PDA-версия   Home   Карта сайта   E-Mail
 
 E-mailПароль 
  

 
Забыл пароль  Регистрация
  Главная / Сборники статей / Криптозоология / Мезенцев В. А. ПРИЗРАКИ ПРИХОДЯТ ИЗ ПРОШЛОГО

Мысли вслух
Что-то, подобное дневнику или блогу - мысли вслух, не обязательно мои, но и не всегда чужие. Иногда это веселые истории, иногда - заметки для памяти, иногда что-то любопытное, иногда - сухие научные факты. А в общем - всего понемножку. Ваши комментарии приветствуются.

Сейчас на сайте

1 пользователей в том числе:
В чате 0 пользователей в том числе:
   

Криптозоология

Мезенцев В. А. ПРИЗРАКИ ПРИХОДЯТ ИЗ ПРОШЛОГО

 Мезенцев В. А. ПРИЗРАКИ ПРИХОДЯТ ИЗ ПРОШЛОГО
  Знанию всегда предшествует предположение. А. Гумбольдт
  Сначала пусть говорят "свидетели". Рассказывает старый кабардинец Ко-
 шокаев Ержиб из пос. Старый Черек:
  - До войны алмасты было у нас много, а сейчас редко встречают. Сам я
 видел их два раза. Первый раз это было в сентябре 1944 года. В то время у нас
 в республике были отряды добровольцев по поддержанию порядка, борьбе с банди-
 тизмом и т. д. Я был членом такого отряда. Однажды мы ехали всем отрядом в
 степи, по конопляному полю, около Черной Речки. Я ехал вторым, а первым - че-
 ловек из Аргудана, он умер теперь. Вдруг его лошадь резко остановилась, я чуть
 не наехал на него. Он говорит мне: "Смотри, алмасты!" Она стояла в нескольких
 метрах и забрасывала в рот верхушки конопли. Увидев нас, она очень быстро, на
 двух ногах, побежала в кош, который стоял недалеко.
  Пока она бежала, несколько человек из отряда сорвали с плеч ружья и
 хотели стрелять. Но наш командир - русский из Нальчика - закричал: "Не стре-
 ляйте, не стреляйте! Давайте лучше возьмем ее живой". Мы спешились и окружили
 кош. Я оказался как раз напротив двери каша и видел все очень хорошо. Пока мы
 приближались, алмасты два или три раза выскакивала из коша. При этом она гри-
 масничала, губы быстро-быстро шевелятся и бубнит чтото. Мы сомкнулись и шли
 локоть к локтю. Алмасты выскочила еще раз, вдруг закричала страшным криком и
 кинулась прямо на людей. Бежит она быстрее лошади. По правде сказать, мы рас-
 терялись. Она легко прорвала нашу цепь, прыгнула в овраг и исчезла. Какая она
 из себя? Лицо плохо было видно из-за волос. Грудные железы до низа живота. Вся
 покрыта длинными рыжими волосами, напоминающими волос буйвола. На ней был на-
 дет весь разорванный старый домотканый кабардинский кафтан.
  Рассказывает Кумыков Фейза, колхозник, партизан гражданской воины:
  "Алмасты я видел много раз. Сколько раз? Разве я могу сказать сколько
 раз, если я их видел все время! Целых пять лет, пока был на нагорных пастби-
 щах. Однажды это было в каменистом месте, где есть пещеры. Их там много было.
 Есть разного возраста - побольше, поменьше. Пожалуй, женщин больше, чем муж-
 чин. Алмасты - как человек: руки, ноги, как у людей, но волосатые. Шерсть, как
 у медведя, темная. Одетых в одежду не видел. Разговаривать они не умеют,
 только мычат. Людей не боятся, только собак. Бегают очень быстро. Два раза я
 видел алмасты совсем близко. Один раз шел в селение. К вечеру пошел дождь. Я
 зашел в пещеру, развел костер, постелил бурку. К ночи дождь усилился. Вдруг в
 пещеру вошел кто-то очень большой, мохнатый, на двух ногах. Сначала подумал,
 что медведь, потом вижу - нет, алмасты. Мне стало очень страшно. Оружия у ме-
 ня не было, только один нож. Сделал вид, что ничего не вижу, а сам сижу ни жив
 ни мертв. Нож держу в руке. Потом немного успокоился, вспомнил, что старики
 говорили: если его не обидишь, и он не тронет. Алмасты сел у костра, боком ко
 мне, и выжимает волосы. Лотом подсел поближе к костру. То один бок огню под-
 ставит, то другой. Я осторожно отполз немного в сторону. Успокоился - потому
 что он не злой. Сказал ему несколько слов, потом заговорил с ним покабардин-
 ски, по-балкарски, по-русски. Алмасты только мычит. Постепенно я задремал и
 уснул. А ночью услышал, что он что-то жует. Наверное, мои харчи. Но ничего не
 сказал. Утром я проснулся очень рано, алмасты уже не было. Торбочку он мою
 развязал и все съел, ничего не оставил" (записано в 1962 году).
  Исрафимов Разаман, учитель географии средней школы селения Талы: "14
 февраля 1959 года, будучи на охоте вдвоем с товарищем на горе Бухав (Буховуль)
 я увидел на снегу след босой человеческой ноги. Изумился, конечно, кто может в
 такое время ходить босиком по снегу? Пошел по следу. Длина следа 25-30 санти-
 метров. Передняя часть стопы шире человеческой. Все пять пальцев параллельны.
 Размах шага небольшой - существо шло не спеша. Следов когтей не было. После
 того как я прошел по следу два километра, я прекратил преследование - стало
 жарко и снег под солнцем начал таять. Я охотник и хорошо знаю следы зверей.
 Уверен, что это не был след медведя. И раньше я слышал о существовании в на-
 ших горах дикого человека, но не верил. Сейчас я убежден в том, что он сущес-
 твует, - я видел его след" (записано в 1959 году).
  Мамедова Назмиат, 32 года, из селения Магамаллар, продавщица Госторга:
  "Это было осенью 1953 года, кажется, в октябре. Мы ехали с мужем из
 Закатлы, везли домашние вещи. Я сидела в кабине, муж ехал в кузове. Была поз-
 дняя ночь. На подъеме от речки Катех-Чай на дороге появился каптар: ростом с
 высокого человека, весь покрыт длинной белой шерстью. На груди и на плечах во-
 лосы длинные, на предплечьях короче. Он прыгал на месте, как бы танцевал, и
 сильно махал руками. Шофер испугался, остановил машину. Мы видели каптара хо-
 рошо, фары его сильно освещали. Он стоял в 15 метрах от нас. Это был мужчина.
 Постоял он несколько мгновений, потом побежал в кусты. При этом очень громко
 закричал. Один раз увидела каптара - на всю жизнь запомнила, уж очень он
 страшный!"
  Н. Я. Капанадзе, колхозник из села Грома:
  "Это было осенью, кажется, в октябре. Мы жили вдвоем с одним стариком
 из Кавшири в глухом месте Гургенианского леса - заготавливали материал для
 колхоза. Наше жилье стояло в пятнадцати метрах от родника. Кроме него другой
 воды в этих горах нигде нет. Однажды рано на рассвете - я уже разжег костер и
 сидел возле него, курил - услышал шорох в лесу. Смотрю - идет кто-то: зверь не
 зверь, не пойму что. Сперва я подумал, что медведь, потом вижу - нет, человек.
 Но без одежды и весь покрытый длинной шерстью рыжего цвета. На спине шерсти
 больше, на животе меньше. Лицо тоже покрыто шерстью, но похоже на человечес-
 кое. Немного сутулый. Руки длиннее, чем у человека. Он шел к роднику. Очевид-
 но, знал о нем, потому что шел прямо к нему. Подойдя к роднику, он опустился
 на колени и, руками опираясь о землю, как человек, нагнулся и стал пить. Это
 было в пятнадцати метрах от меня. Пил долго, очень долго, с краткими перерыва-
 ми. Напившись, поднялся и пошел обратно туда, откуда пришел".
  Пшуков Мухамед, кабардинец, строитель:
  "Это было еще до войны, летом. Мы жили тогда в селении Батех в
 Зольском районе. Откуда-то в наш огород пришла алмасты и поселилась в нем, в
 кукурузе. Настелила там разных тряпок, траву. Прожила она у нас неделю. Все
 время находилась в нашем огороде. Кушала зеленую кукурузу. Вся волосатая, на
 голове длинные волосы. Ногти длинные. Глаза раскосые, красные, зубы крупнее,
 чем у человека. Днем она всегда лежала. Лежит обычно на боку, но все время пе-
 реворачивается, долго в одном положении не лежит. К нам много народу ходило на
 нее смотреть. Если подойдет близко сразу несколько человек, она беспокоится,
 садится, кричит, встает, сама себе рвет волосы на голове. Кричит очень громко.
 Когда успокоится, если человек стоит близко, она тихонько подходит и начинает
 лизать его, как собака" (записано в 1964 году).
  Работник Московского вагоноремонтного завода
 И.Колпашников в 1939 году во время халхин-гольских событий был начальником от-
 дела одного из воинских подразделений. Ночью его срочно вызвали в расположе-
 ние кавалерийской части Монгольской народно-революционной армии. Произошло там
 следующее: часовые заметили в темноте двух неизвестных, спускавшихся с горы, и
 открыли огонь, решив, что это японские разведчики. А рассмотрев убитых, пора-
 зились: это были обезьяноподобные существа. Прибыв в часть, Колпашников, по
 его словам, "почувствовал неловкость, что убитыми оказались два существа
 странного вида. Мне было известно, что в МНР нет человекообразных обезьян, и я
 задумался над вопросом, кто же это?" Только один старик монгол из местных жи-
 телей, которому переводчики показали убитых, сказал, что это "дикие люди".
 "Время было горячее, шел бой, подумать об отправке трупов в центр для исследо-
 вания не было никакой возможности..."
  Цена показаний
  Итак, семь свидетельских показаний. Семь очевидцев Неизвестного.
 Естественно, прежде всего (и после всего) встает самый существенный вопрос, а
 можно ли доверять этим свидетельствам? Доверять?.. Значит, речь идет о недове-
 рии. О том, что очевидцы, рассказавшие о необычном, попросту говоря, лгут?
  Да, именно так! Когда выясняется истина, научная достоверность увиден-
 ного (или услышанного), для нас очень важно установить, а заслуживает ли пол-
 ного доверия сообщение о том или ином факте.
  Итак, доверие. Что это значит? Очевидно, прежде всего, уверенность в
 том, что человек, увидевший что-то, расскажет о нем только так, как было. Го-
 воря еще прямее, мы должны быть уверены, что очевидец не сочиняет, не придумы-
 вает то, чего совсем не было (в данном случае не имеет большого значения, по
 каким соображениям человек дает заведомо ложные показания).
  Такая постановка вопроса бесспорна, и нам остается высказаться, нас-
 колько искренни рассказы только что выслушанных нами свидетелей. Прежде всего
 пойдем, как говорится, от противного. Есть ли смысл всем свидетелям сочинять
 что-то заведомо ложное о неизвестных диких людях? Думается, нет. Далее, есть
 ли у нас сколько-либо серьезные основания заподозрить наших свидетелей в бес-
 причинной сознательной лжи? Ответ здесь может быть еще более категоричным -
 таких оснований нет.
  Значит, мы можем доверять этим сообщениям? Подождите...
  Вот какой интересный эксперимент был проведен на девятом Международ-
 ном конгрессе психологов. Конгресс проходил в здании рядом с рестораном, в ко-
 тором происходил карнавальный бал. Выступлениям ученых мешали громкие крики и
 музыка, смех, явственно слышные в зале заседания. Организаторы конгресса оп-
 равдывались: что поделать, аренда помещения стоит очень дорого, поэтому для
 психологов была снята только половина здания.
  А тут произошло еще более неприятное, окончательно нарушившее порядок
 ученого заседания. Во время одного из докладов из дверей ресторана выскочил
 участник карнавала в костюме Пьеро. За ним с пистолетом в руках гнался Арле-
 кин. Раздались выстрелы. Пьеро упал...
  Когда порядок в зале был восстановлен, возмущенный председатель объя-
 вил перерыв и попросил всех очевидцев дать свидетельские показания, чтобы пот-
 ребовать неустойку с владельцев здания, гарантировавших полный покои для ус-
 пешной работы ученых.
  Более ста психологов, прибывших на конгресс, дали письменные свиде-
 тельские показания о том, что произошло в зале заседаний. А на другой день в
 этом же зале разыгрался второй акт представления. Как сообщил ученый, доклад
 которого был прерван вчера, вся сцена с маскарадом в ресторане, а также между
 Пьеро и Арлекином была им заранее подготовлена для того, чтобы подтвердить,
 или оправдать основные положения его научного сообщения.
  Свидетельские показания очевидцев полностью подтвердили точку зрения
 докладчика, утверждавшего, что воспоминалия каждого отдельного человека нас-
 только субъективны, что в большинстве случаев не могут отражать полную истину
 - будь то показания на суде, личные впечатления об увиденному воспоминания.
  Что же сообщили в своих показаниях люди о только что виденном соб-
 ственными глазами?
  Одни писали, что Арлекин, не догнав Пьеро, выстрелил ему в спину и тот
 упал. Другие утверждали: Пьеро просто упал, а Арлекин вскочил на него и выс-
 трелил в воздух. Третьи уточняли: Пьеро упал после выстрела, а уже потом Арле-
 кин поставил на него ногу и выстрелил в воздух. Сколько было выстрелов? Отве-
 ты: один, два, три...
  Так описали происшествие, только что случившееся у них на глазах, лю-
 ди, не заинтересованные в искажении истины. Выводы достаточно ясны. Даже если
 очевидец не заинтересован в сознательном искажении фактов, если он еще нахо-
 дится под свежим впечатлением увиденного и искренне стремится рассказать обо
 всем этом предельно точно и подробно, нужно всегда помнить о том, что челове-
 ческие восприятия субъективны. Два человека могут рассказать две различные ис-
 тории об одном и том же, и оба будут клясться, что было именно так, как рас-
 сказал он.
  Я сознательно заостряю внимание читателя на вопросе доверия к сообще-
 ниям, имеющим отношение к науке. Значение его особенно понятно, если вспом-
 нить старое мудрое утверждение: "факты - это воздух ученого!" Видимо, и к при-
 веденным выше свидетельствам очевидцев мы должны подойти с той меркой, о кото-
 рой только что было сказано. Другими словами, нужно учитывать бессознательную
 ложь.
  Все подобные сообщения необходимо оценить еще с одной стороны. Незави-
 симо от внешней неправдоподобности неизвестного нам явления, от его загадоч-
 ности и даже оценки его на первый взгляд, как чуда, то есть чего-то необъясни-
 мого естественными законами природы, мы должны поставить вопрос: а возможно ли
 такое явление с точки зрения диалектике материалистического взгляда на приро-
 ду? Не противоречит ли оно известным нам законам природы? Не есть ли это по
 существу своему дань "потустороннему", дань идеалистическим представлениям о
 мире?
  Оценивая приведенные свидетельства с этих позиций, мы никак не можем
 сказать, что они говорят о чемто мистическом, необъяснимом, противоречащем за-
 конам развития материи. Совсем нет. Речь может идти всего лишь, выражаясь язы-
 ком антропологов, о реликтовых гоминидах, а проще говоря, о возможно сущес-
 твующих и в наши дни представителях тупиковых ветвей в родословной человека.
 Скажем, неандертальцев - не тех, которые являются нашими предками, а тех, раз-
 витие которых в силу ряда причин прекратилось, не дало прогрессивного потом-
 ства. Можно ли утверждать, что открытие этих примитивных людей, остановивших-
 ся в своем развитии на стадии далекой древности, будет противоречить законам
 природы, потрясет основы всей науки о происхождении человека, наконец, окры-
 лит мистиков всех мастей? Отнюдь нет!
  Если говорить о научном обосновании такого утверждения, то я позволю
 себе сослаться на вполне авторитетное мнение доктора исторических и философ-
 ских наук Б. Ф. Поршнева. Вот что он писал о реликтовых гоминидах:
  "Большинство антропологов и зоологов даже и не помнят сейчас, что пер-
 вый ученый, отважившийся включить человека в систему классификации видов оби-
 тающих на земле животных, делил род человеческий на два разных вида: "человек
 разумный" и "человек троглодитовый" (или "человек ночной"). Это был величай-
 ший натуралист XVIII века Карл Линней... Прошло сто лет, и об этой рубрике
 линнеевой классификации многие вспомнили сразу после возникновения теории Дар-
 вина. В "человеке троглодитовом" готовы были видеть пережиток "недостающего
 звена" между человеком и животным.
  Но безапелляционные экспертизы виднейшего антидарвиниста Рудольфа Вир-
 хова пресекли эти "еретические" мысли. Прошли еще десятки лет. В одном и том
 же 1907 году английский ботаник И Элуис доложил Королевскому географическому
 обществу об обитании в Тибете неизвестного вида - волосатого дикого человека,
 петербургский востоковед Б. Барадийн сообщил о встрече его экспедиции в пес-
 ках Центральной Азии с необычным существом, почти человеком, но волосатым и
 скрывающимся от людей, которого монголы называют "алмас". Оба сообщения испы-
 тали одну судьбу: их даже не опубликовали, тексты ныне утеряны.
  Почти то же случилось с сообщением, которое прислал в Российскую ака-
 демию наук в 1914 году молодой зоолог В. А. Хахлов. Текст его я разыскал срав-
 нительно недавно в архиве Академии наук СССР в презанятной папке "Записки, не
 имеющие научного значения". Автор сообщал, что путем сбора и анатомического
 анализа данных им установлено обитание в Тянь-Шане и Центральной Азии дикого
 вида, который он предложил назвать "первочеловек азиатский"... Суть предложен-
 ного решения загадки и состоит в том, что линнеевский "человек троглодитовый",
 как и хахловский "первочеловек азиатский" со всеми относящимися сюда древними
 и новыми описаниями наблюдателей - это остаточная, деградировавшая ветвь "че-
 ловека неандертальского".
  Такая мысль предполагает пересмотр двух принимавшихся ранее на веру
 постулатов.
  Первое: считалось, что, как только появился "человек разумный", преды-
 дущий вид, неандерталец, более или менее быстро исчез. Однако успехи археоло-
 гии расшатали этот постулат. И кости, и изделия неандертальцев доказывают, что
 они очень долго сохранялись кое-где на земле после появления и расселения "че-
 ловека разумного". Оказывается, такое "сосуществование" длилось десятки тысяч
 лет. Еще несколько тысяч лет, остающиеся до наших дней, - это уже не так-то
 много.
  Второе: считалось, что раз от неандертальцев кое-где в земле остались
 каменные орудия, значит, все поголовно неандертальцы изготовляли такие орудия
 и были в полном смысле слова людьми. Но для того, чтобы называться человеком,
 изготовление орудий - условие необходимое, но далеко не достаточное. Легко
 представить себе, что эта способность была развита далеко не у всех, не во
 всяких условиях жизни. Те, которые развивались по пути труда, вполне очелове-
 чились, а те, у которых труд не получил развития, остались животными и эволю-
 ционировали на путях животного образа жизни. Стоило критически прикоснуться к
 обоим постулатам, как они распались.
  Таким образом, перед нами вполне, если можно так выразиться, законо-
 мерная антропологическая загадка: нет ли на земле живых неандертальцев?
  Троглодиты живы?
  Но возможно ли, чтобы в наши дни где-то обитали живые, неизвестные
 науке существа? Возможно, хотя и маловероятно, отвечают ученые. И действи-
 тельно, все мы знаем, что время от времени в наш век вдруг обнаруживают живот-
 ное, о котором ранее ученые ничего не ведали. Однако, когда речь заходит о су-
 ществах, одновременно близких к обезьянам и к человеку, антропологи в большин-
 стве своем считают, что такого быть не может: все подобные существа давно вы-
 мерли. В любом случае, когда кто-то встречается с "дикими людьми", он либо
 просто ошибается, принимая медведя или другого известного науке зверя за таин-
 ственного "дикого человека", либо встречает в самом деле одичавшего человека,
 как это бывало в послевоенные годы в некоторых районах земного шара.
  Можно вспомнить, например, как еще в 1965 году, через двадцать лет
 после окончания войны на Тихом океане, на острове Гуам поймали двух "лесных
 демонов". До этого многие островитяне замечали, что в деревнях по ночам исче-
 зают домашняя птица, пищевые продукты. Суеверные люди были убеждены в том, что
 это дело рук "лесных демонов". И вот их поймали. Два американских солдата
 столкнулись в лесу с голым человеком, размахивающим... мечом. Его обезоружили
 и привели в казармы. А затем в джунгли направили военный патруль, который об-
 наружил второго "демона". Оба были истощены до крайности, не говорили ни сло-
 ва, издавая лишь нечленораздельные звуки.
  "Дикими людьми" оказались японские солдаты, оставшиеся на острове со
 времен второй мировой войны. Двадцать лет они были пленниками собственного не-
 ведения: не зная, что война давно окончилась, японцы скрывались в тропических
 лесах острова, занятого американцами...
  Однако рассказы о таинственных лесных существах можно услышать во мно-
 гих районах земного шара, в частности, на Северном Кавказе, в Закавказье. В
 Грузии их называют цехи-скаци, в Азербайджане - пеше-адам, в ЧеченоИнгушетии -
 алмасты, а у дагестанцев - каптар. В переводе все слова означают одно:
 "дикий", "лесной человек".
  Если встретишь кого из них, предупреждают суеверные люди, не надо тро-
 гать; это шайтан, и он может отомстить. Лучше тут же уйти и никому не гово-
 рить об этой встрече. Как видим, перед нами ординарное суеверие. И большин-
 ство ученых делает из этого резонный вывод: за подобными суевериями нет ниче-
 го такого, что заслуживало бы внимания науки. Но в науке всегда и неизменно
 существуют различные точки зрения на одну и ту же проблему. И не только сущес-
 твуют, а и обогащаются все новыми доказательствами, каждая в свою пользу. А в
 результате выигрывает наука, побеждает научная истина.
  Весьма показательным примером и может служить загадка живых реликто-
 вых гоминидов, еще живущих на земле представителей тупиковых ветвей в родос-
 ловной человека.
  Подойдем к этой загадке с критики одной научной концепции. Об этом
 весьма убедительно пишет доктор биологических наук Б. Медников. Процесс наше-
 го становления, говорит он, нередко рисуется вроде парада, в котором в заты-
 лок шагают - впереди "человек разумный", а позади дриопитек. Предшественников
 человека разделяют на три стадии: австралопитеков, архантропов и палеонтропов.
 При этом одна стадия переходила в процессе эволюции в другую. Такую концепцию
 назвали стадийной теорией.
  "В целом, - замечает ученый, - это не очень похоже на дарвиновскую
 эволюцию: скорее напоминает ортогенез - целенаправленное стремление к созда-
 нию венца творения - "homo saiens". И далее он пишет: "Все новые и новые фак-
 ты убеждают, что "стадиальная" теория в основном своем принципе не права. Ста-
 дия австралопитеков, обезьянолюдей (архантропов) и первых людей (палеантропов)
 не сменяли друг друга, подобно тому как дети одного года рождения сменяют яс-
 ли на детсад и школу на вуз. Они продолжительное время могли сосуществовать, и
 сосуществование это порой не было мирным. Одна "стадия", более прогрессивная,
 или поглощала, растворяла в себе предыдущую, или же вытесняла в бесплодные
 местности, обрекая на вымирание, или же попросту истребляла физически. Однов-
 ременно жили разные человекоподобные... Фактов, подтверждающих эту точку зре-
 ния, накопилось более чем достаточно".
  И действительно, вспомним того же "человека умелого". Он жил в одну
 эпоху с австралопитеками - зинджантропами. И, кстати говоря, успешно охотился
 на них с помощью каменных орудий. В результате австралопитеки были вытеснены в
 южные районы Африки, где дожили до появления обезьянолюдей типа питекантропа.
 А может быть, они дожили и до появления современных людей?
  Среди населения Южной Африки до сих пор ходят легенды о том, что в са-
 мых диких горных лесах живут загадочные рыжие человечки - агогве. Некоторые
 охотники клянутся, что видели их; по описанию, агогве разительно схожи с ав-
 стралопитеками.
  Стоит вспомнить и так называемого "родезийского человека" (костные ос-
 танки его были найдены в Африке). Этот палеонтроп жил, по-видимому, не поз-
 днее чем 30 тысяч лет назад, когда в Европе уже появились люди современного
 типа, кроманьонцы. Имея мозг, не уступающий по объему нашему, он, однако, об-
 ладал крайне примитивным черепом.
  Очень любопытную картину далекого прошлого приоткрыли раскопки у реки
 Соло на Яве. В речных отложениях ученые обнаружили одиннадцать разбитых чере-
 пов, что свидетельствует скорее всего о людоедстве. Черепа, судя по форме,
 принадлежали очень древним людям, палеонтропам, близким к обезьянолюдям. А ря-
 дом находились гарпуны, сделанные из кости, - это уже орудия человека совре-
 менного типа.
  И наконец, возвратимся еще раз к находке антрополога Р. Лики, обнару-
 женной в 1972 году - ископаемому человеку, жившему около 3 миллионов лет на-
 зад. Объем мозговой полости у него - помните - около 800 кубических сантимет-
 ров. Значит, он превосходит объем черепной коробки "человека умелого", живше-
 го миллион лет спустя. Более того, у него почти отсутствует надглазный валик;
 по этому признаку он стоит к нам даже ближе, чем неандертальцы...
  "Кроме нескольких перекрещивающихся линий, ведущих к человеку разумно-
 му, - заключает Б. Медников, - в то же время существовали боковые, тупиковые
 ответвления. Таковы гигантские формы - гигантопитеки и мегантропы, много круп-
 нее гориллы, останки которых найдены в Южной Азии, - современники архантропов,
 а может быть, и более поздних людей. В целом это никак не напоминает "ста-
 диальную" теорию, согласно которой человек современного типа не мог увидеть
 неандертальца".
  ...Рони-старший в книге "Борьба за огонь", известной всем нам с дет-
 ских лет, повествует о странствиях своего героя. Судя по всему, Нао - человек,
 близкий к современным людям, тип кроманьонца. С кем же он встречается? Людое-
 ды - кзаммы, у которых он добывает огонь, весьма напоминают неандертальцев. А
 свирепо рыжие карлики - это уже не выше чем homo habilis. Фантазия писателя?
 Конечно. Но нет ли в ней "рациональных зерен" истины?
  Однако у нас все же нет ответа на самый главный вопрос: существуют ли
 в действительности наши неудачные родственники. Тут мы можем пока говорить о
 "свидетельских показаниях". О цене таких показаний мы уже говорили. Ученый
 должен убедиться сам - увидеть, исследовать, сравнить, сделать выводы. Впро-
 чем, свидетельства очевидцев иногда говорят о многом.
  "Березовское чудо"
  В 1907 году в ежегоднике Тобольского губернского музея были опублико-
 ваны материалы о "Березовском чуде". Дело касалось убийства охотниками неиз-
 вестного существа.
  "Осенью 1845 года, - сообщалось в ежегоднике, - промышленники остяк
 Фалалей Лыкысов и самоед Обыль убили в урмане (в лесу - В. М.) необыкновенное
 чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза - один на лбу, а дру-
 гой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потоннее собольей, скулы голыя, у
 рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужского пола. Отставной
 урядник Андрей Шахов послал об этом 16 декабря 1845 года доношение в Березов-
 ский земский суд".
  По приказу тобольского губернатора охотников разыскали и с пристрас-
 тием допросили. Вот что сообщают об этом документы, сохранившиеся в архиве
 краеведческого музея города Салехарда:
  "Обыль объяснил, что вместе с Фалалеем нашел в лесу какое-то чудовище,
 облаянное собаками, от коих он оборонялся своими руками. По приближении 15 са-
 жень сбоку из заряженного ружья Фалалей стрелял в оного чудовища, которое и
 пало на землю. Осмотрели его со всех сторон, орудия при нем никакого не было,
 роста 3 аршина, мохнатой, не имелось шерсти только на носу и на щеках, шерсть
 густая, длиной в полвершка, цвету черноватого, у ног перстов нет, пяты востро-
 ватые, у рук персты с когтями, для испытания разрезывали тело, которое имеет
 вид черноватой, и кровь черноватая, тело чудовища сего оставили без предохра-
 нения на том месте. Земскому исправнику дано приказание найти тело существа,
 но местные жители долго отказываются показать место, где оно убито, а потом
 приводят на поляну, на которой не было никаких следов. Так и осталось дело под
 названием "Березовское чудо" не раскрытым".
  Раскопал эти архивные документы геолог В. Пушкарев. Работая на Севере,
 он заинтересовался рассказами о "диких людях", якобы живущих там в лесах. Одну
 из историй он услышал в 1972 году от жителя села Усть-Цильма (в низовьях Печо-
 ры) Е. И. Булыгина:
  "В двадцатом году, мне тогда было 15 лет, косили мы сено на реке
 Цильме, километрах в десяти отсюда. Я, еще человек шесть мальчишек и двое
 взрослых в трехстах метрах от реки стоговали сено. Неподалеку стояла изба, где
 мы жили во время сенокоса. Вдруг на противоположном берегу появились две непо-
 нятные фигуры. Один маленький, черный, другой огромного роста (больше двух
 метров), серый, белесый. Они всем были похожи на людей, но мы почувствовали
 сразу, что это не люди, и смотрели на них, не двигаясь с места. Они стали бе-
 гать вокруг большой ивы. Белесый убегал, а черный за ним гонялся. Вроде игра-
 ли. Бегали очень быстро. Одежды на них никакой не заметили. Так продолжалось
 несколько минут, а потом они помчались к реке и исчезли. Мы тут же вбежали в
 избу и целый час не решались выйти. Потом, вооружившись чем попало и захватив
 ружье, поплыли на лодке туда, где они бегали.
  Там нашли следы и большого и маленького. Особенно много их было вок-
 руг ивы. У маленького следа пальцев не помню, но следы большого я рассмотрел
 хорошо. Они были очень большими, как от валенок. Резко выделялись пальцы. Их
 было шесть, примерно одинаковой длины. След очень похож на человеческий, но
 плоский, как у медведя, и пальцы не прижаты, как у человека, а немного рас-
 ставлены в стороны".
  Через три года геолог работал в нижнем течении Оби и здесь снова стол-
 кнулся с тайной неведомых лесных жителей. На нижней Оби, замечает В. Пушкарев,
 на реках Сыпя и Войкар, о них слышали все, но не каждый станет об этом расска-
 зывать первому встречному. Ханты - простой, доверчивый народ, очень осторож-
 ный и чуткий ко всякого рода прямолинейным расспросам и насмешкам...
  В Салехарде Пушкарева познакомили с М. Е. Сенькиной, учительницей,
 вдовой революционера, отдавшей много сил борьбе с неграмотностью местного на-
 селения.
  "До революции, - рассказала эта женщина, - я с отцом постоянно ездила
 на промыслы. Мне было тогда двадцать лет, жили мы в Обдорске (ныне Салехард).
 Нередко останавливались у одного старого ханты недалеко от селения Пуйко. Пом-
 ню, начался сентябрь, ночи были уже темные, и по ночам часто лаяли наши соба-
 ки. Однажды этот лай стал особенно ожесточенным. На вторую ночь такой остерве-
 нелый лай собак повторился. Я спросила нашего хозяина-ханты, на кого они так
 лают, и он шепотом сказал, что это приходит землемер.
  - Какой землемер? - не поняла я.
  - Этой ночью я покажу тебе, - пообещал он. - Но только смотри на него
 осторожно - сквозь пальцы.
  В полночь мы вышли из чума. Уже висела луна, большая, красная. Ждали,
 наверное, с час. И вдруг снова лай собак. В нескольких десятках метрах я уви-
 дела необычайно высокого человека. Наши чумы окружал двухметровый тальник. Го-
 лова и плечи человека возвышались над ним. Он шагал очень быстро, крупно, нап-
 ролом через заросли. Глаза его горели, как два фонаря. Такого страшного и та-
 кого высокого человека я никогда не встречала. Собаки с лаем бросились к нему.
 Одна, воодушевившись нашим присутствием, подбежала совсем близко. Человек нак-
 лонился и, схватив ее, бросил далеко в сторону. Мы услышали только короткий
 визг и мелькнувшее в воздухе тело. Человек быстро удалился, ни разу не обер-
 нувшись.
  - Это что, леший?- спросила я старика.
  - Не смей говорить этого слова! - испугался тот.
 - Ты позовешь его. Зови просто землемер. Он приходит сюда каждый год в это
 время.
  Одной собаки мы наутро недосчитались". ТУНГУ И ЧУЧУНАА Все более
  увлеченный загадкой северных реликтовых гоминидов, В. Пушкарев решает
 опросить учащихся средних специальных учебных заведений - будущих педагогов,
 фельдшеров, зоотехников. И что же? На первый вопрос: "Встречался ли у вас в
 тундре дикий человек?" - из 60 опрашиваемых 48 отвечают утвердительно, 12-"Не
 знаю".
  На второй вопрос: "Как ненцы называют дикого человека?" - все 60 отве-
 тили: "Тунгу". На третий вопрос: "Кто сам или из близких родственников встре-
 чал его в недавнее время?" (имелись в виду 60- 70-е годы)-четверо ответили,
 что видели тунгу своими глазами, но на значительном расстоянии, в густых су-
 мерках, детали облика описать не могут. У 19 учащихся его видели отец, дед или
 братья. И на вопрос: "Как описывают тунгу те, кто его видел?", - отвечали:
 очень высокий и тонкий, мохнатый, наверное, в шкуре; оглушительно свистит и
 очень быстро бегает. Встречали его практически по всему Северу от Оби до Ени-
 сея. И не только в этих краях.
  В Якутии можно также услышать о "диких людях". Здесь их называют чучу-
 наа. Тот же В. Пушкарев летом 1974 года записал несколько рассказов о чучунаа.
 Вот один из них.
  Эвенка Т.И.Захарова, 55 лет, работник оленеводческой бригады в южном
 Верхоянье, вспоминает:
  "После революции, в двадцатых годах, жители нашего села встретили чу-
 чунаа, собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в
 рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, гово-
 рят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки,
 на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был
 маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий,
 гораздо больше, чем у человека. А как похож на человека, только намного выше
 ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая пос-
 ле каждого третьего шага".
  Кстати, стоит вспомнить и книгу советского этнографа, знатока якут-
 ской земли Г. Ксенофонтова "Ураангхой Сахалар. Очерки по древней истории яку-
 тов".
  "Чучунаа - человек, - рассказывает, например, А. Винокуров. - Питает-
 ся охотой на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя це-
 ликом сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на се-
 бя... Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный,
 хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма
 редко, часто видят убегающим... Лицо у чучунаа черное, на нем нельзя разоб-
 рать ни носа, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бы-
 вает".
  В 70-х годах собкор газеты "Социалистическая индустрия" К). Свинтиц-
 кий разговаривал в одном из поселков Якутии с местным старожилом Христофором
 Стручковым:
  - По нашим речкам и горам сам не ходи!
  - Что так?
  - Не ходи сам в темноту. Не ходи ночью к реке. Будь осторожен в горах.
 Живет такой человек - чучунаа. Совсем дикий такой. Ростом - как два Христофо-
 ра. Сильный, как медведь. В шкуру одевается. Стрелы пускает. Очень трудно его
 заметить - хорошо прячется чучунаа. Очень трудно от него спастись - быстро бе-
 гает чучунаа...
  - Красивая сказка, Христофор Михайлович!
  - Не сказка вовсе! Сам видел. Два раза. Стрелять, однако, не стал. Ви-
 дели мы друг друга, вот как я тебя. С ружьем я был - он ружья боится. Днем сам
 не нападает. Смотрит. Нюхает. Далеко чует чучунаа.
  - Не веришь, - огорчился Стручков, - У нас многие якуты знают чучунаа.
 Меня ученые люди слушали. Рассказы стариков записывали. Они верят нам...
  "Сначала совсем нелепым и фантастическим казался мне этот рассказ, -
 пишет Ю.Свинтицкий - но вот что запомнил я со слов старого якута. То, что
 кто-то записывал легенды о чучунаа. Надо было поинтересоваться у специалистов".
  ...Вот свидетельство (1940 года) этнографа А. Савина - со слов 35-лет-
 него Михаила Щелканова из Аллаиховского района. Тот рассказывает, что в окру-
 ге водится чучунаа. Он велик ростом и очень худ. Имеет привычку подкрады-
 ваться к человеческому жилью и красть рыбу. Говорить не умеет, только свистит.
 Одежда на нем такая, что тесно облегает тело. Однажды Щелканов строил дом в
 Русском устье. Внезапно, когда Михаил работал, на него кто-то прыгнул. От нео-
 жиданности он выронил из рук топор. Но нападающий был очень слаб. Михаилу уда-
 лось повалить его и изо всей силы ударить ногой.
  Еще один рассказ. Его оставил Г. Васильев со слов И. Слепцова. Запись
 была сделана в 1945 году в Абыйском районе, тоже в бассейне Индигирки. Слеп-
 цов поведал, что однажды был с другом на охоте. Присели отдохнуть, а карабины
 оставили в стороне. И вот чучунаа украл один затвор. А на другой день оставил
 его на пне.
  Потом, когда Слепцов шел один по тропе, навстречу ему попался "не то
 черт, не то человек" и стал в него пускать стрелы, быстро, одну за другой, ра-
 нил охотника, но не опасно. Вслед за тем чучунаа метнул копье и попал в ногу.
 Тогда пришлось выстрелить.
  Лицо у него, говорит Слепцов, длинное, спина короткая, руки и ноги
 длинные. А следы он оставляет большие, полукруглые, "как месяц". Одет в оленью
 шкуру.
  А в 1948 году народный судья М. Попов записал рассказ Иннокентия Попо-
 ва в Жиганском районе. Тот сообщил, что знал семью Очикасовых, у которых чучу-
 наа похитил трехлетнюю дочь. Это сделал "большой человек, вышедший из леса",
 который затем скрылся в горах.
  Через три года девочку нашли. Сначала ее не узнали - на ней была наде-
 та тесная мохнатая шкура. Только когда эту шкуру распороли и сняли, поняли,
 что перед ними пропавшая дочь, которая совсем одичала.
  И вот журналист снова беседует с Николаевым.
  - Я думаю, - говорит он, - что следует обратить внимание на ряд об-
 стоятельств. Почти все свидетели сообщают о чучунаа как о реальности, без фан-
 тастических подробностей, свойственных легендам. В рассказах слишком много
 совпадений в деталях облика, манерах поведения чучунаа.
  - Так что ничего необъяснимого здесь нет, - резюмирует Семен Иванович
 Николаев. - Ведь до сих пор в дебрях Бразилии, Филиппин и в некоторых других
 местах даже в наши дни находят неизвестные племена. Некоторые уголки Вер-
 хоянья по труднодоступности, думаю, могут поспорить с любыми малоизвестными
 областями. А по климатическим условиям - тем более. Вполне возможно, что здесь
 нас, ученых, могут ожидать сюрпризы..; Еще одна деталь. "Чучунаа"- это слово
 можно перевести с одного из местных речений как "беглый", "отверженный". Выра-
 зительная деталь!
  "...Теперь я часто вспоминаю наш разговор с Христофором Стручковым, -
 заканчивает Ю.Свинтицкий, - быстрые воды Индигирки, редкие лиственницы, холод-
 ные уступы гор, кинжалами упершиеся в небо. Видимо, есть еще у них свои тайны".
  Что же получается? В разных районах, разделенных не одной тысячей ки-
 лометров, в народе бытует убеждение о существовании диких существ, похожих на
 человека, причем почти во всех сообщениях бросается в глаза сходство как во
 внешнем виде этих существ, так и в их образе жизни. Над этим стоит поразмыш-
 лять!
  Следы "снежного человека" Действительно ли в каких-то уголках нашей
  планеты обитает неведомый "родственник" человека, не поднявшийся с на-
 ми до высот цивилизации? - этот вопрос интересует многих. Но загадка остается
 еще не решенной. Ответа на него ищут исследователи многих стран. В том числе у
 нас в стране, при Академии наук СССР в 1958 году была создана специальная ко-
 миссия по изучению вопроса "о снежном человеке". Было издано несколько брошюр.
 Опубликована монография профессора Б. Ф. Поршнева "Современное состояние воп-
 роса о реликтовых гоминидах". Проводилась организационная работа. Снаряжались
 экспедиции, во многих районах страны велись наблюдения.
  В январе 1988 года газеты напечатали корреспонденцию Агентства печати
 Новости "В поисках "снежного" человека". В ней приводится рассказ участницы
 комиссии Ж. И. Кофман, которая и по сей день занимается изучением материалов,
 свидетельствующих о реальности загадочного существа. В конце 50-х годов, гово-
 рит она, в советской печати появились первые сообщения о наблюдениях за "снеж-
 ным человеком", рассказы очевидцев о нем. В основном это были перепечатки из
 зарубежной прессы. Но в ответ на них пошли письма о встречах на территории на-
 шей страны с "алмасты", "меше-адамом", "нас-насом", "тагыадамом" (у различных
 народов это существо называется поразному). Таких откликов было очень много, и
 стало ясно, что проблема требует самого пристального внимания.
  Однако через некоторое время по неизвестным причинам указанная комис-
 сия лишилась поддержки Академии наук и была вынуждена свернуть свою дея-
 тельность. В последующие годы исследования вопроса о "снежном человеке" ве-
 лись исключительно энтузиастами на добровольных началах. В нескольких городах
 возникли самодеятельные группы, которые на свой страх и риск организовали ряд
 экспедиций.
  Исследователи собрали многочисленные "улики", оставленные "снежным че-
 ловеком": оттиски следов, отпечатки пальцев, фотографии, кинокадры и т. д. А
 главное - свидетельства тех, кому довелось встретиться с нашим "застенчивым"
 сородичем. Собрано более сотни заверенных протоколов и сообщений очевидцев. В
 числе наиболее интересных рассказ Маршала Советского Союза П.С.Рыбалко о том,
 что во время боев с японцами на Халхин-Голе в 1939 году он несколько суток вез
 в обозе такое существо.
  Имеется свидетельство старого чекиста, генералмайора А. С. Топильско-
 го: после одной из операций против басмачей в Средней Азии он видел труп слу-
 чайно подстреленного "снежного человека".
  Еще одно сообщение: "У него на затылке что-то вроде пучка, как у жен-
 щины". Между тем в трудах по антропологии встречается понятие "шиньонообраз-
 ный затылок" ("шиньон" по-французски означает "пучок волос"). Именно такой за-
 тылок у неандертальца. Словом, если проанализировать всю массу имеющейся ин-
 формации, то, как на фотографии, появится реалистичная фигура, соответствую-
 щая и антропологическим данным, и предполагаемому образу жизни и поведения.
  У тех, кто занимается поисками "снежного человека", ныне появились но-
 вые перспективы. В 1987 году под началом Министерства культуры СССР учреждено
 и действует Общество криптозоологов. У него есть свой устав, программа и фон-
 ды на приобретение необходимой аппаратуры ночного видения и фотографирования,
 средств связи, обездвиживающих препаратов и другого оборудования.
  "Таги-адам" (дикий человек) замечен и в Казахстане. Республиканский
 молодежный журнал "Зерде" в январе 1989 года напечатал интересную статью о
 "снежном человеке", где наряду с другими фактами встречи с ним приводится рас-
 сказ Долды Кожабергенова, работавшего в конце 60-х годов охотинспектором в
 Тарбагатайском районе Восточно-Казахстанской области...
  Дело шло к зиме, - говорит аксакал. - Местные чабаны, уже спускавшие-
 ся с горных пастбищ в низину, на зимовья, сообщили о налетах волков на отары и
 указали на место, где это происходило. Приготовив ружье и боеприпасы, инспек-
 тор тут же сел на коня и отправился на поиски хищников. Увлекшись, не заметил,
 как уехал слишком далеко. Ночь пришлось провести в укрытии. Незадолго до ут-
 ренней зари он заметил четыре тени. Подумал, что это не то воры, не то бра-
 коньеры. Насторожился и стал внимательно следить, что будет дальше. А когда
 брызнули первые лучи зари, буквально обомлел, заметив какие-то существа в шу-
 бах наизнанку. Занятые своим делом, незнакомцы оказались на очень близком рас-
 стоянии от инспектора, и он заметил, что они были вовсе не в шубах, а в соб-
 ственной шкуре. Долда решил, что это и есть "таги-адам", о которых ранее при-
 ходилось слышать не один рассказ очевидцев. Казахи зовут их также "кси-киик"
 (человек-козел), "мешельадам" (недоразвитый человек). Шерсть на них была похо-
 жа на верблюжью, но темно-коричневого цвета. На спине и особенно на загривках
 гуще, а на руках и по бокам пореже. Глаза впалые, брови густые, надвинутые
 вперед. Руки свободно опускаются до колен. "Переведя дыхание, - говорит Кожа-
 бергенов, - присмотрелся, отчетливо различил мужчину и трех женщин. Бесспорно,
 это были дикари, но очень уж похожие на людей".
  Ученые внимательно следят также за зарубежными сообщениями о наблюде-
 ниях реликтового гоминида. Весьма интересными кажутся исследования, проводи-
 мые в этом направлении в Китайской Народной Республике. Имеются сведения, что
 в горных районах Китая еще несколько десятилетий назад "лесные люди" мирно жи-
 ли в глухих деревушках и даже помогали местным жителям по хозяйству. Экспеди-
 ция китайских ученых (100 человек, разделенных на 12 отрядов) с марта 1988 го-
 да проводит поисковые работы в отдаленном горном районе Шэньнунцзя (провинция
 Хубэй, Центральный Китай). Давно уже оттуда поступают сообщения о "странном
 существе, то ли человеке, то ли звере". Возможно, это все-таки следы "йети" -
 "снежного человека"? Они отмечены и в других местах Китая: в ряде южных про-
 винций, а также в горах Тибета. Сейчас более 600 китайских экологов, биологов
 и антропологов заняты исследованием загадки "снежного человека". На этот раз
 они решили предпринять концентрированные усилия, чтобы попытаться решить тай-
 ну легендарного "йети".
  Еще одна новость. Как сообщило агентство Франс Пресс, в конце 1987 го-
 да австрийский альпинист и фотограф Клаус Майор сделал серию цветных снимков
 "снежного человека"". По его словам, это двуногое существо ростом около двух
 метров двадцать сантиметров, издающее горловые звуки и свист. Испуганный шу-
 мом кинокамеры Майора, "снежный человек" убежал, оставляя на снегу ясные сле-
 ды, имеющие 37 сантиметров в длину и 17 сантиметров в ширину. Ссылаясь на ав-
 стрийское прессагентство, Франс Пресс напоминает, что в 1986 году известный
 альпинист Рейнгольд Месснер сообщил о том, что он видел "снежного человека",
 но не успел его сфотографировать.
  Поиски "снежного человека" идут в Монголии. Здесь его называют алмас.
 Местные энтузиасты утверждают, что он будет найден на территории Монгольского
 Алтая. Уверенность их основывается на том, что изображения алмаса можно обна-
 ружить на рисунках всемирно известной пещеры Хойт-ценхэрийнагуй времен неоли-
 та. В некоторых ламаистских монастырях чучела алмаса в течение веков служили
 объектом поклонения.
  "Большеног" в кадре
  Но мы еще не добрались до самого убедительного свидетельства в пользу
 неуловимых гоминидов. В октябре 1967 года американскому натуралисту Р. Паттер-
 сону посчастливилось заснять это существо на кинопленку. Дело было на севере
 Калифорнии. Скрываясь за поваленными деревьями, он приблизился к гоминиду при-
 мерно на 40 метров и снял его идущим по склону ущелья. Когда тот ушел в лес,
 Паттерсон не осмелился его преследовать. Тогда, двадцать лет назад, большин-
 ство антропологов решили, что им показали ловкую подделку. Разве нельзя наря-
 дить человека в шкуру и снять его на пленку? Однако проведенное позднее изуче-
 ние отснятых кадров показало, что подделка здесь исключается.
  Кинопленка была передана на экспертизу советским специалистам колле-
 гой умершего Паттерсона Р. Дахинденом. В Москве походку гоминида на пленке
 изучал профессор
 Д.Донской. Вот его замечания: "После многократного рассмотрения походки двуно-
 гого существа и детального изучения поз на фотоотпечатках с кинопленки остает-
 ся впечатление о хорошо автоматизированной, высокосовершенной системе движе-
 ний. Все частные движения объединены в единое целое, в хорошо слаженную систе-
 му...
  Шаг существа энергичный, широкий; нога выносится далеко вперед.
  По широкому, маховому движению рук можно предполагать, что они у су-
 щества массивные, мышцы сильные...
  В целом наиболее существенным можно считать непротиворечивость всех
 отмеченных особенностей. Они не только просто совмещаются, но и связаны многи-
 ми взаимозависимостями. Все это вместе взятое позволяет оценить походку сущес-
 тва как естественную, без заметных признаков искусственности, характерных для
 разного рода преднамеренных имитаций. Рассматриваемая походка существа для че-
 ловека совершенно нетипична".
  Наш разговор о реликтовых гоминидах хочется закончить словами кандида-
 та биологических наук С.Клумова: "За истекшие 20 лет (19581978 гг.) появилось
 много новых материалов: сделаны новые наблюдения в Европе, Азии, Северной Аме-
 рике, Австралии и т. д., то есть значительно расширена область распростране-
 ния реликтовых гоминидов; дважды были сняты кинофильмы (в Северной Америке),
 сделаны новые наблюдения в Гималаях, обнаружены новые следы, которые зафикси-
 рованы учеными, опубликованы новые данные в научных статьях, книгах, моногра-
 фиях... У нас активно работают Д. Баянов, И. Бурцев, В. Пушкарев, А. Бурцева,
 А. Козлов и многие другие, в США и Канаде ушедших ученых также заменили моло-
 дые силы. Все они продолжают труд, начатый их предшественниками, и надо на-
 деяться на новые открытия, новые серьезные научные исследования".
  Последние годы в нашей стране поисками реликтовых гоминидов активно
 занимается самодеятельная экспедиция из Киева. Возглавляет ее И. Ф. Тацл. В
 1979 году участники экспедиции обнаружили в районе Гиссарского хребта явные
 следы загадочного двуногого существа. Длина его ступни составляет 34 сантимет-
 ра. "Интересный разговор,
 - писал в "Комсомольской правде" участник экспедиции И. Бурцев, - состоялся у
 нас с жителями поселка Хакими. Это сезонный поселок неподалеку от озера
 Темир-Куль. Люди живут там только летом. Наш провожатый - работник лесхоза Ку-
 бельбеддин Разджабов привел нас в дом егеря Гафара Джабирова. Хозяину около 60
 лет, у него семеро детей. Началась беседа - о семье, о хозяйстве, о зверях,
 обитающих в лесу. Постепенно перешли к "одамиявои" ("дикому человеку"). Когда
 мы показали Гафару журнал "Техника молодежи" с изображением гоминида, он вос-
 кликнул: "Вот такого я видел сам и даже стрелял в него!"
  По его рассказу, однажды весной в середине шестидесятых годов он по-
 шел в ущелье в шести километрах от Хакими, чтобы накосить камыша. Он уже за-
 канчивал косить, как вдруг почувствовал какоето беспокойство. Оглянулся - и
 видит: в пятнадцати метрах, на большом камне, сидит какойто дикий волосатый
 человек почти черного цвета и смотрит на него. Гафар испугался, схватил ружье,
 закрыл глаза и выстрелил в направлении существа. "Только через пять минут я
 открыл глаза и вижу - его уже нет", - закончил свой рассказ егерь.
  Через год участники экспедиции обогатились новыми фактами. "Начну с
 рассказов очевидцев, - говорит
 И.Ф.Тацл - Чабаны Шукур Ташрипов и Вали Васиев рассказали, что им приходилось
 при перегонах овец на высокогорные пастбища видеть волосатого человека. Ташри-
 пов наблюдал его метрах в двадцати, сидящим на корточках. Встревоженный лаем
 собак, волосатый человек встал и не спеша ушел. Точно так же вело себя и су-
 щество, увиденное Васиевым. -
  - Что ты сидишь? Я тебя не боюсь, - крикнул чабан. Одамиявои встал
  и медленно ушел в заросли. Последний раз чабаны встречались с ним
  в августе 1979 года. В тех же примерно местах таинственного незнаком-
 ца видели художник Г. Бурцев из Томска, пасечник Р. Соитов из Шахренау и его
 жена, учитель
 Л. Юнусов с сыном, управляющий отделением совхоза 3. Усманов. Заместитель
 главного охотоведа Таджикистана А. Чутков признался, что всегда скептически
 относился к рассказам о "снежном человеке", но, когда он сам в мае прошлого
 года увидел на песчаной речке отмели в урочище Комароу огромные следы босых
 ног, он изменил свое мнение.
  Что касается следов, то участники нашей экспедиции наталкивались на
 них постоянно чуть ли не каждый день".
  И еще одно авторское соображение. Не задумывались ли вы над тем, что
 распространение в народе всякого рода суеверных представлений далеко не одина-
 ково? Одни из них бытуют в небольших районах, другие живут не столь уж долгую
 жизнь и уходят в небытие, а третьим обеспечены и долгая жизнь, и широкое рас-
 пространение. Проходят целые века, а суеверие (поверие!) продолжает жизнь, бо-
 лее того, даже набирается сил.
  Вот и стоит подумать: может быть, за теми повериями, которые веками
 живут в народе (и в народах), невзирая на прогресс научного знания, кроется не
 только невежество, не только суеверие, но и что-то реальное, еще не раскрытое
 наукой?
  Ну а если окажется, что реликтовые гоминиды в действительности не су-
 ществуют, это также будет важным выводом науки: разрешится один из спорных
 вопросов научного познания окружающей нас природы.
  В.А. Мезенцев. Чудеса. Алма-ата 1990
 


Теги: криптозоология   снежный человек  
  Вставить в блог: Livejournal   Я.ру   Buzz



PDF-версия


Оставьте свой комментарий

Введите код с картинки
Имя пользователя
E-mail
Домашняя страница
Подключить файл или картинку

   

Облако тегов

А.Сандэрсон аварии НЛО алхимия аномалии в истории аномалия Пионеров аномальная зона аномальные механизмы аномальные явления Атлантида атмосферные аномалии АЯ в ближнем космосе Бермудский треугольник биологические аномалии Болезни НЛО и АЯ веб программирование верстка внеземная жизнь внеземной разум внеземные цивилизации время время, закономерности вселенная вскрытие пришельца догоны древние знания древняя история Елюю Черкечех Жигули З.Ситчин загадочные животные затонувшие земли имплантанты история исчезновения и появления климат космос криптозоология круги на полях левитация, антигравитация Лемурия массовая гибель метеориты мистика мистические существа мифология молнии морской змей наблюдения НЛО наска нашествие с неба небесные предки невидимки невозможные существа невозможный артефакт необъяснимое нетрадиционная история нечеловеческие цивилизации НЛО НЛО в древности НЛО и АЯ на Луне НЛО и техника НЛОнавты озерные чудовища падения с неба палеоартефакт палеоастронавтика палеонтология параллельные миры Пацифида перевал Дятлова Пири Рейс пирокинез, возгорания полтергейст похищения привидение призрак происхождение жизни происхождение человека проклятая вещь проклятие проклятое место пророчества путешествие расселение народов расчленения рисунки на теле розуэлл самолеты в древности сборник иллюстраций сверхчувства животных сверхчувства, сверхвозможности случайности и закономерности снежный человек старые карты тайны истории тайны открытий телекинез телепатия теория уфологии трансмутация тунгусский метеорит Урочище Икс физика хроники АЯ хронология Ч.Форт, фортеанство Чертово кладбище чупакабрас шаровая молния шумный дом

UFORUM

 

Уфологический форум. Аномальные явления, уфология, непознанное.
Общий форум сайта

Анкеты очевидцев
Если Вы наблюдали НЛО, неизвестное животное или другое аномальное явление, расскажите об этом здесь.
Анкета очевидца НЛО
Анкета очевидца АЯ
Анкета очевидца неизвестного животного
Анкета очевидца АЯ в космосе

 

- Главная - Стихи - Фотография - Проза - Уфология - О себе - Фотоальбом - Новости - Контакты -