Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Надежда Сергеевна Широкова Мифы кельтских народов

0|1|2|3|4|5|

Серый из Махи — конь Кухулина, обладавший человеческим разумом

Сетанта — детское имя Кухулина

Сехримнир — в скандинавской мифологии волшебный кабан, главное блюдо на пиру в Валгалле

Сид — название кельтского Другого Мира, а также холмов, где обитали Туата Де Дананн

Силезия — историческая славянская область в верхнем и среднем течении Одры (Одера)

Силуры — легендарные жители острова у побережья Британии, наделенные даром ясновидения

Сильван — в римской мифологии бог лесов, лугов, усадеб

Син — волшебница из Сида, жена короля Муйрхертаха

Син — в Месопотамии лунный бог

Сирона — богиня, спутница Аполлона Грануса

Сицилия — остров в Средиземном море

Скандинавия — Скандинавский полуостров, на севере Европы

Скандинавы — народы, основное население Скандинавского полуострова

Скатах — воительница, наставница Кухулина

Скене — жена филида Амогерна

Скеолан — собака Финна, обладающая человеческим ра зумом

Скибур — воин, брат Эмер

Скифы — древние племена в Северном Причерноморье (VII в. до н. э. — III в. н. э.)

Скордиски — кельтское племя

Слане — волшебный исцеляющий источник

Слиаб Далан — гора в Ирландии

Слиаб Бета — гора в Ирландии, место гибели Бита

Слиаб Блоом — лес, где прошло детство Финна

Слиаб Мис — гора в Ирландии, место первой битвы гойде‑лов и Туата Де Дананн

Смертрий — эпитет галльского Марса

Солсбери — город в Англии, неподалеку от которого расположен Стоунхендж

Сона — река на востоке Франции, приток Роны

Средиземноморье — природная страна, включающая острова и полуострова Средиземного моря и прилегающие к нему территории Евразии и Северной Африки

Сренг — воин из Фир Болг

Старн — один из сыновей Немеда

Стоунхендж — кромлех, расположенный в Англии; назначение неизвестно

Страбон (64/63 до н. э. — 23/24 н. э.) — древнегреческий географ и историк

Суалтам Мак Ройх — уладский герой, муж Дехтире

Суиде — гора в Лейнстере

Сулевия — эпитет одной из богинь‑Матерей, почитавшейся в Нарбоннской Галии

Суцелл — галльский бог

Сыновья Миля — гойделы, предки современных ирландцев

<p>Т

Таврины — кельтское племя

Тавриски — кельтское племя

Таврия — область на Пиренейском полуострове

Таврос Тригаранус («Бык с тремя журавлями») — галльское божество, предположительно ипостась Езуса

Тадг — сын Нуаду

Тадг, сын Киана — герой

Тае — кравчий из Туата Де Дананн

Таильтиу — дочь Магмора, жена вождя Туата Де Дананн

Талиесин — уэльский бард

Талом — кравчий из Туата Де Дананн

Тара (Темра) — резиденция верховного короля Ирландии

Таранис — кельтский бог, отождествляемый с галльским Юпитером

Таранукнус — прозвище галльского Юпитера

Таранукус — прозвище галльского Юпитера

Тарб (бывш. Тарба) — город во Франции

Тарведум — город в древней Англии

Тарквинии — этрусская династия, изгнанная из Рима в конце VI в. до н. э.

Тарогунум — город в древней Англии

Тауриск — мифический правитель Галлии

Тацит (ок. 58 — ок. 117) — римский историк

Тевтатес — кельтский бог

Тесей (Тезей) — легендарный афинский царь (ок. XIII в. дон. э.)

Тейрнон — правитель Гвент Искода (Ис Коэд), воспитатель Придери

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 — после 200) — христианский теолог и писатель

Тетра — король фоморов

Тиберий (42 до н. э. — 37 н. э.) — римский император с 14 г. н. э.

Тибет — район Центральной Азии, в пределах Тибетского нагорья

Тибр — река в Италии

Тинде, сын Коннры Каса — один из мужей королевы Коннахта Медб

Тир Тоингире — потусторонняя страна

Тит Ливии (59 до н. э. — 17 н. э.) — римский историк, аи‑тор «Римской истории от основания города»

Тобу — слуга Партолона

Top — один из главных богов скандинавской мифологии, бог грома, бури и плодородия

Траиг Байли — могила Байле Доброй Славы

Трансальпийская Галлия — в древности область между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями, Атлантическим океаном

Трефуилнгид Трэохаир — персонаж ирландских легенд, разделивший Ирландию на пять областей

Трикория — племенная богиня трикоров

Тристан и Изольда — легендарные любовники, герои средневекового эпоса и романа

Трог — кравчий из Туата Де Дананн

Троянская война — согласно «Илиаде» и «Одиссее», 10‑летняя война коалиции ахейских царей во главе с Агамемноном — царем Микен против Трои

Туан, сын Сдарна — человек из расы Партолона, доживший до принятия христианства в Ирландии

Туата Де Дананн (Племена Богини Дану) — четвертая после потопа волна мифических переселенцев в Ирландию

Туатал Майльгарб — сын Кормака Одноглазого, противник Муйрхертаха

Турх Труит — в валлийской мифологии огромный вепрь

Тюр — в скандинавской мифологии одно из верховных божеств, бог войны

Тюрингия — историческая область Германии

<p>У

Уатах — великанша‑воительница, дочь Скатах

Украина — государство в Восточной Европе

Улад — королевство на севере Ирландии

Улады — жители Улада

Улисс — римское имя Одиссея

Униус — река в Коннахте (Ирландия)

Урд — в скандинавской мифологии источник у корней Иггдрасиля

Урниа — богиня источника Урн (Франция)

Ускиас — легендарный друид из Финдиаса

Утер Пендрагон — легендарный король Британии, отец Артура

Уэльс — полуостров на западе Великобритании

<p>Ф

Фалиас — мифический галльский город

Фаль — камень, кричавший, когда на него садился истинный король Ирландии

Фанд — фея из сида, жена Мананнана Мак Лира

Федельмид — придворный рассказчик Конхобара

Фельсина — этрусский город

Фении — воины ирландского войска фианны

Фенрир — в скандинавской мифологии чудовищный волк, сын Локи

Фергус — брат Ниалла Девяти Заложников

Фергус — герой, один из мужей королевы Коннахта Медб

Фергус Летдерг — один из сыновей Немеда

Фергус Мак Ройх — уладский герой

Фергус с Белым Ртом — филид Финна

Фердиад, сын Дамана — уладский герой, друг Кухулина

Ферхердне — ирландский поэт

Фест Авиен (iv в. н. э.) — римский историк

Фиал — жена Лугайда

Фианна — легендарная ирландская военная дружина

Фиахна Мак Дари — герой из Куальнге

Фиахра — брат Ниалла Девяти Заложников

Фигол — друид из Туата Де Дананн

Филипп II Македонский (ок. 382—336 до н. э.) — царь Македонии с 359 г. Отец Александра Македонского

Финген — легендарный король Ирландии

Финдабайр — дочь королевы Коннахта Медб

Финдиас — мифический город

Финегас — мудрец, наставник Финна

Финн (Деймне) — лейнстерский герой, предводитель фианны

Финнбенах, Белорогий — бык с Равнины Ай

Финтан, сын Бохры — спутник Кессайр, один из первых жителей Ирландии; первочеловек

Фир Болг (Люди в мешках) — третья после потопа волна переселенцев в Ирландию

Фир Домнанн — мифическое племя, переселившееся в Ирландию одновременно с Фир Болг

Фладдауан — один из Гебридских островов

Фодла — эпонимная богиня Ирландии, королева Туата Де Даннан

Фолломайн — сын короля Конхобара

Фоморы — мифические существа, представляющие демонические силы

Форгал Монах — отец Эмер

Форголл — поэт

Фракийцы — жители Фракии

Фракия — историческая область на востоке Балканского полуострова

Франция — страна в Западной Европе

Фрейр — в скандинавской мифологии ван, бог плодородия и растительности

Фрейя — в скандинавской мифологии богиня любви и плодородия, из рода ванов

Фуамнах — жена Мидира

Фульвий Стел — отец богини Эпоны

Фьолнир — в скандинавской мифологии сын бога Ингви‑фрейра

<p>X

Хам — в Ветхом Завете сын Ноя, проклятый отцом за непочтительность

Хамса — в индийской мифологии лебедь, плававший в изначальных водах

Харон — в греческой мифологии перевозчик в царство мертвых

Хенгист — вождь саксов

Хираньягарбха — в индийской мифологии зародыш космического света

Хугин — в скандинавской мифологии ворон Одина

<p>Ц

Цезарь Гай Юлий (100 или 102 — 44 до н. э.) — римский диктатор в 49, 48—46, 45, с 44 гг. — пожизненно. Полководец

Цербер — в греческой мифологии чудовищный трехглавый пес со змеиным хвостом, охранявший вход в подземное царство

Цернунн — кельтский бог с оленьими рогами

Цизальпинская Галлия — в древности область, занимавшая территорию между рекой По и Альпами

Цицерон Марк Туллий (106‑43 до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель

<p>Ч

Черный из Канглена — конь Кухулина

<p>Ш

Шатобриан Франсуа Рене де (1768‑1848) — французский писатель

Швейцария — государство в Центральной Европе

Шива — один из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну ) в брахманизме и индуизме

Шотландия — историческая область Великобритании

<p>Э

Эбер — сын Миля, один из предводителей гойделов

Эдуи — кельтское племя на территории Галлии

Элата, сын Делбаета — правитель фоморов, отец Бреса

ЭлиадеМирче (1907—1986) — французский культуролог и писатель

Элкмар — муж Боанд

Элкмар («злой» или «великий завистник») — эпитет Огмы

Эльдхримнир — в скандинавской мифологии котел, в котором варится мясо для пиров в Валгалле

Эмайн — название Другого Мира в саге «Плавание Брана…»

Эмайн Аблах — волшебный остров

Эмайн Маха — столица королевства уладов

Эмер — жена Кухулина

Эн, сын Этомана — бог‑филид из Туата Де Дананн

Энгус см. Мак Ок

Эо Мугна — дуб, священное дерево

Эо Роса — тис, священное дерево

Эоган, сын Дуртахта — уладский воин

Эохайд Айрем — король Ирландии

Эохайд Брес — король Ирландии из Туата Де Дананн

Эохайд Дала — один из мужей королевы Медб

Эохайд — Отец всех, одно из имен Дагды

Эохайд, сын Эрка — король Фир Болг

Эохо Эхкенд — король фоморов

Эоху — король Фир Болг

Эоху Оллатир — одно из имен Дагды

Эпона — в галльской мифологии богиня — покровительница лошадей и мулов

Эремон — сын Миля, военачальник, один из предводителей гойделов, король Северной Ирландии

Эреннан — младший сын Ита

Эриу — женщина из Туата Де Дананн, мать Бреса; эпоним‑ная богиня Ирландии

Эрк — сын Кайрпре, воин

Эрниу — жена Мак Грейне

Эсрас — легендарный друид из Гориаса

Эсс Руайд — водопад Ассароу на Эрне в Баллишэнноне (Ирландия)

Этайн Эхрайде — дочь короля Улада Айлиля

Этар — уладский герой

Этне — дочь короля фоморов Балора, жена Киану

Этруски — древние племена, населявшие в 1‑м тыс. до н. э. северо‑запад Апеннинского полуострова

Эуфорб — участник Троянской войны, второе воплощение Пифагора

<p>Ю

Юбер А. — французский ученый, кельтолог

Ювенал note 77 (ок. 50 — 127 н. э.) — римский поэт

Юнг Карл Густав (1875—1961) — швейцарский психолог и философ

Юнона — в римской мифологии одна из верховных богинь, супруга Юпитера

Юпитер — в древнеримской мифологии бог‑громовержец

Юпитер Аккионий — прозвище галльского Юпитера

Юпитер Пенинус — прозвище галльского Юпитера

Юра — горы во Франции и Швейцарии

Ютландия — полуостров в Дании и Германии, между Северным и Балтийским морями

<p>Я

Якобсталь Пауль — искусствовед, кельтолог

Яо — мифический китайский император note 78 Античной эпохой называется период древней истории (примерно с 1‑го тыс. до н. э. по V в. н. э. ), охватывающий историю Древней Греции и древнего Рима. note 79 Эпитет «классические» происходит от лат. classicus — образцовый. В более узком смысле классикой называют центральную эпоху в истории Древней Греции (V‑IV вв. до н. э. ), когда были созданы наивысшие культурные ценности античности. В более широком смысле классическими называют историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима, подразумевая, таким образом, что эти страны представляли норму и образец цивилизации для варварских народностей древней Европы 1‑го тыс до н. э. и для народов средневековой Европы. note 80 Галлия («страна галлов») — в древности область, занимавшая территорию между рекой По и Альпами и между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями, Атлантическим океаном. С VI в. до н. э. заселена кельтами. В античную эпоху Галлия делилась на Трансальпийскую Галлию (совр. Франция, Западная Швейцария и Бельгия) и Цизальпинскую Галлию (Северная Италия — долина реки По). В конце II в. до н. э. римляне завоевали Южную Францию и основали провинцию Нарбоннскую Галлию с главным городом Нарбоном. В 58‑51 гг. до н. э. Цезарь вел войну в Трансальпийской Галлии (об этом рассказывается в его книге «Записки о Галльской войне») и сделал ее римской провинцией до самого Рейна. В 27 г. до н. э. Август разделил Трансальпийскую Галлию на три части: Аквитанию, Лугдунскую Галлию (со столицей Лугдуном — совр. Лион) и Бельгику. Цизальпинская Галлия стала римской провинцией в период диктатуры Суллы (82‑79 до н. э. ), а с 40 г. до н. э. вошла в состав Италии. С начала V в. н. э. территория Галлии завоевывалась германскими племенами и вошла в конце V в. во Франкское государство. note 81 Геркинские леса — лесистые горы в Германии, протянувшиеся от Рейна до Карпат. По римским представлениям, их протяженность измерялась шестидесятидневным переходом. note 82 Циркумпаданская область — земли, расположенные вокруг реки По, в древности называвшейся Пад. note 83 Этруски — народ, живший в античную эпоху главным образом в Этрурии (совр. Тоскана). С VI в. до н. э. этруски продвинулись на север в долину По, на запад (Корсика) и на юг до Капуи, вследствие чего римляне подпали под владычество этрусских царей Тарквиниев. Однако греки Южной Италии оттеснили этрусков обратно на север (524 и 474 гг. до н. э. — поражение при Кумах). В 510 г. до н. э. этруски потеряли Рим, а в 421‑м — Капую. В 400 г. до н. э. они были вытеснены галлами из Северной Италии; до 282 г. до н. э. их постепенно покорили римляне. note 84 Вопрос о происхождении кельтов не решен и по сей день. Современные исследователи уже не считают Галлию первоначальным местом обитания кельтов в Европе. Если бы кельты были самыми древними обитателями Галлии, то их язык оставил бы гораздо больше следов в топонимике Франции. В данном случае не только названия мест поселения, но также названия гор и рек должны быть кельтскими. Однако почти все древние наименования возвышенностей и рек чужды кельтским языкам. В Галлии кельты давали названия только крепостям, которые они основывали, а географические названия происходят из языков народов, живших на этой территории до кельтов. note 85 Кельтскую культуру соотносят с двумя археологическими культурами, представляющими европейский железный век: с гальштатской культурой (датируется VIII‑V вв. до н. э. ), названной по могильнику, обнаруженному возле небольшого городка Гальштат в юго‑западной Австрии, и с латенской культурой (V— I вв. до н. э. ), получившей название от стоянки Ла Тен на берегу швейцарского озера Невшатель. note 86 Фибула — пряжка для скрепления одежды, состоящая из иглы и скобы, соединенных с помощью шарнира, или сделанная из цельной, пружинящей спирали. Типология и развитие фибул дают археологам ценную информацию о развитии культур бронзового и железного века. note 87 Фалары — металлические бляхи на груди и на лбу у лошадей и слонов. note 88 Вотивные (лат. votives — торжественно обещанный, посвященный богам) предметы представляли собой посвятительный дар божеству, приносимый из благодарности или по обету. Это мог быть большой или маленький предмет (например, камень, сосуд, табличка, статуэтка и т. п. ). note 89 Массалия, или Массилия (совр. Марсель), — греческая колония, основанная в устье Роны около 600 г. до н. э. note 90 Существует мнение, что у легендарного короля Артура был исторический прототип. Самые ранние упоминания ассоциируют «исторического Артура» с севером Британии, где одним из предводителей борьбы против англосаксонского вторжения в конце V — начале VI в. был Артур, знатный вождь бриттов. В последующие века образ Артура бытует преимущественно в валлийской (уэльской) традиции, приобретая (у Нения, автора исторической хроники Британии, созданной на рубеже VIII‑IX вв.; в «Триадах острова Британии»; в валлийской повести «Кулух и Олуэн»; в сочинениях английского хрониста XII в. Джефри Монмаутского) новый облик: из кельтского военного предводителя он превращается в мудрого короля, окончательно устанавливается его происхождение от короля Утера Пендрагона и Игрейны, его подвиги и т. д. note 91 Копты — исконное христианское население древнего и современного Египта. Коптский язык и коптское искусство, в основе которых лежат традиции эллинистического Египта, формировались в процессе распространения в Египте христианства. note 92 Архетипы — общечеловеческие первообразы (например, образ матери‑земли, героя, мудрого старца, демона и т. п. ), лежащие в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. note 93 Пифагорейская традиция — учение последователей знаменитого греческого философа VI в. до н. э. Пифагора о переселении душ. note 94 Стадий (от греч. stadion) — мера длины, равная 600 футам. Первоначально словом «стадий» обозначалось расстояние, которое должен был пробежать бегун на короткую дистанцию, затем — место (стадион), где проводились спортивные состязания, а в последствии бег на короткую дистанцию. note 95 Эдуи — кельтское племя, жившее в Галлии на территории между Луарой и Сеной. Еще до Цезаря эдуи считались «союзниками римского народа», позже они выступили на стороне Цезаря в борьбе против германского племени свевов, поддержанных секванами. В 52 г. до н. э. эдуи покинули Цезаря, но после поражения антиримского восстания в Галлии во главе с Верцингеториксом вновь перешли на сторону Рима. note 96 Магистраты — должностные лица Древнего Рима в эпоху Республики (509‑30 до н. э. ). Различались магистраты ординарные — регулярно избиравшиеся народным собранием и экстраординарные — избиравшиеся или назначавшиеся в чрезвычайных обстоятельствах. note 97 Секваны — кельтское (галльское) племя, жившее между Сеной, Роной и швейцарским горным хребтом Юрой. Секваны были противниками эдуев, побежденных ими в 60 г. до н. э. с помощью германцев Ариовиста. В 52 г. до н. э. секваны примкнули к восстанию Верцингеторикса и потерпели поражение от Цезаря. note 98 Гельветы — кельтское племя, жившее на территории современной Швейцарии. В 58 г. до н. э. гельветы вторглись в Южную Галлию, вызвав общее замешательство в Риме; Цезарь вынудил их вернуться обратно. note 99 Натурфилософия — умозрительное истолкование природы, рассматриваемой во всей целостности. note 100 Число девять очень часто встречается в кельтских преданиях, например в повести о чудесном дереве, которое растет сверху вниз. У него девять ветвей, из которых верхняя — самая красивая; на каждой ветке сидят прекрасные белые птицы. Эта повесть аллегорически интерпретируется уже в духе христианской традиции: дерево — это Христос, девять ветвей — девять небес, а птицы — души праведников. Однако же символ перевернутого дерева встречается в индийской «Ригведе». В древневаллийской поэме о Котле Головы Аннувна говорится, что его «раздували дыханием девяти девушек»; в «Жизни Мерлина» Счастливыми Островами правят девять сестер, старшую из которых зовут Моргана. note 101 Дольмены — погребальные сооружения, датирующиеся периодом неолита, в виде огромного размера камней, поставленных на ребро и перекрытых сверху каменной плитой. Дольмены широко распространены во всем мире. В Европе они встречаются на севере Западной Германии, в Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Болгарии. note 102 Лепонтии — древний народ Центральной Европы, живший в районе Альп, где берут начало реки Рейн и Рона. note 103 Геты — фракийский племенной союз, живший в нижнем течении Дуная. note 104 Маны — в римской мифологии боги загробного мира, обожествленные духи предков; считались добрыми богами, хранителями гробниц. note 105 Эреб — порожденная Хаосом подземная тьма; часто употребляется в смысле подземного царства. note 106 Улисс — римский вариант имени Одиссея, мифического царя Итаки, участника осады Трои; главного героя «Одиссеи» — древнегреческой поэмы (VIII‑VII вв. до н. э. ), приписываемой Гомеру. note 107 Архаика — период греческой истории vii— vi вв. до н. э. note 108 Валгалла — в скандинавской мифологии находящееся на небе и принадлежащее верховному скандинавскому богу Одину жилище павших в бою храбрых воинов. note 109 Кельтский год был разделен на две половины: зимняя начиналась Самайном, который отмечал начало нового года, а летняя — Бельтайном (1 мая). Такое деление на два периода (холодный и теплый) было общим для всего кельтского мира. В Ирландии оба сезона были разделены еще на две половины двумя праздниками: Имболком, справлявшимся 1 февраля, и Лугназадом — 1 августа. Имболк, отмечавший приход весны, был праздником очищения, когда после окончания зимних холодов отмываются, очищаются от зимней грязи. Бельтайн, с приходом которого начиналось лето, означает в буквальном переводе «огонь Беля». Главным символом этого праздника являлся огонь, которым так же, как и другими стихиями, ведали друиды. «Бельтайн, огонь Беля, — говорится в одном ирландском сочинении, — благодетельный огонь, который зажигали друиды посредством магии или великих заклятий». В праздник Бельтайна устраивали ярмарку, на которой все обменивались имуществом, товарами и сокровищами. Там же совершались жертвоприношения великому богу Белю, которого почитали ирландцы. В праздник Бельтайна существовал обычай в честь Беля зажигать два костра, между которыми прогоняли больных животных, чтобы вылечить их и предохранить от болезни в течение года. Лугназад, справлявшийся 1 августа, был посвящен верховному кельтскому богу Лугу, и его название означает «собрание в честь Луга». Программа праздника была обширной. На нем решались политические и юридические вопросы, устраивались ярмарки, на время праздника заключалось военное перемирие. note 110 Завязывание пут, видимо, предохраняло от каких‑либо дурных действий со стороны полуживых‑полумертвых пленников и имело символическое значение. note 111 В канун Самайна (31 октября) плоды лета можно было найти только в Другом Мире (в сиде), где действовало мифическое, а не человеческое время. note 112 Ибур‑Кинд‑Трахта — буквально «тисовое дерево на краю побережья», местность, не поддающаяся отождествлению. note 113 Живые кельтские языки, от которых сохранились тексты, иногда восходящие к IX в. и даже к более ранним временам, делятся на две группы: Qu‑кельтскую и Р‑кельтскую. Первую группу составляют гэльские или гойдельские языки, в которых индоевропейское kw перешло в qu. Эти языки древнее второй группы, они сохранились в Ирландии и Шотландии. Вторую группу составляют галльские или бретонские диалекты, в которых kw перешло в р. Они сохранились в Уэльсе и были принесены во французскую Бретань в VI в. н. э. note 114 См. описание в сноске 36. note 115 Трилит — два камня, покрытые сверху каменной плитой. note 116 Ордалии — практиковавшиеся в средние века испытания огнем и водой (прохождение через костер, держание раскаленного железа, опускание руки в кипяток, опускание связанного в воду), разновидность «божьего суда»: если человек выносил испытание, то его считали оправданным. note 117 Корриганы — сверхъестественные существа бретонского фольклора и народных преданий. note 118 Слова Кателль заставляют вспомнить о древнем варварском праве «тальона». Тальон (возмездие, воздаяние) — мера наказания, определяемая в точном соответствии с причиненным вредом, по принципу «око за око, зуб за зуб». note 119 Банба — одна из богинь‑эпонимов Ирландии. Эпоним (греч. Eponymos — дающий имя) — бог, герой или человек, дающий наименование стране, городу, общине или году. note 120 Галеойн — мифические переселенцы в Ирландию, прибывшие туда с Фир Болг и с Фир Домнанн. note 121 Конн Ста Битв — мифический король Ирландии, царствование которого было отмечено процветанием, изобилием и безупречной справедливостью. Его прозвище намекает на многочисленные сражения, из которых он вышел победителем, сделав королей ирландских провинций своими вассалами. note 122 Эмайн — название чудесной страны (вариант Другого Мира), перекликающееся с названием земной Эмайн Махи. note 123 «Реннские диндсенхас» — часть обширного корпуса преданий, известных под ключевым для ирландской традиции словом senchas — «старина». Диндсенхас (Dindshenchas) значит буквально «старина крепостей». Название этого источника иногда переводят «Истории крепостей», иногда «Традиции мест», иногда «Старина мест». Диндсенхас существуют в прозаическом и поэтическом вариантах. Поэтический вариант называется «Метрические диндсенхас». Прозаический же сохранился в поздней рукописи из города Ренна, поэтому он называется «Реннские диндсенхас». note 124 Винделиция — римская провинция (совр. Бавария). note 125 Эриу — одно из древних названий Ирландии, имя эпонимной богини. note 126 Каталауны — кельтское племя, жившее на территории Шампани. note 127 Лигуры — древние племена, занимавшие во 2‑м тыс. до н. э. обширные территории в Европе. В VI в. до н. э. лигуры распространились по территории Южной Франции — от Приморских Альп до реки Ода. В конце IV в. до н. э. в этих местах появились кельты, которые в продолжение III в. до н. э. заняли оба берега Роны, подчинив себе местные племена. Однако в Нижнем Провансе традиции лигуров оказались весьма стойкими. В результате образовалась смешанная культура, получившая название кельто‑лигурской. note 128 Кимвры — германское племя, включавшее также и кельтские элементы, обитавшее в Ютландии. Около 120 г. до н. э. кимвры вместе с тевтонами переместились к югу в 113 г. до н. э. они разбили римлян при Норее в Норике, а в 105 г. до н. э. — при Аравзионе (совр. Оранж) в Южной Галлии. note 129 Хтонические боги (от греч. «земля») — божества земли и подземного мира. note 130 Кельтская традиция знает и других «примордиальных людей». Туана, сына Сдарна, принимавшего разные обличья и прожившего от времени первых мифических поселенцев в Ирландии до встречи с христианским святым Колумчилле, мы уже упоминали в разделе, посвященном кельтскому метемпсихозу. Сходный мотив сверхъестественных долголетия и мудрости встречается в истории мифического валлийского барда Талиесина. note 131 По другим вариантам традиции, оружие, которым Луг сразил Балора, представляло собой копье или раскаленный докрасна брусок железа. note 132 Темра — другое название Тары, резиденции верховного короля Ирландии. note 133 Фидхелл («знание дерева») — весьма распространенная среди ирландской знати игра. По преданию, ее придумал сам бог Луг. Ее точные правила неизвестны, но, насколько можно судить, в центре доски, символизировавшем столицу, располагался «верховный правитель», а по сторонам от него четыре «короля». По бокам от них находились «правители», нападение которых следовало отразить. note 134 Инталии — резные камни с углубленным изображением, в отличие от камей — резных камней с выпуклым изображением. note 135 Ученые уже давно пытаются определить сферу деятельности Тевтатеса, прослеживая этимологию его имени. Имя «Тевтатес» происходит от кельтского слова, обозначающего племя (teuta, touta, tota). Следовательно, Тевтатес — это «бог племени», то есть это не имя собственное, а прозвище Племенной. Оно не определяет сферу деятельности бога, а только дает представление о том, что он играл важную роль в жизни племенной общины. И поскольку племя было образованием столько же военным, сколько политическим, бог племени был связан с войной и борьбой. note 136 В этом тексте Страбона речь, скорее, идет о кельтском, чем о германском обычае, так как кимвры были сильно смешаны с кельтскими этническими элементами. note 137 По сообщению Страбона, друиды верили, что «в конечном счете огонь и вода одержат верх», то есть Муйрхертаха мучили видения конца света. note 138 Диспатер Цезаря напоминает бога Яму древнеиндийской мифологии, который является владыкой царства мертвых и в то же время первопредком: в «Ригведе» он назван «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других. note 139 Сиринга — многоствольная флейта, составленная из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбленный духовой инструмент древнегреческих пастухов и крестьян. note 140 Культурный герой — персонаж мифов, добывающий или впервые создающей для людей различные объекты культуры (огонь, культурные растения, орудия труда). note 141 Эллинистической эпохой называется этап древней истории средиземноморских народов, охватывающий период времени с конца IV в. до н. э. по I в. до н. э., когда на развалинах бывшей державы Александра Македонского образовались крупные государства, называемые эллинистическими, для политического строя которых характерно соединение черт классического полиса с особенностями древневосточной монархии (например, Египет, царство Селевкидов в Сирии, Македония и др. ). Эпоха эллинизма делится на два периода: ранний эллинизм (конец IV‑III в. до н. э. ), поздний эллинизм (II‑I вв. до н. э. ). note 142 Антропоморфизм (греч. очеловечивание) — характерное для греко‑римской мифологической традиции изображение богов в человеческом облике. note 143 Жемчужник — характерный для кельтского искусства жемчужнообразный орнамент. note 144 Трикстер — в древних мифологиях демонически‑комический дублер культурного героя. Раздвоение на серьезного культурного героя и его демонически‑комический отрицательный вариант (трикстера) соответствует в религиозном плане этическому дуализму, а в поэтическом — дифференциации героического и комического. note 145 Альба — мифологический образ. Альбой ирландцы называли либо всю Британию, либо чаще только Шотландию. note 146 «Злые песни», содержащие угрозу наслать всяческие беды, болезни и даже смерть в случае невыполнения требования, представляют собой разновидность заклинаний, которые играли важную роль в магической практике древней Ирландии. Сила воздействия «злой песни» состояла не только в угрозе, заключенной в ней, но и в какой‑то моральной принудительности, связанной с нею. Это явствует из тех случаев, когда жертва повиновалась требованию, заведомо обрекавшему ее на смерть.



0|1|2|3|4|5|
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua