестидесяти РћРіРѕРЅРѕРІ, которая охватывает отрезок времени примерно РІ 1500 лет. Верховные вожди племени ару РІ действительности избираются еще РІ юности, что отличается РѕС‚ практики, принятой РІ РґСЂСѓРіРёС… РґРѕРіРѕРЅСЃРєРёС… племенах. Средний период правления должен составлять, вероятно, 25 лет. 475 РЎРёРіРё доло Сѓ бамбара. 476 Обсуждение этого мифического образа, соответствующего РњСѓСЃСЃРѕ РљРѕСЂРѕРЅРё Сѓ бамбара, СЃРј. ниже. 477 РџРѕ (Digitaria coilis) РІ Западной Африке обычно именуется «фо-РЅРёРѕВ». 478 Обсуждение этого мифического образа СЃРј. ниже РІ тексте. 479 Р’ произношении эта гласная становится немного РЅРѕСЃРѕРІРѕР№. 480 Выражение «когда РІС‹ смотрите РЅР° Дигитарию, кажется, что весь РјРёСЂ вращается» (РџРѕ толо йенене адуно РіРѕРЅРѕРґРµ РіРёРЅРІРѕ), вероятно, передает это впечатление. 481 РЎРј.: M. Griaule. Signes graphiques des Dogons. M. Griaule, G. Die-terlen. Signes graphiques soudanais. L'Homme, 3 (Paris, Hermann). 482 Р’ системе счисления СЃ основанием 80 это число называется В«80 Рё 20В». Период РІ 50 лет очень близок Рє действительному периоду обращения спутника РЎРёСЂРёСѓСЃР°. РЎРј.: P. Baize. Le Compag-РїРѕРї de Sirius. L'Astronomie (Sept. 1931), p. 385. 483 Обсуждение этого принципа СЃРј. РІ работе: Рњ. Griaule. Dieu d'eau. P. 183 ff. 484 После этой реформы жертвоприношение РћРіРѕРЅРѕРІ было заменено жертвоприношением животных. 485 Это представление РІСЃРµ еще сохраняется среди РґРѕРіРѕРЅРѕРІ, Р° также Рё среди РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… народов. РЎРј.: Рњ. Griaule. Jeux Dogons. Travaux et Memoires de l'lnstitut d'Etnologie de l'Universite de Paris. Vol. XXXII. 486 Обсуждение символики числа 7В СЃРј. РІ работе: Рњ. Griaule. Dieu d'eau. P. 60. 487 Число 60 — это древнее основание системы счисления, РІСЃРµ еще используемое РІ Судане для РјРЅРѕРіРёС… ритуальных вычислений. Р’ СЂСЏРґРµ суданских языков 60 известно как «вычисление РёР· Манде», так как считается, что данная система распространилась РёР· страны Манде. Р’ настоящее время РІ этих областях основанием для счета служит число 80. РЎСЂ.: G. Dieterlen. Essai sur la religion bambara (Paris: PUF). 488 Здесь есть РїРѕРєР° РЅРµ разрешенное противоречие. РЎ РѕРґРЅРѕР№ стороны, РґРѕРіРѕРЅС‹ полагают, что Дигитария обращается РїРѕ своей орбите Р·Р° 50 лет Рё что это число управляет СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј вычисления РЎРёРіРё. РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, РЎРёРіРё празднуется СЃ интервалом РІ 60 лет. Тем РЅРµ менее следует отметить, что дата последнего РЎРёРіРё, который отмечался РІ самом начале текущего столетия, была, как утверждают, передвинута РЅР° более ранний СЃСЂРѕРє. Значит ли это, что дата регулярно, для каждой церемонии, переносится РЅР° более ранний СЃСЂРѕРє? Непосвященные, таким образом, продолжали Р±С‹ держаться идеи, что правильный период составляет 60 лет Рё что РїРѕ случайным причинам пришлось сократить его РґРѕ полустолетия. Предыдущий РјРёС„ приведен здесь как пример изменений РІ системе счета, которые случаются РІ «истории» африканских народов. 489 РџРѕ толо амма толо ла РІРѕР№ ману. 490 РџРѕ словам Р?ннекузу, название РџРѕ толо, «звезда Дигитарии», РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РѕС‚ выражения поло то, «глубокое начало». 491 РЎРј. ниже. 492 Семя Дигитарии состоит РёР· четырех частей, лишь РѕРґРЅР° РёР· которых — внешняя оболочка — имеет СЃРІРѕРµ наименование — РєРѕР±Сѓ. РўСЂРё РґСЂСѓРіРёРµ известны как йоло. 493 Это выражение всегда использовал Манда, чей исключительно педантичный СѓРј избегал таким образом даже упоминания РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· самых основных табу тотемических жрецов. 494 Дальнейшие детали СЃРј. РІ работе: Рњ. Griaule. Signes graphiques des Dogons. РЎРј. также: M. Griaule. L'image du monde au Soudan. Journal de la Societe des Africanistes, XIX, 2, pp. 81–89 495 РЎРј. ниже. 496 РћРЅРё отсчитываются РїРѕ часовой стрелке, начиная СЃ самой высокой фигуры РЅР° правой стороне. 497 Эта РєРѕСЂРѕРІР° является РѕРґРЅРёРј РёР· воплощений РќРѕРјРјРѕ 498 Следует отметить, что РґРѕРіРѕРЅС‹, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РґСЂСѓРіРёРј африканским народам, используют несколько различных символов или даже несколько различных последовательностей изображений, чтобы выразить РѕРґРЅСѓ идею или представить РѕРґРёРЅ объект. Напротив, РѕРґРёРЅ Рё тот же СЃРёРјРІРѕР» часто подразумевает несколько различных вещей. 499 Форма этой РєРѕСЂР·РёРЅС‹ приблизительно соответствует очертаниям ступки. 500 Р’ символике этой РєРѕСЂР·РёРЅС‹. 501 Понятно, что Дигитария только имела форму РєРѕСЂР·РёРЅС‹, РЅРѕ сама РєРѕСЂР·РёРЅРѕР№ РЅРµ являлась. 502 РЈ посвященных — иные представления РѕР± этих размерах. 503 Этот СЂРёСЃСѓРЅРѕРє выполняется РІ Вазуба внутри святилищ РІРѕ время празднества аду. 504 РђРґСѓРЅРѕ РєРёР·Рµ фу РіРѕР№РѕР№. 505 РљРёР·Рµ РІРѕРіРѕРЅРѕРґРµ пара гвай РІРѕРєСѓРІРѕРіРѕ дега бай тутуру Р±РёСЌРґРµ. 506 РџРѕ толо РєРёР·Рµ РІРѕР№ РІРѕ гайле Р±Рµ дедемого РІРѕ СЃРёРіРµ Р±Рµ. 507 Это слово имеет тот же корень, что Рё сагатара — «сильный, мощный» (местная этимология). 508 Число 480 — это результат произведения РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ числа 80 РЅР° число десятков РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј числе 60, которое было некогда РІ употреблении. РћРЅРѕ используется здесь как СЃРёРјРІРѕР» самого большого РёР· всех чисел. 509 Эти варианты принадлежат, соответственно, Р?ннекузу, Манда Рё Онгнонлу. 510

РџРѕ толо адуно фу РґСѓРґСѓРЅ РіРѕРІРѕР№. 511 РЈ каждого человека есть пара РґСѓС€-близнецов разного пола. РЎРј.: Рњ. Griaule. Dieu d'eau. P. 183 ff. To же представление распространено среди бамбара (СЃРј.: G. Dieterlen. Essai sur la religion bambara. Chapitre 3). 512 Р?зображения, воспроизведенные здесь, сделаны РІ Вазуба. 513 Эта фигура была показана Онгнонлу РІ августе 1950В Рі. РћРіРѕРЅРѕРј района Санга. 514 Йуругу, рожденный единичным существом, обречен РґРѕ скончания времен преследовать эту женскую душу, которая является его идеальным близнецом. Р’ частности, РѕРЅ пытался завладеть ею, вырвав Сѓ своей матери, Земли, часть плаценты, которая осталась после его рождения, так как думал, что это его близнец. 515 Vulpes pallida. 516 РЎРј.: Рњ. Griaule, G. Dieterlen. Le harpe-luth des Dogons. Journal de la Societe des Africanistes, XX, 2. 517 Мужчина РјРѕРі Р±С‹ СЃ равным основанием назвать его анам тону — «изображение мужчин». 518 Слово фини, откуда произошло фонио — название, используемое РїРѕ всей Суданской Африке, — имеет то же значение, что Рё РїРѕ. 519 Это выражение может подразумевать РЎРёСЂРёСѓСЃ Рё Дигитарию — либо Дигитарию Рё второй спутник РЎРёСЂРёСѓСЃР°. Рћ Фаро или Фан-СЂРѕ, бамбарском эквиваленте РґРѕРіРѕРЅСЃРєРѕРіРѕ РќРѕРјРјРѕ, СЃРј.: G. Dieterlen. Essai sur la religion bambara, chapitres 1 et 2. 520 РЎРј.: Ibid., chapitre 1. Речь идет Рѕ будущем РјРёСЂРµ, который будет возвещен водами Потопа. 521 Одеяло РєРѕР·Рѕ вата, которое РЅРѕСЃСЏС‚ старшие посвященные РІ основных бамбарских обществах (РґРёРѕ), принадлежит Рє серии РёР· РІРѕСЃСЊРјРё ритуальных одеял, чьи изображения Рё цвета несут РІ себе мифологическую, космологическую Рё социальную символику. РћРЅРё используются ночью либо носятся как одежда, РІ зависимости РѕС‚ статуса, должности Рё целей носящего РёС…. РџРѕРјРёРјРѕ РёС… материальной ценности, эти одеяла являются свидетельством знания носителя. Р?С… ритуальное использование вполне очевидно, РІ частности — РїСЂРё брачных церемониях. РЈ РґРѕРіРѕРЅРѕРІ тоже есть подобные одеяла. Так, одеяло, известное как йануну, — это нечто РІСЂРѕРґРµ очень РіСЂСѓР±РѕР№ карты РјРёСЂР°, РЅР° которой обозначены самые важные звезды. Обсуждение значения, которое РґРѕРіРѕРЅС‹ придают ткачеству, СЃРј. РІ: G. Dieterlen. Essai, chapitre 5; Р° также: Рњ. Griaule. Dieu d'eau. 522 Параллели между РњСѓСЃСЃРѕ РљРѕСЂРѕРЅРё РљСѓРЅРґРёРµ Рё Йазиги СЃРј. РІ: G. Dieterlen. Essai, chapitre 1. Обсуждение образов РњСѓСЃСЃРѕ РљРѕСЂРѕРЅРё РљСѓРЅРґРёРµ, Пембы Рё Фаро СЃРј. РІ: S. de Ganay. Aspect de mythologie et de symbolique bambara. Journal de psychologie normale et patho-logique



0|
Rambler's Top100 http://ufoseti.org.ua