Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Николай Николаевич Непомнящий XX век: Хроника необъяснимого Событие за событием

0|1|2|3|4|5|6|7|8|

Ищущая тени социальная активистка; покровительница, которая дает и жертвует. Вопреки очень многому в этом мире, она стремится к духовности, большинству из нас и не снившейся. Она продолжает феерию и спокойно делает свое дело, будучи и актрисой и монахиней.

6. СОВЕРШЕННЫЕ МЕДИУМЫ

Хорошо бы, конечно, образы были яснее,

Предостережения – отчетливее,

А очертания – неподвижнее,

Находясь в пределах досягаемости пальцев

Либо же – нигде вообще…

Кингсли Эмис

ТЕЛЕПАТЫ

Нравится им это или нет, но медиумы принадлежат к числу избранных будущим. Они – ходячие антенны, сверхчувствительные приемники, потрескивающие передачами грядущих событий. Иногда передачи транслируются со студийной частотой, иногда помехи поглощают слова и послания, иногда сами воздушные каналы наполнены какофонией. Здесь-то и таится опасность. Хотя некоторые из медиумов настроены лучше остальных, все они сталкиваются с одинаковой проблемой определения, поймали ли они Голос Будущего или же пустую тарабарщину.

Как бы там ни было, если они полагают, что распознали нечто важное, то преподносят это в виде предсказаний. Иногда они оказываются правы, чаще всего – нет. Однако, когда одно и то же Послание получается сразу многими медиумами, – как перед убийством братьев Кеннеди, – вероятность того, что прогноз сбудется, возрастает. Среди огромной массы предсказаний на ближайший ряд десятилетий, сделанных разными медиумами, по частоте повторяемости можно выделить следующие:

– Освоение космоса будет успешно продолжаться. Мы вступим в контакт с существами, обитающими вне Солнечной системы, и узнаем, откуда прилетают НЛО. .

– Медицинская наука претерпит революцию, которая ознаменуется достижениями в лечении рака, церебрального паралича и дистрофии.

– Ужасающие извержения вулканов и землетрясения изменят лицо Земли. Калифорния будет среди наиболее пострадавших регионов.

– Город Нью-Йорк будет уничтожен.

– Исследования в области парапсихологии принесут значительные достижения, и еще более значительное применение экстрасенсорного восприятия будет наблюдаться в повседневной жизни.

Словари определяют медиумов как людей, "особенно чувствительных к факторам или силам не физического, а, по-видимому, Сверхъестественного происхождения". Вопреки тому, что все мы вроде бы владеем скрытыми парапсихологическими способностями, их не выбирают и нельзя развить. Они просто случаются. Когда экстрасенсов просят объяснить их способности, они не в состоянии подобрать слова для выражения ими испытываемого. Все они могут лишь сказать, что их прогнозы видятся им во сне, слышатся или чувствуются, являясь иногда амальгамой этих трех восприятий.

Медиумы всегда были частью общества, однако в прошлом их таланты часто становились объектом преследования. Попытки заглянуть в будущее приравнивались к посягательству на власть Господню, и люди шарахались от "чернокнижников" как от легионеров дьявола. Сегодня мы стали немного терпимее, мы культивируем экстрасенсов, смеясь над многими их пророчествами. Сами экстрасенсы варьируются от домохозяек до психиатров, от чернорабочих .до священников, и их ощущения разнятся в адекватной мере. Вот что говорит ведущий британский провидец, бывший парикмахер с севера Англии Саймон Александр: "Я бы сравнил это с кинокамерой у меня в голове. Я проецирую картины на стену или чистый лист бумаги, выступающие в роли моего магического кристалла. Наиболее яркие картины посещают меня, когда я без сна лежу в постели. Возникает ужасно беспокойное чувство. Поэтому я сплю с включенным светом, делающим видения тусклее". У ямайского медиума доктора Эрнесто Монтгомери, который, по его словам, был осаждаем видениями землетрясения в Калифорнии, грозившего начаться в два тридцать утра 15 июля 1983 года и погубить более 18 миллионов человек, были обнаружены крохотные придатки за ушами, в преддверии видения начинавшие болеть. "Врачи, как и я, в замешательстве относительно того, почему они там или какова их функция", – говорит он.

Таинственные способности медиумов только теперь завоевывают некоторые признание и уважение. Все больше и больше исследователей начинают изучать феномен предвидения. Ныне почивший доктор Алексис Каррел, биологи физиолог, лауреат Нобелевской премии, сделал много для поощрения этого направления, когда сказал: "Факты предсказания будущего ведут нас к порогу неизведанного мира. Видимо, они говорят о существовании парапсихологического принципа, допускающего проникновение за пределы наших тел". Французский автор Жюль Ромэн привел еще более веский аргумент в пользу постижения Неизвестного, написав в своей книге "Я верю": "Как только важнейшие результаты парапсихологических исследований подтвердятся и будут официально признаны "правдой", многое в точной науке подвергнется сомнению". Экстрасенс из Нью-Йорка Пол Ниэри утверждает, что исследования продвигаются столь быстро, что в последней декаде XX века медиумы будут задействованы в лечении психических заболеваний. Бывшая актриса Кебрина Кинкэйд предвещает к концу столетия использование медиумов в шпионаже и залах суда – в качестве свидетелей-экспертов. Авторитетный орегонский экстрасенс Тенни Хэйл ожидает, что отправление закона будет осуществляться при помощи парапсихологических методов, баптистский же священник Девид Бюбар полагает, что в 90-е годы медиумы займут важные правительственные посты.

Медиумы предвещают…

Тем временем телепаты на побегушках у Потустороннего так и пичкают всеядную публику прогнозами. За счет нескольких драматичных "попаданий" они становятся знаменитыми, даже будучи по временам весьма далеки от истины. Мы склонны запоминать успехи и забывать неудачи, быть может, потому, что испытываем потребность верить. Сделанное три века назад сэром Френсисом Бэконом наблюдение, что "люди никогда не замечают своих промахов", как видно, не теряет актуальности. Нас же, очевидно, пленяет то, что мы не можем быть уверены в правильности или ошибочности того или иного пророчества до тех пор, пока оно не сбудется или не истечет отведенный событию промежуток времени. Предсказания обладают всей привлекательностью лотереи, представляя собой ее безденежную версию.

Фигурировавшего выше Саймона Александра, успешно предсказавшего победу консерваторов на выборах 1979 года в Великобритании и Канаде и с точностью до часа назвавшего дату окончательного разрыва между Ричардом Бертоном и Лиз Тейлор, попросили направить его экстрасенсорное "око" на год 2000. Что же он увидел?

Мир будет осаждаем расовыми проблемами. Серьезнейшая угроза будет исходить от Китая, "который подточит ресурсы всех развитых государств, прикрываясь личиной дружбы". Китай вступит в союз с группой стран под названием "Меньшинства", состоящей в основном из черных наций и толкающей мир к конфликту. Россия займет в сущности дружескую по отношению к Западу позицию.

Раздираемая внутренними противоречиями, она вынуждена будет "вестернизироваться" во счастье народа. Там будут проведены открытые политические выборы.

Пять стран начнут войну в Африке, в которой примут участие силы НАТО. "Глупый американский президент" втянет в столкновение и Канаду. Канада вообще значительно потеряет в самобытности в силу политических и экономических связей с могущественным южным соседом. Янки мошенническим образом вовлекут канадцев в строительство неоправданно большого количества ядерных электростанций, и канадский народ почувствует, что "сидит на бомбе замедленного действия". Многие канадцы иммигрируют в Австралию.

Ирландия воссоединится, лишив ИРА возможности сеять террор. Греция станет основной европейской проблемой. Южная Африка перестанет существовать. От брошенного союзниками на произвол судьбы Израиля останется одно название. Большая часть его территории будет контролироваться арабскими нациями. Войны и разногласия на Ближнем Востоке продолжатся.

К власти в Великобритании придет ультраправое правительство, и эта страна станет самой непопулярной в мире. Классовые отличия достигнут там пикового за всю историю уровня, и оттуда хлынет поток иммигрантов. Смертная казнь снова будет применяться. Национальная система здравоохранения придет в упадок. Тем не менее фунт останется "очень сильным". Канадский и австралийский доллары будут котироваться чрезвычайно высоко, чего не скажешь об их американском собрате.

Католицизм потеряет свое влияние на исконно католические государства, в основном из-за непреклонной позиции Ватикана в отношении целибата и применения противозачаточных средств. Порнография останется в прошлом. Реклама секса лишится значения по причине естественной интеграции сексуальных поз. Однако тело будет "гораздо более прикрытым".

И, наконец, не будет обнаружено никаких "суперцивилизаций" на других планетах. Зато будет установлен контакт с отсталой гуманоидной формой жизни.

Самая очаровательная провидица наших дней Сандра из Лос-Анджелеса специализируется на предсказании научных и медицинских достижений. Вот некоторые из них:

– К 2000 году роботы будут использоваться не только в домах, но и школах – в качестве "помощников учителей".

– В скором времени на рынке появится надеваемое на запястье устройство, информирующее диабетика об уровне сахара в его крови. Затем будет предложено лекарство для впрыскивания, блокирующее диабет на 50 лет.

– К 2000 году средняя вероятная продолжительность жизни возрастет до 120 лет благодаря изобретению сыворотки, предотвращающей артериосклероз и процесс старения.

– В последней декаде XX века будут решены проблемы сердечно-сосудистых заболеваний, артрита, рака и рассеянного склероза.

– В начале 90-х будет создан прибор, позволяющий нам общаться с растениями. Компьютерный анализатор будет трансформировать эманации растений в человеческий голос.

– К концу столетия начнут использоваться технологии программирования, которые сделают возможным успешное преподавание физики, исчисления, языков и астрономии детям дошкольного возраста.

– В последнем десятилетии века будет доказано существование жизни в космосе. Это произойдет после того, как российская миссия встретит и "пленит" организм на одной из планет.

– Соединенные Штаты запустят экспериментальную космическую станцию, на борту которой более года будут находиться несколько сот человек. Пожелавшие участвовать в проекте добровольцы пройдут специальную подготовку.

Росса Петерсона из мичиганского Флинта провозгласили новым Эдгаром Кэйсом. Подобно Кэйсу, он делает предсказания, введя себя в транс. Его конек-геологические сдвиги. Петерсон прогнозирует трансформацию земной коры, которая начнется в Джорджии и обеих Каролинах и повлечет за собой катастрофические землетрясения на Западном побережье. В результате Калифорния будет затоплена. К 2006 году Нью-Йорк также погрузится в океан, а в 2030 году большие куски Европы "исчезнут в мгновение ока". Петерсон утверждает, что Испания, Португалия, часть Италии, Ирландия и западное побережье Англии "канут в воду". Все эти трагические события должны привести человечество обратно к религии. По словам Петерсона, Россия обратится к видоизмененной форме христианства, а Азия претерпит великое духовное возрождение.

Экс-владелец похоронного бюро Кризуэлл не только плодовит, но и однообразен в некоторой надуманности своих прогнозов. Несмотря на известные успехи, ошибок ему избежать не удалось. Он, например, ошибся, предсказав, что в 1973 году негры во главе с человеком по имени Сандерс захватят власть в Миссисипи и сделают этот шаг образцовым. Не случилось и ужасных ледяных бурь, которые зимой 1974 года должны были уничтожить 5000 человек в Нью-Гемпшире. А вот шестидневная арабо-израильская война и смерти Джейн Мэнсфидц и Мартина Лютера Кинга, как мы знаем, место быть имели.

Доктор Н., анонимный терапевт и психиатр из Калифорнии, к счастью, промахнулся, предположив начало войны между США и Китаем в 1972 году, – войны, радиоактивные осадки которой сулили гибель 190 миллионам китайцев и грозили превратить штаты Западного побережья в зону, непригодную для проживания.

Экстрасенс-консультант из Института парапсихологии Среднего Запада Кэти Сотка была точна, предвосхитив сильнейшее землетрясение, убившее в 1976 году более 665 000 китайцев, однако ошиблась, заявив, что в том же году Эдвард Кеннеди будет избран президентом.

Джозеф де Луиз, чикагский парикмахер сицилийского происхождения, показал себя удачливым пророком несчастий и катастроф, предугадав падение Виргинского моста, унесшее сорок шесть жизней, крушение поезда к югу от Чикаго, авиакатастрофу близ Индианаполиса, а также инциденты на русском и американском космических кораблях. В ближайшие годы он ожидает слияния Японии и Китая и отказа Великобритании от монархии по окончании царствования королевы Елизаветы.

С убийством Ирландской республиканской армией лорда Маунтбаттена 27 августа 1979 года сбылось пророчество, сделанное за месяц до того спириткой из Торонто Маргарет Блэйк Бут, сказавшей, что королевская семья в том году переживет трагедию. Заглядывая вперед, она полагает, что у принца Чарльза будет двое детей, НЛО пошлет сигналы на южноамериканскую радиолокационную станцию, принц Эндрю женится на канадке англосаксонского происхождения и станет генерал-губернатором Канады.

В то время как послания большинства современных предсказателей читаются с известной легкостью, слова Гопи Кришны требуют в целом более серьезного подхода. Кришна, индийский пророк, утверждающий, что таинственная составляющая под названием жизненная энергия Праны является "единственной непреложной предпосылкой" всех парапсихологических феноменов, детально повествует в "Очертаниях грядущих событий" (1979) о неизбежности ядерной войны. Родившийся в Кашмире в 1903 году, Кришна выражает себя в стихотворном стиле, напоминающем катрены Нострадамуса. Он говорит, что создает свои стихи, "подобно ученику, пишущему под диктовку безмолвных веяний, исходящих из ниоткуда". Эти веяния вызывают кошмарные картины того, как жаждущие власти и богатства нации мира начинают в конце концов уничтожать друг друга в "безумной погоне за господством". Кришна не называет дат, лишь предостерегая нас, что мы уже страшно близки к тому, чтобы превратить землю в "одну большую вращающуюся урну". Он описывает это следующим образом:

Как своими глазами при ясном уме

Наблюдаю я сцену за сценой

Кошмарного, сущего зла на земле,

Однажды цветущей, прекрасной, блаженной,

Теперь в мерзкий ад превращенной,

Багряный фитиль во Вселенной…

Городам целиком пропадать

Или в руинах лежать,

На их месте пустынь воссияет,

Миллионам от голода, жажды, страстей умирать

Иль метаться, свой страх оглашая,

Миллионам увечных, больных, безобразных

Плестись и ползти, всякий шаг проклиная,

Их лица от муки бледны, глаза истощеньем пылают.

Мужчины, и женщины, и малые дети,

В грязи и немощи забыв обо сне,

Не в силах спровадить роящихся мух,

Ни шелохнуться, ни слова ответить,

И тщетно им помощи ждать,

Пока не умрет надежда.

Однако, как и многие другие пророки конца света, Кришна в конце оставляет людям надежду. После того как человечество ввергнет себя в ад и выучит "Урок", начнется новая вера просвещения:

Как осядет пыль на пламень земли,

Единый мир восстанет из пепла,

Во счастье, здоровье и мудрость людей

Злата Середина чтоб крепла.

Жертвы предвиденья

Экстрасенсорная чувствительность может напоминать о себе весьма болезненным образом, и совсем неудивительно, что многие "приемники" двадцатого столетия терзаемы теми же муками, что более двухсот лет назад заставили написать английского провидца Томаса Грея: "О будущие поколения, не вторгайтесь в мою душу!" Отбрасывая те редкие случаи, когда ведение газетных колонок и телевизионные выступления приносят отдельным личностям барыши, можно сказать, что быть пророком – занятие не из прибыльных. И не из веселых. Никто не хочет слышать плохих новостей, которые – крест медиумов, ибо ничто так не затрагивает их ощущений, как несчастья. Независимо от того, правы они или нет в своих прогнозах, им приходится жить с предвиденным до наступления назначенного часа. И даже будь их шестое чувство необманчивым, им все равно предстоит переживать принесенную сбывшимся пророчеством боль. А стоит им ошибиться, неизбежным становится противостояние насмешкам скептиков. Если же они попытаются оставить свои малоприятные известия при себе, впоследствии их немедленно осудят за сокрытие информации, которой могло оказаться достаточно для предотвращения трагедии. Такова преследующая медиумов дилемма; такова цена, объявленная им за "дар", не подвергающийся их контролю и нашему пониманию.

-

СЛЕДЫ ВЕЛИКАНОВ

ОШАРАШИВАЮЩИЕ КАМНИ

Полоса атлантического побережья Европы на протяжении целых 2500 км усеяна самыми древними и самыми загадочными сооружениями человека: гигантскими стоячими камнями, земляными насыпями и могильными камерами исчезнувшей цивилизации, чей пик развития пришелся на строительство Стоунхенджа. Самые ранние из них относятся ко временам призрачно отдаленным, может быть, еще когда никто на Земле не мог ни читать, ни писать; до недавних пор археологи были готовы отмахнуться от любого, кто проводил тщательные изыскания среди груд этих грубых камней, определенных как творения безграмотных варваров и дикарей, чье существование считалось чересчур примитивным, чтобы занять важное место в основном течении доисторического развития.

Это отношение изменилось резко и неожиданно. Расследование, проведенное группой людей, действовавших независимо друг от друга и стоящих совершенно на разных точках зрения по этому вопросу, открыло, что эти сооружения могут оказаться не только самыми древними в истории человечества, но, вероятно, и самыми интересными. Люди, воздвигшие эти камни без помощи письменных инструкций, были астрономами и математиками необычайно высокого уровня; наваждение – это слишком слабое слово, чтобы определить их стремление, оплаченное титаническими усилиями, к наблюдению солнца, луны и других светил, на которых была сконцентрирована вся их религиозная жизнь.

Признание ортодоксальной наукой этого факта происходило медленно – что представляется не столь уж и удивительным, если учесть ограниченные возможности традиционных методик археологии. Веками этнографы и историки обнаруживали свое бессилие перед этими глыбами, одни из которых стояли отдельно, другие складывались в некие будто бы круглые в плане сооружения, явственно разбросанные без определенной системы посреди полей или на склонах холмов. Даниель Дефо так определил отношение к ним в XVIII веке: "Все, что можно сказать о них, это то, что они есть". Раскопки множества поселений практически не приносили результатов, ведь если вы копаете под стоячим камнем, то не найдете ничего кроме земли или скального ложа.

Внутри каменных кругов обычно обнаруживали следы кремаций, а снаружи иногда встречались остатки угля, намекая на ритуалы с использованием огня; но этого, плюс нескольких кусочков керамики, было явно недостаточно для ответа на озадачивающие вопросы, вызванные самими камнями.

ТЯЖКИЙ ТРУД

Почему так много усилий было потрачено на вытесывание огромных каменных блоков, на то, чтобы притащить их, часто за многие мили, к определенному месту? Глыбы медного купороса Стоунхенджа прибыли за двести миль из Пресцеллийских гор Уэльса. И как ни впечатляет сам Стоунхендж, многие камни в других местах были еще громадней. Великий Менгир у Локмарьяке в Бретани возвышался на пятьдесят метров и весил триста сорок тонн; его повалило землетрясение или другая, подобная по своей мощи катастрофа, и теперь он лежит разломанный на четыре куска – немое напоминание о титанической мощи и технике, которые когда-то потребовались для его воздвижения.

Недалеко от Карнака более чем 3000 глыб выстроены в ряды, которые простираются насколько хватает глаз и дальше – а ведь это только часть некогда величайшего геометрического рисунка, который ныне испорчен до почти полной неузнаваемости, как и многие другие древние сооружения, строителями поздних времен, растаскавших камни, чтобы включить их в кладку своих домов.

На самом деле трудно удержаться от впечатления, что действительно в этих языческих святилищах было что-то такое, что на протяжении всей письменной истории возбуждало по большей части или ярость, или благоговение, гораздо большие, чем можно было бы ожидать по отношению к столь примитивным и безобидным объектам.

Современные колдовские церемонии до сих пор проводятся в некоторых из таких кругов. Во Франции девушки соскальзывают по блокам босыми ногами вниз в надежде забеременеть. Почти все сооружения окружены легендами о магических силах, которые позволяют им передвигаться с места на место или излечивать людей. Эти силы настолько тревожили раннехристианскую церковь, что миссионерам поручалось приручать этих каменных чудищ, в результате чего по сей день многие старые церкви располагаются на территории доисторических курганов или содержат в своих стенах древние камни. В поселении Эйвбери в южной Британии, чьи сооружения значительно превосходят стоунхенджские по масштабам и инженерному размаху, на протяжении всего средневековья каждые двадцать пять лет проходила странная церемония, во время которой с благословения церкви один из камней оттаскивали с его ложа и атаковали воины, тем самым символизируя покорение дьявола.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ

Так какие же тайны знали строители мегалита? Почему их творения пробуждают иррациональные чувства много после того, как они сами исчезли? Совсем недавно стало ясно одно – если в этих поселениях действительно содержится оккультная сила, в какой-то мере она накоплена благодаря тщательным астрономическим наблюдениям. Новая отрасль науки под названием "астроархеология" выросла именно на изучении этих объектов. Британский историк и писатель Джон Митчелл в своей работе по истории того, как астроархеология проходила все стадии "от бреда до ереси, до интересных соображений, и, наконец, до врат официальной науки", написал: "Сама идея кажется достаточно безобидной, но вокруг нее разгораются такие страсти; ведь за вопросом о том, действительно ли строители мегалита четыре тысячи лет назад занимались научной астрономией или нет, встают другие проблемы, и более серьезного свойства. И они-то как раз касаются истории и самой природы цивилизации… Сопротивление ортодоксальной науки подпитывалось пониманием того, что если древние люди культур неолита будут признаны сведущими в астрономической науке гораздо серьезной, чем средневековая, и даже в каких-то аспектах – современная, то традиционная, общепринятая вера в уникальное качество нашего собственного научного развития будет подорвана. А свидетельства изумительно развитой и широко распространенной науки каменного века продолжают накапливаться".

Конечно, уже давно было известно, что Стоунхендж и другие древние храмы были ориентированы на восход солнца в некоторые особые дни; мечтательный собиратель древностей преподобный Уильям Стакли писал в 1740 году, что аллея, ведущая из Стоунхенджа и содержащая то, что ныне носит имя Пяточного камня, протянута на северо-восток, "где встает солнце во время самых длинных дней", и определял памятники друидов 460 гот(ом до нашей эры, тем самым признавая их самыми древними святилищами человечества по представлениям его эпохи. (Один из курьезов археологии каменного века состоит в постоянных переоценках древности, каждое новое исправление ее только увеличивает; теперь считают, что самое первое сооружение Стоунхенджа появилось в XXIX веке до н. э" а то, что мы видим сейчас, было построено приблизительно в 60-х годах XVI в. до н. э.)

ДРЕВНИЕ СОЛНЦЕПОКЛОННИКИ

Лишь с конца XIX столетия археологи начали проявлять интерес к памятникам, связанным с культами поклонения солнцу, которые и до этого встречались в самых различных странах, но оставались незамеченными. В 1901 году ими заинтересовался великий астроном и ученый сэр Норман Локайе, член Королевского общества, директор лаборатории физики солнца, основатель и издатель на протяжении пятидесяти лет журнала "Нейчур". Уже установив солнечную ориентацию египетских пирамид, он обратил свое внимание на Британию и через пять лет после этого опубликовал труд "Стоунхендж и другие каменные сооружения Британии", в котором пришел к выводу, что многие каменные круги по всей стране, включая корнуэлльские в Даргмуре, Стантон-Дру в Сомерсете и шотландские, ориентированы не только по солнцу, но и по другим светилам. Хотя ныне легко вменить в вину этой книге многие натяжки, происходившие от стремления Локайе убедить читателей в том, что буквально все светила – включая самые маленькие и незначительные – учитывались мегалитическими строителями при визировании (что даже статистически невозможно), он предложил, говоря словами Джона Митчелла, "совершенно новый подход к доисторическому обществу, который противоречил самым фундаментальным положениям современной ему археологии".

Среди немногих ученых, последователей его теории, самым знаменитым был адмирал Бойл Сомервилл, не слишком сведущий в археологии, но чьих знаний геодезии и топографии, однако, хватило для понимания того, что Локайе, в конце концов, в чем-то прав. В результате 90 топографических замеров, проведенных им, адмирал признал, что "во всех случаях была обнаружена ориентация того или иного рода". Замеряя три круга у Клава в Шотландии, он сделал дополнительное открытие: все три круга настолько идентичны, что для них, вероятно, использовали общую систему измерений.

Археологи 20-х годов под влиянием теории диффузионизма, по которой все предметы цивилизации происходили с Ближнего Востока или Египта, а затем, изменяясь, распространялись по планете, ничего такого не замечали. Сэр Мортимер Уилер, президент Лондонского общества любителей древности, писал следующее относительно существования древней астрономии: "Эта идея привела к тому, что целое поколение собирателей древностей просто растратили свое время и чернила на так называемые астрономические характеристики этих кругов". А суть дела была в том, что хватило всего одного человека, который, правда, потратил более полжизни на собирание того, что впоследствии описывалось как "хорошо сконструированная бомба-в-посылке" под самые устои тогдашней археологии.

ОДИНОЧНЫЙ ПОИСК

Доктор Александр Том, профессор инженерии при Оксфордском университете с 1945 по 1961 год, помешался на архитектурном дизайне эпохи мегалита во время путешествия под парусом на севере Шотландии в 1930-х годах; сойдя на берег у большого каменного круга Калланиша, он заметил, что тот был ориентирован строго на север – "очень сложная задача для людей тех времен, ибо тогда Полярная звезда не была там, где она сейчас". Начиная с этого момента, он тратил большую часть своего свободного времени, бродя по полям и горам Британии и дотошно визируя все встреченные каменные круги. К тому времени как в 1967 году вышла его "бомба-в-посылке", "Мегалитические поселения Британии", он получил результаты по замерам не менее чем шестисот поселений. И оказалось, что все круги, как ни примитивно они выглядели посреди полей, были геометрически структурированы и астрономически ориентированы с изумительной степенью мастерства.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЙ ЯРД

Использовался общий стандарт измерений – "мегалитический ярд" в 2,72 фута. С этим параметром строители возводили не только круги, но и правильные эллипсы, яйцеобразные в плане сооружения, сплющенные круги, и все на основе интегральной геометрии, которая демонстрирует –использование некоторых равноугольных треугольников – открытие, которое прежде приписывалось школе Пифагора, жившего на тысячу лет позже. Как и у Пифагора, есть свидетельства, что некоторые интегральные числа, которые использовались при вычислении треугольников – например, 5, 12, 13 или 8, 15, 17, – имели некое символическое или магическое значение. Это, в свою очередь, выводит нас на знакомство со значением числа "пи", по крайней мере на два тысячелетия раньше, прежде чем оно было зафиксировано в писании индийского мудреца Арья-Бхаты в VI веке нашей эры.

Для больших сооружений, таких как в Эйвбери, Карнаке и Стоунхендже, использовался "мегалитический ярд", ровно в два с половиной раза больший, чем предыдущий. Во всех трех поселениях геометрическая гармония была потрясающая; в центре необычайных по правильности рядов камней Карнака есть "колено", где ряды меняют свое направление; Александр Том говорит, что способом, которым это было достигнуто с использованием двух почти совершенных пифагорейских треугольников, чьи вершины и определяли угол переходов, вправе была бы гордиться инженерная наука в любые времена человеческой истории".

ПЕРВОБЫТНЫЕ МАТЕМАТИКИ

Итак, строители мегалитов были математиками великого уровня и использовали свое умение, вероятно, задолго до других на всей планете.

Одна эта мысль была слишком смелой для ортодоксальных археологов, но бомба Тома на этом еще не взрывалась. Строители были также своеобразными астрономами такого же высочайшего уровня. Используя досягаемые местные инструменты – отдельно стоящие каменные маркеры, ущелья холмов, специально сконструированные платформы, – они превращали свои каменные окружности в обсерватории, предназначенные для измерений не таких простых явлений, как среднелетние и среднезимние восходы солнца, а целого множества замысловатых перемещений светил, что требовало точности наблюдений в одну десятую процента. Они были даже способны засечь "меньшее луностояние", явление, возникающее благодаря эллиптической орбите с циклом в 18,6 года; чтобы обнаружить это крошечное, в 9 минут, искривление орбиты, потребовались, вероятно, усилия нескольких поколений наблюдателей.

Хотя исследование Тома остается и поныне фундаментальным, другие исследователи тоже внесли свой вклад в основание астроархеологии.

В 1963 года Джеральд Хокинс, профессор астрономии Бостонского университета в Америке, заявил, что "раскодировал", как именно Стоунхендж использовался в качестве обсерватории, а в 1965 году появилась его книга об этом. Множество погрешностей (включая и самую важную – карта, на основе которой он делал все свои компьютерные вычисления, была неточной) привели к сильной уязвимости его идей в академических кругах. Однако тщательная работа, проделанная С. А. Ньюхемом (чья книга теперь продается вместе с путеводителями по Стоунхенджу), показала, что Стоунхендж являлся, как всегда и представляли себе туристы, самым значительным местом для астрономов-жрецов своего времени. Находясь в центре огромного круга, они могли определить, исходя из наблюдений солнца или луны при пересечении отметин, видных на линии горизонта, когда эти светила достигнут экстремума своей орбиты или когда начнется новый цикл. На аллее были обнаружены дыры, в которые когда-то вставлялись вешки для определения точных пунктов на линии горизонта. Интеллектуальные достоинства людей той ранней эпохи теперь, кажется, были доказаны полностью.

ПЕРЕВОРОТ В АРХЕОЛОГИИ

Профессор Ричард Аткинсон из Кардифского университета Уэльса, который ранее высмеял труд Джеральда Хокинса в своем обзоре, озаглавленном "Лунный блик на Стоунхендже", объяснил, насколько разрушительными казались тогда все эти домыслы для ортодоксальной археологии и почему он лично впоследствии изменил свое мнение. Работа Тома, писал он, опрокидывала "концептуальную модель предыстории Европы, бывшую обще-признанной все нынешнее столетие и только теперь начинающую трескаться по краям…

В условиях этой модели просто непредставимо, как обычные варвары на Отдаленных окраинах северо-востока континента могли обладать знаниями математики и ее применения, едва ли меньшими, чем в Египте того же времени или Месопотамии значительно более поздней эпохи.

Поэтому едва ли удивительно, что многие исследователи первобытного общества или игнорировали следствия работы Тома, потому что не понимали их, или же сопротивлялись им потому, что так было гораздо спокойней. Я сам прошел через второй путь; но пришел к заключению, что если отвергать тезис Тома из-за того, что он не вписывается в модель предыстории, на которой я был воспитан, то придется признать невероятности и гораздо высшего порядка".

УНИВЕРСИТЕТ КАМЕННОГО ВЕКА

Признание кое-каких достижений мегалита приводит к загадкам даже более значительным. Откуда астрономы-жрецы получали свои знания? Как они передавали их из поколения в поколение? Как определил британский астроном Фред Хойл, "с этим должен был поработать настоящий Ньютон или Эйнштейн", и, вероятно, был какой-то университет, где обучались студенты. В 1976 году доктор Уэн Макки из Музея Хунтериэн в Глаз-го объявил, что он обнаружил таковой у доисторического поселения по имени Дуррингтон-Холлз, неподалеку от Стоунхенджа, где раскопки выявили свидетельства гораздо лучшего, чем обычно, питания обитателей и первые остатки тканной одежды.

Что касается того, откуда первоначально прибыли строители, он указал на тот факт, что мегалитические сооружения, которые радиокарбонным методом датируются 4500 г. до н.э., находятся на атлантическом побережье и древность их все сильнее уменьшается, если продвигаться в глубь континента – то есть точно в противоположном направлении тому, которое указывается в хрестоматиях диффузионистов. Таким образом, нельзя ли предположить, что это – косвенное свидетельство существования Атлантиды и что некоторые выжившие представители этой исчезнувшей, более ранней культуры вывезли свои знания вместе с собой? Или же все навыки и знания появились независимо, возможно, под влиянием одного гения? Или некие древние священники, которые проживали на восточном побережье Средиземного моря, направившись в сторону Атлантического океана, как думает Уэн Макки, поневоле осели в южной Португалии?

Как было на самом деле, никто не знает. И в то же время нас по-прежнему удивляет, каким же образом астрономические знания могли передаваться без письма? Как указывает Ричард Аткинсон, приходится допустить, что "Астрономические Эфемериды" никогда не были опубликованы, но передавались из уст в уста компиляторами пользователям в форме эпоса, который должен был быть твердо вызубрен и распространен.

СВЯЗЬ С ДРУИДАМИ

Подобная сила памяти не совсем невозможна. Когда Юлий Цезарь прибыл в Британию через полторы тысячи лет после строительства последних сооружений в Стоунхендже, он записал, что друидское духовенство "обучается повторять огромное количество строк на память и часто проводит за этим по двадцать лет; полагается незаконным записывать свои знания по двум причинам: чтобы скрыть их от невежд и чтобы воспитать память своих учеников". Так что возможно, что эти самые друиды и были наследниками древней мудрости строителей мегалитов и часто высмеиваемая гипотеза о связях друидов со Стоунхенджем, может быть, основывается на реальных фактах?

Ныне такая гипотеза кажется все более и более правдоподобной. Что ясно сегодня, так это существование культуры, может быть, самой продолжительной, на протяжении нескольких тысяч лет, пик развития которой пришелся на строительство обсерваторий приблизительно в 1850 гг. до н. э. Какие мотивы подвигнули людей той эпохи на подобные физические и интеллектуальные усилия, теперь остается только гадать; некоторые полагают, что разрешение загадки связано с земными энергиями, которые чувствовали люди древности, чей ритм жизни был ближе к ритмам природы, чем наш, и чья сила каким-то образом происходила от движения солнца, луны, звезд и планет.

-

ВИДНЫ ТОЛЬКО С ВОЗДУХА

Самое масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений доисторического человека было мало кому известно до 1939 года, и все из-за того, что оно было слишком велико. В том году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной в южном Перу на маленьком аэроплане, стали посылать сообщения о странном узоре из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.

Археологи предположили, что это останки древней ирригационной системы, и послали агронома Поля Косока из университета в Лонг-Айленде исследовать все на месте. С воздуха узоры выглядели необъятными, но на земле из-за неровной поверхности Косок едва нашел их. Как писал позже другой исследователь, линии можно было различить, только если смотреть на них вдоль. Несколько ярдов в сторону – и ничего нельзя было заметить. После первых тщательных обследований удивлению Косока не было предела: по его чертежам выходило, что это было совершенное изображение большой птицы, различить с земли которую невозможно. Как можно было создать такой рисунок? Косок исследовал долину и обнаружил очертания огромного паука, за которым следовали дюжины других рисунков, изображавших либо животных, либо геометрические узоры. В 1946 году, когда Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, он до сих пор не понимал, кем был тот загадочный художник и что это был за народ, оставивший нам такие произведения искусства.

ДРЕВНИЕ ДОРОГИ?

Мария Райхе, работая практически в одиночку, узнала много нового о способе, каким были сделаны эти картины, спеша зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и машины. До окончательной разгадки, однако, по-прежнему далеко, если не считать, что отпала версия о взлетно-посадочных полосах для космических кораблей: "Если вы передвинете камни, то увидите, что земля под ними довольно мягкая. Боюсь, что космонавты завязли бы в такой почве".

Перуанские рисунки остаются одним из чудес света. Джеральд Хокинс, уже известный нам астроном, который считал, что разгадал Стоунхендж, прибыл туда в 1972 году, чтобы выяснить, есть ли там знаки, указывающие на связь с астрономическими наблюдениями (а их там не было), и заявил, что их прямизна удивительна – отклонение составляет не более 2 метров на каждый километр.

"Такую фигуру невозможно было бы создать даже с помощью фотограмматического промера. Эти линии действительно абсолютно прямые, мы бы не получили такого результата, даже воспользовавшись современной аэросъемкой. И такая прямизна продолжается целые мили. Из-за стелющегося по земле густого тумана линии порою становятся незаметными. Но они продолжаются точно в том же направлении на противоположной стороне оврага, и они такие же прямые, как траектория пущенной стрелой".

Рисунки сделаны простым способом, в отличие от того, как были вырезаны белые лошади и другие фигуры на холмах в южной Британии – верхний слой почвы и травы был снят и обнажился известняк. Перуанские узоры были выполнены таким образом: на желтоватой земле выложен тонкий слой темных камней, и если их соединить, можно было прочертить линию.

Хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен. Мария Райхе считает, что использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см, подобно мегалитическому ярду Александра Тома. Потом фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно наблюдать и сегодня. "Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки: отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило старым умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое в совокупности с древними знаниями тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить".

СОВЕРШЕННЫЕ ПРОПОРЦИИ

Мария была уверена, что только прикоснулась к загадочному древнему учению: "Что наиболее впечатляет в этих наземных рисунках – это их огромные размеры в сочетании с совершенными пропорциями. Как они могли изобразить фигуры животных с такими точными очертаниями и точно выверенными размерами – загадка, которую мы разрешим не скоро, если вообще разрешим".

Мария Райхе сделала, правда, одну оговорку: "Если, конечно, они не умели летать". Именно это собрался доказать Билл Спорер, американец, живущий в Перу, член Международного исследовательского общества. Люди, которые создали эти узоры, вероятно, происходили из двух сходных народов, известных как паракас и наска, которые в период до и после нашей эры занимались земледелием.

ПАРАШЮТ

Но эти народы известны своими успехами и в искусстве ткачества и украшения глиняных изделий, и это дало Спореру ключ к разгадке. Четыре куска ткани наска из разграбленной могилы, обнаруженной недалеко от перуанских рисунков, были исследованы под микроскопом. Было выяснено, что древние перуанцы применяли в своих материях лучшее переплетение, чем мы используем при изготовлении современной парашютной ткани, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров – 205 на 110 нитей на квадратный дюйм в сравнении с 160 на 90. На глиняных горшках обнаружены изображения предметов, напоминающих воздушные шары и воздушных змеев с развевающимися лентами.

Погрузившись в расследование, Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике по имени Антаркви, который помогал инкам в сражении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении их отрядов. На многих тканях наска изображены летающие люди. Эти легенды возникли очень давно, но известно, что и сегодня некоторые индейские племена Центральной и Южной Америки делают для своих церемоний воздушные шары и запускают их во время ритуальных празднеств; первый же полет человека на воздушном шаре состоялся в 1709 году – смельчаком был священник из Лиссабона, а это, как известно, было за 70 лет до знаменитого полета братьев Монгольфье.

Последняя загадка содержалась в "костровых ямах", которыми заканчивались многие прямые линии – это были круглые участки земли примерно 10 метров в диаметре с обугленными камнями. Спорер, уже вместе с несколькими другими исследователями, изучил эти камни на предмет того, не являются ли они осколками небесных тел, и удостоверился, что почернели они от воздействия сильного источника тепла. Может быть, на этом месте был большой костер, который должен был согреть воздух внутри шара?

ИСПЫТАНИЕ ШАРА

В ноябре 1975 года теория подверглась проверке. Построили шар, используя только те материалы и технологии, которые могли быть доступны индейцам пустыни Наска. Зажгли под ним огонь и запустили его с двумя людьми э тростниковой корзине, полет удался. Из всех гипотез по поводу возникновения такого совершенного узора идея с шаром была самая лучшая. Но цель всего этого до сих пор неясна. Может быть, мертвые вожди Наски посылались на черных шарах к солнцу, которое сжигало их? Может, птицы и другие огромные существа символизируют вечную жизнь этих вождей? Но зачем им понадобились такие прямые линии? Ответа нет, но есть свидетельства, что среди древних такое стремление было весьма распространенным. Существует явное сходство между перуанскими рисунками и находками на другом конце земного шара: Стоунхендж и многие знаменитые мегалиты отличаются необыкновенной геометрической точностью. К тому времени, как были выложены перуанские узоры, традиция мегалитических строений уже угасла, поэтому прямых доказательств на связь двух культур нет. Но не будет слишком опрометчивым предположить, что уровни развития этих культур, где неграмотные люди использовали преимущественно камни, были схожи и что искусство создания наземных рисунков умерло с появлением письменности и цивилизации.

-

ГЛОЗЕЛЬСКАЯ НАХОДКА

Кто и когда изобрел письменность? Вы быстро найдете ответ в учебниках: письмоводители древнего Шумера сделали это около 3500 г. до н. э., вынужденные к этому потребностями возникшего городского общества. Благодаря письму они получили возможность фиксировать право собственности, экономично распределять пищу и товары между рабочими, планировать и разделять обязанности наподобие того, как это делают нынешние работодатели. Позже эту идею позаимствовали египетские жрецы, хотя их иероглифы и не похожи на письмена шумерцев. Древние евреи и финикийцы использовали их алфавит, а благодаря грекам из финикийского алфавита образовался нынешний латинский. Считается, что китайская письменность также испытала влияние ближнего Запада.

Тем не менее сейчас сложнее, чем раньше, ручаться за то, что именно в Шумере находился источник письменности. Сегодня известно уже множество ее форм. У инков не было письменности в нашем понимании термина "слово", но существовала своеобразная система фиксирования информации – с помощью узлов, завязанных на веревках, их способ "записи" до сих пор не удалось расшифровать. Естественные потребности городского социума не обязательно порождают письменность, как это произошло в Шумере. Майя и ацтеки использовали свое письмо "рисунками" в религиозных, ритуальных и календарных целях, но не для ведения отчетности. Иероглифические записи древних египтян тоже имеют религиозный или регламентирующий государственный порядок смысл, но это не ежедневные деловые записи.

Кроме такого разнообразия существуют еще некоторые причины усомниться в правомерности присвоения Шумеру пальмы первенства в этом вопросе. Для постороннего это выглядит очевидным: перечисленные выше достижения ранних людей доказывают достаточный интеллект для способности к абстракции, что могло бы способствовать появлению письменности уже 40 000 лет назад; другой вопрос – были ли благоприятные обстоятельства для ее появления.

Найденные календарные пометки на окаменелых костях позволили писателю Александру Маршаку сделать вывод "о ранней символической традиции, родившейся около 25 000 лет назад". Загадочные письмена на плоских камнях в Мас-де-Азеле во Франции датируются примерно 10 000 г. дон. э. Трудно поверить, что карты первых мореходов и ранние астрономические исследования не подразумевали наличия какой-то формы письменности. Таким образом, выглядит невероятным, чтобы идея письма не приходила никому в голову в период от 35 000 г. до н.э. по 3500 г. до н. э.; скорее мы просто до сих пор его не расшифровали.

Причины такой неудачи отчасти кроются в грандиозной шумихе, поднятой вокруг удивительной археологической тайны нашего столетия, окутавшей найденные в 1920 году на полях в Глозеле захоронения большого количества артефактов, в том числе пластинок с нерасшифрованными письменами. Эта находка спровоцировала грандиозный археологический скандал. Эксперты по другую сторону Ла-Манша либо считали найденные объекты революционными в смысле возможностей изучения древней истории, либо заявляли, что все объекты – подделки. В последовавших затем спорах полная победа, казалось, полностью была одержана теми, кто обличал находку как фальшивку; но в семидесятых годах, когда наука датировки глиняных изделий сильно продвинулась вперед, вновь всплыл так и не разрешенный окончательно вопрос: не был ли серьезной академической ошибкой упорный отказ поверить в это сенсационное открытие?

"ЧТО-ТО НЕ ЧИСТО"

Более позднее использование принятого соглашения, к которому пришли исследователи глозельской находки, и способ, которым это соглашение было достигнуто, служат отличным примером того, как ложные предпосылки проникают в учебники по археологии и далее упорно отстаиваются вопреки научным доказательствам, приводимым противникам общепринятой теории. (Подобная история произошла с датировкой египетской и греческой истории.) Основной археологической проблемой, связанной с глозельской находкой, является полное отсутствие где бы то ни было подобных находок. Клад, состоящий примерно из трехсот странных предметов, обнаруженных на уединенном поле Шан-де-Мор, теперь хранится в местном музее. Это удивительная смесь: необожженные глиняные лампы, урны, фаллические символы, глиняные пластинки, резные кости, резные камни и еще множество разнообразных изделий из камня и кости. Некоторые из них, несомненно, подлинные, как, например, отполированный каменный топор, другим всего несколько сотен лет, как осколкам стекла, скорее всего выплавленного в средневековых печах. Но источник большинства этих вещей неизвестен, и, несмотря на то что современные научные тесты определяют их возраст примерно двумя тысячами лет, неизвестно, почему на уединенном поле оказались эти предметы… Среди них нет таких, которые во множестве бывают обнаружены при археологических раскопках – монет, например, или осколков битой глиняной посуды. Этот факт кажется опытным археологам в высшей степени подозрительным. Профессор Колин Ренфрю из университета Саутгемптона, участвовавший в 1970 году в конференции по глозельской находке, впоследствии писал: "Выражаясь языком дельцов, можно сказать, что здесь "что-то не чисто".

ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К изложенной выше археологической проблеме добавляется тот факт, что в Глозеле никогда не проводились профессиональные археологические раскопки. Открытие клада было сделано юным фермером по имени Эмиль Фрадин: когда он распахивал на этом поле землю, один из запряженных волов оступился и попал копытом в полузасыпанную канаву, примерно три метра в длину и пятьдесят сантиметров в глубину, где оказались черепица и покрытые стеклом камни; вероятно, там была когда-то стеклодувная мастерская или фабрика. Черепичный пол был засыпан осколками керамики, среди которых лежал отполированный каменный топор. С помощью своей школьной учительницы юноша в течение нескольких последующих недель раскапывал землю на поле вокруг этого места, где было положено начало будущим сокровищам.

Подробности, сопутствующие обнаружению этих первых находок, весьма существенны для всей истории, поскольку в статьях, изданных теми из экспертов, которые не верили в подлинность объектов, указывалось на то, что сперва ничего экстраординарного среди находок не было, а самые интересные и необычные предметы, например, таблички с письменами, были обнаружены в тот период, когда Фрадин попал под влияние своего школьного учителя М. Клемента. Тот признавал, что еще до того, как были найдены сенсационные таблички, он показывал Эмилю Фрадину иллюстрированные книги по археологии, и, казалось, мальчик был совершенно очарован открывшимся перед ним миром древностей. Английский член комиссии по Глозелю, состоявшейся в 1927 году, профессор Дороги Гаррод писала в своих мемуарах в 1968 году, что Фрадин после появления М. Клемента "начал находить странные вещи, не похожие ни на что из того, что было найдено прежде".

Заявление Клемента шло вразрез с приводимыми доказательствами. Свое открытие Эмиль Фрадин сделал 1 марта 1924 года, а Клемент появился на сцене лишь четырьмя месяцами позже, 9 июля. За это время множество местных жителей посетило место "раскопок", и не менее сорока трех из них позже заявляли в интервью, данных разным журналам, и в свидетельских показаниях, что в этот период среди первых находок они видели по меньшей мере одну табличку с выцарапанными на ней символами. Этот факт либо свидетельствует о сенсационной находке, либо, напротив, уличает Фрадина в самостоятельном изготовлении подделки. Большое значение имеют кусочки покрытой глазурью керамики, найденные на дне стеклоплавильной печи, поскольку они точно такие же, как и те, что относятся к более поздним находкам и, как подозревали, были изготовлены Фрадином вместе с его учителем.

После М. Клемента на сцене появились еще два персонажа, которых антиглозелианцы объявили мошенниками. Первым был почтенный и заслуженный директор Французского музея национальной истории, мсье Саломон Рейнах, услышавший об открытиях Фрадина и склонявшийся к признанию их подлинности. Для поддержания интереса во Фрадине он выслал ему несколько разных книг и документов по археологии, которые, как писала потом .Дороти Гаррод, "послужили толчком к тому, чтобы Эмиль Фрадин избрал для себя карьеру изготовителя подделок". Вторым был доктор А. Морлет, школьный учитель из Виши, который в английских отчетах об этом вопросе выглядит самым большим негодяем в мире; по словам Глена Дэниела, сменившего Дороти Гаррод на посту профессора археологии в Кембридже, он был на-стоящим "cerveau de l'enterprise", умершим в 1965 году и "унесшим свои зловещие секреты с собой в могилу на кладбище в Виши".

Таково было мнение Глозельской комиссии в 1927 году, состоявшей из восьми археологов, избранных Бюро при Международном институте археологии и во время своего визита в ноябре того года посвятивших четыре дня довольно поверхностному осмотру места знаменитой находки, после чего они единогласно пришли к заключению, объявлявшему все объекты фальшивкой, за исключением каменного топора и некоторых сравнительно молодых глиняных изделий и стекла вместе с печью.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своем отчете об исследованиях, проведенных непосредственно на месте в Виши, Дороти Гаррод пишет, что они обнаружили множество траншей, уже выкопанных многими важными персонами, включая короля Румынии. Выбрав себе место для раскопок, они работали три дня, не сказав за все это время ни слова в ответ на расспросы дюжины окруживших их журналистов и фоторепортеров. По вечерам они запирались в гостиной отеля и обсуждали произошедшее за день, периодически прерываемые мсье Перони, одним из трех французских археологов, который имел привычку внезапно вскакивать на ноги и рывком распахивать дверь, надеясь застать врасплох желающих подслушать секретное совещание.

Так же как ему так и не удалось обнаружить любителей подслушивать, так и раскопки первого дня не принесли новых глозельских объектов, потому что, как писала Дороти Гаррод, "мошенники не успели спрятать в наших траншеях нужные предметы, поскольку им не мог быть точно известен день начала раскопок. Зато на второй день начали появляться находки, бывшие типичными глозельскими предметами. Мы обнаружили маленький круглый кусок кости с выцарапанными на нем глозельскими символами, а вскоре появилась и одна из знаменитых глозельских глиняных табличек. Она была довольно маленькой и совершенно мягкой и была покрыта этими необычными надписями, где вперемешку шли буквы из финикийского алфавита и множество символов загадочного значения – все вместе составляло то, что мы называем "письменами".

ОБНАРУЖЕННАЯ ТАБЛИЧКА

Совершенно особенная по своему содержанию табличка показалась комиссии подозрительной, потому что земля вокруг нее как будто была разрыхлена. Эмилю Фрадину доверили собственноручно сделать последний удар заступом, и, когда он с победными криками нес находку сквозь толпу, большая часть наблюдателей была убеждена в том, что уж теперь-то подлинность глозельских объектов можно считать доказанной. Тем не менее члены комиссии сохраняли молчание и вечером, втайне от Морлета и Фрадина, припудрили место раскопок штукатуркой, чтобы быть уверенными в том, что никто не тронет траншею ночью незамеченным.

Когда Морлет увидел это на следующее утро, Дороти Гаррод как раз проверяла сохранность слоя штукатурки. Он яростно накинулся на нее, обвиняя в том, что "посолив" место раскопок, она пыталась его дискредитировать. Несмотря на то что примирение с неохотой было достигнуто и можно было продолжать раскопки, больше ничего найти не удалось. К Новому году комиссия вынесла свой вердикт: объекты, включая таблички, поддельные.

В Кембридже ликовал редактор журнала "Antiquity" ("Древности") О. Г. С. Кроуфорд. Будучи противником подлинности глоэельских находок, он писал, что "на глозельском поле похоронены репутации нескольких ученых мужей. Мы не вернемся больше к Глозелю, если только нас не вынудят к этому".

Тем не менее это не стало последним словом в споре. В 1928 году французская комиссия, возглавляемая Саломоном Рейнахом, вновь провела исследования на месте и пришла к противоположному выводу. В нетронутой земле были обнаружены еще несколько объектов, в том числе и глиняная табличка, сохранившая на себе отпечатки чьих-то пальцев; эти отпечатки не принадлежали ни Фрадину, ни членам его семьи или знакомым. В следующем году Фрадин и Морлет полностью были очищены от подозрений в мошенничестве; это явилось результатом трех судебных заседаний, два из которых были апелляциями. Но англосаксонские ученые не изменили своего мнения, и в 1974 году Глен Дэниел, сменивший Кроуфорда в "Antiquity", писал, что "едва ли у кого-то есть сомнения относительно того, что глозельские материалы были сфабрикованы в 1924-1927 годах".

Возобновлению дебатов, посвященных разрешению этой загадочной проблемы, способствовало открытие в 1974 году четырьмя физиками нового способа датировки – термолюминесцентного. ТЛ-датировка ряда объектов, найденных в Глозеле Фрадином и Морлетом, показала, что они были изготовлены в период с 700 года до и. э. по 100 год Н. э. Как и любой другой научный способ датировки, ТЛ-датировка является современным достижением и труднодоступна для понимания человека, не знакомого с современной научной аппаратурой, но в то же время получила весьма широкое распространение как довольно точный способ определения времени обжига глиняного предмета. Глен Дэниел немедленно отреагировал на вызов, брошенный новым открытием: "Какая-то из сторон ошибается. Либо это необъяснимая ошибка ТЛ-датировки и наших ученых коллег, уверяющих нас, что с ТЛ-датировкой ничего не может случиться, либо не правы многие уважаемые археологи, которые начиная с 1925 года объявляли глозельские находки подлогом… Эта бумага представляет собой главный документ из резолюции по глозельскому вопросу, и если мы ее опубликуем, то не будет ничего удивительного в том, что Кроуфорд перевернется в своей могиле. Было ли ошибочным заключение антиглозельской комиссии, объявившей находки подделкой?"

Основываясь на научных доказательствах,, можно прийти к однозначному выводу – ответ положительный, что и подтвердили последующие ТЛ-тесты. Лаборатории, проводившие анализы, не пришли к впечатляющему единодушию, но все они заключили, что двадцать семь объектов, случайно выбранных из трехсот хранившихся в глозельском музее, датируются периодом от 350 г. до н.э. до 250 г. н.э., вокруг средней даты около 120 г. до н. э. Радиоуглеродный анализ бычьей челюсти, найденной внутри одной из декоративных урн, согласуется с этим результатом. Одна из табличек с письменами покрыта глазурью, обожженной в восемнадцатом веке, что доказывает невозможность нанесения символов на глину в двадцатом веке.

Другими словами, последнее слово в этом споре осталось за научными доказательствами. Один из четырех ученых, доктор Хью Маккеррел в 1977 году писал: "Мы не очень интересовались всеми возможными аспектами подделки или случайной ошибки при ТЛ-процессе и просто не думали об этом. Каждый кусочек мы тщательно проверили с помощью ТЛ-тестов, и они показали, что объекты абсолютно точно не являются современными подделками".

Хотя Глен Дэниел по-прежнему наотрез отказывался менять свое мнение, он не привел больше никаких достойных аргументов, ограничившись невнятным заявлением о том, что "ученые ошиблись и получили неправильные результаты" (на что доктор Маккеррел ответил: "Ошибаетесь именно вы, поскольку результаты, о которых вы говорите, абсолютно подлинные"), и Глозель снова появился на страницах "Antiquity".

РАННЯЯ ПИСЬМЕННОСТЬ

Письмена на глозельских глиняных табличках пока не удалось расшифровать, а самая подходящая для объяснения их смысла теория заключается в том, что эти символы представляют собой набор магических знаков, которые использовались колдунами и ведьмами для их церемоний, поскольку большинство ведьм, вероятно, писать не умело. Эти таблички не представляют собой серьезной исторической ценности, а скорее имеют значение как поучительная истории о том, как археологическое общество с пеной у рта сопротивлялось научным доказательствам, и уж совершенно точно они не могут являться, как надеялись Рейнах и Морлет, образцами первой письменности. На эту роль сейчас претендует новый кандидат – глиняные таблички, найденные в Тартарии, Болгария, относительно которых среди исследователей существует единое мнение: все сходятся на том, что эта находка действительно сенсационна и письмена на табличках безусловно подобны первой письменности древнего Шумера, образцы которой дошли до нас на табличках из города Джемдет Наср и хранятся сейчас в Оксфордском музее.

Что касается Глозеля, то он по-прежнему нарушает покой теории, изложенной в учебниках по археологии. Глозельские объекты на тысячу лет старше табличек из Джемдет Насра и доказывают, что "варвары" Европы эпохи неолита обладали знаниями и у них существовали ремесла задолго до того, чем это предполагалось прежде. Тартария, где усыпальницы, как и в Варне, заполнены невероятным количеством золота, представляет собой часть древней цивилизации, известной как культура Винза; около 4500 г. до н. э. эти люди выращивали все известные культуры растений и разводили всех известных животных; они плавали по Черному, Эгейскому и Средиземному морям. Если только в Европе не будут найдены еще более ранние письмена эпохи неолита, можно считать, что именно здесь люди впервые учились писать.

0|1|2|3|4|5|6|7|8|

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua