Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Антон Иванович Первушин Тайны забытого оружия

0|1|2|3|

В начале 1970 года на базе одного из истребительных полков ВВС Туркестанского военного округа организовали Центр подготовки летного состава, где начали оттачивать боевое мастерство пилоты, собиравшиеся отправиться в «дальние командировки».

В Центре имелись эскадрильи, укомплектованные самолетами «МиГ–21ПФМ», «МиГ–21СМ» и «МиГ–21УМ(УА)». Подготовка проводилась по программе «Кавказ» («500–е упражнение»), в которую входила отработка одиночного и группового полетов, сложного и высшего пилотажа, боевого маневрирования, одиночных и групповых маневренных воздушных боев на средних, малых и предельно малых высотах.

К 1972 году Центр выпустил несколько групп летчиков, которые затем приняли участие в боевых действиях в Египте.

После первых успехов командование пришло к выводу, что боевой опыт необходимо внедрять во всех авиачастях. Центр в Туркмении перепрофилировали: две эскадрильи вместе с другими частями и подразделениями обеспечения и контроля (в том числе — подразделение радиоуправляемых мишеней «Ла–17») вошли в состав Базы ВВС по проверке боевой подготовки строевых частей истребительной авиации.

Эскадрильи укомплектовывались летчиками с опытом воздушных боев во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и теми из молодежи, кто прошел подготовку по программе «Кавказ». Именно с этой элитой авиации предстояло посоревноваться пилотам со всего Советского Союза, время от времени посещавшими туркменскую Базу.

Так началась почти двадцатилетняя история советских эскадрилий «Агрессор». Хотя название это ни разу ни в одном документе не фигурировало, в кругу военных летчиков эти подразделения окрестили именно так.

Подобно коллегам в США, летчики Базы обладали высочайшим уровнем подготовки и «воевать» с ними было непросто.

Со временем летчиков, имевших реальный боевой опыт, становилось всё меньше — они старели и уходили в отставку — а в строю их заменяли пилоты 1–го класса. Обновлялась и техника. Осенью 1975 года вторая эскадрилья Центра получила на вооружение самолеты «МиГ–23М» и «МиГ–23УБ». В 1987 году первая эскадрилья освоила самый современный истребитель того времени — «МиГ–29».

В конце восьмидесятых возникла интересная проблема: к проверкам на Базе привлекались авиаполки на истребителях, однотипных «местным». И летчикам, особенно при выполнении групповых маневренных воздушных боев, было сложно определить, где «свой», а где «чужой». Для решения проблемы командование приняло решение нанести на самолеты, принадлежащие Базе, отличительную окраску: так называемые «коньячные полосы» на верхних поверхностях крыльев и фюзеляже и «акулью пасть» в носовой части. Уже по инициативе летчиков и техников Базы возникла также неофициальная символика учебных эскадрилий: у первой — леопард в прыжке, у второй — викинг с дубинкой. Обе эмблемы, несмотря на их шуточный характер, очень напоминают символику некоторых американских подразделений, обожающих агрессивные образы.

Время шло, и осенью 1991 года было запланировано переучивание второй эскадрильи на истребители «Су–27», были готовы и эскизы их «агрессорской» раскраски. Однако развал Советского Союза, случившийся в декабре того же года, поставил крест на этих планах. Начальник Базы полковник Константин Петрович Морозов стал министром обороны Украины. База же перешла сначала в состав Вооруженных Сил СНГ, а затем — под юрисдикцию России, но на территории Туркменистана…

* * *

В октябре 1990 года, после объединения Германии, летательные аппараты ВВС Национальной народной армии ГДР влились в состав люфтваффе. Борта самолетов украсились крестами и новыми эмблемами эскадрилий.

Сначала командование Люфтваффе отнеслось к советским истребителям, стоявшим на вооружении ВВС ГДР, довольно скептически, но, прикинув экономические аспекты, приняло решение оставить в эксплуатации 24 истребителя «МиГ–29» (20 одноместных и 4 двухместные машины) советского производства. Для технической поддержки немецких «МиГов» в 1993 году было создано российско—германское совместное предприятие MAPS (MIG Aircraft Product Support GmbH).

В процессе учебных боев с различными истребителями западного производства выяснилось, что «МиГ–29» по ряду летных характеристик превосходит американские самолеты того же класса.

В конце сентября 1998 года состоялись плановые военно—воздушные учения стран НАТО, в которых немецкие «МиГ–29» выиграли все воздушные бои с американскими истребителями «F–16», «F–4», а также с французскими «Миражами–2000».

В ходе учений выявилось «безусловное превосходство» (так выразился представитель американского командования) российских самолетов над западными аналогами.

«Один на один я легко побью любого, — заявил журналистам командир 73–й эскадрильи люфтваффе полковник Рейнхард Мак, — в том числе и F–15. Исключение может составить только последний вариант F–16».

«МиГи–29» германских ВВС были модернизированы под стандарты НАТО. После чего шесть машин впервые приняли участие в американских учениях «Красный флаг» в качестве «агрессоров». Как показали эти учебные бои, на дистанциях в 65 километров преимущество имеют американские истребители; по мере сокращения расстояния ситуация выравнивается, и на 17 километрах предпочтительнее выглядит «МиГ».

Поскольку в настоящее время Россия и страны НАТО считаются союзниками, в коммюнике об этих учениях, ставших достаточно частыми, отдельно подчеркивалось, что участие немецких «МиГов» не должно расцениваться как подготовка к войне с нашей страной — однако на вооружении стран, объявленных врагами или «потенциальными противниками» США, можно увидеть и «МиГи», и «Су». Так, во время войны с Югославией летчики НАТО сбили шесть «МиГов–29», принадлежавшим сербским ВВС, — подготовка в играх против «агрессоров» не прошла даром.

Ныне истребители «МиГ–29» переданы Германией Польше. Варшава собирается использовать эти бывалые истребители на протяжении пяти лет, после чего будут закуплены новые. Роль учебных «агрессоров» переходит к полякам…

<p>4.3. Тайны «Наутилуса»

Пятьдесят лет назад, 21 января 1954 года, была спущена на воду атомная подводная лодка «Наутилус» («Nautilus»). Это была первая субмарина с ядерным реактором, позволяющим месяцами находиться в автономном плавании без подъема на поверхность. Открывалась новая страница в истории Холодной войны…

Идея использовать ядерный реактор в качестве силовой установки субмарин возникла еще в Третьем рейхе. Не потребляющие кислород «урановые машины» (так назывались тогда ядерные реакторы) профессора Гейзенберга предназначались прежде всего для «подводных волков» Криегсмарине. Однако довести работу до логического завершения у немецких физиков не получилось, и инициатива перешла к США, которые некоторое время были единственной страной в мире, располагавшей атомными реакторами и бомбами.

В первые годы Холодной войны между СССР и США в качестве носителей атомной бомбы американским стратегам мыслились бомбардировщики дальнего действия. У США имелся большой опыт боевого применения этого вида вооружения, американская стратегическая авиация обладала репутацией самой мощной в мире, наконец, территория США считалась в значительной степени неуязвимой для ответного удара противника. Однако использование самолетов требовало их базирования в непосредственной близости к границам СССР. В результате предпринятых дипломатических усилий уже в июле 1948 года лейбористское правительство дало согласие на размещение в Великобритании 60 бомбардировщиков «Б–29» с атомными бомбами на борту. После подписания в апреле 1949 года Североатлантического пакта вся Западная Европа оказалась втянутой в ядерную стратегию США, а число американских баз за рубежом к концу 1960–х годов достигло 3400!

Однако с течением времени американские военные и политики пришли к пониманию того, что присутствие стратегической авиации на иностранных территориях связано с риском изменения политической ситуации в той или иной стране, поэтому носителем атомного оружия в будущей войне всё чаще виделся флот. Окончательно эта тенденция укрепилась после убедительных испытаний атомных бомб у атолла Бикини.

В 1948 году американские конструкторы закончили разработку проекта атомной энергетической установки и приступили к проектированию и строительству опытного реактора.

Таким образом, существовали все предпосылки для создания флота атомных субмарин, которые не только должны были нести на себе ядерное оружие, но и иметь атомный реактор в качестве силовой установки.

Строительство первой такой лодки, нареченной в честь фантастической субмарины, придуманной Жюлем Верном, «Наутилусом» и имевшей обозначение SSN–571, началось 14 июня 1952 года в присутствии президента США Гарри Трумэна на верфи в Гротоне.

21 января 1954 года в присутствии президента США Эйзенхауэра «Наутилус» был спущен на воду, а через восемь месяцев — 30 сентября 1954 года — принят на вооружение ВМС США.

17 января 1955 года «Наутилус» вышел на ходовые испытания в открытый океан, и его первый командир Юджин Вилкинсон передал в эфир открытым текстом: «Идем под атомным двигателем».

Не считая абсолютно новой энергетической установки «Марк–2», лодка имела обычную конструкцию. При водоизмещении Наутилуса около 4000 тонн двухвальная атомная энергетическая установка суммарной мощностью 9860 киловатт обеспечивала скорость более 20 узлов. Дальность плавания в подводном положении составляла 25 тысяч миль при расходе 450 граммов U235 в месяц. Таким образом, продолжительность плавания зависела только от исправной работы средств регенерации воздуха, запасов продуктов жизнедеятельности экипажа и выносливости личного состава.

При этом однако удельная масса атомной установки оказалась очень велика, из—за этого на Наутилусе не удалось установить часть предусмотренного проектом вооружения и оборудования. Основной причиной утяжеления была биологическая защита, в состав которой входит свинец, сталь и другие материалы (около 740 тонн). В итоге всё вооружение «Наутилуса» составляли 6 носовых торпедных аппаратов с боекомплектом в 24 торпеды.

* * *

Как и в любом новом деле, не обошлось без проблем.

Еще в ходе постройки «Наутилуса», а конкретно — во время испытаний энергетической установки, произошел разрыв трубопровода второго контура, по которому насыщенный пар с температурой около 220 °C и под давлением 18 атмосфер поступал из парогенератора к турбине. К счастью, это был не главный, а вспомогательный паропровод.

Причиной аварии, как установили в процессе расследования, был производственный дефект: вместо труб из качественной углеродистой стали марки А–106 в паропровод включили трубы из менее прочного материала А–53. Авария заставила американских конструкторов поставить под сомнение целесообразность использования сварных труб в системах подводных лодок, работающих под давлением.

Устранение последствий аварии и замена уже смонтированных сварных труб безшовными задержали окончание постройки «Наутилуса» на несколько месяцев.

После вступления лодки в строй по средствам массовой информации начали циркулировать слухи, будто бы личный состав «Наутилуса» получил серьезные дозы радиации вследствие недостатков в конструкции биозащиты. Сообщалось, что военно—морскому командованию пришлось в спешном порядке произвести частичную замену экипажа, а подводную лодку поставить в док для внесения в конструкцию защиты необходимых изменений. Насколько верна эта информация, не известно до сих пор.

4 мая 1958 года на «Наутилусе», следовавшем в подводном положении из Панамы в Сан—Франциско, произошел пожар в турбинном отсеке. Возгорание пропитанной маслом изоляции турбины левого борта, как было установлено, началось за несколько дней до пожара, но его признаки оставили без должного внимания. Легкий запах дыма приняли за запах свежей краски. Пожар обнаружили лишь тогда, когда нахождение личного состава в отсеке из—за задымленности стало невозможным. В отсеке было так много дыма, что подводники в противодымных масках не смогли найти его источник.

Не выяснив причин появления дыма, командир корабля отдал приказ остановить турбину, всплыть на перископную глубину и попытаться провентилировать отсек через шноркель. Однако эти меры не помогли, и лодка была вынуждена всплывать в надводное положение. Усиленная вентиляция отсека через открытый люк с помощью вспомогательного дизель—генератора наконец принесла свои результаты. Количество дыма в отсеке уменьшилось, и экипажу удалось найти место возгорания. Два матроса в противодымных масках (на лодке оказалось лишь четыре таких маски) с помощью ножей и плоскогубцев принялись сдирать тлеющую изоляцию с корпуса турбины. Из—под сорванного куска изоляции выбился столб пламени высотой около метра. В ход пошли пенные огнетушители. Пламя было сбито, и работы по удалению изоляции продолжались. Людей приходилось менять через каждые 10–15 минут, так как едкий дым проникал даже в маски. Только через четыре часа вся изоляция с турбины была удалена и пожар потушен.

После прихода лодки в Сан—Франциско ее командир осуществил ряд мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности корабля. В частности, старая изоляция была удалена и со второй турбины. Изолирующими дыхательными аппаратами был обеспечен весь личный состав подводной лодки.

В мае 1958 года во время подготовки «Наутилуса» к походу на Северный полюс на лодке имела место водотечность главного конденсатора паротурбинной установки. Просачивающаяся в конденсатно—питательную систему забортная вода могла явиться причиной засоления второго контура и повлечь за собой выход из строя всей энергетической системы корабля. Неоднократные попытки найти место протечки не привели к успеху, и командир подводной лодки принял оригинальное решение. После прихода «Наутилуса» в Сиэтл матросы в штатской одежде — подготовка похода держалась в строгой тайне — скупили в автомобильных магазинах всю патентованную жидкость для заливки в радиаторы автомобилей с целью прекращения течи.

Половина этой жидкости (около 80 литров) была вылита в конденсатор, после чего ни в Сиэтле, ни позже во время похода проблема засоления конденсатора не возникало. Вероятно, течь была в пространстве между двойными трубными досками конденсатора и прекратилась после заливки этого пространства самотвердеющей смесью.

10 ноября 1966 года во время учений ВМС НАТО в Северной Атлантике «Наутилус», выходивший в атаку в перископном положении на американский авианосец «Эссекс» (водоизмещение 33 тысяч тонн), столкнулся с ним. В результате столкновения авианосец получил подводную пробоину, а на лодке было разрушено ограждение выдвижных устройств. В сопровождении эсминца «Наутилус» дошел своим ходом со скоростью около 10 узлов до военно—морской базы в американском Нью—Лондоне, преодолев расстояние около 360 миль.

* * *

22 июля 1958 года «Наутилус» под командованием Уильяма Андерсена вышел из Перл—Харбора с целью достичь Северного полюса.

А началось всё с того, что в конце 1956 года начальник штаба ВМС адмирал Бэрк получил письмо от сенатора Джексона. Сенатора интересовала возможность действий атомных субмарин под паковыми льдами Арктики. Это письмо было первой ласточкой, заставившей командование американского флота всерьез задуматься об организации похода к Северному полюсу. Правда, часть американских адмиралов считала затею безрассудной и была категорически против. Несмотря на это, командующий подводными силами Атлантического флота считал полярный поход делом решенным.

Андерсон начал готовиться к предстоящему походу с утроенным рвением. На «Наутилусе» была установлена специальная аппаратура, позволявшая определить состояние льда, и новый компас МК–19, который в отличие от обычных магнитных компасов действовал в высоких широтах. Перед самым походом Андерсон раздобыл самые свежие карты и лоции с глубинами Арктики и даже совершил авиаперелет, маршрут которого совпадал с планируемым маршрутом «Наутилуса».

19 августа 1957 года «Наутилус» взял курс на район между Гренландией и Шпицбергеном. Первый пробный выход субмарины под паковый лед оказался неудачным. Когда эхоледомер зафиксировал нулевую толщину льда, лодка попыталась всплыть. Вместо ожидаемой полыньи «Наутилус» встретил дрейфующую льдину. От столкновения с ней лодка сильно повредила единственный перископ, и командир «Наутилуса» принял решение вернуться назад, к кромке паков.

Искореженный перископ чинили в походных условиях. Андерсон довольно скептически наблюдал за тем, как работают сварщики по нержавеющей стали — даже в идеальных заводских условиях такая сварка требовала большого опыта. Тем не менее образовавшаяся в перископе трещина была заделана, и прибор снова начал действовать.

Не принесла результата и вторая попытка достичь полюса. Через пару часов после того как «Наутилус» пересек 86–ю параллель, вышли из строя оба гирокомпаса. Андерсон решил не искушать судьбу и отдал приказ поворачивать — в высоких широтах даже мизерное отклонение от правильного курса могло оказаться роковым и вывести корабль к чужому берегу.

В конце октября 1957 года Андерсон выступил в Белом доме с небольшим докладом, который посвятил недавнему походу под арктическими льдами. Доклад выслушали с безразличием, и Уильям был разочарован. Тем сильнее стало желание командира «Наутилуса» отправиться к полюсу снова.

Обдумывая это плавание, Андерсон подготовил письмо в Белый дом, в котором убедительно доказывал, что переход через полюс станет реальностью уже в следующем году. Из администрации президента дали понять, что командир «Наутилуса» может рассчитывать на поддержку. Идеей заинтересовался и Пентагон. Вскоре после этого адмирал Бэрк доложил о готовящемся походе самому президенту, который отнесся к планам Андерсона с большим энтузиазмом.

Операция должна была проводиться в атмосфере строгой секретности — командование опасалось новой неудачи. О деталях похода знала только небольшая группа людей в правительстве. Чтобы скрыть истинную причину установки на «Наутилусе» дополнительного навигационного оборудования, было объявлено об участии корабля в совместных учебных маневрах вместе с лодками «Скейт» и «Хафбик».

9 июня 1958 года «Наутилус» отправился в свое второе полярное плавание. Когда Сиэтл остался далеко позади, Андерсон приказал закрасить номер субмарины на ограждении рубки, чтобы сохранить инкогнито. На четвертый день пути «Наутилус» приблизился к Алеутским островам. Зная, что дальше придется идти по мелководью, командир корабля скомандовал всплытие. «Наутилус» долго маневрировал в этом районе — искал удобную брешь в цепи островов, чтобы пробраться на север. Наконец, штурман Дженкинс обнаружил достаточно глубокий проход между островами. Преодолев первое препятствие, подводный корабль вошел в Берингово море.

Теперь «Наутилусу» предстояло проскочить через узкий и покрытый льдами Берингов пролив. Путь западнее острова Святого Лаврентия оказался полностью закрытым паковыми льдами. Осадка некоторых айсбергов превышала десяток метров. Они легко могли раздавить «Наутилус», прижав подводный корабль ко дну. Несмотря на то, что значительная часть пути была пройдена, Андерсон отдал приказ следовать обратным курсом.

Командир «Наутилуса» не отчаивался — возможно, восточный проход через пролив окажется более приветливым к редким гостям. Лодка вышла из сибирских льдов и взяла курс на юг от острова Святого Лаврентия, собираясь пройти в глубокие воды мимо Аляски. Следующие несколько дней похода прошли без приключений, и утром 17 июня субмарина достигла Чукотского моря.

И тут радужные ожидания Андерсона рухнули. Первым тревожным сигналом стало появление льдины девятнадцатиметровой толщины, которая шла прямо на подводный корабль. Столкновения с ней удалось избежать, но самописцы приборов предостерегали: на пути лодки — еще более серьезная преграда. Прижавшись к самому дну, «Наутилус» проскользнул под огромной льдиной на расстоянии всего полутора метров от нее. Избежать гибели удалось лишь чудом. Когда перо самописца наконец—то пошло вверх, указывая, что лодка разминулась с льдиной, Андерсон понял: операция провалена окончательно…

Капитан направил свой корабль в Перл—Харбор. Оставалась еще надежда, что в конце лета граница льда отодвинется к более глубоким районам, и можно будет предпринять еще одну попытку подобраться к полюсу. Но кто даст на нее разрешение после стольких неудач?

Реакция высшего военного ведомства США была немедленной — Андерсона вызвали в Вашингтон для объяснений. Командир «Наутилуса» держался молодцом, проявив упорство. Его доклад для старших офицеров Пентагона выражал твердую уверенность в том, что следующий, июльский, поход несомненно увенчается успехом. И ему дали еще один шанс.

Андерсон тут же начал действовать. Для наблюдения за ледовой обстановкой он выслал на Аляску своего штурмана Дженкса. Для Дженкса сочинили легенду, согласно которой он являлся офицером Пентагона, наделенным специальными полномочиями. Прибыв на Аляску, Дженкс поднял в воздух чуть ли не всю патрульную авиацию, которая ежедневно вела наблюдения в районе будущего маршрута «Наутилуса». В середине июля Андерсон, всё еще находившийся в Перл—Харборе, получил долгожданное известие от своего штурмана: ледовая обстановка стала благоприятной для трансполярного перехода, главное — не упустить момент.

22 июля атомная подлодка с затертыми номерами покинула Перл—Харбор. «Наутилус» шел на максимальной скорости. В ночь на 27 июля Андерсон вывел корабль в Берингово море. Еще через два дня, проделав 2900–мильный путь от Перл—Харбора, «Наутилус» уже рассекал воды Чукотского моря.

1 августа субмарина опустилась под паковые арктические льды, местами уходящие в воду на глубину до двадцати метров. Провести «Наутилус» под ними было нелегко. Почти всё время Андерсон сам стоял на вахте.

Экипаж корабля был взволнован предстоящим событием, которое хотелось отметить должным образом. Некоторые, например, предлагали описать вокруг полюса двадцать пять небольших кругов. Тогда «Наутилус» смог бы войти в книгу рекордов Гиннеса как корабль, первым в истории мореплавания совершивший 25 кругосветных путешествий в одном походе. Андерсон справедливо считал, что о подобных маневрах не может быть и речи — слишком велика вероятность сбиться с курса. Командира «Наутилуса» волновали совсем другие проблемы. Чтобы пересечь полюс как можно точнее, Андерсон не отрывал взгляда от указателей электронавигационных приборов. 3 августа в двадцать три часа пятнадцать минут цель похода — Северный географический полюс Земли — была достигнута.

Не задерживаясь в районе полюса дольше, чем этого потребовал сбор статистической информации о состоянии льдов и забортной воды, Андерсон направил подводный корабль в Гренландское море. «Наутилусу» предстояло прибыть в район Рейкьявика, где должна была состояться секретная встреча. Вертолет, ожидавший подлодку в точке рандеву, снял с борта субмарины только одного человека — командира Андерсона. Спустя пятнадцать минут вертолет приземлился в Кефлавике рядом с готовым к отправке транспортным самолетом. Когда колеса самолета коснулись посадочной дорожки аэродрома в Вашингтоне, Андерсона уже ожидала машина, высланная из Белого дома — командира «Наутилуса» пожелал увидеть президент. После отчета об операции Андерсона снова вернули на борт лодки, которая за это время успел достичь Портленда.

Через шесть дней «Наутилус» и его командир с почетом входили в Нью—Йорк. В их честь был устроен военный парад…

* * *

Среди современных мифов есть и такой.

Рассказывают, будто бы на подводной лодке «Наутилус» проводились эксперименты по установлению телепатической связи.

Эту информацию озвучили в конце 1950–х годов два французских конспиролога — Луи Повель и Жак Бержье. Их статья не прошла мимо внимания советских органов, защищающих страну от потенциального агрессора. 26 марта 1960 года министр обороны маршал СССР Малиновский получил рапорт от инженера—полковника, кандидата наук Полетаева:

«В американских Вооруженных силах принята на вооружение телепатия (передача мыслей на расстояние без помощи технических средств) в качестве средства связи с подводными лодками, находящимися в плавании… Научные исследования по телепатии ведутся давно, но начиная с конца 1957 года в работу включились крупные исследовательские организации США: “Ренд Корпорейшен”, “Вестингауз”, “Белл телефон компании” и другие. В конце работ был проведен эксперимент — передача информации с помощью телепатической связи с базы на подводную лодку “Наутилус”, находившуюся в погруженном состоянии под полярными льдами на расстоянии до 2000 километров от базы. Опыт прошел успешно».

Министр, как и ожидалось, живо заинтересовался таким поразительным успехом потенциального противника. Были проведены несколько секретных совещаний с участием советских специалистов по парапсихологии. Обсуждалась возможность открытия работ по исследованию феномена телепатии в военном и военно—медицинском аспектах, однако в то время они закончились ничем.

В середине 1990–х корреспонденты чикагского журнала «Зис Уик» взяли серию интервью у капитана «Наутилуса» Андерсона. Его ответ был категоричен: «Опытов по телепатии совершено определенно не было. Статья Повеля и Бержье целиком ложная. 25 июля 1960 года, в день, когда, по утверждению авторов, “Наутилус” вышел в море, чтобы провести сеанс телепатической связи, лодка находилась в сухом доке в Портсмуте». Эти высказывания были проверены журналистами по своим каналам и оказались правдой.

По мнению автора книги «Парапсихологическая война: угроза или иллюзия» Мартина Эбона за статьями о «Наутилусе» стоял… Комитет государственной безопасности СССР! Цель «утки», по версии автора, вполне оригинальная: убедить ЦК КПСС дать отмашку началу подобных работ в Союзе. Дескать, партийные руководители, воспитанные в духе догматического материализма, испытывали предубеждение против идеалистической парапсихологии. Единственное, что могло подтолкнуть их к развертыванию соответствующих исследований, это информация об успешных разработках за рубежом…

* * *

3 марта 1980 года «Наутилус» после 25 лет службы был исключен из состава флота и объявлен национальным историческим памятником. Были разработаны планы конверсии подводной лодки в музей для общественного показа. По окончании дезактивации и выполнения большого объема подготовительных работ 6 июля 1985 года «Наутилус» отбуксировали в Гротон (штат Коннектикут). Здесь в Музее подводного флота США первая в мире атомная подводная лодка открыта для посещений.

<p>4.4. «Чудо—оружие» президента Путина

15 июля 2001 года, в ходе испытания, которое обошлось в 100 миллионов долларов, специалисты Пентагона успешно уничтожили межконтинентальную баллистическую ракету на высоте 144 миль над поверхностью Земли.

Полутораметровый поражающий элемент ракеты—перехватчика, запущенной с атолла Кваджелейн на Маршалловых островах, сближаясь со стартовавшей с базы ВВС США Ванденберг ракетой «Минитмен», поразил ее прямым попаданием, в результате чего на небе наблюдалась ослепительно яркая вспышка, которая вызвала ликование американских военных и технических специалистов, восхищенно потрясавших кулаками.

«По первичным оценкам, всё сработало как надо, — заявил начальник управления по противоракетной обороне министерства обороны США генерал—лейтенант Рональд Кэдиш. — Мы попали очень точно. Мы будем настаивать на скорейшем проведении следующего испытания».

Испытание произошло через несколько дней после того, как Пентагон подтвердил, что программа Национальной противоракетной обороны США будет существенно ускорена и что к моменту президентских выборов 2004 года часть системы противоракетной обороны территории страны уже будет развернута.

Итак, что же представляет собой система Национальной противоракетной обороны США, вокруг которой сломано столько копий? Способна ли она реально защитить Америку и ее стратегических партнеров или является лишь поводом для выколачивания средств у налогоплательщиков?

* * *

13 декабря 2001 года президент США Джордж Буш уведомил президента Российской Федерации Владимира Путина о выходе в одностороннем порядке из Договора по ПРО от 1972 года. Решение было связано с планами Пентагона не позднее чем через полгода провести новые испытания системы Национальной противоракетной обороны (НПРО) с целью защиты от нападения со стороны так называемых стран—«изгоев». Перед тем Пентагон уже провел пять успешных испытаний новой противоракеты.

Времена «звездных войн» вернулись. Америка вновь жертвует своей репутацией на мировой арене и расходует колоссальные средства в погоне за призрачной надеждой получить противоракетный «зонтик», который защитит ее от угрозы с неба. Бессмысленность этой затеи очевидна. Системы НПРО не обеспечивают стопроцентной гарантии безопасности, но зато могут создать ее иллюзию. А нет ничего опаснее для здоровья и самой жизни, чем иллюзия безопасности…

Система НПРО США, по замыслам ее создателей, включит несколько элементов: наземные перехватчики ракет («Ground leased Interceptor»), система боевого управления («Battle Management/Command, Control, Communication»), высокочастотные РЛС противоракетной обороны («Ground Based Radiolоcator»), РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), высокочастотные РЛС противоракетной обороны («Brilliant Eyes») и группировку спутников СБИРС.

Наземные перехватчики ракет или противоракеты — основное оружие НПРО. Они уничтожают боеголовки баллистических ракет за пределами земной атмосферы.

Система боевого управления — своеобразный мозг системы НПРО. В случае запуска ракет по территории США именно она будет управлять перехватом.

Наземные высокочастотные радары НПРО отслеживают траекторию полета ракеты и боеголовки. Полученную информацию они отправляют системе боевого управления. Последняя в свою очередь дает команду перехватчикам.

Группировка спутников СБИРС представляет собой двухэшелонную спутниковую систему, которая будет играть ключевую роль в системе управления комплекса НПРО. Верхний эшелон, космический, в проекте включает от 4 до 6 спутников системы предупреждения о ракетном нападении. Низковысотный эшелон состоит из 24 спутников, находящихся на удалении 800 — 1200 километров. Эти спутники оснащены датчиками оптического диапазона, которые обнаруживают и определяют параметры движения целей.

По замыслу Пентагона, первоначальным этапом в создании НПРО должно стать строительство радиолокационной станции на острове Шемия (Алеутские острова). Место для начала развертывания системы НПРО выбрано неслучайно. Именно через Аляску по расчетам экспертов проходит большая часть полетных траекторий ракет, которые могут достигнуть территории США. Поэтому там планируется размещение около 100 противоракет. Кстати, эта РЛС, находящаяся еще пока в проекте, завершает создание вокруг США кольца слежения, в которое входят радар в Туле (Гренландия), РЛС в Великобритании и три радара на территории Соединенных Штатов. Все они действуют уже на протяжении тридцати лет и в ходе создания системы НПРО будут модернизированы.

Кроме того, подобные же задачи (слежение за пусками ракет и предупреждение о ракетном нападении) станет выполнять и РЛС в Варде (Норвегия), расположенная всего в 40 километрах от российской границы.

Поскольку деньги на НПРО выделяются без задержек, американские военные специалисты развернули бурную деятельность. Разработка ведется сразу по ряду направлений, и создание противоракет — еще не самый сложный элемент в программе.

Уже испытан лазер космического базирования. Это произошло 8 декабря 2000 года. Комплексное испытание фторводородного лазера «Альфа ХЕЛ» («Alpha HEL»), изготовленного компанией «ТРВ», и оптической системы управления лучом, созданной фирмой «Локхид—Мартин», проводились в рамках программы «SBL–IFX» («Space Based Laser Integrated Flight Experiment» — «Демонстратор для комплексных летных испытаний лазера космического базирования») на полигоне Капистрано (город Сан—Клемент, штат Калифорния). Целью испытаний было определение возможности поддерживать требуемое направление на цель и обеспечивать управление первичной и вторичной оптикой в ходе высокоэнергетического излучения лазера. Испытания завершились полным успехом: система «ATР» работала даже с большей точностью, чем требовалось.

Согласно официальной информации, вывод на орбиту демонстратора «SBL–IFX» намечен на 2012 год, а его испытания по стартующим межконтинентальным ракетам — на 2013 год. А к 2020 году может быть развернута эксплуатационная группировка космических аппаратов с высокоэнергетическими лазерами на борту.

Тогда, как оценивают эксперты, вместо 250 ракет—перехватчиков на Аляске и в Северной Дакоте достаточно развернуть группировку из 12–20 космических аппаратов на базе технологий «SBL» на орбитах с наклонением 40°. На уничтожение одной ракеты понадобится всего от 1 до 10 секунд в зависимости от высоты полета цели. Перенастройка на новую цель займет всего лишь полсекунды. Система, состоящая из 20 спутников, должна обеспечить почти полное предотвращение ракетной угрозы.

* * *

Разумеется, все эти планы по созданию и развертыванию противоракетной обороны нового типа не могут не вызывать беспокойства у российского правительства. Какие бы слова на дипломатическом уровне при этом ни произносились, программа НПРО нарушает практически все международные договоренности по ограничению современных видов вооружений и провоцирует на ответные меры те государства, которые США традиционно считают своими геополитическими соперниками.

Следовательно, уже сегодня наши политики и военные должны изыскивать ответ на новый «вызов» в виде американской НПРО. Каким же будет этот ответ?

Ни для кого не секрет, что современная российская армия переживает не самые лучшие времена. Обещания о создании вооруженных сил, комплектуемых по контракту, которые раздавали направо—налево и Борис Николаевич Ельцин, и Владимир Владимирович Путин, так и остались обещаниями. Больше того, в ближайшее время не планируется заметного снижения общей численности российской армии — в ней так и останется свыше миллиона человек, хотя давно было доказано, что нам такую армию в условиях мирного времени просто не прокормить, — а раз не прокормить, то эта огромная армия будет вести свое существование в состоянии нищеты или близком к нищете.

Поскольку реформа армии тормозится (в причины этого торможения мы здесь вдаваться не будем — тема для отдельного разговора), у всех экспертов, наших и западных, вызвало большое удивление заявление президента Путина, будто бы в России на вооружение скоро встанет какой—то необычный ракетный комплекс.

Впервые Путин сказал об этом 18 февраля 2004 года на пресс—конференции в Плесецке, посвященной итогам масштабных учений «Безопасность–2004». Тогда он сообщил, что на вооружение ракетных войск стратегического назначения будут поставлены «новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью, высокой точностью и возможностью глубокого маневра по высоте и курсу».

Поскольку Путин подчеркнул, что в его сообщении нет случайных слов, каждое из них имеет значение, аналитики принялись гадать, о чем, собственно, идет речь. Выдвигались самые различные предположения. Например, говорили, что на вооружение поступит гиперзвуковая крылатая ракета нового образца или что будет модернизирована знаменитая «Р–36» («Сатана»), которая всё еще остается основой сил стратегического сдерживания. По прошествии небольшого времени российское военное командование сочло необходимым раскрыть подробности.

Генерал—полковник Юрий Николаевич Балуевский, первый заместитель начальника Генштаба, сказал на пресс—конференции, что во время учений были запущены две баллистические ракеты: «Тополь—М» и «PC–18», на одной из которых (позднее выяснилось, что на «РС–18») стоял некий «экспериментальный аппарат».

«Аппарат может обходить региональные системы противоракетной обороны, — говорил Юрий Балуевский, — обходить определенные средства, которые могут его контролировать, и, по большому счету, аппарат может решать задачи по преодолению систем ПРО, в том числе и перспективных».

Итак, вместо обычной боеголовки, которая летит по неизменной баллистической траектории и которую в принципе можно перехватить противоракетой, стояло устройство, способное менять направление и высоту полета. Проще говоря, боеголовка, созданная на основе этого экспериментального образца, будет способна обходить любые системы противоракетной обороны.

По словам Юрия Балуевского, этот успешный эксперимент есть своеобразный ответ России на планы «ряда государств» создать новейшую систему противоракетной обороны. Теперь, с появлением нового российского оружия, их разработка станет просто бесполезной.

Были названы и сроки принятия «экспериментальных аппаратов» на вооружение — до 2010 года.

Хотя никаких технических подробностей приведено не было (загадочный «аппарат» остается секретным), тема наличия такого оружия постоянно педалируется российским руководством. Так, в ноябре 2005 года министр обороны Сергей Иванов на докладе у президента вновь упомянул о нем: «К 2008 году мы планируем завершить испытания, чтобы в восьмом году у нас появились и новые лодки, и новые ракетоносители с боевой составляющей, и новое боевое оснащение, в том числе с разделяющимися боевыми частями».

И действительно — в подтверждение его слов был осуществлен новый пробный запуск. На сей раз ракета «Тополь—М» с маневрирующей боеголовкой стартовала на испытательном полигоне Капустин Яр и нанесла «учебный удар» по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).

В этой связи возникают два очень важных вопроса.

Первый вопрос — за счет чего наши руководители собираются реализовывать свой план по созданию стратегического оружия нового типа? Ведь специалисты говорят, что ресурсы по поддержанию существующего статуса стратегических сил уже исчерпаны.

Послушаем, например, директора Московского НИИ теплотехники, генерального конструктора ракетных комплексов «Тополь—М» и «Булава» Юрия Семеновича Соломонова. Его мнение особенно важно, ведь именно на этих ракетах будет стоять маневрирующая боеголовка в случае, если она будет когда—нибудь «доведена до ума», — без этих ракет смысла в ее разработке просто—напросто нет. Так вот, Соломонов не так давно заявил, что: «Программа развития стратегических ядерных сил наземного и морского базирования находится под угрозой срыва. Российским ВПК уже утрачено более 200 стратегических оборонных технологий. При изготовлении отдельных компонентов ракет сырье для них уже не производится в России». В частности, в России осталось около 100 километров углеродной ткани для производства конструкций ракет. Этого хватит на изготовление половины одного элемента ракеты, а таких элементов в ракете порядка десяти!

По словам Соломонова, если в ближайшие время не будут приняты меры, то гособоронзаказ по производству «Тополя—М» и «Булавы» может быть сорван.

«В 2004 году уже два раза приостанавливали серийные работы по „Тополю—М“. Это был последний звонок», — подчеркнул Соломонов.

С другой стороны, стоимость стратегических комплексов растет год от года. Бюджет Министерства обороны увеличивается, но в год как производилось 6–7 ракет «Тополь—М», так и производится. Сам министр Иванов неоднократно возмущался этим обстоятельством. Однако тут ничего поделать нельзя. Министерство обороны заказывает только мелкие серии военной продукции, что невыгодно субподрячикам: для выпуска нескольких деталей необходимо содержать целые цеха и поточные линии. В результате субподрядчики закладывают свои повышенные издержки в стоимость продукции, а головному предприятию ничего не остается, как поднимать отпускную цену.

Вопрос второй — против кого будет направлено новое оружие? Очевидно, что в мире есть только одна страна, против которой могут понадобиться баллистические ракеты с отделяемыми маневрирующими боеголовками, способными обходить перспективные системы ПРО. И эта страна — Соединенные Штаты Америки. Однако для применения подобного оружия против США нужны серьезные основания — например, оно может быть применено после начала между нашими странами тотальной войны на уничтожение. Во всех иных ситуациях ракета с маневрирующей головкой будет стоять «на приколе».

Известно, что основной угрозой XXI века считается международный терроризм. Но разве с терроризмом борются, используя ядерное оружие? Да и перспективных средств ПВО у террористов нет. Именно на это противоречие указывает военный аналитик Евгений Волк из фонда «Наследие»: «Все текущие российские военные программы проводятся в русле возможного ядерного конфликта. Но ядерное оружие абсолютно неэффективно в борьбе с терроризмом».

По его мнению, Путин просто стремится поднять престиж России на международной арене, используя для того старый, любимый еще советскими генсеками, прием: запугивая развитые страны мощью перспективного оружия. К реальным же вызовам эпохи все эти «штучки—дрючки» никакого отношения не имеют.

Вообще всё чаще мелькающая в печати тема «чудо—оружия», которое вот—вот появится на вооружении у российской армии и мгновенно устрашит супостатов, — явление знаковое и весьма характерное для определенного состояния общества. Обычно надежды на «чудо—оружие» возникают в тех армиях и у тех народов, которые проигрывают войну. На ум сразу приходит миф о «чудо—оружии» Германии, особенно окрепший после начала отступления вермахта в 1943 году.

На самом деле нигде и никогда в современной истории ни одно «чудо—оружие» не спасло страну, им обладавшую, от военного разгрома, если ее регулярные армии, вооруженные обычным оружием, проигрывают одну за другой битвы и кампании.

В конце Второй мировой войны у Третьего рейха появились и реактивные самолеты, и новейшие подводные лодки, и управляемые ракеты, но всё это — после Сталинграда, Курска, Белорусского, Ясского и Корсуньского «котлов», после разгрома в Атлантике и Африке — уже не могло изменить ход войны.

Оружие должно быть современным и быть в достаточном количестве, а «чудо—оружием» его сделают солдаты!

Сегодняшние надежды российских обывателей на появление некоего «чуда—оружия» есть не что иное, как рефлексы людей, не желающих взглянуть суровой правде в глаза — наша страна с каждым годом становится всё более уязвимой и беззащитной. Обороноспособность современной России стремительно приближается к тому пределу, который будет не способен гарантировать территориальную целостность страны. В случае любого резкого обострения обстановки сегодняшняя Россия сможет «выставить» на войну лишь пару сотен боевых самолетов с весьма посредственно подготовленными летчиками и 10–12 небольших (численностью в 2–3 тысячи человек) «войсковых маневренных групп». Что из этого получится и чем закончится такая война, каждый может предположить сам в меру своей фантазии…

<p>Иллюстрации

Рис. 1. «Лучи» Архимеда в представлении итальянского художника Джулио Париджи (1571–1635)

Рис. 2. Американские студенты готовятся воспроизвести опыт Архимеда

Рис. 3. Марсианский боевой треножник в представлении французского художника начала ХХ века

Рис. 4. Остановка мотора лучами Меттьюза

Рис. 5. Взрыв пороха лучами Меттьюза

Рис. 6. Будущие лучи Меттьюза

Рис. 7. Самолет с лазерной пушкой «Boeing 747–400F» («YAL–1A») в полете

Рис. 8. Лазерная установка самолета «Boeing 747–400F» («YAL–1A») в действии (рисунок художника)

Рис. 9. Мобильный лазерный технологический комплекс «МЛТК–50»

Рис. 10. Компоновка лазерной установки «МЛТК–50»

Рис. 11. Боевая лазерная установка проекта «Nautilus»

Рис. 12. «Психо—машина» Виктора Гончарова

Рис. 13. «Лучи» Александра Беляева и Бернарда Кажинского

Рис. 14. Григорий Календаров (снимок из следственного дела, 1937 год)

Рис. 15. Евгения (Джуна) Ювашевна Давиташвили — главный экстрасенс Советского Союза

Рис. 16. Рука Джуны — «биоэнергетический» отпечаток

Рис. 17. Психотерапевт Анатолий Михайлович Кашпировский

Рис. 18. Посетители открытых сеансов Кашпировского впадали в транс

Рис. 20. Клепсидра (водяные часы): а — внешний вид; б — разрез; 1 — трубка подачи воды из постороннего источника; 2 — фигура, из глаз которой вода капля за каплей равномерно поступает по трубке 3 в резервуар 4; 5 — пробка с укрепленной на ней фигурой 6, показывающей палочкой время на цилиндрическом циферблате 7; 8 — трубка сифона, по которой в конце суток вода вытекает из наполненного резервуара 4, поворачивая цилиндр 7 вокруг вертикальной оси на 1/365 часть окружности.

Рис. 21. Андроиды Пьера и Андре Жаке—Дро

Рис. 22. Паровой Человек

Рис. 23. Гонки между Mark II и Паровой Лошадью

Рис. 24. Паровой Человек Mark III

Рис. 25. Электрический Человек

Рис. 26. Автоматический Человек

Рис. 27. Робот—солдат Boilerplate (модель)

Рис. 28. Роберт Стюарт с роботом Boilerplate

Рис. 29. Арчибальд Кемпион на коляске и его детище — механический солдат Boilerplate.

Рис. 30. Бомбардировщик «ТБ–3» («АНТ–6»)

Рис. 31. «V–1» летит на Лондон (обложка журнала «Berliner Illustrierte Zeitung»)

Рис. 32. Советские телемеханические танки «ТТ–18»

Рис. 33. Советский телемеханический танк «Ветер» («Т–37А»)

Рис. 34. Советский солдат нейтрализует немецкий телетанк «Голиаф»

Рис. 35. Структура системы «Future Combat Systems»

Рис. 36. Взаимодействие роботов на поле боя

Рис. 37. Самоходка нового поколения с электромагнитной пушкой

Рис. 38. Робот—охранник «ROBART I»

Рис. 39. Робот—охранник «ROBART III»

Рис. 40. «ROBART III» в окружении вспомогательных роботов

Рис. 41. Первый «терминатор»

Рис. 42. Манипулятор «терминатора»

Рис. 43. Обложка спецвыпуска журнала «Кольерс», посвященного войне США против СССР

Рис. 44. Истребитель «F–5E» («Тайгер–2») из эскадрильи «Агрессор» США на авиабазе Неллис

Рис. 45. «МиГ–23МЛД» из Центра подготовки летного состава, Туркмения, 1990 год

Рис. 46. «МиГ–29» из Центра подготовки летного состава, Туркмения, 1990 год

Рис. 47. «МиГ–29» немецких ВВС

Рис. 48. Атомная подводная лодка «Наутилус».

Рис. 49. Капитан Уильям Андерсон после похода на Северный полюс.

Рис. 50. Сверху — АПЛ «Наутилус», снизу — АПЛ «Джордж Вашингтон»

Рис. 51. Схема Национальной противоракетной обороны США (НПРО США)

Рис. 52. Американский боевой лазер на орбите (проект)

Рис. 53. Президент Владимир Путин в Плесецке за несколько минут до старта ракеты—носителя «Молния—М» (Фото «Рейтер»)

Рис. 54. Генерал—полковник Юрий Балуевский рассказывает о новом оружии

Рис. 55. Схема полета «маневрирующей боеголовки», показанная по 1–ому каналу ТВ

<p>Список литературы и источников иллюстраций

Артоболевский И., Кобринский А. Знакомьтесь — роботы! — М: Молодая гвардия, 1979.

Баржо П. Флот в атомный век. — М.: Издательство иностранной литературы, 1956.

Бритиков А. Русский советский научно—фантастический роман. — Л.: «Наука», 1970.

Бурлешин М. Техника за гранью… // В газ. «Алфавит». — 2002. — № 30.

Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война, от мифов — к реалиям — М.: «Мистерия», 1993.

Военно—морские силы иностранных государств. — М.: Воениздат, 1988.

Воробьевский Ю. Путь в Апокалипсис: Точка Омега. — М., 1999.

Воробьевский Ю. Путь к Апокалипсису: Стук в золотые врата — М., 1998.

Гончаров В. Психо—машина (фантастический роман). — М. — Л.: Мол. гвардия, 1924.

Грайнер Б, Штайнгаус К. На пути к 3–й мировой войне? (Военные планы США против СССР). — М.: Прогресс, 1983.

Грекова Т. Лжеученый из НКВД. // В газ. «Секретные материалы ХХ века». — 2000. — № 5.

Гэтланд К. Развитие управляемых снарядов. — М.: Изд—во иностранной литературы, 1956.

Доценко В. Потопленные. Боевые повреждения кораблей после 1945 года. — СПб., 1992.

Дубинянский М. Война, которая не состоялась. // В журн. «Зеркало недели». — 2003. — № 45.

Зигуненко С. Лазерный гиперболоид: Супероружие «Газпрома». // В журн. «Популярная механика». — 2003. — № 7.

Иванов В. Маршал М.Н. Тухачевский. — М.: Воениздат, 1985.

Кажинский Б. Биологическая радиосвязь. — К.: Издательство Академии наук Украинской СССР, 1963.

Кандыба Д. Русский гипноз. — М.: КСП, 1995.

Карпенко Ю. О телепатии и психокинезе у животных. // Электронная публикация, 2000.

Каторин Ю., Волковский Н., Тарнавский В. Уникальная и парадоксальная военная техника. — М.: «Фирма “Издательство АСТ”»; СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2000.

Кондратов А., Шилик К. Как рождаются мифы ХХ века. — Л.: Лениздат, 1988.

Кононенко Ю. Опережая мыслью время. // В журн. «Техника — молодежи». — 1988. — № 10.

Костев Г. Военно—морской флот страны 1945–1995. — СПб.: Наука, 1999.

Кузин В., Никольский В. Военно—морской флот СССР 1945–1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996.

Лаговский В. Люди в черном уже рядом… // В газ. «Комсомольская правда». — 2004. — 2 марта.

Мохов В. Лазер для космоса стреляет на Земле. // В журн. «Новости космонавтики». — 2001. — № 3.

Наркотики и яды: Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения. — Мн.: Литература, 1996.

Оккультные силы СССР. — СПб.: Северо—Запад, 1998.

Орлов А. Секретное оружие Третьего рейха. — М.: Наука, 1975.

Орлов А. «Чудо—оружие»: обманутые надежды фюрера. — Смоленск: Русич, 1999.

Орловский В. Машина ужаса (науч. — фантаст. повесть). — Л.: Прибой, 1925.

Пазынич С. Из истории советских «Агрессоров». // В журн. «Мир авиации». — 1994. — № 2.

Первов М. Системы ракетно—космической обороны России создавались так. — М.: Авиарус—XXI, 2004.

Первушин А. Астронавты Гитлера. — М.: Яуза; Эксмо, 2004.

Первушин А. Битва за звезды: космическое противостояние. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Первушин А. Битва за звезды: ракетные системы докосмической эры. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Первушин А. Завоевание Марса. Марсианские хроники эпохи великого противостояния. — М.: Эксмо, Яуза, 2006.

Первушин А. «Звездные войны: Американская Республика против Советской Империи». — М.: Эксмо, Яуза, 2005.

Первушин А. Оккультные войны НКВД и СС. — М.: Изд—во Эксмо, Изд—во Яуза, 2003.

Первушин А. Оккультный Сталин. — М.: Яуза, 2006.

Первушин А. Оккультные тайны НКВД и СС. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА—ПРЕСС», 1999.

Первушин А. Разведка против «Фау» // В газ. «Секретные материалы ХХ века» — 2004. — № 21 (148), окт.

Поляченко В. История крылатых // В журн. «Авиасалоны мира». — 2002. — № 1.

Пыжиков А., Данилов А. Рождение сверхдержавы. 1945–1953 годы. — М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2002.

Ржешевский О. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 г. // В журн. «Новая и новейшая история». — 1999. — № 3.

Рынин Н. Лучистая энергия в фантазиях романистов и в проектах ученых (вып. III серии «Межпланетные сообщения»). — Л.: 1930.

Славин С. Секретное оружие третьего рейха. — М.: Вече, 1999.

Соколов Б. Тухачевский. Жизнь и смерть «красного маршала». — М.: Вече, 2003.

Соколов В. Огнепоклонники. — СПб: Политехника, 1996.

Струговец В. Гиперболоид инженера Буша. // В газ. «Русский курьер». — 2005. — № 24.

Тайные общества и секты: культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики. — Мн.: «Литература», 1996.

Тарасенко М. Военные аспекты советской космонавтики. — М.: Агентство Российской печати, ТОО «Николь», 1992.

Уэллс Г. Борьба миров (роман). — СПб: Тип. И.Н.Скороходова, 1898.

Фельгенгауэр П. Кузькина мать. Модернизированная. Зачем России бессмысленное сверхсекретное и сверхдорогое супероружие. // В газ. «Новая газета». — 2006. — № 9.

Хозиков В. Секретные боги Кремля. Рождение техноимперии. — М.: Яуза; Эксмо, 2004.

Хозин Г. Великое противостояние в космосе (СССР — США). Свидетельство очевидца. — М.: Вече, 2001.

Цихош Э. Сверхзвуковые самолеты: Справочное руководство. — М.: Мир, 1983.

Цыкунов И. Оккультные тайны криминальной России. — М.: ООО Изд—во Яуза, 2002.

Червов Н. Ядерный круговорот: что было, что будет. — М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2001.

Черкашин Н. В отсеках холодной войны. Подводное противостояние СССР и НАТО. — М.: Вече, 2005.

Черногаева Г. 50 лет назад СССР хотел отобрать Аляску. // В газ. «Коммерсантъ». — 1998. — № 10.

Черток Б. Ракеты и люди. — М.: Машиностроение, 1999.

Черток Б. Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. — М.: Машиностроение, 1999.

Чертопруд С. Научно—техническая разведка от Ленина до Горбачева. — М.: ОЛМА—ПРЕСС; Образование, 2002.

Чугунова Н. Космонавты Челомея // В журн. «Огонек». — 1993. — № 4–5.

Шавров В. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. — М.: Машиностроение, 1986.

Широкорад А. Чудо—оружие СССР. Тайны советского оружия. — М.: Вече, 2004.

Широкорад А. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1817–2002. — М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2003.

Шошков Е. Репрессированное Остехбюро. — СПб.: Мемориал, 1995.

Щелоков А. Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом ГЕЛЕОС», 2003.

Het Monster. Тринадцать врат: История эзотерических учений «от Адама до наших дней». // Электронная публикация, 1996.

HutchinsonR. Weapons of mass destruction. — Cassell Military Paperbacks, London, Great Britain, 2004.

Irons R. Hitler’s Terror Weapons. — Harper Collins Publishers, London, Great Britain, 2003.

http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page (Wikipedia)

http://militera.lib.ru (Военная литература)

http://newsru.com (Сервер русских новостей)

http://sub.atomlink.ru («Осмотреться в отсеках!», авторский сайт Виктора Егорова)

http://www.astronautix.com (Encyclopedia Astronautica)

http://www.bigredhair.com (Boilerplate)

http://www.boeing.com (The Boeing Company)

http://www.membrana.ru (Научно—популярный сетевой журнал Membrana)

http://www.novosti—kosmonavtiki.ru (Официальный сайт журнала «Новости космонавтики»)

http://www.strana.ru (СтранаRu)

http://www.testpilot.ru («Настоящие сверхзвуковые», авторский сайт Сергея Бабаина)

http://www.triniti.ru (Государственный научный центр Российской Федерации Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований)



0|1|2|3|
Rambler's Top100  @Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua