Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Страбон География

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

10. Во фтиотийских пределах писатели насчитывают несколько поселений, подвластных Ахиллесу, начиная от малийцев; среди этих поселений: фтиотийские Фивы, Эхин, Ламия (вокруг которой вспыхнула Ламийская война македонян под начальством Антипатра против афинян; в этой войне пал Леосфен, афинский полководец, а также Леоннат, этер C. 434царя Александра), а также Нарфакий, Эриней, Коронея (одноименная с беотийским городом), Мелитея, Фавмаки, Проерна, Фарсал, Эретрия (одноименная с евбейским городом) и Парахелоиты (одноименные с этолийским городом), ибо здесь вблизи Ламии протекает река Ахелой, по берегам которой живут парахелоиты. Эта страна простирается к северу по направлению к наиболее западным областям Асклепиадов и Еврипила, а также области Протесилая, обращенным к востоку; к югу она тянется к Этейской области, которая была разделена на 14 демов, а также включала Гераклею и Дриопиду. Дриопида, как и Дорида, некогда состояла из 4 городов и считалась метрополией дорийцев, живших в Пелопоннесе. К Этейской области принадлежат Акифа, Парасопиада, Эниады и Антикира, одноименная городу у западных локрийцев. Я говорю об этих делениях страны, хотя они не всегда упоминались как одни и те же, но подвергались разнообразным изменениям. Тем не менее наиболее замечательные деления стоит особенно упомянуть.

11. Что касается долопов, то сам поэт говорит достаточно ясно, что они жили на окраинах Фтии и были подвластны одному и тому же правителю Пелею, как и фтиотийцы, ибо, говорит [Феникс]:

Там, над долопами царствуя, жил я на Фтийском пределе,

(Ил. IX, 484)

который дал мне Пелей. Страна эта примыкает к Пинду и к окружающим его местностям, большинство которых входит в состав Фессалии. Ибо с. 412 вследствие славы и преобладания фессалийцев и македонян те области эпиротов, которые находились в ближайшем соседстве с ними, сделались (одни добровольно, другие против воли) частями Фессалии и Македонии, например афаманцы, эфики и талары вошли в состав Фессалии, а оресты, пелагоны и элимиоты присоединились к Македонии.

12. Гора Пинд велика; к северу от нее расположена Македония, на западе — переселенцы-перребы, на юге — долопы, а Гестиеотида — на востоке; последняя является частью Фессалии. На самой горе Пинд жили талары (молосское племя — часть тех, которые обитали в соседстве с горой Томаром), так же как и эфики, в область которых, по словам поэта, были изгнаны13Пирифоем кентавры; но историки говорят теперь, что они «исчезли». Это «исчезновение» следует понимать двояко: или население C. 435исчезло и страна совершенно опустела, или же названия племени уже более не существует, да и его объединение не сохранилось в том виде, как было. Итак, если какое-нибудь объединение, уцелевшее с прежнего времени, теперь совершенно незначительно, то не стоит, полагаю, упоминать ни о нем самом, ни о его измененном названии; если есть какой-либо повод для упоминания, то необходимо отметить это изменение.

13. Мне остается сказать о порядке расположения местностей на побережье, бывших подвластными Ахиллесу, начиная с Фермопил; ведь я уже сказал о Локрийской и Этейской областях. Фермопилы отделены от Кенея проливом в 7014стадий шириной, но если плыть вдоль берега по ту сторону Пил, то расстояние от Сперхея будет около 60 стадий; отсюда до Фалар 20 стадий; над Фаларами же, в 50 стадиях от моря, расположен город ламийцев; затем, проплыв далее 100 стадий вдоль берега, подходим к Эхину, который лежит над морем; и в глубине страны над следующим побережьем в 20 стадиях от него находится Лариса Кремаста (также называемая пеласгической Ларисой).

14. Затем идут островок Мионнес и, наконец, Антрон, который был подвластен Протесилаю. Столько сведений я считаю нужным дать о части страны, подвластной Ахиллесу. Так как поэт, перечисляя вождей и подвластные им города, разделил весь фессалийский округ на множество хорошо известных частей в определенном порядке, то я, опять следуя за ним, как и прежде, закончу остальную часть географического описания страны. Далее по порядку после перечисления подвластных Ахиллесу поэт приступает к подвластным Протесилая; это были обитатели местности, непосредственно следующей за побережьем, подвластным Ахиллесу вплоть до Антрона. Таким образом, область, подвластная Протесилаю, находится на границах непосредственно следующей страны, т. е. она лежит вне Малийского залива, но еще в пределах Фтиотиды, хотя не в пределах той части Фтиотиды, которая была подвластна Ахиллесу. Итак, Филака находится вблизи фтиотийских Фив, которые сами подвластны Протесилаю. Гал, Лариса Кремаста и Деметрий подвластны ему — все города, расположенные к востоку от горы Офрия. Деметрий поэт обозначает как «священный участок Деметры»15и называет его «Пирасом». с. 413 Пирас был городом с удобной гаванью; в 2 стадиях от него находились священный участок и святилище, посвященное Деметре; город лежал в 20 стадиях от Фив. Фивы расположены над Пирасом, а в глубине страны над Фивами простирается у конца Офрии Крокийская равнина; через эту равнину протекает Амфрис. Над этой рекой лежит Итон, где находилось святилище Итонии16(по имени которого названо и святилище в Беотии) и течет река Куарий. Об этой реке и об Арне я уже говорил в описании Беотии17. Эти местности принадлежат к Фессалиотиде, одной из четырех частей всей Фессалии, в которой находились не только владения Еврипила, но также Филл, где святилище Аполлона Филлийского, и Ихны, где почитается Фемида Ихнейская. Киер также причислялся к Фессалиотиде, как и остальные местности вплоть до Афамании. Вблизи Антрона в Евбейском проливе находится подводная скала под названием «Осел Антрона»; затем идут Птелей и Гал; далее святилище Деметры и разрушенный Пирас; над последним расположены Фивы; далее следуют мыс Пирра и около него два островка, один из которых называется Пиррой, а другой — Девкалионом. Здесь где-то кончается Фтиотида.

C. 43615. Далее поэт перечисляет племена, подвластные Евмелу, т. е. прилегающее побережье, которое отсюда относится уже к Магнесии и к области Пеласгиотиды. Таким образом, Феры находятся в конце Пеласгических равнин в сторону Магнесии; эти равнины простираются вплоть до Пелиона на 160 стадий. Якорная стоянка Фер — Пагасы — находится в 90 стадиях от них и 20 — от Иолка. Иолк с древних времен разрушен; отсюда Пелий отправил Иасона и корабль Арго. Согласно мифу, это место было названо Пагасами18от постройки здесь корабля Арго, хотя иные считают более убедительным, что это имя дано месту от его источников19, во множестве текущих здесь и обильных водой. Поблизости находятся также Афеты, как бы «пункт отправления»20аргонавтов. Иолк лежит над морем в 7 стадиях от Деметриады (которая находится на море между Нелией и Пагасами). Деметриаду основал Деметрий Полиоркет, назвав своим именем, и заселил ее жителями ближайших городов — Нелии, Пагас и Ормения, а также Ризунта, Сепиады, Олизона, Бебы и Иолка, которые теперь являются селениями Деметриады. Кроме того, этот город долгое время являлся якорной стоянкой и резиденцией македонских царей; он господствовал как над Темпейской долиной, так и над двумя горами — Пелионом и Оссой, как я уже сказал21. Хотя в настоящее время его значение совершенно пало, но все же он превосходит все города в Магнесии. Озеро Бебеида лежит недалеко от Фер и примыкает к границам Пелиона и Магнесии. Беба — местечко, лежащее на озере. Подобно тому как восстания и господство тиранов значительно подорвали расцвет Иолка, так, конечно, пали и Феры, некогда возвеличенные тиранами, но ими же и ослабленные. Вблизи Деметриады протекает река Анавр, и прилегающее морское побережье также называется Иолком. Здесь торжественно справляли Пилейский22народный праздник. Артемидор помещает Пагаситский залив с. 414 дальше от Деметриады, в области, подвластной Филоктету; по его словам, в заливе находятся остров Кикинеф и город того же имени.

16. Затем перечисляются города, подчиненные Филоктету. Мефона отлична от фракийской Мефоны, которую разрушил Филипп. Я уже упомянул раньше23об изменении названий этих мест и некоторых местностей в Пелопоннесе. Остальные местности, перечисленные поэтом, — это Фавмакия, Олизон и Мелибея, которые принадлежат непосредственно следующему побережью. Перед областью магнетов лежит много островов; имеют значение только Скиаф, Пепарефос, Икос, а также Галоннес и Скирос C. 437с городами того же имени. Наибольшее значение имел Скирос из-за семейного родства между Ликомедом и Ахиллесом, а также благодаря рождению и воспитанию там Неоптолема, сына Ахиллеса. В позднейшие времена, когда Филипп, став могущественным, увидел, что афиняне господствуют на море и владеют островами как этими, так и прочими, он сделал острова, лежащие поблизости от него, наиболее славными; ибо, ведя войну за гегемонию, он прежде всего нападал всегда на близкие к нему местности; подобно тому как он присоединил к Македонии большую часть Магнетиды и Фракии и прочей окрестной страны, он захватил острова перед Магнесией и втянул эти ранее никому не известные места в борьбу, сделав их потому широкоизвестными. Так, Скирос хорошо известен по старинным сказаниям, но и другие достоинства заставляют о нем говорить, как например отличное качество скиросских коз и каменоломни разноцветного скиросского мрамора, не уступающего каристийскому24, докимейскому или синнадийскому25и иераполитскому26. Колонны из целых кусков и большие плиты разноцветного мрамора можно видеть в Риме. Город украшается этим мрамором на общественные и частные средства, а от этого ценность белого мрамора понизилась.

17. Поэт, однако, дойдя в своем описании до этого пункта побережья Магнесии, поднимается к Верхней Фессалии; ведь он подробно описывает местность от Долопии и Пинда, простирающуюся вдоль Фтиотиды вплоть до Нижней Фессалии:

Триккой владевший народ и Ифомой высокоутесной.

(Ил. II, 729)

Эти местности принадлежат к Гистиеотиде, хотя прежде, как говорят, назывались Доридой; когда же ее захватили перребы (которые уже покорили Гистиеотиду на Евбее и переселили ее жителей на материк), они назвали эту страну Гистиеотидой по имени этих гистиейцев из-за множества поселившихся здесь гистиейцев. Гистиеотиду и Долопию называют Верхней Фессалией, которая находится на прямой линии с Верхней Македонией как Нижняя Фессалия с Нижней Македонией. Трикка, где находится самое древнее и наиболее почитаемое святилище Асклепия, граничит с областью долопов и с местностями около Пинда. Что касается Ифомы, одноименной с мессенским городом, то некоторые утверждают, что ее имя следует называть не таким образом, а отбросив первый слог27; с. 415 она так называлась, утверждают они, прежде, но теперь ее переименовали в Ифому. Это — укрепленное от природы место и в действительности «скалистое»28. Оно расположено между четырьмя крепостями, лежащими как бы в четырехугольнике: Трикка, Метрополь, Пелинней и Гомфы. Ифома относится к территории метрополитанцев. Метрополь же раньше объединился из трех незначительных городков; впоследствии к нему присоединилось несколько других местечек, среди которых была и Ифома. C. 438Так, Каллимах в своих «Ямбах» говорит, что «из всех Афродит (ибо есть не одна богиня с таким именем) Афродита Кастниетида превосходит всех мудростью, так как только она одна принимает в жертву свиней»29. Конечно, он был весьма ученым человеком (больше всякого другого) и всю свою жизнь, как он сам говорил, желал посвятить подобным мифам30. Однако позднейшие писатели доказали, что не только одна Афродита, но несколько приняли этот обряд; среди этих богинь была и Афродита Метропольская; один из городов, соединившихся в одно поселение с этим городом, передал Метрополю этот онфурийский31обряд. Фаркадон также находится в Гистиеотиде, а Пеней и Куралий протекают через их область. Из этих рек Куралий течет мимо святилища Афины Итонии и впадает в Пеней; сам же Пеней берет начало с Пинда, как я уже сказал32, и, оставляя слева Трикку, Пелинней и Фаркадон, течет мимо Атрака и Ларисы; затем принимает реки в Фессалиотиде и течет далее через Темпейскую долину к устью. Эхалию, которая называется «городом Еврита»33, исследователи помещают не только в этой области, но также на Евбее и в Аркадии; ей дают различные имена, как я уже сказал в моем описании Пелопоннеса34. Относительно этих Эхалий интересуются главным образом тем, какую Эхалию завоевал Геракл и какую имел в виду поэт, написавший «Взятие Эхалии»35. Эти места Гомер причислил к подвластным Асклепиадам.

18. Далее поэт говорит о стране под властью Еврипила:

Живших в Ормении храбрых мужей, у ключа Гипереи,

В власти имевших Астерий и белые главы Титана.

(Ил. II, 734)

Теперь Ормений называется Орминием; это — селение у подножья Пелиона вблизи Пагаситского залива и, как сказано выше36, это один из городов, население которого присоединилось к Деметриаде. Неподалеку должно быть озеро Бебеида, так как Беба, как и сам Ормений, была одним из пригородов Деметриады. Ормений находится в 27 стадиях от Деметриады по суше, тогда как место Иолка, лежащего на дороге туда, отстоит от Деметриады на 7 стадий и от Ормения — на остальные 20 стадий. Деметрий из Скепсиса говорит, что Феникс происходил из Ормения и бежал оттуда во Фтию от своего отца Аминтора, сына Ормения, к царю Пелею, ибо этот город был, прибавляет он, основан Орменом, сыном Керкафа, C. 439сына Эола; он говорит, что как Аминтор, так и Евемон были сыновьями Ормена, причем Феникс был сыном первого, а Еврипил — с. 416 последнего. Право наследования престола (на который оба имели одинаковое право) было сохранено за Еврипилом ввиду того, что Феникс покинул родину. Кроме того, Деметрий из Скепсиса пишет

Бросил когда я впервые Ормений, стадами богатый,

вместо

…бросил Элладу я, славную жен красотою.

(Ил. IX, 447)

Однако Кратет делает Феникса фокейцем, заключая об этом на основании шлема Мегета, которым пользовался Одиссей во время ночной разведки; об этом шлеме поэт говорит, что его

…древле из стен Элеона похитил Автолик,

Аминтора дом крепкозданный разрушив.

(Ил. X, 266)

Ведь Элеон, говорит он, это город на Парнассе и Аминтор, сын Ормена, никто другой, как отец Феникса; Автолик, живший на Парнассе, подкапывал стены домов соседей (как это в обычае у воров-взломщиков), а не у тех, кто живет далеко. Деметрий Скепсийский же возражает, говоря, что нет на Парнассе никакого Элеона, но есть Неон (к тому же основанный после Троянской войны) и, кроме того, подкопы стен бывают не только у соседей. Есть и другие соображения, которые можно бы привести, но я не решаюсь затягивать мое описание. Другие пишут «из Гелеона»37, но Гелеон — это местечко в Танагрской области, а такое чтение усилило бы нелепость этого выражения:

И затем далеко я бежал чрез Элладу,

И пришел я во Фтию.

(Ил. IX, 478)

Источник Гиперия находится в центре города ферейцев, принадлежавшего Евмелу. Нелепо приписывать источник Еврипилу. Титан38назван так по своему свойству; ведь область близ Арны и Афет имеет белую почву. Астерий также находится недалеко от этих мест.

19. С этой частью Фессалии граничит область тех, кого считают подвластными Полипету:

В Аргиссе живших мужей, и кругом населявших Гиртону,

Орфу, широкий Элон, белокаменный град Олооссон.

(Ил. II, 738)

В прежние времена эту страну населяли перребы, обитавшие в приморской части Фессалии и у реки Пенея вплоть до ее устьев и города перребов Гиртона. Затем перребов замирили и оттеснили назад в речную область в глубине страны лапифы и заняли их страну — лапифы Иксион и Пирифой; последний захватил также Пелион, изгнав оттуда дикое племя кентавров, владевших этой областью. Таким образом, этих он

с. 417

…сбил с Пелиона и гнал до народов эфиков;

(Ил. II, 744)

C. 440лапифам же передал во владение равнины, хотя и перребы удержали некоторые из них, именно у Олимпа, и в некоторых местах они жили совершенно смешавшись с лапифами. Аргисса — современная Аргура — лежит на Пенее; в 40 стадиях над ней расположен Атракс, также поблизости от реки. Речной областью между двумя этими местностями владели перребы. Некоторые называли Орфу акрополем фаланнейцев; Фаланна — это город перребов у Пенея, вблизи Темпейской долины. После того как лапифы одолели перребов, последним пришлось по большей части выселиться в горную область около Пинда и в области афаманцев и долопов, а их страну и всю оставшуюся часть перребов покорили ларисейцы, которые жили поблизости от Пенея, будучи их соседями: ларисейцы обитали в самых плодородных частях равнин, хотя не в самой низменной области у озера Нессониды, куда река во время половодья уносила часть их пахотной земли. Впоследствии ларисейцы устранили это зло с помощью насыпей. Они занимали Перребию и взимали с нее дань, пока Филипп не стал владыкой этих областей. Есть местность Лариса и на Оссе; другая — это Лариса Кремаста, которую некоторые называют пеласгической; и на Крите есть город Лариса, теперь присоединившийся к Гиерапитне, отчего и равнина, лежащая ниже ее, называется теперь Ларисейской равниной; и в Пелопоннесе есть как Лариса — крепость аргивян, так и река Ларис, являющаяся границей между Элеей и Димой. Феопомп говорит о другом городе Ларисе, расположенном на той же самой общей границе; затем в Азии существует Лариса фриконийская около Кимы; есть также Лариса около Гамаксита в Троаде; есть и эфесская Лариса и Лариса в Сирии; есть Ларисейские скалы в 50 стадиях от Митилены на дороге к Мефимне; и в Аттике есть Лариса; есть и селение Лариса в 30 стадиях от Тралл, над городом, если идти по дороге через Месогиду к равнине Каистра вблизи святилища Матери Исодромы39; эта Лариса по своему топографическому положению и природным условиям похожа на Ларису Кремасту, ибо она имеет в изобилии воду и много виноградников; может быть, Ларисейский Зевс получил свое название по этому месту. Наконец, на левой стороне Понта находится еще селение под названием Лариса, между Навлохом [и Одессом]40, вблизи конца горы Гема; затем Олоосс, называемый «белым» оттого, что его почва состоит из белой глины, и города перребов — Элона и Гонн. Элона же переименована в Лимону и теперь совсем разрушена. Оба города лежат у подошвы Олимпа, не очень C. 441далеко от реки Европа, которую поэт называет Титаресием41.

20. Гомер говорит и о Титаресии, и о перребах в таких словах:

Но из Кифа Гуней с двадцатью и двумя кораблями

Плыл, предводя эниан и воинственных, сильных перребов,

Племя мужей, водворившихся окрест Додоны холодной,

Земли пахавших, по коим шумит Титаресий веселый.

(Ил. II, 748)

с. 418 Таким образом, он называет эти места как принадлежащие перребам и попавшие в их владение частью Гестиеотиды. Города, подвластные Полипету, отчасти были перребскими; тем не менее поэт относит их к лапифам, потому что эти племена смешались друг с другом, а также потому, что лапифы владели равнинами, а оставшаяся там часть перребского племени по большей части была подвластна лапифам, перребы занимали более гористые части вблизи Олимпа и Темпейской долины, как например Киф, Додону и область около Титаресия; эта река берет начало с горы Титария, связанной с Олимпом, течет в область перребов вблизи Темпейской долины и где-то поблизости сливается с Пенеем. Вода Пенея чиста, вода же Титаресия маслянистая вследствие примеси какого-то осадка, так что она не смешивается с водой Пенея,

Но всплывает наверх и подобно елею струится.

(Ил. II, 754)

В силу того что два этих племени живут вперемежку, Симонид называет перребами и лапифами всех пеласгиотов, кто занимал восточные области около Гиртона и устьев Пенея, горы Оссу и Пелион, области около Деметриады, местности на равнине — Ларису, Краннон, Скотуссу, Мопсион, Атракс — и области вокруг озер Нессониды и Бебеиды. Только немногие из этих мест упоминает Гомер, потому что остальные еще не были заселены вовсе или мало вследствие происходивших там иногда наводнений. Так, поэт не упоминает озера Нессониды, но лишь озеро Бебеиду (значительно меньшее); ведь только Бебеида постоянно остается, тогда как первое озеро, по всей вероятности, то наполняется нерегулярно, то совершенно высыхает. Что касается Скотуссы, то я уже упомянул о ней при описании Додоны и оракула в Фессалии, потому что город лежал поблизости от этого места. В области Скотуссы находится место под названием Киноскефалы, около которого римляне под предводительством Тита Квинкция вместе с этолийцами победили в большом сражении42Филиппа, сына Деметрия, царя македонян.

21. Приблизительно так же трактует Гомер и Магнетиду. Хотя он C. 442уже перечислил много местностей Магнетиды, но никаких магнетов как обитателей их он не называет, за исключением тех двух местностей, и даже о них он толкует темно и неопределенно:

Окрест Пенея и вкруг Пелиона шумного лесом

Жили они.

(Ил. II, 757)

Ведь около Пенея и Пелиона обитают и владеющие Гиртоном, которых он уже перечислил43, орменийцы44и некоторые другие; и еще дальше от Пелиона все же были магнеты, начиная от области Евмела, по крайней мере согласно позднейшим свидетелям. Последние тем не менее вследствие постоянных переселений, изменений политического строя и с. 419 смешений племен, по-видимому, спутали как имена, так и народности, так что они иногда затрудняют современных писателей. Это прежде всего имеет место в случае с Кранноном и Гиртоном; ведь в прежние времена гиртонцев называли флегиями от Флегия, брата Иксиона, а краннонцев — эфирами, так что затруднялись решить, кого поэт имеет в виду, когда говорит:

Оба из Фракии горной они на эфиров находят

Или на бранных флегиян.

(Ил. XIII, 301)

22. То же самое верно и относительно перребов и энианов. Ибо Гомер объединяет их45, как живущих неподалеку друг от друга. Действительно, позднейшие писатели утверждают, что в течение долгого времени энианы жили на Дотийской равнине; эта равнина находится поблизости от только что упомянутой Перребии, Оссы и озера Бебеиды, почти в середине Фессалии, но все же она окружена собственными холмами. Об этой равнине Гесиод сказал следующее:

Или как та, что живет на холмах священных Дидима

Там, на Дотийской равнине, вдоль обильного гроздью Амира,

Ногу купала в волнах Бебеидского озера дева46.

(Фрг. 122. Ржах)

Что касается энианов, то большая часть ихбыла оттеснена лапифами на Эту; там они также утвердили свое господство, отняв у дорийцев известные части страны и у малиев — вплоть до Гераклеи и Эхина: некоторые из них остались около Кифа, перребской горы с одноименным поселением. Перребы же частично были оттеснены в область около западных частей Олимпа и остались там по соседству с македонянами, но большая часть была изгнана в горы около Афамании и Пинда. Теперь же от них почти не сохранилось и следов. Под магнетами, упомянутыми поэтом C. 443на их месте в фессалийском «Списке», во всяком случае следует понимать тех, кто занимал область по эту сторону Темпейской долины, от Пенея и Оссы вплоть до Пелиона, соседей пиерийцев в Македонии, владевших местностью на противоположной стороне Пенея до моря. Таким образом, Гомолий или Гомолу (ибо говорили и так, и этак) приходится причислять к магнетам. Я уже сказал в описании Македонии47, что Гомолий расположен вблизи Оссы, в том месте, где Пеней берет начало, проходя через Темпейскую долину. Если же нужно пройти дальше до ближайшего к Гомолии побережья, то есть основание отнести к ним Ризунт и Эримны, лежащие в части побережья, подвластной Филоктету и Евмелу. Этот вопрос приходится, однако, оставить нерешенным. И о порядке следующих местностей вплоть до Пенея поэт говорит неопределенно; но так как это незначительные местности, то не следует придавать вопросу большого значения. Однако мыс Сепиада впоследствии был прославлен в трагедиях и гимнах из-за уничтожения там персидского флота. Сепиада — с. 420 скалистый мыс, но между ним и Касфанеей, селением у подошвы Пелиона, находится взморье, где стоял в засаде флот Ксеркса; когда поднялся сильный восточный ветер, то одни корабли тотчас выбросило волнами на берег и разбило в щепы, другие же были отнесены вдоль побережья к Ипнам (одно из скалистых мест около Пелиона), к Мелибее или к Касфанее и уничтожены. Все плавание вдоль побережья Пелиона опасное; оно составляет 80 стадий; плавание же вдоль побережья Оссы в равной степени продолжительное и тяжелое. Между этими горами находится залив более 200 стадий в окружности, в котором лежит Мелибея. Все плавание вдоль побережья от Деметриады к Пенею с учетом заливов составляет более 1000 стадий в длину, а от устьев Сперхея на 800 стадий больше; от Еврипа же — 2350 стадий. Иероним заявляет, что равнинная область Фессалии и Магнетиды составляет в окружности 3000 стадий; там жили пеласги, изгнанные лапифами в Италию48; современная так называемая Пеласгическая равнина — это та, где расположены Лариса, Гиртона, Феры, Мопсий, Бебеида, Осса, Гомола, Пелион и Магнетида. Мопсий назван не по Мопсу, сыну Манто, дочери Тиресия, но по Мопсу лапифу, который плавал вместе с аргонавтами. Другое лицо — Мопс, по которому названа аттическая Мопсопия.

23. Вот подробности о Фессалии. В целом же я могу сказать, что в древние времена она носила имя Пирреи по Пирре, супруге Девкалиона, Гемония — по Гемону и Фессалия — по Фессалу, сыну Гемона. Однако некоторые писатели, разделяя Фессалию на 2 части, утверждают, что Девкалион получил часть по направлению к югу и назвал ее Пандорой по C. 444своей матери; другая часть досталась Гемону, по имени которого и названа Гемонией; но первое название было изменено в Элладу по Эллину, сыну Девкалиона, а последнее — в Фессалию, по сыну Гемона. Некоторые же говорят, что потомки Антифа и Фидиппа, сыновей Фессала, сына Геракла, напали на страну из феспротской Эфиры и назвали ее по имени своего предка Фессала. Говорили, что страна некогда называлась Нессонидой, как и озеро, по имени Нессона, сына Фессала.

ПРИМЕЧАНИЯ

с. 820

К главе I (стр. 371—380)

1VIII, I, 3.

2См.I, I, 12.

3Т. е. Аттика.

4IX, I, 1;VIII,I, 3.

5Т. е. прибрежная страна.

6См.V, 2, 4, прим.

7Может быть, Филохор имеет в виду храм Пифийского Аполлона в Эное или же храм между Элевсином и Афинами.

8Ср.VIII, I, 2.

9Скира.

10Pitys — «сосна».

11Kerata — две рогообразные вершины юго-восточного отрога Киферона.

12Так, согласно Ктесию (Персидская история 26); по Геродоту (VIII, 97), Ксеркс пытался сделать это после Саламинской битвы.

13Здесь были в древности каменоломни.

14Пирей был построен знаменитым архитектором Гипподамом Милетским, который потом планировал и строил город Родос.

1586 г. до н. э.

16Так называемый Эрехфейон.

17Ср.: Павсаний I, 26, 7.

18Периегет — составитель географических путеводителей с детальным описанием местностей и их достопримечательностей.

19Царь Антиох Эпифан, 175—164 гг. до н. э.

20Портик, покрытый фресками Полигнота в половине V в. до н. э.

21V, II, 4.

22Т. е. аистов (см.V, II, 4).

23Сочинение не сохранилось.

24Автор стиха неизвестен.

25Лучшие рукописи дают только имена 11 городов.

26Земля разверзлась от молнии Зевса, который таким образом спас героя.

27X, I.

28В древности мед добывали большей частью выкуриванием пчел дымом.

29Gephyra — «мост», gephyrismoi — «шутки на мосту», которыми перекидывались посвященные в элевсинские мистерии во время процессии из Афин в Элевсин.

30Федр 229 A—D.

К главе II (стр. 380—395)

1II, V, 21;VII, VII, 4;IX, I, 2.

2См.XIII, I, 3.

3При Левктрах и Мантинее.

4В битве при Херонее (338 г. до н. э.).

5335 г. до н. э. Фивы были разрушены Александром Македонским.

6В 316 г. до н. э. город был восстановлен Кассандром.

7Bathys limen.

8IX, II, 2.

9Букв. «в башни (для сообщений) сооружена труба (или подземный проход)».

10В действительности изменение происходит нерегулярно (H. L. Jones The geography of Strabo, IV. London, 1932, стр. 291).

11Памятник «Молчаливого».

12Называется так по имени основателя Танагры — Пемандра (Павсаний IX, 10).

13Лица, вопрошавшие дельфийского оракула.

14Афинских.

15Колесница по-гречески harma.

16Имя коня Адраста (Ил. XXIII, 346).

17Конъектура Дебрица.

18Фрг. 73. Бергк.

19По-гречески helē.

20Галы эксонидские и Галы арафенидские.

21VIII, VII, 4.

22См.VI, III, 1.

23См., например: Платон. Государство 611.

24Т. е. с долгойi, ставя над ней циркумфлекс вместо акута: или же путем произношенияsкак двойной, удлиняя слог.

25См.I, II, 24.

26С ипсилон — Nysán.

27За исключением восточной стороны на Евбейском море.

28См.VIII, VIII, 4.

29Имеется в виду Копаидское озеро, теперь осушенное.

30По-гречески platē.

31Helos — «болото», helē — «болота».

32Букв. «весла».

33Ил. II, 502.

34IX, II, 13.

35Agchoē — течение вверх.

36В рукописи, по-видимому, пропуск; букв.: «Кратет… прекратил очищать заторы и т. д.».

37Это невозможно, так как Мелан протекал на северной стороне озера, а Галиарт лежал на южной.

38Иначе: Панопей.

39IX, II, 8 иIX, II, 12.

40Ил. II, 497.

41Вакханки.

42VIII, VI, 24.

43В эпической поэме «Фиваида».

44Букв. «углубление».

45VIII, VI, 22.

46IX, II, 3.

47IX, II, 10—11.

48См.IX, II, 20.

49VIII, VI, 24.

50Т. е. «чащи».

51Пиндар.

52У Гомера «Арну».

53338 г. до н. э.

54Eudeielos — букв. «солнечный»; Страбон неправильно связывает это слово со словом deilē — «вечер», исходя, по-видимому, из представления, что солнечный жар сильнее всего вечером (deilē). Eudeielos употребляется по отношению к местностям, обращенным скорее на юг, чем имеющим «вечернее» (западное) наклонение (ср.: Пиндар. Олимп. III, 111).

К главе III (стр. 395—402)

1IX, II, 1.

2Около 595 г. до н. э.

3Аполлона в Дельфах.

4Пифия или Пифо.

5«Вопрошать оракул»; более правильная этимология от pythesthai — «гнить» (так как дракон, убитый Аполлоном, сгнил на этом месте).

6Член собрания, советник.

7352 г. до н. э.

8Т. е. «Стрелок».

9Хоровой гимн в честь Аполлона, Артемиды и других богов.

10Кифареды — певцы под аккомпанемент кифары, кифаристы — играющие на кифаре.

11Вступление.

12Проба.

13Призыв.

14Свисты.

15Страбон, по-видимому, имеет в виду мелодию, исполнявшуюся в его время (или во время писателя, может быть Эфора, которому он здесь следует). Изобретение пифийского нома приписывается Сакаду (VII в. до н. э.) (см.: Поллукс IV, 77).

16iambizein — «бранить», «поносить».

17См.IX, II, 11.

18Приветственный крик Аполлону-Целителю (Пеан).

19«Самая отдаленная часть залива», «углубление», «впадина».

20Страбон ошибочно ссылается на Фукидида. Последний (II, 29) говорит: «В этой стране (Давлиде) Итис пострадал от руки Филомелы и Прокны».

21Около 457 г. до н. э. (Фукидид I., 107—108).

22IX, II, 3.

23О венце, 168.

24Город был взят Филиппом в 338 г. до н. э.

25IX, III, 1.

26Schisai: это слово Страбон связывает этимологически со Схедием.

К главе IV (стр. 402—406)

1Опунт.

2Polyandrion.

3Ошибка. На самом деле ширина пролива примерно вдвое меньше.

4Ил. XXIII, 85.

5IX, III, 1.

6От kalós — «красивый» и aróō — «пахать».

7Т. е. «Лесистая долина».

8В гомеровское время; tarphos — «чаща» (см. Ил. II, 533).

9Naus — «корабль» и корень pact- — «сколачивать», «строить».

10Ил. II, 640.

11От ozein — «пахнуть».

12IX, III, 4.

13«Горячие ворота».

14VII, 198, 200.

15Т. е., владея этими пунктами, он мог держать Грецию под контролем даже из далекой Македонии.

16См.IX, IV, 2.

17Эпиграмма знаменитого поэта Симонида.

К главе V (стр. 406—420)

1В других местах (VII, VII, 1 иVII, VII, 8) Страбон причисляет амфилохийцев к эпиротам.

2Ил. II, 685—756.

3Т. е. касающиеся Феникса.

4Старый Фарсал.

5Ил. II, 727.

6Ил. II, 704.

7IX, V, 4.

8IX, IV, 13 сл.

9Три раза: Ил. XVI, 174, 176 и XXIII, 144.

10В рукописях пропуск.

11Ил. XXIII, 142.

12Ил. II, 173—175.

13С Пелиона (см. Ил. II, 744).

14Рукописи дают «10»; исправление Крамера.

15Ил. II, 696.

16Афины Итонии.

17IX, II, 3, 29, 33.

18Корень pag- — «строить», «сооружать корабли».

19По-дорийски pāgai.

20Aphetērion.

21IX, IV, 15.

22По-видимому, ошибка. Гроскурд исправляет на «Пелийский», т. е. праздник в честь Пелия.

23См.VIII, IV, 3—4.

24См.X, I, 6.

25XII, VIII, 14.

26См.XIII, IV, 14.

27Т. е. Thōmē.

28Thōmos — букв. «груда камней».

29Фрг. 82b. Шнейдер.

30Текст, по-видимому, испорчен.

31Онфурий — город в Фессалии близ Арны (Стефан Византийский, s. v.).

32VII, фрг. 14, 15.

33Ил. II, 596.

34IX, V, 16.

35См.XIV, I, 18.

36IX, V, 15.

37Вместо «из Элеона».

38«Белая земля».

39Кибелы.

40В рукописи пропуск. Дополнено Джоунзом.

41Ил. II, 751.

42197 г. до н. э.

43Ил. II, 738.

44Ил. II, 734.

45Ил. II, 749.

46Коронида, мать Асклепия.

47VII, фрг. 16b.

48Крамер: вместо «в Этолию».

Страбон

География.

Книга X.

I

12345678910111213141516

II

1234567891011121314151617181920212223242526

III

1234567891011121314151617181920212223

IV

12345678910111213141516171819202122

V

12345678910111213141516171819

C. 444с. 421

I

1. Так как Евбея простирается параллельно всему этому побережью от Суния до Фессалии, за исключением оконечностей на обеих сторонах1, то было бы целесообразно к уже сказанному присоединить описание острова, а затем перейти к Этолии и Акарнании, т. е. к остальным частям Европы.

2. Остров Евбея тянется в длину приблизительно на 1200 стадий от Кенея до Гереста, ширина же его неравномерная — самое большее около 150 стадий. Кеней расположен против Фермопил и небольшой части пространства вне Фермопил, тогда как Герест и Петалия — против Суния. Таким образом, остров лежит по ту сторону пролива напротив Аттики, Беотии, C. 445Локриды и области малиев. Вследствие узости и упомянутой выше длины древние назвали Евбею Макридой2. Ближе всего к материку остров подходит у Халкиды, где он делает изгиб, выдаваясь в сторону Авлиды и беотийских областей и образуя Еврип. Об Еврипе мне уже пришлось говорить более подробно3, равно как и о местностях на проливе, лежащих друг против друга на материке и на острове по обеим сторонам Еврипа, т. е. внутри и извне4. Если я что-нибудь тогда пропустил, то теперь я добавлю для большей ясности. Прежде всего замечу, что часть острова между Халкидой и областью Гереста называется «углублением»5Евбеи, так как побережье изгибается внутрь, но, приближаясь к Халкиде, снова образует выпуклую кривую по направлению к материку.

3. Но остров назывался не только Макридой, но и Абантидой. Хотя Гомер и упоминает Евбею, но никогда не называет ее жителей евбейцами, а всегда абантами:

Но народов евбейских, дышащих боем абантов…

Он6предводил сих абантов…

(Ил. II, 536, 542)

По словам Аристотеля7, фракийцы из фокидской Абы поселились на острове и дали ее жителям имя абантов. Другие писатели производят это с. 422 имя от героя8, так же как имя Евбея от героини9. Может быть, подобно тому как какая-то пещера на побережье, обращенном к Эгейскому морю (где, говорят, Ио родила Эпафа), называется Боос Ауле10, так и остров получил свое имя по той же причине11. Остров назывался также Охой, и самая большая из тамошних гор носит то же имя. Назывался он еще и Эллопией от Эллопа, сына Иона (другие называют его братом Аикла и Кофа), который, как говорят, основал Эллопию — местечко в так называемой Ории в Гистиеотиде близ горы Телефрия и присоединил к своим владениям Гистиею, Периаду, Керинф, Эдепс и Оробию; в последнем местечке находился самый правдивый оракул (а именно оракул Селинунтского Аполлона). Эллопийцы же переселились в Гистиею и расширили город, принужденные к этому тираном Филистидом после битвы при Левктрах. По словам Демосфена12, Филипп поставил Филистида тираном и над оритами; ведь так именно впоследствии были названы гистиейцы, а их город вместо Гистиеи был переименован в Орей. Некоторые писатели утверждают, наоборот, что Гистиею заселили афиняне из аттического дема гистиейцев, так же как Эретрию — жители дема эретрийцев. Согласно Феопомпу, после покорения Евбеи Периклом гистиейцы по соглашению выселились в Македонию, а 2000 афинян (прежде составлявших дем гистиейцев) прибыли и поселились в Орее.

C. 4464. Орей лежит у подошвы горы Телефрия, в так называемом Дриме на реке Калланте, на высокой скале, так что, быть может, этот город получил такое имя13потому, что прежние его обитатели эллопийцы были горцами. По-видимому, и воспитанный там Орион назван по их имени. По словам некоторых писателей, ориты имели свой город, но так как эллопийцы пошли на них войной, то они перешли в другое место и поселились с гистиейцами; и несмотря на то что оба города слились воедино, носили два имени, подобно тому как один и тот же город называется Лакедемоном и Спартой. Я уже сказал выше14, что Гистиеотида в Фессалии получила свое имя от гистиейцев, которых вытеснили оттуда перребы.

5. Так как Эллопия заставила меня начать описание с Гистиеи и Орея, то теперь перейдем к областям, следующим за этими местностями. На территории этого Орея лежит Кеней, а у него Дион15и Афины Диады, основанные афинянами и лежащие над той частью пролива, где переправа на Кинос. Из Диона была выслана колония в эолийские Каны. Эти местности находятся близ Гистиеи, а недалеко от нее Керинф, городок у моря; поблизости от последнего протекает река Будор, одноименная с горой на Саламине у берегов Аттики.

6. Карист лежит у подошвы горы Охи, близ которой находятся Стиры и Мармарий, где каменоломня каристийских колонн и святилище Аполлона Мармарийского. Отсюда есть переправа через пролив в Галы арафенидские. В Каристе добывают камень, который прядут и ткут16, так что пряжа идет на полотенца; когда эти полотенца загрязняются, их бросают в огонь, и они очищаются, как полотно от стирки. Эти местности, говорят, заняты поселенцами из марафонского четырехградья и стириейцами. Стиры были с. 423 разрушены во время Ламийской17войны афинским полководцем Федром; областью этой владеют эретрийцы. Карист есть также в Лаконике — место в Эгии в сторону Аркадии, откуда каристийское вино, упоминаемое Алкманом.

7. Герест не упомянут в «Списке кораблей», тем не менее Гомер говорит о нем:

…корабли до Гереста достигли

К ночи.

(Од. III, 177)

и указывает, что это место удобно расположено для переправы из Азии в Аттику, так как находится вблизи Суния. В Гересте есть святилище Посидона — самое знаменитое в этой части света, а также значительное поселение.

8. За Герестом идет Эретрия — самый большой город на Евбее после Халкиды. Затем следует Халкида — нечто вроде столицы острова, лежащая на самом Еврипе. Оба города, говорят, основаны афинянами еще до Троянской войны; после же C. 447Троянской войны Аикл и Коф отравились из Афин; и один заселил Эретрию, а другой — Халкиду. Некоторые эолийцы из войска Пенфила также остались на острове; в древности там поселились даже арабы, которые переправились вместе с Кадмом. Как бы то ни было, чрезвычайно возросшее могущество этих городов позволило им выслать значительные колонии в Македонию. Так, Эретрия заселила города, расположенные вокруг Паллены и Афона; Халкида же — города, подвластные Олинфу, которые опустошил Филипп. Равным образом много местностей в Италии и Сицилии колонизовано халкидянами. По словам Аристотеля18, эти колонии халкидяне выслали в то время, когда там у власти было правительство так называемых Всадников. Во главе этого правительства стояли лица, выбранные на основе имущественного ценза и управлявшие в аристократическом духе. Во время переправы Александра в Азию19халкидяне увеличили окружность стен своего города, включив в нее холм Канеф и Еврип, и воздвигли на мосту через пролив башни, ворота и стену20.

9. Над городом халкидян лежит так называемая равнина Лелант. На этой равнине находятся горячие источники, пригодные для лечения болезней. Этими водами пользовался и Корнелий Сулла, римский полководец. Здесь был также замечательный рудник, содержавший вместе медь и железо, что, говорят, нигде не встречается. В настоящее время оба металла исчерпаны, как и серебряные рудники в Афинах. Вся Евбея (особенно часть острова около пролива) страдает от сильных землетрясений и извержений газов, проходящих через подземные каналы, так же как и Беотия и другие области, более подробное описание которых я уже дал. Подобное явление, говорят, послужило причиной поглощения землей города, одноименного острову. Об этом городе упоминает Эсхил в «Главке Понтийском»:

с. 424

Евбеиду, что возле изгиба Зевса Кенейского

Брега, у самой могилы Лиха злосчастного.

(Фрг. 30. Наук)

В Этолии также есть город, названный Халкида:

И в Калидоне камнистом, и в граде Халкиде приморской,

(Ил. II, 640)

и в современной Элиде:

Так они шли мимо Крун и каменистой Халкиды,

(Од. XV, 295)

именно Телемах и его спутники, когда они возвращались от Нестора на родину.

10. Что касается Эретрии, то, по словам одних авторов, ее основал Эретрией из Макиста в Трифилии, согласно другим же — она основана колонистами из Эретрии в Афинах, где теперь находится рыночная площадь. C. 448Есть также Эретрия около Фарсала. На территории Эретрии был город Тамины, посвященный Аполлону. Святилище, находящееся у пролива, по преданию, было сооружено Адметом, в доме которого, как гласит сказание, сам бог в течение года служил поденщиком. В прежние времена Эретрия называлась Меланеидой и Аротрией. К этому городу принадлежит селение Амаринф, в 7 стадиях от городских стен. Древний город разрушили персы, причем, по словам Геродота21, варвары ловили жителей сетями, массами рассеявшись около городских стен (еще и теперь показывают фундаменты зданий, и место это называется Старой Эретрией). Современная Эретрия построена на [развалинах] древнего города. О былом могуществе эретрийцев свидетельствует столб, который они некогда воздвигли в святилище Артемиды Амаринфской. Начертанная на столбе надпись гласит, что они устраивали праздничную процессию с участием 3000 тяжеловооруженных воинов, 600 всадников и 60 колесниц. Власть эретрийцев распространялась на андросцев, теосцев, кеосцев и жителей других островов. Они приняли новых поселенцев из Элиды, а так как с того времени стали часто употреблять буквуроне только в конце слов, но и в середине, то их за это осмеивали комические писатели. На эретрийской территории есть также селение Эхалия (остаток города, разрушенного Гераклом), одноименное с трахинской Эхалией около Трикки, аркадской Эхалией, которую впоследствии назвали Анданией, и с Эхалией в Этолии около евританов.

11. В настоящее время Халкида по общему признанию занимает первенствующее положение и считается метрополией евбейцев; второе место принадлежит Эретрии. Однако уже и прежде эти города имели большое значение как на войне, так и в мирное время, поэтому они являлись приятным и покойным местопребыванием для философов. Об этом свидетельствует школа эретрийских философов во главе с Менедемом и его с. 425 учениками, а также еще раньше пребывание Аристотеля в Халкиде, где он и окончил свою жизнь22.

12. Итак, эти города большей частью жили между собой в согласии и, даже поссорившись из-за Лелантской равнины, вовсе не настолько разошлись, чтобы решать все споры самовластно военной силой, но пришли к соглашению о том, как и при каких условиях вести войну. Этот факт засвидетельствован надписью на каком-то столбе в Амаринфском храме, запрещающей пользоваться дальнобойным метательным оружием. Действительно, для военных обычаев и вооружения вообще, конечно, нет и раньше никогда не было никакого правила. Но одни пользуются дальнобойным метательным оружием, как например стрелки из лука, пращники и метатели копий, другие же — оружием для рукопашного боя, как например те, кто сражается мечом или с копьем наперевес; ведь копье применяют двояким способом: во-первых, при рукопашной схватке, а во-вторых, как дротик; равным образом и древко копья служит для обеих целей: для рукопашного боя и для метания; точно так же дело обстоит с сариссой и дротиком23.

13. Евбейцы отлично умели сражаться в «правильном» бою, который называется также «близким» или «рукопашным». По словам Гомера, они применяли копья, вытянутые наперевес:

C. 449Воинов пылких, горящих ударами ясневых копий

Медные брони врагов разбивать рукопашно…

(Ил. II, 543)

Быть может, метательные копья были другого рода оружием, каким было, вероятно, «Пелеево ясеневое копье», которое, как говорит поэт:

Двигать не мог ни один, но легко Ахиллес потрясал им.

(Ил. XIX, 389)

Когда Одиссей говорит:

Дале копьем я достигнуть могу, чем другие стрелою,

(Од. VIII, 229)

то он имеет в виду метательное копье. И если поэт изображает единоборцев, то сначала они сражаются метательными копьями, а потом берутся за мечи. Впрочем, рукопашные бойцы не только те, кто сражается одним мечом, но также, как говорит поэт, и с копьем в руке:

Сулицей медной пронзил и могучего члены разрушил.

(Ил. IV, 469)

Так Гомер изображает евбейцев сражающимися подобным образом: относительно локров, напротив, он говорит:

Дух не вытерпливал их рукопашного стойкого боя.

Только на верные луки и волну, скрученную в пращи,

Локры, надеясь, пришли к Илиону.

(Ил. XIII, 713, 716)

с. 426 Передают также распространенное изречение оракула, данное жителям Эгия:

Фессалийцев коня, жену же из Лакедемона,

И пьющих воду мужей из священных ключей Арефусы,

которое называет халкидцев самыми мужественными; ведь Арефуса находится в их области.

14. Теперь есть на Евбее две реки — Керей и Нелей. Овцы, пьющие из первой реки, становятся белыми, а из второй — черными. О подобном же действии вод реки Крафиды я уже сказал выше24.

15. Часть евбейцев по возвращении из-под Трои отнесло к берегам Иллирии; направляясь оттуда домой через Македонию, они осели по соседству с Эдессой; там, оказав военную помощь туземцам, принявшим их, они основали город Евбею. В Сицилии также была Евбея, которую основали сицилийские халкидяне; жителей ее изгнал Гелон, после чего она превратилась в сторожевое охранение сиракузян. На Керкире и на Лемносе были местности под названием Евбея, а в Аргосской области какой-то холм с таким названием.

16. Так как к западу от фессалийцев и этейцев живут этолийцы, акарнанцы и афаманцы (если и их следует причислять к грекам), то, чтобы закончить описание всей Греции, мне остается рассказать о них. Наконец, следует добавить описание островов, в особенности лежащих по соседству с Грецией и населенных греками, которые я еще не успел разобрать в своем описании.

II

1. Этолийцы и акарнанцы сопредельны друг другу, так как между ними C. 450находится река Ахелой, текущая с севера (с Пинда) на юг через области агреев, этолийского племени, и амфилохов. Акарнанцы занимают область к западу от этой реки вплоть до Амбракийского залива, вблизи страны амфилохов и святилища Аполлона Актийского; этолийцам же принадлежит область к востоку от Ахелоя до озольских локров и этейского Парнасса. В глубине страны и в северных областях над акарнанцами живут амфилохи, а над ними — долопы и возвышается Пинд; над этолийцами же обитают перребы, афаманцы и часть энианов, занимающих Эту. Южную сторону, именно акарнанскую, равно как и этолийскую, омывает море, образующее Коринфский залив, куда впадает река Ахелой; эта река отделяет берега этолийцев и акарнанцев. В древние времена Ахелой назывался Фоантом. Одноименная этой река, как я сказал выше1, протекает мимо Димы, а также около Ламии. Я упомянул2, что началом Коринфского залива считается устье этой реки.

2. Города и области акарнанцев следующие. Анакторий, расположенный на полуострове неподалеку от Акциума. Это — торговый порт современного Никополя, основанного в наше время3. Затем Стратос, до которого надо плыть вверх по Ахелою больше 200 стадий; потом Эниады, расположенные с. 427 также на реке; старый город, уже необитаемый, находится на одинаковом расстоянии от моря и от Стратоса; современный же город лежит приблизительно на 70 стадий выше устья Ахелоя. Есть еще и другие города: Палер, Ализия, Левкада, амфилохский Аргос и Амбракия, большинство которых или даже все обратились в пригороды Никополя. Стратос лежит по середине пути из Ализии в Анакторий4.

3. Города этолийцев — это Калидон и Плеврон, теперь пришедшие в упадок. Однако в древности эти поселения были красой Греции. Действительно, вышло так, что Этолия разделилась на 2 части, одну из них называли древней Этолией, а другую — Этолией-Эпиктет5. Древняя Этолия — это побережье от Ахелоя до Калидона, простирающееся далеко в глубь плодородной и ровной страны; там находятся Стратос и Трихоний, имеющий превосходную почву. Что касается Этолии-Эпиктет, то она граничит со страной локров в направлении к Навпакту и Евпалию; эта довольно неровная и бесплодная область простирается вплоть до Этеи, до земли афаманцев, и до окружающих далее к северу гор с обитающими там народностями.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua