Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Страбон География

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

63. Онесикрит сообщает, что он сам был послан для собеседования C. 715с этими софистами. До Александра дошли слухи, что эти люди ходят голыми, упражняются в выносливости и пользуются великим почетом; других людей они не посещают по приглашению, но велят приходить к себе всем, кто желает их видеть и заинтересован их делами и речами. При таких обстоятельствах, так как царю не подобало самому идти к ним или принуждать их против воли к совершению чего-нибудь несогласного с отеческими обычаями, Онесикрит и был послан к софистам. Он встретил 15 с. 665 человек из них в 20 стадиях от города; эти люди голыми в разных позах неподвижно стояли, сидели или лежали до вечера и затем возвращались в город. Самым трудным было выдерживать солнечный зной, столь сильный, что в полдень никто из прочих людей не мог бы легко даже ступить на землю босыми ногами.

64. Онесикрит беседовал с одним из этих софистов — Каланом, который сопровождал царя до Персиды и там умер по отеческому обычаю — взойдя на костер. Он застал Калана лежащим на камнях. Приблизившись к софисту, Онесикрит обратился к нему с приветствием и сказал, что послан царем поучиться мудрости софистов и сообщить о ней царю. Поэтому, если нет возражений, он готов слушать его поучения. Увидев, что Онесикрит носит плащ, войлочную шляпу и сапоги, Калан, засмеявшись, сказал: «В древнее время все было полно ячменной и пшеничной муки, как теперь пыли. Одни источники текли водой, другие — молоком, а также медом, иные — вином, а иные — елеем. От пресыщения и роскоши люди сделались высокомерными. Зевс, возненавидев такое положение, уничтожил все это и обрек человека на жизнь в труде. Когда вновь появились на свет умеренность и другие добродетели, снова вернулось изобилие благ. Теперь человеческие дела уже опять приближаются к пресыщению и высокомерию и существует опасность истребления всего». После этих слов софист велел ему, рассказывает Онесикрит, если он хочет слушать, снять одежды, голым лечь на те же камни и выслушивать его поучения. Когда Онесикрит недоумевал, как ему поступить, Манданий50, старейший и мудрейший из софистов, высказал порицание Калану за то, что тот, обвиняя других в надменности, сам оказался надменным; затем Манданий позвал Онесикрита и сказал ему, что хвалит царя за то, что тот, управляя такой великой державой, жаждет мудрости; ведь царь — единственный человек, занимающийся философией с оружием в руках, которого он видел. Действительно, полезнее всего на свете было бы, если бы мудростью обладали люди, которые имеют силу одних добровольно привести к скромности, C. 716а других против воли вынудить к этому. Он должен просить прощения, продолжал Манданий, если, ведя беседу с помощью трех переводчиков (которые, кроме языка, в своем понимании стоят не выше толпы), не в состоянии дать Онесикриту доказательство пользы своего учения. Это ведь все равно, что требовать, чтобы чистая вода текла через грязь.

65. По словам Онесикрита, речь софиста сводится к тому, чтобы показать, что самое лучшее учение — то, которое избавляет душу от радости и печали. Печаль и страдание различны, так как первая вредна для человека, а последнее любезно ему. Люди приучают свои тела к труду, чтобы укрепить духовные силы; этим они могут прекращать восстания и готовы всем давать благие советы, как государству, так и отдельным лицам. В самом деле, он посоветовал бы теперь Таксилу принять Александра, [говоря ему], что если он примет человека лучшего, чем он сам, то получит благо, а если худшего, то сам сделает его лучше. После этого Манданий, говорит Онесикрит, спросил, существуют ли подобные учения у греков. Онесикрит с. 666 ответил, что не только Пифагор учит в таком же роде и велит воздерживаться от мяса животных, но также Сократ и Диоген и что сам он был учеником Диогена. Манданий на это возразил, что он, правда, считает греков вообще мыслящими разумно, но они неправы в одном отношении — в том, что ставят обычай выше природы. Ведь иначе они не стыдились бы ходить голыми, как он, и жить в бедности. Самый лучший дом, добавил Манданий, тот, где меньше всего нужно домашней утвари. Софисты, рассказывает далее Онесикрит, занимаются также исследованием физических явлений, изучают приметы, причины дождей, засухи, болезней. Когда они появляются в городе, то расходятся по рынкам и у первого встречного, несущего смоквы или виноградные гроздья, берут все это как добровольный дар. Если есть оливковое масло, то их обильно умащают маслом и они натираются им. Каждый богатый дом открыт для них, включая и женскую половину. Войдя в дом, софисты разделяют трапезу и принимают участие в беседе. Телесный недуг они считают величайшим позором. Заподозрив болезнь в своем теле, они лишают себя жизни огнем: воздвигают костер, умащаются маслом и, взойдя на него, приказывают зажечь и затем недвижимо сгорают.

66. Неарх рассказывает о софистах следующее. Часть брахманов занимается государственными делами, сопровождая царей в качестве советников. Остальные софисты изучают физические явления; к ним принадлежит и Калан. Их жены совместно с ними занимаются философией. Все они ведут строгий образ жизни. Относительно обычаев остальных индийцев он сообщает следующее. Законы у них, как общие, так и особые, не записаны C. 717и отличаются своеобразием по сравнению с законами прочих народностей. Так, например, у некоторых племен девушек дают в награду победителю в кулачном бою, так что они выходят замуж без приданого. У других же племен заведено возделывать поля сообща всей родней, а после уборки урожая каждый получает достаточное количество продуктов для пропитания на год; остаток сжигают, чтобы у них было побуждение работать в другой раз и не проводить время в праздности. Их вооружение состоит из лука и стрел длиной в 3 локтя или из щита и широкого меча длиной в 3 локтя. Вместо уздечек у них в ходу переносники, мало отличные от намордников, а в губы лошадей продеты гвозди.

67. В доказательство того, что индийцы искусные ремесленники, Неарх сообщает, что они увидели у македонян губки и воспроизвели их; они прошивали шерсть с волосом тонкими нитями и шнурками и затем, сделав из этого войлок, вытаскивали нити, а шерсть красили. Кроме того, скоро появилось много изготовителей банных скребниц и сосудов для масла. Письма они пишут на кусках тонкой материи, очень плотно тканной, хотя остальные писатели утверждают, что они не знают письмен. Медь у них в употреблении литая, а не кованая. Однако он не объяснил причины этого, хотя и указывал на вытекающее отсюда неудобство, так как сосуды, изготовленные из такой меди, при падении разбиваются, как глиняные. К известиям об Индии относятся также следующие: там существует с. 667 обычай вместо коленопреклонения обращаться к царям и ко всем могущественным и знатным людям в молитвенной позе. В этой стране встречаются также драгоценные камни, именно разнообразные карбункулы, точно так же как и жемчуга.

68. Как пример несогласованности сообщений писателей я приведу рассказ о Калане. Все писатели согласны, что Калан сопровождал Александра и в его присутствии добровольно принял смерть от огня. Однако что касается самого способа сожжения и поводов к нему, то писатели говорят об этом по-разному. Так, одни рассказывают, что Калан следовал за царем в качестве восхвалителя его подвигов за пределы Индии, вопреки общему обычаю тамошних философов. Действительно, индийские философы общаются с царями, наставляя их в почитании богов подобно магам у персидских царей. В Пасаргадах Калан занемог; тогда впервые напала на него болезнь, и он 73 лет от роду, не обращая внимания на просьбы царя, лишил себя жизни. Был воздвигнут костер и на нем поставлено золотое ложе. Калан лег на ложе, закрылся покрывалом и был сожжен. По сообщениям других, был построен деревянный дом и наполнен листвой; на крыше дома воздвигли костер. После торжественного шествия, в котором участвовал сам Калан, его по собственному приказанию заперли в доме. Затем философ бросился в огонь и сгорел, как бревно, вместе с домом. По словам C. 718Мегасфена, учение философов не обязывает последователей лишать себя жизни, а тех, кто посягает на это деяние, они считают по-юношески безрассудными. Люди твердого характера, говорит этот писатель, бросаются на меч или в пропасть, избегающие страданий — в морскую пучину, люди, привыкшие переносить страдания, кончают жизнь повешением, а люди пылкого нрава бросаются в огонь. Таким и был Калан, человек необузданный, который превратился в раба за столом Александра. Поэтому Калана порицали, а Мандания хвалили. Посланные Александра приглашали Мандания прибыть к сыну Зевса, обещая в случае повиновения царские подарки, а за отказ угрожали наказанием. Софист ответил им, что Александр не сын Зевса, так как не владеет даже самым малым клочком земли; далее, он — Манданий — не нуждается в подарках того, кто сам ненасытен; наконец, ему не страшны угрозы, так как при жизни для него достаточно кормилицы — Индии, а смерть только избавит его от измученного старостью тела и он перейдет в лучшую и более чистую жизнь. Александр похвалил Мандания и согласился с ним.

69. Историки рассказывают также следующее. Индийцы почитают Зевса Омбрия, реку Ганг и местные божества. Всякий раз, когда царь моет себе волосы, они справляют великое празднество и посылают большие подарки, причем каждый наперерыв старается выставить свое богатство. Они сообщают, что некоторые муравьи, копающие золото51, крылатые. Золотой песок реки несут вниз по течению подобно рекам в Иберии. Во время праздничных процессий выступает много слонов в золотых и серебряных украшениях, так же как и множество колесниц, запряженных четверкой коней, и упряжек быков. Затем следует войско, одетое в парадную одежду; с. 668 потом несут золотые сосуды с большими котлами в них и чашами вместимостью в оргию, затем — столы, кресла, кубки, ванны из индийской меди, большинство этих предметов украшено драгоценными камнями, смарагдами, бериллами и индийскими карбункулами; пестрые одеяния участников процессии расшиты золотом; далее идут буйволы, леопарды, ручные львы и множество разных птиц, мелодично поющих. А Клитарх упоминает о четырехколесных повозках, на которых везли деревья с большими листьями; на них сидели разного рода ручные птицы. Из этих птиц, по его словам, красивее всех пел орион52, а так называемый катрей53был самым прекрасным на вид и отличался наиболее пестрым оперением. По внешнему виду эта птица ближе всего к павлину. Остальное описание интересующийся может взять у Клитарха.

70. Писатели противопоставляют брахманам прамнов как некий особый род философов, склонных к спорам и опровержениям. Эти философы осмеивают C. 719брахманов, занимающихся изучением явлений природы и астрономией, как хвастунов и глупцов. Одних прамнов называют «горными», а других «нагими», иных «городскими» или «соседскими». Горные прамны одеваются в оленьи шкуры и носят сумы, наполненные кореньями и лечебными снадобьями, считая себя искусными во врачевании с помощью колдовства, заклинаний и амулетов. Нагие прамны, как показывает их название, ходят голыми, живя большей частью под открытым небом и упражняясь в выносливости до 37 лет, как я уже говорил выше54. С ними живут их жены, с которыми они, однако, не имеют сношений. Этих философов индийцы особенно почитают.

71. Городские прамны носят льняные одежды и живут в городе или в сельских местностях, одеваясь в оленьи шкуры или в шкуры газелей. Вообще говоря, индийцы носят белые одежды, как белые льняные, так и из бумажных тканей, в противоположность сообщениям писателей, утверждающих, что они носят ярко раскрашенные одеяния. У всех индийцев длинные волосы и бороды; они заплетают себе волосы, обвязывая головной повязкой.

72. По сообщению Артемидора, Ганг течет с Эмодских гор на юг; достигнув города Ганга, река делает поворот на восток до Палибофр и места впадения в море. Артемидор упоминает один из притоков Ганга — Эдану, где, как он говорит, водятся крокодилы и дельфины. Он передает еще и некоторые другие известия, но так неясно и путано, что их приходится оставить без внимания. Можно, однако, добавить к приведенным рассказам еще и сообщение Николая Дамасского.

73. Этот писатель говорит, что в Антиохии близ Дафны ему пришлось встретиться с индийскими послами, которые направлялись к Цезарю Августу. В сопроводительном послании было обозначено больше послов, но в живых осталось только трое (их-то, по его словам, он и видел); остальные умерли большей частью из-за тягот долгого путешествия. Послание было написано на коже по-гречески с обозначением автора, которым был Пор. Последний, хотя и властвовал над шестьюстами царей, но все же с. 669 весьма высоко ставил честь быть «другом» Цезаря, выражая готовность разрешить проход через свою страну, куда бы Цезарь ни пожелал идти, а также обещал содействие во всех его справедливых предприятиях. Таково было, по словам Николая Дамасского, содержание послания. Привезенные дары были поднесены восемью нагими слугами, носившими только передники, окропленные благовониями. Дары эти были следующие: гермес55 — человек без рук от рождения (которого видел и я), затем большие гадюки, змея 10 локтей длиной, речная черепаха 3 локтей длиной и куропатка размерами больше коршуна. Вместе с послами, по его словам, находился тот человек, который сжег себя в Афинах. Так, одни кончают жизнь самоубийством C. 720в несчастье, ища спасения от настоящих бед, другие же, говорит он, от счастья, как и этот последний. Действительно, продолжает Николай, до сих пор все шло по желанию этого человека; однако он счел необходимым уйти из жизни для того, чтобы не произошло чего-либо неприятного, если он останется дальше в живых. Поэтому-то он со смехом прыгнул на костер обнаженным, умастив себя маслом, и только в одном переднике. На его могиле были написаны слова: «Здесь лежит Зарманохег56, индиец из Баргосы, который обессмертил себя по древнему индийскому обычаю».

II

1. После Индии идет Ариана — первая часть области, подвластной персам за рекой Индом, и верхних сатрапий за Тавром. На юге и на севере Ариана ограничена тем же самым морем, теми же горами, что и Индия, и той же рекой — Индом, который протекает между ней и Индией. От реки Инда Ариана простирается на запад до линии, проведенной от Каспийских Ворот к Кармании, так что ее фигура представляется четырехсторонней. Южная ее сторона начинается от устьев Инда и Паталены и оканчивается у Кармании и у входа в Персидский залив, где она образует мыс, значительно выдающийся к югу. Затем она делает изгиб в залив, в сторону Персиды. Обитают в Ариане, во-первых, арбии, одноименные с рекой Арбис, которая отделяет их от непосредственно следующих оритов. По словам Неарха, арбии занимают побережье длиной около 1000 стадий. Это побережье также является частью Индии. Затем следуют ориты — самостоятельная народность. Морской путь вдоль берегов страны, населенной этой народностью, составляет 1800 стадий, вдоль побережья непосредственно следующей области ихтиофагов — 7400 стадий, а вдоль области карманиев вплоть до Персиды — 3700. Таким образом, общее протяжение пути составляет 13 900 стадий1.

2. Побережье ихтиофагов2плоское, большей частью лишенное деревьев, за исключением пальм, какого-то терновника и тамариска. Воды и плодов культурных растений там недостаточно. Население и скот питаются рыбой и пьют дождевую и колодезную воду, поэтому мясо их домашнего скота отзывает рыбой. Жилища ихтиофаги сооружают большей частью из китовых костей и устричных раковин, применяя китовые ребра для балок и с. 670 стропил, а для дверей — китовые челюсти; из позвоночных костей они изготовляют ступки, в которых толкут рыбу, высушив ее на солнце; затем C. 721прибавляют немного муки и пекут из этой массы хлеб. Хотя они не знают железа, но у них есть ручные мельницы. Это, впрочем, менее удивительно, так как они могут привозить мельницы из других мест. Но как же они чинят части мельницы, затупившейся от употребления? Они утверждают — при помощи тех же камней, на которых они точат стрелы и дротики, закаленные на огне. Рыбу они поджаривают в печах, но большей частью едят в сыром виде. Ловят рыбу сетями из пальмового лыка.

3. Над областью ихтиофагов находится Гедросия — страна, менее знойная, чем Индия, но жарче остальной Азии. Плодов и воды в ней недостаточно (исключая летнего времени), и вообще она немногим лучше страны ихтиофагов. Зато в Гедросии в изобилии растут душистые коренья, в особенности нард и мирра, так что войско Александра в походе пользовалось этими растениями для покрытия палаток и подстилок, вместе с тем наслаждаясь приятным запахом и дыша более здоровым воздухом. Возвращение из Индии войска произошло нарочно летом, так как в эту пору в Гедросии идут дожди и реки и водоемы наполняются водой; напротив, зимой они иссякают. Дожди выпадают в верхних северных частях страны и вблизи гор. Когда реки наполняются водой, то орошаются и равнины близ моря и в водоемах появляется много воды. Царь выслал вперед в пустыню людей копать колодцы и приготовлять стоянки для него и для флота.

4. Разделив силы на 3 части, Александр с одной частью выступил через Гедросию. При этом он держался на расстоянии самое большее 500 стадий от моря для того, чтобы одновременно дать флоту возможность использовать побережья. Нередко Александру приходилось подходить близко к морю, хотя берега были трудно проходимы и скалисты. Вторую часть войска он выслал вперед под начальством Кратера через внутреннюю область, который вместе с тем должен был подчинить Ариану, а также заранее прибыть в то же место, куда направлялся и Александр. Флот Александр отдал под начальство Неарха и Онесикрита, главного кормчего, с приказанием выбрать подходящие места для стоянок и затем следовать за войском, плывя вдоль берега параллельно линии его пути.

5. Кроме того, по словам Неарха, когда царь уже заканчивал свой переход, сам он начал плавание осенью во время восхода Плеяд на западе. Ветры были еще неблагоприятны, и варвары напали на македонян, пытаясь их изгнать. Ведь с уходом царя, продолжает Неарх, варвары ободрились, обретя свободу действий. Кратер же, выступив от Гидаспа, двинулся через область арахотов и дрангов в Карманию. Много бед пришлось C. 722вытерпеть Александру на всем протяжении своего перехода, так как он шел через скудную область. Продовольствие поставлялось издалека в скудном количестве и через большие промежутки времени, поэтому войско терпело голод. Вьючные животные пали, а груз пришлось бросить на дорогах или оставить в лагере. Спасли войско финиковые пальмы: воины ели не с. 671 только плоды, но и «капусту»3пальм. Впрочем, как говорят, Александр заранее представлял себе трудности похода. Он возымел, однако, честолюбивый замысел (ввиду господствующего мнения о том, что Семирамида спаслась бегством из Индии приблизительно с 20 человеками, а Кир — только с 7 человеками), не удастся ли ему преодолеть также и эти затруднения и благополучно провести такое большое войско через ту же страну4.

6. Помимо бедности страны, большие мучения доставляли также зной и глубокий раскаленный песок; в некоторых местах попадались настолько высокие песчаные холмы, что воины не только с трудом передвигались, вытаскивая ноги словно из ямы, но им приходилось то подниматься, то опускаться. В силу необходимости, ради [поисков] колодцев, они делали длинные переходы в 200 или 300 стадий, а иногда даже в 600 стадий, двигаясь главным образом ночью. Однако лагерь разбивали вдали от колодцев, нередко в 30 стадиях, чтобы воины, утоляя жажду, не пили слишком много воды. В самом деле, многие из них в полном вооружении бросались в колодцы и начинали пить воду, захлебываясь словно утопающие. Затем они испускали дух, а мертвые тела их вздувались и плавали на поверхности, портя и без того мелкие колодцы. Другие воины, истомленные жаждой, ложились посреди дороги под палящими лучами солнца и охваченные трепетом и с дрожью в руках и ногах умирали, как бы от лихорадочного озноба. Некоторые, случайно сбившись с дороги, засыпали, уступая сну и усталости. Другие отставали и погибали, заблудившись среди дорог, и от недостатка всего необходимого и от жары; иные, впрочем, благополучно преодолели многочисленные бедствия. Много людей и снаряжения погибло в волнах горного потока, который внезапно обрушился ночью, причем было уничтожено много царского снаряжения. Когда проводники однажды по незнакомству с местностью столь далеко уклонились внутрь страны, то потеряли море из виду, царь заметил ошибку и тотчас же послал на поиски берега. Когда он нашел берег и, вырыв колодец, увидел питьевую воду, он послал за войском и потом 7 дней шел вблизи берега, обильно обеспеченный водой. Затем он повернул снова во внутреннюю часть страны.

7. Там попадалось растение вроде лавра, отведав которое вьючные животные C. 723погибали с пеной у рта в припадке эпилепсии. Встречалось также колючее растение, плоды которого, рассыпанные по земле, как огурцы, были наполнены соком. Капли этого сока, попав в глаз живого существа, ослепляли его. Много людей погибало, употребляя в пищу незрелые финики. Опасность грозила и от змей. На песчаных холмах росла трава, в которой незаметно скрывались змеи; укушенные ими умирали. По рассказам, в стране оритов жители намазывали деревянные, закаленные на огне стрелы смертельным ядом. Когда раненому такой стрелой Птолемею грозила смертельная опасность, Александру явился некто во сне и указал корень вместе со стеблем; этот корень он приказал Александру растереть и приложить к ране. Проснувшись, Александр вспомнил видение, стал искать и нашел корень, росший в изобилии; затем корень этот стали с. 672 применять и сам царь, и другие. Когда варвары увидели, что лечебное средство найдено, то подчинились царю. Вероятно, кто-то, кому было известно это средство, сообщил царю, а сказочные подробности были присочинены ради лести царю. Прибыв в царскую резиденцию гедросиев на шестидесятый день пути от страны оров5, Александр дал войску краткий отдых и затем двинулся в Карманию.

8. Таково приблизительно географическое положение южной стороны Арианы на побережье и областей гедросиев и оритов, которые расположены непосредственно над побережьем. Ариана — обширная область, и даже Гедросия простирается в глубь страны вплоть до земли дрангов, арахотов и паропамисадов, о которых Эратосфен сообщает следующее (ведь я не могу дать никакого лучшего описания этих стран). По его словам, Ариана на востоке ограничена Индом, на юге — Великим Морем, на севере — горой Паропамисом и следующими за ним горами вплоть до Каспийских Ворот; границей ее западных частей являются те же самые горы, которые отделяют Парфию от Индии и Карманию от Паретакены и Персиды. Ширина страны — это длина Инда от Паропамиса до его устьев, т. е. 12 000 стадий (а по другим — 13 000); длина ее от Каспийских Ворот, как это изложено в «Списке азиатских дорожных станций»6, указывается двояко: до Александрии в стране ариев, от Каспийских Ворот через область парфян идет одна и та же дорога; затем отсюда проходит по прямой одна дорога через Бактриану и горный проход на Ортоспаны до перекрестка трех дорог от Бактр — города, который находится в области паропамисадов; другая дорога слегка отклоняется к югу от Арии к Профтасии в Дрангиане; остальная ее часть ведет назад до границ Индии и до Инда. Таким образом, эта дорога через область дрангов и арахотов длиннее; вся ее длина 15 300 стадий. Если отнять от этого числа 1300 стадий, то получим как C. 724остаток длину страны по прямой линии — 14 000 стадий. Длина береговой линии немногим меньше7, хотя некоторые писатели преувеличивают ее общую длину, прибавляя к 10 000 стадий Карманию протяжением в 6000 стадий. Ведь они, очевидно, считают эту длину, включая заливы, или вместе с частью карманского побережья внутри Персидского залива. Впрочем, название Арианы распространяется на часть Персии и Мидии, а также на северные части стран бактрийцев и согдийцев. Ведь эти народности говорят почти на одном языке только с незначительными отступлениями.

9. Географическое распределение народностей следующее: по течению Инда живут паропамисады, над которыми возвышается гора Паропамис; далее на юг — арахоты, еще дальше к югу — гедросены вместе с прочими племенами, занимающими побережье. Инд течет вдоль всех областей этих племен, вдоль широты этих местностей. Некоторыми из этих областей, частично расположенными вдоль Инда и ранее принадлежавшими персам, владеют индийцы. Александр отнял эти земли у арианов и основал там собственные поселения, но Селевк Никатор отдал их Сандрокотту; он заключил с последним соглашение о взаимных браках и получил в обмен с. 673 500 слонов. На западе вдоль страны паропамисадов обитают арии, а вдоль земель арахотов и гедросиев — дранги. Арии живут вдоль страны дрангов на севере и на западе, почти что окружая небольшую часть их области. Бактриана же расположена к северу вдоль Арии и страны паропамисадов; в этой области Александр перевалил через Кавказ, направляясь к Бактрам. На западе непосредственно за ариями живут парфяне и лежит область у Каспийских Ворот. К югу от этих областей находится пустыня Кармании, а затем идут остальные части Кармании и Гедросия.

10. Сообщения об упомянутой горной стране стали бы более понятны, если бы мы подробно проследили путь, которым Александр шел на Бактриану из Парфянской области, преследуя Бесса. Ведь сначала он прибыл в Ариану, затем в землю дрангов, где велел казнить сына Пармениона Филоту, изобличенного в заговоре. Александр послал также нескольких человек в Экбатаны с приказанием убить отца Филоты, как соучастника в заговоре. Посланные, как сообщают, прошли на дромадерах 30- или 40-дневный путь в 11 дней и выполнили поручение. Дранги по образу жизни, впрочем, подражают персам, но терпят недостаток в вине; в их стране встречается олово. Затем из области дрангов Александр прибыл к евергетам8(которые получили это имя от Кира) и к арахотам. Потом C. 725при заходе Плеяды он прошел через страну паропамисадов. Последняя гориста и в это время года покрыта снегом, так что путь был труден. Тем не менее там было множество селений, богатых всякими продуктами, кроме оливкового масла; их жители принимали воинов и облегчали их невзгоды. Слева возвышались горные вершины. Южные части горы Паропамиса относятся к Индии и Ариане, что же касается северных, то те, что к западу, принадлежат бактрийцам, а те, что к востоку, — варварам, [граничащим с] бактрийцами. Александр провел там зиму, имея над собой справа Индию, и основал город; затем он пришел через вершину горы в Бактриану по путям среди местности, лишенной растительности, за исключением редких теребинтовых деревьев, росших в виде кустарника. Пищи настолько не хватало, что приходилось есть мясо вьючных животных, притом еще в сыром виде из-за отсутствия дров. При употреблении в пищу сырого мяса средством, помогающим сварению, служил сильфий, в изобилии растущий [в тех местах]. Спустя 15 дней после основания города Александр оставил свой зимний лагерь и прибыл в Адрапсу9, город в Бактриане.

11. Где-то в этих частях страны, соседней с Индией, находится Хаарена. Из всех областей, подвластных парфянам, эта местность ближе всего к Индии. Она отстоит от Арианы10(через страну арахотов и вышеупомянутую горную страну) на 9 или 10 тысяч стадий11. Кратер прошел через эту область, подчиняя непокорных жителей и торопясь кратчайшим путем на соединение с царем; и в самом деле, приблизительно одновременно обе части войска соединились в Кармании. Немного спустя прибыл Неарх со своим флотом в Персидский залив, испытав много бед во время блужданий, перенеся лишения и опасности от огромных морских чудовищ.

с. 674 12. Впрочем, вероятно, эти мореплаватели многое преувеличивали; тем не менее рассказы этих людей ясно показывают перенесенные страдания, так как в них больше страха перед несчастьем, чем реальной опасности беды. Более всего они страшились огромных кашалотов, которые из своих головных отверстий извергали такие сильные струи воды и облака водяной пыли, что мореплаватели даже не различали предметов под ногами. Лоцманы кораблей сообщили перепуганным воинам, не заметившим причины этого явления, что его производят животные; последние, по их словам, быстро рассеются, услышав трубные звуки и шум. Поэтому Неарх, пугая животных шумом весел, направил свою эскадру туда, где они мешали проходу, и вместе с тем устрашал кашалотов трубными звуками. Кашалоты сначала уходили под воду, а затем снова появлялись за кормой, так что получалась картина морского сражения. Впрочем, они сразу же рассеялись.

13. Те, кто в наше время плавал в Индию, говорят о величине этих животных и о их появлении; однако они сообщают, что кашалоты не нападают большими стаями, но шум и трубные звуки их отгоняют и заставляют C. 726рассеиваться. По их словам, кашалоты не подходят близко к берегу, однако волны легко выбрасывают на берег лишенные мяса кости мертвых животных, доставляя ихтиофагам упомянутый выше материал для постройки хижин. По определению Неарха, величина китов 23 оргии. Он говорит, что установил ложность рассказа, который пользовался довольно большим доверием у матросов его флота: матросы верили, что на их пути лежит какой-то остров и что причалившие к нему люди исчезают. Действительно, продолжает Неарх, какое-то легкое судно подошло к этому острову и его уже больше не видели; на розыски было послано несколько человек, которые обогнули остров, но не решились высадиться, а только криком вызывали исчезнувших там людей; когда никто не отозвался, они вернулись назад. Хотя все считали остров причиной исчезновения этих людей, тем не менее Неарх, по его словам, сам поплыл туда, причалил к нему, высадился с частью своих спутников и обошел остров. Но так как он не нашел даже и следа разыскиваемых, он отказался от дальнейших поисков. По возвращении он сообщил матросам, что остров напрасно считают причиной исчезновения людей (ведь иначе как его самого, так и высадившихся вместе с ним спутников постигла бы та же печальная участь), но что судно погибло каким-нибудь другим образом, так как возможны тысячи разных причин.

14. Кармания — последняя страна на побережье, считая от Инда, хотя она лежит гораздо севернее устья Инда. Первый ее мыс выдается к югу в большое море; затем, образовав вход в Персидский залив вместе с мысом, который тянется от Счастливой Аравии и лежит на виду, Кармания делает поворот в сторону Персидского залива, пока не дойдет до Персиды. Кармания — обширная область и во внутренней части страны простирается между Гедросией и Персидой, отклоняясь, впрочем, дальше Гедросии на север. Это подтверждает и ее плодородие. Кармания богата с. 675 всевозможными плодами и изобилует большими деревьями, кроме маслины; область эту орошают реки. Что касается Гедросии, то она, напротив, мало чем отличается от страны ихтиофагов, поэтому нередко страдает от неурожаев. Вследствие этого жители сохраняют годичный урожай про запас на несколько лет. По словам Онесикрита, какая-то река в Кармании несет вниз по течению золотой песок; там есть и рудники, где добывают золото, серебро и киноварь, а также 2 горы: одна содержит желтый аурипигмент12, а другая — соль. В Кармании есть пустыня, примыкающая13уже к Парфии и Паретакене. Сельскохозяйственные продукты в ней подобны персидским, как, впрочем, и виноградная лоза. От этой последней происходит так C. 727называемая у нас карманская виноградная лоза, у которой гроздья нередко бывают 2 локтей со множеством крупных ягод. Эта лоза, вероятно, в Кармании растет еще более пышно, чем у нас. Из-за недостатка лошадей большая часть жителей Кармании пользуется ослами даже на войне; осла они приносят в жертву Аресу, единственному богу, которого почитают; это — воинственное племя. Никто из них не женится, пока не принесет царю отрезанной головы врага. Царь кладет череп в царском жилище, а язык разрезает на мелкие куски и, смешав их с мукой и сам отведав, отдает есть принесшему и его родственникам. Самым славным считается тот царь, кому приносят больше всего голов. Неарх считает большую часть обычаев и язык карманов персидскими и мидийскими. Чтобы пересечь вход в Персидский залив, нужно не больше одного дня пути.

III

1. После Кармании идет Персида. Значительная часть этой области находится на побережье залива, названного по ее имени. Однако гораздо большая часть ее лежит внутри страны, преимущественно в длину, с юга и от Кармании по направлению на север и к мидийским племенам. Как по своим природным свойствам, так и в силу климатических условий Персида делится на 3 части. Так, первая часть — побережье — знойная, песчаная и совсем бедна плодами, кроме фиников. Длину побережья определяют приблизительно в 4400 или 4300 стадий; заканчивается оно у самой большой реки в этой стране под названием Ороатида. Вторая часть, лежащая над побережьем, представляет богатую плодами равнину — превосходную кормилицу для скота, богатую реками и озерами. Третья часть, расположенная на севере, холодная и гористая; на ее границах живут пастухи верблюдов. Согласно Эратосфену, длина этой страны по направлению на север и к Каспийским Воротам около 8000 стадий, считая от некоторых выдающихся мысов1; длина же остальной части в сторону Каспийских Ворот не больше 2000 стадий2. Что касается ширины Персиды, то во внутренней части от Сус до Персеполиса она составляет 4200 стадий, а оттуда до пределов Кармании — еще 1600 стадий. Живут в этой стране так называемые племена патисхоров, ахеменидов и магов. Маги стремятся с. 676 к благочестивой жизни; киртии же и марды занимаются разбоем, другие — земледельцы.

2. Сусида также является почти что частью Персиды и расположена между Персидой и Вавилонией; наиболее значительный город ее — Сусы. Персы и Кир после покорения мидийцев, увидев, что их родина расположена до некоторой степени на окраине державы, тогда как Сусида находится дальше в глубине страны и ближе к Вавилонии и к прочим племенам, заложили там царскую резиденцию своей державы. Вместе с тем C. 728персы оценили пограничное положение этой страны, большое значение города и — что еще важнее — тот факт, что Сусида сама по себе никогда не была причастна к большим делам, но всегда находилась под чужим владычеством и считалась частью более крупного государственного объединения (за исключением, быть может, древнего времени, героической эпохи). Действительно, как говорят, Сусы основал Тифон, отец Мемнона; окружность города составляла 120 стадий при продолговатой форме. Акрополь Сус назывался Мемнонием, а жители города носили также имя киссиев; и Эсхил3называет мать Мемнона Киссией. Мемнон, говорят, погребен близ Пальта в Сирии у реки Бада, как сообщает Симонид в дифирамбе под заглавием «Мемнон», одной из его делосских поэм. Городские стены, святилище и царский дворец в Сусах, по словам некоторых, построен подобно таким же сооружениям в Вавилоне из обожженного кирпича и асфальта. Поликлит говорит, что город имел 200 стадий в окружности и не был обведен стенами.

3. Персы украсили дворец в Сусах больше остальных дворцов, однако они не меньше ценили и дворцы в Персеполисе и в Пасаргадах. Во всяком случае казна, сокровища и гробницы у персов находились там, как в местах более укрепленных и освященных славой предков. Были еще и другие дворцы: в Габах — где-то в верхних частях Персиды и на побережье, близ так называемой Таоки. Эти дворцы принадлежали эпохе персидского владычества. У позднейших царей были уже другие дворцы, как это естественно, менее роскошные, так как Персида пришла в упадок не только под македонским владычеством, но еще более при парфянах. И хотя персами до настоящего времени управляют собственные цари, но эти последние уже потеряли в значительной степени свое влияние и подчиняются парфянскому царю.

4. Сусы лежат во внутренней части страны на реке Хоаспе, дальше моста, область же Сусида простирается до моря. А побережье Сусиды тянется почти что до устьев Тигра от границ персидского побережья приблизительно на 3000 стадий. Река Хоасп протекает через Сусиду, доходя до того же побережья и беря начало из области уксиев. В пространство между Сусидой и Персидой врезается суровая и обрывистая горная страна с труднопроходимыми ущельями; живут в ней разбойники, которые требовали денег4даже с самих царей во время прохода последних из Сус в Персиду. По словам Поликлита, Хоасп, Евлей и сам Тигр впадают вместе в какое-то озеро, а из этого озера — в море. Близ озера, говорит он, есть C. 729с. 677 торговый порт. Так как реки из-за [искусственно устроенных] водопадов не могут принимать грузы с моря и сплавлять их, то весь грузооборот идет сухим путем. Расстояние до Сус, как говорят, составляет 800 стадий5. Однако другие говорят, что реки, протекающие через Сусиду, сливаются в одно русло, именно русло Тигра, против промежуточных каналов Евфрата. Поэтому Тигр при устьях называется Паситигром6.

5. По словам Неарха, побережье Сусиды мелководно и оканчивается у реки Евфрата. При устье Евфрата лежит селение, которое принимает товары из Аравии, потому что аравийское побережье непосредственно примыкает к устью Евфрата и Паситигра. Во всем промежутке находится озеро, в которое впадает Тигр. Если проплыть по Паситигру вверх 150 стадий, то встретим понтонный мост, ведущий из Персиды в Сусиду; мост находится в 607стадиях от Сус; Паситигр же отстоит от Ороатиды приблизительно на 2000 стадий. Путь через озеро вверх до устья Тигра составляет 600 стадий. Близ устья, в 500 стадиях от Сус, расположено сусианское селение; водный путь внутрь страны от устья Евфрата до Вавилона по густонаселенной местности составляет больше 3000 стадий. По сообщению Онесикрита, все реки, а также Евфрат и Тигр впадают в озеро; но Евфрат снова выходит из озера и особым устьем впадает в море.

6. Если пройти через область уксиев по соседству с самой Персидой, то встретим несколько других ущелий. Александр проложил себе путь силой также и через эти ущелья у Персидских Ворот и у других мест; он поспешно пересекал эту страну, чтобы собрать сведения о самых важных ее пунктах и о казнохранилищах, которые наполнились сокровищами за столь долгое время, когда персы собирали дань с Азии. Кроме того, Александру пришлось перейти несколько рек, которые текут через эту страну, впадая затем в Персидский залив. Действительно, после Хоаспа идут реки Копрат и Паситигр; последний течет из области уксиев. Есть также и река Кир, которая протекает через так называемую Келеперсиду8, около Пасаргад. Царь персов принял имя этой реки, переименовав себя из Аградата в Кира. Александр перешел Аракс у самого Персеполиса. После Сус Персеполис выделялся больше всего красотой строений и величиной; в нем находился дворец, замечательный главным образом хранившимися в нем сокровищами. Аракс течет из области паретаков, и с ним сливается река Мид, берущая начало в Мидии. Эти реки протекают по весьма плодородной долине, примыкающей к Кармании и к восточным частям страны, C. 730так же как и сам Персеполис. Александр предал огню царский дворец в Персеполисе в отмщение за греков, святилища и города которых персы разрушили огнем и мечом.

7. Затем Александр прибыл в Пасаргады. Этот город также был древней столицей. Здесь царь увидел в парке гробницу Кира. Гробница представляла собой небольшую башню, скрытую густой чащей деревьев; внизу башня была массивной, а наверху под крышей находился склеп с очень узким входом. По повелению царя, сообщает Аристобул, он проник внутрь через этот вход и украсил гробницу. Он увидел там золотое ложе, стол с. 678 с кубками, золотой саркофаг и множество одеяний и украшений с драгоценными каменьями. Все это он увидел при первом посещении; впоследствии гробница подверглась разграблению и все предметы были похищены, кроме ложа и саркофага, которые были только разбиты на куски; грабители перенесли тело в другое место, из чего стало ясно, что расхищение гробницы было делом грабителей, а не сатрапа, так как они оставили только те предметы, которые нельзя было легко унести. Гробница была разграблена, несмотря на приставленную к ней охрану магов, которые получали на содержание ежедневно по овце и ежемесячно — лошадь9. Подобно тому как отправление войска Александра в отдаленный поход на Бактры и Индию вообще вызвало много других необычайных событий, так и это осквернение гробницы было одним из таких неслыханных происшествий. Таков рассказ Аристобула, который упоминает еще и следующую надпись: «Человек! Я — Кир, создатель державы персов, и я был царем Азии. Поэтому не завидуй мне за этот памятник». Онесикрит, впрочем, сообщает, что башня была десятиэтажной и Кир лежал в самом верхнем этаже; там была надпись, вырезанная персидскими буквами на греческом языке:

Здесь покоюсь я, Кир, великий царь над царями;

и другая — на персидском языке того же содержания.

8. У Онесикрита есть упоминание и о следующей надписи на гробнице Дария: «Я был другом моим друзьям; я был самым искусным наездником и стрелком из лука и лучшим охотником; я мог совершить все!». Арист Саламинский, писатель, правда значительно более поздний, чем эти, сообщает, что башня была большой и только двухэтажной; она была воздвигнута в то время, когда власть перешла к персам; гробница находилась под охраной; там была упомянутая выше надпись, написанная по-гречески, и другая — по-персидски, того же смысла. — Кир окружил почетом Пасаргады, потому что он одержал там победу в последней битве над Астиагом мидянином, присвоил себе владычество над Азией, основал город и воздвиг дворец в память этой победы.

C. 7319. Все сокровища, найденные в Персиде, Александр приказал перенести в Сусы, также полные сокровищ и снаряжения. Тем не менее Александр считал своей столицей не Сусы, а Вавилон и собирался его еще более отстроить; в этом городе тоже хранились сокровища. Передают, что, не считая вавилонских сокровищ и тех, что находились в лагере и не входили в это количество, ценность только сокровищ в Сусах и в Персиде исчислялась в 40 000 талантов; некоторые говорят — даже в 50 000 талантов. Другие сообщают, что все сокровища отовсюду были свезены в Экбатаны и оценивались в 180 000 талантов. Сокровища же, взятые с собой Дарием во время бегства из Мидии в сумме 8000 талантов, разграбили его вероломные убийцы.

10. Александр отдал предпочтение Вавилону ввиду того, что этот город значительно превосходил другие города не только величиной, но и в с. 679 прочих отношениях. Сусида, правда, очень плодородная страна, но воздух ее жгуче горячий и в особенности около города, как говорит этот писатель10. Во всяком случае летом, когда солнце сильнее всего припекает около полудня, ящерицы и змеи не успевают пересечь улиц в городе, а посреди дороги сгорают. Подобного явления не наблюдается нигде в Персиде, хотя она и расположена южнее. Холодная вода для купанья, выставленная на солнце, тотчас нагревается, а рассыпанные на открытом для солнца месте ячменные зерна начинают прыгать, как зерна в сушильных печах. Поэтому жители покрывают крыши слоем земли толщиной в 2 локтя, а из-за тяжести такой кровли они вынуждены строить узкие и длинные дома; хотя у них нет длинных балок, им все же нужно строить просторные дома из-за удушливой жары. Балка из пальмового дерева отличается своеобразным свойством; хотя она твердая, но от старости дает прогиб не в нижней части, но под давлением тяжести прогибается в верхней части и таким образом лучше поддерживает крышу. Причиной такой жары, как говорят, являются высокие горы на севере страны, которые заранее перехватывают все северные ветры. Таким образом, эти ветры, проникая через горы, дуют с их вершин в верхних слоях воздуха над равнинами, не касаясь равнин; ветры, однако, переносятся в более южные части Сусиды. В этой стране царит безветрие, в особенности в то время, когда пассаты охлаждают остальную страну, опаленную зноем.

11. Тем не менее Сусида чрезвычайно богата хлебом, так что в среднем дает урожай ячменя и пшеницы сам-сто, а иногда даже сам-двести. Поэтому жители не проводят частых борозд, так как скопление корней мешает побегам. Виноградную лозу, которая не произрастала раньше в этой стране, македоняне насадили там и в Вавилоне; при этом они не выкапывали C. 732ям, но только втыкали в землю колья с железными наконечниками; затем вынимали эти колья и на место их сразу сажали отростки лозы. Такова внутренняя часть страны, побережье же мелководно и лишено гаваней. Поэтому у Неарха, по его словам, не было лоцманов из местных жителей, когда он шел с флотом из Индии в Вавилонию; на побережье не было якорных стоянок, и он не мог найти опытных людей, чтобы провести флот.

12. Соседняя с Сусидой страна — это часть Вавилонии, которая прежде называлась Ситакеной, а впоследствии Аполлониатидой. Над обеими странами с севера на восток живут элимеи и паретакены — разбойничьи племена, уповающие на суровый горный характер страны. Паретакены обитают еще ближе к аполлониатам и поэтому обращаются с ними хуже. Элимеи ведут войну с обеими этими народностями и с сусийцами, а уксии воюют с элимеями. Впрочем, в настоящее время меньше войн, как это и естественно, в силу могущества парфян, которым подвластны все народности в этой части света. Поэтому, если парфянам живется хорошо, то так же живут все их подвластные. Когда же у парфян начинаются смуты (что бывает нередко и в наше время), то последствия для подвластных бывают разные в разное время. Действительно, одним смуты с. 680 идут на пользу, а другим приносят неприятные неожиданности. Таковы особенности стран Персиды и Сусиды.

13. Персидские обычаи одинаковы у этих народностей, у мидян и у многих других племен. Хотя некоторые уже сообщали сведения об этом, но и я должен рассказать относящееся к моей теме. Персы не воздвигают статуй или жертвенников, но приносят жертвы на возвышенном месте, почитая небо как Зевса. Они чтут Гелиоса, называя его Мифрой, Селену и Афродиту; затем огонь, землю, ветры и воду11; совершают жертвоприношения они в очищенном по обряду месте после молитв, приведя жертвенное животное, обвитое венком. Когда маг, совершающий священный обряд, разделит жертвенное мясо на части, верующие разбирают куски и уходят, не оставляя никакой части богам; божеству, по их словам, нужна только душа жертвы и больше ничего. Впрочем, по словам некоторых, они кладут в огонь небольшую часть сальника.

14. Жертвы они приносят преимущественно огню и воде. Жертвоприношения огню совершают так: прибавляют сухие, очищенные от коры поленья дров и сверху кладут жир; затем поливают оливковым маслом и поджигают снизу, причем не дуют на огонь, но раздувают опахалом. Тех, кто подует на огонь, положит на него мертвое тело или запятнает грязью, предают смерти. Воде приносят жертвы так: придя к озеру, реке или C. 733источнику, вырывают яму и закалывают жертвенное животное так, чтобы кровь стекала в эту яму; при этом остерегаются как-нибудь обагрить кровью находящуюся поблизости воду, полагая, что это осквернит воду. Затем маги кладут куски мяса на миртовую или лавровую ветвь и, прикасаясь к мясу тонкими палочками, произносят заклинания, совершая при этом возлияния оливковым маслом, смешанным с молоком и медом, но не в огонь или в воду, а на землю. Заклинания они произносят долго, держа в руках связку тонких тамарисковых палочек.

15. В Каппадокии (так как здесь есть большой клан магов, которые называются пирефами12, и множество святилищ персидских божеств) при жертвоприношениях не применяют ножа, а пользуются чем-то вроде полена, убивая жертву как бы молотом. У персов есть также пирефии — обширные огороженные священные участки. Посредине участков находится жертвенник с большим количеством пепла, на жертвеннике маги поддерживают неугасимый огонь. Ежедневно входя в пирефий, маги произносят там почти целый час заклинания, держа перед огнем связку прутьев; на головах у них войлочные тиары, свисающие концы которых спускаются с двух сторон по щекам, так что закрывают губы. Те же самые обряды совершаются и в святилищах Анаит и Омана. И в этих святилищах есть огороженные священные участки, и в торжественной процессии носят деревянную статую Омана. Эти обряды мне пришлось наблюдать самому. Что касается других, а также и следующих, то о них говорится в исторических сочинениях.

16. Персы избегают мочиться, не моются и не купаются в реке; они не бросают туда покойников и ничего другого, что у них считается с. 681 нечистым. Какому бы божеству они ни приносили жертвы, они прежде всего обращаются с молитвой к огню.

17. Царствуют над персами наследственные цари. Непокорному отрубают голову и руки, а тело выбрасывают. Персы берут себе в жены много женщин и одновременно содержат еще несколько наложниц, чтобы иметь много детей. Ежегодно цари дают награды за многодетность. Однако детей до четырех лет не показывают родителям. Браки совершаются в начале весеннего равноденствия. Жених вступает в брачный покой, предварительно отведав яблока и верблюжьего мозга, и в этот день уже ничего больше не ест.

18. С пятилетнего возраста до 24 лет дети упражняются в стрельбе из лука, в метании дротика, в верховой езде и борьбе13. В учителя наук они берут мудрейших людей, которые переплетают свои учения с мифическими историями (приспосабливая последние на пользу учащихся) и рассказывают с напевом и без пения о подвигах богов и доблестных мужей. Перед утренней зарей учителя будят юношей звуком медных инструментов и собирают их в одно место, как бы на военный парад или на охоту. Разделив их на отряды по 50 человек и назначив предводителем C. 734каждого отряда кого-нибудь из сыновей царя или сатрапа, учителя приказывают бежать за предводителем, выделив пространство длиной в 30 или 40 стадий. Кроме того, учителя требуют от учеников отчета в каждом уроке и вместе с тем заставляют их громко говорить, упражнять дыхание и легкие, а также приучают переносить жару, холод и дожди и переходить бурные потоки, сохраняя при этом сухим оружие и одежду. Кроме того, персидских юношей обучают пасти скот, проводить ночи под открытым небом, питаться дикими плодами, как например фисташками14, желудями и дикими грушами. Этих юношей называют кардаками, так как они живут воровством (слово carda значит «мужество» и «воинственный дух»). Их ежедневная пища после гимнастических упражнений состоит из хлеба, ячменных лепешек, кардамона15, крупинок соли и жареного или вареного мяса; питье их — вода. Охотятся юноши верхом на лошадях, пуская метательные дротики, а также с луком и пращой. Вечером юноши упражняются в посадке деревьев, собирают целебные коренья, изготовляют оружие, плетут тенета и силки. Мальчики не касаются охотничьей добычи, хотя по обычаю приносят ее домой. Царь назначает награды победителям в беге и в других видах пятиборья16. Мальчики украшают себя золотом, так как персы ценят его огненный блеск. Вот почему они из уважения к огненному блеску золота не кладут покойнику золота, так же как и не зажигают ему огня.

19. Персы участвуют в походах в качестве простых воинов и начальников с 20 до 50 лет, как в пехоте, так и в коннице. На рынок персы не ходят, так как не продают и не покупают. Вооружение персов состоит из плетеного щита ромбоидальной формы; кроме колчана, у них есть еще секиры и сабли; на голове они носят войлочную шапку в виде башни; панцирь у них чешуйчатый. Одеяние начальников состоит из тройных с. 682 штанов и двойного хитона с рукавами, доходящего до колен; нижняя одежда — белая, а верхняя — разноцветная. Летом персы надевают пурпурный или разноцветный гиматий, а зимой — только разноцветный; тиары их похожи на те, которые в ходу у магов, обувь носят глубокую, двойную. Одеждой большинства народа служит двойной хитон до середины икр и кусок льняной материи на голове. У каждого есть лук и праща. Обеды персов отличаются роскошью: они подают на стол животных целиком, в большом количестве и разного сорта. Украшения их ложей, кубков и прочей утвари настолько ярки, что сверкают золотом и серебром.

20. За вином персы держат совет о самых важных делах, и решения, принятые тогда, они считают надежнее вынесенных в трезвом состоянии. При встрече на улице со знакомыми и людьми, равными себе по положению, они подходят и целуют их; людям менее значительным они C. 735сами подставляют щеку для поцелуя; люди низшего положения приветствуют, падая ниц. Тела усопших погребают, облепляя их воском. Магов же не предают земле, но выставляют трупы на съедение птицам. Этим магам по обычаю предков позволено даже вступать в связь со своими матерями. Таковы обычаи персов.

21. Быть может, и следующие обычаи, упоминаемые Поликритом17, относятся к числу персидских. Так, в Сусах, по его словам, на акрополе каждому царю сооружают в виде памятника его правления особое жилище, сокровищницы и склады для полученной им дани. Цари собирают дань серебром с жителей побережья, а из внутренних областей получают продукты, производимые каждой страной, как например краски, лекарственные снадобья, волос или шерсть, или что-либо другое в таком роде, равным образом и скот. Установил эти подати Дарий Длиннорукий, красивейший из людей, за исключением длины рук, которые у него доходили до колен18. Золото и серебро большей частью хранилось в виде утвари, в монете — немного. Эти драгоценные металлы, по мнению персов, более подходят для подарков и хранения в кладовых. Количество монеты, напротив, они считали достаточным, если ее хватало для оборота, и они всегда чеканили новую монету только в количестве, соответствующем расходам.

22. Нравы персов вообще скромные. Однако цари из-за богатства дошли до такой роскоши, что посылали за пшеницей из Асса в Эолиде, за халимонийским вином из Сирии и за водой из Евлея — самой легкой из всех, так что вес аттической котилы этой воды на драхму легче другой воды.

23. Персы стали у греков самыми знаменитыми из варваров, так как из прочих варварских народов, владевших Азией, ни один не властвовал над греками. Вообще эти народности не знали греков, а греки не были знакомы с этими варварами, разве только короткое время, да и то по отдаленным слухам. Во всяком случае Гомеру неизвестны ни сирийская, ни лидийская державы. Действительно, иначе поэт, называяегипетские Фивы и упоминая финикийские богатства, не обошел бы молчанием с. 683 богатства Вавилона, Нина и Экбатан. Персы были первыми властителями греков. Правда, их подчинили и лидийцы, однако последние владели не всей Азией, а только маленькой ее частью по эту сторону Галиса, причем короткое время в царствование Креза и Алиатта. Персы покорили лидийцев, а если последние и завоевали себе какую-то славу, то ее отняли персы. Сломив господство мидян, персы тотчас одолели лидийцев и подчинили себе азиатских греков. Впоследствии они даже переправились C. 736в Грецию, хотя нередко терпели поражения во многих битвах, но все же продолжали владеть Азией вплоть до приморских областей, пока их не покорили македоняне.

24. Человек, который установил господство персов, был Кир. Наследовавший ему сын Камбис был низвержен магами. Магов умертвили Семь Персов и передали власть Дарию, сыну Гистаспа. Потомство Дария прекратилось с Арсием. Последнего убил евнух Багой и поставил царем Дария, который не происходил из царского рода. Этого царя свергнул Александр и сам царствовал 10 или 11 лет. Затем господство над Азией поделили между собой несколько преемников Александра и их потомки. Потом владычество их было уничтожено. Персидское же владычество в Азии существовало около 250 лет. В настоящее время персы, правда, снова образовали собственное государство, но цари их подвластны другим царям: прежде — македонским, а теперь — парфянским.

ПРИМЕЧАНИЯ

с. 829

К главе I (стр. 639—669)

1Индийский океан.

2См.XV, I, 73.

3Меротрафес — «вскормленный, доношенный в бедре». Зевс извлек Диониса из чрева матери и зашил себе в бедро.

4См.II, I, 1 сл.

5См.XI, VIII, 1.

6«Список дорожных станций» (XV, II, 8), названный «Списком азиатских станций», составлен спутником Александра Аминтой (см.: Афиней XI, 500 D; XII, 529 E; Элиан XVII, 17).

7Т. е. 19 000 стадий.

8II, I, 4 сл.

9См. § 18. Род хлебного злака (пшеница?).

10Ср.I, II, 29.

11Т. е. Сириуса.

12Водопад.

13Хлопок.

14Виссон — шелк. Страбон считает его родом хлопка. Серами греки называли народности к востоку от Индии, преимущественно китайцев.

15Сахарный тростник.

16Баньян —Ficus bengalensis.

17Nardostachys Iatamansi.

18Сопровождавшие его историки и географы.

19Букв. «с головой быка».

20Из породыCercopitheces(см.XVI, I, 37).

21Т. е. решение вернуться назад от Гипаниса.

22§ 28.

23§ 8.

24§ 8.

25См.VIII, V, 4;XII, III, 4.

26Эраннобоас (см.: Арриан. Описание Индии 10).

27См.II, I, 9.

28Мифическое животное полулев, полумуравей. Геродот (III, 102) говорит, что оно «меньше собаки и больше лисицы» (см. § 44).

29См. § 29.

30Ср. Диодор II, 40. 5.

31См. § 41.

32Рыба из семействаTrichiuridae.

33Краснобородка (сем.Mugilidae).

34Дельфин — не рыба, а млекопитающее.

35Креветки (Caridae).

36Текст испорчен.

37Astynomoi. Страбон называет этих должностных лиц по аналогии с афинскими астиномами, которые совмещали полицейские функции с заведованием общественными работами и содержанием в чистоте улиц и зданий.

38После наводнений.

39Их родственникам.

40Адмирал, командующий флотом.

41Т. е. принадлежит царю.

42Ил. III, 3, 6.

43Букв. «быстроногих».

44«Спящих на ушах».

45«Безносых».

46Сраманы.

47Поэтому не вечен.

48Брама.

49«Лесные жители».

50Арриан (Александр VII, 2) и Плутарх (Александр VIII, 65) называют его Дандамием.

51См. §§ 37 и 44.

52Мифическая птица (Элиан XVII, 22).

53Или кастрей — индийский павлин.

54§§ 60—61.

55Такие уродцы назывались «гермесами» оттого, что изображением этого бога служили четырехугольные столбы, оканчивающиеся бюстом и головой.

56Дион Кассий (LIV, 9) называет этого человека Зармаром.

К главе II (стр. 669—675)

1Рукописи дают цифру «12 900 стадий»; принимаю исправление Крамера.

2«Рыбоедов».

3«Капуста» пальм — сердцевина, съедобная часть (enkephalon).

4См.XV, 1, 5.

5Вероятно, то же самое племя, выше названное оритами.

6См.XV, I, 11.

7См. § 1, цифра длины дана 13 900 стадий.

8Букв. «благодетели», прозвище, данное Киром Старшим этому племени в благодарность за услуги, оказанные ему во время похода в Карманию (Арриан III, 27, 37).

9Вернее: Гадрапсу.

10Вероятно, ошибка, вместо «Ария».

11Рукописи дают «19 000 стадий», что не соответствует истине. Принимаю чтение Джоунза.

12Т. е. мышьяковистый трисульфид.

13Т. е. к ее северо-западному углу.

К главе III (стр. 675—683)

1Текст испорчен (см.II, I, 26).

2В другом месте (II, I, 26) Страбон дает цифру «около 3000 стадий».

3Персы 17, 118.

4Как дань за пользование проходами.

5Очевидно, ошибка, вместо «1800 стадий».

6Паситигр — собственно одна из рек, текущих из Сусиды (см.: Арриан. Анабасис III, 17).

7По-видимому, ошибка, вместо «600 стадий».

8«Углубленная» или «Полая Персида».

9Лошадь приносили в жертву Киру (ср.: Арриан VI, 29).

10Неясно, кто — Аристобул, Неарх или Онесикрит.

11Ср.: Геродот I, 131.

12«Возжигатели огня».

13Читаю здесь вместо aletheuein — «говорить правду», athleuein — «бороться».

14Pistacia terebinthus.

15Nasturtium orientaleилиTropaeolum maius.

16Пятиборье состояло из состязаний в с. 830 прыжках, метании диска, бега, борьбы и метании копья.

17Вероятно, ошибка, вместо «Поликлитом».

18Эту фразу большинство издателей считает интерполяцией.

Страбон

География.

Книга XVI.

I

12345678910111213141516171819202122232425262728

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua