Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Джеймс Бонвик Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия

0|1|2|3|4|

Камера, названная по имени Бельцони, имеет расписанный потолок, длина ее составляет 14,02 м, ширина – 4,88 м, высота – 6,86 м. В пирамиде есть и другая камера, размером 3,35 на 1,83 м. Нижняя погребальная камера, потолок которой на 27,43 м ниже основания пирамиды, по расчетам Перринга, имеет длину 10,38 м, ширину 3,09 м, высоту – от 1,83 до 2,56 м. Внешние размеры саркофага, обнаруженного в пирамиде: 2,61 на 1,07 м, высота – 90 см. Внутренние размеры: 2,13 на 67 см, глубина – 73 см. Саркофаг высечен из гранита и не имеет никаких надписей.

Тела покойного в пирамиде не нашли, но рядом с саркофагом были обнаружены кости священного быка. По словам Диодора, пересказавшего поведанную ему историю, жрецы, питавшие искреннюю ненависть к монарху, не позволили перевезти тело в гробницу. Поскольку на полу камеры были видны следы повреждений, г-н Перринг принялся раскапывать его и углубился на 10,97 м, однако ничего не обнаружил.

Возле северо-западного угла были обнаружены иероглифы. Предание гласит, что пирамида была открыта тысячу лет назад Мохаммедом Ахмедом. Г-н Бунзен говорит: «Эта пирамида, как и те, что были построены до нее и с которыми ее постоянно сравнивают, не имеет внутренних камер, однако под ее центром в скале вырублена погребальная камера, покрытая искусственной гигантской верхушкой». Некоторые, исходя из низкого качества отделки этого сооружения, полагают, что вторая пирамида была построена задолго до Великой пирамиды.

<p>Глава 5 <p>Другие египетские пирамиды

В 16 км к югу от Великой пирамиды находился Мемфис. Этот город, бывший некогда столицей Египта и расположенный приблизительно в 16 км от вершины Дельты, копты все еще называют Мемф. Это был огромный город, процветавший на протяжении длительного времени. 600 лет назад Абд аль-Латиф описал его развалины, раскинувшиеся на значительной территории. В XVII веке на них с восхищением и изумлением взирал Бакуи. Позднее, в 1565 году, очевидцы говорили о двух гигантских статуях, достигавших 6 м в высоту, а также о множестве каменных животных. В 1583 году Радзивилл упоминает о лежащей на земле фигуре длиной 20 локтей. Абулфеда восхищался яркостью и свежестью красок Мемфиса, теперь же от этого великого города остались лишь руины.

Некрополь Саккары, ряды гробниц которого протянулись на 6,5–8 км, был для Мемфиса городом мертвых. В центре некрополя возвышается несколько пирамид. В «Путевых заметках» Покока, опубликованных в 1743 году, упомянуто одиннадцать пирамид. О них пишет и г-н Жомар, в своей книге он дает наброски некоторых пирамид и отмечает существующие между ними различия. В 1799 году Денон говорит о тридцати пирамидах Саккары и прибавляет, что «тут можно увидеть развалины множества других пирамид». Внутри одной усеченной пирамиды, расположенной к югу, были обнаружены камеры с нишами, подобные камерам в третьей пирамиде Гизы.

Некрополь Саккары старше некрополя Гизы. Известно, что пятый царь Первой династии строил пирамиды предположительно в Саккаре. Здесь же находится Серапеум, или место захоронения священных быков Аписов, обнаруженное в 1861 году.

Хотя Фергюссон и назвал Великую, или иначе Ступенчатую, пирамиду Саккары «исключительным сооружением», он все же считает ее «подражанием древним мавзолеям или вообще более современной постройкой». Видно, что Фергюссона раздирают сомнения относительно возраста пирамиды, он никак не может решить, построена ли она до или после других пирамид. Впрочем, будучи архитектором, Фергюссон не пытается играть роль египтолога. Поэтому выслушаем мнение выдающегося специалиста, доктора Бирча. Он утверждает, что Великая пирамида Саккары – «это древнейший из египетских памятников, обнаруженных до сих пор». По мнению Огюста Мариета, пирамиду можно датировать Первой династией. Если быть более точным, Мариет приписывает ее четвертому царю этой династии.

Пирамида Саккары, сложенная из камня, имеет шесть ступеней или уступов. Размерами она походит на третью пирамиду Гизы. С севера на юг ее протяженность составляет 106,9 м, с востока на запад – 120 м. Высота пирамиды – 61,1 м, а угол наклона граней составляет 72°36′. Каждый ярус «выложен негоризонтальными рядами, пирамидальное ядро из булыжника окружено рядом наклонных стен толщиной около 2,7 м, по одиннадцать с каждой стороны и по одной добавочной стене на северной и южной сторонах. Эти стены сложены из грубо обработанных камней, которым придали форму прямоугольников, установленных под углом к фасаду».

Честь первым ознакомиться с внутренними помещениями пирамиды выпала барону Минутоли из Генуи, произошло это в 1824 году. Большая часть собранной им интересной коллекции, к несчастью, была утрачена при кораблекрушении, несколько уцелевших предметов приобрел Берлинский музей. Супруга барона оставила нам заметки об исследованиях Минутоли. В частности, она приводит описание множества коридоров, проходов и камер, «в стены которых были вделаны осколки стекла различных цветов, которые при свете факела выглядели восхитительно. На стенах пирамиды видны иероглифические надписи, которых до сего дня в других пирамидах не находили. В самой большой из камер, стены которой почернели от копоти факелов, вместо саркофага находился небольшой алтарь, сложенный из нескольких каменных плит». Глазурованные голубовато-зеленые плитки стекла, облицовывавшие камеру, напоминают голландские изразцы.

Под основанием пирамиды полковник Вайз обнаружил горизонтальный коридор длиной 36,6 м и шахту, ведущую в подземную камеру. В центре пирамиды расположена камера размером 7,3 на 7 м, высота потолков составляет более 23 м. Камера была пуста, саркофага в ней не было.

В гранитном полу этой центральной камеры был обнаружен вход в небольшое помещение размером 3 на 1,6 м, доступ в него был закрыт огромным куском гранита, весящего четыре или пять тонн. Это помещение могло служить сокровищницей. Кроме того, в пирамиде есть еще две камеры, одна размером 6,3 на 1,5 на 1,9 м, другая размером 5,6 на 1,5 на 1,9 м. Из любопытных находок можно отметить обнаруженные бароном Минутоли части мумии – позолоченный череп и две позолоченные ступни.

Самой северной пирамидой Египта является пирамида Абу-Роаш, расположенная в 8 км к северо-западу от Гизы. Ее справедливо описывают как пирамиду «в значительной степени разрушенную и не представляющую особого интереса».

В целом можно сказать, что египетские пирамиды располагаются вдоль линии, идущей с северо-востока. Г-н Кейси насчитал на западном берегу Нила, между широтами 29°59′и 29°26′, тридцать восемь пирамид.

В нескольких километрах к северу от Саккары расположено десять пирамид, ав 11–13 км к юго-востоку от Гизы находятся пирамиды Абусира. Согласно Геродоту, надпись на знаменитой пирамиде из кирпича гласит: «Не оскорбляй меня сравнением с каменными пирамидами. Я так же превосхожу их, как Амон превосходит других богов». Кирпичи, из которых сложена пирамида, отличаются высоким качеством, длина каждого кирпича составляет 40,6 см, ширина – 20,3 см, толщина – 12,7 см.

Длина основания северной пирамиды Абусира, называемой пирамидой Сахура, равна 78,3 м, высота – 49,7 м, угол наклона ее граней составляет 51º42'35″. В пирамиде обнаружена камера длиной 3,5 м и высотой потолка 3,8 м. Пирамида Сахура возведена на песке. Великая пирамида Абусира была длиной 109,65 м и 69,49 м в высоту, теперь ее длина составляет 99,06 м, а высота – 49,99 м. В кладке пирамиды были обнаружены куски дерева в довольно хорошем состоянии. Один такой обломок, вынутый из кладки, хранится теперь в Британском музее. Строительство четвертой и пятой пирамид Абусира, судя по всему, так и не было завершено.

Длина основания центральной пирамиды Абусира некогда составляла 83,5 м, а высота – 52,12 м. С течением времени пирамида разрушалась, и к настоящему времени длина ее основания составляет всего лишь 64,9 м, а высота – 32,6 м. Предполагается, что в средней пирамиде Абусира был похоронен четвертый монарх Пятой династии, а в другой – его преемник. Седьмой царь был погребен по соседству. Есть вероятность, что в Абусире были погребены второй и третий цари Пятой династии. Свой последний приют обрел здесь Снофру-нуб-Ра.

Дашур, расположенный по соседству с Саккарой, Абусиром и Мемфисом, может похвастаться пятью пирамидами. Все они находятся в полуразрушенном состоянии. Северная кирпичная пирамида, как говорят, была построена древним законодателем, одиннадцатым владыкой Мемфиса. Одна пирамида, высота которой вполовину меньше высоты Великой пирамиды Гизы, имеет угол наклона 54°, но к вершине этот угол меняется и составляет уже 45°. Длина основания Северной пирамиды составляет 99,5 м, ранее пирамида была выше – 104,4 м. Южная пирамида сложена из камня, длина ее основания равна 97,5 м. В Большой пирамиде насчитывается 198 ступеней, 68 из них поднимаются на высоту 56 м под углом 54°, 130 меньших по размеру уступов поднимаются на высоту 76,2 м под углом 45°. Длина основания пирамиды – 182,9 м.

Пирамида Мейдум, что в 12 милях к югу от Лишта, находится на середине пути между Каиром и Бени-Суэйфом. В некрополе Мейдум были обнаружены восхитительные статуи Рахотепа и его жены Неферт, относящиеся ко времени Снофру, последнего царя Третьей династии. Пирамида Мейдум являлась, без сомнения, усыпальницей Снофру, предшественника Хуфу, или Хеопса. Однако доктор Бирч считает ее даже более древней, приписывая ее Нефер-Ка-ра, предпоследнему монарху Второй династии!

Пирамида Мейдум похожа, скорее, на башню. Из-за ступенчатой структуры арабы назвали это сооружение Ложной пирамидой. Хотя пирамида расположена в низине, разлив Нила ее не достигает. Угол наклона ее граней составляет 74°. По наблюдениям исследователей, внешний облик пирамиды Мейдум напоминает конструкцию, типичную для ассирийских пирамид. Судя по всему, строительство пирамиды так и не было завершено.

В некрополе Мейдум Огюст Мариет обнаружил раскрашенные статуи и назвал их «древнейшими образчиками египетского искусства». Доктор Бирч датирует статуи из некрополя Эль-Васта Третьей династией.

Надо сказать, что на древних памятниках встречается большое количество имен. Так, на стелах мы читаем о пирамидах царей Ассе-нефера, Ра-тет-ке-нефера, Пепи из Шестой династии, Мери-ен-ра, Ра-нефер-ре мен-анкха, Ра-теп-ке-нефера, Ман-нефера, Пепи-мен-нефера, Ра-мери-ен ша-нефера из Шестой династии, Амену из Одиннадцатой династии и т. д. Но где же все эти пирамиды?

В Файюме, говорит г-н Цинке, есть пирамиды «относящиеся чуть ли не к Первой династии». Денон упоминает лишь одну файюмскую пирамиду – Хилахун. По его словам, это «самая разрушенная из всех пирамид, которые я когда-либо видел. Конструкция ее весьма проста – пирамида сложена из известняка и необожженного кирпича». В Файюме также можно увидеть следы массивной каменной кладки и руины пирамиды, угол наклона которой составляет 67°.

По соседству с Файюмом находится озеро Мерида (Моэрис), искусственный водный бассейн, в былые времена, по некоторым свидетельствам, достигавший огромных размеров. По свидетельству Геродота, из этого озера вздымались две колоссальные пирамиды высотой более 150 м. Греческий историк утверждает, что высота подводной части пирамид не уступала видимой части сооружений.

Общая высота пирамид составляла 100 оргий, или стадиев, иначе 600 вавилонских футов. Есть предположение, что пирамиды озера Мерида были построены для царя Аменемхета III и его сестры. По словам Джона Гривса, «на пирамидах можно было видеть две мраморные статуи, восседающие на троне. Видимо, таким образом фараон хотел обессмертить свое имя».

Рядом с озером находился Лабиринт, на двух ярусах которого размещалось 3600 помещений. Доктор Лепсиус, исследовавший руины пирамиды Лабиринта, пишет: «Нам удалось войти в камеру, заваленную кучами мусора. Здесь нам несколько раз встретилось имя Аменемхета, царя Двенадцатой династии. Таким образом, было определено имя строителя пирамиды». Высота пирамиды Лабиринта составляла 73,2 м. Она была сложена из кирпича, облицованного камнем, и, казалось, словно вырастала из скалы. Исследование показало, что применявшиеся при строительстве кирпичи длиной 44,5 см, шириной 25,2 см и толщиной 13,9 см не были обожжены. Для их формовки применялся песок и солома.

Рядом с Лабиринтом была пирамида, возведенная, как говорит Диодор, на средства двенадцати царей и имевшая пояс из золота в 360 локтей. Астрономический характер этого сооружения очевиден. Доктор Лепсиус обнаружил в Абу-Роаше три пирамиды.

Профессор Гривс, посвятивший некоторое время исследованию Файюма, упоминает другие сооружения: «Там, где Ливийская пустыня граничит с Египтом, есть и другие пирамиды. О них почти не упоминают ни греческие, ни арабские авторы, за исключением Диодора, если, конечно, он говорит именно об этих сооружениях: «Есть три другие пирамиды, длина основания которых составляет не менее 60 метров и которые почти столь же великолепны, как и пирамиды Гизы. Говорят, три царя (Хеммис, Хефрен и Микерин) возвели их для своих жен». Однако если эти три царя, размышляет Гривс, построили упомянутые пирамиды для своих цариц, возникает вопрос: отчего они разместили их так далеко от своих собственных усыпальниц и почему пирамиды отстоят друг от друга на несколько километров?

Вопрос датировки эфиопских или нубийских пирамид вызвал много споров. Одни исследователи считают их наиболее древними пирамидами из всех, другие, напротив, датируют их более поздним временем.

В Мероэ, древней столице Эфиопии, раскинувшейся возле слияния Белого Нила с Голубым, насчитывается около восьмидесяти пирамид. Г-н Хоскинс отметил их изолированное расположение, возле пирамид «не видно развалин города, руины ближайшего храма отстоят от пирамид почти на 80 километров». Хоскинс насчитал тридцать пять таких же изолированных пирамид близ Нури и семнадцать пирамид в Джибел-эль-Биркеле, по соседству с которыми находились руины древнего храма.

В то время как г-н Хоскинс называет эти пирамиды столь же древними, как пирамиды Нижнего Египта, г-н Глиддон считает их более современными сооружениями. Тем не менее американский путешественник признает, что пирамиды эти считались «древними уже в дни Тирхака, то есть в 700 году до н. э.». Учитывая, что средняя продолжительность жизни царей составляла около тридцати лет, а также полагая, что каждая пирамида служила царской усыпальницей, Глиддон выводит возраст 139 нубийских пирамид – 3027 лет.

По словам доктора Лепсиуса, 139 нубийских памятников (80 из которых расположены в Мероэ), сложенных из песчаника, имеют основание от 6 до 18 м; длина основания 42 пирамид в Нури варьируется от 6 до 30,5 м; длина основания 17 других пирамид составляет от 7 до 24 м. Все эти пирамиды разнородны, среди них есть сооружения сводчатые, остроконечные и округлые. Одна пирамида имеет арочный свод из пяти камней с замковым камнем. Длина ее основания составляет 48,5 м, а высота – 31,4 м.

Всего доктору Лепсиусу удалось обнаружить следы 67 пирамид. Г-н Уоддингтон придерживается мнения г-на Хоскинса, отмечая, что «крайне плохое состояние и бесформенность многих пирамид в Нури служат подтверждением их почтенного возраста».

Еще одна пирамида, имеющая весьма примечательный угол наклона в 70°, была открыта доктором Джузеппе Ферлини из Болоньи. Своим внешним обликом многие нубийские пирамиды напоминают мексиканские курганы. Некоторые пирамиды имеют портики и остроконечные, похожие на готические арки. Большая часть пирамид небольшого размера, но встречаются и довольно высокие сооружения. Автор книги «Египет и Мехмет Али» дает весьма интересное описание этих нубийских памятников. Позволю себе привести здесь несколько фрагментов из книги: «В Нубии находятся две группы пирамид, одна из которых состоит всего из нескольких сооружений. Высота пирамид не превышает 24,4 м, основание их меньше, чем у египетских пирамид, и сами пирамиды более заостренные. Лишь некоторые из пирамид украшены скульптурами, отличающимися большей мягкостью и чувственностью, чем диктует египетский стиль. Я полагаю, что большую часть пирамид Нури можно считать куда более древними, чем все прочие дошедшие до нас эфиопские памятники. Вершины их не такие заостренные, как у прочих пирамид, и, следовательно, эти сооружения больше похожи на египетские пирамиды. Сейчас можно увидеть следы более чем сорока сооружений, но лишь шестнадцать из них находятся в сносном состоянии». Об одной из пирамид автор книги говорит: «Форма этого своеобразного сооружения совершенно отлична от окружающих его пирамид. Представляется, что эта пирамида состоит из нескольких ярусов разной степени крутизны. Общая высота этой усеченной пирамиды, как теперь показывают подсчеты, составляет почти 30,5 м, и ее окружность почти в четыре раза превышает высоту».

Если нубийские пирамиды действительно старше египетских, можно сделать вывод, что цивилизация и искусство строительства пирамид сошли вниз по Нилу, однако существует устойчивое мнение, что Нубия являлась колонией Египта и цивилизацию туда принесли жители Фив и Мемфиса.

<p>Глава 6 <p>Другие монументальные гробницы

Согласно некоторым гипотезам, мексиканские пирамиды, или теокалли, были возведены некоей группой каменщиков, известной как «строители пирамид». Плоды их труда можно увидеть в Китае, Индии, Персии, Египте, Берберии, Америке и на островах южных морей.

В Мексике есть равнина, называемая Микоатль, Дорога Мертвых, где можно увидеть сотни теокалли, служившие местами погребения. Строения эти представляют собой усеченные пирамиды. Их вершины служили алтарями, и после совершения ритуала жертвоприношения человеческие тела часто сбрасывались вниз по ступеням сооружения. Обычно на вершине теокалли располагался храм.

Как и в египетских пирамидах, здесь погребальная камера располагалась под землей, и войти в нее, как правило, можно было извне через короткую вертикальную шахту, а затем по длинному горизонтальному коридору. Следовательно, можно говорить о том, что теокалли являли собой одновременно и гробницы, и храмы. Иногда они служили фортами или даже царскими дворцами. Теокалли были построены задолго до прибытия испанцев, вошедших в контакт с ацтеками и впоследствии разграбивших эти сооружения.

Основание теокалли Чолулы, расположенного на высоте 1829 м, в два раза превосходит основание Beликой пирамиды Египта. Длина основания составляет 484,3 м, а высота сооружения, построенного из необожженного кирпича, превышает 54 м. Ранее на вершине помещалось изваяние бога.

Пирамиды Теотиуакана в долине Отумбы расположены в 40 км к северо-востоку от Мехико. Вокруг больших сооружений теснятся сотни пирамид меньшего размера. Центральная их часть сложена из глины и мелких камней, а внешняя стена – из базальта. На одной из пирамид некогда сияло покрытое золотыми пластинами изображение солнца. Впоследствии эти пластины были сорваны Кортесом. Длина основания пирамиды составляла 207,8 м, а высота – 54,8 м. Рядом с пирамидой Солнца возвышается пирамида Луны, она ниже первой на 10,9 м. Пирамида Папантла близ Мексиканского залива имеет шесть или семь ярусов. Снаружи к вершине ведут три лестницы. Несколько весьма древних пирамид можно увидеть на полуострове Юкатан. В Оахаке можно увидеть спиральную башню из девяти ярусов.

Прекрасными пирамидами может похвастаться и Перу. Основание пирамиды в Пахакамаке имеет размеры 152,4 на 121,9 м, а в высоту достигает 76,2 м. Храм в Тиахуанако представляет собой каменную террасную пирамиду.

Строителей курганов Огайо уже давно нет на земле, об их существовании говорят лишь оставленные ими сооружения. Основание одного такого кургана близ Миссисипи составляет 128 м, ширина – 118,8 м, размеры вершины – 36,5 на 30,4 м.

Несколько пирамид находится в Индии. Пирамидальные входы храмов напоминают пропилеи египетских храмов. Пагода в Танджуре возвышается на 60,9 м, а святилище Джаггернаута – на 106,6 м. Близ Эллоры, известной своими высеченными в скале храмами, есть три пирамидальных сооружения без скульптур. На Северном Цейлоне можно увидеть сооружения в форме усеченных пирамид. На Яве есть пирамида с семью ярусами на кургане. Ее называют храмом Бора Боду, основание ее составляет 188,9 м, а высота – 30,4 м. Яванский храм Суку имеет три яруса.

В Ниневии и Вавилоне были свои пирамиды. Вавилонскую башню, или башню Нимрода, описывает Марк Грегори, увидевший ее в 1712 году: «В основании башня почти квадратная, то есть имеет четыре равных стороны, и построена она в виде обелиска или пирамиды». Башня Нимрода имела девять ярусов. Когда ее увидел Грегори, высота сооружения составляла 49,3 м, ему показалось, что первоначальная высота была больше по меньшей мере на треть. По словам Грегори, «для завершенности башни не хватало девятого яруса, оканчивалась она круглой ровной площадкой диаметром 16,4 м, в центре площадки можно было увидеть отверстие диаметром 2,7 м». Увы! Со времен Грегори башня претерпела еще большие изменения.

Геродот описывает башню Нимрода как «величественное сооружение высотой 200 метров». «История» доктора Смита утверждает, что «ось сооружения, или линия, соединяющая центры ярусов, была наклонена, то есть сооружение было похоже на наклонную пирамиду». Г-н Эрнест Пилон говорит, что башня лишилась шести из восьми ярусов. По его словам, длина основания башни составляет 194 м. Кирпичи, из которых она сложена, сделаны из чистой белой глины, на которых перед обжигом были проштампованы знаки. При строительстве также использовался битум.

Г-н Рич обнаружил башню, некогда считавшуюся башней Бела. Она сложена из кирпича, размеры ее таковы: 182,8 м на север, 200,2 м на юг, 166,4 м на восток и 124,3 м на запад. Самая высокая из оставшихся частей башни достигает 42,9 м. Окружность башни – 643,4 м – почти равнялась окружности Вавилонской башни, или Бирс-Нимруд, – 696,7 м. По подсчетам г-на Рича, высота последней составляла 71,6 м, а длина стороны квадратного основания равнялась 174,1 м.

Китайские пагоды и девятиярусные храмы имеют пирамидальные структуры. Некоторые подобные сооружения были обнаружены в Татарии и даже в Южной Сибири.

Свой след строители пирамид оставили и на островах Тихого океана. Древние каменные сооружения, напоминающие пирамиды, можно увидеть на Гавайях и других островах в северной части Тихого океана. Пирамида Атехуру в Полинезии сложена из камня, длина ее составляет 82,3 м, ширина – 28,6 м, высота – 15,2 м, вершина сооружения плоская. Мораи, или храм Маэва, имеет квадратное основание длиной 36,5 м. Пирамида Обереа имеет следующие размеры: длина 81,38 м, ширина 26,5 м, высота 13,4 м. На острове Пасхи, ныне необитаемом, который расположен в южной части Тихого океана, можно увидеть огромных каменных идолов, которые говорят о существовании в прошлом высокоразвитой цивилизации. Здесь есть и огромный земляной курган размером 117 на 98,7 м, на кургане располагается платформа из тесаного камня длиной 24,3 м, шириной 3,6 м и толщиной 2,4 м.

Следующий рассказ о любопытных пирамидах, возведенных на гробнице этрусского царя Порсенны, принадлежит перу Варрона: «Царь был погребен за пределами города Клузия, и в месте его погребения установлен каменный монумент. Каждая сторона этого квадратного памятника равна 91,4 м, а высота превышает 15 м. На этом каменном пьедестале располагаются пять пирамид: четыре в углах и одна в центре. Сверху их покрывает медный круг, с которого на цепях свисают колокольчики. Колеблемые ветром, они издают звон, слышимый издалека.

На медном круге установлены четыре другие пирамиды, каждая из которых высотой 30,4 м. Над этими пирамидами, на плоскости, установлены еще пять пирамид». Таким образом, это причудливое сооружение состояло из трех ярусов пирамид.

До наших дней дошли лишь фрагменты, иллюстрирующие развитие древних цивилизаций, от некоторых же народов, давно покинувших землю, не осталось и следа. Оттого что в Египте достаточно материальных свидетельств, подтверждающих высокий уровень развития ремесел около семи тысяч лет назад, не следует предполагать, что уделом всех прочих народов в то время было невежество.

<p>Глава 7 <p>Обелиски

Появление так называемой Иглы Клеопатры в Лондоне вызвало новый всплеск интереса к обелиску. Похожий по очертаниям на пирамиду, памятник, несомненно, заслуживает упоминания на страницах этой книги.

Во времена Среднего и Нового царств к храмам вели целые аллеи обелисков. Согласно исследованиям египтологов, эти памятники не являлись редкостью и в эпоху Древнего царства. Один обелиск стоит в Гелиополе, он был создан при Двенадцатой династии, или почти 5000 лет назад, возраст других обелисков еще более внушительный. По словам г-на Джона Уилсона, «обелиск играл заметную роль во времена Нового царства, подобная форма памятника уходит корнями в Древнее царство». Доктор Лепсиус обнаружил один обелиск в некрополе Седьмой династии в Гизе. Судя по всему, некогда перед каждой пирамидой возвышался обелиск.

К сожалению, обелиски – памятники хрупкие, их с легкостью низвергали и разрушали политические или религиозные фанатики, они часто становились добычей завоевателей, увозивших памятники из страны, поэтому совсем неудивительно, что ныне в Египте можно видеть лишь семь стоящих обелисков: четыре в Фивах, один на острове Филэ, один в Александрии и один в Гелиополе. В Англии находятся четыре обелиска, во Франции два, во Флоренции два, в Константинополе два. Больше всего египетских обелисков в Риме – двенадцать. Столько же памятников – двенадцать – можно было еще недавно насчитать в долине Нила. Исследователи утверждают, что поскольку на восточном берегу Нила не было обнаружено ни одной пирамиды, то и обелиски там искать не стоит.

Известно, что существовал обелиск Навуходоносора (вероятно, он был позолоченным), пропорции которого – 60 к 6 – использовались и при создании некоторых других обелисков. Высота позолоченного обелиска составляла 60 локтей, а ширина – 6 локтей. Покок видел обелиск подобных пропорций близ Мединет-эль-Файюма.

Геродот упоминает о великолепном обелиске высотой 100 локтей. Учитывая, что в вавилонском локте было 21,4 см, этим обелиском может быть тот знаменитый памятник, которым так восхищаются туристы в Риме. Этот древний памятник высотой 21,7 м был перевезен в Вечный город еще императором Августом.

Обелиск в 120 локтей, возведенный Сесострисом, – это, должно быть, тот памятник высотой 25,3 м, что возвышается теперь перед собором Святого Павла, или похожий на него обелиск в Париже высотой 24,7 м. Высота великолепного обелиска в Латеране составляет 150 локтей, или 32,2 м, а высота обелиска Фламиния, привезенного Августом, – 22,3 м. Размеры обелиска, стоящего возле собора Святого Павла, таковы: высота самой колонны составляет 23,5 м, высота основания – 2,7 м, высота вершины памятника – 1,8 м. Размеры обелиска в Латеране составляют соответственно 29,7 м, 2,9 м и 2,06 м, а размеры обелиска Фламиния на Пьяцца дель Пополо – 22,25 м, 2,4 м и 1,47 м.

Что касается Иглы Клеопатры, то высота основной части монумента составляет всего 17,5 м. Разумеется, Клеопатра не отдавала приказа создать обелиск и назвать памятник в ее честь. Чтобы сделать приятное римлянам, она лишь перевезла обелиск из Гелиополя, где он украшал храм Солнца, и поместила его в Цезариуме, в Александрии.

В 1801 году нашим солдатам, разбившим в Египте французские части, было предложено забрать александрийский обелиск в качестве трофея. Обрадованные этой возможностью, солдаты даже отказались от суточного жалованья, чтобы возместить расходы на транспортировку памятника в Англию. Однако тогда командование отказалось от этой мысли. Позднее, в 1819 году, Мехмет Али преподнес обелиск в дар нашему принцу-регенту. После подсчета суммы, необходимой для перевозки памятника в Лондон, отправка обелиска была отложена.

Тем не менее сейчас мы имеем возможность любоваться этим превосходным памятником, который у некоторых ассоциируется с символами идолопоклонства. Надо сказать, что, когда подобный обелиск привезли в Рим, папа Сикст V совершил над ним обряд очищения, чтобы зловредный бог Египта утратил власть над каменным монументом и не причинил вреда его нынешним владельцам-христианам.

Свое название Игла получила еще в древности, и оно, как мне представляется, очень уместно. Вот что говорит об обелисках Абенези: «Египетские жрецы возводили эти высокие каменные сооружения в виде игл и фигур с округлыми очертаниями. На этих памятниках они загадочными письменами увековечивали тайные знания и именовали их алтарями богов».

Обелиск из Гелиополя, подобно большинству своих собратьев, был вытесан из красного гранита, добытого в каменоломнях Сиены на Ниле. Город Гелиополь, известный своим древним храмом Солнца, находился в руинах уже во времена Страбона. Геродот говорит о двух обелисках из Гелиополя. Абд аль-Латиф также видел там два обелиска, один из которых лежал на земле, расколотый на две части. В своем рассказе он называл их иглами фараонов. У Покока мы встречаем описание обелиска высотой 20,5 м, длина северного и южного оснований памятника составляла 1,8 м, длина восточного и западного оснований – 1,9 м. В 1190 году некий арабский путешественник увидел на вершине обелиска медное навершие, от которого теперь не осталось и следа.

Огюст Мариет проследил историю обелиска вплоть до правления Амманемеса II в 3300 году до н. э., то есть возраст памятника составляет более 5000 лет. Другие ученые полагают, что он был изготовлен примерно в то же время, но при Осиртасене, фараоне Двенадцатой династии. Это было задолго до времени гиксосов, или царей-пастухов. Обелиск посвящен скончавшейся матери правителя, «главного Певца Солнца». Ваш покорный слуга, стоя у этого великолепного памятника, обратил внимание на глубину насечек, образующих иероглифы. Здесь нельзя не вспомнить грубоватые очертания обелисков в Бретани, памятники эти достигали огромных размеров. Так, обелиск в Локмариекере, как говорят, весит около 260 тонн.

Говоря о Гелиополе, уместно вспомнить о священном дереве, которое росло близ этого города и в тени которого Иосиф, Мария и Младенец отдыхали во время странствий по Египту. Можно скептически относиться к этой истории, но нельзя не заинтересоваться ее истоками и некоторыми вызывающими недоумение противоречиями. Как ни странно, но в саду Гелиополя и сейчас можно увидеть живое дерево – сикомор, прикоснуться к которому стремятся истово верующие христиане из многих стран. При этом они забывают о том, что дерево было объявлено засохшим еще в 1672 году.

А вот другой вариант истории священного сикомора. Говорят, что дерево некогда росло в садах Гилеада, диковинные растения из которых были посланы царицей Савской в дар царю Соломону. Впоследствии деревья были якобы перевезены в Гелиополь самой Клеопатрой! Когда в 1403 году Гелиополь посетил арабский географ Баки, от некогда большой рощи осталось лишь одно дерево. Позже историк Петер Мартир не увидел «ни малейшего следа рощи», как и Баумгартен. В 1526 году священное дерево появляется вновь, о нем упоминает арабский путешественник, историк и географ Лео Африканус. В 1610 году сикомор видел Сэндис. В 1615 году, во время сильного разлива Нила, дерево вновь исчезло. Многие, впрочем, верят, что, поскольку это было то самое дерево, в тени которого пребывали Дева Мария и Ее Младенец, оно должно было быть бессмертным или, по крайней мере, способным к воскрешению.

Тех, кого заинтересовал этот вопрос, отсылаю к другим книгам, в которых можно прочесть о том, как священный сикомор укрыл Богородицу от преследователей. Покрытые росписями стены древних храмов и папирусы часто изображают Деву Марию сидящей в листве священного дерева. Эта история – прекрасный пример того, что религиозные предания не умирают, а время от времени возрождаются, но в другом облике.

<p>Глава 8 <p>Сфинкс

В Египте часто можно видеть статуи сфинксов, стоящие перед храмами (подобные изваяния встречаются и в Индии). Сфинксы с человеческой головой называются андросфинксами, с головой барана – креосфинксами, с головой сокола – иеракосфинксами. На страницах этой книги мы рассмотрим Большого Сфинкса, что возвышается рядом с Великой пирамидой.

Плинию рассказывали о том, что пирамида, перед которой стоит Сфинкс, являлась гробницей царя Амосиса, изгнавшего гиксосов. Согласно другим древним источникам, в этой усыпальнице покоилась мумия Родопис, розовощекой подруги нескольких фараонов.

В 1798 году г-н Гробер выразил сожаление по поводу того, что «лицо Сфинкса сильно обезображено». Этими повреждениями, как говорят арабские авторы, древний памятник обязан одному фанатичному шейху, который в 1379 году во имя Аллаха отбил нос у статуи идола.

Вероятно, в древности статуя Сфинкса была раскрашена. Сотни лет назад Абд аль-Латиф писал: «На этой древней фигуре мы увидели следы красноватой краски и красной лакировки. Уста изваяния несли на себе отпечаток изящества и красоты». Краска со временем стерлась, а что касается рта Сфинкса, то все его изящество и красота исчезли, когда цивилизованные путешественники принялись откалывать куски статуи, увозя их с собой в качестве сувениров.

Тевено в свое время записал любопытное предание, касающееся Сфинкса. «Древние авторы сообщают, – пишет он, – что, когда всходило солнце, Сфинкс давал ответы на любые вопросы, которые ему задавали, а жрецы переходили в статую Сфинкса по колодцу, обнаруженному в пирамиде. Вряд ли это соответствовало действительности, поскольку до сей поры в колодце не обнаружено никакого прохода к статуе, да и сама статуя Сфинкса не полая. Следовательно, более вероятным кажется предположение арабского автора, считавшего, что эта огромная статуя должна была олицетворять собой плодородие, вызываемое разливом Нила».

Английский путешественник Покок оставил заметки, в которых упоминаются размеры статуи. «Ширина нижней части шеи, – пишет Покок, – чуть более 10 м; расстояние от затылка до отверстия в спине составляет 22,8 м. Длина самого отверстия – 1,5 м, расстояние от него до хвоста Сфинкса, если я не ошибаюсь, составляет 9,14 м». Эти цифры отличаются от расчетов Плиния, согласно которым длина изваяния составляет 34,4 м.

В настоящее время над поверхностью песка можно видеть лишь голову Сфинкса. Черты его лица – глаза, уши, подбородок – очень четкие. «Выражение лица Сфинкса, – писал Денон, – спокойное, благожелательное, умиротворенное. Черты лица типичны для жителя африканского континента. Мастерство скульптора, создавшего этот шедевр, поистине вызывает восхищение, статуя и по сей день словно живая». Майе, побывавший в Египте 180 лет назад, высказал предположение, что некогда на спине Сфинкса располагался храм.

Сразу после обнаружения памятника появилось предположение, что фигура Сфинкса с телом льва и головой женщины олицетворяет собой созвездия Льва и Девы. Впоследствии, когда в ходе раскопок на лице Сфинкса были обнаружены фрагменты бороды, эта теория была отвергнута. По словам профессора Пьяцци Смита, «лицо Сфинкса – это лицо мужчины, некогда оно имело внушительную каменную бороду». Когда усилиями Кавильи и консула Солта песок перед статуей был расчищен, часть этой бороды была найдена между лапами статуи. После расчистки статуи арабы так рьяно принялись откалывать от изваяния куски, которые затем продавали в качестве сувениров, что, хотя раскопки и были весьма дорогостоящим делом, в 1817 году Сфинкса вновь пришлось засыпать песком, чтобы спасти его от полного разрушения.

Высота статуи, по подсчетам некоторых исследователей, составляла 19,2 м, Перринг приводит другую цифру – 21,34 м. Длина изваяния составляет около 54 м. Весь памятник был высечен из цельной скалы, а часть спины и передние лапы были облицованы тесаным камнем. Черты лица Сфинкса, несомненно, напоминают внешний облик царя, при котором была создана статуя. Эту статую, как и прочих андросфинксов, можно попытаться идентифицировать путем сравнения их ликов с дошедшими до нас изображениями царей. На голове Сфинкса и по сей день можно увидеть фрагменты царской короны, которую украшает загадочный урей.

В ходе раскопок, проводимых в 1798 году, французские исследователи расчистили лишь спину изваяния, а Кавилье впоследствии удалось обнаружить между лапами Сфинкса небольшой храм. Доктор Ричардсон сообщает, что в передней части храма «находился гранитный алтарь, на котором видны следы огня, оставшиеся после воскурения благовоний». Возле груди Сфинкса находится гранитная плита размером 4,27 на 2,13 м, на которой можно различить картуш фиванского царя Тутмоса IV. Возле лап Сфинкса найдено несколько древних табличек с надписями на различных языках, в том числе греческом и даже латыни. Доктор Ричардсон полагает, что датировать их следует не позднее чем II веком. Одна табличка повествует о столпе, возведенном неподалеку императором Нероном. Сам император присутствовал в храме во время совершения обрядов, посвященных солнцу.

Одна из греческих легенд, упоминающих о Сфинксе, изложена здесь в переводе доктора Янга:

Твое величественное изваяние здесь воздвигли сами боги… Ныне это не тот безжалостный Сфинкс, что опустошил Фивы, Теперь это слуга великой Латоны, кроткий и милосердный; Изо дня в день он наблюдает за владыкой, Что занимает трон Египта и повелевает Нилом; Это небесный владыка, попирающий своих врагов; Могучий, как Вулкан, и мудрый, как Паллада.

Мы не будем рассматривать здесь Сфинкса в религиозном аспекте, лучше обратимся к другому вопросу, который неизбежно возникает при изучении этого памятника: имеет ли он какое-нибудь отношение к пирамидам? Профессор Пьяцци Смит по этому поводу замечает, что, «поскольку Геродот нигде не упоминает о существовании Сфинкса, его труды не могут пролить свет на этот вопрос. Древние же египтяне слишком любили загадки, чтобы оставить нам хотя бы какую-нибудь информацию на этот счет».

Предполагается, что возраст расположенного перед второй пирамидой Большого Сфинкса можно отсчитывать от эпохи строителя пирамиды, царя Хефрена. Огюст Мариет обнаружил имя этого монарха на табличке из Фив. «В строчке, – говорит он, – часть которой, увы, утрачена, сохранилась часть его картуша. Без сомнения, здесь идет речь о строителе пирамиды, расположенной за спиной Сфинкса». Впоследствии было высказано предположение, что Сфинкс был создан по велению Хеопса, строителя Великой пирамиды, однако доктор Бирч полагает, что памятник не может быть настолько древним. Обнаружение древней таблички развеяло все сомнения, по словам именитого французского исследователя, «Большой Сфинкс, сотворение которого приписывали сначала Тутмосу IV, а затем Хефрену, здесь именуется предтечей Хеопса, фигурируя в качестве одного из памятников, которые Хеопс восстановил».

С тех пор как у нас появилась возможность расшифровывать египетские иероглифы, мало что могло сравниться по важности с этой чудесной табличкой, извлеченной из стены у подножия самой южной из трех малых пирамид Гизы. Как гордо заявил Огюст Мариет: «Теперь, благодаря каменной таблице в Булакском музее, мы знаем, что Сфинкс существовал уже при Хеопсе, втором царе Четвертой династии. Он повелел восстановить изваяние, а обнаруженная табличка призвана была увековечить память об этом деянии». Столь почтенный возраст внушает нам трепет и заставляет относиться к Сфинксу с тем благоговейным страхом, что побудил арабов называть это изваяние Abou el Hol – Вселяющий Ужас.

Хотя разговор о религиозном аспекте интересующей нас темы еще впереди, в этой главе уместно будет сказать несколько слов о весьма любопытном сооружении – так называемом храме Сфинкса. Наверное, и сама пирамида не вызывает к себе столько интереса, как этот храм, обнаруженный недавно рядом со Сфинксом под слоем песка. По словам сведущего Ренана, «сооружение это совершенно отличается от известных нам до сих пор храмов». Как ни странно, но об этом культовом сооружении (или усыпальнице) не сообщает нам «ни одна роспись, ни одно изваяние, ни одна надпись». Статуя царя Хефрена, наряду с прочими изваяниями и табличками извлеченная из колодца храма, была, очевидно, спрятана там жрецами в период народных волнений или иного бедствия, и находки эти никак не связаны с самим сооружением. Конструкцию храма можно описать буквально несколькими словами: «красота храма в гармонии и изящной простоте его линий».

Мариет склоняется к мнению, что храм Сфинкса – самая древняя из известных усыпальниц в мире. По внешнему облику и по внутренней обстановке сооружение напоминает мастабу. Ее очертания, напоминающие крест, побуждают некоторых верить, что это был храм, одно из древнейших известных нам религиозных сооружений в мире.

Несомненно, возраст этого так называемого храма Сфинкса, а может быть, и самого Сфинкса насчитывает не менее шести тысяч лет.

<p>Глава 9 <p>Зачем была построена великая пирамида?

Сэр Вальтер Скотт, почитавшийся за человека с тонким вкусом и развитым воображением, говорил о пирамидах как о сооружениях «некрасивых внешне и совершенно бесполезных». Некий автор однажды заметил об этих сооружениях: «Пирамиды есть не что иное, как груды камней». Прозаик Янки так выразил свои чувства: «Пирамида это не что иное, как доллары… мы носим пирамиды в наших карманах и можем возводить их каждый раз, как пожелаем».

С другой стороны, г-н Глиддон задает вопрос: «Есть ли на земле какие-либо другие памятники, которые породили бы такое множество легенд, теорий и вызвали бы столько недоразумений?» Вряд ли кто-то оспорит факт, что пирамиды во все времена вызывали к себе огромный интерес. Однако лишь в наши дни литература и наука, не говоря уже о поэзии и религии, с энтузиазмом обратились к этой теме. Никому мы не обязаны более развитием интереса к Великой пирамиде, чем профессору Пьяцци Смиту. Повествуя о священной земле Египта, обосновывая, к вящему удовольствию его сторонников, божественное происхождение пирамид, он словно бы окружил Великую пирамиду ореолом, которого она не имела прежде.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о цели возведения пирамиды.

<p>Защита от песков пустыни

Эта гипотеза была выдвинута в 1845 году г-ном Фиаленом де Персиньи. Он полагал, что «предназначение и практическая польза пирамид Египта и Нубии состоит в защите от пустынных песков».

<p>Прибежище сатаны

Сэр Томас Браун, живший в елизаветинское время, утверждал, что «эти мрачные пещеры и склепы для мумий есть не что иное, как прибежище сатаны».

<p>Имитация Ноева ковчега или Вавилонской башни

В 1833 году г-н Томас Йитс писал: «Великая пирамида была построена вскоре после Вавилонской башни и имела то же происхождение». Затем он спрашивает: «Разве не была Великая пирамида копией Вавилонской башни? Более того, разве размеры этих сооружений не сообразны размерам Ноева ковчега?… Размеры основания Великой пирамиды более или менее соответствуют размерам Ноева ковчега, исчисленным в древних локтях. Кажется, что теория эта не имеет под собой никаких оснований, но стоит провести сравнение, и мы увидим, что это не так. По форме Ноев ковчег был четырехугольным, размеры его даны в трех числах: 300, 50 и 30 локтей». Построен ковчег был исключительно для плавания, и всего в нем было три яруса, на которых размещались люди и животные.

<p>Фильтрующие резервуары

Один шведский философ полагает, что пирамиды представляли собой всего-навсего приспособление для очистки мутной нильской воды, которая с этой целью прогонялась по шахтам пирамиды.

<p>Женская прихоть

Г-н Гейбл информирует своих читателей, что, поскольку доступ в пирамиды был перекрыт после завершения их строительства, «представляется маловероятным, что строители ставили перед собой цель сохранить для вечности научные знания», как предполагали некоторые. «Следовательно, возведены пирамиды были вовсе не для этого». Далее г-н Гейбл излагает свою теорию, не поясняя, однако, на чем она основана. По его мнению, пирамиды были возведены потомками богов, «которые, вступая в браки с дочерьми людей, не только утратили имевшиеся у них знания, но и пристрастились к роскоши и праздности». Далее г-н Гейбл делает вывод, что пирамиды были возведены именно этими потомками богов к вящему удовольствию их жен, потребовавших от супругов употребить свой досуг таким образом.

<p>Хранилище даров царицы Савской

Жители Востока любят рассказывать окутанные романтическим ореолом истории об этой любительнице путешествий, однако и наш современник, г-н Ватен, в 1842 году заявил, что «и по сей день в глубинах пирамид сокрыты дары царицы Савской».

<p>Житницы Иосифа

Путешественник Беньямин из Толедо, живший в Средние века, одним из первых поведал нам эту историю, услышанную им на Востоке. По словам датчанина Исаака Воссия, он услыхал как-то, что фараон якобы «собрал» в пирамиде огромное количество зерна. То же самое говорит монах Фиделий. В 1876 году некий американский писатель заявил, что «согласно гипотезе профессора Пьяцци Смита, во времена, когда свирепствовал голод, Великая пирамида служила житницей» (!).

В 1330 году Мандевилль изложил полную историю. «Житницы, – повествует он, – были построены по велению Иосифа, пожелавшего сберегать там зерно. Пирамиды сложены из камня, и искусная работа каменщиков достойна всяческой похвалы. Особенным величием и высотой отличаются две пирамиды, поистине ничто не может сравниться с ними. В каждой житнице есть вход, через который можно проникнуть внутрь. Вход этот находится на некотором расстоянии от земли, ибо с тех пор, как были построены житницы, почва изрядно просела. На стенах житниц на разных языках было начертано Священное Писание. Некоторые говорят, что пирамиды эти служили усыпальницами великих владык, однако это неправда, ведь сами египтяне утверждают, что это были житницы Иосифа, и о том же говорят их предания. Утверждению этому можно верить, ибо мы хорошо знаем, что ни одна из известных нам усыпальниц не может похвастаться таким величием».

<p>Проявление царского деспотизма

Поддерживающий эту гипотезу Аристотель считал, что строительство пирамиды было начато по инициативе жрецов, которым удалось убедить царя в необходимости реализации столь грандиозного проекта, чтобы дать работу праздным. Плиний полагал, что фараоны затеяли строительство, желая занять работой своих пленных. Г-н Гривс, профессор из Оксфорда, заинтересовался этим вопросом 250 лет назад. «Зачем именно, – пишет он, – египетским царям понадобилось затевать столь дорогостоящее строительство – это вопрос, требующий отдельного рассмотрения. Аристотель полагал, что это проявление тирании. Плиний высказал предположение, что цари возводили пирамиды частью из тщеславия, частью из соображений государственной политики, чтобы занять народ работой и отвлечь его от бунтов и мятежей». Интересную версию выдвинул Сэндис, по мнению которого пирамиды строились царями «из опасения, что безмерное богатство может развратить их преемников, а опасная праздность породит пороки».

Возмущенный этим предположением, Огюст Мариет восклицал: «Пирамиды – не просто памятники суетному тщеславию царей!» Экекян-Бей проницательно замечает: «Хорошо известно, что тирану едва ли свойственно завершать работу, которую оставил неоконченной его предшественник. Очевидно, эти пирамиды являлись общенациональным достоянием, а их строительство – делом всего народа. Планы постройки пирамид являлись плодом долгих размышлений. Еще до начала строительства были изданы соответствующие законы и выделены необходимые средства». Г-н Дюфу добавляет, что «пирамиды вовсе не призваны были увековечить гордыню и деспотизм египетских фараонов, напротив, они являют собой свидетельство их возвышенной мудрости и глубоких познаний жрецов».

Преподобный Цинке высказывает практическое суждение. «В те дни, – говорит он, – земля Египта была столь плодородна, а люди столь умеренны в своих желаниях, что прибавочный труд был привычен, а в руках правителей сосредотачивалось много продуктов питания, собранных в качестве налога».

<p>Хранилище знаний

Среди прочих существует версия, согласно которой в глубокой древности астрологи предсказали Всемирный потоп, и Великая пирамида предназначалась для того, чтобы сберечь от исчезновения существовавшие в то время научные познания.

Арабские авторы излагают разные варианты одного и того же предания. Фирузабади утверждает, что пирамида была «построена Идрисом или Синаном как хранилище научных и магических знаний, которые следовало уберечь от потопа, предсказанного звездами».

Вот как излагает древнее предание Муртади, записавший его в 1584 году от Рождества Христова:

«За 300 лет до потопа жил на земле царь по имени Саурид, сын Салхука. Однажды ночью увидел он сон: земля вдруг перевернулась, люди в ужасе закрывали свои лица, звезды падали с небес, ударяясь друг о друга и сея ужас там, где они касались земли. Царь проснулся в большой тревоге и никому не рассказал о своем сне, но его не покидало предчувствие, что стране его грозит ужасное бедствие. Год спустя царь вновь увидел сон, в котором звезды спускались на землю в виде белых птиц, уносили людей прочь и бросали их меж двух больших гор, которые, смыкаясь, погребали под собой людей. Некогда яркие звезды внезапно потемнели. Утром царь проснулся в тревоге и отправился в храм Солнца, где омыл лицо свое и принялся стенать, оплакивая несчастную судьбу своей страны. На следующее утро он повелел собрать во дворце верховных жрецов и чародеев из всех египетских провинций. Всего во дворце собралось 130 жрецов и прорицателей. Царь пришел к ним и поведал о своем сне, который жрецы сочли вещим. Истолковав сон, они сказали, что миру грозит большое бедствие.

Среди прочих был жрец Аклимон, величайших из всех жрецов, живших при царском дворе. Он сказал царю: «Государь, сон твой чудесен, я сам видел подобное около года назад, и мой сон меня крайне напугал, оттого я никому не рассказал о нем». – «Поведай мне твой сон», – велел царь. «Мне снилось, – сказал жрец, – что я стою с вами на вершине горы из огня и вижу, как небо опускается на нас, словно огромная перевернутая чаша. Люди в страхе бегут к вам, умоляя о спасении. Мне снилось, что вы воздели руки над головой, пытаясь оттолкнуть небесный свод и удержать его от падения. И я, увидев это, сделал то же самое. И вот, пока мы поддерживали небесный свод, небеса вдруг разверзлись, и оттуда излился яркий свет. После этого взошло солнце и мы стали умолять его о помощи. Солнце ответило нам: «Небеса вернутся на свое место, когда я триста раз пройду свой путь». После этого я проснулся чрезвычайно испуганный».

Выслушав жреца, царь повелел изучить звезды и установить, какое именно бедствие они предвещают. Вскоре астрологи сообщили, что звезды обещают сначала потоп, а затем пожар. Тогда велел царь построить пирамиды, чтобы можно было укрыть в них все наиболее ценное из своей сокровищницы, а также тела царей и их богатства, и решил царь, что на стенах пирамид следует запечатлеть все научные познания египтян, чтобы сохранить их в веках».

Ибн Абд аль-Хокм, собиравший древние предания, также пересказывает историю, поведанную Муртади:

«Многие историки сходятся во мнении, что пирамиды построил Саурид ибн-Салхук, царь Египта, живший за 300 лет до Всемирного потопа. Побудил царя к этому увиденный им сон. Приснилось ему, будто вся земля вместе с населявшими ее людьми перевернулась, а с неба, издавая страшный шум, падали звезды, ударяясь друг о друга. Сон обеспокоил царя, и он решил скрыть его ото всех. Вскоре после этого он увидел во сне, как звезды падают на землю в виде белых птиц, похожих друг на друга как две капли воды. Птицы уносили людей и сбрасывали их возле двух гор, и горы эти смыкались над людьми. Царь проснулся в страхе, созвал 130 верховных жрецов со всех провинций Египта, главным из них был жрец Альмамон. Царь поведал жрецам о своем сне, они изучили звезды и предсказали, что в скором времени на людей обрушится бедствие – потоп. Царь спросил: «Придет ли он на нашу землю?» И жрецы ответили: «Придет и разрушит ее». До потопа еще оставалось некоторое время, и царь повелел начать строительство пирамид и завершить его в самое короткое время.

Затем царь наполнил пирамиды несметными сокровищами, а также амулетами. На стенах пирамид он велел запечатлеть все, что сообщили ему мудрецы, а также научные познания: названия снадобий, сведения по астрологии и математике, геометрии и физике. И вот отдал царь приказ о строительстве пирамиды, звездочеты составили благоприятный гороскоп, и слуги царя принялись за работу. Они доставили из Эфиопии огромные камни и сложили из них основания трех пирамид, скрепив камни между собой свинцом и железом (?). Высота пирамид составляла 100 царских локтей, это 500 локтей нынешних. Каждая сторона основания пирамид равнялась 100 царским локтям. После завершения строительства царь повелел покрыть пирамиды мрамором сверху донизу и устроил пышные празднества, на которых присутствовали все жители его царства.

В Западной пирамиде было устроено тридцать сокровищниц, наполнены они были несметными сокровищами и разной утварью, драгоценными камнями, железными инструментами и стеклом, что можно гнуть, не опасаясь, что оно разобьется, и табличками с заклинаниями, и смертельными ядами, и другими чудесными вещами.

В Восточной пирамиде царь повелел изобразить звезды, планеты и их конфигурации; здесь же должны были храниться книги по астрономии.

В третью, или Раскрашенную, пирамиду царь поместил книги, написанные жрецами. Каждый жрец должен был написать по книге, поведав обо всех своих деяниях и открыв известные ему познания, а также рассказав обо всем, что было сделано в его время, что есть и что будет, все от начала мира до конца времен.

В каждую пирамиду был помещен хранитель. Хранителем Западной пирамиды была мраморная статуя со змеей на голове, сжимающая в руке копье. Змея убивала всякого, кто осмелился бы проникнуть в пирамиду. Хранителем Восточной пирамиды стала статуя из черного агата, восседавшая на троне и также сжимавшая в руке копье. Каждый, кто входил в пирамиду, слышал голос, издаваемый статуей. От звука этого голоса человек лишался чувств и вскоре умирал. Хранителем Раскрашенной пирамиды царь сделал каменную статую, названную Альбут. Всякого, кто приближался к ней, статуя сжимала в смертельных объятиях».

<p>Царская усыпальница

Рассказывая о строительстве пирамид, Геродот утверждает, что «Хеопс повелел Филитису воздвигнуть для него усыпальницу». Сирийский автор, живший в IX столетии, писал: «Пирамиды – это вовсе не житницы Иосифа, как многие полагают, а мавзолеи, возведенные над гробницами древних царей». Г-н Цинке, который определенно заявляет, что «каждая пирамида в Египте являла собой усыпальницу», убежден, что само слово «пирамида» означает курган или каирн. Считает пирамиды гробницами и Сервий: «В древности знатных людей хоронили либо у подножия горы, либо в горе, отсюда берет свое начало обычай воздвигать над мертвыми либо пирамиды, либо огромные курганы».

Противники гипотезы, в числе которых и г-н Йитс, задают резонный, на их взгляд, вопрос: для чего в пирамиде был сооружен колодец, если она должна была служить гробницей? Тем не менее большинство специалистов все же придерживаются гипотезы об усыпальнице. Так, г-н Гилт говорит, что пирамиды – это «погребальные памятники, независимо от того, захоранивались там тела монархов или нет». До нас дошла табличка, на которой начертана просьба некоего жреца по имени Ахра, он просит, чтобы сын его не забывал имя отца, когда тот упокоится в пирамиде, или гробнице. Г-н Бунзен, уделявший много внимания изучению древнеегипетских памятников, не сомневается, что все пирамиды являлись «лишь гигантскими оболочками вырубленных в скале гробниц», ему вторит г-н Майе, по словам которого «могучие пирамиды – наилучший способ уберечь тела от любого повреждения, который могли придумать египтяне».

Огюст Мариет, который по энтузиазму исследователя не уступает самому Бельцони, также выступает в защиту гипотезы об усыпальнице. Вот что он говорит по этому поводу: «Что касается предназначения пирамид, то было бы оскорблением всему, что мы знаем о Египте, всему, чему нас учит археология, полагать, будто пирамиды могут служить чем-то, кроме гробниц».

Далее я хотел бы рассказать, что представляет собой египетская гробница, чтобы дать читателю возможность составить свое мнение по этому вопросу.

Как правило, каждая пирамида находится в центре некрополя, исключения не составляют и Великие пирамиды Гизы, окруженные массивными гробницами. «Некоторые из них, – пишет г-н Шаба, – были сооружены в то же время, что и Великая пирамида, и строительство их было завершено еще до окончания работ над этим грандиозным памятником». По мнению доктора Бирча, «гробницы, расположенные возле Великой пирамиды, представляют собой усыпальницы членов царской семьи эпохи фараона Хуфу» (строителя этой пирамиды). Г-н Гробер считает, что гробницы древнее пирамид. С одной стороны, Огюсту Мариету удалось доказать, что некрополи Гизы (а также Саккары) были закрыты при Шестой династии, то есть уже после постройки Великой пирамиды. Однако в ходе раскопок Мариету удалось обнаружить великолепную гробницу внука Снофру, царя Третьей династии, а также несколько мастаб эпохи Снофру. По утверждению Мариета, обнаруженные гробницы могли быть построены «предшественниками основателей Великой пирамиды». С этим утверждением соглашается г-н Ренан, по словам которого «гробницы, обнаруженные в песках Саккары и у подножия пирамид, можно датировать первыми шестью династиями».

Приведенных выше свидетельств достаточно, чтобы признать, что гробницы можно считать по меньшей мере столь же древними, как и пирамиды. В этом нас заверяет также авторитетный специалист – доктор Лепсиус, выдающийся германский египтолог. По его мнению, как минимум шестьдесят гробниц в Гизе и Саккаре принадлежат Первой династии, то есть были построены более 6000 лет назад.

Что же представляет собой древнеегипетская гробница?

Она состоит из трех элементов. Первый элемент – это мастаба, или наземная часть. Второй элемент – шахта, ведущая в Подземную камеру, где, собственно, и осуществлялось захоронение тела. При погребении тело по шахте опускалось в гробницу и укладывалось там в саркофаг, затем шахта тщательно замуровывалась и все коммуникации ликвидировались.

Существуют целые некрополи подобных гробниц, называемые городами мертвых. Хотя гробницы сложены из камня, архитектор Фергюссон отмечает, что они «явно позаимствовали что-то от деревянных сооружений». Фергюссон называет мастабы «усеченными пирамидами». Такие гробницы могут достигать больших размеров, так, длина основания одной из гробниц составляет 122 м, основание другой гробницы, обнаруженной на западе долины, протянулось на 97,5 м. В самых древних гробницах камеры настолько малы, что в них едва можно выпрямиться в полный рост. Многие гробницы, построенные позднее эпохи Четвертой династии, имеют более одной камеры и более тщательно сориентированы по частям света. Для первых четырех династий характерны гробницы, сложенные из желтого кирпича, а уже при Пятой династии строятся в основном каменные сооружения.

Мастабы Гизы более единообразны и расположены симметричнее, чем гробницы близ Мемфиса. «Они выстроены, словно фигуры на шахматной доске», – отмечает Огюст Мариет. Как правило, высота мастабы не превышает 7–10 м, а размеры многих гробниц составляют 45,7 м в длину на 22,9 м в ширину. Для гробниц Шестой династии характерно покрытие сводчатой формы, а вход находится на восточной стороне.

Здесь стоит, пожалуй, привести рассказ доктора Лепсиуса об открытии одной любопытной мастабы. Это была гробница знатного человека, длина ее составляла 21,3 м, ширина – 4,3 м, а высота – 4,6 м. На стенах гробницы, как обычно, была изложена история жизни погребенного здесь человека. Как оказалось, гробница эта, находившаяся у западной стены Великой пирамиды, принадлежала принцу Мерхету, жившему во время Хеопса. По мнению доктора Лепсиуса, «более чем вероятно, что Мерхет был сыном Хуфу» (Хеопса). Его называют «надзирающим за строительством». «Следовательно, – говорит Лепсиус, – можно предположить, что Мерхет лично надзирал за строительством крупнейшей пирамиды». С большим трудом ученому удалось спуститься в замурованную некогда шахту. На глубине 18,3 м он обнаружил гипогей, или погребальную камеру, в которой стоял саркофаг.

Здесь ученого ждало чудесное открытие. В саркофаге он обнаружил останки знатного вельможи, пребывавшие в покое со дня погребения, то есть около 6000 лет. Тело покоилось в футляре, уложенном в саркофаг. С чувством гордости и удовлетворения доктор Лепсиус написал впоследствии: «Я принял все меры по сохранению древних останков знатного человека, несомненно принадлежавшего ко двору Хеопса, которые я обнаружил в погребальной камере».

Между прочим, самый древний футляр для мумии, который когда-либо достигал берегов Англии, был описан доктором Перри еще в 1743 году. Всем желающим получить представление о религиозных обрядах древних египтян я рекомендую посетить музей сэра Джона Соана, где можно полюбоваться богато украшенным резьбой алебастровым саркофагом Девятнадцатой династии, а также услышать весьма интересную лекцию из уст восьмидесятилетнего библиотекаря и куратора музея г-на Бономи. Следует отметить, что чем древнее захоронение, тем оно проще, тем меньше оно украшено. Так, погребение Двенадцатой династии, эпохи значительного прогресса и высокоразвитой культуры, г-н Руж описывает как «гробницу, построенную с большим тщанием, но украшенную лишь одной иероглифической надписью», называющей имя погребенного. Впрочем, исследуя саркофаг монарха, построившего третью пирамиду Гизы, мы также видим лишь искусную работу по камню, которую не скрывают никакие причудливые украшения. Французский ученый пишет: «Гробница царя Менкаура (Четвертая династия) представляет собой относительно небольшое сооружение. Оно почти не декорировано, все его украшение составляют простые, но изящные архитектурные линии».

К сожалению, у нас нет возможности далее обсуждать здесь древние гробницы, иначе внимание читателя на долгое время будет захвачено в высшей степени интересными раскопками доктора Шлимана в Трое и Микенах. Лишь кратко упомянем огромные могильные курганы Азии. Так, один из курганов, обнаруженных в Афганистане, имеет окружность 548,6 м. Строители курганов Америки оставили после себя один памятник в Иллинойсе, окружность которого составляет 609,6 м. Однокамерные или многокамерные курганы Бретани также поражают своими поистине гигантскими размерами. Можно упомянуть также мексиканские теокалли, предназначенные для захоронений.

Вспомним так называемый храм Сфинкса, расположенный рядом с пирамидой. Если считать это сооружение не храмом, а гробницей, то это сооружение являет собой одну из древнейших усыпальниц мира. Огюст Мариет отмечает, что «своим внешним обликом это сооружение напоминает гробницу. Можно предположить, что этот древнейший памятник – не что иное, как мастаба, подобная тем, что можно увидеть, например, в Абусире и Саккаре. В камере усыпальницы расположено шесть ниш, похожих на ниши в третьей пирамиде, предназначенные для размещения в них мумий».

Обратимся теперь к Великой пирамиде. Что же представляет собой эта усыпальница? Ей присуща та же планировка, что характерна для типичных древних гробниц. Как и в обычной мастабе, здесь истинная погребальная камера находится под землей, в конце шахты. Тот факт, что в Великой пирамиде так и не была обнаружена мумия царя, еще не может служить опровержением гипотезы об усыпальнице. По существу, в Великой пирамиде было открыто лишь несколько камер, логично предположить, что там могут быть и другие, пока скрытые от наших глаз помещения. По простоте стиля Великая пирамида напоминает последний приют царя Менкаура, здесь нет ни изваяний, ни росписей.

<p>Эталон мер и весов

Это, возможно, одна из наиболее важных и интересных гипотез. Изучая пирамиду, исследователи задаются вопросом: а зашифрован ли в этом сооружении какой-либо эталон и имеет ли он под собой научную основу?

Мнения относительно состояния древней науки варьируются от нелепого ее умаления до необоснованного возвеличивания. Современная тенденция такова, что мы всё с большим уважением и интересом начинаем относиться к изучению Древнего мира. Однако мы, европейцы, по-прежнему так гордимся своими научными достижениями, что нам кажется почти невероятным, что люди, жившие в Египте за 6000 лет до Ньютона и Лапласа, обладали не только элементарными знаниями.

Что же говорит г-н Госселин в своем труде «Систематическая и точная география древних»? А говорит он следующее: «Древние дорожные меры длины более точны, чем принято думать. Сопоставляя их с нынешними картами, мы приходим в замешательство и не знаем, должны ли мы приписать ошибки, которые, как нам представляется, есть в древних путеводителях, неточности древних авторов или же несовершенству наших нынешних познаний».

Г-н Дюфу, автор книги «Установление даты и истинного предназначения четырех пирамид Гизы, в особенности Великой пирамиды», считает, что «отличительной чертой геодезических и прочих расчетов древних египтян является поразительная точность. Представляется, что современная наука пока еще не способна достичь таких высот, которые удалось покорить древним».

Выдающийся вклад в дело изучения пирамиды внес профессор из Эдинбурга, г-н Пьяцци Смит. Применив все свои математические способности, он разработал чрезвычайно любопытную теорию, а затем благодаря своей энергичности и энтузиазму вызвал к ней всеобщий интерес.

Интерес этот усилился, когда профессор заявил, что эталон мер и весов, запечатленный в пирамиде, был продиктован свыше и являет собой божественный дар.

Однако отвлечемся на время от сверхъестественного аспекта теории и взглянем на пирамиду с практической точки зрения, как на метрический эталон.

240 лет назад профессор Гривс приступил к изучению древнего памятника на Ниле и по возвращении в Оксфордскую обсерваторию опубликовал серию писем. Труд этот, «отпечатанный Дж. Собриджем в Малой Британии», был озаглавлен «Происхождение и возраст наших английских мер и весов, открытые путем их сравнения со стандартами, обнаруженными в одной из египетских пирамид».

В предисловии профессор Гривс говорит: «Стандарты этой пирамиды, столь тесно согласующиеся с нашими английскими мерами, равно как и мерами древних персов, греков и римлян, заслуживают изучения теми, кто обладает глубокими познаниями».

В соответствии с духом тех пуританских времен г-н Гривс рассматривает пирамиду в основном с точки зрения Священного Писания и поэтому привлекает к своим расчетам древнееврейские локти, баты и т. д. В итоге профессор приходит к выводу, что пирамидальный локоть равнялся 21,875 дюйма (55,56 см).

Естественно, больше всего внимание профессора привлекал саркофаг, в нем Гривс видел несомненное сходство с иудейской купелью, хотя Иосиф, например, говорит о священной купели как о полусфере. «Саркофаг, – говорит Гривс, – представляется мне схожим с купелью, в которой совершали омовения жрецы того времени».

Сэр Исаак Ньютон, известный математик и человек не чуждый религии, проявил большой интерес к теориям оксфордского астронома. Он написал труд на латыни, озаглавленный «Священный локоть иудеев и локти некоторых народов, в которых, по измерениям величайшей египетской пирамиды, проделанным г-ном Джоном Гривсом, древний локоть Мемфиса устанавливается».

Среди прочих любопытных фактов, открывшихся в ходе исследования пирамиды, Ньютона поразили размеры выступов в Большой галерее, ширина и глубина которых составляла 0,5 м (1,717 фута).

«Здесь, – говорит Ньютон, – мы видим поразительное совпадение: кто мог себе представить, что египетские меры по воле случая совпадут с длиной локтя, принятого у нас?» Однако далее Ньютон говорит, что прежде локтю длиной 0,5 м, видимо, предшествовал другой, большей длины, которая могла составлять около 63,5 см.

Г-н Пэнктон определенно заслуживает чести быть первым, кто высказал мысль об астрономическом аспекте египетской системы мер. В 1780 году он обнаружил, что длина основания пирамиды, 22 235,16 см, составляет одну пятисотую долю градуса меридиана. Г-н де Лиль заявил, что теория его ученого друга явила собой «выдающийся образец человеческой мысли».

0|1|2|3|4|

Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua