Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Страбон География

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

4. За упомянутой гористой областью лежит город Феодосия. Город занимает плодородную равнину и обладает гаванью, могущей вместить 100 кораблей. Эта гавань прежде была границей между землей боспорцев и тавров. И следующая далее область также плодородна до Пантикапея, который является столицей боспорцев, лежащей при устье Меотиды. Расстояние между Феодосией и Пантикапеем около 530 стадий; вся эта область хлебородна; в ней есть селения и город с прекрасной гаванью под названием Нимфей. Пантикапей представляет собой холм, населенный со всех сторон в окружности на 20 стадий. На восточной стороне города находитсяC. 310 гавань и верфи приблизительно на 30 кораблей; есть там и акрополь. Город основан милетцами. Долгое время городом, как и всеми соседними поселениями близ устья Меотиды по обеим сторонам, управляли властители, как Левкон, Сатир и Парисад, пока Парисад не передал свою власть Митридату. Этих властителей называли тиранами, хотя большинство их, начиная с Парисада и Левкона, были достойными правителями. Парисада даже почитали богом16. Последний тиран также назывался Парисадом17; он был не в силах противиться варварам, которые требовали большей прежнего дани, и поэтому передал свою власть Митридату Евпатору. Со времени Митридата царство перешло под власть римлян. Большая часть его территории находится в Европе, но часть расположена в Азии.

5. Устье Меотиды называется Киммерийским Боспором. В начале устье более широко — около 70 стадий; здесь переправляются из пантикапейской области в Фанагорию, ближайший город Азии; оканчивается устье гораздо более узким проливом. Этот пролив и река Танаис, текущая прямо с севера в озеро и в его устье, отделяют Азию от Европы. Река Танаис впадает в озеро двумя устьями, которые находятся в 60 стадиях друг с. 284 от друга. Есть там и город18, одноименный с рекой, самый большой после Пантикапея эмпорий варваров. При входе в Киммерийский Боспор налево лежит городок Мирмекий, в 20 стадиях от Пантикапея. Вдвое дальше от Мирмекия лежит селение Парфений; здесь самый узкий вход — около 20 стадий; напротив этого селения в Азии расположено селение под названием Ахиллей19. Отсюда прямым путем по морю до Танаиса и острова20у его устьев 2200 стадий; но если плыть вдоль побережья Азии, то расстояние немного увеличится; если же плыть налево вдоль берега до Танаиса, где расположен перешеек, то расстояние больше чем в 3 раза; все это побережье на европейской стороне пустынно, но берег на правой стороне не безлюден. Вся окружность озера, по сообщениям, составляет 9000 стадий. Большой Херсонес по форме и величине похож на Пелопоннес. Херсонесом владеют правители Боспора21, хотя вся эта область опустошена постоянными войнами. Прежде они владели только небольшой частью страны около устья Меотиды и Пантикапея до Феодосии, а большую частьC. 311 до перешейка и Каркинитского залива занимало скифское племя тавров. Вся эта страна, а также почти вся область за перешейком до Борисфена называлась Малой Скифией. Однако из-за того, что множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране, значительная часть Фракии была также названа Малой Скифией, тем более, что фракийцы уступили пришельцам, отчасти подчиняясь силе, отчасти из-за плохой земли, так как большая часть страны болотиста.

6. Кроме гористой приморской области, простирающейся до Феодосии, весь остальной Херсонес представляет равнину и плодороден, особенно богат он хлебом. Во всяком случае поле, вспаханное первым попавшимся лемехом, приносит урожай в 30 мер. Жители этой страны вместе с азиатскими областями около Синдики выплачивали в качестве дачи Митридату 180 000 медимнов22и 200 талантов серебра. И в прежние времена отсюда доставлялся хлеб греками, так же как вывозилась соленая рыба из рыбных промыслов озера. Как передают, Левкон послал из Феодосии афинянам 2 100 000 медимнов23. Народность херсонесцев называлась «георгами»24в буквальном смысле этого слова, потому что скифское племя, живущее над ними, было кочевым; последнее употребляло в пищу не только мясо вообще, но в особенности конину, а также сыр из кумыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым образом приготовленное, служит у них лакомством. Вот почему Гомер называет все население этой части света «галактофагами»25. Кочевники, правда, скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани. Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни. Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. Поэтому-то Гомер и назвал этих людей одновременно «справедливыми» и «бедными»26. И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они никогда бы не начинали войны. Но им с. 285 не платят правильно люди, уверенные в том, что у них самих довольно силы, чтобы легко отразить нападающих или помешать вторжению. Именно так поступил по сообщению Гипсикрата, Асандр, который построил на перешейке Херсонеса, поблизости от Меотиды, стену шириной в 360 стадий и воздвиг на каждую стадию по 10 башен. Что касается «георгов», живущих в этой области, то они считаются более мягкими и вместе с тем более цивилизованными, но тем не менее, будучи стяжателями и занимаясь морскимC. 312 промыслом, они не чуждаются ни разбоя, ни других подобного рода несправедливых поступков, диктуемых алчностью.

7. кроме перечисленных местностей, в Херсонесе есть также укрепления, которые построил Скилур и его сыновья. Эти укрепления — Палакий, Хаб и Неаполь — служили имопорными пунктами против полководцев Митридата. Была еще какая-то крепость — Евпаторий27, основанная Диофантом, когда он был полководцем Митридата. Это — мыс приблизительно в 15 стадиях от стены херсонесцев, образующий значительной величины залив, обращенный к городу. Над этим заливом расположен лиман, где есть соляная варница. Здесь была также гавань Ктенунт. Осажденные воины царя, чтобы удержаться, разместили на упомянутом мысе сторожевое охранение; они укрепили это место и засыпали вход в залив до города, так что можно было легко пройти туда сухим путем, и из двух получился некоторым образом один город. С этого времени им стало легче отражать скифов. Когда же скифы напали на стену, построенную через перешеек у Ктенунта, и начали заваливать ров соломой, то царские воины ночью сжигали возведенную днем часть моста и выдерживали вражеский натиск до тех пор, пока не одолели. А теперь вся эта страна находится под властью боспорских царей, которых назначают римляне.

8. Особенностью всего скифского и сарматского племени является обычай выхолащивать своих лошадей, чтобы делать их более смирными. Действительно, хотя их лошади малорослы, но весьма ретивы и непослушны. На болотах охотятся на оленей и диких кабанов, а на равнинах — на диких ослов и серн. Характерно и то, что орел не водится в этих местах. Из четвероногих встречается так называемый «колос»28; по величине он нечто среднее между оленем и бараном, белой масти, бегает быстрее их; воду пьет, втягивая ее в голову через ноздри, и затем сохраняет ее здесь несколько дней, поэтому это животное без затруднения может жить в безводных местах. Такова вся страна за Истром между рекой Реном и Танаисом до Понтийского моря и Меотиды.

V

1. Остается еще описать часть Европы по эту сторону Истра и окружающего ее моря; она начинается от впадины Адриатического моря, простираясь до Священного устья1Истра. В этой области находятся Греция и ее македонские и эпирские племена, а также все народности, живущиеC. 313с. 286 под ними, земли которых простираются до Истра и до морей по обеим сторонам — Адриатического и Понтийского; к Адриатическому морю примыкают иллирийские народности, к другому морю вплоть до Пропонтиды и Геллеспонта — фракийские и некоторые смешавшиеся с ними скифские и кельтские племена. Придется начать от Истра и рассказать о странах, непосредственно следующих за описанными. Это — страны, примыкающие к Италии, Альпам, областям германцев, дакийцев и гетов. Эту область2можно разделить на 2 части, так как иллирийские, пеонийские и фракийские горы некоторым образом параллельны Истру, образуя почти что одну линию от Адриатического моря вплоть до Понта. Части к северу от этой линии находятся между Истром и горами, а к югу — Греция и примыкающая к ней варварская страна, простирающаяся до этой горной области. Недалеко от Понта возвышается гора Гем — самая большая и высочайшая из гор в этой части света, которая рассекает Фракию почти в середине. По словам Полибия, с этой горы можно видеть оба моря, что, однако, неверно: и расстояние до Адриатического моря велико, и много предметов заслоняет перспективу. Вблизи Адриатического моря находится почти что вся Ардия3, в середине же — Пеония, сплошь высокогорная страна. По обеим сторонам Пеония ограничена горами: по направлению к фракийской стороне — горой Родопой, самой высокой после Гема, а на другой стороне по направлению к северу — иллирийскими частями, областью автариатов и дарданцев4. Теперь я приступлю сначала к описанию Иллирии, тех ее частей, которые примыкают к Истру, и части Альп, лежащей между Италией и Германией и начинающейся от озера5в области винделиков, ретов и тоигенов6.

2. Известную часть этой страны опустошили дакийцы после победы над бойями и таврисками — кельтскими племенами, подвластными Критасиру7. Дакийцы считали эту страну своей, хотя ее отделяла от них река Парис8, которая течет с гор и впадает в Истр недалеко от области скордисков, называемых галатами; ведь и эти последние жили вперемежку с иллирийскими и фракийскими народностями9. Однако бойев и таврисков дакийцы истребили; со скордисками же нередко вступали в союз. Остальной частью страны вплоть до Сегестики и Истра к северу и востоку владеют паннонцы, однако в другие стороны их области простираются еще дальше. Сегестика — город паннонцев, расположенный при слиянии нескольких рек (все эти реки судоходны); город от природы приспособлен служить опорным пунктом в войне с дакийцами, так как лежит у подошвы той частиC. 314 Альп, которая простирается до области иаподов, принадлежащих к кельтскому и иллирийскому племени вместе. Отсюда текут реки, по которым сплавляют в Сегестику много грузов из других стран и из Италии. Если перейти через гору Окру, от Аквилеи до Навпорта — поселения таврисков, куда направляются возы с товарами, то расстояние 350 стадий (хотя некоторые насчитывают 500). Окра — самая низкая часть Альп от области ретов до страны иаподов. Отсюда горы снова начинают подниматься в области иаподов и называются Альбиями. Так же точно существует с. 287 проход через Окру из Тергесты, карнского селения, к болотному озеру под названием Лугей. Недалеко от Навпорта протекает река Коркора, по которой переправляют грузы. Эта река впадает в Сав, а последний — в Драб, Драб же — в Ноар10, поблизости от Сегестики. Отсюда Ноар становится многоводным, приняв реку Колапис, текущую с Альбийских гор через область иаподов, и сливается с Данувием близ страны скордисков. Плавание по этим рекам идет главным образом в северном направлении. Длина пути от Тергесты к Данувию составляет 1200 стадий. Близ Сегестики, на дороге в Италию, лежат укрепление Сиския и Сирмий.

3. Племена паннонцев [следующие]: бревки, андизетии, дитионы, пирусты; мазеи, деситиаты (вождь которых Батон) и другие маленькие и менее значительные народности, области которых тянутся вплоть до Далмации, а к югу — почти что до земли ардиеев. Вся горная страна от впадины Адриатического моря вплоть до Ризонского залива и земли ардиеев — это Иллирия, которая спускается между морем и областью паннонских племен. Приблизительно отсюда следует начинать связное географическое описание, повторив немного из сказанного прежде11. При описании Италии я упоминал, что истры являются первыми на иллирийском побережье. Их страна примыкает к Италии и к области карнов, поэтому теперешние правители Италии распространили пределы последней вплоть до истрийского города Полы. Эти границы находятся приблизительно в 800 стадиях от впадины Адриатического моря; таково же расстояние от мыса перед Полой, если, идя к Анконе, оставим направо область генетов. Весь морской путь вдоль побережья Истрии составляет 1300 стадий.

4. Затем непосредственно следует морской путь длиной в 1000 стадий вдоль побережья страны иаподов. Ведь иаподы живут на Альбийской горе; это — последняя гора в Альпах и очень высокая. Страна иаподов простирается, с одной стороны, до земли паннонцев и реки Истра, а с другой — до Адриатического моря. Это племя отличалось воинственным пылом, а теперь совершенно ослаблено Августом. Их города — Метул, Арупины, Монеций и Вендон. Местность эта неплодородна, население питается поC. 315 большей частью полбой и просом. Вооружение у них кельтское; подобно прочим иллирийцам и фракийцам они применяют татуировку. После плавания вдоль побережья иаподов следует путь вдоль либурнских берегов, на 500 стадий длиннее первого. На этом пути встречается река12, судоходная для грузовых судов вверх вплоть до области далматов и либурнского города Скардона.

5. Вдоль упомянутого побережья лежат острова: во-первых, Апсиртиды, где, по рассказам, Медея убила своего брата Апсирта, который ее преследовал; затем Кириктика близ страны иаподов, потом Либурниды, числом около 40; затем другие острова, из которых наиболее известны Исса, Трагурий (основанный жителями Иссы) и Фарос (прежде Парос, основанный паросцами), откуда родом Деметрий Фаросский. Затем с. 288 следуют побережье далматов и якорная стоянка Салон. Это племя — одно из тех, которые долгое время воевали с римлянами. У далматов было до 50 значительных поселений и даже несколько городов, как Салон, Приамон, Ниния и Синотий, как новый, так и старый; [все] они были преданы огню Августом. Здесь находится, кроме того, укрепленное место Андетрий, а также Дальмий — большой город, по которому названо племя. Однако Насика13за хищничество жителей обратил его из большого города в маленький, а территорию — в овечий выгон. У далматов есть своеобразный обычай производить передел земли каждые 7 лет. А то, что у этого племени не в ходу чеканная монета, — это, правда, их особенность по сравнению с остальными народностями, живущими на этом побережье, — общий обычай со многими другими варварами. Гора Адрий разрезает посередине страну далматов так, что одна часть приморская, а другая обращена в противоположную сторону. Затем идут река Нарон и живущие около нее народности: даоризы, ардиеи и плереи. Поблизости от последних лежат остров под названием Черная Коркира и город14, основанный книдянами; вблизи же ардиеев — Фарос, прежде называвшийся Паросом, потому что его заселили паросцы.

6. Ардиеев впоследствии называли вардеями. Римляне оттеснили их от моря в глубь страны(потому что они приносили вред на море пиратскими набегами) и заставили заниматься земледелием. Однако страна эта камениста, бесплодна и не годится для земледелия, так что племя было совершенно разорено и даже почти вымерло. То же самое случилось и с прочими племенами в здешней области. Действительно, наиболее могущественные прежде племена теперь пришли в полный упадок или исчезли; так, например, среди галатов — бойи и скордисты, среди иллирийцев —C. 316 автариаты, ардиеи и дарданцы, среди фракийцев — трибаллы; вначале они страдали от междоусобных войн, а впоследствии — от столкновений с македонянами и римлянами.

7. После побережья, занятого ардиеями и плереями, следуют Ризонский залив, город Ризон и другие городки, а также река Дрилон, судоходная в верхнем течении, к востоку вплоть до Дарданской области. Последняя граничит на юге с македонскими и пеонскими племенами, подобно тому как автариаты и дасареты — разные племена — с разных сторон примыкают друг к другу и к автариатам. К дарданцам принадлежат также галабрии15, у которых есть древний город16, и фунаты, страна которых на востоке граничит с областью фракийского племени медов. Хотя дарданцы были совершенно дикими, так что вырывали пещеры под навозными кучами и там жили, однако проявляли интерес к музыке, играя на музыкальных инструментах: на флейтах и на струнных инструментах. Это племя живет во внутренней области, я упомяну о нем впоследствии.

8. За Ризонским заливом идут города Лисс, Акролисс и Эпидамн, основанный коркирцами, который теперь называется Диррахием по имени полуострова, где он расположен. Затем следуют реки Апс и Аой, где находится Аполлония, город с прекрасным государственным устройством, с. 289 основанный коринфянами и коркирцами: он лежит в 10 стадиях от реки, а от моря — в 60. Аой Гекатей называет Эантом17и говорит, что Инах и Эант берут начало в той же самой местности, в области Лакмона, вернее, вытекают из одной и той же глубокой впадины, причем Инах течет в Аргос, на юг, а Эант — на запад, к Адриатическому морю. В области аполлонийцев есть место под названием Нимфей, это — скала, извергающая огонь, а под ней текут источники теплой воды и асфальта, вероятно от сгорания асфальтовых глыб под землей. Поблизости на холме находится асфальтовый рудник, который после истощения с течением времени снова восполняется, так как земля, засыпанная в ямы, по словам Посидония, превращается в асфальт. Посидоний упоминает также о содержащей асфальт земле, добываемой на виноградниках в Селевкии Пиерийской, как лечебном средстве против паразитов виноградной лозы. Если намазать лозу смесью асфальтовой земли и оливкового масла, то она убивает насекомых18прежде, чем они успеют подняться к росткам от корней. Землю с такими же свойствами, продолжает Посидоний, находили и на Родосе (когда он занимал там должность притана), но эта земля требовала, впрочем, больше оливкового масла. После Аполлонии следуют Биллиака и Орик с его якорной стоянкой — Панормом — и Керавнские горы, начало устья Ионийского и Адриатического заливов.

9. У обоих этих заливов общее устье, но Ионийский залив отмечен тем,C. 317 что этим именем называется только первая часть этого моря, тогда как «Адриатический» — это название внутренней части моря вплоть до впадины залива; впрочем, теперь так называется все море. По сообщению Феопомпа, первое из этих названий пошло от человека родом из Иссы, который некогда властвовал над этой землей, тогда как Адриатическое море названо по реке19. От области либурнов до Керавнских гор немногим больше 2000 стадий. Феопомп же устанавливает расстояние всего морского пути от самой впадины залива в 6 дней, а по суше он считает протяжение Иллирийской страны даже в 30 дней пути, хотя, как мне кажется, он слишком преувеличивает. И в других случаях он сообщает недостоверные факты: во-первых, что оба моря20соединены подземными каналами, [заключая об этом] из того факта, что в реке Нароне находят хиосскую и фасосскую глиняную посуду; во-вторых, он утверждает, что с какой-то горы21можно видеть оба моря; в-третьих, по его расчетам, некоторые из островов Либурнид [так велики], что окружность их даже 500 стадий; наконец, по его словам, Истр одним из своих устьев впадает в Адриатическое море. И у Эратосфена находим несколько подобных ошибок, основанных на мимоходом подслушанных «обывательских представлениях»22(как их называет Полибий, говоря как о нем, так и о прочих историках).

10. Все иллирийское побережье оказывается исключительно богатым гаванями как на самом материке, так и на близлежащих островах, хотя на противоположном италийском побережье наблюдается обратное явление: оно лишено гаваней. Однако оба побережья теплые и одинаково плодородны, так как здесь растут маслины и прекрасный виноград, за с. 290 исключением, быть может, немногих мест, где климат слишком суров. Несмотря на такие свойства иллирийского побережья, прежде оно находилось в пренебрежении, быть может, оттого, что не знали его достоинств, но скорее в силу дикости обитателей и их склонности к пиратству. Вся страна, лежащая над этим побережьем, гористая, холодная и снежная, особенно же северная ее часть; поэтому виноградники там редкость как в возвышенных местах, так и в долинах. Эти последние — плоскогорья, занятые паннонцами; они простираются к югу до области далматов и ардиеев, на севере оканчиваются у Истра, а на востоке примыкают к области скордисков, к той части, что тянется вдоль македонских и фракийских гор.

11. Автариаты были самым большим и самым храбрым иллирийским племенем, которое в прошлом вело постоянные войны с ардиеями из-за соляных варниц в пограничной области. Соль осаждается из воды, текущей весной у подошвы какой-то горной долины. Если воду вычерпывать, а затем отстаивать 5 дней, то соль кристаллизуется. Оба племени пришли к соглашениюC. 318 пользоваться солеварницами по очереди, однако, нарушая условие, постоянно воевали друг с другом. Когда-то автариаты покорили трибаллов (область которых простиралась от земли агрианов до Истра на расстоянии пятнадцатидневного пути) и властвовали над прочими фракийцами и иллирийцами. Однако их одолели сначала скордиски, а впоследствии римляне, которые покорили военной силой и самих скордисков, долгое время бывших весьма могущественными.

12. Последние жили вдоль берегов Истра и делились на так называемые великие и малые скордиски. Первые жили между двумя реками, которые впадали в Истр: Ноар, протекающий мимо Сегестики, и Марг (некоторые называют его Баргом). Малые скордиски жили на другой стороне последней реки, примыкая к землям трибаллов и мисийцев. Скордиски занимали несколько островов и так разрослись, что распространили свои владения до иллирийских, пеонийских и фракийских гор. Они захватили также большинство островов на Истре. У них были и города — Георта и Капедун. За страной скордисков, вдоль Истра, идут область трибаллов и мисийцев (о которой я упомянул выше)23и болота так называемой Малой Скифии на этой стороне Истра (о них я также упомянул)24. Эти народности, как кробизы и так называемые троглодиты, обитают над областью около Каллатия, Том и Истра. Затем идут племена, обитающие вокруг горы Гема и у его подошвы вплоть до Понта: кораллы, бессы, некоторая часть медов и данфелетов. Все эти народности чрезвычайно склонны к разбойничеству, но бессов, которые занимают большую часть горы Гема, называют разбойниками даже сами разбойники. Бессы обитают в хижинах, влача жалкую жизнь; их земля граничит с горой Родопой, с областью пеонов и страной иллирийских племен — автариатов и дарданцев. Между ними и ардиеями живут дассаретии, гибрианы25и другие незначительные народности, земли которых разоряли скордиски, пока не опустошили эту страну и она не покрылась непроходимыми чащами на протяжении нескольких дней пути.

с. 291

VI

1. Из области между Истром и горами по обеим сторонам Пеонии остается еще понтийское побережье от Священного устья Истра вплоть до горной страны около Гема и до устья у Византия. Подобно тому как я при описании иллирийского побережья дошел до Керавнских гор, которые, правда, выходят за пределы горной Иллирии, но все же имеют свою границы, и как я определил этими горами положение народностей внутри страны (считая, что такого рода отметки будут более знаменательны для настоящего описания и для будущих трудов), так и в данном случае, хотяC. 319 это побережье и выходит за черту гор, но оканчивается у своей границы, именно у устья Понта, подходящего для теперешнего описания и для непосредственно следующего за ним. Итак, если идти от Священного устья Истра, держась неизменно правой стороны, вдоль побережья материка, то в 500 стадиях будет городок Истр, основанный милетцами; затем в 250 стадиях от него — другой городок Томи, потом город Каллатий в 280 стадиях, колония гераклейцев: далее — Аполлония в 1300 стадиях, колония милетцев. Большая часть этого города лежит на одном островке, где находится святилище Аполлона, откуда Марк Лукулл увез огромную статую Аполлона1, произведение Каламида и посвятил в Капитолии. Между Каллатием и Аполлонией расположены Бизона, большая часть которой поглощена землетрясением, Круны, Одесс, колония милетцев, и Навлох, городок месембриев. Далее следуют гора Гем, простирающаяся до здешнего моря, затем Месембрия — колония мегарцев, прежде Менебрия (т. е. Менаполь, так как его основателем был Мена; brias же по-фракийски означает «город»; так же как город Селис называется Селибрия, а Энос назывался некогда Полтиобрия), потом следуют городок Анхиала, принадлежащий аполлонийцам, и сама Аполлония. На этом побережье лежит мыс Тиризис — место, укрепленное самой природой, которое служило некогда Лисимаху казнохранилищем2. От Аполлонии до Кианеев опять около 1500 стадий, а в промежутке находятся Финиада — местность, принадлежащая аполлонийцам (Анхиалой также владели аполлонийцы), а также Финополь и Андриака, примыкающие к Сальмидессу. Сальмидесс — это пустынный, каменистый морской берег, без гаваней, широко открытый северным ветрам; он тянется почти на 700 стадий в длину до Кианеев; потерпевших здесь кораблекрушение грабят асты — одно из фракийских племен, живущих над этим берегом. Кианеи — это островки, лежащие при входе в Понт: один из них ближе к Европе, а другой — к Азии. Они отделены проливом почти в 20 стадий. На таком же расстоянии они находятся от святилища византийцев и от святилища халкедонцев3. Это — самая узкая часть устья Евксинского Понта. Действительно, если проплыть 10 стадий, мы встретим мыс, образующий пролив в 5 стадий шириной; затем пролив все больше расширяется и начинается Пропонтида.

2. От мыса, образующего пятистадиевый пролив, до гавани, носящейC. 320 название «Под смоковницей», всего 35 стадий; отсюда же до Рога с. 292 византийцев 5 стадий. Рог — это залив, примыкающий к стене византийцев, простирающийся приблизительно в западном направлении на 60 стадий подобно оленьему рогу. Он разветвляется на множество маленьких бухт, как бы на ветви. Сюда попадают пеламиды4, ловля которых облегчается их огромной массой, сильным течением, сгоняющим рыбу в кучу, и узостью заливов; в этой тесноте их можно ловить даже голыми руками. Эта рыба нерестится в болотах Меотиды, а когда немного подрастет и окрепнет, то косяками устремляется через устье и идет вдоль азиатского берега до Трапезунта и Фарнакии. Здесь5начинается первая ловля пеламиды, однако не особенно обильная, так как рыба не достигает еще нормальной величины. Но когда косяки рыбы доходят до Синопы, то она уже более зрелая для ловли и засола. Всякий раз, когда рыба достигает Кианеев и проходит мимо них, какая-то белая скала, выступающая со стороны халкедонского берега, так сильно пугает ее, что она тотчас же поворачивает к противоположному берегу. Ее подхватывает здешнее течение; но поскольку эта местность от природы благоприятствует повороту морского течения к Византию и к лежащему у него Рогу, то, естественно, рыба направляется сюда и доставляет византийцам и народу римскому значительный доход. Халкедонцы же, хотя и живут поблизости на противоположном берегу, не имеют доли в этом богатстве, так как пеламида не подходит к их гаваням. Отсюда рассказ о том, как после основания Халкедона мегарцами Аполлон повелел тем, кто вопрошали оракул, желая потом основать Византий, «заложить поселение напротив слепцов»; бог назвал халкедонцев слепыми за то, что они, хотя и приплывали прежде в эти места на кораблях, упустили возможность занять столь богатую область на другом берегу и выбрали более бедную страну. Я дошел в своем описании до Византия, так как этот знаменитый город, лежащий весьма близко ко входу в Понт, оказался более известным пределом для плавания вдоль берега от Истра. Над Византием обитает племя астов, в области которых находится город Калиба6. где Филипп, сын Аминты, поселил самых отъявленных преступников7.

VII

1. Из всех ограниченных Истром Иллирийскими и Фракийскими горами народностей заслуживают внимания только те, которые занимают все Адриатическое побережье, начиная от впадины залива, и так называемуюC. 321 «левую сторону Понта» от реки Истра до Византия. Остаются еще южные части вышеупомянутой горной страны и области, лежащие под ними, к числу которых принадлежат Греция и соседняя с ней варварская страна вплоть до гор. Гекатей Милетский сообщает про Пелопоннес, что там до греков обитали варвары. Впрочем, в древности во всей Греции жили варвары, как это можно заключить из самой традиции: Пелопс привел из Фракии народы в Пелопоннес, названный его именем; Данай — из Египта, а дриопы, кавконы, пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили между собой области по эту и по ту сторону перешейка. Так, Аттику заняли фракийцы с. 293 под предводительством Евмолпа, Давлиду в Фокиде занял Терей, Кадмею — финикийцы во главе с Кадмом, а Беотию — аоны, теммики и гианты. Как говорит Пиндар,

Некогда род беотийцев был свиньями1 назван.

(Дифирамбы, фрг. 83. Бергк)

И даже на варварское происхождение некоторых указывают их имена: Кекропс, Кодр, Аикл, Коф, Дримас и Кринак. Фракийцы, иллирийцы и эпироты еще и теперь живут на окраинах Греции. Конечно, прежде варваров там жило еще больше, чем теперь, поскольку большую часть области, которая в настоящее время неоспоримо является Грецией, занимают варвары. Так, Македонией и некоторыми частями Фессалии владеют фракийцы, частями Акарнании и Этолии — феспроты, кассопеи, амфилохи, молоссы и афаманы — эпирские племена.

2. О пеласгах была уже речь2. Что касается лелегов, то некоторые считают их одной народностью с карийцами, другие же, напротив, только близкими соседями и соратниками: вот почему утверждают они, некоторые поселения в Милетской области называются поселениями лелегов, а во многих местностях Карии встречаются могильные курганы лелегов и заброшенные укрепления, так называемые «укрепления лелегов». Во всей так называемой теперь Ионии жили карийцы и лелеги. Однако ионийцы вытеснили их и сами завладели этой страной, хотя еще раньше завоеватели Трои изгнали лелегов из области около Иды, т. е. близ Педаса и реки Сатниоиса. Доказательством того, что лелеги были варварами, можно считать самую их связь с карийцами. Что же касается того, что они кочевали не только вместе с карийцами, но и одни, да притом с давних пор, на это ясно указывает и АристотельC. 322 в «Политиях»3. Так, например, в «Политии акарнанцев» он сообщает, что часть страны занимают куреты, а лелеги и телебои владели западной частью; в «Политии этолийцев» Аристотель называет современных локров лелегами, указывая, что они владели также и Беотией (то же самое он говорит и в «Политиях опунтцев и мегарцев»). В «Политии левкадийцев» он называет даже какого-то местного жителя Лелега, его внука по дочери Телебоя и 22 сына Телебоя, причем некоторые из них, по его словам, обосновались в Левкаде. Однако можно поверить Гесиоду, который так говорит о лелегах:

Властвовал некогда Локр над славным народом лелегов,

Их-то Кронион Зевес, кому ведомы вечные мысли,

Девкалиону предал — из земли избранное племя4.

(Фрг. 141, 3, Паульсон)

Мне кажется, этой этимологией5 поэт намекает на то, что они издревле являлись каким-то смешением разноплеменного сброда, поэтому этот народ вымер. То же самое можно было бы сказать и относительно кавконов, теперь уже нигде не существующих, хотя прежде они обитали во многих местах.

с. 294 3. В прежнее время, несмотря на то что это были мелкие многочисленные и безвестные племена, все же благодаря густоте населения и тому, что у каждого племени был свой царь, определить их границы не составляло особого труда. Однако теперь, когда большая часть этой страны обращена в пустыню и ее поселения, в особенности города, исчезли с лица земли, даже если бы и возможно было определить с точностью их границы, то никакой пользы от этого бы не получилось из-за безвестности или полного их уничтожения. Последнее началось уже с древнего времени и во многих областях, но еще и теперь полностью не закончилось из-за восстаний. Римляне, которых жители сами выбрали себе властителями, устраивают лагери в самих их «домах»6. По крайней мере, по рассказу Полибия, Павел7 после победы над македонянами и Персеем разрушил 70 городов эпиротов (в большинстве принадлежавших молоссам) и обратил в рабство 150 000 человек. Однако я попытаюсь, насколько это входит в мое описание и в пределах моей компетенции, подробно описать отдельные части страны, начав с побережья Ионийского залива, т. е. оттуда, где кончается плавание из Адриатического моря.

4. Первые части этого побережья — области около Эпидамна и Аполлонии. Из Аполлонии в Македонию на восток идет Эгнатиева дорога, измеренная милями и установленная столбами вплоть до Кипсел и реки Гебра. Длина ее 535 миль. Если считать милю в 8 стадий (как это и делает большинство), то получится 4280 стадий. Если же следовать Полибию, который прибавляет к 8 стадиям еще 2 плефра (что составляетC. 323 ⅓ стадии), то приходится добавить еще 178 стадий, т. е. ⅓ всего числа миль. Случается, что путешественники, отправляясь по той же дороге из Аполлонии и из Эпидамна, встречаются на равном расстоянии от обоих пунктов8. Хотя вся дорога называется Эгнатиевой, но первая ее часть носит название «Дорога на Кандавию» (Кандавия — это иллирийская гора) и идет через город Лихнид и Пилон — место, где проходит граница на этой дороге между Иллирийской областью и Македонией. Из Пилона дорога идет мимо Барнунта через Гераклею и области линкестов и эордов на Эдессу и Пеллу до Фессалоникии. Длина этой дороги, по словам Полибия, 267 миль. Если ехать по ней из области Эпидамна и Аполлонии, то на правой стороне будут эпирские племена, земли которых омываются Сицилийским морем и простираются до Амбракийского залива; на левой же стороне — Иллирийские горы (которые я уже подробно описал) и народности, обитающие по соседству с ними, вплоть до Македонии и страны пеонов. Начиная от Амбракийского залива идут земли, принадлежащие Греции; они обращены последовательно к востоку и простираются параллельно Пелопоннесу; затем, оставив весь Пелопоннес справа, они оканчиваются у Эгейского моря. Македоняне, пеоны и некоторые горные фракийские племена живут в области от начала Македонских и Пеонийских гор до реки Стримона. Земли же по ту сторону Стримона уже до устья Понта и Гема — все фракийские, исключая побережье. На последнем живут греки, которые поселились частью на Пропонтиде, частью на Геллеспонте и у Меланского с. 295 залива, а частично — на Эгейском море. Эгейское море омывает Грецию с двух сторон: одну сторону, обращенную на восток (она простирается от Суния к северу до Фермейского залива и македонского города Фессалоникии, который теперь по сравнению с прочими имеет больше населения), и другую — обращенную на юг, именно македонскую область от Фессалоникии до Стримона. Некоторые, однако, относят к Македонии и побережье от Стримона до реки Неста так как Филипп прилагал особые старания завладеть этими землями и затем, подчинив их себе, извлекал из рудников и из прочих природных богатств края огромные доходы. На пространстве от Суния до Пелопоннеса находятся Миртойское, Критское и Ливийское моря вместе с их заливами до Сицилийского моря. Последнее наполняет Амбракийский, Коринфский и Крисейский заливы.

5. По словам Феопомпа, эпирских племен 14. Самые известные из них хаоны и молоссы, так как некогда они владели всей Эпирской областью:C. 324 сначала хаоны, а затем молоссы. Последние достигли еще большего могущества благодаря высокому происхождению своих царей (потому что те принадлежали к роду Эакидов)9, а также оттого, что в их стране находился Додонский оракул, древний и знаменитый. Хаоны, феспроты и следующие за ними кассопеи (они же и феспроты) занимают побережье от Керавнских гор до Амбракийского залива, владея плодородной землей. Морской путь, если плыть от земли хаонов к восходу солнца и к Амбракийскому и Коринфскому заливам, оставив Авсонское море справа, а слева — Эпир, составляет 1300 стадий от Керавнских гор до устья Амбракийского залива. В этом промежутке лежит Панорм — большая гавань в середине Керавнских гор, а за ними — Онхесм — другая гавань, против которой лежат западные оконечности Коркиреи, и еще гавань Кассиопа, откуда до Брентесия 1700 стадий. То же самое расстояние до Таранта от другого мыса, южнее Кассиопы, который называется Фалакром. За Онхесмом идут Посидий, Буфрот (у устья так называемой гавани Пелода), расположенный на месте, образующем полуостров (в Буфроте есть римская колония), и Сиботы. Сиботы — это островки, лежащие недалеко от Эпира против Левкиммы, восточной оконечности Коркиреи. Есть еще и другие островки вдоль этого побережья, но не стоящие упоминания. Затем идут мыс Химерий и Гликис Лимен10, куда впадает река Ахеронт. Последняя вытекает из озера Ахерусии и принимает несколько притоков, так что вода залива становится пресной. Вблизи протекает река Фиамис. Над этим заливом лежит Кихир — прежняя Эфира, город феспротов, а над заливом у Буфрота — Феника. Недалеко от Кихира находится городок кассопеев Бухетий, немного повыше моря; внутри страны лежат Элатрия, Пандосия и Батии; их территория простирается до залива. Вслед за Гликис Лимен идут две других гавани. Одна — Комар — ближе [к заливу] и меньше, образующая перешеек в 60 стадий с Амбракийским заливом и Никополем (основанным Августом Цезарем); другая, более отдаленная, большего размера и лучшая, — неподалеку от устья залива, приблизительно в 12 стадиях от Никополя.

C. 325с. 296 6. Затем следует устье Амбракийского залива. Устье этого залива немного шире 4 стадий, а его окружность — около 300 стадий; повсюду на нем хорошие гавани. На правой стороне, если войти в залив, живут греки — акарнанцы. Здесь, недалеко от устья, находится священный участок Актийского Аполлона — холм, на котором воздвигнут храм; у подошвы холма — долина со священной рощей и корабельная верфь. Сюда Цезарь посвятил как первые плоды победы11 10 кораблей, начиная от корабля в 1 ряд весел до корабля в 10 рядов весел. Говорят, однако, что пожаром уничтожило не только доки, но и корабли. На левой стороне находятся Никополь и земля эпирских кассопеев до впадины залива у Амбракии. Амбракия лежит лишь немного выше этой впадины. Город основал Горг, сын Кипсела. Мимо Амбракии протекает река Аратф, судоходная только на несколько стадий вверх от моря до города, хотя она берет начало на горе Тимфе и на Парорее. Город этот и прежде исключительно процветал (во всяком случае от него происходит и название залива), но особенно его украсил Пирр, который сделал его своей столицей. Впоследствии македоняне и римляне постоянными войнами совершенно ослабили этот и прочие эпирские города из-за их непокорности. Поэтому Август в конце концов, видя, что города совершенно истощены, переселил их жителей в один город в этом заливе по имени Никополь12. Август назвал город так в честь победы, которую одержал в морском сражении перед устьем залива над Антонием и египетской царицей Клеопатрой, которая сама участвовала в этом сражении. Никополь густо заселен, а число его жителей день ото дня возрастает, так как, кроме большой территории и украшений из добычи, в предместье у него есть прекрасно оборудованный священный участок; часть его была предназначена для игр, празднуемых каждые 5 лет, а также для гимнасия и стадиона в парке; другая часть состоит из холма над священной рощей Аполлона. Эти игры — Актийские, посвященные Актийскому Аполлону, — были провозглашены Олимпийскими, а лакедемонянам вверена забота о них. Прочие поселения — это пригороды Никополя. И в прежнее время справлялись окрестными жителями в честь этого бога Актийские игры, в которых наградой служил венок, но теперь Цезарь придал этим играм еще большее значение и почет.

7. После Амбракии следует Амфилохский Аргос, основанный Алкмеоном и его детьми. По словам Эфора, Алкмеон после похода эпигонов на Фивы по приглашению Диомеда прибыл вместе с ним в Этолию и помогC. 326 овладеть этой страной и Акарнанией. Когда Агамемнон призвал их в поход на Трою, то Диомед отправился, а Алкмеон остался в Акарнании, основал Аргос и назвал его Амфилохским по имени своего брата; реке, текущей через эту страну в залив, он дал название Инаха, по реке в Аргивской земле. Однако, согласно Фукидиду13, сам Амфилох по возвращении из-под Трои, недовольный положением дел в Аргосе, прибыл в Акарнанию и, получив по наследству власть от брата, основал этот город, названный его именем.

с. 297 8. Амфилохи — это также эпирцы, как и те племена, что расположены над ними (примыкая к Иллирийским горам), живущие в суровой стране молоссы, афаманы, эфики, тимфеи, оресты, парореи и атинтаны; одни из них ближе к македонянам, а другие — к Ионийскому заливу. Как передают, Орест некогда завладел Орестиадой (будучи в изгнании за убийство матери) и оставил за этой страной прозвище, данное по его имени. Он основал также город и назвал его Орестовым Аргосом. С этими народностями смешались иллирийские племена близ южной части горной страны и те, что жили над Ионийским заливом. Ведь над Эпидамном и Аполлонией вплоть до Керавнских гор живут биллионы, тавлантии, парфины и бриги. Где-то здесь поблизости расположены серебряные рудники Дамастия14, около которых диесты и энхелеи (называемые также сесарефиями) утвердили свое господство. Рядом с этими племенами находятся также линкесты, область Девриоп, Пелагонская Триполитида15, эорды, области Элимея и Эратира. В прежнее время в каждой из этих областей был свой особый правитель. Так, например, энхелеями правили потомки Кадма и Гармонии; еще теперь там показывают места, связанные с мифическими рассказами о них. Этими народностями правили властители неместного происхождения. Так, линкесты подпали под власть Аррабея из рода Бакхиадов. Евридика, мать Филиппа, сына Аминты, была внучкой Аррабея по дочери, а Сирра — дочерью. Из эпирцев молоссами правили Пирр, сын Неоптолема, сына Ахиллеса, и его потомки, по происхождению фессалийцы. Прочими народностями управляли местные правители. Так как какое-нибудь племя всегда получало преобладание над другими, то в конце концов все подчинились власти македонян, кроме немногих, живших над Ионическим заливом. Области около Линка, Пелагонии, Орестиады и Элимеи некоторые называли Верхней Македонией, а впоследствии также Свободной Македонией. Иные же называют Македонией даже всю область вплоть до Коркиры. Вместе с тем некоторые приводили в качествеC. 327 основания, что жители этой страны одинаково стригут волосы и пользуются сходными языком, платьем и другими подобными вещами, а иные даже говорят на обоих языках. Однако после уничтожения македонского господства они подчинились римлянам. Через области этих племен от Эпидамна и Аполлонии проходит Эгнатиева дорога. Близ дороги на Кандавию находятся озера по соседству с Лихнидом; на них есть заведения для засола рыбы, независимые [от других водоемов]. Есть здесь и реки; одни впадают в Ионический залив, другие же текут в западном направлении: Инах, Аратф, Ахелой и Евен, прежде называвшийся Ликормом. Аратф впадает в Амбракийский залив, Инах — в Ахелой, а сам Ахелой и Евен — в море, первый протекая через Акарнанию, второй — через Этолию. Эригон же, приняв много притоков с Иллирийских гор и из областей линкестов, бригов, девриопов и пелагонов, впадает в Аксий.

9. Прежде у этих племен были и города. Во всяком случае Пелагония называлась «Трехградьем»; один из этих городов был Азор. На реке Эригоне все города девриопов были густо заселены, среди них: Брианий, с. 298 Алалкомены и Стибара. Город Кидры принадлежал бригам, а Эгиний на границе с Эфикией и Триккой — тимфеям. Около гор Пея и Пинда, уже недалеко от Македонии и Фессалии, обитают эфики и находятся истоки Пенея (за обладание этими истоками спорят между собой тимфеи и фессалийцы, живущие у подошвы Пинда), а также город Оксиния на реке Ион, в 120 стадиях от Азора в Трехградье. Поблизости лежат Алалкомены, Эгиний и Европ и находится местность, где сливаются реки Ион и Пеней. В прежние времена, как я уже сказал, весь Эпир и Иллирия были густо населены, хотя страна эта неровная и изрезана горами (например, Томар, Полиан и некоторые другие). Теперь же большая часть пустынна и обитаемые области представляют лишь селения и развалины. Умолк даже и оракул в Додоне, как и прочие оракулы.

10. Оракул этот, по словам Эфора, был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшими из всех племен, которые властвовали в Греции. Гомер говорит об этом так:

Зевс пеласгийский, додонский, далеко живущий владыка

(Ил. XVI, 233)

а Гесиод:

Прибыл в Додону и к дубу, жилищу пеласгов.

(Фрг. 212. Ржах)

C. 328О пеласгах я уже говорил в описании Тиррении16. Что же касается племени, обитавшего около Додонского святилища, то и Гомер ясно показывает, что оно было варварским, описывая их образ жизни:

[Кои] не моют ног и спят на земле обнаженной.

(Ил. XVI, 235).

Впрочем, следует ли их называть геллами, согласно Пиндару, или селлами, как полагают нужно читать у Гомера, на это нельзя дать определенного ответа, так как текст сомнителен. Согласно Филохору, местность около Додоны, как и Евбея, некогда называлась Геллопией; действительно добавляет он, и Гесиод говорит так:

Есть Геллопия, край средь лугов и пажитей тучных,

На рубеже сей земли когда-то воздвигли Додону.

(Фрг. 134. Ржах)

По словам Аполлодора, существует мнение, что такое имя страна получила от болот17 около святилища. Однако сам Аполлодор считает, что Гомер не называл жителей окрестностей святилища «геллами», но «селлами», так как, добавляет Аполлодор, поэт упоминает и какую-то реку Селлеент18. Действительно, поэт упоминает ее:

…из града Эфиры, от вод Селлеента.

(Ил. II, 659)

с. 299 Однако, по словам Деметрия Скепсийского, речь идет не об Эфире у феспротов, а об элейской Эфире, так как там есть река Селлеент, у феспротов же и у молоссов такой реки нет. Что же касается мифов о дубе, голубях и подобном, то они (как и мифы, связанные с Дельфами) отчасти более подходят к области поэтических рассуждений, отчасти же относятся к нашему теперешнему географическому описанию.

11. В древности Додона находилась под властью феспротов, как и гора Томар или Тмар (употребительны обе формы), у подошвы которой лежит святилище. И трагики, и Пиндар называют Додону «феспротской». Впоследствии она перешла под власть молоссов. По имени горы Томара, как говорят, названы «томурами» упомянутые поэтом толкователи знамений Зевса, которых он называет теми, что

…не моют ног и спят на земле обнаженной.

(Ил. XVI, 235)

И в «Одиссее» некоторые так понимают слова Амфинома, когда тот советует женихам не нападать на Телемаха, пока не вопросят оракул Зевса:

Если ж позволят великого Зевса томуры,

Сам соглашусь я его поразить и других на убийство

Вызову; если же Зевс запретит, мой совет: воздержитесь.

(Од. XVI, 403—405)

Ведь, по их мнению, лучше читать в этом месте tomouroi, чем themistai. Во всяком случае у поэта нигде изречения оракула не называются themistai, но это слово означает «веления», «установления» и «законоположения». Tomouroi этих людей называли сокращенно, вместо tomarouroi, т. е.C. 329 «стражи Томара». А позднейшие критики читают tomouroi, однако проще было бы принять themistai и boulai в несобственном значении слова, как «приказания» и «постановления» оракула, так же как и «законы» вообще. Действительно, в таком смысле сказано, например, следующее:

С дуба высокого кроной, веление выслушать Зевса.

(Од. XIV, 328)

12. Вначале были мужчины-предсказатели; быть может, на это и указывает поэт, так как он называет их hypophetai19, в числе которых могли быть и предсказатели. Впоследствии же, когда Зевсу присоединили сопрестольницей в храме Диону, то предсказательницами были поставлены три старухи. Тем не менее Свида, желая угодить фессалийцам мифическими рассказами, сообщает, что святилище было перенесено из Фессалии, из области Пеласгии около Скотуссы (а Скотусса принадлежит к фессалийской Пеласгиотиде), сопровождало его большинство тех женщин, потомками которых были теперешние пророчицы. Отсюда и Зевс назван Пеласгическим. Но Киней рассказывает еще более мифическую историю[…]*

* Конец VII книги не сохранился.

с. 300

Фрагменты книги VII*

* Фрагменты VII книги взяты главным образом из так называемых «Ватиканского» и «Палатинских извлечений», Евстафия, древнего комментатора Гомера, лексикографа Стефана Византийского, Афинея, так называемого «Большого этимологического лексикона» и др.

1. Киней говорит, что в Фессалии есть город [Додона] и что дуб и прорицалище Зевса перенесены отсюда в Эпир (Steph. Byz. Dodone, s. v.).

1a. В прежние времена прорицалище находилось около Скотуссы, города Пеласгиотиды. После того как кто-то сжег дерево, прорицалище было по повелению оракула Аполлона перенесено в Додону. Предсказания давались оракулом не словами, а известными знаками, подобно тому как это делал оракул Аммона в Ливии. Это были, быть может, какие-нибудь особенности в полете 3 голубей, наблюдая которые, жрицы давали предсказания. Рассказывают, впрочем, что на языке молоссов и феспротов старухи называются peliai1, а старики — pelioi. Быть может, пресловутые пелиады вовсе не птицы, а 3 старухи, жившие при храме (Exc. Vat.).

1b. Что касается Скотуссы, то я уже упомянул о ней при описании Додоны и оракула в Фессалии, потому что город поблизости от этого места (Strabo IX, V, 20).

1c. Согласно Географу2, в Додоне почитается дуб, который считался древнейшим растением, [плоды которого] впервые послужили в пищу людям. Тот же писатель говорит относительно тамошних так называемых «пророческих голубей», что за полетом этих птиц наблюдали для птицегадания, подобно тому как были известны предсказатели по полету воронов (Eustath. ad Odyss. XIV, 327).

2. У феспротов и молоссов, как и у македонян, старухи назывались peliai, а старики — pelioi. Во всяком случае они называли лиц, занимавших у них почетные должности, «пелигонами», у лаконцев и массалийцев такие же лица назывались геронтами3. Отсюда, говорят, происходит миф о голубях на додонском дубе (Exc. Vat.).

3. Поговорка «додонский медный сосуд»4 произошла так: в святилище стоял медный сосуд с держащей медный бич человеческой фигурой под ним — посвятительный дар коркирян. Бич этот был тройной в виде цепочки с косточками, свисавшими вниз; косточки эти, колеблемые ветром, все время ударялись о сосуд и производили столь протяжные звуки, что измерявший время от начала звука до его конца мог сосчитать до 400. Отсюда-то и пошла поговорка «бич коркирян» (Exc. ed.).

4. Пеония лежит к востоку от этих племен и на запад от Фракийских гор, от македонян же — к северу; по дороге, идущей через город Гортиний и Стобы, она оставляет [узкий] проход [к югу]5, через который протекает Аксий, затрудняющий проход из Пеонии в Македонию, так же как Пеней, устремляясь со стороны Греции через Темпейскую долину, с. 301 ограждает, таким образом, Македонию. На юге же Пеония граничит со страной автариатов, дарданов и ардиеев; простирается Пеония вплоть до Стримона (Exc. Vat.).

5. Галиакмон впадает в Фермейский залив (Exc. Vat.)

6. Орестида — обширная страна; в ней находится большая гора, которая тянется до горы Корака в Этолии и Парнасса. Вокруг этой горы живут сами оресты и тимфеи, а также греки за перешейком вокруг Парнасса, Эты и Пинда. Вся гора называется общим именем Бойона, но части ее имеют много названий. С самых высоких ее вершин, как говорят, можно видеть Эгейское море, Амбракийский и Ионийский заливы, что, как я думаю, является преувеличением. Гора Птелеон, возвышающаяся около Амбракийского залива, довольно высока; на одной стороне она простирается до Коркирского залива, а на другой — до моря у Левкады (Exc. Vat.).

7. Коркиру, ослабленную множеством войн, вошло как бы в поговорку осмеивать (Exc. Vat.).

8. В древности Коркира благоденствовала, обладая весьма большой силой на море, но ее погубили несколько войн и тираны. И даже впоследствии, хотя римляне и дали ей свободу, она не пользовалась доброй славой; в порицание сложилась поговорка:

Коркира, ты свободна, где хочешь, можешь…6

(Exc. ed.)

9. Из частей Европы теперь осталось описать Македонию и примыкающие к ней части Фракии до Византия, затем Грецию и соседние острова. Македония, правда, тоже Греция; теперь, однако, придерживаясь естественного характера и географической формы этих стран, я решил отделить ее от остальной Греции, соединив с пограничной частью Фракии вплоть до устья Евксинского Понта и Пропонтиды. Немного дальше [Страбон] упоминает Кипселы и реку Гебр. Он описывает также фигуру в виде параллелограмма, в котором заключена вся Македония (Exc. Vat.).

10. С запада Македония ограничена побережьем Адриатического моря; с востока — меридиональной линией, параллельной этому побережью, проходящей через устья реки Гебра и через город Кипселы; с севера — воображаемой прямой линией, которая пересекает гору Бертиск, Скард, Орбел, Родопу и Гем. Эти горы, начинаясь от Адриатического моря, тянутся по прямой линии вплоть до Евксинского Понта, образуя по направлению к югу большой полуостров, охватывающий вместе с Фракией Македонию, Эпир и Ахею; с юга — Эгнатиевой дорогой, идущей от города Диррахия на восток до Фессалоникии. Эта фигура Македонии весьма похожа на параллелограмм (Exc. ed.).

11. Современная Македония в прежнее время называлась Эмафией. Имя это она получила от Македона, одного из ее древних властителей. Существовал также город Эмафия на море. Частично эту страну заняли какие-то эпирцы и иллирийцы, а большую ее часть — боттиеи и с. 302 фракийцы. Боттиеи, как говорят7, были критского происхождения и прибыли оттуда под предводительством Боттона; из фракийцев же пиеры жили в Пиерии и в области около Олимпа; пеоны обитали на землях по берегам реки Аксия и в местности, названной по ней Амфакситидой; эдоны и бисальты жили в остальной части страны до Стримона. Из этих племен только последнее называлось бисальтами, а из эдонов одни носили название мигдонов, другие — эдонов и третьи — сифонов. Над всеми этими народностями установили свое господство так называемые аргеады8, а также халкидяне с Евбеи, потому что и халкидяне с Евбеи прибыли в страну сифонов и основали там около 30 городов. Впоследствии большинство изгнанных из них жителей переселилось вместе в один город — в Олинф; они стали называться фракийскими халкидянами (Exc. Vat.).

11a. Племенное имя жителей Боттии произносится с i9, как указывает Страбон в VII книге. Город10 называется по имени критянина Боттона (Etym. Magn. стр. 206, 6).

11b. Амфаксий. Две части речи11. Город. Племенное имя жителей Амфаксия — амфаксит. Страбон в VII книге (Steph. Byz. Amphaxion, s. v.).

12. Пеней отделяет Нижнюю Македонию, или приморскую, от Фессалии и Магнесии, Галиакмон же вместе с Эригоном, Аксием и другими реками отделяет Верхнюю Македонию от области эпирцев и пеонов (Exc. Vat.).

12a. Ведь если, согласно Географу, Македония простирается от фессалийского Пелиона и Пенея до Пеонии и области эпирских народностей, если у греков под Троей были союзники из Пеонии, то трудно себе представить, чтобы к троянцам прибыли союзники из упомянутой более отдаленной области Пеонии (Eustath. ad Iliad. II, 848).

13. Из всего македонского побережья (от изгиба Фермейского залива и Фессалоникии) одна часть простирается к югу до Суния, а другая — к востоку до фракийского Херсонеса и образует нечто вроде угла с упомянутым изгибом. Ввиду того что Македония простирается в обе стороны, мне приходится начинать с части, упомянутой первой. Над первой частью, над областью Суния, лежит Аттика вместе с Мегарской областью до Крисейского залива. Затем идет беотийское побережье, обращенное к Евбее. К западу над этим побережьем параллельно Аттике расположена остальная часть Беотии. Страбон говорит также, что Эгнатиева дорога, идущая от Ионийского залива, оканчивается у Фессалоникии (Exc. Vat.).

14. Что касается лентообразных полос земли, говорит Страбон, то прежде всего я выделю границы народностей, живущих недалеко от Пенея и Галиакмона у моря. Пеней течет с горы Пинда через середину Фессалии на восток; пройдя через города лапифов и через некоторые города перребов, река достигает Темпейской долины. Пеней уже принял к этому времени несколько притоков и среди них Европа; последний Гомер назвал Титаресием12, так как истоки этой реки находятся на горе Титарии, тесно соединенной с Олимпом, который отсюда начинает отделять Македонию от Фессалии. Темпейская долина — это узкое ущелье между Олимпом и с. 303 Оссой; из этих теснин Пеней течет еще около 40 стадий, имея на левой стороне Олимп — самую высокую гору Македонии, а на правой стороне (поблизости от своего устья) — Оссу. Недалеко от устья Пенея (справа) расположен Гиртон — перребский и магнетский город, где царствовали Пирифой и Иксион. Почти в 100 стадиях от Гиртона находится город Краннон. Утверждают, что, когда Гомер говорит «оба из Фракии»13 и так далее, под «эфирами» он подразумевает краннонцев, а под «флегиянами» — гиртонцев. На другой стороне [Пенея] расположена Пиерия (Exc. Vat.).

15. Река Пеней, протекая через Темпейскую долину, берет начало с горы Пинда; затем ее течение проходит через середину Фессалии и земли лапифов и перребов; потом Пеней принимает приток — реку Европ, которую Гомер назвал Титаресием, и отделяет на севере Македонию, а на юге — Фессалию. Истоки реки Европа начинаются на горе Титарии, примыкающей к Олимпу. Олимп относится к Македонии, а Осса и Пелион — к Фессалии (Exc. ed.).

15a. Согласно Географу, Пеней берет начало с горы Пинда, у которой живут перребы. О Пенее Страбон говорит следующее: Пеней берет начало на Пинде. Он течет, оставив на левой стороне Трикку, вокруг Атрака и Лариссы; затем принимает реки Фессалии и проходит через Темпейскую долину. Протекая через середину Фессалии, река эта принимает много притоков; затем в своем течении Пеней налево имеет Олимп, а направо — Оссу. При устье Пенея на правой стороне лежит магнетский город Гиртон, в котором царствовали Пирифой и Иксион. Невдалеке от Гиртона лежит город Краннон, граждане которого назывались иначе «эфирами», так же как граждане Гиртона — «флегиянами» (Eustath. ad Iliad. II, 750).

16. Под склонами Олимпа, вдоль по течению реки Пенея, лежит Гиртон, перребский и магнетский город, где правили Пирифой и Иксион. Краннон находится в 100 стадиях от Гиртона; говорят, что, когда Гомер сказал «оба из Фракии», он имел в виду под «эфирами» краннонцев, а под «флегиянами» — гиртонцев14 (Exc. ed.).

16a. Город Краннон, по словам Страбона, находится в 100 стадиях от Гиртона (Steph. Byz. Krannon, s. v.).

16b Гомолий — город Македонии и Магнесии, как говорит Страбон в VII книге (Steph. Byz. Homolion, s. v.).

16c. В описании Македонии я упомянул уже, что Гомолий лежит у Оссы, там, где Пеней, протекая через Темпейскую долину, начинает изливать свои воды в море (Strabo, IX, V, 22).

16d. Было несколько разных Эфир, если действительно Географ насчитывает их 9 (Eustath. ad Iliad. II, 659).

16e. Географ говорит о магнетском городе Гиртоне близ устьев Пенея (Eustath. ad Iliad. XIII, 301).

17. Город Дион, лежащий на склонах Олимпа, находится не на берегу Фермейского залива, а почти в 7 стадиях от него. Поблизости от города Диона находится селение Пимплея, где жил Орфей (Exc. ed.).

18. У подошвы Олимпа лежит город Дион; неподалеку находится с. 304 селение Пимплея. Здесь, как говорят, жил Орфей, киконец и колдун, который впервые стал зарабатывать деньги, занимаясь музыкой, предсказаниями и справляя тайные обряды, связанные с посвящением в мистерии; потом, считая себя уже достойным большего, он собрал толпу приверженцев и приобрел большое значение. Некоторые предавались ему добровольно, другие же, заподозрив заговор и насилие, объединились для восстания и погубили его. Неподалеку здесь находятся также Либефры (Exc. Vat.).

19. В прежнее время прорицатели занимались также и музыкой (Exc. ed.).

20. После Диона идет устье Галиакмона; затем следуют Пидна, Мефона, Алор и реки Эригон и Лудий. Эригон течет из области трикларов черезземлю орестов и Пеллею15, оставляя этот город влево и сливаясь с Аксием; Лудий же судоходен вверх по течению до Пеллы на 120 стадий. Мефона находится между Пидной и Алором: приблизительно в 40 стадиях от первой и в 70 стадиях от второго. Алор лежит в самом дальнем углу Фермейского залива и называется Фессалоникией из-за ее славы. Алор считают городом боттиеев, а Пидну — пиерийским. Пелла относится к Нижней Македонии, которую занимают боттиеи. Здесь находилось в прежние времена казнохранилище македонян. Этот город, первоначально незначительный, возвысил Филипп, который был в нем воспитан. В городе есть крепость на озере под названием Лудий. Из этого озера вытекает река Лудий, а само озеро наполняется через какой-то проток водами Аксия. Аксий впадает в море между Халастрой и Фермой. На этой реке лежит укрепленное место, теперь называемое Абидон, у Гомера же — Амидон. Гомер говорит, что отсюда пришли под Трою в качестве союзников троянцев пеоны, [которые]

…далеко

Жили в странах Амидона, где катится Аксий широкий.

(Ил. II, 849)

Место это разрушили аргеады (Exc. Vat.).

20a. Абидон, Абидона — место в Македонии, согласно Страбону (Steph. Byz. Abydōn, s. v.).

21. Аксий несет мутные воды; Гомер16 же называет его «Аксий, водою прекраснейший», быть может, из-за так называемого источника Эа; последний несет в эту реку самую чистую воду, доказывая этим неправильность обычного теперь чтения17 этого места Гомера. За Аксием следует в 20 стадиях Эхедор, затем в 40 стадиях — Фессалоникия, основанная Кассандром, и Эгнатиева дорога. Кассандр назвал этот город по имени своей супруги Фессалоники, дочери Филиппа, сына Аминты; разрушив в Крусиде и в Фермейском заливе около 26 городов, он переселил жителей в один город. Это — главный город современной Македонии. К объединенным в одно поселение городом принадлежали Аполлония, Халастра, Ферма, Гареск, Энея и Кисс; Кисс, можно думать, имеет отношение к тому Киссею, о котором упоминает Гомер, говоря об Ифидаманте:

Киссей воспитал с колыбели.

(Ил. XI, 223)

с. 305 21a. Крусида; часть Мигдонии. Страбон в VII книге (Steph. Byz. Krusis, s. v.).

21b. Халастра — город во Фракии около Фермейского залива. Страбон в VII книге, однако, называет его македонским городом (Steph. Byz. Chalastra, s. v.).

22. После Диона идет река Галиакмон, впадающая в Фермейский залив. Побережье к северу от этого залива до реки Аксия называется Пиерией. На побережье лежит и город Пидна, теперь называемый Китром. Затем следуют города Мефона и Алор, а потом реки Эригон и Лудий; от Лудия18 до города Пеллы река судоходна вверх по течению на 120 стадий. От Мефоны до Пидны 40 стадий, а до Алора — 70 стадий. Пидна — это пиерийский город, а Алор — боттиейский. На равнине перед Пидной римляне разбили Персея и уничтожили македонское царство19; на равнине же перед Мефоной с Филиппом, сыном Аминты, во время осады этого города произошло несчастье: у него был выбит правый глаз выстрелом из катапульты (Exc. ed.).

23. Город Пеллу, прежде небольшой, значительно расширил Филипп, который в нем был воспитан. Перед городом находится озеро, из которого вытекает река Лудий; озеро же наполняется через какое-то ответвление реки Аксия. Затем идет Аксий, разделяющий Боттиею и землю Амфакситиду; приняв приток — реку Эригон, Аксий изливается в море между Халастрой и Фермой. На реке Аксий находится место, которое Гомер20 называет Амидон и говорит, что отсюда пришли на помощь под Трою пеоны, [которые]

…далеко

Жили в странах Амидона, где катится Аксий широкий.

(Ил. II, 849)

Впрочем, так как вода Аксия мутная, а какой-то источник, вытекающий из Амидона, смешивает с ним свою «чистейшую воду», то следующий стих

Аксий чистейшей водою поит священную Эю

(Ил. II, 850)

изменяют так:

Аксий, водой напоенный чистейшей Эи священной.

Действительно, не «чистейшая вода» Аксия разливается по лику земли, но вода источника течет в Аксий (Exc. ed.).

23a. По мнению некоторых, в выражении epikidnatai aiei или aian21 (потому что пишется оно двояко) aia означает не «земля», а известный источник, что явствует из слов Географа: Амидон у Гомера прежде назывался Абидоном, но город был разрушен; есть поблизости от Амидона источник под названием Эа22, изливающий чистейшую воду в Аксий, который, наполняясь водой многих рек, все же несет мутные волны. Поэтому, говорит он, принятое обычно чтение

Аксий чистейшую воду несет в священную Эю

с. 306 неправильно, так как ясно, что не вода Аксия изливается в источник, а наоборот. Затем Географ несколько раздражительно не одобряет толкование, которое отождествляет Эю и землю, и, видимо, хочет вообще выбросить из поэмы Гомера такое выражение (Eustath. ad Iliad. II, 850).

24. За рекой Аксием идет город Фессалоникия, который раньше назывался Фермой. Он был основан Кассандром и назван им по имени своей супруги, дочери Филиппа, сына Аминты. Филипп переселил туда жителей окрестных городков, таких, как Халастра, Энея, Кисс и некоторых других. Из этого Кисса, надо полагать, был родом гомеровский Ифидамант, которого (как говорит Гомер) воспитал его дед Киссей во Фракии, теперь называемой Македонией (Exc. ed.).

25. Где-то здесь находится и гора Бермий, которую прежде занимало фракийское племя бригов. Часть его переправилась в Азию и там изменила свое имя на фригийцев. После Фессалоникии следуют остальные части Фермейского залива вплоть до Канастрея. Это — мыс, образующий полуостров напротив Магнетиды. Имя полуострова — Паллена; на нем находится перешеек в 5 стадий ширины, через который прорыт канал. На перешейке расположен основанный коринфянами город Потидея, впоследствии названный Кассандрией по имени того самого царя Кассандра, который восстановил его после разрушения. Морской путь вокруг этого полуострова 570 стадий. Здесь, как говорят, еще раньше жили гиганты, и страна эта называлась Флегрой23; некоторые в мифических рассказах, другие же более достоверно изображают их каким-то варварским и нечестивым племенем, которое владело этой местностью и было уничтожено Гераклом, когда тот после взятия Трои возвращался в родную землю. Здесь, по рассказам, троянские женщины — виновницы преступления — сожгли корабли, чтобы не быть рабынями жен тех, кто возьмет их в плен24 (Exc. Vat.).

0|1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16|17|18|19|20|21|22|23|24|25|26|27|28|29|30|31|32|33|34|35|36|37|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog http://ufoseti.org.ua