Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

И. Винокуров Николай Николаевич Непомнящий Кунсткамера аномалий

0|1|2|3|4|5|6|7|

Живя в доме белого человека, Мапуи был удовлетворен и наслаждался мыс– лью, что он – человек состоятельный и уважаемый. Ни торговец, ни миссионер не имели таких домов. Однажды Мапуи решил, что в доме кое-чего недостает. Он по– шел в деревню, где жили ловцы жемчуга, и заказал у резчика деревянную фигуру, чтобы украсить крышу своего дома. Это была великолепная фигура огромной тигро– вой акулы. На ней еще б Мапуи».

Мапуи умер через несколько лет в Такароа. Уже нет его роскошного дома. Время, ветер, солнце и дождь разрушили его. Но о первом ныряльщике все еще го– ворят с большим уважением нынешние ловцы жемчуга на атоллах Туамоту, обладаю– щие теперь хорошим снаряжением. Мапуи с его жемчужиной вошел в легенды.

<p>А что случилось с его жемчужиной? Эмиль Леви купил ее, несмотря на баснословную цену, так как на стороне Мапуи выступал правитель Таити. Жемчужина

515

Малуи, побывав в руках нескольких европейских скупщиков жемчуга, была вставлена в диадему Марии, королевы Англии.

<p>БЭРА ЛГАЛ: ОН НЕ ПОЛЕТЕЛ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Люди напрасно думают, что у лжи короткие ноги, что на лжи далеко не уедешь. В жизни бывает наоборот. Вот и в случае со знаменитым американским по– лярным исследователем и офицером ВМФ Ричардом Эвелином Бэрдом ноги у лжи были и в меру длинными, и в меру крепкими: они помогли Бэрду сделать очень быструю карьеру. Он стал адмиралом. Еще и сегодня о нем рассказывают в школах, когда изучают полярные экспе в том числе в третьем томе последнего издания «Энцикло– педии Брокгауза"', говорится, что 9 мая 1926 года Ричард Э. Бэрд вместе с Флойдом Беннетгом первым пролетел на самолете от Шпицбергена до Северного по– люса и обратно. Но на самом деле этого героического свершения, которым восхи– щался весь мир, этого национального триумфа, ставшего для Бэрда первой и глав– ной ступенью в карьере, этого сенсационного шоу, устроенного всего за три дня до того, как норвежец Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и 14 их товари– щей впервые в истории (и это уже факт несомненный) достигли Северного полюса на дирижабле, этого эпохального перелета никогда не было. Бэрд и Беннетт прос– то солгали.

<p>Это был «самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных ис– следований» – так пишет в своей книге «Океаны, полюса и авиаторы: первые поле– ты над водными просторами и пустынными льдами» (1971)

'"В 1926 г. вместе с пилотом Ф. Беннетгом совершил полет на самолете в район Северного полюса» («Авиация». М.: БРЭ, 1994. С. 125).

<p>516

бывший иностранный корреспондент «Нью-Йорк Геральд трибюн» и редактор еженедельника «Ньюсуик» Ричард Монтегю. В этой книге, посвященной первым пере– летам через океаны и полюса, Монтегю не только теоретически доказывает, что Бэрд и Беннетт вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобли– чает их во лжи. Итак, теперь уже не вызывает сомнений, что Бэрд и Беннетт не достигли полюса.

Однако ложь не умирает. Слишком глубоко врезалась в сознание память о подвиге. Создается впечатление, что Америка прямо-таки стремится не потерять еще одного национального героя. А может быть, тут кроется лишь привычка: кому охота переучиваться? Вот так ревнители исторических легенд, стараясь не обра– щать внимания на «небольшой изъян», продолжают ревниво оберегать образ велико– го искателя приключений, раз, в 1957 году, обошел страницы почти всех газет, сообщивших о смерти этого выдающегося человека (Бэрд умер в возрасте 68 лет от болезни сердца). Весь мир выражал сочувствие, когда этот «человек хладнокров– ной и взвешенной решимости» (так было сказано в некрологе, напечатанном во «Франкфурте? альгемайне цайтунг»), когда этот обладатель более 70 орденов и высших знаков отличия, многочисленных дипломов почетного доктора, когда этот «последний представитель старшего поколения полярников покинул свою бескрай– нюю снежную сцену» (так выразилась «Интернационале биографише прессединст»).

<p>И ведь Ричард Эвелин Бэрд в своей жизни действительно немалого добил– ся, нельзя этого не заметить. Он руководил семью крупными полярными экспеди– циями: двумя арктическими и пятью антарктическими (в том числе в одной из них участвовали 13 кораблей, полтора десятка самолетов, четыре чысячи человек). Он провел аэрофотосъемку более пяти миллионов квадратных метров земной поверхнос– ти. Во время экспедиц магнитный полюс сдвинулся примерно на сотню миль в за– падном

517

<p>лении по сравнению с данными, полученными в 1909 году (когда англича– нин Эрнст Генри Шеклтон впервые достиг его). Он в одиночку в небольшой хижине при 50 градусах мороза выдержал целую зимовку в Антарктиде. А до этого, 29 ноября 1929 года (вместе с Бернтом Балхеном), он первым перелетел Южный полюс – вот далеко не весь перечень подвигов, совершенных им. На страницах «Интерна– ционале биографише прессе у Южного полюса, Бэрд мечтал сохранять в заморожен– ном виде все те излишки продуктов, что сейчас попросту пропадают или же чье хранение ежегодно обходится американскому правительству в 350 миллионов долла– ров. Как-никак он убедился, что оставленный им бифштекс или же бутерброд и де– сятилетия спустя отличался отменным вкусом. В 1955 году Ричард Бэрд, адмирал и летчик, будучи уже в почтенном возрасте, был назначен ответственным за органи– зацию и планирование всех американских антарктических экспедиций. В этой свя– зи уже говорилось об атомных электростанциях, которые могли бы в промышленных целях частично «растопить» Южный полюс. Пора славных «Фоккеров», выручавших во время первых экспедиций, уже миновала. Скорость постоянно росла. В 1929 году пароход Бэрда затратил на дорогу ровно 44 дня, в 1956-м его самолет преодолел то же расстояние за 1 года (1957/58) на экспедицию было выделено целых 20 мил– лионов долларов. И миллионеры, и простые люди с улицы любили «своего Дика» и никогда не скупились ради него: они всегда были готовы пожертвовать деньги на его новые полярные проекты; не оставалось в стороне и правительство. Наивный пионер превратился в крупного организатора, а впоследствии в почтенного адми– рала, возглавлявшего целый флот, и молодые люди в нейлоновых рубашках шли за ним, утоляя тоску по отдаленным странам. Рассеивается последняя тайна, обере– гаемая нашей Землей: «терра инкогнита» Южного полюса. Но за всеми этими новы– ми пометками на географиче

518

последнего полярника, овеянный ореолом прожитых лет, наполненных юно– шескими мечтами о белом безмолвии».

Ричард Эвелин Бэрд из Винчестера, штат Вирджиния, 1888 года рождения всегда знал, чего хотел. И чаще всего добивался этого. В двенадцать лет он попросил у родителей разрешения посетить друзей, живших на Филиппинах. Оттуда он в одиночку совершил путешествие вокруг света. В четырнадцать лет он запи– сал в своем дневнике: «Моя будущая профессия: путешественник к Северному полю– су».

Сказал он это в 1902 году, когда еще никому не удавалось не то что достичь Северного полюса, но даже близко подобраться к нему. «Северный полюс Земли, – так говорится в «Энциклопедии Брокгауза», – наиболее удаленная от эк– ватора точка Северного полушария и северная точка пересечения всех меридианов.' Располагается она в Северном Ледовитом океане. В этой точке имеется лишь одна страна света, южная места на Земле, где нет привычного деле– ния на день и ночь. На Северном полюсе Солнце восходит 21 марта и заходит 23 сентября, и потому год делится на северный полярный день и северную полярную ночь».

<p>Еще в XVI веке люди начали исследовать область, прилегающую к Северно– му полюсу. Тогда же начались поиски Северного морского пути, ведущего в Вос– точную Азию. В 1497 году был открыт Лабрадор, затем путешественники достигли Ньюфаундленда, в конце XVI века открыли Медвежий остров и Шпицберген, и нако– нец, с 1734 по 1743 год состоялась «Великая северная экспедиция», которую воз– главлял Витус Беринг (уме северное побережье Сибири, Берингов пролив, Аляску и Алеутские острова. Через несколько десятилетий (1806-1822) китобои Скореби (о– тец и сын), продвигаясь к Гренландскому морю, достигли 81 градуса 30 минут се– верной широты. Всего через несколько лет англичанин У. Э. Парри добрался до северного Шпицбергена (82

519

градуса 45 минут северной широты). А еще через некоторое время Джеймс Росс открыл северный магнитный полюс, точку, в которой силовые линии магнитно– го поля Земли располагаются вертикально. Северный магнитный полюс Земли, назы– ваемый также арктическим полюсом, перемещается. В 1985 году он располагался на отметке 77 градуса 36 минут северной широты, 102 градуса 48 минут западной долготы.

В 1845-1847 годах попытку отыскать Северо-Западный проход предприняла экспедиция под руководством английского полярного путешественника Джона Фран– клина. За несколько лет до этого Джон Франклин, продвигаясь от Гудзонова зали– ва по суше, достиг устья реки Коппермайн, а оттуда, направившись на восток, добрался вдоль побережья Северного Ледовитого океана до мыса Тарнегейн (по– луостров Кент). Во втором п побережья Северного Ледовитого океана. Из третьей экспедиции Франклин и его спутники уже не вернулись. В последний раз их виде– ли 26 июля 1845 года в заливе Мелвилл. В 1859-м Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток во время своей уже четвертой по счету экспедиции, занимавшейся поисками про– павших путешественников, нашел останки их тел и сделанные ими записи. Как выяснилось, Франклин проплыл через пролив Ланкастера, затем, двигаясь на се– вер по проливу Веллингтона, проплыл вокруг острова Корнуоллис, далее обогнул остров Принца Уэльского, после чего его корабли вмерзли в лед возле северной оконечности острова Кинг-Уильям. Кстати, отметим, что в общей сложности Фран– клина и его товарищей разыскивали около сорока спасательных экспедиций.

<p>В 1878-1879 годах шведскому полярному исследователю Адольфу Эрику Нор– деншельду, уже совершившему несколько экспедиций на Шпицберген, удалось на ко– рабле «Вега» впервые в истории пройти (с зимовкой) Северо-Восточным проходом вдоль Северного побережья Сибири. И под конец XIX столетия, в 1893-1896 годах, норвежец Фритьоф Нансен совершил знаменитое

520

путешествие на «Фраме», причем после того как судно вмерзло во льды, он вместе со своим товарищем, Иогансеном, покинул его и, отправившись на лы– жах в сторону Северного полюса, достиг 86 градусов 4 минут северной широты.

Вот так в общих чертах обстояли дела с исследованием Арктики и Север– ного полюса, когда четырнадцатилетний Бэрд заявил, что собирается стать поляр– ником. Бэрд никогда не упускал из виду эту цель – и когда учился в Военной академии в Шенандоа, и когда был студентом Вирджинского университета, и когда готовился стать морским летчиком. И наконец через несколько лет после оконча– ния первой мировой войны, американских ВМФ в Канаде, он все-таки решился на беспосадочный перелет. Ему хотелось сделать то, чего до него не удалось нико– му, – первым долететь до Северного полюса. Этот подвиг сразу бы сделал его знаменитым.

К тому времени Руаль Амундсен на судне «Йоа» первым прошел Северо-За– падным проходом (1903– 1906), а американский врач и полярный исследователь Фредерик Альберт Кук, до этого участвовавший в гренландской экспедиции и в бельгийской экспедиции к Южному полюсу, заявил, что, отправившись из Гренлан– дии к Северному полюсу, он 21 апреля 1908 года достиг его. Впрочем, с самого начала ему ничем не удалось подкрепить свои слова, и потому его открытие оста– валось под вопросом. Наконец, 6 апреля 1909 года американец Роберт Эдвин Пири, исследовавший Гренландию начиная с 1886 года, первым достиг непосредственных окрестностей Северного полюса (в последние годы оспаривается и это открытие). Ряд путешествий совершили русские исследователи. И наконец, в 1921– 1924 го– дах датчанин Кнуд Расмуссен пересек всю американскую часть Арктики от Гренлан– дии до Аляски.

<p>Предпринимались попытки выполнить и то, что задумывал Бэрд, переле– теть через Северный полюс. Еще в 1897 году первыми решились добраться туда три норвежца: инженер Соломон А. Андре, Нильс

571

берг, учитель физики, и инженер Кнут Френкель. Они полетели на свобод– ном аэростате и за свою попытку заплатили жизнью. Лишь в 1930 году тела погиб– ших нашли северо-восточнее Шпицбергена. Нашли также фотографии, сделанные ими, и дневники, по которым удалось восстановить обстоятельства катастрофы и прос– ледить ход событий до самого финала.

Выяснилось, что аэростат вскоре начал постепенно терять высоту; в кон– це концов гондола стала скользить по льду. Пилоты, пытаясь поднять аэростат, выбрасывали за борт балласт и даже нужное им оборудование. Поначалу они еще надеялись, что это поможет; так, Андре записал: «Сегодня пришлось выбросить много балласта. Из-за вечной тряски не удалось поспать, даже не ложились; все равно бы долго не выдержа довольно странно парить здесь, над Северным Ледови– тым океаном. Мы первые, кто летит здесь на аэростате. Интересно, когда люди повторят нашу попытку? Я не стану отрицать, что все мы преисполнены чувства гордости. Быть может, нам просто невыносимо жить так, как живут все, по одно– му ранжиру, и ждать, что после смерти грядущие поколения забудут нас. Это ли называют честолюбием?!»

Прошло два дня, аэростат застрял, и путешественники попытались пешком перебраться по льдам и дойти до спасительной суши. После двухнедельного пере– хода они поняли, что все их неимоверные усилия почти ни к чему не привели, так как дрейфующие льды все время относили их в сторону и они практически не прод– винулись вперед. Но они не сдавались. Как ни тяжела была их поклажа, они всё так же брели вперед и (причем поначалу шли по пятнадцать и даже по восемнад– цать часов). Прошло 64 дня. Андре записал в дневнике: «Ни один из нас не поте– рял мужества. С такими товарищами можно выдержать все, что бы ни случилось».

<p>Однако через несколько дней он написал о ростках зла, взметнувшихся между ними; дело дошло до дрязг, до взаимных упреков. Тем временем люди все больше

522

слабели, они едва уже могли писать, потому о последних днях их отчаян– ной борьбы за существование неизвестно уже ничего.

Руаль Амундсен – человек, который первым прошел Северо-Западным прохо– дом, первым достиг Южного полюса в 1911 году. Во время его первой попытки дос– тичь Северного полюса (1923) самолет сломался уже при пробном вылете. Вторую попытку он предпринял в 1925 году вместе с пятью спутниками; они летели на двух гидросамолетах и добрались до 87 градуса 44 минут северной широты. То ес– тьдо полюса они не долетел свои машины прямо на воду, поскольку они израсходо– вали уже половину топлива и дальнейший полет к полюсу означал бы верную смерть. При посадке на воду (совершить ее пришлось для того, чтобы определить точное местонахождение) один из самолетов, ударившись о льдины, получил нас– только сильные повреждения, что лететь на нем дальше было нельзя. Впрочем, и с другой машиной у них хватало проблем. Самолет оказался зажат льдинами, и взле– теть удалось лишь через 25 дней. На обратном пути кончилось топливо, и только по счастливой случайности Амундсена и его спутников обнаружил и спас норвеж– ский корабль, моряки с которого, занимаясь промыслом тюленей, рискнули заб– раться в столь высокие широты.

<p>Однако Амундсен не отказался от своей цели. Уже в том же году вместе с итальянцем Умберто Нобиле и американцем Элсуортом он решил организовать поляр– ную экспедицию на дирижабле; уж на этот раз он непременно должен был достичь цели. Амундсен был убежден: «При современном уровне развития техники дирижаб– ли превосходят все остальные летательные аппараты. Чтобы вывести аэроплан из строя, нужно всего ничего и придется совершать вынужденную посадку, что необы– чайно опасно в местности, где почти невозможно найти площадку для приземления. С дирижаблем все обстоит иначе. Если двигатель выходит из строя, то достаточно

523

просто его остановить и отремонтировать. У самолетов есть и другой безжалостный враг: полярный туман. Вынужденная посадка в густом тумане обре– кает на верную смерть».

Амундсену еще предстоит убедиться в том, что и полет на дирижабле над полярными областями может стать Смертельно опасным. Впрочем, пока Амундсен и Элсуорт сидели в Кингс-Бей на Шпицбергене и ждали прибытия дирижабля, старто– вавшего 10 апреля 1926 года из Рима. Это был полужесткий дирижабль, приводи– мый в движение тремя двигателями, летательный аппарат совершенно новой кон– струкции. Его разработал итальянский майор Нобиле. Изготовлен он был совсем недавно и предназначался для итальянских ВВС. Однако Амундсену и Элсуорту уда– лось заинтересовать своими планами главу итальянского государства, Муссолини, и Италия продала дирижабль норвежцам; те дали ему имя «Норге» («Норвегия»). Кроме того, итальянское правительство позаботилось о подготовке норвежского экипажа и разрешило майору Нобиле и нескольким специалистам участвовать в трансарктическом перелете.

Когда 7 мая «Норге» прибыл в Кингс-Бей к Амундсену, там уже находи– лись Ричард Эвелин Бэрд и Флойд Беннетт. Они приплыли несколько дней назад на корабле и привезли самолет, трехмоторный моноплан типа «Фоккер F. У1 IA-3m» и готовились к полету на полюс. Итак, все выглядело чем-то вроде соревнования. Но Амундсен считал по-другому. Для соперничества нет никаких причин, внушал он своему экипажу, Север добрался туда пешком. Если бы Амундсен мог знать, что впоследствии открытие Пири будут, мягко говоря, оспаривать! Значит, в те дни речь шла именно о том, кто же первым достигнет Северного полюса.

<p>Позднее Амундсен писал: «Мы спросили Нобиле, когда «Норге» будет го– тов к полету, и он ответил, что мы можем стартовать через три дня. Вышел из строя мотор, надо заменить его новым. Он дал понять, что можно ускорить рабо– ту и починить все очень быстро,

524

если мы хотим обогнать Бэрда. Однако мы объяснили ему, что Бэрд соби– рается всего лишь долететь до полюса и вернуться назад, в то время как для нас полюс окажется только промежуточной станцией на пути. Мы согласились, что на– до спокойно, без спешки, сделать все нужные приготовления, ничего не упустить из виду вместо того, чтобы пытаться стартовать на пару дней раньше».

Вот так Руаль Амундсен, столько лет пытавшийся первым достичь Северно– го полюса, буквально в последнюю минуту отдал славу другому. За два дня до старта дирижабля «Норге» американцы Бэрд и Беннетт взлетели на своем самолете со Шпицбергена и направились на север, а через пятнадцать с половиной часов вернулись назад.

Позднее Бэрд описал полет следующим образом: «9 мая 1926 года в 9.02 по Гринвичу мы определили координаты и выяснили, что находимся над полюсом. Мечта моей жизни сбылась. Мы повернули направо, чтобы выполнить два замера по Солнцу и подтвердить координаты; потом с той же целью повернули налево. Я сде– лал несколько фотоснимков и описал широкий круг, чтобы наверняка не упустить Северный полюс. При это кругосветный перелет. Мы потеряли день и снова верну– ли его. Здесь все идет вверх дном. Когда летишь по прямой через полюс, то вна– чале движешься на север, а потом сразу же, не сворачивая никуда, на юг. Там, на полюсе, все ветры дуют на север, а куда ни посмотришь, всюду юг. Мы кружи– ли над вершиной мира и преклонялись перед пытливым духом Пири. Под нами прос– тиралось вечно замерзшее море. Зубчатые ледяные грани отмечали края мощных из– ломанных глыб. По ним можно было судить о движении льда вдали от суши. Тут и там виднелись затянутые ледком протоки, светившиеся среди снежной белизны зе– лено-голубым цветом. В 9.15 мы взяли курс на Шпицберген».

<p>В начале шестого вечера «Фоккер» Бэрда и Беннетта сел на лед фьорда перед Кингс-Беем. Среди первых

525

<p>поздравивших их были Амундсен и Элсуорт. Чуть позже сенсационное сооб– щение облетело весь мир, оно стало событием не только в Америке. Но в Америке волны славы взметнулись особенно высоко. Обоих летчиков чествовали как героев. И прежде всего Бэрда. Он был удостоен звания капитана третьего ранга; прези– дент США Калвин Кулидж прислал Бэрду поздравительную телеграмму, в которой вы– ражал особое удовлетворе

Впрочем, сразу же по возвращении Бэрда и Беннетта появились сомнения в подлинности рассказанного ими. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арне– сон, прибывший на Шпицберген ради полета «Норге». В первом репортаже, отправ– ленном им в «Афтенпостен», говорилось: «Оба (Бэрд и Беннетт. – Авт.) уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли доб– раться туда». Арнесон полагал – и написал об этом, – что Бэрд долетел пример– но до того же места, что и Амундсен годом раньше. На следующий день Арнесон пошел к Амундсену и Элсуорту и спросил их, неужели Бэрд мог побывать на полю– се. Конечно, ответили они, же так просто.

<p>Выходит, Амундсен вовсе не сомневался? Римская газета «Трибуна» писа– ла, что, хотя за пятнадцать с половиной часов и можно долететь от Шпицбергена до полюса и обратно (если судить по расстоянию, которое Х ] надо преодолеть), но в арктических условиях сделать это практически невозможно. Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напом– нил о том, что в данных усл самолета; в этом убедились еще во время полета Амундсена. Бэрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, ис– пользуя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубеди– тельным. Но к скептикам не прислушивались, ведь они были либо норвежцами, ли– бо итальянцами; поэтому, мол, они просто пышут злобой

526

оттого, что их соотечественники отодвинуты на второй план.

А что же Бэрд? Ему постоянно приходилось участвовать в каких-либо празднествах и чествованиях, и потому он не имел времени утруждать себя отве– тами на возражения критиков. Между тем постепенно – то в беседах с репортера– ми, то в собственных статьях – он стал вспоминать все новые подробности поле– та. Теперь мир узнал, что сразу после старта им пришлось повозиться с двигате– лем, находившимся по прав Из-за этого скорость полета снизилась с 90 до 60 миль в час. Тем не менее они решились продолжать полет и вскоре сумели запус– тить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого они уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда они повернули назад, ветер усилился и одновременно изменил направ– ление, он дул теперь практически в спину, и их скорость повысилась на 10 миль в час. Во время полета к цели он, Бэрд, шесть раз определял местоположение с помощью секстанта, потом четыре раза проделывал это вблизи полюса, н6 на об– ратном пути не производят измерения, поскольку прибор сломимся. Полученные координаты он наносил на две карты.

<p>Эти карты Бэрд представил в «Национальное географическое общество», которое помогло ему финансировать полет. У комиссии географического общества его отчет не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя он подвергся серьезной критике; оппонентом стал шведский профессор метеорологии Геста X. Лильеквист из Упсальского университета. В статье, опубликованной в I960 году, Лильеквист, знавший полярные области не понаслышке – он бывал там, – заявил, что рассказ Бэрда о попутном ветре не соответствовал действительности. Профес– сор Лильеквист сопоставил все американские и норвежские метеорологические кар– ты, чтобы выяснить, како

527

полета в той части Арктики, где он проходил. По словам ученого, нап– равление ветра было совсем иным.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бэрд и Беннетт все равно не смогли бы уложиться в пятнадцать с половиной часов. Это тоже выяснил Лильеквист. Скорость полета «Жозефины Форд» (так назывался самолет Бэрда; наз– вание было дано в честь дочери Эдсеяя Форда, который – наряду с Д. Рокфелле– ром, Винсентом Эстором, Родменом Уонамейкером и Дуайтом Морроу – участвовал в финансировании экспедици километров в час. Но вот крейсерская скорость была существенно ниже – Лильеквист определил это, изучив данные о других полетах «Жозефины Форд». К тому же для полета на Северный полюс «Жозефина Форд» была оснащена вместо колес тяжелыми полозьями, чтобы стартовать с заснеженной по– верхности и садиться на снег. Поэтому скорость была еще меньше и равнялась – по Лильеквисту 75 узлам, то есть 140 километрам в час. При такой скорости Бэр– ду и Беннетту пришлось бы лететь на два часа дольше, причем здесь еще не учи– тывается, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий путь (к по– люсу и обратно) составил около 2500 километров.

<p>К такому же выводу – независимо от шведского профессора – пришел нор– вежец Верит Балхен. Он по своему собственному опыту знал «Жозефину Форд»;. хо– рошо знал и самого Бэрда, ведь он сопровождал его во время полета к Южному по– люсу (1929). На «Жозефине Форд» Балхен вместе с Флойдом Беннетгом совершил продолжительное путешествие по Америке. Оно проходило всего через несколько месяцев после полета к Сев скорость машины всего 65 узлов (120 километров в час), хотя самолет вместо тяжелых полозьев снова был оборудован более легкими шасси. Норвежец вычислил, что Бэрд и Беннетт смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минуты северной широты. Флойду Беннетту, с которым он подружил– ся, Балхен сказал это

528

прямо в глаза: «За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы доле– теть до полюса». И Беннетт ответил: «А мы там и не были!»

Позднее Беннетт рассказал ему подробности. Действительно, вскоре пос– ле старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полет к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какоето время они заделали течь, и тогда Бэрд приказал немного полетать над этим пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они вернулись в Кингс-Бей: «Berd and I never got to the Nort до Северного полюса»).

Через 30 лет Балхен написал об этом в своих воспоминаниях. И тут вме– шался брат Бэрда (сам адмирал незадолго до этого умер), сенатор Гарри Флуд Бэрд. Он надавил на самого летчика и на его издателя. Первый вариант воспоми– наний был заменен «подчищенной» редакцией, где не нашлось места ни вычисле– ниям, сделанным Балхеном, ни признаниям Беннетта.

<p>Уже упоминавшийся Ричард Монтегю из «Нью-Йорк гералд трибюн» снова об– народовал первую редакцию мемуаров. Там есть такие рассуждения (во второй ре– дакции эти строки также были вычеркнуты): «В конце концов, не имеет особого значения, что Ричард Эвелин Бэрд не побывал тогда на Северном полюсе. Соб– ственно говоря, из-за этого, из-за его лжи облик его только стал человечнее – кому не присущи слабости?» Ч разве человечно поступил Бэрд по отношению к Руа– лю Амундсену и Умберто Нобиле? Бэрд, солгав, отнял славу у них, у Элсуорта и остальных участников экспедиции «Норге» (семерых норвежцев, одного шведа, пя– терых итальянцев – всего на борту было 16 человек и один фокстерьер). Именно эти люди добились успеха, именно они были первыми. 12 мая 1926 года в 2 часа 25 минут (после шестнадцати с половиной часов полета) дирижабль в ореоле сол– нечного света медленно пересек Северный полюс. Затем аппарат снизился на высо– ту 200 метров,

529

и полярники поочередно сбросили вниз норвежский, американский, итальянский флаги и освященный папой римский крест. После рискованного полета сквозь густой туман – временами не было даже возможности сориентироваться, к тому же дирижабль полностью обледенел – «Норге», преодолев 4425 километров, не без проблем приземлился в Теллере (Аляска). Экспедиция, стартовавшая в Кин– гс-Бее (Шпицберген), не только впервые достигла Северного полюса, но и совер– шила первый в истории трансарктический перелет. Длился он 70 часов.

<p>Итак, правда восстановлена. Однако ложь, фальшивки, легенды-все это продолжает жить, пустьдаже подобные россказни давно опровергнуты и исправлены. Впрочем, ситуация це совсем безнадежная. Так, в 14-м томе «Энциклопедии Брок– гауза», вышедшем в 1972 году, о полете Бэрда к Северному полюсу (в третьем то– ме, 1967 года, в его достоверности не сомневались) все-таки уже сказано: «В последнее время оспаривае

просов. Лишь много лет спустя он подвергся серьезной критике; оппонентом стал шведский профессор метеорологии Геста X. Лильеквист из Упсальского университе– та. В статье, опубликованной в I960 году, Лильеквист, знавший полярные какова же все-таки была погода в день 527

полета в той части Арктики, где он проходил. По словам ученого, нап– равление ветра было совсем иным.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бэрд и Беннетт все равно не смогли бы уложиться в пятнадцать с половиной часов. Это тоже выяснил Лильеквист. Скорость полета «Жозефины Форд» (так назывался самолет километров в час. Но вот крейсерская скорость была существенно ниже – Лильеквист опреде– лил это, изучив данные о других полетах «Жозефины Форд». К тому же для полета на Северный полюс «Жозе К такому же выводу – независимо от шведского профессора – пришел норвежец Верит Балхен. Он по своему собственному опыту знал «Жозефину Форд»;. хорошо знал и самого Бэрда, ведь он сопровождал его во время полета к минуты северной широты. Флойду Беннетту, с которым он подружил– ся, Балхен сказал это 528

прямо в глаза: «За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы доле– теть до полюса». И Беннетт ответил: «А мы там и не были!»

Позднее Беннетт рассказал ему подробности. Действительно, вскоре пос– ле старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полет к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какоето время они до Север– ного полюса»). Через 30 лет Балхен написал об этом в своих воспомина– ниях. И тут вмешался брат Бэрда (сам адмирал незадолго до этого умер), сена– тор Гарри Флуд Бэрд. Он надавил на самого летчика и на его издателя. Первый вариант Уже упоминавшийся Ричард Монтегю из «Нью-Йорк гералд трибюн» снова обнародовал первую редакцию мемуаров. Там есть такие рассуждения (во второй редакции эти строки также были вычеркнуты): «В конце концов, не имеет разве человечно поступил Бэрд по отношению к Руалю Амундсену и Умберто Нобиле? Бэрд, солгав, отнял славу у них, у Элсуорта и остальных участников экспедиции «Норге» (семерых норвежцев, одного шведа, пятерых итальянцев – 529

и полярники поочередно сбросили вниз норвежский, американский, итальянский флаги и освященный папой римский крест. После рискованного полета сквозь густой туман – временами не было даже возможности сориентироваться, первый в истории трансарктический перелет. Длился он 70 часов. Итак, правда восстановлена. Однако ложь, фальшивки, легенды-все это продолжает жить, пустьдаже подобные россказни давно опровергнуты и исправлены. Впрочем, ситуа– ция це совсем безнадежн 1

берг, учитель физики, и инженер Кнут Френкель. Они полетели на свобод– ном аэростате и за свою попытку заплатили жизнью. Лишь в 1930 году тела погиб– ших нашли северо-восточнее Шпицбергена. Нашли также фотографии, сделанные

Выяснилось, что аэростат вскоре начал постепенно терять высоту; в конце концов гондола стала скользить по льду. Пилоты, пытаясь поднять аэростат, выб– расывали за борт балласт нам просто невыносимо жить так, как живут все, по одному ранжиру, и ждать, что после смерти грядущие поколения забудут нас. Это ли называют честолюбием?!»

Прошло два дня, аэростат застрял, и путешественники попытались пешком перебраться по льдам и дойти до спасительной суши. После двухнедельного пере– хода они поняли, что все их неимоверные усилия почти ни к чему не (причем по– началу шли по пятнадцать и даже по восемнадцать часов). Прошло 64 дня. Андре записал в дневнике: «Ни один из нас не потерял мужества. С такими товарищами можно выдержать все, что 522

слабели, они едва уже могли писать, потому о последних днях их отчаян– ной борьбы за существование неизвестно уже ничего.

Руаль Амундсен – человек, который первым прошел Северо-Западным прохо– дом, первым достиг Южного полюса в 1911 году. Во время его первой попытки дос– тичь Северного полюса (1923) самолет сломался уже при пробном вылете. свои ма– шины прямо на воду, поскольку они израсходовали уже половину топлива и дальнейший полет к полюсу означал бы верную смерть. При посадке на воду (со– вершить ее пришлось для того, ч Однако Амундсен не отказался от своей цели. Уже в том же году вместе с итальянцем Умберто Нобиле и американцем Элсуортом он решил организовать полярную экспедицию на дирижабле; уж на этот раз он непременно должен 523

просто его остановить и отремонтировать. У самолетов есть и другой безжалостный враг: полярный туман. Вынужденная посадка в густом тумане обре– кает на верную смерть». стартовавшего 10 апреля 1926 года из Рима. Это был полужесткий дирижабль, при– водимый в движение тремя двигателями, летательный аппарат совершенно новой конструкции. Его разработал итальянский майор Нобиле. Изготовлен он был сов– сем недавно Когда 7 мая «Норге» прибыл в Кингс-Бей к Амундсену, там уже находились Ричард Эвелин Бэрд и Флойд Беннетт. Они приплыли несколько дней назад на корабле и привезли самолет, трехмоторный моноплан типа «Фоккер F. У1 добрался туда пешком. Если бы Амундсен мог знать, что впоследствии открытие Пири будут, мягко говоря, оспаривать! Значит, в те дни речь шла именно о том, кто же первым достигнет и починить все очень быстро,

<p>524

если мы хотим обогнать Бэрда. Однако мы объяснили ему, что Бэрд соби– рается всего лишь долететь до полюса и вернуться назад, в то время как для нас полюс окажется только промежуточной станцией на пути. Мы согласились, Вот так Руаль Амундсен, столько лет пытавшийся первым достичь Северного полю– са, буквально в последнюю минуту отдал славу другому. За два дня до старта ди– рижабля «Норге» американ

Позднее Бэрд описал полет следующим образом: «9 мая 1926 года в 9.02 по Гринвичу мы определили координаты и выяснили, что находимся над полюсом. Мечта моей жизни сбылась. Мы повернули направо, чтобы выполнить два кругосвет– ный перелет. Мы потеряли день и снова вернули его. Здесь все идет вверх дном. Когда летишь по прямой через полюс, то вначале движешься на север, а потом сразу же, не сворачивая В начале шестого вечера «Фоккер» Бэрда и Бен– нетта сел на лед фьорда перед Кингс-Беем. Среди первых 525 поздравивших их были Амундсен и Элсуорт. Чуть позже сенсационное сообщение об– летело весь мир, оно стало событием не только в Америке. Но в Америке волны славы взметнулись особенно

Впрочем, сразу же по возвращении Бэрда и Беннетта появились сомнения в подлинности рассказанного ими. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арне– сон, прибывший на Шпицберген ради полета «Норге». В первом репортаже, до того же места, что и Амундсен годом раньше. На следующий день Арнесон пошел к Амун– дсену и Элсуорту и спросил их, неужели Бэрд мог побывать на полюсе. Конечно, ответили они, конечно, но в арктических условиях сделать это практически не– возможно. Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географическо– го общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно опре– делить положение 526 оттого, что их соотечественники отодвинуты на второй план.

А что же Бэрд? Ему постоянно приходилось участвовать в каких-либо празднествах и чествованиях, и потому он не имел времени утруждать себя ответами на возражения критиков. Между тем постепенно – то в беседах с репортерами, то в собственных статьях – он стал вспоминать все новые подробности полета. Теперь мир узнал, что сразу после старта им пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту; из него вытекло масло, и он отключился.

Из-за этого скорость полета снизилась с 90 до 60 миль в час. Тем не менее они решились продолжать полет и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого они уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда они повернули назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, он дул теперь практически в спину, и их скорость повысилась на 10 миль в час. Во время полета к цели он, Бэрд, шесть раз определял местоположение с помощью

секстанта, потом четыре раза проделывал это вблизи полюса, н6 на обратном пути не производят измерения, поскольку прибор сломимся. Полученные координаты он наносил на две карты.



0|1|2|3|4|5|6|7|
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua