Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Николай Николаевич Непомнящий Крик мамонта

0|1|2|3|

Откроем сборник пословиц русского народа, составленный Вл. Далем, и прочитаем все пословицы на 977 страницах. Выпишем из них те, которые касаются искомого примата и расставим их по столбикам, объединив по темам: внешность, ум, сила и др. И наглядно увидим, что раза в три больше пословиц, отвечающих на главный для исследователей вопрос: где же его логово, его дом, его крепость, куда он девается, когда исчезают следы? Поверим подсказке наших пращуров, учтем их близкое знакомство с природой в те времена, когда зверей было намного больше, а людей намного меньше. Пословица, утверждают специалисты, окончила свое сложение до семнадцатого века и возникла на основе бесспорного факта. Например, такого: своя рубашка ближе к телу. Или такого: на пословицу, как на дурака, и суда нет. Не судима. То есть, пословица — это аксиома, не требующая доказательств.

Но мы попробуем доказать. Все тем же способом — сопоставлением. Поставим рядом сведения, добытые гоминологами (теми же этнографами, но со своей целенаправленностью), и пословицу — эссенцию народного опыта.

Известен рост: два метра и более. Пословица говорит: с лешего, а ума не вынес.

О крике краеведу из Кисловодска Ф. Чернышеву рассказывали чабаны: «рев алмасты могучий, как рев паровоза. Он, как кашель, переходящий не то в стон, не то в мычание». Сравниваем с пословицей. Кричит, как леший. Как Леший Перовский зовет Куликовского в гости к родительской (Перово — под Москвой, Куликово — на Дону).

В Маньчжурии в фанзе охотника жил прирученный гоминоид. По ночам ходил на охоту вместе с волчьей стаей. Читаем пословицу: гоняет, как леший зверя.

В Омской области у озера в лесную избушку во время сильной грозы вбежал обволошенный человекообразный? увидел людей, дико завизжал и кинулся прочь. Читаем пословицу. Бегает от дома, как черт от грома. Или: есть и на черта гром. Этнографы сообщали: черта, мол, можно увидеть в грозу, так как он боится непонятного шума. Гоминологам известна его физическая сила. Что говорят пословицы? Силен черт, да воли нет. Храбер, силен, а все с лешим не справится.

Гоминологам известна его физическая сила. Что говорят пословицы? Силен черт, да воли нет. Храбер, силен? а все с лешим не справится.

Увидеть в темноте (ночное животное: бес и мрак — мракобесие) большое гориллоподобное существо, конечно? страшно. Читаем у Даля: страшен черт! Да милостив бог. Или: хорош, перед чертом, как куколка. Но мы знаем? что возможно и сскуществояание, привыкание. Есть об этом сообщении. Не так страшен черт, как его малюют.

Как отвечают наши пращуры на третий поставленный нами вопрос?

Перечислим их изречения, в которых заключен ключ? даже не зашифрованный, к разгадке тайны.

Вольному вола, спасенному рай, бешеному поле, а черту болото. Всякий черт в своем болоте ворочай. Нс ходи при болоте — черт уши обколотит. Вертит, как черт в пучине. Вол^яо черту в своем болоте орать. Правит, как черт болотом. Гнилого болота и черт боится. В тихом омуте черти водятся. Домовой тешится, леший заводит, а водяной — топит.

Водяной пошутит — утопит. Мутит, как водяной под мельницей. Не все то русалка, что в воду ныряет. Все черти в воду и пузырья вверх. Работа не черт, в воду не убежит.

И, наконец, такое:

Все черти равны, все те же бобры.

Депеша, присланная нам из прошлого, гласит: ваш искомый примат — это млекопитающее, полуводное животное? имеющее наподобие бобров черножелто— бурый густой мех. Вход в их жилище, как у бобра — под водой.

На мифологическую карту преисподней и паремио— логик) наложим карту встреч с реликтом и карту гео— логического строения болот, трясин, бездонных омутом и сделаем предположение: место основного укрытия зоологического прототипа мифологического персонажа — карстовые подземные полости. Вход туда может быть как через пещеры м щели, так и через водную преграду — оолотн^е (жу.'^; реки, озера и другие водоемы.

Рене; А^и.^ « лтоша Джим поспешно поднялись на береговой утес,что возвышался на 4^ метров, следы их привели к тому месту, где утес полого спускался к во— де? и тут исчезли.

— Где же он? В небо, что ли вознесся? Рене посмотрел в пустое серое небо и опустил взгляд под ноги. От самогб последнего следа вниз по склону к реке тянулась полоса содранного снега. Эта полоса? покрытая жухлой травой, заканчивалась там, ще обрывался береговой склон. Ниже быт воздух, сырой речной воздух, еще ниже — река.

…Очевидец в Гималаях наблюдал, как йеги скользил по горному склону в положении сидя, притормаживал пятками вытянутых ног.

<p>М. БЫКОВА. КРИК МАМОНТА

Почему тема мамонта так притегательна для большинства читателей? Ведь она, на первый взгляд, не предполагает кардинальных разгадок тайн мироздания, подтверждения целесообразности в природе всего сущего или, напротив? ошибочности эволюции, тем более возможности немедленной связи с внеземными цивилизациями, на что так падка человеческая мысль.

И тем не менее! И в подробностях, уточнениях знаний об этом звере люди надеются получить какието представления о… себе самих.

Мне, как, очевидно, и большинству современников памятна по произведениям искусства прелесть гигантской впечатляющей фигуры мамонта, действительно, чуда природы. Не зря его увековечивали без устали авторы даскальной живописи. Его мощь, несомненная сила и изящество, сопутствующее горе «мяса», все это есть в рисунках, оставленных нам очевидцами охот, и особенно в неолитических каменных статуэтках.

В отличие от иных животных далекого прошлого или нынешних, но ведущих столь потаенный образ жизни, что нет неоспоримых оснований утверждать об их реальности? с мамонтом, кажется, все проще и яснее. Он был. Ведь не только костные останки его дошли до нас. Но и почти уцелевшие экземпляры с наружными и внутренними тканями, законсервированные самой природой. Мамонт был? но — и как бы есть. Его можно реконструировать, пощупать, изваять и расхождения с исчезнувшим оригиналом не будет.

Когда в селе Юдиново Погарского района Брянской области была раскопана стоянка первобытного человека, выяснилось, что на постройку пошло двадцать три черепа гигантских животных. А так же лопатки с проделанными в них отверстиями, зубы и другие детали скелета. Черепа служили кладовыми, ще хранились каменные орудия древних, камни и предметы обихода. Возраст стоянки — более пятнадцати тысяч лет…

Близ американского города ХотСпрингс (Южная Дакота) найдено естественное кладбище мамонтов. Обнаружены останки сорока трех гигантов, погибших двадцать шесть тысяч лет назад. И палеонтологи полагают? что там же будут раскопаны скелеты еще полусотни экземпляров. Пришли к выводу, что они принадлежат молодым, неопытным, особям. Здесь в углублении поверхности скапливалась вода теплого источника, не замерзающего зимой. Выбраться из такого водопоя было невозможно. Давно уже не тайна массовые вымирания отдельных видов животных на Земле. Человека всеща волновало представление о конце света. Варианты следов потопа и другого рода катаклизмов, смены геологических эпох — вполне реальные «воспоминания» о прошлом или будущем… В этом плане сильное впечатление производят как бескрайние песчаные монгольские пустыни, местами буквально засыпанные костями всевозможных животныхзавров, так и якутские мамонт обивневые поля. Вот она? явь, реальность конечности как таковой — конечности жизни вида — ее можно пощупать, осмыслить нам, царям природы.

Я заинтересовалась мамонтом, потому что его путидороги переплетены по моим представлениям, с еще более таинственным животным, именуемым «снежным человеком». И хотя мы не имели возможности ознакомиться с останками последнего ( не считая обнаружения замороженного трупа в США, бездарно утраченного), загодя перед всеми любознательными, как ни странно, встают те же самые вопросы, которые до сих пор не совсем уверенно пытаются разрешить и богатые доказательствами мамонтоведц: климат, адаптация, зимовка, шерсть, подшерсток? жировые запасы, кормовая база, энергетический обмен…

Если бы природа не оставила нам мамонтовых памятников — мохучий набор костного материала, части замороженных тел, а то и вполне сохранившиеся экземпляры, человечеству хватило бы на много лет поводов для споров хотя бы о том, при помощи каких таких приспособлений, например, добывал себе пищу этот гигант под снежным покровом? Даже стесанность бивней часто соотносится не с этой простой и понятной функцией. Мы бы до сегодняшнего дня выясняли, как эти бивни были вставлены в альвеолы? Какой частью вверх? Поблагодарим за знание березовского мамонта. А не видя желудков, наполненных в разной степени переваренной пищей, конечно же большинство усомнилось бы, что тушу? достигающую веса пятисеми тонн, можно «создать» и поддерживать травой в местности с преобладающей зимой.

И это не мое досужее предположение. В 1978 году в Штутгарте вышел обзор Г.Краузе по мамонту. Автор ознакомился с коллекциями его останков в разных лабораториях, а так же музеях мира, с изображениями в пещерах Франции и Испании. Он пришел к такому парадоксальному выводу: в суровых климатических условиях, в частности в Сибири, это животное существовать не могло! Он убежден, что мамонт не был защищен от холода своим волосяным покровом. Отрицает и защитную роль подкожного жира, проводя аналогию с современными полярными наземными животными, которые зимой не всегда имеют жировую прослойку. Приходит к выводу, что бивни не могли служить для разгребания снега, так как ломались бы о камни, скрытые снегом (что в действительности и обнаруживают часто местные жители, наши современники, промысловики). Автор обзора не знает, что русский ученый В.Н. Секачев нашел в желудке и даже на зубах березовского мамонта остатки растений? характерных для лугов нижнего течения реки Лены. Краузе пошел по пути легенды, бытовавшей в Восточной Сибири среди русских поселенцев, которая гласила: во время потопа (речь идет по автору о биолейском потопе и мамонтах, проживавших до этого события якобы в теплом климате) их затонувшие тела плавали на воде и оказались вмытыми в грунт. После потопа область, которая раньше «была теплой, стала холодной и грунт промерз». Как иронично и верно сказал академик М.С.Гиляров по этому поводу: «… это случилось, очевидно, так быстро? что трупы березовского мамонта и мамонтенка „Димы“? погибших при „потопе“, вмерзли в грунт и не успели даже разложиться!»

Сообразительность представителей рода хомо в этом случае как и во многихмногих других, не очень высока. Первые слова; которые всеща срываются из уст ученых при встрече с малоизвестным, и тем более вообще доселе неведомым: «Не может быть, потому что не может быть никоща!». Столь же распространенный, как и устоявшийся стереотип мышления тех, кто опасается вторжения дилетантов в заповедные области знаний.

На севере Сибири и на Аляске обнаружено около полусотни болееменее полных трупов мамонтов? сохранившихся в многолетнемерзлых горных породах. Часто приводится как бы из области чудесного описания наиболее полного экземпляра раскопок Петербургской Академии наук 1901— 1902 годов по притоке Колымы — Березовке. Он был подвергнут анатомическим, гистологическим и биохимическим исследованиям. Досконально изучены остатки пищи во рту и желудке, как это уже упомянуто выше.

По невероятному стечению обстоятельств, если и далее говорить о скрещивании путей двух интересующих меня животных, именно этим местам приурочена и необычная находка осени 1845 года. Золотопромышленник Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане убили необыкновенное чудище : «… постав человеческий (лучше не скажешь! — М.Д.), росту аршин трех (более двух метров)…, шкура довольно толстой шерсти, потонеесобольной, скулы го лыя…, мужескд пола». Оно было вначале облаяно собаками (показатель реальности. — М.А), от которых отбивалось руками. Стреляли в него с пятнадцати саженей (около тридцати метров) сбоку. Когда оно «пало», оба охотника осмотрели его. Даже разрезали в одном месте? чтобы увидеть ^ровь (в поисках показателя реальности. —Л^..5. ). Данные взяты из судебного дела, заведенного в ту пору изза сходства описанного с человеком, но так и не завершенного по той простой причине, что характерна для подобных случаев с этим животным и в наши дни, — тела не нашли. (По сведениям В.М.Пушкарева документы сохранились в городе Салехарде в архиве краеведческого музея.) Гласное, нет описания подпушка! А наличие его местными людьми, как правило, хорошими охотниками? никогда не было бы оставлено без внимания. Значит подпушка не было?

Информация была опубликована в «Ежегоднике Тобольского губернского музея» в 1907 году под заглавием «Березовское чудо». Таковым оно и осталось в анналах истории. В том же самом издании написано и о мамонте. Так, в 1908 году в восьмом выпуске краевед П.Городцов рассказал о встрече в шестидесятые годы прошлого столетия с мамонтом. Передано это было из первых уст местным жителем. Об этом подробнее дальше. Здесь важно лишь уловить перекличку — места оказались богатыми на реликты.

Березовский мамонт, хотя и служит затронутой теме неким эталоном, но найденный в бассейне той же Колымы на реке Киргилях в 1977 году целиком сохранившийся семимесячный мамонтенок стал более знаменитым. Вопервых, потому что это произошло, можно сказать, на наших глазах, а вовторых, потому что его изучали современными методами. В результате чего через шесть лет после находки вышла монография «Киргиляхский мамонт» коллектива авторов, возглавляемого академиком Н.Шило.

Но последующая находка энмынвеемского мамонта в Магаданской области стала еще более знаменательным событием. Хотя речь идет лишь о задней ноге животного? которая перевешивает все предыдущие подарки природы своей давностью — ей тридцать две тысячи лет. Но главное — высокая степень свежести и сохранности. Ни следа гниения!

Без разговоров о пространстве и времени трудно понять проблематичность темы. Еще десять — двадцать тысяч лет назад, по официальной версии, по Великой мамонтовой степи, простиравшейся от Атлантического океана до Ти хого, от Испании через Чукотку до Аляски, бродили неисчислимые стада мамонтов. Косматые красавцычудовища, прекрасно в едином стиле представленные наскальной живописью на многих отрезках обетованных широт, заставили ученых немало поспорить о климате той эпохи.

Нынешние северные материки — Северная Америка и большая часть Евразии

— были тогда спаяны еще одним плавучим ледяным материком по названию Арктида со сверхконтинентальным климатом. Хронический антициклон с вечно безоблачным небом, сильными морозами зимой — таковы условия жизни. Длинные густые волосы? превышавшие иногда восемьдесят сантиметров, спускавшиеся с боков животных до земли, десяти, а то и пятнадцатисантиметровый подшерсток, огромные, достигавшие пятисот килограммов гороы — запасы жира, пятисемитонная туша высотой в холке до трех метров и бивни свыше четырех — все это «построено» на траве, на траве большую часть года сухой, замороженной, прикрытой снегом.

Сегодняшние малоисследованные ледяные земли арктической Якутии — остатки того лессоволедникового материка, где господствовали косматые гиганты. Почему такие сведения не всех убеждали на пути к истине о мамонтовых делах? Самое главное неверие всякого рода оппонентов зиждится на мнении, что такой климат несколько раз на мамонтовом веку сменялся другим. А свидетельства массовой гибели соотносятся только с двумя такими переходными периодами. Что же изменялось? И коща? В природе ли? Или в самом механизме животного? И почему животные не отступали? И отступление ли спасало их в предыдущих случаях? Воистину незнание всегда опережает знание.

По официальной версии окончательно мамонтовый мир погиб десять тысяч лет назад. Причем наступил конец не только мамонту, но и основным крупным сопутствующим существам — арктическим якам, сайгакам, азиатским овцебыкам и шерстистым носорогам. И все потому, что в зоне открывшегося арктического океана климат стал влажным. Низкие тучи покрыли некогда безоблачное голубое небо над северными лугами на льду с тончайшим слоем пыли и земли. (Что и составляло плодоносный слой почвы.) Прежде всего стал меняться ландшафт местности. А за ним — растительный мир. Здесь стали развиваться болотные тундры, лесотундра, а южнее — тайга.

Сейчас в мамонтовые луга трудно поверить. Но на Чукотке проведен уникальный эксперимент. На месте осушаемых в тундре озер для скота анадырского совхоза «Северный» уже более десяти лет под руководством магаданских ученых получают сочные и грубые корма. Таинственные мамонтовые травы на реликтовых лугах дают около трехсот центнеров на гектаре.

Все данные по найденным кощалибо останкам до обнаружения энмынвеемской ноги не давали возможности исследователям поглубже разобраться в том, как приспосабливалось животное к нарисованным выше условиям климата. Сведения о какихто адаптивных особенностях его все время ускользали от ученых.

И толщина кожи оказывалась такой же, как у современных южных слонов. И при прекрасной толщине волос подшерстка, превышающей в четыре раза таковые у известных нам животных, щетинные волосы оказывались отстоящими друг от друга на четырепять миллиметров? чего было явно тоща недостаточно для теплоизоляции. Не находили и мышц, специализированных на подъеме и взъ°рошивании шерсти при похолодании.

А ведь да*е смена сезонов тоща еще в сухих степях все же сопровождалась дождями и снег достаточно увлажнял шерсть… Коллектив авторов книги о киргиляхском мамонте, проанализировав все известные факты, вынужден был допустить, что звери эти имели принципиально иную систему терморегуляции кожи, основанную на характере оснащения ее кровеносными сосудами.

Так вот, энмынвеемский экземпляр, наконец, дал ответы именно на эти загадки. Здесь все ткани оказались пригодными для микроскопических структурных и гистологических исследований.

Перед АЛ.Горбачевым и С.В.Задальским (Институт биологических проблем Севера) предстал весь ненарушенный волосяной покров, ростковый слой эпидермиса, несколько типов волосяных фолликулов кожи? артериальные кровеносные сосуды, жировая ткань. Но основное — потовые и сальные железы, содержимое которых «не успело» окислиться за тридцать две тысячи лет. Воистину игра случая!

Выяснилось, что мамонты имели хорошо смазанный жиром мощный волосяной покров, что снимает вопросы о капризах погоды, в частности, осадках. К тому же — жировой горб.

Мамонты настолько, оказывается, были приспособлены к своим жестким степям, приходит к выводу Н. Шило? что послеледниковый период с обилием влаги, снега, топких торфянников, болот со сменой растительности мхом? лишайником, карликовой березой обрек их ца гибель. Ни глубокий снег зимой, ни летнее болото с трудновозобновляемой растительностью не смогли больше снабжать их кормом. Жесткая же приспособленность к холоду не позволила им мигрировать южнее.

Очевидно, наблюдалась незначительная подвижка некоторых сообществ на самый северный восток Азии и Америки.

Здесь, как никогда, уместно обмолвиться и о моем герое — «снежном человеке» (если он есть, — не применет еще раз заметить строгий кабинетный ученый или диванный читатель). В отличие от вышеописанного мамонта? которого уже нет, гоминоид, по данным тысяч наблюдений, отличается потрясающей экологической пластичностью. От крайних южных пустынь до Заполярья — ареал обитания этого современника и возможного соседа мамонта. Многие же необоснованно (нам совсем неизвестны случаи коллективной охоты снежного человека, а один на один против мамонта даже снежный человек не пойдет) называют его в числе причинпогубительниц вида.

Только потому «снежный человек» и дожил до наших дней, что не был столь «привязан» к экстремальным условиям, не был столь узко «специализирован» климатически, а следовательно и географически. Как я полагаю? он имеет принципиально иную, нежели другие животные? в том числе и тем более мамонт, систему терморегуляции организма.

Но далее — о мамонте.

Представьте себе на минуту серогрязную застывшую в вечной мерзлоте долину, изпод земли торчат, на первый взгляд, непонятные предметы. Вглядитесь. В ледовоземляной ловушке погребены части скелетов сотен гигантских животных. Вот на тебя уставился широченный лоб, еще кажется (изза серого покрова) с натянутой на него кожей. Рядом кости бог, также покрытые застывшей грязью. Такое впечатление, что мамонт погиб совсем недавно, выбираясь из этого месива. Естественными выглядят в этом случае представления многих народов о том, что такие животные ушли в землю жить. Но если уж аналогии, то аналогии. О ком бытуют еще подобные представления? Оказывается даже о целых этнических группах, о людях? еще недавно живших бок о бок с нами, но так же внезапно и непонятно исчезнувших, — о чуди.

«Чудь белоглазая — это было раньше. Теперь чудь под землей живет. Под землю ушла».

В Маньчжурии и Китае представление о мамонте в связи с его якобы подземным образом жизни иногда почемуто ассоциировалось с гигантской мышью или крысой. Однако для оправдания такого названия вряд ли достаточно данных. Все же, сообщая о севере Сибири в «Исторических записках» самый знаменитый древнекитайский историк и географ Сыма Цянь (1881^5 годы до н.э.) не пользуется этими неоправданными наименованиями: «Из зверей водятся … огромные кабаны, северные слокы в щетине и северных носорогов род». И никакой тебе крысы «тиенту». Складывается впечатление, что речь идет о реальных северных слонах в щетине, обитавших в Сибири в IIIII веках до н.э.

В одной из первых в мировой литературе этнографических монографий 171^ года «Краткое описание о народе остяцком» Г.Новицкого написано: «…глаголють же ненцыи звера сего быти земна, иже влагою земною живеть и в пещерах земных обретается, наипаче в влажных: сухого бо и зрачного воздуха блюдется зело, и глаголють, яко егда киим случаем пещера его опадеть и изыйдеть на воздух, в влажную же скоро не обраться пещеру, тоща воздухом скоро убивается и погибает и тако оставляет кости…»

«Стоит мамонту соприкоснуться с воздухом, попасть под лучи солнца, как он погибает», — современное представление в глубинке.

«Перед самой смертью мамонт пытается выбраться на поверхность, издавая при этом прощальный трубный крик». Это самое редко встречающееся современное представление. Оно еще вовсе не проникло на страницы периодики.

Странное дело: слышать жалобы на дискомфорт при столкновении с таким трубным криком, съеживаться самому под его волнами и —"— никогда не видеть ею источника. Да это лишь усугубляет загадочность происходящего!

На сегодняшний день, к сожалению, наука не всегда оправдывает наши надежды. Не только в вопросах прокормки человечества (ей это вменяются, например, хотя бы с уничтожением крестьянства на одной шестой части земной суши), что побытовому от нее частенько требуют? отвлекая от заоблачных высот. Но и в вопросах десятистепенных, например, таких, как изучение мамонта, интерес к которому не иссякает до такой степени, что… никто не гарантирован от вскрика «мамонт!». Такое может случиться однажды с любым обитателем таежного дома.

Как ни странно, еще бытуют свидетельские показания о встречах с мамонтом.

И здесь уместно вернуться к записям тобольского краеведа П. Городцова. Со слов обских угров, сибирских татар и русских: «Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое, при встречах с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку».

О чем говорят такие данные? Не о том ли, что как можно предполагать, мамонты жили еще в начале нашего летосчисления? Но дальше — больше.

В районе тобольского Заболотья П.Городцов записал очень интересное сообщение. Соотносится оно в воспоминаниях рассказчика с 1863 — 1868 годами. Как в районе Воспожинок он встретил мамонта, провалившись в пещеру. Затем с массой невероятных подробностей о подземном питании мамонта и его умении прорывать все новые и новые ходы свидетель описывает, как совершил немалое путешествие под землей вслед за животным. Мамонт в концеконцов благополучно вывел охотника на плес: «сам отпустил"… После чего погрузился в воду.

Это не единственное сообщение о возможности пребывания мамонта в воде. Так, в одном предания, записанном в 1900 году, говорится, как однажды в трудную минуту опытный шаман вызвал «тень мамонта», взобрался с сыном ей на спину и заставил преодолеть озеро. Только очень сильным чародеям, высокого ранга, мог повиноваться таинственный зверь.

Естественно, любое вымирание, даже в случае катастрофы, происходит не вдруг, не в одночасье. Вполне возможно, как мы уже упоминали, из европейской части мамонтовых степей животные все же продвинулись восточнее, в Западную Сибирь и далее, за тающим ледником. Э.Толль предполагал даже, что отдельные колонии их в европейской части России и на севере Сибири еще были в послеледниковый период. В.Докучаев неоднократно высказывал такое предположение.

На VII Международном конгрессе антропологов и этнографов в Москве оыло высказано мнение, что «мамонт существовал еще в первом тысячелетии нашей эры». Такое смелое мнение из уст ученого старой формации, согласитесь, свидетельствует об определенной незаурядности. Не могу скрыть своего восхищения. Кстати, есть и другой интересный ученый, которому; например, не чужда мысль о доживающем ныне свой век медведе арктодусе. Это все из той же Арктиды.

Почему же именно эти ученые попирают, например? предположение о возможно дожившем до наших дней человекоподобном звере — «снежном человеке»? Это ведь просто дурацкое название такое и вовсе взаправду не человек — еще один оригинальный представитель отряда приматов, скорее всего обезьяна. И конечно же здесь не идет речь о количестве особей, достаточном для воспроизводства вида и в дальнейшем о популяции, как и в случае с тем же самым арктодусом. Точно также.

Конечно, ученому может не понравиться идея? подкрепленная лишь сведениями тысяч очевидцев разных уровней развития и образования. Но скажите, какое собственно преимущество в этом отношении у одного единственного активно действующего пожарного, как в допускаемом случае арктодуса? И разве это может служить основанием для ведения настоящих военных действий против людей, имеющих иную точку зрения? «Диалектика допускает истинное знание, но не разрешает показывать пальцем, какое знание и в самом деле истинно», — сказано выдающимся нашим современником С.В.Мейеном. Еще раз позволю себе удивиться готовности современного человека увидеть не только пришельца с иных планет, но и живого мамонта. В этом чтото есть от философии Н.Федорова с его идеей воскрешения?… Во всяком случае у меня возникает чувство преклонения перед разрешающей способностью человеческого разума, перед его гибкостью. Приведу еще косвенную возможность такой гибкости, такого допущения. Это выгладит как литературное отступление, потому что такое скорее свойственно воображению сочинителя, нежели бытовому пересказу, услышанному в глубинке жизни. Записан рассказ С.Н.А. в Западной Сибири О.А.Кошмановой.

— Примерно в тридцатом году на Троицын день ехали мы из Леушей на нескольких кедровках по туману (мелкое озеро. — М.Б.). И напротив мыса П. вдруг все увидели? что из воды поднялось какоето существо. Ктото из мужиков почемуто сразу воскликнул: «Мамонт!» Было оно от нас метрах в трехстах.

Стояла тихая погода. За минуту до этого еще играли на гармошке, песни пели, ведь ехали с гулянья. А тут бабы сразу завизжали, сбились в кучу, началась паника. Все бросили весла. Затем затихли и стали рассматривать чудище.

Увидели, чм) оно сначала подняло над водой одну конЬчность, потом другую и стало бить ими по воде. Каждая конечность была размером с человека. Голову рассмотреть не удалось, а туловище над водой было метра три.

Потом оно само стало качаться на волнах, что еще больше раскачало наши лодки. Затем оно нырнуло и больше мы его не видели.

Все это произошло на закате солнца. Мы долго стояли? не смея двинуться вперед. А потом поехали дальше, обог нув то место, ще оно появилось стороной. На второй день в то же самое время проезжали мимо мыса мужики из ближайшей деревни. И они позже рассказывали, что видели непонятное существо.., … А еще есть сведения о живых якобы мамонтах, относящиеся к северу европейской части нашей страны. Уж этото вообще невероятно. Со^ко^^г; годы двадцатого века — и мамонт! Поступила загадочяад информация от людей грамотных, например, от летчика. Речь т/та, как ни странно, о местах обитания белоглазой чуди…

А как обстоит дело с воспоминаниями о мамонте на самом вероятностном еще своим недавнем прошлом материке — Северной Америке, на Аляске?

«Последний мамонт был убит на Юконе летом 1891 года». Что это? Мистификация?..

Прочитавшие в октябрьском номере 1899 года «Мак Клюрс Мэгэзин» рассказ Х.Тьюкмана с честным названием «Убийство мамонта» поверили в это событие до такой степени, что толпами повалили в Смитсонианское общество, чтобы увидеть останки последнего мамонта. Запросы с целые получения большей информации об этом чрезвычайном случае и требования подтвердить его правдивость превзошли все разумное. Во всем этом проглядывала та же готовность увидеть мамонта сегодня? то же допущение, каковое мы рассмотрели выше.

Как же развивались события, хотя бы в общих чертах? по Х.Тьюкману?

— В 1890 году я путешествовал по рекам Сент— Майкл и Юкон на Аляске. Клондайк еще не был открыт, и пароход Аляскинской Торговой компании не поднимался выше форта Юкон в связи с коротким сезоном судоходства. В Форте Юкон жило небольшое индейское племя. В эту долгую зиму я слышал много интересных рассказов от старого индейца. Однажды вечером я открыл какието рисунки? принадлежащие «Джо» — старейшине племени. На одном из них был изображен слон, при виде которого Джо пришел в сильное возбуждение и, в конце концов, с некоторой неохотой объяснил мне, что он видел одного из таких зверей «там», он показал рукой на север. Мои уверения в том, что такие животные не водятся на континенте, ничуть не поколебали его.

Подыгрывая старику, я попросил его рассказать эту историю.

— Однажды, много лет тому назад, я и мой теперь уже умерший сын Сунтхай двинулись по реке Поркъюпайн вверх. Много дней мы поднимались по маленькой речке вверх в горы. Они оказались очень высокими и крутыми. И мы не смогли взобраться аа них. Тоща мы вернулись назад, и Сунтхай по овраху подошел к небольшому утесу. Взобравшись на него, он заметил пещеру. Залез в нее и обнаружил в ее дальнем конце дыру. Заглянув в нее, он увидел легкий путь для подъема в гору. Пещера вся была усеяна огромными непонятными костями — их размер превышал мой рост. Вначале я испугался, но, выбравшись через дыру на солнечный свет, снова осмелел. Так мы достигли вершины горы.

Мы увидели большую долину, озера и деревья, вдали горы, за ними еще горы, покрытые вечными снегами. Сунтхай сказал: «Мы добудем много бобрового меха в этой долине, а?» Я ответил: «Нет, это дьявольская страна», и еще я вспомнил, что эту страну индейцы называют ТиКайКоя (след дьявола). Тогда сын немного испугался: «Идем, отец, мы не будем тут долго, за пару дней настреляем бобров, а затем вернемся». За два дня мы изготовили плот, пересекли длинное как река озеро. И на следующий день увидели животное ТиКайКоа! Старик замолчал и замер. Затем поднялся и вытянул руки перед собой. В его глазах стоял странный блеск, лоб покрылся капельками пота. В тот момент я не сомневался, что он описывает действительно то, что видел:

— Он лил на себя воду из своего длинного носа, а перед его головой торчали два зуба длиной в десять ружей каждый, загнутые и сверкающие на солнце белизной. Его шерсть была черной, длинной и висела по бокам точно пучки сорной травы на ветвях после половодья. Мы с Сунтхаем не могли перемолвиться словом, а только смотрели и смотрели, а вода, которую животное выливало на себя? стекала по его бокам неоольшими речками. Но вот оно легло в воду, и добежавшие до нас через тростник волны достигли наших подмышек, такой был всплеск. Затем животное поднялось и встряхнулось, словно дождевой шквал охватил его.

Внезапно Сунтхай вскинул ружье и, прежде чем я успел остановить его, выстрелил в животное. Словно тысяча гусей закричала разом, только пронзительнее и громче. Как только дым от выстрела поднялся над камышами, ТиаКайКоа увидел моего сына, и, шлепая по воде ринулся к нему. Мы бросились бежать прочь от нашего лагеря.

Старый индеец сел, вытер рукой лоб и минут десять не говорил ни слова. Я напрягся, мучительно вспоминая? что же нам говорили о мамонтах в школе, поскольку утвердился в дикой мысли, которая возникла сразу же, как только я увидел картинку со слоном.

Тут старик поднялся и двинулся к выходу из хижины: — Не ищи ТиКайКоа, белый человек, чтобы потом не пришлось рассказывать нам то, что я сообщил тебе.

И он шагнул в ясную морозную ночь, оставив меня гадать, как он точно узнал мои мысли…

В племени индейцев, зимующих в Форте Юкон, был живой и смышленый малый Пол, хорошо говоривший поанглийски, на которого каждое лето был немалый спрос? как на лоцмана у пароходчиков Аляскинской Торговой компании. Сблизившись с ним, я узнал, что он питает такой же сильный интерес к ТиКайКоа, как и я, и такое же глубокое презрение к суеверию, трактующему его как «дьявола».

Когда я рассказал Полу о своем опыте охоты на слонов в Африке в семидесятые годы (имеется в виду прошлый век. — Af.A), он загорелся желанием отправиться вместе предстоящим летом и добыть мамонта, если он действительно существует, этим утром утром в начале июля мы распрощались с (Корпим Юкон и отправились по реке Поркъюпайн на длинной и узкой специально построенной лодке. Второго августа — в день моего рождения — мы спрятали вещи и поспешили вперед, чтобы найти путь и наконец заглянуть в эту страну дьявола».

Взобравшись на выступ, мы обнаружили пещеру или? скорее, тоннель. Не буду подробно описывать нашу работу по переноске вещей с помощью блоков и канатов. Несколько дней спустя мы оказались на 6epeiy реки ТиКайКоа, Двадцать девятого августа мы впервые увидели мамонта. Он стоял на маленькой лужайке, этот самки большой зверь (которого видел еще только один из живущих ныне людей), выщипывая огромные массы мхалишайника и поедая и так, как это делают слоны. Его словно живая копия, долго сохраняющееся свидетельство кропотливости мастерства американских таксидермистов, которая теперь занимает новое крыло Смитсонианского музея*? подробно воспроизводилась на иллюстрациях журналов и газет во всех цивилизованных странах мира, — разве не его изображение было представлено в галерее Королевской Академии в этом году? И я не вижу смысла описывать его вблизи, а только скажу об испытанном нами трепете? вызванном видом этого громадного животного, мирно пасшегося в задумчивости в присутствии двух пигмеев (автор имеет в виду себя и своего спутника. —Af.Z;.), задумавших его погубить…

Ниже нашего первого лагеря мы обнаружили изолированную группу хвойных деревьев. Тут мы и начали свою работу. Поперек высохшего русла Небольшого ручья? с одной стороны от двух деревьев, которые были больше других, мы воздвигли массивную конструкцию из стволов. Сверху навалили больших деревьев. Законченное сооружение выглядело как гигантский штабель.

К ветвям стоящих рядом самых высоких деревьев? примерно шести — десятифутов высоты, мы привязали веревочные лестницы и, выбрав удобные места? оборудовали там сиденья.

Шестнадцатого числа все было готово. Перед самым рассветом мы, сложив ружья и патронташи в гнезда на деревья, отправились на поиски и примерно в десять часов пополудни, пройдя три мили, увидели нашу добыЧу. Мамонт выглядел встревоженным и беспокойно нюхал воздух. Легкий ветерок шевелил верхушки деревьев.

Мы зажгли пучок сухих веток и помчались назад с такой силой, на какую только были способны. В тот момент, коща поднялся дымок, ужасный вой огласил долину позади нас, и мы почувствовали как затряслась земля, когда мамонт ринулся за нами. Мы ощущали, что это настоящая гонка за жизнь. Время от времени по ходу передвижения мы поджигали заранее приго— товленные костерки.

Наконец мы достигли штабеля, и через несколько секунд тоненькая струйка известила, что битва скоро начнется. Мы поспешили в наши гнезда. Долго ждать не пришлось. С топотом выскочивший изза дерева и устремившийся с оглушительным ревом вперед властелин древнего леса остановился перед деревянным нагромождением, представ перед нами во всей своей первобытной мощи.

Он был явно озадачен гигантским штабелем, на мгновение преградившим его путь, из которого уже вырывались клубы дыма. Но лишь только затрещали наши ружья? раздался самый ужасный крик ярости, который мне когдалибо приходилось слышать. И громадный зверь, явно не чувствительный к нашим выстрелам, с диким бешенством атаковал штабель. Вонзив в него большущие бивни? он сделал мощное усилие. Напрягшись еще раз он поднял целую кучу бревен. Напоминаю, что они были скреплены вместе и составляли высоту, по крайней мере, двадцать пять футов. Все это он бросил на землю. Тем временем наши ружья не бездействовали, я опустошал уже вторую обойму, целясь ему в ухо. Стоял такой шум — непрекращающийся рев вместе с его эхом, отражающимся от гор,что я не слышал звуков собственных выстрелов? но нагревшийся ствол говорил, что пули непрерывно устремляются к своей цели.

Казалось мамонт не подозревал о двух злоумышленниках, засевших над ним, и слепо атаковал горящую деревянную башню, цепляя бревна и швыряя их туда и сюда так, что я понял, как через несколько минут вся конструкция будет разметена по сторонам. Но конец был уже близок, поскольку огромное животное истекало кровью, струившейся изо рта и ушей, и стало неуверенно покачиваться вперед и назад. Чувство жалости и стыда охватило меня (какое ничтожное раскаяние на фоне содеянного. — Af.^.), когда я смотрел как силы оставляют это могучее доисторическое существо, которое я обманул и лишил мирного безмятежного существования? продолжавшегося тысячу лет.

Дело (делано. И теперь, чтобы оправдать его, мы должны сохранить шкуру, кости и все части, которые возможно уберечь от порчи. Эта задача оказалась не из легких… К середине декабря все кости были отделены от мяса, тщательно очищены и пронумерованы.

Мы работали не покладая рук почти до конца января? ни разу не покинув лагерь. Мясо было сносным, но ужасно жестким. Лучшие части, закопанные в вечномерзлую землю, прекрасно сохранились…

Наконец, в укромном месте мы соорудили капитальный тайник из тяжелых бревен и упрятали все это туда, потом построили небольшую лодку и стали ждать, когда откроется река.

Вниз по ТиКайКоа мы добрались до Чендлара, оттуда до Юкона и далее в СанФранциско. Здесь я встретил мистера Конради — совершенно случайно, и, узнав, что он глубоко интересуется зоологией, поведал ему о тайнике? оставленном нами на берегах речушки. Я рассказал ему не все, поскольку сам хотел узнать от сведущих людей в Америке и Европе о том, какую сумму можно получить за мамонта. Мой план заключался в том, чтобы связаться со специалистами из Британского музея и продать его туда. Предложенная мистером Конради сумма — миллион долларов — поразила меня. И после недели размышлений я согласился.

Этим же летом я и Пол зазимовали на ТиКайКоа около нашего тайника. Весной мы переправили мамонта в определенное место на реке Юкон, ще нас ждал мистер Конради, и упаковали в специальные емкости…

Я решил, что наиболее подходящей версией (даже если и абсолютный вымысел, очень точно переданы ощущения преступника — желание скрыть следы. — Af.A) будет такая, по которой, якобы, мистер Конради нашел тушу? вмороженную в айсберг в Арктике. Измерения внутренних органов, проделанные мной, были отданы в Смитсониан будто сделанные им самим…

Тому, кто в оригинале читал очень длинное, заполненное охотничьими деталями, талантливое повество— вание Х.Тьюкмана, ясно, что в нем не все так просто. И? даже, учитывая, что это рассказ как жанр, все равно здесь бесспорно есть чтото от сведений, получен— ных буквально от индейцев. А уж из памяти их предков — это точно.

Так обстоят дела с готовностью поверить в мамонта на Аляске. И точно так же, как во всем мире, обстоят дела с реальной человеческой алчностью и жестокостью по отношению к общечеловеческим раритетам.

Зачем превращать живое тело в кусок замороженного мяса? Труп? Таковых и без того в природе найдется много.

Вот и наш некий пожарный, о котором упоминалось выше, собразуясь с мнением и указаниями одного ленинградского мамонтоведа, смелого в допусках только по поводу животных, которые его интересуют, все же убил одного из последних — а скорее всего буквально последнего — медведей арктодусов (дошедшего до нас из той же мамонтовой Арктиды) нынче, в 1989 году, на Камчатке. Теперь его изучают, чтобы не было ошиоки, хотят убедиться лишний раз, что это арктодус, поэтому в печати эти сведения еще не упоминались. И это свершилось среди бела дня, в конце двадцатого века на наших глазах.

Неужели даже дошедший до нас крик мамонта не остановит любителей мяса и славы?

<p>??

??

<p>??

??

<p>4 Николай Непомнящий: «Крик мамонта»

Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru



0|1|2|3|
Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua