Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Страбон География

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

II

12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546

III

1234567

IV

123456789101112131415161718192021222324252627

с. 684

I

1. С Персией и Сусианой граничит страна ассирийцев. Так называют Вавилонию и значительную часть окружающей области, к которой частично относится Атурия, где находятся Нин, Аполлониатида, элимеи, паретаки, Халонитида, лежащая вокруг горы Загра, равнины вокруг Нина, Доломена, Калахена, Хазена, Адиабена, племена Месопотамии поблизости от гордиеев и мигдоны вокруг Нисибиды вплоть до Зевгмы1на Евфрате; наконец, значительная часть области за Евфратом, которую занимают арабы и так называемые нашими современниками собственно C. 737сирийцы, [чьи земли] простираются до киликийцев, финикиян, иудеев и моря, которое напротив Египетского моря и Исского залива.

2. Имя Сирии, как кажется, распространялось не только на области от Вавилонии до Исского залива, но в древности также от этого залива до Евксинского моря. Во всяком случае обе каппадокийские народности (те, что на Тавре, и те, что на Понте) называются до настоящего времени «белыми сирийцами», как будто бы существовали и какие-то черные сирийцы. Это — сирийцы, живущие за Тавром. Когда я говорю «Тавр», я распространяю это имя до Амана. Когда историки сирийской державы сообщают, что мидян покорили персы, а сирийцев — мидяне, они имеют в виду не каких-либо других сирийцев, но именно тех, которые построили в Вавилоне и Нине свою столицу. Одним из этих сирийцев был Нин, который основал город Нин2в Атурии. Супругой Нина была Семирамида, ставшая преемницей мужа; она основала Вавилон. Они оба стали владыками всей Азии. Что же касается Семирамиды, то, кроме ее сооружений в Вавилоне, показывают и много других памятников, разбросанных почти по всей земле, поскольку она входит в этот материк; курганы — так называемые Курганы Семирамиды, стены, крепостные сооружения с водопроводами в них, водохранилища, лестницы, высеченные в скалах, каналы на реках и озерах, дороги и мосты. Они оставили свою державу с. 685 преемникам вплоть до времен Сарданапала и Арбака. Впоследствии их царство перешло к мидянам.

3. Город Нин был разрушен тотчас после падения Сирийского царства3. Он был гораздо больше Вавилона и лежал на равнине Атурии. Атурия же примыкает к области Арбел; между этими областями течет река Лик. Арбелы, расположенные против Вавилонии, относятся уже к этой стране. На противоположном берегу реки Лика вокруг Нина лежат равнины Атурии. В Атурии находится селение Гавгамелы, где Дарий был побежден и потерял свою державу. Это замечательное место, так же как и его название, ибо в переводе оно означает «дом верблюда». Назвал его так Дарий, сын Гистаспа; Дарий отдал это селение в собственность на содержание того верблюда, который особенно помог ему совершить тягостный путь через скифскую пустыню, неся на себе вьюк со съестными припасами для царя. Тем не менее македоняне, видя, что это жалкая деревушка, а Арбелы — значительное поселение (как говорят, основанное Арбелом, сыном Афмонея), пустили версию, что победоносное сражение произошло близ Арбел, и передали в таком виде свой рассказ историкам.

4. За Арбелами и горой Никаторием4(так назвал эту гору Александр после победы в битве при Арбелах) следует река Капр, протекающая C. 738на равном расстоянии от Арбел, как и Лик. Область эта называется Артакеной5. Около Арбел находится город Деметриада; потом следуют нефтяной источник, подземные огни, святилище Анеи6, Сандраки, дворец Дария, сына Гистаспа, Кипариссон и переправа через реку Капр уже близ Вавилона и Селевкии.

5. Вавилон также расположен на равнине: его стены имеют в окружности 385 стадий, толщина стен 32 фута, высота их между башнями 50 локтей7, а высота самих башен 60 локтей; дорога по вершине стен настолько широка, что колесницы в четверку лошадей легко могут разъехаться. Вот почему эта стена и висячий сад считаются одним из чудес света. Висячий сад имеет форму четырехугольника со сторонами в 4 плефра длиной; его поддерживают сводчатые арки, расположенные одна над другой на кубовидных цоколях. Эти цоколи, полые внутри, набиты землей так, что вмещают в себе огромные деревья; сами цоколи и арки со сводами сооружены из обожженного кирпича и асфальта. Подъем на верхние террасы идет по ступенчатым лестницам, вдоль которых расположены винтовые насосы, которыми непрерывно накачивают в сад воду из Евфрата люди, приставленные для этого. Ведь река шириной в стадию протекает через середину города, а сад расположен на берегу реки. Здесь находится также гробница Бела, теперь разрушенная; как говорят, ее срыл Ксеркс. Это была четырехугольная пирамида, сооруженная из обожженного кирпича, высотой в стадию, так же как и каждая сторона ее была длиной в стадию. Александр хотел восстановить эту пирамиду; однако для этого требовалось много труда и продолжительное время (только одна расчистка мусора заняла бы 10 000 человек в течение двух месяцев), поэтому царь не успел окончить предприятие, так как вскоре его постигли недуг и с. 686 кончина. Никто из его преемников не заботился об этом. Да и то, что осталось от города, было заброшено и разрушалось частью персами, частью от времени и в силу пренебрежительного отношения македонян к подобным сооружениям, в особенности же после того как Селевк Никатор укрепил Селевкию на Тигре, поблизости от Вавилона, приблизительно в 300 стадиях. Действительно, как он сам, так и все его преемники уделяли много внимания Селевкии и перенесли в нее царскую резиденцию. А в настоящее время Селевкия стала больше Вавилона, последний же в значительной части опустел, так что без колебания можно повторить о нем сказанное одним из комических поэтов относительно Мегалополя8в Аркадии:

Великая пустыня теперь Великий град.

C. 739В силу недостатка лесных материалов для построек здесь применяют доски и балки из пальмового дерева. Вокруг балок оборачивают витые из тростника канаты, которые затем белят и раскрашивают в разные цвета, а двери покрывают асфальтом. Двери делают высокими, так же как и дома, которые все сводчатые из-за недостатка леса. Страна по большей части лишена растительности, за исключением финиковой пальмы и кустарников. В большом количестве растет финиковая пальма в Вавилонии, много ее в Сусах, на побережье Персиды и в Кармании. Черепица у них не в ходу, так как дожди здесь редки. Подобные же постройки есть в Сусах и в Ситакене.

6. В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не признают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Вавилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называются орхенами, другие — борсиппенами и несколько других — разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии — также халдей, как и несколько других замечательных людей.

7. Борсиппа — это священный город Артемиды и Аполлона с большими мастерскими по обработке льна. В этом городе много летучих мышей, значительно большей величины, чем в других местах; этих животных ловят, употребляют в пищу и засаливают впрок.

8. Страну вавилонян с востока окружают сусийцы, элимеи и паретакены; с юга — Персидский залив и халдеи вплоть до месенских арабов; с запада — арабы-скениты9до Адиабены и Гордиеи; с севера — армяне и мидийцы до реки Загра и племен, живущих около нее.

9. Через эту страну протекает несколько рек; самые большие реки — это Евфрат и Тигр. Как говорят, обе реки после индийских рек стоят по величине на втором месте в южной части Азии. Они судоходны вверх по течению: Тигр — до Описа и современной Селевкии (селение Опис C. 740с. 687 является торговым центром окрестной области); Евфрат — до Вавилона больше чем на 3000 стадий. Однако персы из страха перед нападением извне, желая нарочно помешать судоходству вверх по этим рекам, устроили там искусственные водопады. Когда пришел Александр, он, насколько было возможно, разрушил водопады, в особенности на пути до Описа. Александр заботился также о каналах. Дело в том, что Евфрат в начале лета разливается, причем вода начинает прибывать с весны во время таяния снегов в Армении, поэтому река неизбежно образует болота и заливает пашни, если не отвести разлившиеся по поверхности воды вышедшей из берегов реки при помощи рвов и каналов, подобно тому как это делают с водами Нила в Египте. Вот почему и возникли каналы. Впрочем, содержание каналов в порядке требует большого труда. Дело в том, что здесь почва настолько глубокая, мягкая и рыхлая, что легко смывается реками, и равнины обнажаются, каналы наполняются илом, который легко засоряет устья. Это снова вызывает разлив вод по приморским равнинам и образование озер, болот и зарослей тростника, из которого плетут всевозможные сосуды. В одни из этих сосудов, обмазав их асфальтом, можно наливать воду, тогда как другие употребляют необмазанными. Из тростника изготовляют также паруса, подобные циновкам или матам.

10. Совершенно избавиться от подобных наводнений, быть может, невозможно, но все же долг хороших правителей оказывать посильную помощь. Эта помощь состоит в том, чтобы плотиной удержать сильный разлив и, наоборот, помешать наполнению каналов, которое вызывается скоплением ила, путем расчистки этих каналов и открытия устьев. Расчистить каналы, правда, нетрудно, но возведение плотины требует много рабочих рук. Но так как земля здесь рыхлая и мягкая, то она не выдерживает наносов ила, но, уступая давлению, увлекает его вместе с собой и делает устье трудно закрываемым. И действительно, приходится работать спешно и быстро закрывать каналы, чтобы не допустить полной утечки воды из них. Ведь если летом каналы высохнут, то они высушат и реку. Когда же уровень воды в реке понижен, то нельзя своевременно подавать воду для орошения в каналы, да и летом, когда земля раскалена и горит от зноя, она больше всего нуждается в орошении. Совершенно безразлично, будет ли урожай затоплен огромными массами воды или погибнет при ее недостатке от засухи. В то же время и судоходство вверх по реке, приносящее большие выгоды и постоянно нарушаемое по двум упомянутым причинам, невозможно урегулировать; так, во-первых, если устье каналов быстро не открывать и не закрывать и, во-вторых, если вода в каналах не стоит всегда на среднем уровне — не переливается [в них] через край и не отсутствует вовсе.

C. 74111. Как рассказывает Аристобул, Александр поднимался вверх по реке с большой свитой, сам управлял судном и осматривал каналы и очищал их; точно так же он открывал одни устья, а другие закрывал. Заметив, что устье одного канала (который шел главным образом в сторону болот и озер перед Аравией) труднодоступно и его нелегко закрыть, Александр с. 688 велел открыть другое новое устье в 30 стадиях; выбрав место с каменистым грунтом, он отвел туда поток. Он принимал эти меры для того, чтобы Аравия не оказалась недоступной для нападения через озера и болота, так как обилие вод превращает эту страну в остров. По словам Аристобула, Александр намеревался захватить Аравию и уже подготовлял флот и опорные пункты для похода, построив часть кораблей в Финикии и на Кипре; эти корабли, разбираемые на части и сколачиваемые деревянными скрепами, доставлялись за 7 дней в Фапсак, а затем вниз по реке шли до Вавилона; другую часть кораблей он построил в Вавилонии из кипарисовых деревьев, росших в рощах и парках: ведь в этой стране не хватает корабельного леса, хотя в области коссеев и в некоторых других землях лесных материалов достаточно. Аристобул утверждает, что Александр объявил причиной войны то, что арабы были единственным народом на свете, который не посылал к нему послов, однако истинной причиной было стремление македонского царя к всемирному господству. Когда он узнал, что арабы почитают только двух богов — Зевса и Диониса, которые даруют людям самое необходимое для жизни, он рассчитывал, что в случае победы арабы будут почитать его третьим богом, если он оставит им дедовскую независимость, которой они пользовались прежде. Таковы, добавляет этот писатель, были хлопоты Александра по устройству каналов, а кроме того, он тщательно исследовал гробницы царей и властителей; ведь большинство гробниц находилось среди озер.

12. Эратосфен сообщает в связи с упоминанием озер близ Аравии, что вода их, не находя выхода, открыла подземные проходы и по ним шла вплоть до Келесирии; там она прорывается на поверхность в местности около Риноколуры и горы Касия, образуя озера и пропасти. Однако я не знаю, достоверно ли это сообщение. Действительно, разливы Евфрата образуют озера близ Аравии и существуютболота около Персидского моря, но перешеек, отделяющий их, не широк и не скалист, поэтому более вероятно, C. 742что вода именно здесь с силой прорвалась к морю (будь то под землей или по поверхности), чем то, что она по столь безводной и сухой земле прошла больше 6000 стадий, причем на пути еще находятся горы, именно Ливан, Антиливан и Касий. Таковы сообщения Аристобула и Эратосфена.

13. Поликлит, однако, утверждает, что Евфрат не разливается, потому что течет через обширные равнины; одни горы находятся от него на расстоянии 2000 стадий, а Коссейские — едва на 1000; последние не высоки, не покрыты глубокими снегами и не вызывают внезапного таяния большой массы снега. По его словам, вершины этих гор находятся в области над Экбатанами по направлению к северу, а в области по направлению к югу они разделяются и по мере расширения становятся значительно ниже; в то же время большая часть вод попадает в Тигр и река выступает из берегов. Последнее утверждение явно нелепо, так как Тигр спускается с гор в те же равнины, что и Евфрат, а упомянутые выше вершины гор неодинаковой высоты: северные вершины в одних местах выше, а южные, напротив, с. 689 кое-где идут вширь. Что касается снега, то его массу определяют не только вершины, но и их широты: на северной стороне одной и той же горы больше снега, чем на южной, и первая дольше последней остается под снегом. А Тигр наполняется водами снегов из самых южных областей Армении, что недалеко от Вавилонии; снега эти неглубоки, так как они сходят с южной стороны, и Тигр разливается поэтому меньше. Евфрат же, напротив, принимает воды с обеих сторон и не только с одной, но со многих гор, как я уже показал это в описании Армении10. При этом я добавил длину Евфрата: сначала длину его течения по Великой и Малой Армении, затем длину от Малой Армении и Каппадокии через Тавр до Фапсака, где река отделяет Нижнюю Сирию от Месопотамии, и наконец остальную длину до Вавилона и до устьев, а всего 36 000 стадий. Таковы мои сведения о каналах в Вавилонии.

14. В этой стране произрастает ячменя так много, как нигде в другой местности (говорят, ячмень даже дает урожаи сам-триста); потребности во всем остальном удовлетворяет финиковая пальма, потому что она дает хлеб, вино, уксус, мед и муку; из этого дерева также изготовляют всевозможные плетеные изделия; зерна плодов пальмы кузнецы употребляют вместо углей; вымоченные зерна идут в пищу откармливаемым быкам и овцам. Есть, говорят, даже персидская песня, в которой перечисляется C. 743360 способов применения пальмы. Чаще всего население употребляет сесамовое масло; в остальных областях это растение встречается редко.

15. В Вавилонии в большом количестве находят асфальт. Об асфальте Эратосфен сообщает следующее: жидкий асфальт, называемый нефтью, встречается в Сусиде, а сухой, способный затвердевать, — в Вавилонии. Источник сухого асфальта находится поблизости от Евфрата. При разливе этой реки во время таяния снегов источник асфальта также наполняется и изливается в реку. Здесь образуются большие асфальтовые глыбы, пригодные для постройки домов, сооружаемых из обожженного кирпича. По словам других, в Вавилонии есть и жидкий асфальт. О сухом асфальте было уже сказано, что он полезен преимущественно при постройке домов, но говорят, что плетенные из камыша лодки и обмазанные асфальтом становятся водонепроницаемыми. Жидкий асфальт, называемый нефтью, отличается странными природными свойствами: если нефть поднести близко к огню, то она загорается, а если придвинуть к огню намазанный нефтью предмет, то последний воспламеняется. Потушить водой горящую нефть нельзя (так как она начинает гореть еще сильнее), разве только очень большим количеством воды, но ее можно потушить, заглушив глиной, уксусом, квасцами и птичьим клеем. Как говорят, Александр ради опыта велел облить раба нефтью в бане, а потом поднести светильник с огнем. Тотчас пламя охватило раба, и он чуть не погиб, если бы стоящие вокруг люди, вылив на него громадное количество воды, не справились с огнем и не спасли его. По сообщению Посидония, в Вавилонии есть нефтяные источники — белой и черной нефти. Некоторые из этих источников, я имею в виду источники белой нефти, содержат жидкую серу (эти-то источники притягивают с. 690 пламя), тогда как источники черной нефти содержат жидкий асфальт, который жгут в светильниках вместо масла.

16. В древности Вавилон был столицей Ассирии; теперь столица — Селевкия, так называемая Селевкия на Тигре. Поблизости от нее находится большое селение Ктесифон. Парфянские цари превратили это селение в свою зимнюю столицу, так как они щадили селевкийцев, боясь, как бы те не пострадали от постоя скифского племени или солдат. Могущество парфян превратило Ктесифон из селения в город; последний так обширен, что вмещает большое население, причем сами цари возвели в нем здания, снабдили товарами и позаботились о ремеслах, потребных для их изготовления. Действительно, парфянские цари обычно проводят там зиму из-за мягкого климата; летом они живут в Экбатанах и в Гиркании, предпочитая древнюю славу этих мест. Подобно тому как мы называем эту страну Вавилонией, так и жителей ее называем вавилонянами — не по имени города, а по имени C. 744страны. По имени Селевкии мы называем людей еще реже, если они даже и происходили оттуда, как например философ Диоген Стоик11.

17. Артемита — значительный город в 500 стадиях от Селевкии, почти что прямо на восток, как и Ситакена. Последняя — обширная и плодородная местность — расположена между Вавилоном и Сусидой, так что весь путь для едущих из Вавилона в Сусы идет на восток через Ситакену. На восток идет путь и едущих из Сус во внутренние области Персиды через Уксию и из Персиды во внутреннюю Карманию. С севера Карманию охватывает обширная Персида. К последней примыкает Паретакена и Коссея до Каспийских Ворот, где обитают горные и разбойничьи племена. С Сусидой граничит Элимаида — большей частью суровая страна с разбойничьим населением; наконец, с Элимаидой граничат область Загра и Мидия.

18. Коссеи, как и соседние горные племена, в большинстве стрелки из лука, постоянно занимающиеся грабежом. Действительно, обитая в небольшой и бедной стране, они вынуждены жить за счет чужого добра. Они должны обладать и силой, так как все они бойцы. Во всяком случае они выступили на помощь элимеям, воевавшим с вавилонянами и сусийцами, с 13-тысячным войском. Паретакены, правда, больше занимаются земледелием, чем коссеи, но все же и они не отказываются от разбойничества. Элимеи владеют более обширной и разнообразной областью, чем паретакены. Всю плодородную часть ее населяют земледельцы, а горная часть выращивает воинов, большей частью стрелков из лука. Ввиду обширности горная часть выставляет так много воинов, что их царь, владея столь большими военными силами, не считает себя обязанным подчиняться наравне с остальными парфянскому царю. Таково же было его отношение и к македонянам, которые прежде владели Сирией. Во всяком случае когда Антиох Великий пытался ограбить святилище Бела, то соседние варвары сами по своему почину напали на него и убили. Впоследствии парфянский царь, наученный несчастьем Антиоха, слыша о богатствах их святилищ и видя, что они не склонны к подчинению, вторгся с большим войском в их страну. Он захватил святилища Афины и Артемиды (последнее называется с. 691 Азары) и похитил оттуда сокровища на сумму 10 000 талантов. Он взял также большой город Селевкию на реке Гедифонте, прежде называвшийся Солокой. Существуют 3 удобных доступа в эту страну: один — из Мидии C. 745и области Загра через Массабатику; другой — из Сусиды через Габиану (эти области — Габиана и Массабатика — провинции Элимеи) и третий — из Персиды. Корбиана — также провинция Элимаиды. По соседству с этими областями находятся земли сагапенов и силакенов — небольшие владения. Столько племен и такого характера расположено над Вавилонией к востоку; к северу же, как я уже сказал, лежат Мидия и Армения, а на западе — Адиабена и Месопотамия.

19. Адиабена — большей частью равнина. Хотя эта область является частью Вавилонии, но все же у нее свой особый правитель; в некоторых пунктах она граничит с Арменией. Мидийцы, армяне и вавилоняне, самые большие племена в этой части света, с самого начала постоянно были в таких отношениях между собой, что все они, когда им это удобно было, нападали друг на друга и затем вновь примирялись. Такое положение продолжалось до владычества парфян. Теперь парфяне, правда, господствуют над мидийцами и вавилонянами, но армяне никогда не были им подвластны. Действительно, армяне нередко подвергались нападениям, но парфяне никогда не могли одолеть их силой; а Тигран даже оказал им энергичное сопротивление, как я уже рассказывал в описании Армении12. Таковы характерные особенности Адиабены. Жителей Адиабены называют также саккоподами13. Описание Месопотамии и южных племен я дам тотчас же после краткого обозрения обычаев ассирийцев.

20. Обычаи ассирийцев вообще похожи на персидские обычаи; впрочем, своеобразным у них является обычай ставить во главе каждого племени трех мудрых людей, которые выводят на народ девушек, достигших брачного возраста, и продают их с торгов женихам, причем всегда в первую очередь девушек более знатных. Таким образом там заключаются браки. После полового общения муж и жена всякий раз встают и каждый отдельно выходит, чтобы воскурить фимиам. Утром, прежде чем коснуться какого-нибудь сосуда, они обмываются. Действительно, у них в обычае такое же обмывание после полового общения, как после прикосновения к покойнику. Согласно некоему изречению оракула, у всех вавилонянок вошло в обычай вступать в половое общение с чужеземцами, придя в какой-нибудь храм Афродиты в сопровождении множества слуг и толпы народа. Каждая женщина обвивает себе голову повязкой из веревочного жгута. Подходящий к женщине мужчина отводит ее далеко от священного участка и кладет ей на колени столько денег, сколько считает справедливым дать. Деньги эти считаются посвящением Афродите. У них существует 3 высших судебных учреждения, кроме установленного царем. В состав одного входят лица, уже освобожденные от военной службы, другое состоит из знатнейших людей и третье — C. 746из старцев. Обязанность последнего [судилища] — выдавать девушек замуж и разбирать жалобы о прелюбодеянии; другое ведает делами о воровстве, третье — о насилиях. Больных они выносят на перекрестки и с. 692 спрашивают прохожих, не знает ли кто какого-нибудь лечебного средства против болезни; и среди прохожих не встретишь ни одного столь неблагородного человека, который, повстречавшись, не посоветовал бы, если помнит, какого-либо целительного средства. Одежда вавилонян состоит из льняного хитона, доходящего до ног, шерстяного верхнего платья и белого гиматия; они носят длинные волосы и обувь вроде туфель. Они носят также кольца с печатками и палку, но не гладкую, а с изображением наверху яблока, розы, лилии или чего-нибудь в таком роде. Они умащаются сесамом. Покойников оплакивают подобно египтянам и многим другим народам; хоронят в меду, облепив воском. 3 племени у них не имеют хлеба. Это — жители болот, питающиеся рыбой, по образу жизни схожие с обитателями Гедросии.

21. Месопотамия14получила имя от своего положения. Как я уже сказал, эта область расположена между Евфратом и Тигром; Тигр омывает только восточную ее сторону, тогда как Евфрат — западную и южную; на севере возвышается Тавр, отделяющий от Месопотамии Армению. Наибольшее расстояние, отделяющее эти реки, находится около гор. Это, быть может, то самое расстояние, которое дает Эратосфен от Фапсака (там в древности был мост через Евфрат) до переправы через Тигр, где Александр перешел эту реку, — 2400 стадий. Наименьшее же расстояние между этими реками находится где-то около Селевкии и Вавилона и составляет несколько больше 200 стадий. Тигр протекает через середину озера под названием Фопитида в направлении его ширины. Дойдя до противоположного берега озера, река со страшным шумом, извергая пену и водяную пыль, уходит под землю; пройдя под землей скрыто значительное пространство, Тигр снова появляется на поверхности недалеко от Гордиеи. Река пересекает озеро, по словам Эратосфена, так стремительно, что оно, будучи в других местах соленым и лишенным рыбы, в этой части становится пресным, течет как река и полно рыбы.

22. Имея суженную форму, отчасти похожую на корабль, Месопотамия на значительном протяжении выдается вперед. Наибольшая часть ее окружности образована Евфратом. Согласно Эратосфену, расстояние от Фапсака C. 747до Вавилона составляет 4800 стадий, расстояние же от Зевгмы в Коммагене (у начала Месопотамии) до Фапсака не меньше 2000 стадий.

23. Область вдоль гор довольно плодородная. Части этой области, что близ Евфрата и моста (у современного моста в Коммагене и у древнего моста у Фапсака), занимают мигдоны, названные так македонянами. В их стране находится Нисибида, которую также называют Антиохией, что в Мигдонии. Город лежит у подошвы горы Масия, так же как Тигранокерты, области Карр и Никефория, Хордираза и Синнака, где погиб Красс15, изменнически захваченный в плен парфянским военачальником Суреной.

24. Поблизости от Тигра находятся области гордиеев, которых древние называли кардухами; города их были: Сариса, Саталка и Пинака, весьма сильная крепость с тремя кремлями, обнесенными каждый особой стеной, так что они образуют как бы тройной город. Однако этот последний город с. 693 подчинил себе не только армянский царь, но и римляне взяли его силой, невзирая на то что гордиеи считались замечательно искусными строителями укреплений и опытными мастерами осадных машин, почему они и выполняли эти работы у Тиграна. И остальная часть Месопотамии подпала под власть римлян. Большую ее часть, именно все сколько-нибудь значительные местности, Помпей отдал Тиграну. Страна эта богата пастбищами и растительностью настолько, что в ней произрастают вечнозеленые деревья и душистое растение амом16. Здесь водятся также львы, добывают нефть и камень гангитид17, от которого убегают пресмыкающиеся.

25. Гордиену, как говорят, заселил Гордий, сын Триптолема; впоследствии здесь поселились также эретриейцы, захваченные персами. О Триптолеме я расскажу в описании Сирии18.

26. Части Месопотамии, обращенные к югу и более удаленные от гор, безводные и скудные, занимают арабы-скениты — разбойническое и пастушеское племя, которое легко переходит с места на место, когда не хватает пастбищ или добычи. Таким образом, не только скениты причиняют ущерб населению областей, расположенных вдоль гор, но и армяне, которые живут над ними и притесняют их своей мощью. В конце концов они большей частью подвластны армянам или парфянам, так как парфяне также живут по окраинам этой страны, владея Мидией и Вавилонией.

27. Между Евфратом и Тигром течет еще одна река — Басилей, а около C. 748Анфемусии другая — Аборра. Для едущих из Сирии в Селевкию и Вавилон путь проходит через область скенитов (которых теперь некоторые называют малиями) и через их пустыню. Переправляются через Евфрат путешественники близ Анфемусии, местности в Месопотамии. Над рекой в 4 схенах расположена Бамбика, которая также называется Эдессой и Гиераполем19; здесь почитают сирийскую богиню Атаргатис. После переправы путь лежит через пустыню до Скенов, крупного города, расположенного на канале в сторону вавилонской границы. От переправы до Скенов 25 дней караванного пути. На этом пути есть погонщики верблюдов, содержащие постоялые дворы, иногда с обильными водоемами, обычно — цистернами, хотя иной раз погонщики верблюдов пользуются привозной водой. Скениты миролюбивы и взимают умеренную дань, вследствие чего купцы избегают область вдоль реки, идя на риск путешествия через пустыню и оставляя реку направо на расстоянии почти трехдневного пути. Дело в том, что вожди племен, обитающих по обеим сторонам реки, владеют землей, правда небогатой, но менее скудной, чем у других; каждый из них к тому же облечен самостоятельной властью и имеет особый пункт для сбора дани, притом неумеренной. Действительно, трудно установить общую и выгодную для купцов норму дани среди стольких людей, к тому же отличающихся своеволием. Скены находятся от Селевкии в 18 схенах.

28. Пределами парфянской державы являются Евфрат и области на той стороне реки. Земли же на этой стороне реки принадлежат римлянам и вождям арабских племен вплоть до Вавилонии; одни из этих вождей расположены больше к парфянам, а другие — к римлянам, с которыми они с. 694 живут по соседству; менее дружественно относятся к римлянам скениты-кочевники, обитающие вблизи реки, зато более расположены к ним живущие вдали от реки и поблизости от Счастливой Аравии. Что касается парфян, то они и прежде стремились к «дружбе»20с римлянами, но им пришлось обороняться против Красса, который начал с ними войну21. Впрочем, их постигла та же участь, когда они сами начали войну и послали Пакора22против Азии. Однако Антоний, пользуясь советами армянского царя23, стал жертвой предательства с его стороны и потерпел неудачу на войне. Преемник Пакора Фраат так стремился к «дружбе» с Цезарем Августом, что даже отослал ему трофеи, которые парфяне воздвигли в память победы над римлянами. Пригласив для переговоров тогдашнего префекта Сирии Тития, Фраат выдал ему в качестве заложников четырех своих законных сыновей: Сераспадана, Родаспа, Фраата и Бонона с двумя женами и четырьмя их сыновьями; [сделал он это] из страха возмущения и покушений. Парфянский царь понимал, что никто самостоятельно не сможет C. 749успешно бороться с ним без помощи кого-нибудь из рода Арсакидов, так как парфяне исключительно преданы этому роду. Поэтому, удалив своих сыновей, он стремился отнять эту надежду у людей, злоумышлявших против него. Оставшиеся еще в живых из его детей живут на государственный счет в Риме, окруженные царскими почестями. Прочие цари парфян24также всегда посылают в Рим посольства и приходят для переговоров [с префектами].

II

1. Сирия граничит на севере с Киликией и горой Аманом. Расстояние от моря до моста на Евфрате (от Исского залива до моста в Коммагене), который составляет границу упомянутой стороны, не меньше 1400 стадий. На востоке границу ее образуют Евфрат и область арабов-скенитов на этой стороне Евфрата; на юге — Счастливая Аравия и Египет; на западе — Египетское и Сирийское моря до Исса.

2. Части Сирии я беру начиная от Киликии и горы Амана: это Коммагена и так называемая «Селевкида Сирийская», Келесирия и, наконец, на побережье Финикия, а внутри страны — Иудея. Некоторые делят всю Сирию на страну келесирийцев, сирийцев и финикиян и утверждают, что с этими племенами смешаны еще 4 — иудеи, идумеи, газеи и азотии; они частью земледельцы, как сирийцы и келесирийцы, а частью занимаются торговлей, как финикияне.

3. Таковы наши сведения о Сирии в целом. Что же касается ее частей в отдельности, то Коммагена не особенно большая область; в ней есть укрепленный естественными условиями город Самосаты, где была царская столица. Теперь Коммагена стала римской провинцией. Земля вокруг города весьма плодородна, но ее недостаточно. Теперь здесь находится мост через Евфрат; вблизи моста расположена Селевкия — крепость Месопотамии, которую Помпей включил в пределы Коммагены. Здесь Тигран с. 695 казнил Селену, прозванную Клеопатрой, заключив ее на некоторое время в темницу после изгнания из Сирии.

4. Селевкида — не только лучшая из упомянутых частей Сирии, но она называется (и есть) Тетраполис1по количеству находящихся в ней городов. Правда, этих городов несколько, но самых крупных 4: Антиохия близ Дафны, Селевкия в Пиерии, Апамея и Лаодикея. Эти города назывались сестрами из-за их согласия друг с другом; все они были основаны Селевком Никатором. Самый большой город2он назвал именем своего отца, наиболее C. 750укрепленный — своим именем; из остальных Апамею — по имени супруги, Апамы, Лаодикею — по имени матери. Соответственно четырем городам Селевкида была, по словам Посидония, разделена на 4 сатрапии, на столько же была разделена и Келесирия, хотя Месопотамия имела всего одну сатрапию3. Антиохия — тоже Тетраполис, так как состоит из четырех частей: она обведена общей стеной, как и каждое из четырех поселений укреплено особой стеной. Первое поселение основал Никатор, переведя сюда поселенцев из Антигонии, которую построил поблизости незадолго перед этим Антигон, сын Филиппа; второе поселение основал коллектив поселенцев, третье — Селевк Каллиник, четвертое — Антиох Эпифан.

5. Кроме того, Антиохия — столица Сирии, и здесь была устроена царская столица правителей страны. По могуществу или размерам Антиохия немногим уступает Селевкии на Тигре или Александрии египетской. Никатор поселил здесь потомков Триптолема, о котором я уже упомянул немного выше4. Поэтому-то антиохийцы почитают Триптолема как героя и справляют праздник в его честь на горе Касии близ Селевкии. Как говорят, аргивяне послали его на розыски Ио, которая сначала исчезла в Тире, и он блуждал по Киликии. Здесь несколько спутников Триптолема, покинувших его, основали Тарс. Остальные последовали за ним до ближайшего побережья и, потеряв надежду разыскать Ио, остались вместе с ним в области, лежащей у реки Оронта. Сын Триптолема Гордий вместе с некоторыми людьми своего отца переселился в Гордиею, а потомки остальных стали сожителями антиохийцев.

6. В 40 стадиях над Антиохией лежит Дафна — средней величины поселение с большой тенистой рощей, через которую протекают источники; в середине рощи находится священный участок с убежищем и святилище Аполлона и Артемиды. Здесь по обычаю антиохийцы вместе с соседями справляют всенародный праздник. Окружность рощи 80 стадий.

7. Вблизи города протекает река Оронт. Эта река берет начало из Келесирии, затем уходит под землю и снова появляется на поверхности, потом, пройдя через земли апамеев в Антиохийскую область, река близко подходит к Антиохии и впадает в море поблизости от Селевкии. Прежде C. 751река называлась Тифоном, но впоследствии ей было дано имя строителя моста через нее — Оронта. Где-то здесь было место действия мифических историй, связанных с поражением Тифона молнией и с аримами, о которых я уже упоминал5. Тифон, как передают (а он был дракон), пораженный молнией, искал убежища под землей; он не только при этом избороздил с. 696 землю и образовал русло реки, но, проникнув под землю, заставил источники прорваться на поверхность, отчего и река получила свое имя. На западе ниже Антиохии, против Селевкии, лежит море; поблизости от Селевкии Оронт образует устья. Селевкия находится в 40 стадиях от устьев реки и в 120 стадиях от Антиохии. Путешествие от моря вверх по реке до Антиохии занимает один день. К востоку от Антиохии протекает Евфрат, а также находятся Бамбика, Берея и Гераклея — маленькие городки, которыми правил некогда тиран Дионисий, сын Гераклеона. Гераклея лежит в 20 стадиях от святилища Афины Киррестиды.

8. Затем вплоть до Антиохийской области идет Киррестика. На севере поблизости от нее возвышается гора Аман и лежит Коммагена. Киррестика примыкает к этим областям, простираясь до них. Здесь находятся город Гиндар — акрополь Киррестики и укрепленное природой разбойничье гнездо; недалеко лежит какое-то место под названием Гераклей. У этих мест Вентидием был убит старший сын парфянского царя Пакор, когда он пошел походом на Сирию6. С Гиндаром граничат Пагры, принадлежащие к Антиохийской области; это — укрепленное природой место у перевала через Аман, ведущего из Аманских Ворот в Сирию. Ниже Пагр простирается равнина антиохийцев, по которой протекают реки Аркевф, Оронт и Лабота. На этой равнине находится также обнесенное частоколом укрепление Мелеагра и течет река Энопара, где Птолемей Филометор одержал победу в сражении с Александром Балой, но сам скончался от раны7. Над этими местами возвышается холм Трапезонт (названный так от сходства по форме со столом), где Вентидий сражался с парфянским полководцем Франикатом8. Здесь недалеко от моря лежит Селевкия и возвышаются Пиерия — гора, примыкающая к Аману, и Рос — между Иссом и Селевкией. В прежнее время Селевкия называлась Гидатос-Потамой9. Город является значительной крепостью, настолько мощной, что неодолим никакой силой; поэтому Помпей, отрезав от него Тиграна, провозгласил город свободным. К югу от области антиохийцев лежит Апамея, находящаяся внутри страны, а на юг от Селевкийской области возвышаются горы Касий и Антикасий. Еще дальше за Селевкией находятся устья Оронта; затем следуют Нимфей — что-то вроде священной пещеры, потом Касий и непосредственно за ним — городок Посидий и Гераклея.

9. Дальше следует Лаодикея — приморский город, весьма живописно построенный, с прекрасной гаванью; область города, кроме изобилия прочих плодов, еще очень богата вином. Этот город доставляет александрийцам C. 752большую часть вина, так как жители засадили виноградниками всю гору, возвышающуюся над городом, почти что до вершин. Эти вершины удалены от Лаодикеи на довольно значительное расстояние и медленно и постепенно поднимаются вверх, тогда как над Апамеей они возвышаются отвесно. Немало вреда причинил Лаодикее Долабелла, который бежал в этот город в поисках убежища. Кассий осаждал Долабеллу здесь до самой смерти последнего, причем во время осады были уничтожены вместе с ним многие части города10.

с. 69710. В Апамее также есть акрополь11, в общем хорошо огражденный. Это — прекрасно укрепленный холм, возвышающийся на углубленной равнине. Река Оронт и лежащее вокруг большое озеро обращают этот холм в полуостров; озеро, разливаясь, переходит в широкие болота и огромной величины луга, служащие пастбищами для рогатого скота и лошадей. Город, таким образом, не только безопасно расположен (его называли Херсонесом12по характеру местности), но и обладает весьма обширной и плодородной территорией, через которую протекает Оронт и где находятся многочисленные зависимые городки. Здесь Селевк Никатор содержал 500 слонов и большую часть своего войска, так же как и позднейшие цари. Некогда первые поселенцы — македоняне — называли эту область Пеллой, потому что большинство македонян, участвовавших в походе, поселилось здесь и потому что Пелла — родина Филиппа и Александра — стала как бы метрополией македонян. Здесь помещались также военное управление и конский завод, где было более 30 000 царских кобылиц и 300 жеребцов. Здесь жили и объездчики лошадей, люди, обучавшие обращению с тяжелым оружием, и все оплачиваемые учителя военного дела. Могущество Апамеи ясно показывают возвышение Трифона, прозванного Диодотом, и его попытка захвата Сирийского царства; он превратил этот город в опорный пункт. Действительно, Трифон родился в Касианах, в одном из укреплений Апамейской области, воспитан в Апамее и представлен царю и царедворцам. Задумав поднять восстание, Трифон получил средства от этого города, а также от зависимых от последнего городков — от Ларисы, Касиан, Мегар, Аполлонии и других местечек; все они платили дань Апамее. Таким образом, Трифон был провозглашен царем этой страны и долго удерживал свою власть. Цецилий Басс во главе двух когорт поднял восстание в Апамее; осажденный затем в городе двумя большими C. 753отрядами римского войска, он столь упорно и долго оказывал сопротивление, что перешел под власть римлян, сдавшись добровольно и только на выставленных им самим условиях. Дело в том, что эта страна снабжала войско Басса продовольствием и у него было много союзников именно среди вождей соседних племен, владевших хорошо укрепленными местечками. Среди этих последних были Лисиада, расположенная над озером вблизи Апамеи, а также Арефуса, которой владели Сампсикерам и его сын Ямблих, вожди племени эмисенов; недалеко находились также Гелиуполь и Халкида, подвластная Птолемею, сыну Меннея, который владел Массием и горной областью итуреев. В числе союзников Басса был и Алхедамн, царь рамбеев, кочевников на этой стороне Евфрата. Он был раньше «другом»13римлян, но, считая, что римские правители поступают с ним несправедливо, удалился в Месопотамию и затем поступил наемником на службу к Бассу. Из Апамеи родом Посидоний Стоик — самый ученый философ нашего времени.

11. Пограничная с Апамеей страна на востоке — это так называемая Парапотамия, область арабских племенных вождей, а также местность Халкидика, простирающаяся от Массия, и вся страна к югу от апамейцев, с. 698 принадлежащая большей частью скенитам. Последние схожи с кочевниками в Месопотамии. Народности, живущие ближе к сирийцам, всегда более культурны, менее цивилизованы арабы и скениты. У первых государственное устройство лучше, чем например в Арефусе под властью Сампсикерама, во владениях Гамбара и Фемеллы и других подобных племенных вождей.

12. Такова внутренняя часть Селевкиды. Остальное побережье от Лаодикеи следующее: недалеко от Лаодикеи находятся городки Посидий, Гераклей и Габалы; далее уже идет побережье арадиев, где расположены Пальт, Баланея и Карн; последний — якорная стоянка Арада с гаванью. Затем следуют Энидра и Мараф — древний финикийский город, теперь разрушенный. Его область разделили между собой арадии, равно как и Симиры, местность, лежащую рядом. К этим местностям примыкает область Орфосия, так же как и Элевфер, река, текущая поблизости, которую некоторые считают границей Селевкиды со стороны Финикии и Келесирии.

13. Арад лежит перед скалистым побережьем, лишенным гаваней, как раз в середине между своей якорной стоянкой и Марафом, в 20 стадиях от материка. Это — скала, омываемая морем, около 7 стадий в окружности; на ней много жилищ. Население Арада до нашего времени столь велико, что люди живут в многоэтажных домах. Город основали, как говорят, сидонские C. 754изгнанники. Воду жители города получают частью дождевую и из водохранилищ, частью же с противоположного берега. В военное время они достают воду из пролива, неподалеку перед городом; в проливе есть обильный источник питьевой воды. В этот источник с лодки, в которой ездят за водой, опрокидывают свинцовую с широким раструбом воронку; последняя в своей верхней части суживается до основания со средней величины отверстием в нем. К основанию прикреплена кожаная трубка (или, так сказать, раздувальные мехи), которая принимает нагнетаемую вверх через воронку воду источника. Сначала нагнетается морская вода; дождавшись поступления чистой и питьевой воды, добывающие воду наливают ее сколько нужно в приготовленные сосуды и везут в город.

14. В древности арадиями управляли независимые цари, как это было и в прочих финикийских городах. Впоследствии персы, затем македоняне и в настоящее время римляне привели их к современному государственному устройству. Как бы то ни было, арадии вместе с остальными финикийцами подчинились сирийским царям, вступив с ними в дружбу. Потом, во время раздоров между двумя братьями — Каллиником Селевком и так называемым Антиохом Гиераксом, арадии присоединились к Каллинику и заключили с ним договор; по этому договору они получили дозволение принимать у себя изгнанников из его царства и не выдавать их против воли. Однако изгнанникам не разрешалось отплывать с острова без позволения царя. Этот договор с царем принес им большие выгоды. Действительно, изгнанники, искавшие у них убежища, не были рядовыми людьми; прежде они были облечены высшей властью и поэтому боялись страшных последствий. Встретив у арадиев радушный прием, изгнанники почитали их своими с. 699 благодетелями и спасителями, помня об оказанном благодеянии, в особенности по возвращении на родину. Таким способом арадии приобрели много земли на материке, даже теперь продолжают владеть большей ее частью и вообще достигли благосостояния. С такими счастливыми обстоятельствами они сочетали благоразумную предусмотрительность и предприимчивость в морском деле. Так, например, видя, что их соседи киликийцы стали собирать пиратские шайки, они ни разу не принимали участия в подобных предприятиях.

15. После Орфосии и реки Элевфера идет Триполис14, который получил свое имя от фактического положения, именно потому, что основан тремя городами: Тиром, Сидоном и Арадом. К Триполису примыкает Феупросопон15, где оканчивается гора Ливан. Между ними лежит укрепленное место Триерес.

16. Две почти что параллельно возвышающиеся горы — Ливан и Антиливан — образуют так называемую Келесирию. Обе они начинаются C. 755немного выше моря: Ливан — поблизости от Триполиса, как раз недалеко от Феупросопона, а Антиливан — близ Сидона. Оканчиваются эти горы где-то неподалеку от Аравийских гор, что возвышаются над Дамаскеной и так называемыми там Трахонами16, переходя в другие горы — песчаные и плодородные холмы. Между ними остается глубокая равнина шириной в 200 стадий вблизи моря, а длиной от моря до внутренней части страны приблизительно вдвое больше. Равнину пересекают реки, орошающие благодатную область, дающую всевозможные плоды; самая большая река среди них — Иордан. На этой равнине есть озеро, где, так же как и на болотах, произрастают пахучий тростник и камыш. Называется озеро Геннисаритида. Равнина производит также бальзам. Одна из рек — Хрисорроас, которая начинается от города и области дамаскенов, почти что целиком отдает свои воды каналам, потому что она орошает обширную страну, покрытую весьма толстым слоем почвы. Напротив, Лик и Иордан судоходны вверх по течению для грузовых судов, главным образом принадлежащих арадиям.

17. Что касается равнин, то первая из них, что идет от моря, называется Макрас, или равнина Макра. Здесь, по сообщению Посидония, видели мертвого дракона длиной в плефр и такой ширины, что 2 всадника стоя по обеим сторонам его, не видели друг друга; зев его был так велик, что вмещал всадника вместе с конем, а каждая пластина чешуи превышала длину щита.

18. После Макры идет равнина Массий, где есть несколько горных частей и среди них Халкида, являющаяся как бы акрополем Массия. Начинается эта равнина в Лаодикее на Ливане. Все горные части занимают итуреи и арабы — все разбойники; напротив, жители равнин — земледельцы. Разбойники притесняют земледельцев, и последние вынуждены обращаться за помощью в разные стороны. Опорными пунктами разбойникам служат укрепления. Так, например, обитатели Ливана занимают на вершине горы Синну и Боррамы и другие подобные укрепления, с. 700 внизу же у них Ботрис и Гигарт, приморские пещеры и укрепление, воздвигнутое на Феупросопоне. Помпей разрушил все эти укрепления. Отсюда разбойники совершали набеги на Библ и на следующий за ним город Берит. Эти города расположены между Сидоном и Феупросопоном. Библ — царская столица Кинира, посвящен Адонису. Помпей освободил город от тирании, обезглавив тирана. Город расположен на возвышенности, недалеко от моря.

19. После Библа следуют река Адонис, гора Климакс и Палебибл. C. 756Затем идут река Лик и город Берит. Последний был разрушен Трифоном, но теперь восстановлен римлянами. Городу пришлось принять 2 легиона, помещенные здесь Агриппой, который присоединил к нему значительную часть области Массия до истоков Оронта. Эти истоки находятся близ Ливана, Парадиса и египетского укрепления, что около Апамейской области. Таковые мои сведения о приморских областях.

20. Над Массием простираются так называемая Царская Долина и весьма прославляемая Дамасская область. Дамаск — значительный город, был, можно сказать, даже самым славным городом в этой части света во время персидского владычества. Над ним расположены 2 так называемых Трахона17. В сторону области, населенной арабами вперемежку с итуреями, возвышаются труднопроходимые горы с пещерами, имеющими глубокие входы; одна из этих пещер может вместить 4000 человек во время нападений, которым дамаскены подвергаются с разных сторон. Действительно, варвары обычно грабят купцов из Счастливой Аравии, что, впрочем, теперь случается реже, после того как были уничтожены разбойничьи шайки под предводительством Зенодора благодаря введенному римлянами законному порядку и безопасности, восстановленной римскими воинами, расквартированными в Сирии.

21. Вся страна, лежащая над Селевкидой и простирающаяся приблизительно в сторону Египта и Аравии, называется Келесирией. Однако в собственном смысле это имя носит только часть ее, ограниченная Ливаном и Антиливаном. Из остальной части18узкая приморская полоса побережья от Орфосии до Пелусия называется Финикией; внутренняя же область над Финикией до области арабов, между Газой и Антиливаном, носит название Иудеи.

22. Так как я уже описал так называемую собственно Келесирию, то теперь перейду к Финикии, хотя и ее часть от Орфосии до Берита я описал выше. После Берита, приблизительно в 400 стадиях, идет Сидон. Между этими двумя городами течет река Тамира и находятся рощи Асклепия и Леонтополь. После Сидона следует Тир, самый большой и древний город финикиян, соперничающий с ним величиной, славой и древностью, о которой говорит нам множество мифов. Хотя поэты больше трубят о Сидоне (а Гомер даже вовсе не упоминает Тира), но колонии, высланные в Ливию и Иберию и даже по ту сторону Столпов, воспевают больше Тир. Оба города были знамениты и славны как в древности, так еще и в наше время. Который из этих двух городов следует считать с. 701 метрополией финикиян, об этом у них идет спор. Сидон находится близ удобной по своему естественному положению гавани.

23. Тир весь — остров; он построен почти одинаково с Арадом; с материком C. 757город соединен земляной насыпью, которую возвел Александр во время осады. В городе 2 гавани: одна — закрытая, а другая, так называемая «египетская» — открытая. Как говорят, дома здесь многоэтажные, даже выше домов в Риме. Поэтому в результате землетрясений город едва не был целиком уничтожен. На свою беду Тир был взят Александром после осады. Тем не менее городу удалось преодолеть такие несчастья и восстановить свое значение отчасти благодаря искусству мореплавания (в нем финикияне всегда превосходили все другие народы), отчасти же благодаря своим красильным заведениям, изготовлявшим пурпурную краску. Действительно, тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех. Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно. Правда, многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем, но такое высокое мастерство жителей обогащает его. Независимость Тира признавали не только цари, но и римляне подтвердили царские постановления об этом, причем городу пришлось понести лишь незначительные издержки. Почитание Геракла19у них чрезвычайно распространено. Доказательством значения их морских походов служат большое число и величина их городов-колоний. Таковы тирийцы.

24. Предание изображает сидонян мастерами во многих изящных искусствах, как об этом ясно говорит и Гомер20. Кроме этого, они занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу. Так, например, говорят, что геометрия изобретена египтянами и возникла от измерения земельных участков, необходимость которого вызывалась смешением границ во время разливов Нила. Эта наука, таким образом, как думают, перешла от египтян к грекам, а астрономия и арифметика — от финикиян. В настоящее время, однако, можно почерпнуть от этих городов гораздо более обширный запас знаний в каждой научной области. Если верить Посидонию, то и древнее учение об атомах происходит от сидонянина Моха, жившего еще до Троянской войны. Однако оставим древность. В наше время родом из Сидона были следующие знаменитые философы: Боеф, вместе с которым мне пришлось заниматься философией Аристотеля, и Диодот, его брат. Из Тира — Антипатр, а незадолго до моего времени — Аполлоний, который издал перечень философов Зеноновой школы со списком их книг. — Тир находится от Сидона на расстоянии не C. 758больше 200 стадий; между ними расположен городок под названием Орнифополь21. Дальше идет река, впадающая в море недалеко от Тира, а после Тира — Палетир22, в 30 стадиях от него.

25. Затем следует Птолемаида — большой город, прежде носивший название Ака. Город этот служил персам опорным пунктом для военных с. 702 действий против Египта. Между Акой и Тиром тянется песчаный берег, дающий песок для изготовления стекла. Песок, как говорят, здесь не плавят, но доставляют для плавки в Сидон. Некоторые утверждают, что у сидонян есть годный для плавки стекла кремнистый песок, хотя, согласно другим, всюду можно плавить всякий песок. В Александрии мне пришлось слышать от стеклодувов, что и в Египте встречается кремнистая земля, без которой нельзя изготовлять многоцветные драгоценные сосуды, подобно тому как в разных странах нужны для этого различные примеси. И в Риме, как передают, также изобретено много подобных примесей как для окраски, так и для облегчения работы, как например при изготовлении прозрачного, как хрусталь, стекла, так что там можно купить стеклянную чашу и кубок для питья за 1 халк.

26. Странное и весьма редкое явление произошло, по рассказам, на этом побережье между Тиром и Птолемаидой. Птолемеи, вступив в сражение с полководцем Сарпедоном, были разбиты в этой местности и обращены в бегство23. В этот момент морская волна, подобная приливу, обрушилась на беглецов; одни из них были унесены ею в море, а трупы других лежали в глубоких местах. Наступивший затем отлив снова обнажил берег, открыв трупы погибших, лежащие вперемежку среди мертвой рыбы. Подобные явления происходят и около горы Касия в Египте. Земля там при внезапном и резком колебании разом изменяет свое положение в обоих направлениях (до высшего или низшего уровня). Поэтому поднявшаяся часть ее оттесняет море; напротив, опустившаяся часть принимает море. Обратный толчок восстанавливает прежнее положение местности, причем иногда происходит полное смещение уровней, а иногда нет24. Быть может, подобные явления связаны с некоторыми, нам неизвестными периодическими закономерностями, подобно тому как это утверждают относительно разливов Нила: ведь последние, хотя и разнообразны, но подчинены какому-то неясному нам закономерному порядку.

27. После Аки идет Башня Стратона25с причалом для судов. Между этими местами находятся гора Кармел и городки, о которых ничего, кроме имен, неизвестно: Сикаминополь, Буколополь, Крокодилополь и другие. Затем идет большой лес.

C. 75928. Далее следует Иопа, где береговая линия, вытянутая перед тем от Египта на восток, заметно поворачивает на север. Здесь, по рассказам некоторых сочинителей мифов, Андромеда была брошена на съедение морскому чудовищу. Местность эта расположена на значительной высоте, так что, говорят, отсюда виден Иерусалим — столица иудеев. Действительно, это место служит иудеям гаванью, когда они спускаются к морю; однако разбойничьи гавани являются вместе с тем и разбойничьими притонами26. Иудеи владели прежде не только Кармелом, но и лесом; эта местность была так густо населена, что из соседнего селения Иамнии и окрестных местечек она могла выставить 40 000 воинов. Отсюда до горы Касия, что около Пелусия, немногим больше 1000 стадий, а еще 300 стадий до самого Пелусия.

с. 703 29. В промежутке находится область Гадарида, которой также завладели иудеи. Затем идут Азот и Аскалон. От Иамнии до Азота и Аскалона около 200 стадий. Область аскалонитов весьма пригодна для выращивания лука, а сам город незначителен. Родом отсюда философ Антиох, живший незадолго до нашего времени. Из Гадариды происходили Филодем Эпикуреец, Мелеагр, Менипп сатирик и мой современник ритор Феодор.

30. Близ Аскалона идут гавань жителей Газы и город Газа, лежащий в 7 стадиях от нее внутри страны. Некогда город был знаменит, но после разрушения Александром заброшен. Отсюда, как говорят, переход сухим путем до Элы составляет 1260 стадий. Эла — это город, расположенный в углублении Аравийского залива. Углубление состоит из двух частей. Одна из них простирается к области у Аравии и Газы (ее называют Эланитой по имени города, расположенного в ней); другая тянется до области близ Египта у Героонполя; переезд до нее сухим путем из Пелусия короче. Переезды эти совершают на верблюдах через пустыню и пески; в пути попадается также много пресмыкающихся.

31. После Газы следует Рафия, где произошла битва между Птолемеем IV и Антиохом Великим. Затем идет Риноколура27, названная так от населявших ее в древности людей с отрезанными носами. Действительно, какой-то эфиопский царь совершил нападение на Египет и, вместо того чтобы убить преступников, отрезал им носы и поселил здесь; он полагал, что они из стыда за свое безобразие больше не осмелятся совершать злодеяния.

32. Вся область, начиная от Газы, скудная и песчаная; но еще больше C. 760такими же свойствами отличается страна, непосредственно лежащая над ней. В этой стране находится озеро Сирбонида, лежащее почти параллельно морю, в промежутке оно оставляет небольшой проход вплоть до так называемой Экрегмы28. Длина Сирбониды около 100 стадий, а наибольшая ширина — 50. Теперь Экрегма засыпана землей. Далее идет другая, подобного рода местность вплоть до Касия, а оттуда до Пелусия.

33. Касий — это песчаный безводный холм, образующий мыс. Здесь погребено тело Помпея Великого и стоит святилище Зевса Касия. Недалеко от этого места был убит Помпей Великий, изменнически умерщвленный египтянами. Затем следует дорога на Пелусий; на ней лежат Герры, так называемое Укрепление Хабрия и глубокие ямы подле Пелусия, образованные разливами Нила, так как эта область по природе углубленная и болотистая. Такова Финикия. Согласно Артемидору, от Орфосии до Пелусия 3650 стадий, включая изгибы заливов; от Мелен же, или Меланий, что в Киликии близ Келендериды, до границ Киликии и Сирии — 1900 стадий; отсюда до реки Оронта — 520, до Орфосии — 1130 стадий.

34. Что касается Иудеи, то у ее западных границ в сторону Касия находятся область идумеев и озеро. Идумеи — это набатеи, изгнанные с. 704 оттуда29вследствие восстания; они присоединились к иудеям и переняли их обычаи. Большую часть приморской области занимают озеро Сирбонида и примыкающая к нему страна до Иерусалима, так как город находится недалеко от моря. Действительно, как я уже сказал30, город виден из гавани Иопы. Эта область лежит к северу. Как вообще в этой стране, так и в каждой отдельной местности население смешанное из египетских, арабских и финикийских племен. Таковы обитатели Галилеи, Гиерикунта, Филадельфии и Самарии (которую Ирод [Великий] назвал Себастой). Хотя население здесь, таким образом, разношерстное, но преобладающее [из заслуживающих доверия] сказаний о иерусалимском храме изображает предков так называемых теперь иудеев египтянами.

35. Моисей31, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Недовольный существовавшим там положением дел, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества. Действительно, Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота32; ошибаются и C. 761греки, представляющие богов в человеческом образе. Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море — то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего. Кто, будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изображения. И те, кто имеет вещие сны, должны спать в святилище, не только они сами ради своей пользы, но и другие ради [пользы] остальных. Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua