Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -

Главная   Назад

Адриан Джилберт Маурис Коттрелл Тайны Майя

0|1|2|3|

Результаты, полученные Эди, заставляют предполагать, что солнечное излучение оказывает прямое влияние на развитие живых организмов после зачатия.

Это, в свою очередь, дает основания предполагать, что 28-дневный цикл солнечного излучения оказывает влияние на 2 8-дневный цикл биоритмов и опосредованно — на секрецию гормона мелатони-

на.

Любая гипотеза, касающаяся эмоциональных (по сути — биоритмических) причин и следствий, требует серьезной проверки. Но подобного рода данные очень трудно собирать и проверять.

Значит, в поисках взаимосвязей между 28-дневными циклами солнечного излучения и гормональной активностью нам лучше выбрать другую группу гормонов, ответственных за деторождение и менструации, так как эти процессы лучше поддаются наблюдению и более предсказуемы.

МЕХАНИЗМЫ ВЫРАБОТКИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ГОРМОНОВ

В головном мозгу гипоталамусом и передней долей гипофиза вырабатываются гормоны ЛГ (люте-инизируюший гормон) и ФСГ (фолликулостимули-рующий гормон), который влияет соответственно у самок на стимулирование фолликулов (до момента овуляции), а у самцов — на развитие семенных канальцев и секрецию андрогенов.

Половые железы выделяют половые гормоны, такие как мужской, тестостерон, и женский, эстроген, а также прогестерон. Таким образом, в этом процессе «задействованы» гипоталамус, гипофиз и половые железы, составляющие своеобразную систему, контролирующую и регулирующую процесс в целом.

На первый взгляд, уровни выделения репродукционных гормонов имеют слабое отношение к 28-дневному циклу. Но мы должны помнить, что, хотя солнечное излучение стимулирует определенный процесс, сам он может развиваться с задержками, прежде чем окажет стимулирующее воздействие на другие биологические функции. Кроме того, действие одного процесса на другой необязательно его стимулирует. Процесс может принять обратный характер и вести не к развитию, а к подавлению (этого процесса). Кроме того, задержка (в развитии) может быть не только единовременной, но и периодичной по своему характеру.

Хотя солнечное излучение приводит к заметному росту выработки эстрогена в начале цикла, сильный импульс ЛГ подавляет выделение эстрогена, и только постепенно начинается новое увеличение данного показателя после того, как подавление сходит на нет.

Что касается прогестерона, то поначалу его выработка подавляется увеличением производства эстрогена, но потом, с развитием цикла солнечного излучения и при уменьшении активности эстрогена, этот показатель увеличивается, вместе с увеличением уровня ЛГ, около 14 дня. Выработка прогестерона увеличивается вместе с солнечной активностью и вместе с уровнем солнечного излучения постепенно начинает уменьшаться, а потом сходит на нет.

В целом влияние циклов солнечной активности на различные виды гормональной активности — процесс достаточно сложный и многосторонний, связанный также с взаимовлияниями различных видов самой гормональной активности. Указанные гормоны определяют развитие воспроизводства человека, а потому можно утверждать, что отклонения в характере солнечного излучения вызывают тем самым и нарушения воспроизводства.

На это можно было бы возразить, что существует одно очевидное обстоятельство: у всех женщин менструации не происходят в одно и то же время, несмотря на наличие общих для всех стимулов, связанных с солнечной активностью. Но это потому, что не все женщины зачаты в одно время, а именно в момент зачатия включаются «биологические часы», определяющие механизм воспроизводства. А у тех женщин, которые зачаты в одно время, очевидно, и менструации начинаются в одно время (с поправкой на факторы окружающей среды).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ЦИКЛЫ ПЯТНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЛНЦА

На поверхности Солнца время от времени появляются пятна, число которых изменяется циклично, а средняя продолжительность таких циклов — около 11,5 лет. Пятна эти являются проявлениями электромагнитной активности, постоянно имеющей место в глубинах Солнца.

Анализ солнечных пятен показывает, что солнечное магнитное поле, оказывающее влияние также на «нейтральную полосу», меняет ориентацию каждые 3750 лет, за 18 139 лет происходит пять таких изменений, и 374 года требуется, чтобы завершить каждый такой процесс от начала до конца.

В 1943 году Р. Вульф был первым западным исследователем*, который выдвинул идею о том, что появление и исчезновение пятен на Солнце имеет циклический характер, установив среднюю продолжительность такого цикла в 11,1 лет.

Главной причиной этих циклов пятнообразова-тельной деятельности Солнца является разница в характере обращения полярных и экваториальных магнитных полей Солнца. Подробнее это явление рассмотрено в главе 3. В результате этой разницы в

* Снова авторы игнорируют труды А.Л. Чижевского на эту же тему гораздо более ранние. Впрочем, он ведь не был «западным исследователем» — Прим. пер.

обращении происходит «закручивание» линий полярного солнечного магнитного поля, что при реакции с турбулентными потоками газов и приводит к появлению солнечных пятен (см. рис. А31, d, e).

Количество пятен на поверхности Солнца варьируется из года в год, но при этом циклы пятнооб-разовательной деятельности всегда можно проследить. Средний цикл составляет 11,1 лет. Самый длинный цикл наблюдался в 1788—1805 годы (17,1 года), а самый короткий — в 1829—1837 годы (7,3 года). С 1645 по 1715 год солнечных пятен вовсе не было зарегистрировано («минимум Маундера»).

Часто говорят, что некорректно ставить вопрос о «градусном различии» между магнитными полями Земли и Солнца, так как мы не можем проанализировать по-разному вращающиеся магнитные поля Солнца по отношению к Земле.

Но существует подходящий метод, который я бы назвал «ротационной дифференциацией».

Он заключается в следующем.

Г1 (полярное магнитное поле) проходит суточный цикл обращения за 37 земных суток. Э (экваториальное магнитное поле Солнца) проходит суточный цикл обращения за 26 земных суток. При таком положении наступает время (через 87,454545 дней), когда Э начинает «обгонять» П.

Поэтому нам надо рассмотреть положение солнечного магнитного поля по отношению к Земле, приняв за единицу времени период в 87,454545 дней. При этом мы сопоставляем две переменные величины: совместное положение П и Э по отношению к положению 3 (Земли).

Теперь мы можем ввести в ЭВМ 37(П), 26(Э) и 365,25(3), дав задание рассчитать положение П, Э и 3 за каждые 87,4545 дней, притом что П и Э должны быть совмещены при расчетах.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что получилось 97 разных циклов, занимающих 781 названный период времени. Другими словами, в целом такой период составил 781 .х 87,4545 = 68 302 дня, или 187 лет.

Мы уже знаем из эмпирических наблюдений, что обычный цикл пятнообразовательной деятельности Солнца составляет в среднем 11,1 лет. Надо отметить, что 6 микроциклов по 8 периодам составят в целом 11,4929 лет (48 х 87,4545 = 11,4929 лет).

Исходя из того, что шесть микроциклов ближе всего соответствуют по общей протяженности одному (среднему) циклу, мы можем выдвинуть гипоте-

зу, что один средний цикл (11,1 лет) состоит из 6 микроциклов развития пятнообразовательной деятельности Солнца.

Сопоставив «фундаментальные» циклы в 11,4929 лет со 187-летним большим циклом пятнообразовательной деятельности Солнца, мы получим в графическом выражении следующую картину (микроциклы «поляризованы» для лучшего соответствия гипотетическому фундаментальному циклу).

Указанный цикл с двумя пиками, таким образом, равняется 48 периодам, иначе говоря, 48 х 87,4545 =11,492999 лет.

Затем, при рассмотрении вышеупомянутых 97 циклов, нетрудно заметить, что 92 из них действительно состоят из 8 микроциклов, но циклы №№ 10, 30, 49, 68 состоят из 9 микроциклов.

Из этого должно следовать, что реально цикл состоит всего из 768 микроциклов, но за период в 187 лет достигает 773 благодаря дополнительным пяти. «Дополнительные микроциклы» связаны с природой солнечной «нейтральной полосы» (см. главу 3). По этой причине происходит и «сдвиг» на 8 микроциклов (1 период) за 187 лет. Такие «дополнительные микропериоды» влияют на всю последовательность микроциклов. Для завершения полного цикла смещения в течение 97 микроциклов потребовалось бы 97 х 187= 18139 лет.

В указанные периоды направление этого магнитного поля отклоняется от первоначального направления, как показано на рисунке.

На рис. А22 показаны направления магнитного поля на «нейтральной полосе». По стрелкам внизу можно, для сравнения, судить о первоначальном направлении.

Мы видели, что требуется 20 периодов для того, чтобы (микро) период Е сошелся с D. За этот период в 3740 лет (1 366 040 дней) направление поля «ней-

тральной полосы» совершенно изменится по сравнению с первоначальным вариантом.

Процесс этих изменений к концу периода по сравнению с его началом можно выразить графически.

В целом цикл пятнообразовательной деятельности Солнца, с периодами повышения и понижения активности, с учетом показателей по «нейтральной полосе» будет выглядеть следующим образом.

Прежде чем двигаться дальше, нам надо понять, каким образом магнитное поле Солнца меняет направление с северо-восточного на юго-восточное.

Через 1 366 040 дней дополнительный период «А» занимает место «В». Значит ли это, что в полночь на 1 366 040-й день, например, произойдет инверсия магнитного поля? На этот вопрос следует ответить «нет».

Как микроцикл, содержащий «период А», так и микроцикл, содержащий «период» В, проходят полный «цикл смещения» за 187 лет (68 302 дня).

В момент «соприкосновения» микроциклов, содержащих «А» и «В», происходит-«наложение» полей, по мере того как микроцикл, содержащий «А», занимает место микроцикла, содержавшего «В».

Процесс этого постепенного «замещения» займет 187 лет, и еще через 187 лет они окончательно «разойдутся». В целом такой «переходный» период составит 2 х 187 = 374 года. Радикальные изменения поля достигают предела через 187 лет после начала изменения поля.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

УПАДОК МАЙЯ

Ко времени исчезновения майя произошло изменение и солнечного магнитного поля в целом, и магнитного поля, создаваемого солнечными пятнами. Двойное магнитное отклонение вызвало на Земле падение плодородия почвы и генетические мутации. Последствия этого сильнее всего сказывались в экваториальных регионах. Пятнообразовательная деятельность Солнца стала причиной мини-ледникового периода, а уменьшение испарения воды в океанах привело к засухе на землях майя (см. главу 9). Это была основная причина упадка культуры майя.

Последствия «мини-ледникового» периода.

Брукс ссылается на упадок культуры майя, как на свидетельство изменения режима влажности в климате тропической зоны в 600—1100 годы н.э. («Климат: прошлое, настоящее и будущее»). В 1970-х годах можно было убедиться, что зона между 10° и 20° северной широты особенно подвержена аномалиям и колебаниям уровней влажности. Другие авторы также полагали, что в 790—810 годах н.э. страна майя пережила засуху (особенно доктор Шерет Чейз из Гарвардского университета). Высказывали предположение, что недостаток дождей, особенно в «сухой сезон», связан с тем, что тропические дожди в обычное время или почему-то не достигают этого региона в нужной степени, или продвигаются, на такое расстояние на север от экватора лишь ненадолго.

ПОСЛЕДСТВИЯ УСИЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КОСМИЧЕСКИХ ЛУЧЕЙ НА ЗЕМЛЮ

Как уже говорилось в Приложении 4, изменение направленности магнитного поля Земли) за период в 3740 лет) произошло между 440 и 814 годами н.э., и в тот период значительно усилилась «бомбардировка» магнитной сферы Земли космическими лучами. Эти лучи вредны для всякой жизни на Земле, и усиление их влияния означает усиление вредоносных факторов для всех живых организмов.

Ионизирующее излучение способно создавать положительно или отрицательно заряженные атомы того вещества, через которое проходит. Такое излучение может попасть в легкие с воздухом, в пищу через стронций, или прямо, через гамма– или рентгеновские лучи. Это излучение ионизирует атомы вещества, а ионизированные атомы становятся химически высоко реактивными.

В молекулах живых клеток, подверженных ионизирующему излучению, происходят химические изменения; это относится и к ДНК, что приводит к генетическим мутациям и потенциальным физическим уродствам.

А усиление проникновения космических лучей особенно сказывается в экваториальных регионах, между 10° и 20° северной и южной широты, потому что там излучение перпендикулярно поверхности Земли. А изменение ориентации магнитного поля Земли дает возможность для еще большего проникновения космических лучей на Землю (см. Королевский астрономический" атлас).

В Монте Албан, примерно в 200 милях от Паленке, есть рельефные изображения людей, которых окрестили «танцорами», так как археологи решили, что странные позы изображенных в камне людей связаны с тем, что они «исполняют» какой-то танец.

При более внимательном рассмотрении можно заметить, что здесь изображены люди с какими-то деформациями (уродствами), возможно, полученными еще в детстве.

ПРЕДСКАЗАНИЯ МАЙЯ

Самое интригующее обстоятельство, связанное с периодом упадка майя, — то, что они, кажется, ожидали в то время изменения ориентации солнечного магнитного поля и предвидели последствия этого — усиление облучения Земли, увеличение младенческой смертности, постепенная депопуляция их страны.

В 1880 году дрезденский библиотекарь Э. Фёрстер-ман объявил о том, что ему, после долгих исследований, наконец удалось понять смысл древнейшей из уцелевших книг майя на древесной коре, получившей, по названию библиотеки, наименование Дрезденского кодекса. В основе астрономических текстов майя лежало представление о 260-дневном годичном цикле. Высказывалось мнение, что эти бесконечно повторявшиеся циклы не имеют никакого отношения к тому, что происходит в небесных сфе-

pax. Однако нам удалось заметить,, что указанный цикл имеет отношение к разной скорости вращения полярного и экваториального магнитных и экваториальных полей Солнца (о чем также говорилось в Приложении 4). Но понимание этого стало возможным благодаря современным методам астрономии, а это, в свою очередь, явилось результатом развития космонавтики в последние годы.

Каким же образом майя могли понять значение этого годичного цикла и даже с его помощью рассчитывать время следующего изменения направленности солнечного магнитного поля?

Фёрстерман заметил, что по крайней мере пять «страниц» Дрезденского кодекса так или иначе посвящены планете Венере. Другие исследователи обратили внимание на то, что самая интересная черта «таблиц Венеры» — это число «1 366 560 дней», имеющее отношение к «дню рождения Венеры» — как считалось, к 10 августа 3113 года до н.э. Заметьте, что число 1 366 560 можно легко получить, используя как раз 260-летние циклы, и, что еще важнее, если отсчитать это количество дней от начальной даты календаря майя, то получится 627 год н.э. — время солнечного магнитного отклонения, ставшего причиной упадка культуры индейцев майя.

Расшифровка чисел майя (см. главу 2) показала, что они наблюдали за обращением Венеры, чтобы следить за пятнообразовательной деятельностью Солнца, потому что через 20 таких циклов майя ожидали изменения (солнечного магнитного поля), и не без основания.

Численную систему майя изучали многие исследователи, и всех их она озадачивала. Но мы видели, что 260-летний цикл является, так сказать, недостающим звеном в этой системе. Можно заметить, что большая ча%ть «циклов» у майя имеет отношение к «числу Венеры», иначе — к числу полного

цикла изменения магнитного поля (Солнца?) — именно, 1 365 560 дней.

К тому же в Храме надписей в Паденке вырезано 620 надписей. Что бы это значило? Начинать надо с числа 260, как с ключевого. Кроме того, в системе «майя (как и у вавилонян) важную роль играло и число 360, то есть майя не только была известна десятичная система, но для измерения углов они (как и мы сегодня) пользовались понятием 360°. Если теперь из 620 вычесть 260, то получится 360, одно из основных чисел системы счета майя. Если теперь мы исправим «ошибку» (скорее, намеренную анаграмму — 620 вместо 260), то поймем, что майя имели в виду: только тот, кто поймет всю важность числа 260 (при этом обладая также нужными знаниями по астрономии, астрологии, биологии и генетике) — тот сможет понять послания майя, скрытые в образах их архитектуры и искусства и в их математике.

Но что еще удивительнее, майя смогли зашифровать всю информацию, которой посвящена эта книга, в одной художественной композиции — в образах замечательной Крышки из Паленке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

КАТАСТРОФА И РАЗРУШЕНИЕ

Когда солнечное магнитное поле меняет направленность, возникает тенденция к отклонению оси вращения Земли. При этом Земля становится особенно подверженной землетрясениям, наводнениям, пожарам и извержениям вулканов.

«Сдвиг» солнечного магнитного поля происходит пять раз в течение длительного космического цикла. Может быть, майя, как и другие народы, считали, что в прошлом Земля пережила 4 катастрофы, и в начале XXI века должен таким же образом наступить конец пятой эпохи Солнца.

Около 200 миллионов лет назад все нынешние материки были частями одного гигантского сверхконтинента, ныне именуемого «Пангея». Эта основополагающая теория, известная также как теория «дрейфа континентов», впервые была выдвинута А. Сниде-ром в 1858 году. Но самым видным ее сторонником, пожалуй, был Альфред Вегенер, который в 1915 году опубликовал подтверждающие данные по геологии, климатологии и биологии. Его выводы были очень похожи на выводы нынешних исследователей, хотя он неверно оценил .темпы развития событий.

Через 20 миллионов лет единый сверхконтинент стал распадаться на два огромных континента — «Лавразию» (большая часть Северной Америки, Европа и большая часть Азии), а также Гондвану (нынешние Южная Америка, Африка, Антарктика, Австралия, а также Индийский субконтинент).

Но, помимо этих сугубо физических изменений на нашей планете, имели место также и изменения в магнитном поле Земли. С точки зрения теории, считается, что причиной подобных изменений, имеющих неблагоприятные последствия, является обычно сочетание различных факторов.

ПРИЛОЖЕНИЕ?

ЧИСЛА И СИСТЕМА СЧЕТА У МАЙЯ

Предполагалось, Что система счета у индейцев майя была двадцатичной, то есть основывалась на числе двадцать как на основном:

Бактун

144 000

Катун

7200

Тун

360

Уинал

20

Кин

1

дней

дней

дней

дней

день

Рис. А26

Но, как мы видели, циклы счета майя не были в действительности основаны на двадцатичной системе. 20 «уиналов» (по 20 дней) не составят «туна» (360 дней), так как 20 х 20 = 400.

Кроме того, календарная система майя с 52-летними циклами, очевидно, приводит в соответствие 260-дневный год майя и 365-дневный солнечный год. Но ведь солнечный год продолжается в действительности не 365, а 365,25 дней. Значит, «цикл» должен бы продолжаться не 52 года, а 52 — 52 х 0,25 дней, то есть у майя 52-летний цикл фактически продолжался 18 980 дней, а не 18 993, как при 52 солнечных годах.

И все же иероглифы майя можно переводить довольно точно, исходя из бактунов, катунов, тунов и т.д. Правда, такой перевод может показаться нелогичным. Высказывались даже предположения, что майя просто не были способны создать более совер-

шенную систему чисел и счета. Но в этом ли дело? Могли ли майя дойти до создания современной упрощенной десятичной системы?

КАКИМИ ПЕРИОДАМИ ВРЕМЕНИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ МАЙЯ?

A) календарной системой, в которой месяц состоял из 20 дней, причем каждый такой день имел собственное название.

Б) кроме того, каждый такой день имел еще порядковый номер, который ставился передназванием, от 1-го до 13-го.

B) эти номера и названия были так подобраны, что сочетание именно этого названия и именно этого номера не повторялось на протяжении 260-дневного (13 х 20) цикла, пока снова не начинался следующий годичный цикл.

У майя 260-дневный год назывался «тцолкин», ацтеки же именовали его «тоналаматль», или «Священный год».

Хотя 260-дневный календарь имел особое значение для майя, в частности, в смысле предсказания событий и рассмотрения значений, — однако он слабо представлен в их надписях, в том числе относящихся к Длительному счету майя. Гораздо чаще упоминаются бактуны, катуны, туны, уиналы и кины. Ниже будет особо подчеркнута роль 260-дневного года как важного солярного периода, связанного с разной скоростью обращений регионов Солнца (37 и 26 дней).

Месяцы также имели номера, например, 4 муан, 9 поп и т.д.

Номера дней месяца начинались с нуля и кончались 1 Эю.

ХААБ

В годе Хааб было 365 дней, а это почти точно соответствует нашему солнечному году из 365,25 суток.

Хааб, в свою очередь, делился на два периода:

В наше время мы прибавляем лишний день к февралю раз в четыре года, чтобы приспособить наш календарь к реальному солнечному году, образуя «високосные» годы. Точно не известно, знали ли майя подобный прием.

Но 360-дневный год хорошо делился на 20, так что получалось 18 месяцев, входивших в Хааб. А «неудачные» дни сохраняли одно и то же наименование из Хааба в Хааб, то есть «неудачными» считались всегда одни и те же дни, не то что в нашем календаре, когда день рождения, например, может прийтись в одном году на среду, а в другом — на понедельник, как повезет. У майя «дни невезения» были локализованы.

КАЛЕНДАРНЫЙ КРУГ –18 980-ДНЕВНЫЙ ПЕРИОД

Между 260-дневным «священным годом» и 365-дневным Хаабом должна была существовать итерация. Такое совпадение, ; по всей видимости, должно было происходить каждые (260 х 365) дней (более 95 000 дней) с их начала. Но на самом деле это происходило до указанного времени. Попробуем разобраться, как это происходило.

Поскольку 360 делится на 20, а двадцатидневные периоды имели названия, то можно утверждать, что каждый первый день после 360 назывался так же, как и в предыдущий 360-дневный период (об этом уже говорилось). Но в Хаабе реально было 365 дней. Исходя из изложенного, можно утверждать, что 366-й день по названию отличался на пять позиций от соответствующего дня в предшествовавший 365-дневный период. Двадцать также делится на 5 (20 : 5 = 4). Поэтому можно сделать вывод, что 365-дневный период так или иначе начинался с 1-го из четырех из имевшихся в распоряжении двадцати дней.

Надо помнить, что число 260 делится и на пять, так же как и число 365. Чтобы найти наиболее короткий период соответствия между 260-дневным и 365-дневным годичными циклами, надо проделать следующую операцию:

Каждые 18 980 дней начала 260-дневного «священного» и 365-дневного годов майя совпадали. Таков был Календарный круг.

Даты майя обычно записаны двумя колонками и читаются слева направо и сверху вниз, например, как на рис. A32, где надо читать в таком порядке: А1, В1, А2, В2, и т.д.

Календарный круг майя состоит из периодов. Первый период составляет 18 980 дней. Затем идут следующие периоды: двойной, тройной и т.д. В следующей колонке — те же числа, обозначенные в надписях на стенах и стелах индейцев майя.

Например, один такой календарный период может быть расписан таким образом:

В целом это выглядит как 2.12.13.0. Разве стала бы какая-то высокая цивилизация пользоваться такими сложными и нелогичными системами расчетов?

По моим расчетам, продолжительность цикла пятнообразовательной деятельности Солнца можно принять за 68 302 дня, а цикл в 20 таких периодов составит (20 х 68 302) — 1 366 040 дней, время изменения поля солнечной нейтральной магнитной по-

лосы. Магнитное поле Земли зависит от магнитного поля Солнца, и ось вращения Земли смещается. Это приводит и к «сдвигу» магнитных полюсов. На Земле начинается активизация землетрясений, наводнений, бурь, вулканической деятельности, приводящая к катастрофическим последствиям, как об этом и рассказано в символах крышки саркофага Пакаля из Паленке. Поэтому для майя было очень важно наблюдать развитие периодов по 68 302 дня, так как через каждые 20 таких периодов, по их наблюдениям, наступало время катастроф. Но было бы невозможно вести такой длительный счет времени без сложной и разработанной системы вычислений. Нужна была и «единица», удобная для такого рода астрономических наблюдений. Удобным объектом для подобных наблюдений была планета Венера, чей период обращения составляет 584 дня. 117 циклов обращения Венеры составят 68 328 дней, что очень близко к указанному выше периоду 68 302 дня. (Конечно, при этом надо было постоянно иметь в виду «лишние» 26 дней, чтобы производить коррекцию вычислений. Например, длительный цикл в таком случае составит не 1 366 040, а 1 366 560 дней.)

Поэтому для майя было очень важно наблюдать за Венерой.

Таким образом, получалось, что для майя большой солнечный цикл (период пятнообразовательной деятельности) составлял 68 302 плюс 26 суток — с поправкой на обращение Венеры — 68 328 х 20 = 1 366 560 дней.

Я установил, что это число можно получить несколькими путями:

1) на компьютере;

2) используя 260-дневный год, образующий Календарный круг (18 980 дней);

3) используя циклы майя — Катун, Бактун, Тун и др., — и ведя наблюдения за обращением Венеры.

Период обращения в полярных районах Солнца — 37 дней, — в экваториальных солнечных регионах — 26 дней.

Это явление называется «дифференциальностью ротации полярных (П) и экваториальных (Э) магнитных полей».

П продвигается в сутки на 360:37 = 9,729729°, Э продвинется на 360:26 = 13,84615°.

За 260 дней П сделает 7,027 обращений. Его положению соответствуют 9,729729° в круге t.

За тот же период Э сделает 10 обращений; его положение в круге t — нулевое.

Следующий 260-дневный период начнется при разрыве между П и Э в 9,729729°.

Мы можем учесть эту погрешность, связанную с разрывом между П и Э за 260 дней.

9,72 — это 1/37-я полного круга. Мы видели, что за период (37 х 260) П и Э снова придут к «нулевому» положению (см. рис., круг с).

Если из этого числа вычесть 260 дней, то получим 9620 — 260 = 9360 дней, при «отставании» П от Э на 9,729729° (см. рис., круг d).

Мы можем удвоить указанное число (см. рис. А34, е) : 2 и увидим, что П отстает от Э на 2 х 9,729729°.

К полученному числу мы можем добавить еще 260 дней:

18 720 + 260 = 18 980, и теперь Э = 0, а П отстает только на 1 х 9,729729° от Э.

Рис. А34 демонстрирует нам Календарный круг с использованием только данных о вращении солнечного полярного поля (37 дней) и экваториального (26).

Этот метод, очевидно, содержит 520-дневную ошибку, что можно проиллюстрировать следующим образом:

2 х 9,729 при разнице между П и Э 2 х 260

= 520.1 366560 –520 = 36 920 П 52 540 Э 3740 (Земля)

(Не забудем, что разница в 520 дней облегчает использование движения Венеры для расчетов.)

la. «Обычный» цикл: 68 302 дня.

20x68 302 = 1 366 040 (период цикла деструкции).

16. 117 интервалов Венеры по 584 дня = 68 328 (26 «лишних дней»).

20 по 68 328 дней — 1 366 560 (520 «лишних» дней).

Иначе, период наступления деструкции наступает через 117 х 20 циклов Венеры, минус 520 «лишних» дней.

Па. Исходя из циклов Венеры, как единицы расчетов, мы должны иметь возможность принять число 117 за фактор системы вычисления.

Пб. Чтобы обеспечить синхронизацию солярных вариаций, мы должны включить в систему вычислений также число 260 (260 дней — важнейший астрономический цикл, П/Э).

Пв. Чтобы рассчитать «момент деструкции», нам

следует сложить 20 периодов пятнообразующей деятельности Солнца.

III. Чтобы выполнить условия Па и Пб, следует умножить 117 циклов Венеры на 2,22222 = 260.

IV. Чтобы удовлетворить условие Пв, а также III, вместо умножения на 20 нам теперь нужно помнить об умножении лишь на 20/2,22222 = 9 (чтобы получить 20 периодов)

Мы должны проследить период в 1 366 560 дней, нам нужна система расчетов для упрощения задачи.

Майя пользовались также системой счета, основанной на числе 360 для вычисления градусов, и это упрощает наши расчеты.

Это значит, что 421,77777 циклов по 360 дней составит одну девятую от искомого «периода деструкции».

Вот почему число 9 у майя считалось священным. Усыпальницы Храма надписей украшают изображения «9 владык ночи», по 9 символов — с каждой стороны крышки из Паленке. Но почему период в 260 дней не упоминается в надписях?

Самым важным, что касается крышки из Паленке, является то обстоятельство, что у нее «срезаны» углы (см. Приложение 8). Без их «восстановления» нельзя понять символику крышки.

Важнейшее для майя число 260 отсутствует и на датированных памятниках, хотя без этого 260-дневного цикла невозможно понять всю систему расчетов майя.

Те, кто переводили тексты, касающиеся циклов майя, не зная этого обстоятельства, не могли понять и особенностей интеллекта этого народа, а потому делали необоснованные выводы, будто бы майя были менее интеллектуальны, нежели мы сами. Но нам надо самим развивать свой интеллект, чтобы понять, на каком уровне духовного развития они находились в действительности.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ

Длительный счет лет майя был дешифрован исследователями, он доходил до 136 656 000. Имеет смысл задаться вопросом, каким образом майя могли создать подобную систему дат.

До сих пор я не упоминал о том, что майя пользовались даже и более длительными периодами, чем Бактуны или Катуны. Например, у них был Калаб-тун (57 600 000 дней) и Кинчшштун (1 152 000 000 дней). В связи с этим возникает вопрос, зачем майя

потребовались периоды более длительные, чем период до деструкции? Какое это могло иметь для них значение после светопреставления?

Это — еще одна интеллектуальная загадка майя и свидетельство их высокого разума. Система счета, основанная на числе 360, не удобна для расчетов циклов длиннее 144 000 дней, и все-таки были выработаны периоды Калабтун и Кинчилитун.

Очевидно, это выглядело так:

Заметим, что число 9,999999999999 состоит лишь из одной цифры — девятки.

Заметим также, что число 10 состоит из в два раза большего числа цифр, нежели число 9.

Не могли ли майя пользоваться «девятичной» системой, гораздо более простой, нежели десятичная? Мы обратим внимание на этот вопрос, но прежде посмотрим, что произойдет, если рассмотрим чис-

ла, выходящие за рамки 1 366 560. Если мы «расширим», наш цикл 144 000, взяв за основу число 20, то почувствуем ограниченность принятой нами системы отсчета, например (см. рис. А39).

Это не может привести к Длительному счету в 100 периодов деструкции — 136 566 000 дней. Как же нам овладеть Длительным счетом, если мы будем пользоваться при этом циклами меньшими, чем 144 000? (Более длительные циклы можно использовать для обозначения «определенных периодов», но не для расчета последовательности циклов времени.)

ДЛИТЕЛЬНЫЙ СЧЕТ

Обратим внимание, что в вертикальных колонках имеет место прямой переход от 9,10 к 20,30. Поэтому мы также поступили с 11-ю, сохранив вертикальную последовательность, основанную на 9, продолжая при этом расчеты и при необходимости выходя за пределы Длительного счета. Только, с помощью таких «прыжков» числовая система может оставаться сама собой за пределами числа 1 366 560. Но майя не пользовались числами 10 или 100. Как это понимать?

В вышеприведенной таблице 9,999999 «заменяет» 10, а также:

Таким образом у нас, в этом случае, нет нужды в числах «10» и «100». Но ясно, что «девятки» «замещали» десятки во всех нужных случаях при расчетах. Поэтому, применяя временное циклы, более длительные, чем это было практически необходимо, майя как бы давали понять скрытым образом: майя владели понятием 10.

Если вам неизвестно понятие «десятичности», то вы не сможете передать это понятие другим цивилизациям в своих надписях, но майя смогли это сделать, хотя в своих надписях на памятниках, и это надо понять, они старательно избегали прямых десятичных символов. Они надеялись на понимание смысла своего знания, и надо сказать, что оно было слишком важным, чтобы отказать ему в понимании, как, например, «ненужный» Длительный счет, включающий 100 «периодов, чреватых деструкцией».

ИТОГИ

Майя имели в виду сообщить позднейшим цивилизациям следующие сведения.

1. Обычный цикл пятнообразовательной деятельности Солнца составляет 68 302 дня и может быть вычислен на основании 260-дневного цикла, который в свою очередь рассчитан на основании различий во вращении магнитных солярных полей: П(о-лярное) — 37 дней, Э(кваториальное) — 26 дней.

2. Указанный цикл можно проследить, наблюдая за планетой Венерой, 117 обращений которой со-

ставят почти точную величину этого периода: 117 х 584 = 68 328 дней.

3. Через каждые 20 таких периодов солнечная нейтральная магнитная полоса меняет направленность. Магнитное поле земли пытается «адаптироваться» к происходящим изменениям. На Земле возрастает число катастроф.

4. Нужно осмыслить тот факт, что майя были более интеллектуально развитым народом, чем следующие за ними поколения.

5. Нужно понять, что майя знали десятичную систему (это — одно из подтверждений п. 4).

6. В подтверждение этого можно обратиться к системе вычислений, по-видимому иррациональной и нелогичной.

а) Система была цикличной, основанной на цикличной периодичности обращения Венеры, Земли, полярного и экваториального солнечных магнитных полей, и основывалась, таким образом, на 360°.

б) Система содержала число обращений Венеры – 117.

в) Содержала 260-дневный цикл.

г) Система должна была бы обрываться после цикла в 1 366 560 дней (ввиду особой важности этого периода).

д) Чтобы рационализовать систему после числа 1 366 560, нужно принять во внимание циклы, которые не требовались для практических наблюдений (Пиктун, Калабтун и т.д.), а также цикл Длительного счета в 136 656.000, которые «не имели значения», так как относились ко времени после деструкции.

е) «Противоречие», о, котором идет речь в предыдущем пункте, могло быть разрешено на основе знания десятичной системы, и, судя по изложенному, майя обладали таким знанием.

Вот что связано с рассмотренными здесь проблемами выбора индейцами майя циклов в 144 000, 7200, 360, 260 и 20 дней. Язык чисел понятен всем.

УГЛОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ У МАЙЯ

Делили ли майя круг на 360 сегментов с измерительными целями, как мы это делаем сегодня? В основе системы расчетов майя лежали 421,77 кругов. Можем ли мы найти какие-то подтверждения тому, что им было известно понятие 360°?

«ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ» В УШМАЛЕ

В 1980 году астроном Эвини и архитектор Хар-тунг со своими коллегами из Колгейтского университета в США изучали архитектурные памятники древнего Ушмаля, города майя на северном Юкатане.

«Женский монастырь», названный так потому, что здания его были обращены лицом во внутренний двор, подобно тому как это бывало в обителях испанцев, произвел впечатление одного из самых странных сооружений в Ушмале. Все здания были расположены на особый манер, и в каждом из них было разное количество дверей.

Хартунг также заметил, что линии, соединяющие определенные двери, пересекаются в центре внутреннего двора, образуя при этом почти прямые углы. Кроме того, восточная стена «монастыря» украшена узором из крестиков, причем Хартунг насчитал 584 таких крестиков (что соответствует периоду обращения Венеры). Но с тех пор почти ничего не было сделано, чтобы понять эту сложную архитектурную систему.

Однако опыт анализа знаний, которыми обладали майя, учит нас «искать совершенное в несовершенном». Углы крышки в Паленке, например, несовершенны (см. Приложение 8). В данном случае «найти совершенное в несовершенном» — значит «найти» недостающие части углов. А это дает возможность расшифровать символику крышки. Другой пример: период в 260 дней не упоминается в надписях на памятниках. Снова надо «искать совершенное в несовершенном», и «введя» цикл из 260 дней в систему вычислений майя, мы получили возможность понять и смысл их остальных циклов.

В случае с «женским монастырем» в Ушмале мы столкнулись с «архитектурной» загадкой.

Вспомним замечание Хартунга о «линиях, которые пересекаются, образуя почти прямые углы».

Прежде всего (см. рис. А40) нам надо понять измерения в градусах и минутах как десятичные измерения. Затем, если вычесть из 198,29° 192,45°, то получится 5,84° (число, соответствующее количеству крестиков на стене — 584, Число же крестиков, как мы помним, соотносится с периодом обращения Венеры. Полученная разница в градусах и число крестиков отличаются двумя позициями, как в десятичных дробях.

Однако прямые углы не являются совершенными. Ища «совершенное в несовершенном», мы должны 283,02° уменьшить на 0,17. В таком случае мы получим прямой угол (X) по отношению к соседнему.

Дальше мы увеличим 288,05° на 0,64 и получим второй прямой угол (У). А разность между 288,69 (288,05 + 0,64) и 282,85 (283,02 – 0,17) = 5,84. В итоге мы получим два настоящих прямых угла, образуемых линиями, соединяющими здания (рис. А40), и, кроме того, увидим, что:

а) число 584 имело большое значение;

б) майя пользовались десятичной системой;

в) они пользовались 360-й системой для измерения углов.

Итак, получается, что архитектура майя, также как их числовая система и скульптура (крышка саркофага в Паленке), содержит сведения одинакового характера, так что каждый из этих источников дополняет и подкрепляет другой, делая интерпретацию их информации недвусмысленной.

ЦИКЛ 1 872 000

Бактун продолжался 144 000 дней. Через 13 таких циклов (1 872 000 дней), если верны пророчества жрецов майя, должны наступить катастрофические события на Земле. Поэтому мы должны рассмотреть вопрос, какое значение имеет период в 1 872 000 с точки зрения циклов пятнообразовательной деятельности Солнца, а также взаимосвязи солнечного и земного магнетизма. С точки зрения теории катаст-рофизма (см. Приложение 6), существует связь между ее концепциями и мифами и верованиями майя (как и других цивилизаций). Нам надо ответить на вопрос, влияют ли изменения солярного магнитного поля на направление и интенсивность геомагнитного поля, и если да, то каково значение периода в 1 872 000 дня.

Согласно нашей модели пятнообразовательной деятельности Солнца (Приложение 4), через 1 366 040 дней солнечное магнитное поле меняет ориентацию. Мы также говорили о том, что этот период представляет, в свою очередь, 20 периодов изменения поля по 68 302 дней.

В разделе о числах майя уже шла речь о том, что сами индейцы майя пользовались циклами по 68 328 дней, что соответствовало 117 обращениям Венеры (117 х 584) и что 20 таких циклов в сумме составляли 1 366 560 (а не 1 366 040). Также говорилось, что календарь майя начинался с 3113 года до н.э., а конец очередного цикла деструкции наступил около 627 года н.э., +/– 187 (см. Приложение 4).

Обратив теперь внимание на геомагнитное поле, мы можем заметить, что магнитное поле Земли:

а) меняется в соответствии с солнечным;

б) можно сделать вывод, что интенсивность магнитного поля Земли непосредственно зависит от солнечной «нейтральной полосы».

Наш анализ показывает, что за 3740 лет произошло изменение ориентации «нейтральной полосы» между 3113 годом до н.э. и 627 годом н.э. (+/– 187 лет). Обратите внимание: «вплоть до настоящей» обычно понимается, как: «до 1952 года».

8000-летний геомагнитный цикл Кокса-Бача означает, что подобные изменения магнитного поля происходят два раза в указанный период; а в наших построениях изменение ориентации «нейтральной полосы» происходит дважды в течение 2 х (3740 +/-187 лет), или 7854 года, что, при надежных данных по геомагнетическому уровню и данным по С14 , означает высокую степень корреляции между солнечной «нейтральной полосой» и вариациями геомагнитной интенсивности на протяжении почти точно хронологизированного исторического периода.

505 440 дней : 68 302 (обычный солнечный цикл) = 7,40 циклов пятнообразовательной деятельности Солнца.

В связи с этим возникает предположение, что 1 872 000 — период, являющийся частью более длительного цикла, так как в нем не содержится целого числа периодов пятнообразовательной деятельности Солнца.

Чтобы «преодолеть» этот остаток, умножим 7,4 на 5 и получим 37 циклов пятнообразовательной деятельности Солнца.

37 — важное число, имеющее отношение к Солнцу (37 суток — время обращения полярного поля).

Если, в свою очередь, умножить 1 872 000 на 5 (чтобы избавиться от дробности), то получим 9 360 000 дней.

Составит ли это какой-то цикл? В это время П = –9,72972°, Э = О, Земля не совпадает ни с одним из них. Из «Чисел майя» мы знаем, что, добавив 260 дней, мы можем добавить 9,72972° к любому числу дней, таким образом:

9 360 000+ 260 = 9 360 260. П = О Э = 0 3 = 0

Это — период еще одного Большого цикла солнечной активности в 25 627 лет.

9 360 260-ДНЕВНЫЙ ПЕРИОД ПРЕЦЕССИИ

Это соответствует 137 циклам пятнообразователь-ной деятельности Солнца.

По прошествии 20 периодов (20x68 302 = 1 366 040) происходит окончание цикла и изменение ориентации солярного магнитного поля.

Повторим снова: 9 360 260 дней =

137 циклов сдвига

-97

40 максим, возможных циклов.

То есть, через 20 периодов цикл сдвига достигает положения следующего. Через 97 периодов закончится большой цикл, с возвращением к исходному положению. Еще через 40 периодов мы получим большой цикл (1 + 97 + 39) = 137, имеющий важнейшее значение для отклонений магнитного поля. Введя особое число 1 366 560, майя указывали на цикличес-

кий характер магнитных полей Солнца и «нейтральной полосы», на то, что их деятельности свойственны отклонения и изменения направленности. А с помощью числа 1 872 000 они хотели привлечь внимание к:

а) циклам прецессий;

б) тому, что период в 7 циклов (5 во время 97 «периодов сдвига» и 2 во время следующих 39) с момента начала большого цикла сдвигов является существенным для определения периодов отклонений магнитных полей.

ПРЕЦЕССИЯ И ДНИ РАВНОДЕНСТВИЯ

Земля, обращаясь вокруг Солнца, одновременно вращается вокруг своей оси. При этом возникает явление, называемое смещением, или прецессией, полный цикл которого составляет около 26 000 лет. Точное число получить трудно, потому что движение, как считается, является результирующей нескольких влияний, из которых важнейшими являются гравитационные влияния Солнца и Луны. Но обычно считается, что полный цикл прецессии — от 25 800 до 26 000 лет.

ТАЙНА МАЙЯ

Могли ли майя как-то иначе дать понять особую важность периода в 25 627 лет (137 циклов сдвига, за которые происходит 7 раз «замещение положений» этих циклов)? Могло ли их послание быть более простым?

Анализируя систему чисел майя, мы уже обращали внимание на то, что она сама вызывает ряд вопросов. Мы постепенно приходим к выводу, что лучший способ разрешить задачу — обратиться к десятичной системе. Получается так, что майя хотели своим способом изложения дать представление о десятичной системе и о том, что они ею пользовались.

Не менее трудно дать представление и о «полярном смещении/сдвиге». Нам следует вспомнить, что ортодоксальная наука пришла к пониманию того, что Земля вращается вокруг своей оси только в 16-м столетии. Поэтому, возможно, целью введения в 1 872 000 дней было — дать представление о том, что «земная ось наклонена при вращении планеты».

Может быть, если обычные отклонения магнитного поля вызывают на Земле падение рождаемости и мутации, то 25 627-летний цикл вызывает изменения магнитного поля, связанные с изменением направленности магнитной полосы? Может быть, смысл «послания» майя состоит в том, что через 1 366 040 дней, по завершении цикла, наступит аномалия магнитного поля Земли?

Если исходить из того, что в «Ватиканском кодексе» и на Ацтекском календарном камне говорится о пяти эпохах (примерно по 23 000 — 25 000 лет), то не могло ли быть так, что конец очередного 25 627-летнего цикла как раз приходился на 627 год н.э.? Если это было действительно так, то не можем ли мы, под влиянием циклических изменений солнечного магнитного поля, ожидать~подобной полярной аномалии в 2012 году?

ЦИКЛ В 1 872 000 ДНЕЙ И СИСТЕМА ЧИСЕЛ МАЙЯ

Мы уже говорили, что указанный большой цикл состоит из 5 Бактунов (5 х 144 000). Другая точка зрения: он состоит из 360 х 260x20 = 1 872 000, а это соответствует уже известной нам системе числовых циклов майя. Прецессионный цикл состоит из 5 периодов по 1 872 000, или 360 х 260 х ЮО = 9 360 000 дней. Цикл в 260 дней, умноженный на число градусов, содержащееся в сотне циклов, должен дать число, соответствующее большому полному циклу, +/– 9,72972°, и это действительно так.

Через 9 360 000 дней П = 252 972,972972, полярный регион Солнца совершил 252 952 обращения и еще 0,972972, что соответствует 350,2702702° (-9,72972), как и было предсказано. Если прибавить к числу дней еще 260, то П «пройдет» 9 360 260 дней, выполнив ровно 252 980 обращений. Аналогичным образом Э выполнит 360 010 обращений, а Земля — 25 626,995 обращений (округленно — 25 627). Иначе, П = Э = 3 = «нейтральная полоса» каждые 25 627 лет, или — «большой цикл майя». Это можно вывести и из основ системы чисел майя:

360 х 260 х ЮО = 360 х 26 000 = 9 360 000 + 260 = 9 360 260.

Исходя из изложенного:

П 252 980 х 37 = 9360.260

Э 360 010 х 26 = 9360260

3 25,62699 х 365,25 = 9 360 260.

При делении на 360 число, составляющее основу численной системы майя, получим:

252 980 х 37

П; ——————— = 26 000 360

360010 х 26

Э; ——————— = 26 000 360

25 627 х 365,25

3; ————————— = 26 000 360

Итак, мы знаем основное число майя 360.

Мы знаем «годовое» число майя 260.

Мы знаем основу расчетов майя — 360 х 260 х 20.

У нас есть расчет цикла прецессии майя — 360 х 260 х 20 х 5.

ЧИСЛО 1 359 540 У МАЙЯ

Это число, как раз основополагающая дата, вырезано в Храме креста в Паленке. Что она могла бы означать?

Великое число майя = 1 366 560 Число Храма креста = 1 359 540

Разность = 7020

Само по себе это число мало что значит, поэтому следует оперировать не только с ним, но и с одним из основных чисел у майя — 260.

27 х 260 = 7020 (дней).

Нам известно, что через 260 дней П = 9,729729°. Перемножив дни на градусы, получим:

27 х 9,729 гр. = 262,7°

Само по себе и это число мало что значит, и здесь также следует пустить в ход число 260, заменив градусы на дни:

262,7 х 260 = 68 302 (1 обычный солнечный цикл).

Значит, число 1 359 540 имеет отношение к другой важной цифре, корректирует число 1 359 540 (20 таких обычных циклов, полученных на основе наблюдений за Венерой), корректирует, чтобы показать: 68,302, а не 68,328 — подлинная цифра обычного солнечного цикла, что в итоге после 20 периодов даст более реальную итоговую цифру 1 366 040.

Число 1 359 540 также содержит «послание»: «поменяйте дни на градусы, а потом наоборот, и тогда вы, «ничего не делая», получите результат». Вспомним: расшифровка символов крышки из Паленке началась с «восполнения» углов. В этом — загадка народа майя.

ВЫВОДЫ

9 — священное число майя; все остальные числа, кроме 260, имеют отношение к 9.

260 — год майя и число, имеющее отношение к различию в обращении полярного и экваториального солярного регионов. Через 260 дней П = 9,729°, Э = 0. ;

360 — основа системы чисел майя.

144 000, 7200, 360, 260, 20 — основные циклы самой числовой системы у майя.

68 302 — цикл пятнообразовательной деятельности Солнца, вычисленный на компьютере.

68 328 — тот же цикл, вычисленный индейцами майя с помощью наблюдений за обращением Венеры.

1 366 040 — 20 указанных обычных солнечных циклов, или 1 цикл, чреватый магнитным сдвигом (при вычислении на компьютере).

1 366 560 — 20 обычных солнечных циклов у майя, или 1 цикл, чреватый магнитным сдвигом (получен с помощью умножения числовых систем на 9). Это — «сверхчисло» «Дрезденского кодекса».

1 359 540 — надпись на Храме креста. Это число позволяет скорректировать периоды, вычисленные с помощью наблюдений за Венерой до более точных (согласно компьютеру), соответственно 68 302 и 1 366 040.

1 152 000 и 57 600 000 — числа, использованные для преодоления несовершенств вычислительной системы.

136 656 000 = 100 периодам деструкции. Применение этой величины давало возможность оперировать более крупными цифрами при необходимости иметь дело с циклами, большими чем 144 000. Это достигалось с помощью модификации «девятичной» системы и фактического применения десятичной.

1 872 000 = 360 х 260 х 20; 1 872 000 – 1 366 560 = 505 440 = 7,4 солнечных цикла. Значит, число 1 872 000 — 1/5 часть более длительного периода.

9 360 000 = 5 х 1 872 000 = 9,729729° от Большого цикла майя.

9 360 260 = П = Э = 3 = «нейтральной полосе» = 1 большому циклу, или циклу прецессии, которая является показателем полярного сдвига, или вобу-ляции.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ КРЫШКА ИЗ ПАЛЕНКЕ

Хотя книга под таким заглавием была опубликована отдельно, здесь очень важно дать читателям представление о самом процессе дешифровки, поскольку в процессе раскрытия символов раскрывается и логика, присущая философии майя, а это дает возможность понять и другие их загадки.

Прежде всего обращают на себя внимание красота и сложность резного узора. Кроме того, нельзя не обратить внимание, что сложные и малопонятные, на первый взгляд, символы сочетаются на крышке с более знакомыми мотивами.

Так как этим образам не раз давались разные интерпретации, но ничего определенного они не содержали, то возникает предположение, что крышка из Паленке содержит на деле больше информации, чем до сих пор предполагалось. Мои же собственные интерпретации показали, что там изображены картины, имеющие отношение к циклам солнечной активности, а также к последствиям ее для деторождения и плодородия.

Уже начало такого анализа дает совершенно новую интерпретацию символов крышки.

ПЕРВЫЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ

Это, собственно, еще не дешифровка, а только интерпретация дизайна крышки.

По-видимому, изображения на крышке из Паленке рассказывают о «4-х эпохах творения», как и Ацтекский календарный камень и другие источники в регионе (но возникает вопрос о пятой эпохе). Как быть, в контексте нашей интерпретации, с тем, что пятая «эпоха ягуара» не представлена?

Я решил пока отсрочить этот вопрос и вернуться к принятой интерпретации, что центральная фигура — «обитатель гробницы, попавший в некий загробный мир». Но не было оснований заключить, что это — правильный вывод, точно так же, как и считать, что «обитатель гробницы сидит на спине чудовища земли», так как неясно, что это за «чудовище».

Постепенно мне пришлось отказаться от всех принятых интерпретаций, кроме одной. Археологи утверждали, что у подножия центральной фигуры — «семена маиса». С этим я в принципе согласился.

Из книг по мифологии майя я знал, что «домом маиса» называли место, куда попадали женщины, погибшие при родах. «Рай» этот находился на Западе. Принимая во внимание, что семена «лежат» у подножия центральной фигуры слева («Запад»), я подумал о возможности сделать вывод, не является ли центральная фигура женщиной, готовой родить?

В мифологии майя были известны четыре «рая». Кроме западного «Синкалко» был еще восточный То-натиукан (Тонатиучан), «Дом Солнца», и его божества Тонатиу (туда попадали души погибших в бою и принесенных в жертву). Не мог ли Тонатиу символизировать этот восточный рай?

Я обратил внимание, что по обе стороны от Тонатиу на крышке были изображения двух «солнечных младенцев» с «солярными символами» на животах. Подобные фигуры «солнечных младенцев» были найдены в Теотиуакане.

Известно также, что в мифологии майя существовал «рай» для младенцев, умерших при рождении. Это должен был быть «Томоанчан», если действительно центральная фигура изображает рожающую женщину. В этом «раю» росло «Млечное древо» с 400 000 сосков. Сюда попадали души умерших младенцев, чтобы, напитавшись от Древа, получить силы для нового рождения. Если так, то центральный верхний «крест» с выступами, похожими на «соски», мог символизировать это Древо.

Теперь оставалось найти два «рая» — Тлалокан, первый из них, находился на Юге и был резиденцией бога дождя Тлалока. Там он, как считалось, живет с женой Чалчиуитлике (Калкиутлике), богиней воды. Последний «рай», Омейокан, служил домом четы Ометеотль (прародителей богов). Не могла ли центральная фигура представлять кого-то из этой божественной пары, например супругу?

Но такая попытка «рационального» объяснения снова не удалась — где же тогда супруг?

Я отнес эту интерпретацию четырех изображений «рая» к «четырем предыдущим эпохам» и стал искать новых возможных интерпретаций.

Я сопоставил интерпретации символов, связанные с деторождением и плодородием, со своими исследованиями по вопросу солнечных пятен и плодородия. Не мог ли, подумалось мне, центральный крест вверху символизировать Солнце с «четырьмя магнитными полями», а также с «петлями»? Может быть, «соски» символизируют солнечные пятна и петли?

Крест действительно относится к числу солярных знаков. Петли же могут представлять здесь «магнитные петли» при образовании солнечных пятен. Эти символы в верхней части креста могли означать девять полных циклов пятнообразовательной деятельности Солнца и два «половинных», имеющих место за время половины Большого цикла (1 366 560 дней).

ЧТО ДУМАЛИ МАЙЯ О КАТАСТРОФАХ

По прошествии Большого цикла должен наступить конец цивилизации. Земля перестанет родить. Дети будут погибать при родах. Конец цивилизации наступит от землетрясений, наводнений, пожаров и ураганов.

Мы видим на крышке женщину, полулежащую, с раздвинутыми ногами, подставляющую себя лучам Солнца, чтобы стимулировать деторождение. Неродившиеся дети отправляются в Томоаначан. Тонатиу изображен всего с несколькими зубами в знак того, что он закончил «заглатывать людей». Это — конец эпохи, после которой должна начаться новая.

История «космогонического разрушения» показалась правдоподобной. Но возникла одна проблема: согласно моим исследованиям, изменение направленности солнечного магнитного поля наступало после двадцати полных обычных циклов, а на крышке было символизировано только десять (девять полных и две половины). Половины этих символов недоставало.

Всякий раз при рациональных интерпретациях я натыкался на недостающую информацию.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ ЭТАПУ ДЕШИФРОВКИ

В итоге можно сказать, что у нас имеется недостаток информации в отношении: а) «Пятой эпохи», б) супруга из пары Ометеотль, в) отсутствующих солярных символов.

Без всего этого в наших интерпретациях не было связи и надежной основы. Нужно– было «открыть» недостающую информацию в изображениях на крышке, а для этого необходимо было более тщательное исследование.

ВТОРОЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ

Теперь следовало пристальнее заняться «периферийными» изображениями. Мне казалось удивительным, что никто не поставил до сих пор перед собой этой задачи. Почему два угла крышки «срезаны»? Неужели мастера, изготовившие этот шедевр, могли после этого отбить углы? Невозможно поверить, чтобы крышку с таким дефектом могли использовать для великолепной усыпальницы любимого царя и жреца. Но трудно поверить ив то, что случайное

повреждение краев могло породить такую симметричную форму.

Оставалось предположить, что такие «неполные углы» сделали сами изготовители крышки, притом — намеренно, с какой-то достаточно серьезной целью. Не может ли это обстоятельство каким-то образом подсказать разгадку, как недостающая деталь головоломки?

Теперь следовало «найти» недостающие части углов и «починить» замечательную крышку. Для этого надо было постараться понять, в чем состояла логика майя, как они должны были рассуждать.

Майя верили, что каждый микрокосм есть часть макрокосма — Вселенной. Каждая личность — также целостная часть творения. Каждый индивидуум рассматривался, в свою очередь, как часть некоего единства, когда считается, что «ты — это я, а я — это ты». Отсюда и их пантеон богов, где соседствовали божества, представляющие противоположные силы природы. Через призму такого дуализма противоположностей майя рассматривали и Землю, и

человеческую природу (смерть и рождение, день и ночь). День превращается в ночь, и наоборот, добро превращается в'зло (через избыток), а зло превращается в добро (через преодоление страданий и невзгод).

Понимание психологии майя подсказало и следующий шаг. Если ты — это я, а я — это ты, если день превращается в ночь, и наоборот, то, быть может, «недостающие» части углов и не надо искать? Может быть, они, так сказать, на месте?

Вместе с «недостающими углами» не хватало и части узора на краях крышки.

Узор на одном из углов было легко экстраполировать по двум причинам. Во-первых, он состоял из определенным образом расположенных точек и кружочков, а потому легко восстанавливался. Во-вторых, идентичный образец узора имелся в центре края крышки, в нескольких секциях от «недостающего» угла (см. рис. А46).

Такую операцию восстановления орнамента можно провести, например, с помощью зеркала, но зеркало едва ли возможно держать достаточно близко для такого восстановления. Оставалось для достижения цели изготовить (ацетатную) фотокопию крышки и наложить ее на «срезанный» угол.

Таким образом, угол был дополнен, а узор восстановлен. В результате эксперимента появилась ацетатная копия крышки, и с помощью этого орудия удалось добиться поставленной цели. Второй этап дешифровки был успешно завершен.

ТРЕТИЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ

После того как один «срезанный» угол был восстановлен, удалось, накладывая копию на оригинал, найти такое положение, чтобы восстановился узор и второго «срезанного» угла. После этого символы крышки «дополнили» свои зеркальные отображения. В результате на краю крышки появились различимые картинки. В три приема были расшифрованы эти символы.

Следующим шагом стал систематический поиск новых значимых символов, расположенных по кра-

ям. На всех четырех краях крышки из Паленке их было найдено 26.

История этих поисков указывает, что, очевидно, подобные сюжеты могут быть найдены и на внутренней резьбе, если применить метод дешифровки. Но те же самые сюжеты могут быть представлены по-иному.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ

Стало ясно, что изображения на крышке из Паленке содержат больше скрытой информации, чем казалось, потому что проблемы, возникшие на первом этапе, все еще не были разрешены, а значит, дешифровка была неполной. Пришлось снова изучать края крышки, чтобы восполнить недостающее.

Теперь я обратил внимание на предмет необычной формы рядом с носом персонажа одной «камеи» на одном из краев. Конечно, я мог бы «исправить» дефект с помощью белой краски, но использование краски было совершенно против правил. Зато у меня была ацетатная копия. Я уже знал, что ее можно наложить на оригинал и что использование «зеркальных образов» вполне допускается правилами игры.

Совместив «камею» с ее зеркальным отображением, я увидел, что странная деталь исчезла. Остались лишь две «камеи», и головы, на них изображенные, соприкасались лбами и носами (см. рис. А49).

Значит, снова «дефект» был устранен. Но что я узнал полезного в этом случае? Пока ничего.

Однако, поглядев на центральную фигуру крышки, я обнаружил тот же самый дефект (см. рис. А50). Теперь оставалось произвести аналогичную операцию: совместить носы центральных фигур на оригинале крышки и на фотокопии.


ВНУТРЕННЯЯ РЕЗЬБА

Центральная фигура изображена с дефектом носа. По правилам дешифровки, следует устранить дефект с помощью наложения ацетатной копии на оригинал в нужном месте.

После этого стал явно различим силуэт «летучей мыши» (божество смерти у майя), которая летит к зрителю в верхней части «композиции» и улетает от зрителя в нижней ее части.

Летучая мышь считалась божеством смерти во многих культурах, начиная с ольмекской. В одном из захоронений в Монте Албан была найдена нефритовая фигура подобного божества (см. рис. А51). Она датируется примерно 700 годом н.э.

ПЯТЫЙ ЭТАП ДЕШИФРОВКИ

Помня об изображениях летучей мыши, полученных на краях крышки на втором этапе, я исходил из того, что символы по краям содержат те же скрытые изображения, которые можно найти и внутри.

Я нашел 26 таких символов по краям крышки, и одним из них была летучая мышь. Теперь я отыскал ему соответствие в центральной части крышки. Оставалось найти соответствие еще 25 таким символам. Пришлось продолжить поиски.

Следующей моей темой была пара силуэтов, «смотревших» друг на друга. Совместив изображение на оригинале с соответствующим изображением на копии, как предписывали правила игры, я понял, что отыскал одного из персонажей, которых недоставало еще на первом этапе дешифровки. Я нашел отсутствовавшего прежде партнера из первой божественной пары, жившей в «раю» Ометеотль, которого не мог отыскать во время первой интерпретации. Установление божественной пары первотворцов повлекло за собой появление трех сцен из мифологии майя, посвященной Созданию мира. В целом же эта работа навела меня на мысль, что, перемещая ацетатную копию, можно получать и другие картинки, помимо полученного ранее изображения божества — Летучей мыши.

В дальнейшем были быстро выявлены 23 сюжета центральной части крышки, соответствующих аналогичным символам "по краям. Один из наиболее значительных и сложных относится к «сцене кончины Пакаля».

ПОЛЕТ ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ

Во время анализа символики внутренней части крышки из Паленке были выявлены три сцены, посвященные летучей мыши.

Хотя сцены, изображавшие «приближающуюся летучую мышь», были узнаваемы, «дополнительный» символ из числа «краевых» еще не был идентифицирован, и это обстоятельство наводило на мысль, что сцены могли быть частью более широкой «композиции», еще. не полностью восстановленной. Были еще некоторые символы, которым не нашлось соответствия в центральной части крышки.

Ненадолго сделаем отступление. На полу усыпальницы Пакаля были найдены две лепные головы. Между ними нетрудно заметить разницу. Первый скульптурный портрет Пакаля (рис. А52) представляет молодого человека с низкой прической и лишь с одним ухом. Второй портрет представляет его с высокой прической и с обоими ушами (рис. А53). Оба этих изображения дают ключ к нашему сюжету — к истории смерти и преображения Пакаля.

Если сложить все это воедино, то получится следующее.

1—3. Мы видим усопшего правителя. • 4—5. Над головой можно разглядеть птицу. Это — символ бога Солнца (Тонатиу или Кецалькоатля).

6. Сопоставим со скульптурными портретами.

«Поставим на место» уши (изображения по краям крышки). Обратим внимание на прическу: сходство с птицей очень заметно.

Этот план и был выполнен с помощью ацетатной фотокопии, чтобы восстановить подлинную картину. После «возвращения на место» ушей, перемещая ацетатную копию, удалось добиться «проявления» птицы (в том месте, где находится верхняя часть головы — ср. рис. А53).

Рис. А53. Пакаль с высокой прической и с обоими ушами

В клюве птица держит цепочку, на которой висит морская раковина — эмблема Кецалькоатля (она считалась символом ветра, а птица — управляла ветром). А Кецалькоатль был главным богом у индейцев майя.

На крышке можно разглядеть и лицо усопшего владыки Пакаля. Рот его закрывает летучая мышь (вспомним изображения летящей летучей мыши). Она закрывает нижнюю часть лица Пакаля.

В целом композиция представляет следующий сюжет: «Божество .смерти (летучая мышь) спустилось к владыке Пакалю и взяло его дух. Он стал новорожденной птицей Кецаль и начал новую жизнь в образе Кецалькоатля, величайшего из богов».

ЯГУАР

Еще одна композиция изображает ягуара. Считалось, что он символизирует пятую эпоху творения. Если совместить оригинал крышки с копией таким образом, чтобы совпали пятиточечные узоры в центре одного из ее краев, то сможем разглядеть изображение ягуара, символ «пятого Солнца» — новой эпохи, тот компонент, которого недоставало, когда мы занимались дешифровкой символов «четырех предыдущих эпох».

Еще одна центральная композиция символизирует «20 Солнц» (20 х 68 328 = 1 366 560), то есть цикл падения плодородия и начала катастроф на Земле. Так был снят еще один вопрос, возникший на первом этапе интерпретации символики крышки.

Это значило, что индейцы майя вполне представляли себе, что такое цикл пятнообразователь-ной деятельности Солнца. Но все же из 26 символов по краям крышки удалось идентифицировать только 25, одного не хватало, и решение это пришлось отложить еще на 10 месяцев.

Через день после того, как я вернулся от издателей книги, я снова занялся работой, в надежде найти недостающее звено, которое столь долго ускользало от меня. Снова наложив друг на друга центральные изображения крышки, я стал медленно перемещать две ацетатные копии. Конечно, я занимался этим и раньше, идентифицировав таким путем 25 сюжетов на внутренней части крышки. Но на этот раз я не искал разгадки на самой внутренней поверхности, а снова стал исследовать символы краев крышки. Перемещая ацетатные копии, я увидел взаимосвязь между образами, которой не усматривал до этого.

Каждый знак на краях соответствует определенному сюжету в центральной части крышки. Похоже,

я обнаружил новый «пласт» символики, и снова можно было искать и находить соответствие в сюжетах, только на этот раз задача была сложнее. Некоторые из «сцен» можно было разглядеть, только совместно повернув на 180° пару ацетатных копий.

Всего таким образом удалось выявить еще 22 сцены, но прежде всего меня заинтересовала одна из них, которая имела отношение к проблеме четвертого этапа дешифровки, и тем самым мне удалось восполнить недостающее звено в символике краев крышки (26-й знак). Я пришел к выводу, что майя использовали этот «хитрый» 26-й знак, как указание на то, что должен быть еще один пласт, подлежащий дешифровке.

Со временем эти новые сюжеты вошли во второй том «Замечательной крышки из Паленке».

Второй том содержал важнейшие духовные знания майя. В их письменах идет речь о смысле жизни и о потусторонней жизни, об очищении, а также о циклах, которые чреваты катастрофами. Прежде я расшифровывал смысл символов на краях крышки, но тогда это было чем-то вроде «оглавления» книги. Потом я «перевел» и содержание самой книги. Но оказалось, что это была только «программка», вроде тех, что выдают в театре, с перечнем актеров и изложением содержания пьесы. Первый том и был в своем роде, такой «программой», тогда как второй том стал настоящей «пьесой» о жизни майя. Это было удивительное путешествие в область человеческого разума, полное открытий. А так как существует несколько «пластов» смысла символики крышки из Паленке, то каждый «актер» появляется пять-шесть раз, в разных костюмах, обеспечивая достоверность происходящего на «сцене». Все это недвусмысленно свидетельствовало о том, что целью майя была передача информации особого рода.

Кроме того, два тома содержат 37 цветных фотокопий и 100 страниц цветных иллюстраций. А чтобы увидеть сюжет, нужно иметь возможность «наложить» копию на картинку — это настоящий кошмар для редакторов книги. И все же, несмотря ни на что, было произведено 9 экземпляров, каждый по 625 фунтов (997 долларов — для Британского музея, университетских библиотек в Кембридже и Оксфорде, Национальной библиотеки Шотландии, Тринити-колледжа в Дублине, Национальной библиотеке Уэл-са). Издатели CD ROM хотят опубликовать эти книги для владельцев компьютеров, и,уже ведутся переговоры. Это, может быть, удешевит книгу до 20 фунтов (32 долларов).

После дешифровки крышки саркофага из Паленке я находил и расшифровывал и другие аналогичные произведения майя, такие как мозаичная маска из Паленке, роспись из Бонампака (Храм фресок), перемычку № 25 (Британский музей) и перемычку № 53 (там же). Все это либо было опубликовано ограниченными тиражами, либо готовится к публикации в сериях, посвященных майя. Указанные предметы искусства содержат гораздо больше информации, чем можно подумать при первом взгляде на них.

Следует отметить, что без понимания символики крышки из Паленке были бы невозможны и открытия в смежных областях. Например, глубокое понимание систем чисел и вычислений майя без введения недостававшего «ключевого» числа в последовательность циклов счета (см. раздел о числах майя). Углы крышки из Паленке были сделаны «неполными», с тем чтобы символы ее были однажды поняты. Также и ключевое число 260 намеренно не упоминалось в надписях по той же самой причине. Без этих звеньев не было бы понимания ни символики крышки, ни математической системы майя. А если бы не были поняты эта символика, как и эта система, тогда не было бы доказательств тому, что майя знали продолжительность циклов пятнообразователь-ной деятельности Солнца, а также понимали связь между солнечным излучением, деторождением, плодородием почв и циклами катастроф.

«ПОПОЛЬ ВУХ»

…«Пополь Вух», или «священную книгу», увидеть нельзя нигде. Существовала подлинная книга, написанная уже давно, но она скрыта от глаз и даже от помышлений людей…»

Так начинается священная книга майя — киче из Гватемалы под названием «Пополь Вух», самая замечательная и самая почитаемая из известных книг индейцев Центральной Америки.

Неизвестно, кто был автором или составителем первоначальной версии, которая считается утраченной, изложение же этого оригинала составил в середине 16-го столетия индеец, писавший латинскими буквами, — вскоре после испанского нашествия.

Рукопись, где рассказывается о космогонии, мифологии, традициях и истории одного из племен майя — киче, была найдена в 1645 году в церкви Франсиско Хименексом, священником в деревне Санто-Томас-Чичикастенанго в Гватемале (милях в 200 от Паленке, если ехать водным путем). Этот священник записал рассказ индейца по-испански.

Гец и Морли, авторы английского перевода, утверждают, что «едва ли древняя книга индейцев могла иметь такую литературную форму». Отец Химе-некс замечает: «По правде сказать, первую книгу никто не видел, и неизвестно, была ли она рассказом в картинках, как у жителей Мексики, или составлена «узловым письмом», как у перуанцев, … или каким-то иным способом».

Но «Пополь Вух» была книгой пророчеств царей и владык, которым «было открыто все на свете»; это была книга о настоящем, о прошлом и о будущем.

Как и оригинал книги «Пополь Вух», крышка из Паленке была скрыта от глаз людских — в Храме надписей. Также она была «скрыта от помыслов», так как ее символы следовало расшифровать, чтобы понять. Она также содержала пророчества, например, о миграции мексиканцев в долину Мехико или о будущих ацтекских богах. Все эти предсказания были возможны потому, что те, кто «записал» их на крышке, были «богами», первыми среди творцов.

Об этом тоже говорилось в «Пополь Вух». Эти люди были наделены силой разума. Они сразу видели то, что вдали, они ведали все, что происходит в мире. Они сразу видели все, что было вокруг, и могли созерцать небосвод и круглый лик Земли. Они могли видеть то, что вдали, даже не сходя с места, и могли видеть весь мир одновременно. Велика была их мудрость».

УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЙ ИНДЕЙЦЕВ МАЙЯ

Пока неизвестно, каким образом индейцы майя достигли столь высокого уровня своих знаний и искусств. Велики были их достижения в астрономии, математике, архитектуре и скульптуре. Также неизвестно, были ли их знания в классический период свойственны всему народу, или оставались достоянием жрецов и правящей элиты. Многие исследователи полагают, что поскольку общество майя было иерархичным, то только узкая каста жрецов обладала эзотерическими знаниями.

Но если и так, неизвестно, как они могли, например, создать тайную символику крышки из Паленке. Однако, используя возможности современной техники (ацетатные копии), вместо их пространственного представления, мы можем убедиться: они были на это способны.

Мы уже рассказывали о том, что майя подвергали себя телесной деформации — «уплощению головы». Ортодоксальные антропологи считали, что это был всего лишь модный каприз, но, может быть, эта операция стимулировала работу мозга.

В разделе о солнечном излучении и гормонах мы говорили о том, что изменения магнитных полей влияют на эндокринную систему, а значит, опосредованно, на биоритмы человека и на воспроизводство.

Вернемся к голове Пакаля из усыпальницы в Паленке. В этой скульптуре можно заметить какие-то необычные детали, похожие на цветы из трех лепестков, на самых видных местах. А от «цветка» «фонтаном» расходятся линии (напоминающие силовые линии магнитного поля), покрывая лоб и область виска (см. рис. А55).

Глядя на три таких «цветка» (на трехмерной модели головы), мы можем сделать вывод, что все три расположены таким образом, что проведенные от них линии проходят через область шишковидной железы и гипоталамуса. Это заставляет предположить, что «цветы» несут какую-то магнитную функцию (см. рис. А56).

Не могли ли эти предметы стимулировать работу левого и правого полушарий, делая ее более эффек-

тивной, так что человеку не нужны были фотокопии? Не могло ли это концентрированное поле стимулировать накопление в мозгу достаточного количества информации, развивая пространственное представление, так что человек мог совершать в уме построения в пространстве без дополнительных приспособлений, подобно тому как запрограммированный компьютер накапливает данные в памяти, чтобы самостоятельно оперировать данными? И как майя могли перемещать огромные камни (весом до 30 тонн) без вьючных животных и колес?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять природу технического развития, когда каждая новая «волна» в технике сводит на нет предыдущую. Возьмем для примера средства счета. Счеты были в свое время вытеснены логарифмическими таблицами. Логарифмические таблицы, в свою очередь, были

вытеснены логарифмической линейкой. На смену логарифмической линейке пришел электронный калькулятор и т.д. Скоро телеграфная и телефонная связь будут вытеснены спутниковой связью.

Для будущих поколений (после катастрофы, например, потопа) это последнее обстоятельство может показаться свидетельством того, что в наше время жили технически отсталые люди, которые «не знали даже телефона». Но это неверно. И, возвращаясь к майя, мы должны осмыслить их бытие. Если они не пользовались колесом, то это, скорее всего, потому, что они были более высокоразвиты, чем мы это себе можем представить, и на их стадии развития колеса им просто не требовались. Для сравнения, это все равно, что представлять себе, будто космонавтам необходимы велосипеды, чтобы выбраться из космического корабля.

Поэтому неудивительно, что современные археологи считают майя дикарями, хотя существование даже 1% высокоразвитой элиты доказывает обратное.

В любом случае, мы не сможем понять тайну народа майя, как и другие тайны Земли, не имея в виду, что мы могли еще не достичь их уровня развития.

0|1|2|3|

Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru HotLog informer pr cy http://ufoseti.org.ua